Научная статья на тему 'Нормативно-правовые и теоретические подходы подготовки вожатого: исторический аспект'

Нормативно-правовые и теоретические подходы подготовки вожатого: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1078
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ВОЖАТЫХ / ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПИОНЕРСКИХ КАДРОВ / ПРОФЕССИОГРАММА ВОЖАТОГО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никульников Антон Николаевич

В статье проведен краткий анализ нормативно-правовых документов по подготовке вожатых с 1920 по 1986 гг. За эти годы подготовка вожатых приобрела помимо разработанной схемы и определенной структуры, мощную теоретическую составляющую, основанную на признании ведущей роли педагогической практики и психологических знаний в формировании вожатого высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые и теоретические подходы подготовки вожатого: исторический аспект»

8. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст] / В. А. Якунин - Спб, 1998.

9. Даничев, Н. В. Правовая подготовка будущих офицеров внутренних войск МВД России в профессиональной среде [Текст] / Н. В. Даничев, Е. Ю. Суховецкая // Актуальные проблемы совершенствования образовательного процесса в высшем военном учебном заведении. - Новосибирск, 2006

УДК 35

Никульников Антон Николаевич

Аспирант кафедры педагогики и психологии Института искусств, Новосибирского государственного педагогического университета, a.nik@ngs.ru, Новосибирск

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТОГО: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Nikulnikov Anton Nikolaevich

Post-graduate of the pedagogics and psychology chair of the Novosibirsk State Pedagogical University (the Institute of Arts), a.nik@ngs.ru, Novosibirsk

NORMATIVE AND THEORETICAL BASES OF LEADERS’ TRAINING. HISTORICAL ASPECT

Современное общество характеризуется тем, что принципиально важной становится проблема воспитания подрастающего поколения. В обеспечении эффективности воспитательного процесса ключевую роль играет подготовка квалифицированных вожатских кадров, которые должны не только передавать определенные знания и умения, но и обеспечивать личностный рост представителей следующих поколений.

В настоящее время намечаются тенденции увеличения внимания к профессиональной подготовке вожатых. В связи с этим особенно актуальным представляется исследование основных этапов в развитии подготовки вожатых, динамики изменения и развития этой подготовки с целью выявления позитивных и негативных факторов в разработке модели эффективной подготовки вожатого.

В процессе исследования был проведен анализ педагогической литературы по проблеме воспитания в системе дополнительного образования. Научные работы по подготовке и переподготовке педагогических кадров (Ф. Ф. Королев, Т. Д. Корнейчик, 3. И. Равкин, П. Н. Шимбирев, Н. К. Гончаров, Е. Н. Медынский, Ф. Ф. Шамахов). В работах по истории пионерского движения (В. А. Афанасьев, Ф. М. Сатарова, И. Д. Ходанович, П. В. Худолин-

ский, Н. А. Ганзбург, Н. Ф. Колесникова, В. Р. Яковлев) рассмотрены отдельные аспекты подготовки и переподготовки вожатых.

Первые документы, затрагивающие проблему кадров, работающих с детьми, появились в 1920 г., когда на губернских комсомольских конференциях, а затем и на III съезде РКСМ (октябрь 1920 г.) начались дискуссии о работе с детьми. «Учитывая опыт Московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ под руководством ЦК» [3, с. 217].

В 1922-1924 гг. вожатые подбирались из числа политически подготовленных и выдержанных комсомольцев. Свою работу в отрядах, которые создавались, прежде всего, при фабриках, детских домах и школах, где дети были уже организованы, вожатые сочетали с работой на производстве. «Общее число вожатых по СССР в 1924 г. составляло около 11 200 человек» [2, с. 17].

Совнарком РСФСР и ЦК комсомола в 1925-1926 гг. проделали большую работу по закреплению вожатых в отрядах. Была утверждена смета на содержание вожатских форпостов. Вожатым предоставлялись все льготы, которые были установлены Совнаркомом РСФСР 2 апреля 1926 г. для сельского учителя. «В 1926 г. 54% отрядных вожатых составляли молодые рабочие» [2, с. 8].

В 1927-1928 гг. появляются новые формы подготовки вожатых.

Курсы, семинары, совещания - для вожатых (групп, отрядов, форпостов, октябрят).

Всесоюзные, республиканские, областные, краевые курсы для старших вожатых (работники республиканских, областных, краевых, окружных и районных бюро юных пионеров и т. д.).

Внешкольные отделения детского коммунистического движения (ДКД) педагогических техникумов и вузов - для методистов (работников пионерских кабинетов, Домов пионеров, клубов, станций), преподавательского и лекторского состава Центральных и местных курсов.

Аспирантура-для научных сотрудников (работников НИИ ДКД и преподавателей внешкольных отделений педагогических вузов).

Учеба вожатых включала в себя следующие разделы. «Вопросы теоретические, педагогические и педологические. Задача социалистического строительства и содержание работы отряда. Организация и методы отрядной работы» [5, с. 37].

В 1937-1941 гг. Наркомпрос РСФСР и ЦК комсомола принимают решение о том, что вожатые обязаны овладеть знанием процесса коммунистического воспитания и находиться на необходимой стадии политического развития. Вожатый должен был иметь отличную политическую подготовку, образование общее не ниже семилетнего, а если вожатый работал в младшем отряде - не ниже четырехлетнего. Вожатому необходимо было знать программу работы школы, владеть физкультурной подготовкой, знанием строевых занятий и сдать нормы на значок ГТО.

В годы войны, принимая во внимание, что значительная часть комсомоль-цев-инструкторов, учителей, вожатых были мобилизованы в армию либо на тыловые работы сохранение кадрового состава становится наиболее важной задачей. Из постановления XII пленума ЦК ВЛКСМ, 17 марта 1944 г. «О мерах по улучшению работы комсомола в школе». Устанавливалось, что старшие вожатые утверждаются на бюро обкома комсомола, а для подготовки и переподготовки кадров старших пионервожатых восстанавливаются республиканские и межобластные школы, в городах создаются постоянные школы для учебы без отрыва от работы.

В программе учебных занятий также большое место отводилось вопросам теории, и практики пионерской работы. По каждой изучаемой теме предусматривались практические задания вожатым и семинарские занятия. Каждое занятие складывалось из лекций, семинаров по работе пионерской организации и практики. Учет знаний вожатых проводился после каждой пройденной темы в форме беседы, зачета либо семинарского занятия.

В постановлении VII пленума ЦК ВЛКСМ, 17 октября 1951 г. «О работе пионерской организации имени В. И. Ленина» подчеркивалось, что дальнейший подъем работы пионерской организации во многом зависит от вожатого.

Установилась следующая система подготовки и переподготовки пионерских кадров.

Центральные курсы пионерских работников - для переподготовки кадров руководящих пионерских работников.

Отделения учителей - пионерских вожатых при педагогических училищах - для подготовки старших пионерских вожатых.

Шестимесячные школы - для переподготовки старших пионерских вожатых.

Считалось также целесообразным регулярно проводить при райкомах, горкомах, обкомах, крайкомах, ЦК ЛКСМ союзных республик семинары пионерских вожатых.

Однако резолюция XII съезда ВЛКСМ «О работе пионерской организации имени В. И. Ленина», 27 марта 1954 г. показала в подготовке пионерского вожатого ряд существенных недостатков. Недостаточное внимание уделяется подбору подготовке кадров пионерских вожатых. На работу с пионерами зачастую направлялись люди, не имеющие должной общеобразовательной подготовки, желания и умения работать с детьми. Частая сменяемость кадров.

В начале 1960-х годов состоялись межобластные и республиканские конференции, а также Всесоюзная конференция по проблемам пионерской организации, в которых приняли участие вожатые и комсомольские работники. Результатом стало открытие классов по подготовке старших пионерских вожатых более чем 250 школах страны.

Постановление Коллегии Министерства просвещения РСФСР и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 29 июня 1966 г. «О системе подготовки кадров пионерских работников» говорит нам следующее.

Подготовка методистов по пионерской и комсомольской работе, старших пионервожатых и отрядных вожатых в системе Министерства просвещения проводилась в следующих учебных заведениях: в педагогических институтах, педагогических училищах, на десятимесячных курсах при средних школах.

В конце 1960-х годов при школах в рамках программы «Ориентир» рекомендуется создавать «Школы отрядного вожатого». Руководят ею старший пионервожатый и пионерский сектор комитета комсомола. К организации и проведению занятий с отрядными вожатыми привлекаются учителя, студенты педагогического института, работники внешкольных учреждений, комсомольские работники. Первая часть занятия была теоретическая: лекция, семинар, диспут и т. д. Вторая часть - практическая. Разучивание пионерских песен, танцев, игр на местности, настольных игр, работа с картоном, бумагой, природным материалом.

В первой половине 1970-х годов побеждает точка зрения, что участие детей в единых массовых мероприятиях способно сформировать правильную воспитательную позицию. Наиболее крупным из подобных мероприятий стал «Всесоюзный пионерский марш», начавшийся в 1970 г. и продолжавшийся 17 лет.

IV пленум ЦК ВЛКСМ, от 28 октября 1975 г., постановил Комитетам комсомола повысить требовательность к подбору пионерских кадров, обеспечить значительное улучшение качественного состава вожатых их подготовки, принять конкретные меры по сокращению сменяемости пионерских работников, более активно привлекать юношей к работе вожатыми. Уделять больше внимания направлению молодежи на обучение в педагогические учебные заведения для получения квалификации пионерского работника. «В целях повышения профессионального уровня кадров шире использовать возможность лагерей «Артек», «Орленок», краевых и республиканских пионерских лагерей» [3, с. 263].

С 1979-1980 учебного года повсеместно проводится аттестация старших пионерских вожатых. В 1980 г. вводится единая форма старшего пионерского вожатого. В подготовке вожатых возникает новая форма - инструктивно - методический сбор. Методика сбора была разработана ленинградскими учеными-психологами и педагогами И. П. Ивановым, Ф. Я. Шапиро и др.

В 1985 году внимание представителей педагогической науки привлекло исследование модели профессии вожатого. Были проанализированы данные опроса старших вожатых - участников Всесоюзных сборов в «Артеке», работников внешкольных учреждений, отделов школьной молодежи обкомов, райкомов, ЦК ВЛКСМ союзных республик. «Работа вожатого строится на основе широкой эрудиции, знания детской психологии, динамики развития детского коллектива, педагогических основ воспитания» [4, с. 18]. Вожа-

тый должен был быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться политическим наставником детей, формирующим их мировоззрение, мораль, характер, гражданский облик. То есть вожатый - это политически грамотный человек, обладающий определенным запасом педагогических, психологических, социально-психологических и управленческих знаний. Все это говорит нам о том, что работа вожатого - серьезная профессиональная деятельность.

В 1986 г. Э. Соколовой и В. Павловым была составлена профессиограмма вожатого. Профессиограмма, представляла собой характеристику профессии и совокупность требований к исполняющему ее работнику с учетом положительных достижений трудового процесса, а также тенденций развития профессии вожатого. Цель деятельности вожатого определялась целями пионерской организации. Говоря о целях деятельности вожатого, нельзя не отметить, что он участвовал в процессе формирования личности на определенном возрастном этапе. В пионерском возрасте закладываются основы личности. Что касается подготовки смены и резерва комсомола, то этот процесс полностью проходит в пионерской организации. Поэтому конкретизированные цели пионерской организации, к достижению которых стремился вожатый, формулировались как «формирование основ всесторонне развитой личности активного строителя коммунистического общества, подготовка смены и резерва ВЛКСМ» [4, с. 21].

Однако эти меры не предусматривали коренной перестройки работы с кадрами вожатых, о необходимости которой говорилось на XX съезде ВЛКСМ. Кардинальное решение проблемы было возможно только в связи с реформой политической системы советского общества.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы.

1. Начиная с 1920 г., появляются первые нормативно-правовые документы по подготовке вожатых. Одним из важнейших пунктов этих документов было обучение вожатых, которое включало в себя педагогические аспекты. Таким образом, можно сказать, что знания являлись основой подготовки вожатых.

2. В 1930 годах требование к подготовке вожатых несколько изменились. Вожатый должен был иметь отличную политическую подготовку, образование общее не ниже семилетнего, знать программу работы школы, владеть физкультурной подготовкой.

3. Начиная с 1950 годов, выстраивается система подготовки вожатых: курсы пионерских работников, отделения пионерских вожатых, шестимесячные школы для подготовки и переподготовки старших вожатых. Также ведется подготовка вожатых на базах училищ, институтов; в педагогических ВУЗах появляются отделения учителя истории, методиста по пионерской работе.

4. В 1970 годах особое внимание уделяется качеству подготовки вожатых, повышается требовательность к подбору пионерских кадров, уделяется больше внимания обучению молодежи работе пионерского вожатого.

5. Анализ документов 1980 годов, позволил сказать, что выделены профессионально значимые знания и умения вожатого, совершенствуются формы работы, появляется инструктивно-методический сбор. Ведется аттестация вожатых, составлена профессиограмма вожатого, вводится форма вожатого, профессия получает свое официальное признание.

За советский период количественный и качественный уровни подготовки вожатых сделали значительный шаг вперед. Процесс подготовки вожатых приобрел помимо разработанной схемы и определенной структуры, мощную теоретическую составляющую, основанную на признании ведущей роли педагогической практики и психологических знаний в формировании вожатого высокой квалификации, способного воспитывать и формировать подрастающее поколение.

Библиографический список

1. Аркин, Е. А. Не быть рутинером [Текст] / Е. А. Аркин // Вожатый. - 1936. - № 3.

2. Зыкова, К. С. Становление и развитие системы подготовки пионерских вожатых (1922-1941 гг.) [Текст] / К. С. Зыкова - Томск, 1974.

3. Кудинов, В. Партия, комсомол и вожатский кадр. Предисловие к документам КПСС и ВЛКСМ о кадрах пионерских работников [Текст] / В. Кудинов, С. Тупиченков - М., 1970.

4. Модель профессии вожатый [Текст] // Вожатый. - 1985. - № 8.

5. Удалов, М. Чему и как учиться базовому и отрядному вожатому [Текст] / М. Удалов, К. Хачикян // Вожатый. - 1932. -№ 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.