Научная статья на тему 'Аксиологическая составляющая правового образования учащейся молодежи'

Аксиологическая составляющая правового образования учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКСИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беловолов Валерий Александрович, Ильенко Евгений Викторович

В статье авторы раскрывают аксиологические аспекты правового воспитания учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беловолов Валерий Александрович, Ильенко Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологическая составляющая правового образования учащейся молодежи»

УДК 378,01

Беловолов Валерий Александрович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, \>аЬе1оуо1оу@ mail.ru, Новосибирск

Ильенко Евгений Викторович

Аспирант кафедры педагогики и психологии факультета начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета, iev@mail.ru, Новосибирск

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Belovolov Valery Aleksandrovich

Doctor of pedagogy, professor, head of the chair of pedagogics and psychology of the Novosibirsk state pedagogical university, vabelovolov@mail.ru, Novosibirsk

Ilyenko Evgeniy Viktorovich

Post-graduate student at the chair of pedagogics and psychology at the faculty of Elementary school of the Novosibirsk state pedagogical university, iev@mail.ru, Novosibirsk

THE AXIOLOGICAL COMPONENT OF LEGAL TRAINING OF STUDENTS

Ученые (Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов и др) подчеркивают важность реализации гуманистических традиций образования, возврата общества к национально-культурным традициям и полноценным контактам с другими странами: «Достойный статус России в современном мире обеспечит такая система образования, которая реализует функцию сохранения и воспроизводства гуманистических традиций отечественной и мировой культуры, система гибкая, соотносимая с западными моделями, учитывающая опыт русского просветительства, отвечающая потребностям современности» [1, с. 229].

Универсальность гуманистических идей обусловлена их применимостью ко всем людям и социальным системам.

Важным является взаимодействие общечеловеческих ценностей национальным, реализация культурно-гуманистических функций образования, диверсификация культурно-гуманистических позиций, что обеспечивает гармоничное развитие личности, развитие сущностных (физических и духовных) сил человека, как цели и основного предназначения человека.

Достижение обозначенных цели и задач определяется гуманизацией жизни общества, гуманизацией образования, учет системных ценностей человека в его деятельности.

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВОВОГО ...

Исследователи выделяют целевые функции гуманизации образования:

1. процесс гармоничного развития личности как субъекта творческой деятельности;

2. характеристика образа жизни субъектов образовательного процесса, в основе которого гуманные (подлинно человеческие) отношения;

3. ключевая составляющая образовательного процесса, утверждающего полисубъектную сущность [2].

Это определяет гуманизацию как фактор гармоничного развития личности, приобщение ее к национально-культурным ценностям, обогащение общечеловеческими ценностями.

Общечеловеческие и национально-культурные ценности, их взаимосвязь следует рассматривать как методологический подход к формированию личности. В. И. Додонов отмечает: «Всех отечественных философов объединяет общая методологическая платформа - православное христианство - Вера. Именно Вера выступает у них в качестве основополагающей приоритетной национальной ценности, в которой как в фокусе соединяются все другие ценности как вселенного, так и национального масштаба. В центре же русской философии стоит человек - высшая приоритетная ценность» [3, с. 32]

В. А. Караковский определяет важность взаимодействия, взаимного дополнения общечеловеческих и национальных ценностей, которые не исключают друг друга, существуют в единстве: «Общечеловеческие ценности-основа целостного учебного воспитательного процесса», определяет набор ценностей - человек как «абсолютная ценность», семья, земля, мир, Отечество, знание, труд» [4, с. 19].

Психолог В. И. Додонов показывает, что отечественные мыслители рассматривали российскую культуру как национальную и общечеловеческую ценность, как часть мировой цивилизации и выделяет направления в российской культуре: признание факта существования и влияния ценностей мировой культуры на развитие российской общественной мысли; национальные ценности, присущие национальному менталитету российского общества [3].

Мыслитель Н. А. Бердяев указывал на важность ценности человека как личности: «...новый человек может явиться лишь в том случае, если человек станет высшей ценнос тью. Если человека рассматривать исключительно как кирпич для строительства общества, если он средство для экономичного процесса, то приходится говорить не столько о явлении человека, сколько об исчезновении человека, т. е. об углублении процесса дегуманизации» [5, с. 148].

Образование есть одна из приоритетных ценностей человека. Важным является определение гуманистической составляющей образования, его отношения к человеку как субъекту. В. И. Додонов особо выделяет функцию образования - формирование человека, создающего материальные и духовные ценности [3].

Н. А. Бердяев, рассматривая соотношение общечеловеческого и национального, в контексте единства человека показал единство человека как

главное условие его существования: «совершенное единство ... есть высшая и наиболее полная форма бытия всей множественности индивидуальных существований в мире» [6, с. 94].

В. Д. Шадриков считает необоснованным ставить общечеловеческие ценности во главу образования: общечеловеческие ценности составляют сущностные качества каждой национальной культуры. Это те ценности, которые находятся в пересечении всех национальных культур [7].

Ученый обосновал положение о важности обеспечения в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения диалектического единства национального, федерального, общечеловеческого, что позволит человеку, подрастающему поколению ощутить принадлежность к родному народу и осознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации

[7].

В контексте обсуждаемой проблемы выделяются ценностные составляющие гуманизации содержания педагогического образования.

В. А. Сластенин выделяет следующие группы ценностей педагогической деятельности [2, с. 241]:

- ценности, связанные с утверждением в обществе, ближайшей социальной среде;

- ценности, в удовлетворении потребности в общении;

- ценности, связанные с самосовершенствованием;

- ценности, связанные с самовыражением;

- ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами.

Исследователи показывают, что интериоризация (усвоение и принятие

в качестве своих) гуманистических ценностей педагогической деятельности обеспечивает фундамент профессиональной культуры учителя, в основе которой следующие базовые основания: общечеловеческие, духовные, практические, личностный [2, с. 242].

Духовно-нравственные ориентиры являются важнейшей задачей организации образовательного процесса в учебном заведении.

Духовные основы правового воспитания учащейся молодежи неразрывно связаны с культурой общества, народа. Необходимо учитывать, что духовность не может существовать вне социально значимых идей, верований, убеждений, ценностей, которые должны всячески оберегаться и культивироваться общественными институтами [8, с. 29].

В основу правового воспитания учащейся молодежи, целесообразно положить следующие принципы, вытекающие из его сущности: системности; преемственности; диалогичности; историзма; координации и др.

Данные принципы правового воспитания выражают требования к содержанию, организации, методам правового обучения и воспитания учащейся молодежи.

Принципы показывают также специфику, особенности сложного процесса правовой подготовки учащейся молодежи.

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВОВОГО ...

Имеют место и проблемы в правовоспитательном процессе учащейся молодежи, которые условно делят на две группы:

- Первая группа проблем характеризует неверные представления о праве, его нормах, законе в целом, неумение применять нормы права в различных ситуациях.

- Вторая группа проблем выделяет трудности в овладении правовыми знаниями, толковании юридических норм, их исполнение в различных видах деятельности, в обеспечении правовой подготовки учащейся молодежи.

H. В. Даничев, Е. Ю. Суховецкая, рассматривая систему правового воспитания учащейся молодежи как составную часть воспитательной среды образовательного учреждения, выделяют в ней следующие составляющие:

I. Правовое воспитание учащейся молодежи через нравственные традиции российского народа. Традиции передаются от поколения к поколению и являются тем материалом, который обеспечивает процесс правового воспитания учащейся молодежи.

2. Важнейшая составная часть правового воспитания - формирование правосознания [9, с. 68].

Таким образом, эффективность процесса правового образования учащейся молодежи определяется рядом условий:

- контент методики правовой подготовки рассматривается как система, включающая в себя выводы, рекомендации, методические приемы;

- внедрение технологии оптимизации программно-методического обеспечения правовой подготовки учащейся молодежи;

- формирование образовательной среды, влияющей на развитие личности через различные духовные, педагогические, материально-технические условия образования.

Библиографический список

1. Сластенин, В. А. Проектирование содержания педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин // Сластенин. - М.: ИД Магистр-Пресс, 2000. - С. 228

2. Сластенин, В. А. Аксиологические основания образования [Текст] /

B. А. Сластенин // Сластенин. - М., 2000 - С. 191

3. Додонов, В. И. Теоретико-методологические основы национальных ценностных приоритетов сферы образования в наследии отечественных философов и педагогических мыслителей [Текст] / В. И. Додонов // Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX в. - 90-е гг. XX в.)-М., 1997.-С. 32

4. Караковский, В. А. Стать человеком [Текст] / В. А. Караковский - М., 1993. -

C. 19

5. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма [Текст] / Н. А. Бердяев-М., 1990.-С. 148

6. Бердяев, Н. А. Судьба России [Текст] / Н. А. Бердяев - М., 1918. - С. 98

7. Шадриков, В. Д. Философия воспитания и образовательной политики [Текст] / В. Д. Шадриков - М., 1993. - С. 70-110

А. Н. Никульников

8. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст] / В. А. Якунин - Спб, 1998.

9. Даничев, Н. В. Правовая подготовка будущих офицеров внутренних войск МВД России в профессиональной среде [Текст] / Н. В. Даничев, Е. Ю. Суховецкая // Актуальные проблемы совершенствования образовательного процесса в высшем военном учебном заведении. - Новосибирск, 2006

УДК 35

Никульников Антон Николаевич

Аспирант кафедры педагогики и психологии Института искусств, Новосибирского государственного педагогического университета, a.nik@ngs.ru, Новосибирск

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТОГО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Nikulnikov Anton Nikolaevich

Post-graduate of the pedagogics and psychology chair of the Novosibirsk State Pedagogical University (the Institute of Arts), a.nik@ngs.ru, Novosibirsk

NORMATIVE AND THEORETICAL BASES OF LEADERS’ TRAINING. HISTORICAL ASPECT

Современное общество характеризуется тем, что принципиально важной становится проблема воспитания подрастающего поколения. В обеспечении эффективности воспитательного процесса ключевую роль играет подготовка квалифицированных вожатских кадров, которые должны не только передавать определенные знания и умения, но и обеспечивать личностный рост представителей следующих поколений.

В настоящее время намечаются тенденции увеличения внимания к профессиональной подготовке вожатых. В связи с этим особенно актуальным представляется исследование основных этапов в развитии подготовки вожатых, динамики изменения и развития этой подготовки с целью выявления позитивных и негативных факторов в разработке модели эффективной подготовки вожатого.

В процессе исследования был проведен анализ педагогической литературы по проблеме воспитания в системе дополнительного образования. Научные работы по подготовке и переподготовке педагогических кадров (Ф. Ф. Королев, Т. Д. Корнейчик, 3. И. Равкин, П. Н. Шимбирев, Н. К. Гончаров, Е. Н. Медынский, Ф. Ф. Шамахов). В работах по истории пионерского движения (В. А. Афанасьев, Ф. М. Сатарова, И. Д. Ходанович, П. В. Худолин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.