Научная статья на тему 'Нравственные идеалы карачаево-балкарского народа и их роль в воспитательной практике горцев'

Нравственные идеалы карачаево-балкарского народа и их роль в воспитательной практике горцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЭТНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕНЕЗИС НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / EDUCATION / ETHICAL EDUCATION / GENESIS OF MORAL VALUES / EDUCATIONAL PRACTICE / ETHNOPEDAGOGIZATION OF EDUCATION / PERSONAL VALUES / MORAL IDEAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койчуева Абриза Салиховна, Урусова Люаза Юсуфовна

В статье приведен обзор взглядов известных ученых психологов, педагогов, философов на проблемы этнического воспитания, генезис нравственных ценностей, формирование нравственных идеалов этносов, различных научных подходов к воспитанию детей на нравственных требованиях и лучших национальных традициях. Описаны специфические особенности воспитания, отраженные в фольклорных памятниках народной педагогики горцев, в частности, в основном памятнике духовной культуры карачаево-балкарского народа устном своде правил и обычаев, которыми руководствовались в своей жизни наши предки карачаевцев и балкарцев «Тау адет». Описан опыт воспитательной практики карачаево-балкарского народа на нравственных идеалах, предложены меры по усилению этнопедагогизации воспитания, актуализации использования историко-культурного наследия карачаево-балкарского народа, которое имеет много общего как с культурой кавказских народов, так и общемировой воспитательной практикой. Показано, что разрушение традиционного уклада жизни, и особенно геноцид и переселение балкарцев и карачаевцев в Среднюю Азию и Казахстан, совершенные по приказу Берии в начале 40-х годов, привели к гибели половины нации и разрыву поколений, что повлияло на воспитательную практику народа, освоение ребенком ценностей культуры, в том числе этнической, которая на тот момент является основной, базовой культурой личности. Таким образом, показана необходимость использования аксиологического и культурологического подходов в воспитании, необходимость их творческого осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL IDEALS OF THE KARACHAY-BALKAR PEOPLE AND THEIR ROLE IN THE EDUCATIONAL PRACTICE OF MOUNTAINEERS

The article provides an overview of the views of well known scientists, psychologists, teachers, philosophers on the problems of ethnic education, the Genesis of moral values, the formation of moral ideals of ethnic groups, various scientific approaches to the education of children on moral requirements and the best national traditions. The specific features of education reflected in the folklore monuments of folk pedagogy of the highlanders, in particular, in the main monument of spiritual culture of the Karachay-Balkar people the oral set of rules and customs that guided our ancestors of Karachays and Balkars "Tau adet"in their lives are described. The article describes the experience of educational practice of the Karachay-Balkar people on moral ideals, proposes measures to strengthen ethnopedagogization of education, actualization of the use of historical and cultural heritage of the Karachay-Balkar people, which has much in common with the culture of the Caucasian peoples, and the global educational practice. It is shown that the destruction of the traditional way of life, especially genocide and resettlement of Balkars and Karachays in Central Asia and Kazakhstan, committed by order of Beria in the early 40-ies, led to the death of half of the nation and the gap of generations, which affected the educational practice of the people, the development of the child's cultural values, including ethnic, which at that time is the main, basic culture of the individual. Thus, the necessity of using axiological and culturological approaches in education, the need for their creative understanding.

Текст научной работы на тему «Нравственные идеалы карачаево-балкарского народа и их роль в воспитательной практике горцев»

Не уходят с линии атаки - 61 случай (50%);

Действуют с опозданием, останавливаются - 22 случая (18%);

Действуют неточно, промахиваются - 20 случаев (16%);

Действуют неадекватно, теряются - 14 случаев (11%);

Теряют самообладание и самоконтроль - 6 случаев (5%).

Как показал эксперимент, лучше всего испытуемые справились с задачей в учебно-боевой ситуации № 3, где было необходимо только выполнять атакующие действия (5,0 балла), и хуже всего - в учебно-боевой ситуации № 2 (2,6 балла), где, прежде всего, было необходимо уметь защищаться.

Выводы. Результаты данного эксперимента открывают важную проблему, связанную с эффективностью применяемых методик обучения рукопашному бою. Эксперимент показал, что все же большинство курсантов, обученных комплексу РБ-1 и РБ-2, и вроде бы готовых действовать в данных ситуациях, не всегда могут применить эти изученные приемы и действия в условиях, приближенных к боевым, и даже забывают о них, действуют по своему усмотрению. Это подтверждает наше выдвинутое предположение о рефлексивном поведении военнослужащего в нестандартных ситуациях, когда низшие уровни берут на себя доминирующую роль в управлении движениями, а высшие уровни не в состоянии управлять ими из-за подавления этих уровней сбивающими факторами и поступающей новой информацией. В таких случаях человек может отказаться от своих первоначальных намерений, позабыть изученные ранее действия, и скорее поддается доминирующим рефлексам, например, инстинкту самосохранения.

Литература:

1. Ашкинази С.М., Климов К.В. Базовая техника рукопашного боя как синтез техники спортивных единоборств: учеб. - метод. пособие / С.М. Ашкинази, К.В. Климов; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: Издательство, 2006. - 80 с.

2. Модель подготовки курсантов ФСИН России к применению боевых приемов борьбы / Н.С. Помогаева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018 - № 3(157). - С. 251-254.

3. Громов А.В. Предсоревновательная подготовка рукопашников с учетом манеры ведения поединка и индивидуальных психологических особенностей: Автореф. дисс... канд.пед.наук. - СПб., 2007. -22 с.

4. Кувшинков М.А. Методика подготовки сборной команды по рукопашному бою к соревнованиям: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук. - СПб., 2006. - 21 с.

Педагогика

УДК 37.017.92

доктор педагогических наук, профессор, директор Койчуева Абриза Салиховна

ПОУ «Международный Открытый Колледж Современного Управления имени М. М. Абрекова» (г. Черкесск); аспирант Урусова Люаза Юсуфовна

ПОУ «Международный Открытый Колледж Современного Управления имени М.М. Абрекова» (г. Черкесск)

НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА И ИХ РОЛЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ГОРЦЕВ

Аннотация. В статье приведен обзор взглядов известных ученых - психологов, педагогов, философов на проблемы этнического воспитания, генезис нравственных ценностей, формирование нравственных идеалов этносов, различных научных подходов к воспитанию детей на нравственных требованиях и лучших национальных традициях. Описаны специфические особенности воспитания, отраженные в фольклорных памятниках народной педагогики горцев, в частности, в основном памятнике духовной культуры карачаево-балкарского народа - устном своде правил и обычаев, которыми руководствовались в своей жизни наши предки карачаевцев и балкарцев «Тау адет». Описан опыт воспитательной практики карачаево-балкарского народа на нравственных идеалах, предложены меры по усилению этнопедагогизации воспитания, актуализации использования историко-культурного наследия карачаево-балкарского народа, которое имеет много общего как с культурой кавказских народов, так и общемировой воспитательной практикой. Показано, что разрушение традиционного уклада жизни, и особенно геноцид и переселение балкарцев и карачаевцев в Среднюю Азию и Казахстан, совершенные по приказу Берии в начале 40-х годов, привели к гибели половины нации и разрыву поколений, что повлияло на воспитательную практику народа, освоение ребенком ценностей культуры, в том числе этнической, которая на тот момент является основной, базовой культурой личности. Таким образом, показана необходимость использования аксиологического и культурологического подходов в воспитании, необходимость их творческого осмысления.

Ключевые слова: воспитание; этническое воспитание, генезис нравственных ценностей, воспитательная практика, этнопедагогизация воспитания, личностные ценности, нравственный идеал.

Annоtation. The article provides an overview of the views of well - known scientists, psychologists, teachers, philosophers on the problems of ethnic education, the Genesis of moral values, the formation of moral ideals of ethnic groups, various scientific approaches to the education of children on moral requirements and the best national traditions. The specific features of education reflected in the folklore monuments of folk pedagogy of the highlanders, in particular, in the main monument of spiritual culture of the Karachay-Balkar people - the oral set of rules and customs that guided our ancestors of Karachays and Balkars "Tau adet"in their lives are described. The article describes the experience of educational practice of the Karachay-Balkar people on moral ideals, proposes measures to strengthen ethnopedagogization of education, actualization of the use of historical and cultural heritage of the Karachay-Balkar people, which has much in common with the culture of the Caucasian peoples, and the global educational practice. It is shown that the destruction of the traditional way of life, especially genocide and resettlement of Balkars and Karachays in Central Asia and Kazakhstan, committed by order of Beria in the early 40-ies, led to the death of half of the nation and the gap of generations, which affected the educational practice of the people, the development of the child's cultural values, including ethnic, which at that time is the main, basic culture of the individual. Thus, the necessity of using axiological and culturological approaches in education, the need for their creative understanding.

Keywords: education; ethical education, Genesis of moral values, educational practice, ethnopedagogization of education, personal values, moral ideal.

Введение. Проблемы духовно-нравственного воспитания являются основными в любом обществе, в том числе и в современном. В этом плане изучение общечеловеческого наследия с целью улучшения качества воспитательного процесса является первостепенной задачей педагогики и нуждается в осмыслении и реализации гуманистических идей народного воспитания духовности и нравственности у подрастающего поколения, их включения в процесс воспитания социальными институтами.

Нормы нравственности вырабатывались и закреплялись в течение многовековой трудовой деятельности людей. Истоки зарождения моральных норм и оценок ведут в глубину истории, к первобытно-общинному строю, в котором предпосылкой для утверждения той или иной общественной морали являлись характер материальной жизни и труда. При этом нравственные взгляды, чувства, убеждения не находятся в плоскости лишь субъективных сил человеческой личности, стремящейся к самовыражению, а формируются на основе определенной общественной морали, в рамках культурных традиций народа. Эта идея находила свое подтверждение в многочисленных исследованиях ученых. Мы согласны с мнением Л.С. Выготского, что культура является неотъемлемой частью индивида, при этом, существует вне его, задает целевую направленность и характер организации его деятельности. Не менее важным является и его утверждение, что всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды. Вначале это социальный план, и лишь потом- психологический, т.е. сперва она выступает как категория интерпсихическая, возникающая между людьми, а затем как категория интрапсихическая, появляющаяся внутри ребенка. При этом, только во взаимодействии со взрослыми реализуется «зона ближайшего развития» ребенка, развивающая способность к динамичному обучению, успешность к которому наблюдается, когда оно идет впереди развития и побуждает к жизни те функции, которые находятся в процессе созревания.

Изложение основного материала статьи. Таким образом, через деятельность происходит освоение ребенком ценностей культуры, в том числе этнической, которая на тот момент является основной, базовой культурой личности. В силу этого, прослеживается неразрывность аксиологического и культурологического подходов в воспитании, необходимость их творческого осмысления.

Что касается ценностей, то они, пишет Б.Г. Ананьев, - «преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности субъекта, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, являются одним из источников мотивации, определяют ее поведение и отношение к миру. Личностные ценности служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности» [1, с. 108]. Вместе с тем. по мнению Н. Бердяева, особое место в творческом освоении культуры отводится духовности [2, с. 78].

Мы не можем не согласиться с утверждением Н. Бердяева, что творчество как важное составляющее духовности - это не создание культурных продуктов, а преображение всего человеческого существа, направленного к иной высшей жизни, обновленному бытию и духовному состоянию, которое, на наш взгляд, включает в себя духовно-нравственные ориентиры, основанные на национальных ценностях.

Даже известный философ В.В. Розанов отдавая предпочтение воспитанию детей на лучших национальных традициях, писал: «...от древнего грека и до современного нам англичанина, француза, немца. каждый именно в пору отрочества и первой юности воспитывался и воспитывается в типично-национальном духе» [6, с. 123].

Полагаем, что без понимания сущности этнокультурного опыта воспитания, который более всего тяготеет к творческому поиску, сложно понять смысл духовного становления личности. В этом контексте важны и исследования Н.Я. Данилевского, в работах которого осознавалась как связь между общественным опытом духовности, национальным его прочтением и усвоением, так и ориентация на прогрессивные гуманистические традиции национального этнокультурного опыта воспитания личности [4, с. 341].

Изучение народных суждений о нравственных нормах и моральных принципах имеет важное значение и в наши дни. Положительные правила общественной жизни и личного поведения, которыми руководствовались поколения при воспитании молодого поколения, служат верным и надежным средством нравственного обновления общества. Высокие нравственные качества, наряду с умственным развитием и физическим совершенством, являются самой насущной задачей в деле воспитания нового человека. В решении этой задачи свод народных правил и педагогических идей, выраженный в фольклоре, играет важнейшую роль как фактор нравственного воздействия на психику личности.

Анализ этнопедагогической литературы показал, что в фольклорных памятниках народной педагогики горцев имеется прямое указание на то, что каждый человек должен помнить о своем гражданском долге перед обществом. Указывается, что общество и отдельный член его взаимосвязаны. Считается, что счастлив тот, кто ищет счастья обществу, а в счастливом обществе и есть гарантия счастья каждого.

Народная педагогика оценивала также межличностные отношения и оставила в дар своим грядущим поколениям мудрые заветы о выборе друзей и верности дружбе.

Как показывает анализ источников устного народного творчества горцев, в них имеется еще много ценных советов и наставлений, направленных на воспитание нравственных качеств и культуры поведения подрастающей смены.

В устном Моральном кодексе горцев нашли также отражение выработанные поколениями тружеников нравственные требования и правила поведения для подрастающего поколения, которые ярко проявились в гуманистических идеях этнопедагогики карачаево- балкарского народа.

Эти правила даются обычно в форме наставлений старших молодым. Особенно отчетливо выражены требования народа к поведению молодежи в пословицах и поговорках. В них мы видим заботу старших о привитии детям добрых горских обычаев.

В содержании умственного воспитания устное народное творчество занимало ведущее место не только как народная копилка знаний об окружающем мире, но и как самостоятельный объект изучения, приобщающий детей к духовным богатствам родного языка. Более того, разные источники показывают, что знание словесного произведения как основы этнокультуры , народ считал одним из условий умственного развития и поэтому обращал на него особое внимание. Поэтому полузабытые народные традиции ожили, вошли в практику воспитания. Не подлежит сомнению, что «для успешного ведения воспитательной работы в условиях национальной школы весьма необходимы учет местных условий, творческое использование

положительных воспитательных традиций данного народа...» [3]. Однако и вне школы имеется немало возможностей оптимального использования народной педагогики. Одним из прогрессивных моментов вхождения карачаевского народа в состав России являлось его приобщение к достижениям европейской культуры, важнейшим элементом которой являлось народное просвещение.

Термин «культура» в переводе с латинского означает «возделывание, обрабатывание» и охватывает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом или всем человечеством. В сферу материальной культуры включаются технические навыки, производственный опыт, различные материальные ценности, в сферу духовной культуры - научные знания, искусство, религия, литература, музыка, мораль, хореография и т.д., совокупность которых образует духовные ценности отдельного народа или всего человечества. Культура является результатом творчества всего народа и отражает его эстетические и мировоззренческие взгляды и установки на разных этапах истории. Древние пласты культуры, являются основой и фундаментом для более поздних достижений, т.е. успешное культурное творчество возможно только при условии сохранения преемственности.

Предпосылками использования историко-культурного наследия карачаево-балкарского народа в воспитательной практике, является богатство народных методов воспитания. Горское воспитание вобрало в себя многое из культуры всех кавказских народов, их религиозных представлений. Это нашло отражение в истории, мифологии, эпических сказаниях и других жанрах фольклора, а также в религиозных древнейших представлениях, в которых упоминаются и высочайшие горные вершины, и моря, и бескрайние степные просторы евразийских степей.

В религиозных представлениях ведущее место занимают общетюркские божества Тенгри (Тейри), Умай и др. Древнейшие истоки культуры испытали влияние таких мировых религий, как христианство и мусульманство и бытуют до сих пор среди карачаево-балкарского народа в виде различных обычаев, обрядов, народных игр и представлений. Что интересно, с древних времен предки балкарцев и карачаевцев имели свою письменность в виде рунических надписей кавказских болгар, в большом количестве обнаруженных на территории Карачая и Балкарии в памятниках VП-XII веков [7]. Сохранению культурно-исторического наследия помогло и то, что уже в начале XVIII века карачаевцы имели письменность на основе арабского алфавита, о чем красноречиво говорит так называемая «Холамская надпись» 1715 года, найденная в ауле Холам, надпись 1709 г. и др. В настоящее время карачаевцы пользуются русским алфавитом.

Вместе с тем, судьба духовного наследия карачаевцев и балкарцев была трагичной, как и судьба самих народов. Разрушение традиционного уклада жизни, и особенно геноцид и переселение горских народов-балкарцев и карачаевцев- в Среднюю Азию и Казахстан, совершенные по приказу Берии в начале 40-х годов, привели к гибели половины нации и разрыву поколений. Очень многое оказалось утраченным. Усилия собирателей после возвращения на родину в конце 50-х годов смогли восполнить многое, но далеко не все: то, что утрачено, утрачено навсегда, ушло вместе с носителями этой части духовного наследия. Это повлияло на воспитательную практику народа, освоение ребенком ценностей культуры, в том числе этнической, которая на тот момент является основной, базовой культурой личности.

И все же можно полагать, что свою духовную культуру в целом и балкарцы и карачаевцы сохранили. Записаны и частично опубликованы мифы, нартские сказания, сказки, пословицы и поговорки, загадки, детская поэзия, историко-героические песни и народная лирика, исполняются некоторые танцы. Хуже обстоит дело с легендами и преданиями - до сих пор нет ни одного сборника и ни одного исследования, посвященного им. А ведь они составляют большой и самостоятельный пласт фольклора.

Не издан свод этических норм и правил - «Тау адет». Одним словом, перед собирателями и исследователями стоит задача огромной важности. Будем надеяться, что эта задача окажется по плечу ученым, занимающимся карачаевской фольклористикой. Эта работа носит и научный и прикладной характер, но иногда- чисто популяризаторский и имеет целью познакомить молодежь, с тем духовным наследием, которое в настоящее время доступно для исследования. Поэтому можно говорить о различных пластах нашей культуры только в самом общем виде, не углубляясь в детали и, тем более, не касаясь спорных моментов, т.к. слишком много людей, которые вообще не имеют никакого представления о духовном мире наших предков.

Необходимо остановиться на замечательном памятнике духовной культуры карачаево-балкарского народа - устном своде правил и обычаев, которыми руководствовались в своей жизни наши предки. «Тау адет» в переводе означает «карачаево-балкарский обычай». В недавнем прошлом карачаевцы называли себя «таулула» - горцы. Происходит это, видимо, от следующих причин. Балкарцы и карачаевцы сложились в единый народ, с единым языком, культурой и обычаями в горах и предгорьях Центрального Кавказа, где ими было создано ранне-феодальное государство Алания. Сами себя они называли «ас» - по сей день соседние народы, например, осетины, мингрелы, лашхетские сваны называют балкарцев и карачаевцев аланами, асами, осами. Слово «адет» имеет значения «обычай, традиция, правило, обряд, манера, церемония, право (обычное), порядок, приличие, норма поведения» [5].

К сожалению, несколько тысяч различных правил и норм, обычаев и традиций, выработанных нашим народом, до настоящего времени не изданы. Может быть, ни одна сторона духовной культуры балкарцев и карачаевцев не подверглась в результате обрушившихся на них в XX веке лишений такому разрушению. Молодые люди часто не имеют никакого понятия о кодексе своих предков, или, поскольку многое из установленного еще соблюдается в быту, не понимают, что это осколки глубоко продуманной, прошедшей испытание временем системы «Адет» или «Адет - намыс» - форма поведения взрослых в различных ситуациях, в общественных местах, в дороге, на праздниках и пирах и т.д.

«Тау адет» морально- этический документ, в котором нет стремления к мелочной регламентации, к тому, чтобы учесть все и вся, учесть все жизненные ситуации. В нем выражена жизненная стратегия горцев к выживанию, определены основополагающие стратегические цели- формирование нравственных качеств, которые обеспечиваются в ходе трудового, этического, эстетического и других видов воспитания, формирования знаний и базовых ценностей личности, начало которым-семейное воспитание, отчий дом, атмосфера любви и заботы, психологический комфорт защищенности от жизненных коллизий, который обеспечивало старшее поколение. И главный воспитательный институт - общественное мнение, подчиняющий всех членов общества этическим правилам горского кодекса воспитания - «Тау адет».

Интересно и то, что, подчеркивая ценность знания и исполнения этических правил, «Тау адет» подчеркивает, что главным является путь совести. Сказано: «Адетни билсенг - адетге кёре, Адетни билмесенг - бетге кёре». Перевод: «Знаешь обычай - поступай по обычаю, не знаешь - поступай по совести».

«Тау адет» создавался в течение многих столетий, в нем запечатлен огромный воспитательный опыт народа, стержнем которой является цельность, непротиворечивость частей всей этической системы. Что бесспорно- вглядываясь в нее, можно отметить ее стройность, поскольку «Тау адет» обладает внутренним стержнем, главной идеей, которую можно сформулировать в следующем виде: «Необходимо воспитывать в себе и в своих детях чувство собственного достоинства. Никогда его не роняй, ни при каких обстоятельствах, и никогда не унижай другого. Будь скромен и тверд» [3;5].В качестве идеала различные источники УНТ и научной литературы предлагают персонифицированные по признаку пола и возраста черты народного идеала «Благородного мужа-Асыл киши» и « Старшей женщины-Юй бийче», набор нравственных качеств которых мы представили следующим образом: Асыл Киши - благородство, верность слову, честность, благовоспитанность, мужество, добропорядочность, доблесть, сдержанность и др.

Юй бийче- скромность, умение создать психологический комфорт, порядочность, умение вести хозяйство, подчиняться требованиям рода, семьи.

Как и в нартском эпосе, где с большой художественной силой обрисованы идеальные в понимании народа фигуры, так и в «Тау адет» проглядывает тот идеал человека, к которому должен стремиться каждый. Уважение не только к старшим, но и уважение к ребенку, к женщине, к родителям. По законам кавказского гостеприимства - чуткое, внимательное отношение к гостю. Сдержанность в речи и манерах, воздержанность в пище и питье. Много правил, определяющих поведение человека в общественных местах - на сельской площади, на празднествах, на свадьбах, пирах и т.п.; например, появиться на людях в грязной, запачканной одежде расценивалось как неуважение к присутствующим: «Тойгъа барсанг, тоюп бар, эски тонунгу къоюп бар». Перевод: «Когда идешь на пир, иди сытым, сбросив старую шубу». То есть, вначале прослеживается функция в культурном развитии ребенка по Л.С. Выготскому, в социальном плане, и лишь потом-в психологическом.

Отличительной чертой свободного человека по «Тау адет» считается щедрость. Поэтому и сейчас, когда хотят у кого-нибудь попросить что-либо, говорят: «Хы, маржа, бир ёзденлик эт!» - «Прояви-ка свое узденство!».

Очень резко осуждаются сквернословие, пьянство, трусость - все это, согласно кодексу, признаки низкого уровня воспитания и происхождения, как и жадность, лицемерие и даже хитрость. Высоко ценится правдивость, верность данному слову. В то же время «Тау адет» учит быть снисходительными к заблуждению, к ошибке: «Джангылгъанны тилин джыртма, абыннганны бутун къыркъма», что в переводе означает: «Не вырывай язык у того, кто ошибся, не перебивай ногу тому, кто споткнулся». Личность, к формированию которой стремится «Тау адет», именуется в нем «асыл киши» (благородный муж) или «асыл адам» (благородный человек). Часть изречений кодекса - это определения черт, которыми должен обладать благородный человек. Например: «Асыл киши аз сёлешир, кёп тынгылар, Кёптынгылар да, кёп ангылар». Перевод: «Благородный муж мало говорит, больше слушает. Больше слушает - больше понимает» [7]. Изучение выдающегося памятника духовной культуры карачаево-балкарского народа еще только впереди. Его издание оказало бы неоценимую помощь как в воспитании молодого поколения, так и в формировании нравственного облика всей нации.

Выводы. Таким образом, согласно этнопедагогическим идеям карачаево-балкарского народа, во главу угла при реализации воспитательного процесса для достижения национального идеала совершенного человека необходимо использовать следующие принципиальные положения:

-использование аксиологического потенциала воспитательных идей этнопедагогики;

-обеспечение трансляции базовых ценностей народной педагогики, их преемственность (честь, совесть, достоиноство, нравственная устойчивость, геронтотимия, трудолюбие и др.);

-ориентация на нравственные идеалы народа (Кодексы чести горца и горянки);

-оптимизация применения в воспитательной практике семьи и учреждений образования методической литературы этнокультурного и этнопедагогического содержания, её отбор;

-применение сочетанных методов воспитания, в т.ч. инновационных;

-связь семейного и школьного воспитания и интеграция деятельности существующих социальных институтов воспитательном процессе;

-обеспечение использования результатов этнопедагогических исследований в воспитательном процессе учреждений образования и семейном воспитании.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 260 с.

2. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства [Текст]: в 2 т. / Н.А. Бердяев. - М., 1994. - Т. 1. - 512 с.

3. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика Карачаево-Балкарского народа. - Нальчик: Эльбрус. - 1997. - 254 с.

4. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения, славянский мир и германо-романский [Текст] / Н.Я. Данилевский. - СПб., 1995. - 341 с.

5. Кудаев, М. Карачаево-Балкарский свадебный обряд. - Нальчик: Эльбрус. - 1998.

6. Розанов, В.В. Сумерки просвещения [Текст] / В.В. Розанов. - М.: Педагогика, 1990. - 382 с.

7. Тебуев Р., Хатуев Р. Очерки истории Карачаевцев-Балкарцев. - Москва-Ставрополь. - 2002. - 432с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Колодезникова Сардаана Ивановна

Институт физической культуры и спорта

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова » (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Тарасов Ариан Егорович Институт физической культуры и спорта

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова » (г. Якутск)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО

СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. В современных условиях повышения требований к качеству подготовки студентов вузов практико-ориентированные научные исследования становятся важной составляющей образовательного процесса. В работе авторы делятся опытом сопровождения научного проекта студента социальной направленности на примере разработки велосипедных маршрутов в городской среде.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, социальный проект, конкурентоспособность, велосипедный маршрут, социальный опрос.

Annоtation. In modern conditions of increasing the quality requirements for the preparation of university students, practice-oriented scientific research is becoming an important component of the educational process. In this paper, the authors share their experience in accompanying a socially oriented student's research project using the example of developing cycling routes in an urban environment.

Keywords: research work, social project, competence, cycling route, social survey.

Введение. Присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году поставило перед высшей школой новые задачи в воспитательно-образовательный процесс, одной из которых является повышение мобильности студентов. Этому способствует повышение конкуренции на рынке труда. Сегодня для работодателя высококвалифицированный сотрудник - это специалист (бакалавр, магистр), компетентный во всех сферах деятельности. Данное обстоятельство обострило общественную потребность в разрешении адаптации студенчества к трудовой деятельности. Принцип конкурентоспособности в совершенствовании качества системы высшего образования предполагает реализацию стратегии совершенствования качества подготовки и воспитания студентов как конкурентоспособных личностей в условиях международной мобильности и интеграции [1].

Научно-исследовательская работа (далее - НИР) студентов сегодня является обязательным разделом основной образовательной программы и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО и ООП вуза.

Можно согласиться с утверждением, что НИР студента ориентирована на самостоятельный поиск научного знания, анализ актуальной информации, выбор и использование методов исследования, принятых в науке. Это обусловливает необходимость совершенствования подготовки студентов профессионально-педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности [2]. Соответственно, перед преподавателем стоит задача - грамотно направлять работу студента, побуждая в них интерес к данному виду деятельности не разового характера, а на систематическую исследовательскую потребность.

Формулировка цели статьи. Основная цель работы - поделиться опытом создания научного проектов социальной направленности.

Изложение основного материала статьи. Любое научное исследование требует тщательной его проработки. В данной работе мы хотим поделиться опытом разработки велосипедного маршрута в Республике Саха (Якутия).

Велосипедное движение - это один из видов и способов обеспечения передвижений в городской среде, наряду с автомобильными перевозками или перемещениями с помощью общественного транспорта. Понимание велосипедного движения (далее - велодвижения) как одного из средств обеспечения мобильности граждан в городской среде, к сожалению, пока не находит достаточного выражения в российских условиях, где использование велосипеда чаще всего связывается с целями досуга, а не перемещений. Хотя в последнее время ситуация начинает меняться. В частности, интерес к развитию велодвижения в конце 2014 года проявило и профильное Министерство транспорта Российской Федерации [3].

Однако, несмотря на все усилия и достигнутые успехи, велосипеду еще предстоит стать признанным, широко используемым и равноправным по отношению к другим транспортным средствам. Для этого необходимо активно содействовать использованию велосипеда как разумной альтернативы другим транспортным средствам в повседневной жизни, в свободное время и на отдыхе, чтобы велосипед стал использоваться чаще, чем раньше. Это разгрузит центры крупных и средних городов, будет способствовать эффективной защите климата. Добавьте к этому экономичность, пользу для здоровья.

Для Российской Федерации главными проблемами остаются отсутствие регламентирования велодвижения во многих нормативных документах, отсутствие четких пунктов в ПДД, а также политика автомобилизации населения. При строительстве любого здания, начиная от государственных школ, больниц и т.д., и заканчивая реставрацией исторических зданий, проектами должны предусматриваться не только доступность для автомобилей, но и для пешеходов с велосипедистами. При этом движение на велосипеде должно быть безопасным, удобным и выгодным в плане маршрутов.

Предпосылками обращения к данной проблеме стало исследование, проведенное магистрантами кафедры в 2016 г. Суть исследования заключалась в сравнительной оценке развития физической активности населения г. Якутска и населения г. Инсбург (Австрия) [4]. По результатам опроса было выявлено, что большая часть европейцев в лице жителей Австрии поддерживают себя в оптимальной физической форме благодаря велоспорту, так как там есть специальные трассы для велосипедистов.

В связи с этим для оценки необходимости создания велосипедных дорожек в городе Якутске мы провели опрос среди жителей г. Якутска. Опрошено 100 человек: 64% женщин, 36% мужчин. Самое большое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.