УДК 159.9
ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
Слободянюк Марк Сергеевич
Студент, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» dangemanstuff@gmail. com
Чабаненко Светлана Владимировна
Преподаватель, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» [email protected]
В статье проводится теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению и классификации феномена прокрастинации. Рассматривается исторический, культурный, этнопсихологический и эволюционный аспекты прокрастинации. Формулируется обобщенная структура компонентов прокрастинации исходя из разных подходов к пониманию психических процессов человека. Так, представлены эмоционально-волевой, поведенческий, когнитивный и бессознательный компоненты, что необходимо при рассмотрении подобных многомерных феноменов.
Ключевые слова: прокрастинация, психология личности, деятельность, факторы преграды, типы прокрастинации, причины прокрастинации, компоненты прокрастинации, откладывание, перфекционизм, стрессоустойчивость, тревожность.
PROCRASTINATION PHENOMENON: THEORETICAL RATIONALE, RESEARCH ANALYSIS AND IMPACT ON HUMANS
Slobodyanyuk Mark Sergeevich
Student, FSAOU HE "Sevastopol State University" [email protected]
Chabanenko Svetlana Vladimirovna
Lecturer, Sevastopol State University [email protected]
The article provides a theoretical analysis of domestic and foreign approaches to the study and classification of the phenomenon of procrastination. The historical, cultural, ethnopsychological and evolutionary aspects of procrastination are considered. A generalized structure of procrastination components is formulated based on different approaches to understanding human mental processes. Thus, the emotional-volitional, behavioral, cognitive and unconscious components are presented, which is necessary when considering such multidimensional phenomena.
Keywords: procrastination, personality psychology, activity, barrier factors, types of procrastination, causes of procrastination, components of procrastination, procrastination, perfectionism, stress tolerance, anxiety.
Прокрастинация (лат. pro - вместо и crastinus - завтрашний) - паттерн поведения, при котором индивид не просто не выполняет задачи, а постоянно откладывать их на потом. Часто прокрастинация сопряжена с замещением одних (субъективно негативно окрашенных) задач на
множество других более мелких или более приемлемых [3].
Понятие прокрастинации крайне многогранно и дать единое определение, включающее в себя всю многогранность феномена крайне трудно. Так:
- В работах Пирса Стилла прокрастинация понимается как: «...осознанное откладывание индивидом имеющихся целей и задач, сопряженное с опознаванием негативных последний в будущем.» [7].
- Американский психолог Клэри Лэй в своих трудах констатирует: «Прокрастинация - осознанное, иррациональное, деструктивное откладывание имеющихся планов, целей и задач, с осознанием негативных последствий в результате этого» [5].
- Обращаясь к большому психологическому, мы находим определение «прокрастинатора» как индивида склонного к постоянному откладыванию задач на неопределенный срок, человека «промедлителя». Определение было дано Б.Г. Мещеряковым [1].
- Отечественный психолог, разрабатывающий теоретические вопросы прокрастинации, В.С. Ковылин понимает данный термин как: «Паттерн поведения, при котором даже важные и срочные дела, задачи, планы, решения откладываются «на потом». Данный паттерн включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.» [3].
Мета-исследование феномена
прокрастинации, включающее в себя весь накопленный опыт прошлых работ ученых, было проведено Ноа Милграмом. В работе он стремился подытожить иногда даже противоречащие друг другу теоретические и эмпирические исследования. Он замечает, что первые попытки сформулировать феномен и отличить его от понятия «лень», были обнаружены в работах на рубеже шестнадцатого и начале семнадцатого века, хранящихся в библиотеках и архивах Британии [6].
Также крайне важен и культурный аспект понимания прокрастинации. К примеру, существующие пословицы, среди которых: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», говорят о понимании и существовании феномена в быту. То же самое мы можем наблюдать и в английских вариациях: «Procrastination is the thief of time» и «Delays are dangerous». Отсюда становится очевидным, что проблема прокрастинации существовала всегда и было лишь вопросом времени то, когда термин войдет в научный обиход. С истечением времени появилось множество формулировок, методик изучения, теорий возникновения и методов борьбы.
Прокрастинацию можно рассматривать как определенную эмоциональную реакцию на имеющуюся задачу. Опираясь на выраженный эмоциональный фон, прокрастинацию можно разделить на два базовых типа: «расслабленная», связанная с переключением на другую деятельность, и «напряженная», которая напрямую связанная с чувством неудовлетворенности, тревоги, потери
таймлайна, неспособностью ориентироваться в целях и задачах, неуверенностью в себе.[3]
Общепринятая классификация
прокрастинации была разработана Н. Милграм с соавторами [6]. В ходе разработки были выделены пять основных видов прокрастинации:
1. Бытовая - откладывание повседневных дел;
2. Прокрастинация принятия решений - тип, связанный с принятием базовых решений, не сопряженных с большим стрессом;
3. Невротическая - откладывание субъективно значимых решений, влияющих на жизнь человека и его близких;
4. Компульсивная - сочетание откладывания решений и выполнения дел;
5. Академическая - прокрастинация, связанная с учебными задачами.
Впоследствии учёные констатировали, что все типы прокрастинации развиваются по одному паттерну, однако по разным причинам.
Также существует классификация, в которой прокрастинацию связывают с избеганием субъективно дискомфортного дела или с получением адреналинового всплеска из-за приближения дедлайна. Исходя из данных положений, выделяют пассивных и активных прокрастинаторов.
Прокрастинация, связанная с намеренным увеличением эмоционального напряжения, называют активной. Здесь срабатывают механизмы адреналиновой аддикции и последующего выброса гормонов дофамин-серотониновой системой после завершения дела. Сопряженная с этим стимуляция психофизиологических процессов также влияет на процесс подкрепления паттерна прокрастинации. Однако, из результатов исследований можно сделать выводы, что такая иммобилизация, даже если и приводит к успешному выполнению задач, наносит значительный ущерб качеству выполнения.
Данные проведенных эмпирических исследований свидетельствуют о снижении уровня прокрастинации с возрастом. Гендерных различий в уровне выраженности прокрастинации не было обнаружено, однако, стоит отметить, что в ряде исследований констатировался факт более тяжелых переживаний, связанных с тревожностью и страхом из-за невыполнения задачи у женщин.
Анализ данных фундаментальных зарубежных исследований показывает нам три базовых психологических конструкта
прокрастинации: эмоциональный компонент, когнитивный компонент и поведенческий компонент.
Связь прокрастинации с волевой сферой личности, обусловленной эмоциональным и когнитивным компонентами прокрастинации сложно отрицать. В первую очередь, речь идет о поведенческом компоненте: откладывании принятия решений и выполнения дел. К разнообразным формам этого феномена можно
так же отнести нарушение планирования, целеполагания и селф-менеджмента. Области детекции прокрастинации были озвучены выше: бытовая, академическая, трудовая сферы.
Говоря о поведенческом компоненте феномена, мы констатируем прокрастинирование как неоднократно подкрепляемую форму деятельности. Юноши и девушки склонны в большей степени избегать субъективно неприятные задачи и вместо них замещать время другими, в некоторых случаях не продуктивными.
Данный паттерн поведения можно объяснить попыткой избегания детерминант тревоги и негативных переживаний. Отсюда можно сделать вывод о защитной функции прокрастинации.
Когнитивный компонент прокрастинации заключается в формировании негативных когнитивных фреймов и установок в области деятельности и выполнении задач. Данные нарушения не сопряжены со снижением когнитивных способностей, однако, в большинстве случаев наблюдаются изменения в образе восприятия времени [4].
В психодинамическом подходе также выделяется четвертый компонент
прокрастинации, связанный с подсознанием. Глубокие внутриличностные конфликты разного масштаба могут являться предикторами прокрастинации. Индивид стремиться с помощью психологической защиты избежать субъективно травмирующей ситуации или символической ситуации.
Для прокрастинаторов характерна амбивалентность чувств и собственной оценки по отношению к продуктам деятельности. Особенно актуальна данная проблема в академической и научной сферах деятельности. Респонденты одновременно испытывают страх перед неудачей в случае провала и страх перед успехом, который подарит свободу от задачи. В данном случае проблемы могут возникать вплоть до личностной
самоидентификации индивида. Именно в данных кейсах психодинамический подход в психотерапии может дать наибольший результат.
Таким образом, прокрастинация -широкомасштабное понятие, которое не сводится к одному фактору или паттерну возникновения. Прокрастинация включает в себя целый ряд компонентов:
1. Поведенческий компонент, в рамках которого прокрастинация это закрепленный паттерн поведения в ходе неоднократного его повторения, являющийся деструктивными преодолевающим механизмом;
2. Когнитивный компонент, включающий в себя когнитивную оценку целей, задач, времени и деятельности;
3. Эмоциональный компонент, включающий в себя совокупность переживаний и эмоциональных реакций в ходе целеполагания, выполнения задач и оценки результатов деятельности;
4. Подсознательный компонент, в рамках которого причиной прокрастинативного поведения признается бессознательный внутриличностный конфликт. Прокрастинация же выступает в роли психологической защиты.
Изучение прокрастинации является важной и актуальной задачей в условиях современного мира. В особенности здесь следует упомянуть изменение в деятельности всего человечества вследствие эпидемиологической ситуации, из-за чего личность становится значительно уязвимее к факторам-преградам, одним из которых является прокрастинация.
Феномен прокрастинации - обширный психологический феномен, несводимый к нарушениям эмоционально-волевой сферы личности или психологическим защитам. Именно поэтому изучение вопросов возникновения, развития и преодоления прокрастинации является важной научной задачей современности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2021. - 816 с.
2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2017. - 200 с.
3. Ковылин, В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В.С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 2020, № 2. - С. 22-41
4. Ткачева, С.В. Анализ теоретических подходов к изучению проявлений синдрома прокрастинации в зависимости от мотивации учения у студентов педагогического ВУЗа. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2017. - 239 с.
5. Lay, C.H. At last, my research article on procrastination. // J. of Research in Personality. - New York: Score, 2017. - V.20. - pp. 474-495.
6. Milgram, N.A. Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination // Journal of School Psychology. - 2018. - № 31. - pp. 487-500.
7. Steel, P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Rewiew of Quintessential Self-Regulatory Failure. // Psychological Bulletin, 2018, V. 133, №1. - pp. 65-94.