Научная статья на тему 'Об идейной составляющей крымской тележурналистикив период крымской весны'

Об идейной составляющей крымской тележурналистикив период крымской весны Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
160
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА / КРЫМСКАЯ ВЕСНА / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / ТОК-ШОУ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Первых Д.К., Онофрончук К.И.

В статье предпринимается попытка очертить деятельность крымских телеканалов в переходный период, период Крымской весны, выявить специфику содержания крымских эфиров, определить тематические особенности крымской тележурналистики. Для анализа выбраны информационноаналитические программы и ток-шоу, вышедшие весной 2014 года в эфире телеканалов ТРК «Крым»,«ТВ FM», «ИТВ» и «АТR».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об идейной составляющей крымской тележурналистикив период крымской весны»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 2 (68). № 1. 2016 г. С. 3-8.

УДК 070

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ОБ ИДЕЙНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КРЫМСКОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ В ПЕРИОД КРЫМСКОЙ ВЕСНЫ

Первых Д. К., Онофрончук К. И.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь E-mail: legora@list.ru

В статье предпринимается попытка очертить деятельность крымских телеканалов в переходный период, период Крымской весны, выявить специфику содержания крымских эфиров, определить тематические особенности крымской тележурналистики. Для анализа выбраны информационно-аналитические программы и ток-шоу, вышедшие весной 2014 года в эфире телеканалов ТРК «Крым», «ТВ FM», «ИТВ» и «ATR».

Ключевые слова: тележурналистика, Крымская весна, переходный период, ток-шоу.

ВВЕДЕНИЕ

После Всекрымского референдума и воссоединения Крыма с Россией на полуострове был объявлен переходный период, в результате которого Крым избежал резких потрясений и начал поступательный переход от одной исторической ступени к другой, ведя к трансформации всех отраслей жизни общества. Под термином «трансформация общества» социологи понимают преобразования в экономике, политическом и государственно-административном устройстве, в социальной сфере, внутренней и внешней политике, культуре, искусстве, а также в журналистике, которая является отражением происходящих в стране социальных и исторических процессов. Роль средств массовой информации в такие периоды возрастает в разы.

Научных исследований, посвященных развитию крымской тележурналистики в период Крымской весны, пока нет. Актуальность работы заключается в неизученности темы.

Цель: изучение функционирования крымской региональной тележурналистики в переходный период, период Крымской весны, ее влияние на аудиторию и регион в целом.

Задачи:

- раскрыть понятия «переходный период», «трансформация общества»;

- обозначить основные факторы функционирования крымской региональной тележурналистики в переходный период;

- проанализировать особенности информационно-аналитических передач и ток-шоу, выходящих на крымских телеканалах в период Крымской весны.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В статье предпринимается попытка очертить деятельность основных крымских телеканалов в переходный период и сделать выводы об особенностях содержания эфиров крымских телеканалов в решающие дни крымской истории. Остановимся на четырех телеканалах, которые вели круглосуточную трансляцию в период Крымской весны практически на всей территории полуострова: ТРК «Крым» (сегодня - телеканал «Первый Крымский»), «ТВ FM», «ИТВ» и «АТЯ». Выбранные нами СМИ во время геополитических преобразований, захлестнувших полуостров, заняли разнящиеся позиции.

Оговоримся сразу, что на политическую составляющую телеканалов (как бы ни хотелось считать СМИ независимыми и объективными) оказывают влияние их собственники. Так, государственная телерадиовещательная компания «Крым» сразу же включилась в активную агитацию зрителей за целесообразность проведения Всекрымского референдума, убеждая крымчан в необходимости выразить на референдуме гражданскую позицию. Телеканал заручился абсолютной поддержкой крымской государственной политики и в то же время осуждал действия украинских властей. В информационно-аналитических программах телеканала частыми фразами стали: «украинская разруха», «кризисная ситуация на Украине», «условия нищенских украинских зарплат» и в то же время: «Россия не бросит крымчан», «наша общая российская история», «общая победа над фашизмом», «Россия - Крым -навсегда» и др. Лексика, ставшая привычной для телеканала в период Крымской весны, настраивала крымчан на позитивное решение «крымского» вопроса, вселяла уверенность в мирную и благополучную жизнь после проведения референдума. Гости эфиров нередко называли уже соседнее государство, Украину, «страной возрождающегося неофашизма», «коричневой чумой» и т. д. Подобная лексика подчеркивала непростые отношения Крыма и Украины и тем самым усиливала воздействие на зрителя. Гостями студии становились люди преимущественно пророссий-ских взглядов, которые открыто высказывались за необходимость проведения референдума, за восстановление исторической справедливости. Следует отметить, что в телестудию ТРК «Крым» приглашались и гости, оппозиционно настроенные по отношению к происходящему в Крыму, не поддерживающие пророссийский курс полуострова. Однако чаще всего оппозиционеры отказывались выходить в эфир государственной компании, определив для себя другую информационную площадку -оппозиционный телеканал «АТЯ».

Следует отметить, что в марте 2014 г. ТРК «Крым» выбрал позицию открытости и абсолютной информационной прозрачности. Подтверждением данному тезису может служить факт организации на базе ТРК «Крым» Открытого международного пресс-центра. За две недели активной работы (с 1 по 16 марта 2014 г.) пресс-центр провел более 120 пресс-конференций и аккредитовал около 2000 журналистов из разных стран мира. Каждые полтора часа в пресс-центре выступали новые спикеры, а в зале одновременно работали по 400 журналистов. Иностранные журналисты представляли разные европейские СМИ, а значит и разные мнения о происходящих в Крыму событиях. Сотрудники ТРК одинаково открыто взаимодей-

ствовали и оказывали всестороннюю поддержку каждой из международных групп, несмотря на политические взгляды их редакций.

Многие крымчане, журналисты, политологи осуждали ТРК «Крым» за ее пропагандистскую тактику. Однако из анализа медиаобстановки периода весны 2014 г. следует вывод о том, что Крым, находясь в то время еще в украинском информационном пространстве (украинские каналы вещали в свободном доступе, а российские СМИ только появлялись на Крымском полуострове), вынужден был противостоять информации, приходящей из украинских СМИ. Между тем украинские СМИ целенаправленно нагнетали ненависть к настоящему и к прошлому, ко всему тому, что считалось святым: к общей российско-украинской истории, к общей победе над фашизмом, к русскому языку, к общим славянским корням, пытаясь «переписать» крымскую, российскую и украинскую историю. Медийное пространство стало полем информационной войны, в которую пришлось «ввязаться» и крымским телеканалам.

Во время переходного периода в выпусках новостей и информационно-аналитических передачах ТРК «Крым» обсуждались вопросы преобразования полуострова. В ток-шоу «Открытая политика» рассматривались положительные и отрицательные аспекты грядущих перемен, внимание было акцентировано на перспективах развития Крыма в составе России. После референдума передачу символично назвали «Крымской весной» - в знак возрождения Крыма, духовного и патриотического подъема крымчан. Затем ток-шоу было переименовано в «Крым.ру», где обсуждались уже тревожащие жителей полуострова социальные вопросы: пересчет пенсий, выплаты льготникам, возврат украинских банковских депозитов и т. д. Сегодня ток-шоу носит название «Все как есть». Контент программы мало изменился: в эфир приглашаются политики, политологи, общественники, которые дискутируют о развитии Крыма в составе России.

Телеканал «ТВ FM» - негосударственный телеканал, который также занял позицию поддержки крымской власти на пути воссоединения с Россией. Во время переходного периода в эфире телеканала появилось новое ток-шоу «Ситуация», на съемочной площадке которого обсуждались актуальные вопросы, связанные с референдумом и переходом Крыма в состав России: «Крым переходного периода», «Крым - Новороссия», «Украина: марш в пропасть» и т. д. «Остроты» в программе было немного, тематика шоу демонстрировала откровенную поддержку телеканалом происходящих перемен. Накануне референдума в студии был вывешен агитационный плакат «Крым - Россия», «16 марта сделай правильный выбор - вместе с Россией». Но случайно ли это? Напомним, владельцем телеканала является депутат Госсовета Республики Крым, который еще в украинскую бытность несколько лет занимал депутатское кресло в Верховном Совете АРК. Вполне очевидно, что телеканал, принадлежащий депутату Госсовета, будет и, возможно, должен поддерживать официальную политику крымских властей. Вскоре в рамках ток-шоу «Ситуация» появился проект «Актуальное интервью». Как и ТРК «Крым», телеканал «ТВ FM» транслировал информационно-аналитические и публицистические передачи, рассказывающие об истории России, о малоизвестных исторических фактах, о достопримечательностях России, о ее народных умельцах.

Одновременно крымский телеканал «ИТВ» занял нейтральную позицию, схожую с личной позицией собственника медиа - полуоппозиционного депутата

Верховного Совета АРК, который, возможно, рассматривал два варианта развития крымской ситуации весной 2014 г., а потому придерживался нейтралитета, не компрометируя свое медиа (неизвестно, куда могла бы повернуть история. - Прим. авт.).

Так, в ток-шоу «Народный вердикт» регулярно поднимались вопросы украинско-российских отношений, и ведущий строил беседу исключительно на противоречиях и конфликте, анализируя, кому могут быть выгодны пророссийские протесты в Крыму и чей все же полуостров: российский или украинский. В начале марта 2014 г. в студию приглашались разные по политическим взглядам гости, из-за чего дискуссии в эфире часто проходили на повышенных тонах, создавая эффект разности мнений. Делалось ли это сознательно, чтобы показать крымчанам все стороны ситуации, или же объективность была лишь элементом пиара телеканала - сказать трудно. Перед решающим днем для крымчан, днем Всероссийского референдума, в «Народном вердикте» поднималась противоречивая тема о том, что даст крымчанам присоединение к России: «Спасение для полуострова или амбиции отдельных политиков? Куда и зачем мы рвемся? Что нам обещает соседнее государство?» С одной стороны, это актуальные вопросы, необходимые для рассмотрения и анализа. Но если анализировать подбор спикеров и аудитории, становится ясно, что редакция ток-шоу сознательно заставляла зрителя усомниться в правильности крымского выбора.

Следует отметить, что во время исторических перемен зритель был максимально восприимчив к информации. Нестабильной ситуацией пытались воспользоваться оппозиционные СМИ. Крымско-татарский телеканал «АТЯ» открыто демонстрировал негативное и даже агрессивное отношение к происходящему. Телеканал круглосуточно выступал против референдума - все происходящее в Крыму комментировалось исключительно с негативным подтекстом. Редакция «АТЯ» сознательно вела зрителей к провокациям на Крымском полуострове, расшатывая и без того непростую ситуацию межнациональных отношений.

В ток-шоу «Гравитация», ведущей которого являлась противница воссоединения Крыма с Россией Лилия Буджурова, акцент ставился на откровенном нежелании крымских татар жить в составе России. Ситуацию накаляли регулярные «вбросы» заведомо ложной информации, например, о том, что крымские татары могут быть снова депортированы, если Крым воссоединится с Россией и т. д. Во время переходного периода в «Гравитации» звучали заявления, что Крым захватили террористы, пророссийски настроенные крымчане - сепаратисты, самооборона избивает журналистов, предстоящий референдум - незаконный, а полуостров и вовсе оккупирован. Гостями программы становились преимущественно оппозиционеры. Журналисты «АТЯ» не оставались в стороне, открыто поддерживая и участвуя в акциях, направленных против проведения референдума, а после отрицали его легитимность.

Перед референдумом Лилия Буджурова смело заявила, что «Украина - это еще наша страна» отмечая, что крымским татарам не давали право голоса. Да, и заставка программы гласила: «Крым - Украина». При этом ведущая часто винила украинскую власть в бездеятельности по защите полуострова.

Крымчан возмущали провокации телеканала «АТЯ», т. к. провокационные тезисы цитировали с известной долей цинизма украинские и зарубежные СМИ, ти-

ражируя заведомо ложную информацию, что Крым аннексирован, а крымчан заставляют голосовать на референдуме под дулами автоматов.

Стоит отметить, что владелец телеканала «ATR» (бизнесмен Ленур Исля-мов, который, по сообщениям СМИ, подозревается в спонсировании этнического раскола между крымскими народами, в причастности к запрещенной в России группировке «Хизбут-Тахрир», является координатором «блокады Крыма» осенью-зимой 2015-2016 гг. [1, 2]) с самого начала крымских событий открыто демонстрировал отрицательное отношение как к референдуму, так и к грядущим геополитическим преобразованиям. В апреле 2015 г. телеканалу «АТЯ» не продлили лицензию на вещание. Редакция медиа-холдинга организовала интернет-вещание из Киева. Каждый выпуск новостей «АТЯ» начинается словами: «Со дня аннексии Крыма прошло ... дней». На сайте телеканала вывешено объявление с просьбой финансово поддержать телепроект. Степень объективности телеканала «ATR», на наш взгляд, не требует комментариев.

ВЫВОДЫ

Региональное телевидение Крыма проявило себя по-разному во время Крымской весны. Во многом контент и идейная направленность массмедиа зависели от позиции владельцев телеканалов. Этот фактор формировал эфирную позицию журналистов телеканалов, а также контент телеэфиров. Несмотря на различную идейную направленность телеканалов, их работа повлияла на подготовку референдума, на «переходный период», успокаивая крымчан, формируя их мнение, настраивая на мирное и бескомпромиссное решение «крымского» вопроса.

Следует отдельно отметить влияние федерального телевидения на концепцию и структуру крымского телевидения. Региональная журналистика во многом не похожа на центральную прессу, а по некоторым параметрам и вовсе отстает, так как развивалась и развивается в совершенно иных условиях. После вхождения Крыма в состав России произошли изменения в информационно-аналитической составляющей крымского регионального телевидения, стала заметна экспансия крымскими журналистами жанров, распространенных на центральных телеканалах. Например, на телеканале «Первый Крымский» появилась информационно-аналитическая программа «Особый взгляд», где ведущие пытаются осмыслить и проанализировать главные темы недели. Программа выходит по воскресеньям. Подобный информационно-аналитический проект уже имеется на федеральном телеканале «Россия 1»: «Вести недели» с Дмитрием Киселевым.

Концепции сатирической информационно-аналитической программы «Про-жекторперисхилтон» и документального проекта Михаила Леонтьева «Однако» («Первый канал») удачно соединились в передаче «Коломыйка» на телеканале «Первый Крымский». Но об этом - в наших следующих публикациях. Таким образом, происходит невольное заимствование жанров и программ центральных СМИ, а крымские журналисты справедливо ориентируются на профессионализм и опыт федеральных коллег.

Переходный период в Крыму после референдума 16 марта 2014 г. только начался. По меркам ученых, два года - недостаточный срок, чтобы делать выводы

об успешности или безуспешности этого периода. Продолжительность переходного периода, по мнению исследователей, достигает 10, а то и 20 лет.

В то же время сравнивая позиции крымских телеканалов, можно сделать вывод, что благодаря информационной политике, проводимой телеканалами «Крым» и «ТВ FM», зрители не поддались на провокации оппозиционных телеканалов «ИТВ», «ATR» и сделали свой выбор, который привел к торжеству исторической справедливости и способствовал воссоединению Крыма с Россией.

Список литературы

1. Ислямов пообещал приехать в Крым для защиты экстремистов из «Хизбут-Тахрир» // Lenta.ru. -Февраль 2016. - Режим доступа : https://lenta.ru/news/2016/02/11/galoperidolujenedeistvuet (дата обращения 16.05.2016).

2. Телеканал ATR сеет рознь и вражду между народами // Милли Фирка. - Март 2014. - Режим доступа : http://www.miUi-firka.org/content/DBAGGKAH (дата обращения : 16.05.2016).

ABOUT THE IDEOLOGICAL COMPONENT OF CRIMEAN JOURNALISM IN THE PERIOD OF THE CRIMEAN SPRING

Pervykh D. K., Onofronchuk K. I.

The article attempts to outline the activity of the Crimean TV channels during the transition period, the period of the Crimean spring, to identify the specific content of the Crimean esters, to identify thematic features of the Crimean television journalism. For the analysis of selected current Affairs program and talk show, released in the spring of 2014 in the TV channels of broadcasting company "Crimea", "FM TV", "ITV" and "ATR".

Keywords: TV journalism, the Crimean spring, the transition period, the talk shows.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.