Научная статья на тему 'Феномен «Политические ток-шоу» в современной российской тележурналистике'

Феномен «Политические ток-шоу» в современной российской тележурналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
33
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические ток-шоу / тележурналистика / political talk shows / TV journalism

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гузель Мирхайзановна Шигабетдинова, Алина Игоревна Кулагина

Выявляются особенности политических ток-шоу на российском медиарынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of «Political talk shows» in modern russian TV journalism

The features of political talk shows in the Russian media market are revealed.

Текст научной работы на тему «Феномен «Политические ток-шоу» в современной российской тележурналистике»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Аналитическая статья УДК 654.197

Феномен «Политические ток-шоу» в современной российской тележурналистике

Гузель Мирхайзановна Шигабетдинова1

Алина Игоревна Кулагина

1 2

' Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия

2

kulalinellen@yandex.ru

Аннотация. Выявляются особенности политических ток-шоу на российском медиарынке. Ключевые слова: политические ток-шоу, тележурналистика

HUMANITIES Analytical article

The phenomenon of «Political talk shows» in modern russian TV journalism.

Guzel M. Shigabetdinova1 Alina I. Kulagina2

1,2Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia 2kulalinellen@yandex. ru

Abstract. The features of political talk shows in the Russian media market are revealed. Keywords: political talk shows, TV journalism

Актуальность данной работы обуславливается, во-первых, повышением интереса россиян к получению информации о внутренней и внешней политике государства из-за обострившейся ситуации в мире. Во-вторых, ростом интереса россиян к передачам с общественно-политической тематикой, в результате чего возросла потребность в повышении качества политических ток-шоу для удовлетворения информационных потребностей россиян, а также для конкурентной борьбы с аналогичными передачами за аудиторию. В-третьих, малоизучен-ностью данного феномена в научной литературе.

Целью данной работы является выявление специфических черт политических ток-шоу на российском телевидении на примере программы «Большая игра». Объект исследования - развитие современной тележурналистики. Предмет исследования

© Шигабетдинова Г. М., Кулагина А. И., 2023

- особенности политических ток-шоу как аналитического жанра телевизионной публицистики.

Сложная политическая обстановка в стране и мире заставила российскую тележурналистику жить в условиях изменения медиапотребления россиян, которое характеризуется тем, что развлечение у аудитории отошло на второй план, так как более полезной и актуальной стала информация о внутренней и внешней политике нашего государства.

Решая задачу исследования особенностей развития современной российской тележурналистики, были изучены теоретические источники: Бе-лоусова М. Н. «Современное состояние и тенденции развития жанров тележурналистики», Никонович Д. О. «Теория конвергентной журналистики: основные понятия». Было выявлено, что появление новых средств коммуникации определило и преобразование современной тележурналистики и СМИ в целом. Российская тележурналистика стала учитывать изменения в

медиапотреблении, обращать внимание на создание и развитие собственных онлайн-версий и осваивать платформы социальных сетей для продвижения своих цифровых проектов и расширения аудитории [1].

Решая вторую задачу - изучение понятия «политические ток-шоу», - рассмотрели теоретические источники (Победова Д. А. «Специфика общественно-политических ток-шоу в России», Ю. И. Долгова «Феномен популярности общественно-политических ток-шоу на российском ТВ осенью 2014 года - весной 2015 года»; Т. Н. Че-репова «Роль телевизионных политических ток-шоу в пропаганде новой российской идеологии»), на основе которых сделали следующие выводы. Одни авторы определяют политические ток-шоу как дискуссию, обсуждение какого-либо вопроса с участием приглашённых в студию зрителей. Другие утверждают, что ток-шоу — это массовая коммуникационная программа в форме беседы общественных и государственных деятелей, в ходе которой есть возможность задавать вопросы ведущим и гостям. Д. А. Подобедова, проанализировав разные толкования данного термина, получила определение политических ток-шоу — «полилог ведущего с гостями и зрителями об общественно-политических событиях внутреннего и внешнего характера с возможностью обратной связи от зрителя» [2].

На основе изученных теоретических источников нами выявлена структурированная критериальная основа для дальнейшего анализа эмпирического объекта: психология аудитории (социально-демографические и индивидуально-психологические параметры, мотивы обращения к СМК), психология коммуникатора (функция издателя, социально-демографические и индивидуально-личностные характеристики), психология сообщения (классификация медиа-сообщения, визуальные и сценические характеристики).

В ходе работы проведено эмпирическое исследование в форме контент-анализа выпусков политического ток-шоу «Большая игра» от 20.10.2022, 6.04.2022, 5.09.2022.

Аудитория программы «Большая игра» - люди, заинтересованные в интеллектуальном споре, а не в наблюдении за прениями экспертов и ведущих с самозванцами или друг с другом, что проявляется в большинстве ток-шоу данной тематики. География аудитории зрителей включает в себя всю Россию и страны СНГ. Программу смотрят как женщины, так и мужчины. Воз-

раст также разнообразный, но преобладают люди старше 35 лет. Самый частый мотив обращения аудитории к данному ток-шоу - информационный, который состоит в потребности в информации и её анализе.

«Большая игра» - это политическое ток-шоу, которое выходит на Первом канале с 2018 года. Оно представляет собой площадку, где сталкиваются две ментальности, два отношения к миру, пониманию и смыслу истории: российская точка зрения и американская. Ведущие выступают в качестве полноценного участника полилога и демонстрируют свою главенствующую позицию. В «Большой игре» они представлены Вячеславом Никоновым и Дмитрием Саймсом, а с 2022 года и Дмитрием Сусловым. Мужчины - опытные журналисты, которые могут управлять дискуссией, они хорошо разбираются в политике и других общественных сферах, и самое важное, они обладают высоким уровнем ораторского мастерства.

«Большая игра» относится к политическому ток-шоу, так как в передаче обсуждаются темы геополитики, внутренней и внешней политики России. Основными инфоповодами становятся события, которые являются яркими и интригующими и влияют на ситуацию в мире. Чаще всего берут новости, произошедшие в течение 24 часов до начала съёмок или во время них. Например, в выпуске от 20.10.2022 года инфоповодами были: эвакуация населения Херсонской области и бои за Херсон. По жанровой принадлежности это аналитическое ток-шоу (гибрид аналитического обзора и ток-шоу). По каналу распространения — телевизионное и интернет-сообщениях. По тематике — политический, так как темы, обсуждаемые в передаче, связаны исключительно с политикой и смежными с ней областями. По каналу восприятия - аудиовизуальный медиа-текст. Дизайн студии политического ток-шоу «Большая игра» является классическим для программ данного жанра. Декорации - объёмные, не блестят и не отбрасывают блики. Интерьер - выдержанный, «спокойный», это необходимо для акцентирования внимания на ведущем, а не на декорациях. «Большая игра» - серьёзное аналитическое политическое ток-шоу, поэтому в нём преобладает синяя цветовая гамма, которая представлена в оформлении студии, заставке передачи. В психологии синий цвет ассоциируется с надёжностью, ответственностью и безопасностью. Также он повышает концентрацию внимания зрителей. В процессе съёмок используются плавные

монтажные переходы от крупного плана к общему, от общего к крупному, от крупного к среднему и т. п. Это создаёт впечатление устойчивого мира, в котором зритель чувствует себя уютно и спокойно, понимает, что происходит и следит за логикой событий. Благодаря этому приёму зритель даже при просмотре драматических сюжетов чувствует себя наблюдателем, а не участником событий, как при резкой смене кадров. В итоговом выпуске можем наблюдать дополнительный иллюстративный материал, который представлен в виде цитат, карт, видеосюжетов, скриншотов, инфографики. Эти материалы дополняют обсуждение, добавляют аргументированности и наглядности.

Итак, политические ток-шоу - это полилог ведущего с гостями и зрителями о политических событиях внутреннего и внешнего характера с возможностью обратной связи. Данный феномен имеет ряд своих особенностей, который подтверждён на примере нашего эмпирического объекта: присутствие зрителей, а также возможность получения обратной связи от них; полилог на политические темы; наличие строго сценария программы; театрализация транслируемой дискуссии; артистизм ведущих ток-шоу.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Никонович Д. О. Теория конвергентной журналистики: основные понятия // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2022. №1 (255). С. 69.

2. Подобедова Д. А. Специфика общественно-политических ток-шоу в России // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2021. Т. 6, №3. С. 68.

Информация об авторах

Г. М. Шигабетдинова - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью», Ульяновский государственный технический университет;

А. И. Кулагина - студент, направление «Реклама и связи с общественностью», Ульяновский государственный технический университет.

REFERENCES

1. Nikonovich D. O. Teoriya konvergentnoj zhurnalistiki: osnovnye ponyatiya [Theory of convergent journalism: basic concepts]. Trudy BGTU. Seriya 4: Print i mediatekhnologii [Works of BSTU. Series 4: Print and Media technologies]. 2022. No 1 (255). p. 69.

2. Podobedova D. A. Specifika obshchestvenno-politicheskih tok-shou v Rossii [Specificity of sociopolitical talk shows in Russia]. Kommunikacii. Media. Dizajn [Communications. Media. Design]. 2021. Vol. 6. No. 3. p. 68.

Information about the authors G. M. Shigabetdinova - Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science, Sociology and Public Relations, Ulyanovsk State Technical University;

A. I. Kulagina - student, direction «Advertising and public relations», Ulyanovsk State Technical University.

Статья поступила в редакцию 02.06.2023; одобрена после рецензирования 06.06.2023; принята к публикации 12.07.2023.

The article was submitted 02.06.2023; approved after reviewing 06.06.2023; accepted for publication 12.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.