Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА'

ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
885
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКРАСТИНАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ ПРЕГРАДЫ / ТИПЫ ПРОКРАСТИНАЦИИ / ПРИЧИНЫ ПРОКРАСТИНАЦИИ / КОМПОНЕНТЫ ПРОКРАСТИНАЦИИ / ОТКЛАДЫВАНИЕ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слободянюк Марк Сергеевич, Чабаненко Светлана Владимировна

В статье проводится теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению и классификации феномена прокрастинации. Рассматривается исторический, культурный, этнопсихологический и эволюционный аспекты прокрастинации. Формулируется обобщенная структура компонентов прокрастинации исходя из разных подходов к пониманию психических процессов человека. Так, представлены эмоционально-волевой, поведенческий, когнитивный и бессознательный компоненты, что необходимо при рассмотрении подобных многомерных феноменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCRASTINATION PHENOMENON: THEORETICAL RATIONALE, RESEARCH ANALYSIS AND IMPACT ON HUMANS

The article provides a theoretical analysis of domestic and foreign approaches to the study and classification of the phenomenon of procrastination. The historical, cultural, ethnopsychological and evolutionary aspects of procrastination are considered. A generalized structure of procrastination components is formulated based on different approaches to understanding human mental processes. Thus, the emotional-volitional, behavioral, cognitive and unconscious components are presented, which is necessary when considering such multidimensional phenomena.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА»

УДК 159.9

ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

Слободянюк Марк Сергеевич

Студент, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» dangemanstuff@gmail. com

Чабаненко Светлана Владимировна

Преподаватель, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» niakrissveta@gmail.com

В статье проводится теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению и классификации феномена прокрастинации. Рассматривается исторический, культурный, этнопсихологический и эволюционный аспекты прокрастинации. Формулируется обобщенная структура компонентов прокрастинации исходя из разных подходов к пониманию психических процессов человека. Так, представлены эмоционально-волевой, поведенческий, когнитивный и бессознательный компоненты, что необходимо при рассмотрении подобных многомерных феноменов.

Ключевые слова: прокрастинация, психология личности, деятельность, факторы преграды, типы прокрастинации, причины прокрастинации, компоненты прокрастинации, откладывание, перфекционизм, стрессоустойчивость, тревожность.

PROCRASTINATION PHENOMENON: THEORETICAL RATIONALE, RESEARCH ANALYSIS AND IMPACT ON HUMANS

Slobodyanyuk Mark Sergeevich

Student, FSAOU HE "Sevastopol State University" dangemanstuff@gmail.com

Chabanenko Svetlana Vladimirovna

Lecturer, Sevastopol State University niakrissveta@gmail.com

The article provides a theoretical analysis of domestic and foreign approaches to the study and classification of the phenomenon of procrastination. The historical, cultural, ethnopsychological and evolutionary aspects of procrastination are considered. A generalized structure of procrastination components is formulated based on different approaches to understanding human mental processes. Thus, the emotional-volitional, behavioral, cognitive and unconscious components are presented, which is necessary when considering such multidimensional phenomena.

Keywords: procrastination, personality psychology, activity, barrier factors, types of procrastination, causes of procrastination, components of procrastination, procrastination, perfectionism, stress tolerance, anxiety.

Прокрастинация (лат. pro - вместо и crastinus - завтрашний) - паттерн поведения, при котором индивид не просто не выполняет задачи, а постоянно откладывать их на потом. Часто прокрастинация сопряжена с замещением одних (субъективно негативно окрашенных) задач на

множество других более мелких или более приемлемых [3].

Понятие прокрастинации крайне многогранно и дать единое определение, включающее в себя всю многогранность феномена крайне трудно. Так:

- В работах Пирса Стилла прокрастинация понимается как: «...осознанное откладывание индивидом имеющихся целей и задач, сопряженное с опознаванием негативных последний в будущем.» [7].

- Американский психолог Клэри Лэй в своих трудах констатирует: «Прокрастинация - осознанное, иррациональное, деструктивное откладывание имеющихся планов, целей и задач, с осознанием негативных последствий в результате этого» [5].

- Обращаясь к большому психологическому, мы находим определение «прокрастинатора» как индивида склонного к постоянному откладыванию задач на неопределенный срок, человека «промедлителя». Определение было дано Б.Г. Мещеряковым [1].

- Отечественный психолог, разрабатывающий теоретические вопросы прокрастинации, В.С. Ковылин понимает данный термин как: «Паттерн поведения, при котором даже важные и срочные дела, задачи, планы, решения откладываются «на потом». Данный паттерн включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.» [3].

Мета-исследование феномена

прокрастинации, включающее в себя весь накопленный опыт прошлых работ ученых, было проведено Ноа Милграмом. В работе он стремился подытожить иногда даже противоречащие друг другу теоретические и эмпирические исследования. Он замечает, что первые попытки сформулировать феномен и отличить его от понятия «лень», были обнаружены в работах на рубеже шестнадцатого и начале семнадцатого века, хранящихся в библиотеках и архивах Британии [6].

Также крайне важен и культурный аспект понимания прокрастинации. К примеру, существующие пословицы, среди которых: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», говорят о понимании и существовании феномена в быту. То же самое мы можем наблюдать и в английских вариациях: «Procrastination is the thief of time» и «Delays are dangerous». Отсюда становится очевидным, что проблема прокрастинации существовала всегда и было лишь вопросом времени то, когда термин войдет в научный обиход. С истечением времени появилось множество формулировок, методик изучения, теорий возникновения и методов борьбы.

Прокрастинацию можно рассматривать как определенную эмоциональную реакцию на имеющуюся задачу. Опираясь на выраженный эмоциональный фон, прокрастинацию можно разделить на два базовых типа: «расслабленная», связанная с переключением на другую деятельность, и «напряженная», которая напрямую связанная с чувством неудовлетворенности, тревоги, потери

таймлайна, неспособностью ориентироваться в целях и задачах, неуверенностью в себе.[3]

Общепринятая классификация

прокрастинации была разработана Н. Милграм с соавторами [6]. В ходе разработки были выделены пять основных видов прокрастинации:

1. Бытовая - откладывание повседневных дел;

2. Прокрастинация принятия решений - тип, связанный с принятием базовых решений, не сопряженных с большим стрессом;

3. Невротическая - откладывание субъективно значимых решений, влияющих на жизнь человека и его близких;

4. Компульсивная - сочетание откладывания решений и выполнения дел;

5. Академическая - прокрастинация, связанная с учебными задачами.

Впоследствии учёные констатировали, что все типы прокрастинации развиваются по одному паттерну, однако по разным причинам.

Также существует классификация, в которой прокрастинацию связывают с избеганием субъективно дискомфортного дела или с получением адреналинового всплеска из-за приближения дедлайна. Исходя из данных положений, выделяют пассивных и активных прокрастинаторов.

Прокрастинация, связанная с намеренным увеличением эмоционального напряжения, называют активной. Здесь срабатывают механизмы адреналиновой аддикции и последующего выброса гормонов дофамин-серотониновой системой после завершения дела. Сопряженная с этим стимуляция психофизиологических процессов также влияет на процесс подкрепления паттерна прокрастинации. Однако, из результатов исследований можно сделать выводы, что такая иммобилизация, даже если и приводит к успешному выполнению задач, наносит значительный ущерб качеству выполнения.

Данные проведенных эмпирических исследований свидетельствуют о снижении уровня прокрастинации с возрастом. Гендерных различий в уровне выраженности прокрастинации не было обнаружено, однако, стоит отметить, что в ряде исследований констатировался факт более тяжелых переживаний, связанных с тревожностью и страхом из-за невыполнения задачи у женщин.

Анализ данных фундаментальных зарубежных исследований показывает нам три базовых психологических конструкта

прокрастинации: эмоциональный компонент, когнитивный компонент и поведенческий компонент.

Связь прокрастинации с волевой сферой личности, обусловленной эмоциональным и когнитивным компонентами прокрастинации сложно отрицать. В первую очередь, речь идет о поведенческом компоненте: откладывании принятия решений и выполнения дел. К разнообразным формам этого феномена можно

так же отнести нарушение планирования, целеполагания и селф-менеджмента. Области детекции прокрастинации были озвучены выше: бытовая, академическая, трудовая сферы.

Говоря о поведенческом компоненте феномена, мы констатируем прокрастинирование как неоднократно подкрепляемую форму деятельности. Юноши и девушки склонны в большей степени избегать субъективно неприятные задачи и вместо них замещать время другими, в некоторых случаях не продуктивными.

Данный паттерн поведения можно объяснить попыткой избегания детерминант тревоги и негативных переживаний. Отсюда можно сделать вывод о защитной функции прокрастинации.

Когнитивный компонент прокрастинации заключается в формировании негативных когнитивных фреймов и установок в области деятельности и выполнении задач. Данные нарушения не сопряжены со снижением когнитивных способностей, однако, в большинстве случаев наблюдаются изменения в образе восприятия времени [4].

В психодинамическом подходе также выделяется четвертый компонент

прокрастинации, связанный с подсознанием. Глубокие внутриличностные конфликты разного масштаба могут являться предикторами прокрастинации. Индивид стремиться с помощью психологической защиты избежать субъективно травмирующей ситуации или символической ситуации.

Для прокрастинаторов характерна амбивалентность чувств и собственной оценки по отношению к продуктам деятельности. Особенно актуальна данная проблема в академической и научной сферах деятельности. Респонденты одновременно испытывают страх перед неудачей в случае провала и страх перед успехом, который подарит свободу от задачи. В данном случае проблемы могут возникать вплоть до личностной

самоидентификации индивида. Именно в данных кейсах психодинамический подход в психотерапии может дать наибольший результат.

Таким образом, прокрастинация -широкомасштабное понятие, которое не сводится к одному фактору или паттерну возникновения. Прокрастинация включает в себя целый ряд компонентов:

1. Поведенческий компонент, в рамках которого прокрастинация это закрепленный паттерн поведения в ходе неоднократного его повторения, являющийся деструктивными преодолевающим механизмом;

2. Когнитивный компонент, включающий в себя когнитивную оценку целей, задач, времени и деятельности;

3. Эмоциональный компонент, включающий в себя совокупность переживаний и эмоциональных реакций в ходе целеполагания, выполнения задач и оценки результатов деятельности;

4. Подсознательный компонент, в рамках которого причиной прокрастинативного поведения признается бессознательный внутриличностный конфликт. Прокрастинация же выступает в роли психологической защиты.

Изучение прокрастинации является важной и актуальной задачей в условиях современного мира. В особенности здесь следует упомянуть изменение в деятельности всего человечества вследствие эпидемиологической ситуации, из-за чего личность становится значительно уязвимее к факторам-преградам, одним из которых является прокрастинация.

Феномен прокрастинации - обширный психологический феномен, несводимый к нарушениям эмоционально-волевой сферы личности или психологическим защитам. Именно поэтому изучение вопросов возникновения, развития и преодоления прокрастинации является важной научной задачей современности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2021. - 816 с.

2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2017. - 200 с.

3. Ковылин, В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В.С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 2020, № 2. - С. 22-41

4. Ткачева, С.В. Анализ теоретических подходов к изучению проявлений синдрома прокрастинации в зависимости от мотивации учения у студентов педагогического ВУЗа. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2017. - 239 с.

5. Lay, C.H. At last, my research article on procrastination. // J. of Research in Personality. - New York: Score, 2017. - V.20. - pp. 474-495.

6. Milgram, N.A. Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination // Journal of School Psychology. - 2018. - № 31. - pp. 487-500.

7. Steel, P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Rewiew of Quintessential Self-Regulatory Failure. // Psychological Bulletin, 2018, V. 133, №1. - pp. 65-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.