Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / СТРЕСС-ФАКТОР / СТРЕССОГЕННОСТЬ / КУРСАНТЫ / СТУДЕНТЫ / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пиюкова Светлана Станиславовна

Статья посвящена изучению уровня стресса и его источников у обучающихся вуза уголовно-исполнительной системы. Обосновывается актуальность изучения влияния профессионального стресса на жизнь и здоровье современного человека. В частности, приводятся данные о влиянии стресс-факторов профессиональной деятельности на количество заболеваний среди работающего населения, на принятие работниками решения о завершении трудовой деятельности раньше положенного срока. Раскрывается сущность профессионального стресса, характеризуются его отличия от других видов стресса. Конкретизируется предмет интереса исследователей профессионального стресса - стрессогенность различных параметров профессиональной деятельности. Приводится характеристика объективных и субъективных факторов, способствующих возникновению профессионального стресса, и на этой основе выделяются стресс-факторы, связанные с профессиональной деятельностью сотрудников правоохранительных органов, в том числе воздействующие на обучающихся, сотрудников, замещающих должности учебно-строевых подразделений, и профессорско-преподавательский состав вузов уголовно-исполнительной системы. Анализируется уровень стресса у курсантов и студентов вуза уголовно-исполнительной системы, проводится количественная и качественная оценка возможных источников стресса или «стрессовых ситуаций», которые могут возникнуть в их профессиональной и учебной деятельности, осуществляется сравнительная характеристика исследуемых параметров у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пиюкова Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF PROFESSIONAL STRESS AMONG THE STUDENTS OF THE INSTITUTE OF THE PENAL SYSTEM

The article is devoted to the study of the level of stress and its sources among students of the higher education institution of the penitentiary system. The relevance of studying the influence of professional stress on the life and health of a modern person is substantiated. In particular, data are provided on the impact of stress factors of professional activity on the number of diseases among the working population, on the decision by employees to complete work ahead of schedule. The essence of professional stress is revealed, its differences from other types of stress are characterized. The subject of interest of researchers of professional stress is specified - the stressfulness of various parameters of professional activity. The characteristics of the objective and subjective factors contributing to the emergence of professional stress are given and, on this basis, the stress factors associated with the professional activities of law enforcement officers, including those affecting students, employees replacing the positions of combat training units, and the teaching staff, are highlighted. universities of the penitentiary system. The level of stress among cadets and students of the higher education institution of the penitentiary system is analyzed, a quantitative and qualitative assessment of possible sources of stress or «stressful situations» that may arise in their professional and educational activities is carried out, a comparative characteristic of the studied parameters among students is carried out.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

DOI 10.37523/SUI.2022.47.1.017 УДК 159.9

Пиюкова Светлана Станиславовна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. Статья посвящена изучению уровня стресса и его источников у обучающихся вуза уголовно-исполнительной системы.

Обосновывается актуальность изучения влияния профессионального стресса на жизнь и здоровье современного человека. В частности, приводятся данные о влиянии стресс-факторов профессиональной деятельности на количество заболеваний среди работающего населения, на принятие работниками решения о завершении трудовой деятельности раньше положенного срока.

Раскрывается сущность профессионального стресса, характеризуются его отличия от других видов стресса. Конкретизируется предмет интереса исследователей профессионального стресса -стрессогенность различных параметров профессиональной деятельности.

Приводится характеристика объективных и субъективных факторов, способствующих возникновению профессионального стресса, и на этой основе выделяются стресс-факторы, связанные с профессиональной деятельностью сотрудников правоохранительных органов, в том числе воздействующие на обучающихся, сотрудников, замещающих должности учебно-строевых подразделений, и профессорско-преподавательский состав вузов уголовно-исполнительной системы.

Анализируется уровень стресса у курсантов и студентов вуза уголовно-исполнительной системы, проводится количественная и качественная оценка возможных источников стресса или «стрессовых ситуаций», которые могут возникнуть в их профессиональной и учебной деятельности, осуществляется сравнительная характеристика исследуемых параметров у обучающихся.

Ключевые слова: профессиональный стресс, стресс-фактор, стрессогенность, курсанты, студенты, сотрудники уголовно-исполнительной системы, качество жизни, здоровье.

THE PHENOMENON OF PROFESSIONAL STRESS AMONG THE STUDENTS OF THE INSTITUTE OF THE PENAL SYSTEM

Summary. The article is devoted to the study of the level of stress and its sources among students of the higher education institution of the penitentiary system.

The relevance of studying the influence of professional stress on the life and health of a modern person is substantiated. In particular, data are provided on the impact of stress factors ofprofessional activity on the number of diseases among the working population, on the decision by employees to complete work ahead of schedule.

The essence of professional stress is revealed, its differences from other types of stress are characterized. The subject of interest of researchers of professional stress is specified - the stressfulness of various parameters of professional activity.

The characteristics of the objective and subjective factors contributing to the emergence of professional stress are given and, on this basis, the stress factors associated with the professional activities of law enforcement officers, including those affecting students, employees replacing the positions of combat training units, and the teaching staff, are highlighted. universities of the penitentiary system.

The level of stress among cadets and students of the higher education institution of the penitentiary system is analyzed, a quantitative and qualitative assessment ofpossible sources of stress or «stressful situations» that may arise in their professional and educational activities is carried out, a comparative characteristic of the studied parameters among students is carried out.

Keywords: professional stress, stress factor, stressfulness, cadets, students, employees of the penitentiary system, quality of life, health.

Svetlana S. Piyukova

Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

№ad of Penal Psychology and Pedagogy Department,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022,

e-mail: [email protected]

© 2022 Пиюкова С. С.

В последние годы научные интересы исследователей, изучающих влияние стресса на жизнь и здоровье населения, все больше фокусируются на проблемах, ассоциированных с профессиональной деятельностью человека. Вероятно, это обусловлено тем, что в современном обществе для большинства людей, работа является не только средством добычи ресурсов для существования, но и способом самореализации.

В среднем, человек посвящает работе около сорока часов в неделю, что составляет почти половину времени его бодрствования. У представителей отдельных профессиональных групп, к которым, в частности, относятся сотрудники уголовно-исполнительной системы, в силу ненормированности рабочего дня, продолжительность времени, проведенного на службе, может существенно сдвигаться в сторону увеличения. Интересная и насыщенная профессиональная деятельность позволяет получать удовлетворение от жизни и наполняет ее смыслом. И, напротив, постоянное пребывание в психологическом напряжении чревато эмоциональным истощением, возникновением психических расстройств, утратой здоровья.

Об актуальности проблемы свидетельствуют данные статистики. Так, по данным, представленным Международной организацией труда, потеря рабочих дней ввиду неявки сотрудников на предприятие из-за обстоятельств, связанных со стрессом, составляет от 50 до 60 % [1]. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения, приблизительно оценивая количество заболеваний, обусловленных стрессом, указывает величину 3-4 %. Среди работающего населения этот показатель еще выше, количество заболеваний, детерминированных стрессовыми ситуациями, возникающими в профессиональной деятельности, составляет 18 % [2]. За последние десять лет проявления психологического неблагополучия наблюдались примерно у 5 % работающего населения развитых стран, при этом у 15 % из них имелась симптоматика психических расстройств [3].

Профессиональный стресс не только оказывает разрушительное воздействие на здоровье, но и вынуждает завершить трудовую деятельность раньше положенного срока. Так, согласно данным мониторинга здоровья работников, проведенного в Австрии, около 42 % выходящих на пенсию приняли решение прекратить трудовую деятельность из-за психологических проблем, детерминированных работой [1].

В настоящее время существует большое количество зарубежных и отечественных исследований, содержащих доказательства того, что в отсутствии превентивных мер, профессиональный стресс (и особенно дистресс), обуславливает проявление синдрома эмоционального выгорания, возникновение признаков депрессии и суицидального поведения, способствует злоупотреблению психоактивными веществами. Существуют данные, указывающие на связь профессионального стресса со смертностью населения. По данным исследования, проведенного в 13 странах, в периоды экономических кризисов наблюдался рост показателей смертности населения на 6,4 % [4].

По информации, предоставленной Евросоюзом, наиболее часто профессиональный стресс наблюдается у работников, занятых в области образования, сельского хозяйства, здравоохранения, государственного управления, правоохранительных органов и обороны. В 2007 г. их количество насчитывало около 40 млн человек [5].

Исследования профессионального стресса у россиян также свидетельствуют о том, что он существенно влияет на здоровье. Так, по данным А. П. Макуриной, 70 % опрошенных негативно оценивают влияние стресса, испытываемого на работе, на свое психическое и физическое состояние, 45 % принявших участие в исследовании считают сферу своей профессиональной деятельности стрессогенной [6].

Реалии современной жизни, характеризующиеся значительными эмоциональными перегрузками вследствие нехватки времени, спешки, недостатка полноценного сна и других причин, ориентирует исследователей на изучение психологических аспектов стресса.

Среди проблем, представляющих наибольшую опасность для психического здоровья человека и способствующих снижению качества его жизни, следует выделить сложности в профессиональной адаптации, низкую фрустрационную толерантность, отсутствие навыков управления своим состоянием в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности.

Принимая во внимание перечисленные факты и проблемы, в Международной классификации болезней (МКБ-11) эмоциональное выгорание, являющееся одним из распространенных последствий профессионального стресса, под кодом QD85 было размещено в

разделе «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения».

Профессиональный стресс представляет собой многообразие психологических и физиологических ответов организма человека на эмоционально напряженные обстоятельства, детерминированные особенностями профессии и условиями профессиональной деятельности [36].

Ключевое отличие профессионального стресса от других его видов определяется контекстом возникновения стрессового состояния: его причины, симптомы и последствия сопряжены с профессией человека и особенностями его трудовой деятельности. Предметом исследовательского интереса при этом является стрессогенность различных параметров профессиональной деятельности: изучается проявление стресс-факторов в порядке организации работы, условиях осуществления трудовой деятельности; осуществляется стресс-анализ функционала по отдельным должностям; анализируются содержательные аспекты профессии, способствующие эмоциональному выгоранию работников. Таким образом, профессиональный стресс не может рассматриваться отдельно от таких категорий, как «профессиональные задачи» и «профессиональная среда», и именно во взаимосвязи с ними он приобретает самостоятельный смысл.

Кроме того, термины «организационный стресс», «трудовой стресс», «стресс профессиональной деятельности» и ряд других категорий, относящихся к сфере анализа трудовой деятельности работника как представителя определенной профессии, являются понятиями синонимического ряда, которые можно объединить под эгидой профессионального стресса.

В настоящее время существует достаточно много классификаций профессионального стресса, отличающихся как своей концептуальной основой, так и уровнем конкретизации. Так, Ю. В. Щербатых, анализируя факторы, способствующие производственному стрессу, считает целесообразным условно дифференцировать их на объективные (обусловленные спецификой профессии, организацией и условиями труда) и субъективные (определяемые личностными особенностями индивида) [7].

Основная идея исследований, посвященных изучению взаимовлияния стресса и трудовой деятельности человека, заключается в том, что по своей сути, устройству, специфике возникновения и динамики профессиональный стресс является самостоятельным видом проявлений стресса, характеризующимся определенными психологическими и физиологическими особенностями.

Увеличению напряженности трудовой деятельности способствует ряд факторов, основными источниками которых являются как само содержание профессиональных обязанностей и интенсивность работы, так и условия труда, порядок его организации, социальная среда на предприятии.

Рассмотрим феномен профессионального стресса в контексте профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые являются профессиональной группой, интегрированной в профессиональное сообщество сотрудников правоохранительных органов.

Одной из отличительных особенностей, объединяющих представителей данной общности, является перманентное присутствие стресс-факторов в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Такое положение дел актуализирует проблему профилактики эмоционального выгорания и иных видов профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы, представляющих угрозу для их здоровья и личностного благополучия.

Среди стрессогенных факторов, воздействующих на обучающихся, сотрудников, замещающих должности учебно-строевых подразделений, и профессорско-преподавательский состав ведомственных вузов, выделяют стрессоры служебной деятельности, управленческую некомпетентность, межличностные конфликты, обусловленные проявлением личностных особенностей их участников [8].

Целью данного исследования являлось выявление уровня стресса у обучающихся вуза уголовно-исполнительной системы, а также проведение количественной и качественной оценки возможных источников стресса или «стрессовых ситуаций», которые могут возникнуть в их учебной и служебной деятельности.

Исследование проводилось в период с 2019 по 2020 г. на базе ФКОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН России». Выборку исследования составили 94 человека, из них 50 курсантов и 44 студента 2-5 курсов института в возрасте от 19 до 23 лет.

Уровень стресса оценивался согласно анкете PSS-10 (Perceived Stress Scale-10) для выявления и количественной оценки восприятия стресса, которая включает 10 пунктов [9]. Распределение результатов испытуемых в зависимости от уровня стресса по методике PSS-10 представлено на рисунке 1.

Оценка уровня стресса по методике PSS-10 показала, что у большинства курсантов (62 %) отмечается интенсивный стресс, который соответствует напряженной жизни активного человека и выражается в значительном дискомфорте для испытуемых. Количество студентов с аналогичным уровнем стресса на 26 % меньше (36 %).

Легкий

Умеренный

Интенсивный

0 20 40 60 80

I Студенты ■ Курсанты

Рис. 1. Распределение результатов испытуемых в зависимости от уровня стресса по методике Р88-10

Умеренный уровень стресса, представляющий ощутимый дискомфорт для испытуемых, был выявлен у 24 % курсантов и 55 % студентов.

Легкий уровень стресса наблюдался только у 4 % опрошенных курсантов и 9 % студентов. Для сравнения группы «Курсанты» и группы «Студенты» между собой по уровню стресса был использован критерий и-Манна-Уитни. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Эмпирические значения критерия U- анна-Уитни

Названия шкал Среднее значение в группе «Курсанты» Среднее значение в группе «Студенты» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости

Уровень стресса 30,5 26,455 1550,5 0,001***

Существуют значимые различия по шкале «Уровень стресса» между группой «Курсанты» и группой «Студенты» (И=1550,5, р<0,001). Среднее значение в группе «Курсанты» (Х=30,5) больше среднего значения группы «Студенты» (Х=26,455). Эмпирические значения критерия и-Манна-Уитни по шкале «Уровень стресса» наглядно представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Эмпирические значения критерия и-Манна-Уитни по шкале «Уровень стресса»

Для определения источников стрессового воздействия на испытуемых применялась авторская анкета, разработанная на основе теста профессионального стресса Ч. Спилбергера (в адаптации А. Б. Леоновой) и теста на определение уровня стресса (по В. Ю. Щербатых). Распределение ответов курсантов и студентов по отдельным пунктам авторской анкеты для определения источников стрессового воздействия представлено на рисунке 3.

Проблемы в л

Страх перед будущим Стеснительность, застенчивость Нежелание учиться или разочарование в профессии Излишне серьезное отношение к учебе Конфликты в группе

Проблемы совместного проживания с другими обучающимися Нерегулярное питание Неумение правильно организовать свой режим дня Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами Жизнь вдали от родителей Непонятные, скучные учебники Отсутствие учебников Большая учебная нагрузка Строгие преподаватели Низкая трудовая мотивация других Отсутствие или недостаток времени для личных нужд и отдыха Жесткие сроки выполнения работы Переходы от периодов пассивности к интенсивным перегрузкам Несправедливость в распределении материальных поощрений Недостаточное участие в планировании и принятии решений Необходимость принимать ответственные решения Наличие в работе (учебе) периодов вынужденного бездействия Несоответствие поручаемых задач обязанностям Отсутствие одобрения за хорошо выполненную работу Необходимость преодолевать кризисные ситуации Недостаточная поддержка со стороны руководства Невыполнение другими своих обязанностей Необходимость выполнять новые или незнакомые задания Сверхурочная работа (учеба, служба)

I Студенты ■ Курсанты

40

60

80

100

120

Рис. 3. Распределение результатов определения источников стрессового воздействия у курсантов

По мнению курсантов, основными источниками стрессового воздействия являются (в порядке убывания): отсутствие или недостаток времени для удовлетворения личных нужд и отдыха (100 %); нежелание учиться или разочарование в профессии (60 %); наличие в работе (учебе, службе) периодов вынужденного бездействия (60 %); сверхурочная работа (учеба, служба) (40 %); невыполнение другими своих обязанностей или необходимость выполнять работу за других (40 %); проблемы в личной жизни (40 %).

Таким образом, за исключением последнего, ключевыми источниками психологического и физического напряжения для курсантов являются особенности обучения в ведомственном вузе и несения службы в качестве сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Основными источниками стрессового воздействия для студентов являются (в порядке убывания): нежелание учиться или разочарование в профессии (50 %); большая учебная нагрузка (40 %); страх перед будущим (40 %); проблемы в личной жизни (40 %); конфликты в группе (30 %).

Очевидно, что наибольший дискомфорт у испытуемых данной группы детерминирован стрессорами, связанными с учебной деятельностью.

Итак, в процессе исследования было установлено существование значимых различий по шкале «Уровень стресса» между группой «Курсанты» и группой «Студенты» (U=1550.5, p<0,001). Среднее значение в группе «Курсанты» (X=30,5) больше среднего значения группы «Студенты» (X=26,455).

Выявлено, что интенсивный стресс испытывают 2/3 курсантов и только 1/3 студентов вуза уголовно-исполнительной системы. Умеренный и легкий уровень стресса характерен для 1/3 курсантов и 2/3 студентов. При этом в качестве основных источников стрессового воздействия курсанты указывают особенности обучения в ведомственном вузе и несения службы в качестве сотрудников уголовно-исполнительной системы, что позволяет нам сделать вывод о его связи с профессиональной деятельностью испытуемых.

Таким образом, курсанты ведомственного вуза как представители профессиональной общности сотрудников правоохранительных органов испытывают стресс, источники которого находятся в самом содержании их профессиональной деятельности. В отдаленной перспективе спектр негативных последствий воздействия профессионального стресса на обучающихся может быть чрезвычайно широк и включать в себя как реактивные психические расстройства, так и устойчивые нарушения личностного благополучия.

Библиографический список

1. Клинико-социальные последствия профессионального стресса / А. П. Макурина, С. В. Шпорт, М. С. Московская // Российский психиатрический журнал. 2019. № 2. С. 11-16.

2. Бухтияров И. В., Рубцов М. Ю., Костенко Н. А. Современные психологические факторы риска и проявления профессионального стресса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. № 16. С. 773-775.

3. Психология стресса и эмоционального выгорания / Е. В. Кузнецова, В. Г. Петровская, С. А. Рязанцева. Куйбышев, 2012. 96 с.

4. Наличаева С. А. Психология стресса. Севастополь, 2018. 97 с.

5. Овчинников Б. В., Колчев А. И. Профессиональный стресс и здоровье // Психология профессионального здоровья. СПб.: Речь, 2006. 480 с.

6. Абабков В. А., Перре В. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. 166 с.

7. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008. 256 с.

8. Хадарцев А. А. Профессиональный стресс у военнослужащих (обзор литературы) / А. А. Хадарцев, Н. Е. Стариков, Р. В. Грачев // Вестник новых медицинских технологий. 2020. Т. 27. № 2. С. 74-82.

9. Perceived Stress in a Probability Sample of the United States / S. Cohen, G.Williamson, S. Spacapan, S. Oskamp // The Social Psychology of Health: Claremont Symposium on Applied Social Psychology. 1988. Рp. 31-67.

References

1. Kliniko-sotsial'nyye posledstviya professional'nogo stressa [Clinical and social consequences of occupational stress]. Rossiyskiy psikhiatricheskiy zhurnal [Russian Psychiatric Journal], 2019, no. 2, pp. 11-16 [in Russian].

becthhk cm

2. Bukhtiyarov I. V., Rubtsov M. Yu., Kostenko N. A. Sovremennye psikhologicheskie faktory riska i proyavleniya professional'nogo stressa [Modern psychological risk factors and manifestations of occupational stress]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk [Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2014, no. 16, pp. 773-775 [in Russian].

3. Psikhologiya stressa i emotsional'nogo vygoraniya [Psychology of stress and emotional burnout]. Kuybyshev, 2012, 96 p. [in Russian].

4. Nalichayeva S. A. Psikhologiya stressa [Psychology of stress]. Sevastopol, 2018, 97 p. [in Russian].

5. Ovchinnikov B. V., Kolchev A. I. Professional'nyy stress i zdorov'ye [Occupational stress and health]. Psikhologiya professional'nogo zdorov'ya [Psychology of professional health]. Saint-Petersburg, 2006, 480 p. [in Russian].

6. Ababkov V. A., Perre V. Adaptatsiya k stressu. Osnovy teorii, diagnostiki, terapii [Adaptation to stress. Fundamentals of theory, diagnosis, therapy]. Saint-Petersburg, 2004, 166 p. [in Russian].

7. Shcherbatykh Yu. V. Psikhologiya stressa i metody korrektsii [Psychology of stress and methods of correction]. Saint-Petersburg, 2008, 256 p. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Professional'nyy stress u voyennosluzhashchikh (obzor literatury) [Occupational stress in military personnel (literature review)]. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy [Bulletin of new medical technologies]. 2020, t. 27, no. 2, pp. 74-82 [in Russian].

9. Perceived Stress in a Probability Sample of the United States. The Social Psychology of Health: Claremont Symposium on Applied Social Psychology, 1988, pp. 31-67 [in English].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.