Научная статья на тему 'Феномен преемственности в осуществлении социокультурного воспитания молодежи'

Феномен преемственности в осуществлении социокультурного воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
70
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Батищев И. В.

Статья посвящена изучению феномена преемственности как особого «механизма», способствующего осуществлению социокультурного воспитания современной молодежи. Автор обосновывает необходимость применения аксиологического подхода в процессе осуществления социокультурного воспитания личности, освоения методов аксиологического анализа, раскрывающих законы формирования и трансформации ценностных парадигм в пространстве культуры. Особое внимание уделено процессу постижения духовного потенциала отечественной культуры, социально-психологической адаптации, самореализации и самоактуализации современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен преемственности в осуществлении социокультурного воспитания молодежи»

ФЕНОМЕН ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

© Батищев И.В.

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена изучению феномена преемственности как особого «механизма», способствующего осуществлению социокультурного воспитания современной молодежи. Автор обосновывает необходимость применения аксиологического подхода в процессе осуществления социокультурного воспитания личности, освоения методов аксиологического анализа, раскрывающих законы формирования и трансформации ценностных парадигм в пространстве культуры. Особое внимание уделено процессу постижения духовного потенциала отечественной культуры, социально-психологической адаптации, самореализации и самоактуализации современной молодежи.

Проблема социокультурного воспитания современной молодежи обращает исследователя к поиску «механизмов», способствующих успешному осуществлению этого процесса. Одним из таких «механизмов» является феномен преемственности как неизменный компонент социокультурного строительства. Что же такое феномен преемственности? Следует ли выделять его в особую категорию? Ведь существует понятие «традиция», о необходимости сохранения которой написано огромное количество трудов во всех областях гуманитарного знания. Может быть был прав иудейский царь и великий древний мудрец Соломон, когда утверждал, «что было, то и будет: и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это «новое», но это было уже в веках, бывших прежде нас» [5, с. 35].

В такой интерпретации понятия «традиция», «преемственность», «наследие» можно рассматривать как синонимы. В словаре С.И. Ожегова традиция интерпретируется как то, «что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от других поколений» [4, с. 805]. Преемник, согласно этой интерпретации, «продолжатель; тот, кто занял чье-то место, чью-то должность» или же осуществил «передачу, переход чего-нибудь от предшественника к преемнику» [4, с. 580]. В этом смысле при передаче чего-либо не предусматривается никаких изменений, даже в том случае, если это передача неких идей. И тогда традиция - это действительно то, что было: вчера, а может быть «уже в веках, бывших прежде нас».

Конечно, если говорить о таких вечных темах, как жизнь, смерть, любовь, страдание, радость, печаль, то может быть и можно согласиться с древним мыслителем и признать, что традиция вечна, а новация - это только «суета и

тщета», те мелкие и незначительные изменения, которые лишь подчеркивают, что «поколения уходят и приходят, непрерывно сменяясь, и только земля пребывает вовеки» [5, с. 35]. Однако, вся история человечества свидетельствует о том, что каждое поколение не просто приходит и уходит, оно вносит свой вклад в строительство нового социокультурного пространства.

Один из оригинальнейших писателей и ученых Германии XVIII века Г.К. Лихтенберг со свойственной ему иронией писал, что «наши предки вполне обоснованно завели определенный порядок, а мы столь же обоснованно упраздняем его» [3, с. 10], поскольку «все зло мира часто объясняется неразумным почитанием старых законов, старых обычаев, старой религии» [3, с. 10]. В этих высказываниях ученый и писатель эпохи Просвещения демонстрирует понимание действия механизма преемственности, который в руках просветителя становится действенным инструментом совершенствования и самосовершенствования. Однако, попав в руки радикала, - новатора или, напротив, консерватора, он может стать опасным. Исторический ход становления культуры наполнен трагическими событиями, связанными с действиями радикалов, следствием чего стало множество невозвратимых потерь.

Это позволяет говорить о том, что обращение к феномену преемственности - шаг ответственный, который требует от исследователя постоянного выбора ценностей, соответствующих мировоззренческим убеждениям, установкам, идеалам постигающей их личности. Анализируя воззрения великих философов далекого прошлого, осознаешь, что они трактуют понятие «традиция» как накопленный опыт, который необходимо передавать из поколения в поколение. В качестве примера можно привести поучения одного из древних мудрецов Птаххотела, который быд везирем фараона V династии Исеси (XXIV век до н.э.). Будучи убежденным в том, что «никто не рождается знающим», он написал наставление своему сыну, в котором обобщил свой опыт и призвал следовать ему. Среди этих наставлений можно выделить несколько, которые и сегодня могут быть полезными человеку, вступающему в самостоятельную жизнь.

Так древний мудрец настоятельно советует: «Говори, когда ты осознал, что понимаешь суть дела... Из всех работ самая трудная - умная речь... Учись и советуйся - ведь нет предела умению, и кто так искусен, чтобы все знать?... Только то свое слово отпускай на волю, о котором услышишь, что оно прекрасно... Уважай право просителя облегчить перед тобой свою душу... Не клевещи и не сплетничай... Поставленный распоряжаться многими людьми, пекись об их благе и стремись к добру...» [5, с. 14]. Можно с уверенностью сказать, что если бы человечество четко следовало этим наставлениям, то избежало очень многих неприятностей, которые оно пережило за период от XXIV века до н.э. и до XXI века н.э. Эти наставления полностью сохраняют свою актуальность по сей день.

Однако, среди этих наставлений есть и такие: «Гни спину перед начальниками своими, и будет процветать твой дом... В обществе веди себя соот-

ветственно своему рангу... Осторожность чиновника должна расти вместе с его карьерой... Не торопись с мыслями... взвесь их последствия...» [5, с. 14]. Это вполне можно было бы назвать кодексом чиновника. Парадоксально, но этот кодекс и сегодня, по прошествии более четырех тысячелетий, остается весьма востребованным для тех, кто настроен исключительно на постоянный карьерный рост. Ведь у таких людей всегда внутри живет некий цензор, запрещающий не только действовать, но и думать в «неправильном» направлении. Это заставляет задуматься над тем, насколько сложен и избирателен феномен преемственности, что он выделяет в сложившихся традициях, что и почему переносит в новое социокультурное пространство, насколько осторожно следует им пользоваться, чтобы достичь желаемого результата.

Необходимо относиться к традиции не менее критично, чем к новации, понимая, что в ней, как и во всем человеческом опыте, есть как позитивное, так и негативное начало. Такое отношение к традиции «требует сосредоточенной решимости освободиться от ложных, призрачных наслоений культуры и ее накипи...» [1, с. 7]. По мнению Н. Бердяева, первого в России представителя религиозного экзистенциализма, только тогда можно освободиться от «плена» мира, от довлеющей над человеком необходимости приспосабливаться к реалиям жизни. Именно поэтому философ связывает творческий акт с преодолением и освобождением. При этом Н. Бердяев, как и философы Древнего мира, также ощущает необходимость обращения к опыту, накопленному человечеством. Только тогда можно понять, что есть подлинные, а что - ложные ценности, «призрачные наслоения культуры».

В русских пословицах и поговорках традиция как выражение этого опыта неслучайно связывается с памятью о своем прошлом. В них человек, потерявший связь со своими корнями, - это бродяга, Иван, не помнящий, родства, родины - человек, который «сшибся с памяти, с толков сбился» [2, с. 278]. «Память в темени, мысль во лбу, а хотение в сердце» [2, с. 278]. Вот три составляющих, которые народная мудрость предлагает в качестве руководства к действию для своих потомков. В этой пословице заключен ключ к пониманию сущности феномена преемственности. Традиция - это «память в темени». Но ее недостаточно для того, чтобы созидать нечто новое. Для этого необходима «мысль во лбу», которая поможет понять, что в этой традиции необходимо привнести в день сегодняшний. То есть, в древней пословице уже заложена идея осмысления и переосмысления ценностей, которая через множество веков будет сформулирована в философской теории ценностей.

Но наши далекие предки понимали и то, что для осуществления идеи созидания необходимы не только память и мысль, но и «хотение в сердце», психологическая настроенность на творческое созидание. Социокультурное воспитание направлено на то, чтобы возникло это «хотение в сердце», когда возникает стойкая потребность в постижении и творческом преобразовании духовных ценностей культуры. На этом этапе творческой деятельности об-

ращение к феномену преемственности необходимо. Его применение в процессе социокультурного воспитания молодежи формирует у молодого человека потребность анализировать особенности происхождения и развития культуры, выявлять те гуманистические ценности, которые необходимо сохранить и передать следующим поколениям.

Для успешного применения феномена преемственности необходимо осознавать значимость аксиологического подхода в процессе осуществления социокультурного воспитания, освоения методов аксиологического анализа, позволяющих с позиции ценности взглянуть на особенности каждого периода в истории человечества. Возникает потребность в первую очередь обратиться к периоду, который К. Ясперс называет «осевым временем», потому что считает, что это «была эпоха духовного основоположения всех тех культур, которые составляют ныне дихотомию Восток-Запад. Xронологи-ческие рамки около 500 лет до н.э.; это духовный процесс, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Резкий поворот в истории произошел в связи с появлением человека такого типа, каким он сохранился по сей день» [6, с. 163]. Аксиологический анализ позволяет заглянуть в столь далекое прошлое, рассмотреть те сущностные смыслы и ценности, которые начали формироваться в его пространстве.

Не менее важно осмыслить и значительный круг противоречий, которые характерны для процесса развития культуры. Бердяев Н. формулирует их следующим образом:

1. между социализацией и индивидуализацией личности;

2. между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку;

3. между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме [6, с. 153].

Осуществление процесса социокультурного воспитания современной молодежи включает в себя осмысление сущности и этапов кризиса гуманистической культуры, анализ возникновения социальных конфликтов, определение форм саморазвития культуры и выявление типов культурных изменений. Значительное внимание необходимо уделить проблеме взаимодействия культур. А самое главное - это изучение процесса становления отечественной культуры, поскольку одной из важнейших задач социокультурного воспитания молодежи является социально-психологическая адаптация, самореализация и самоактуализация личности, ее включенность в процесс культуротворчества.

Необходимо детально рассмотреть антиномии, веками складывающиеся в отечественной культуре, осмыслить влияние различных общественных феноменов на современное состояние культуры, выявить основные условия, необходимые для осуществления социокультурной коммуникации. Конечно, особое внимание необходимо уделить определению миссии человека как

творца культуры на современном этапе, на его способность использовать феномен преемственности как орудие созидания, поскольку «человек не просто создатель предметов культуры, он еще и обладатель, носитель тех знаний и символов, которые закрепились многовековым опытом всего культурного общества» [6, с. 207].

Таким образом, для успешного применения феномена преемственности необходимо осмыслить широкий круг проблем. Это позволит осознанно выбрать подлинные ценности, которые необходимо перенести в новое социокультурное пространство, и отвергнуть ложные ориентиры, способные нанести вред развитию современного общества. Очень важно понять источники цинизма, с проявлениями которого мы постоянно сталкиваемся в современной жизни, выявить критерии определения индивидуального уровня социокультурного развития личности, подробно рассмотреть систему ценностей современного человека как социального субъекта. Это сложные задачи, но решение их необходимо в процессе проведения социокультурного воспитания современной молодежи. Феномен преемственности может стать надежным инструментом, способствующим решению поставленных задач.

Список литературы:

1. Бердяев Н. Смысл творчества / Н. Бердяев. - М.: Хранитель, 2006. -414 с.

2. Даль В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М.: ЭКСМО, 2006. - 616 с., ил.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1001. - 916 с.

4. Лихтенберг, Г.К. Афоризмы / Г.К. Лихтенберг. - М.: Наука, 1963. - 344 с.

5. Таранов П.С. Сокровищница дерзаний / П.С. Таранов. - М.: АСТ, 2000. - 480 с., ил.

6. Хорунженко К.М. Культурология: Структурно-логические схемы / К.М. Хорунженко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.