Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1708
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКРАСТИНАЦИЯ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФЕНОМЕН / ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ОТКЛАДЫВАНИЕ / РАССЛАБЛЕННАЯ ПРОКРАСТИНАЦИЯ / НАПРЯЖЕННАЯ ПРОКРАСТИНАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева А. С., Клейменова А. Ю.

Данная статья выступает в качестве полного теоретического обзора феномена прокрастинации в интерпретации отечественных и зарубежных исследователей в области психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.95

А.С. Королева, А.Ю. Клейменова ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Данная статья выступает в качестве полного теоретического обзора феномена прокрастинации в интерпретации отечественных и зарубежных исследователей в области психологии.

Ключевые слова: Прокрастинация, научные исследования, феномен, иррациональное откладывание, расслабленная прокрастинация, напряженная прокрастинация, психологический дискомфорт

Первые научные исследования прокрастинации появились в 70-х гг. XX века в США. При этом, несмотря на широчайшую распространенность этого психологического феномена в российской среде, в нашей стране практически отсутствуют исследования такого рода. Российские ученые обращались к разработке сходных понятий: лень, отсутствие силы воли, неразвитость организационных навыков, оптимизация индивидуального тайм - менеджмента [7].

Исследователи отмечают заметный рост числа прокрастинаторов и проникновение прокрастина-ции в трудовую, учебную, бытовую и другие сферы человеческой жизнедеятельности. К примеру, более 80% американцев откладывают финансовое планирование пенсии, что приводит, по их собственным оценкам, к нехватке денег в пенсионном возрасте, а приблизительно 25% взрослого населения считают прокрастинацию определяющей чертой их личности (P.Steel, 2007) [4].

© Королева А.С., Клейменова А.Ю., 2017.

Научный руководитель: Самыкина Наталья Юрьевна - доцент кафедры психологии развития, кандидат психологических наук, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Россия.

Последние работы зарубежных ученых, наиболее влияющие на исследование проблем временной перспективы (P.Zimbardo, 1999; I.Brissette, 2002, M. D'Alessio, 2003), формируют теоретико-методологическую основу таких исследований в отечественной психологии, которая опосредуется культурно-историческим подходом Л.С. Выготского к пониманию личности и ее развития (Л.С. Выготский, 1982). Логическое продолжение и развитие этого подхода представлено в работах Л.И. Божович (1978), А.В. Запорожца (1986), Д.Б. Эльконина(1971), А.Н. Леонтьева (1975), а также в работах по изучению проблем жизненного пути и личностного времени (С.Л. Рубинштейн, 1997; К.А. Абульханова-Славская, 2001) и представлений о хронотипе личности (А.А. Ухтомский, 1997; М.М. Бахтин, 1975; В.П. Зинченко, 1994).

В контексте проблемы изучения временной перспективы личности все большее внимание привлекают исследования феномена прокрастинации (от англ. procrastination - задержка, откладывание; от лат. procrastinus - на завтра) как склонности и способности к откладыванию собственных дел на неопределенный временной период. Термин «прокрастинация» был введен в научный оборот в 1977 г. П. Ринген-бахом в книге «Прокрастинация в жизни человека». Примерно в этот же период опубликована монография «Преодоление прокрастинации» А. Эллиса и В. Кнауса, в которой представлены материалы клинических наблюдений и попытки их когнитивного объяснения (E. Ellis, W. Knaus, 1977). Позднее вышла в печати научно-популярная книга «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться» (J. Burka, L. Yuen, 1983) [10].

В середине 1980-х годов начал осуществляться научно-академический анализ феномена прокрастинации (L. Solomon, 1984; C. Lay, 1986; E. Rothblum, L. Solomon, 1986). Были разработаны опросники для изучения прокрастинации (M. Aitken, 1982; C.Lay, 1986; W. McCown et al., 1987; B. Tuckman, 1991). В конце XX- начале XXI века эта проблема привлекла внимание и российских психологов (Н.Е. Шухова, 1996; Е.Л. Михайлова, 2007; Я.И. Варваричева, 2008, 2010) [7].

Первый исторический анализ феномена прокрастинации был сделан в 1992 году в работе Н. Милграма (N. Milgram) «Прокрастинация: болезнь современности» (Procrastination: A Malady of ModernTime). Широкие научные дискуссии о данном феномене начались двадцатью годами раньше. А упоминания данного явления, встречаются в работах середины восемнадцатого века и в Оксфордском словаре 1548 года [7].

Большое научное значение имеет монографическое и в то же время междисциплинарное издание «Прокрастинация: теория, исследования, совладание» (J. Ferreri, J. Johnson,W. McCown, 1995). В целом в западной психологической литературе, описывающей результаты исследования феномена прокрастина-ции как личностной характеристики, отмечается ее негативное воздействие на успешность выполнения деятельности (C. Lay, 1997; M. Akinsol, A. Tell, 2007). При этом негативные последствия прокрастинации проявляются не только в снижении успешности и продуктивности деятельности, но и в острых эмоциональных переживаниях, вызванных собственным неуспехом и связанных с этим чувством вины и неудовлетворенности результатами своей деятельности. Следует отметить, что прокрастинация, по мнению C. Lay (1977), обычно проявляется в деятельности, результат которой очень важен для личности [9].

На сегодняшний день в области определения понятия прокрастинации присутствует глубокое терминологическое противоречие. В современной психологической науке не существует единой, общепризнанной трактовки термина «прокрастинация». Отмечается, что авторы достигли консенсуса лишь в отношении двух ключевых характеристик феномена - наличия промедления в реализации того или иного намерения и присутствия сопутствующего чувства психологического дискомфорта (Corkin, Yu, Lindt, 2011; P.Steel, 2010; W.Krause, S.Freund, 2014) [1].

В наиболее общем виде в психологической науке термин «прокрастинация» применяется для обозначения склонности человека к постоянному промедлению, отлыниванию, откладыванию дел на потом. При этом, как подчеркивает C. Lay (1986), субъект концентрирует свое внимание на чем угодно, кроме того, что связано с занятием основным собственным делом [9].

Канадский психолог П. Стил (P. Steel) понимает прокрастинацию как «добровольное откладывание субъектом запланированных дел, несмотря на ожидаемые негативные последствия из-за задержки», и при этом отмечает, что люди могут откладывать как начало какого-либо дела, так и его завершение, несмотря на понимание того, что такого рода поведение никогда не повлечет за собой ни материальных, ни психологических привилегий [13].

Такая точка зрения согласуется с ранее высказанным мнением C. Lay (1986), который понимает прокрастинацию как «добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, невзирая на то, что это дорого обойдется или возымеет негативный эффект для личности» [9].

Представляется важным, что разные взгляды на природу прокрастинации нашли свое отражение, в том числе, в основанных на психодинамическом подходе теориях, в интегративной теории временной мотивации, а также в поведенческой и когнитивной психологии [10].

Прокрастинация - это выражение эмоциональной реакции на планируемые или необходимые дела

[8].

В зависимости от характера этих эмоций, прокрастинация делится на два фундаментальных типа:

1) «расслабленная» - когда человек тратит время на другие, более приятные занятия и развлечения;

2) «напряженная», связанная с общей перегрузкой, потерей ощущения времени, неудовлетворенностью собственными достижениями, неясными жизненными целями, нерешительностью и неуверенностью в себе [12].

В отечественной психологии до сих пор нет единого представления о структуре прокрастинации, равно как нет и четкой дефиниции данного феномена. Так, Я.И. Варваричева понимает прокрастинацию как «сознательное откладывание субъектом намеченных действий...», т.е. выделяет осознанность как один из признаков прокрастинации [4]. Е.П. Ильин связывает изучаемый феномен с ленью [5]. Н.В. Боровская отмечает, что прокрастинация - «привычка откладывать необходимые дела» [2].

Анализ российских публикаций показывает, что в основном ведется работа по адаптации зарубежных опросников, направленных на изучение феномена прокрастинации. В настоящее время в России совершаются попытки обозначения англ. procrastination русским словом: «промедление», «отлынивание» и «откладывание». В «Большом психологическом словаре» дается определение прокрастинатора как личности, которая склонна к оттягиванию и откладыванию «на потом» выполнения различных, даже самых важных и актуальных дел и задач, а также принятие решений (Б.Г.Мещеряков, 2009). В свою очередь, В.С. Ковылин (2013) понимает прокрастинацию как «тенденцию откладывать выполнение необходимых дел на «на потом»; поведенческий паттерн, при котором выполнение ведущей для человека в данный период времени деятельности осознанно откладывается» [7].

Как правило, в современной психологии прокрастинация понимается как негативный феномен. К примеру, Л.И. Дементий рассматривает неспособность управлять ситуацией в качестве последствия про-крастинации, а К. Лэй синонимизирует ее с «пассивностью, пессимистичностью и дезадаптацией» [11]. Однако в некоторых исследованиях прокрастинация определяется как явление частично положительное. В этом случае откладывание выполнения задачи оправдывается снижением отрицательных проявлений, предшествующих ей или сопровождающих ее выполнение. Принято выделять общие особенности про-крастинации:

• иррациональность (субъект заранее знает о негативных последствиях откладывания, но все же ничего не предпринимает);

• осознанность (человек не корректирует свои планы, а лишь сознательно откладывает намеченное ранее);

• негативные эмоциональные переживания, внутренний дискомфорт (эта особенность позволяют разграничить прокрастинацию и лень). Таким образом, \ прокрастинация - это сознательное откладывание дел, приводящее к отрицательным последствиям и сопровождающееся внутренним дискомфортом и негативными эмоциональными переживаниями. Стоит отметить, что прокрастинация - явление неоднородное, ее содержание изменяется в зависимости от множества факторов; ее можно классифицировать по различным основаниям [6].

Прокрастинация соотносится с множеством психологических факторов (P.Steel, 2007). Часто данный феномен рассматривают во взаимосвязи с особенностями когнитивной, эмоциональной и мотиваци-онной сфер личности (T.Pychyl, A.Flett, 2012; M.Rebetez, L. Rochat, M.Van der Linden, 2015). Однако целостная картина взаимодействия данных конструктов до сих пор недостаточно ясна (Wilson, Nguyen, 2012). Число релевантных структурных моделей прокрастинации крайне невелико (R. Procee, B. Kamphorst, A. Wissen van, J. Meyer, 2013), не сформировано в полной мере представление об особенностях связей психологических детерминант настоящего феномена [1].

Первая классификация видов прокрастинации была предложена Н. Милграмом, Дж. Батории и Д. Моурером которые выделяли 5 основных ее видов (N. Milgram, J. Batori, D. Mowrer, 1993):

1) бытовая или ежедневная прокрастинация, связанная с откладыванием повседневных дел, которые должны выполняться регулярно (работа по дому, покупка продуктов, уборка и т. д.);

2) прокрастинация в принятии решений, даже субъективно незначительных и незначимых;

3) невротическая прокрастинация, связанная с откладыванием жизненно важных решений (выбор профессии, создание семьи и т. д.);

4) компульсивная прокрастинация, включающая в себя бытовую, поведенческую прокрастинацию и прокрастинацию в принятии решений, которые проявляются одновременно в одном субъекте;

5) академическая прокрастинация, которая проявляется в откладывании во времени выполнения учебных заданий и задач, вплоть до откладывания подготовки к зачетам и экзаменам. Позднее эта классификация была усовершенствована Н. Милграмом и Р. Тенне, которые объединили эти пять видов про-

крастинации в два кластера: прокрастинация в выполнении заданий и прокрастинация в принятии решений (N. Milgram, R. Tenne, 2000) [12].

За последнее время к одной из наиболее примечательных публикаций, посвященных прокрастина-ции, стоит отнести объемное метааналитическое исследование, проведенное П. Стилом (P. Steel, University of Calgary, Alberta) и опубликованное в Психологическом Бюллетене (Psychological Bulletin, 2007). Данная теория - первая попытка интеграции всех существующих в литературе мнений относительно природы прокрастинации. Теория временной мотивации имеет долгую историю своего возникновения. Корни ее уходят в 1992 год, в работу G.Ainslie и N.Haslam «Picoeconomics or Hyperbolic Discounting» (G.Ainslie и N.Haslam, 1992). Их теория пытается объяснить процессы выбора при принятии некоторых решений или поведения в целом [7].

Теория временной мотивации полагает, что каждый человек всегда предпочитает тот вид деятельности, который принесет максимум пользы для него, по крайней мере, учитывая, что на эту деятельность потребуется определенный период времени. Другими словами, люди стремятся к прокрастинации тогда, когда приходят к мнению, что польза от выполнения той или иной работы будет не высока [7].

Мнения отечественных и зарубежных исследователей феномена прокрастинации схожи в том, что прокрастинация приобретает масштабные формы. При всей ее негативной природе воздействия на эмоциональное состояние человека (вплоть до фрустрации). Изучение проблемы является на сегодняшний день важным для науки.

Библиографический список

1.Барабанщикова В.В. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности / В.В. Барабанщикова, Г.И. Марусанова // Национальный психологический журнал. 2015. № 4. С.130-140.

2.Боровская Н.В. Психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов: автореф. дис. канд. психол. наук по специальности: 19.00.07 / Н.В. Боровская. СПб., 2008. 25 с.

3.Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Я.И Варваричева // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121-131.

4.Виндекер О.С. Психологические корреляты прокрастинации и сценарий отложенной жизни / О.С. Винде-кер, Т. Л. Сморкалова С. Ю. Лебедев // Известия уральского федерального университета. 2016. Сер. 1. Т. 150. № 2. с. 98-108.

5.Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. 224 с.

6.Калинина Т.В. Феномен прокрастинации: современные исследования / Т.В. Калинина // Приволжский научный вестник. 2016. № 11. С. 58-61

7.Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В.С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2. С.1-20.

8.Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 2004. 176 с.

9.Чеврениди А.А. Обзор исследований феномена прокрастинации в исторической ретроспективе / А.А. Чев-рениди // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 4. С.16-25.

10. Чеврениди А.А. Прокрастинация в структуре временных отношений личности / А.А. Чеврениди // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2016. Т. 9, № 3. С. 104-113.

11. Lay C. At last, my research article on procrastination / C. Lay // Journal of Research in Personality. 1986. № 20. P. 474-495.

12. Milgram N. Correlates of academic procrastination / N.A. Milgram, G. Batori, D. Mowrer // Journal of School Psychology. 1993. vol. 31. № 4. P. 487-500.

13. Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure / P. Steel // Psychological Bulletin. 2007. №133 (1). P. 65-94.

КОРОЛЕВА АННА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Россия.

КЛЕЙМЕНОВА АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВНА - магистрант, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.