Научная статья на тему 'ПОДКАСТ КАК МЕТОД ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ПОДКАСТ КАК МЕТОД ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДКАСТ / КОНТЕНТ / YOUTUBE / АУДИТОРИЯ / МЕДИА / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фёдорова А.В., Шигабетдинова Г.М.

Посвящена исследованию способов формирования интереса онлайн-аудитории к видеоподкастам на тему здоровья. Рассмотрено понятие подкаста как нового жанра журналистики, охарактеризованы принципы создания актуального контента для YouTube. Произведён контент-анализ выпуска шоу «Интересный подкаст», выявлены методы вовлечения аудитории видеохостинга. Сделан общий вывод о наиболее эффективных инструментах продвижения роликов о здоровом образе жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PODCAST AS A METHOD OF POPULARIZING A HEALTHY LIFESTYLE

The article is devoted to the study of ways to form the interest of the online audience in video podcasts on the topic of health. The concept of a podcast as a new genre of journalism is considered, the principles of creating relevant content for YouTube are characterized. The content analysis of the release of the show «Interesting podcast» was made, methods of involving the audience of video hosting were identified. A general conclusion is made about the most effective tools for promoting healthy lifestyle videos.

Текст научной работы на тему «ПОДКАСТ КАК МЕТОД ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Обзорная статья УДК 070:613.9

Подкаст как метод популяризации здорового образа жизни

Анастасия Валерьевна Фёдорова1 Гузель Мирхайзановна Шигабетдинова

12 Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия. 1nastyaek060316@bk. ru

Аннотация. Посвящена исследованию способов формирования интереса онлайн-аудитории к видеоподкастам на тему здоровья. Рассмотрено понятие подкаста как нового жанра журналистики, охарактеризованы принципы создания актуального контента для YouTube. Произведён контент-анализ выпуска шоу «Интересный подкаст», выявлены методы вовлечения аудитории видеохостинга. Сделан общий вывод о наиболее эффективных инструментах продвижения роликов о здоровом образе жизни. Ключевые слова: подкаст, контент, YouTube, аудитория, медиа, массовая коммуникация, средства массовой информации.

HUMANITIES Review article

Podcast as a method of popularizing a healthy lifestyle

Anastasiya V. Fedorova1 Guzel M. Shigabetdinova 2

1,2 Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia.

Abstract. The article is devoted to the study of ways to form the interest of the online audience in video podcasts on the topic of health. The concept of a podcast as a new genre of journalism is considered, the principles of creating relevant content for YouTube are characterized. The content analysis of the release of the show «Interesting podcast» was made, methods of involving the audience of video hosting were identified. A general conclusion is made about the most effective tools for promoting healthy lifestyle videos. Keywords: podcast, content, YouTube, audience, media, mass communication, mass media.

Актуальность темы обусловлена возрастанием популярности подкаста как нового жанра журналистики; недостаточной научной проработкой выбранной темы; особенностями восприятия аудиторией аудиовизуального контента. Объект исследования - методы повышения вовлечённости аудитории YouTube, предмет -влияние подачи информации на повышение вовлечённости аудитории видеохостинга. Эмпирический объект - YouTube-шоу «Интересный подкаст» - выпуск «Как исправляют зре-

© Фёдорова А. В., Шигабетдинова Г. М., 2023

ние-10. Офтальмолог о коррекции. Секреты идеального зрения» (выпуск №66 от 05.10.2022). Цель работы - выявить эффективные способы привлечения внимания аудитории к видеоконтенту о здоровом образе жизни.

Средства массовой коммуникации служат для освещения новостей и привлечения внимания общественности к социальным проблемам, одной из которых сегодня является здоровый образ жизни. Сегодня аудитория всё чаще отдаёт предпочтение аудиальному способу восприятия новостей, поскольку он позволяет получать информацию, не отвлекаясь от повседневных задач. Поэтому подкаст начал использоваться как

один из методов заинтересовать слушателей темой профилактической медицины.

Решая задачу изучения феномена подкаста, определили, что разработка выпусков осуществляется с целью просвещения аудитории и формирования коллективного мнения, структура адаптируется к способу организации речевого взаимодействия, а выполняемые функции ориентированы на узкую аудиторию.

В научной литературе используются разные подходы к расшифровке понятия нового жанра журналистики. Авторами использовано определение, предложенное Сметаниной Д. А. Согласно её интерпретации, подкаст - это цифровая запись речи, опубликованная на виртуальных платформах, где пользователи могут его прослушивать (просматривать), загружать на электронные устройства и оформлять подписку на обновление контента [4, с. 117].

Ключевые цели подкастов - формирование картины миры слушателя; обеспечение известности (организации, личности) и зарождения общественного мнения о базовом субъекте.

Как форма массовой коммуникации подкаст выполняет определённые функции. Основные из них были определены исследователем Конкиным А. А., который в своей статье назвал информационную, ценностно-регулирующую, интегративную, организаторскую, «канала социального участия», социально-креативную, психического регулирования, эстетическую функции этого жанра [2, с. 95-96].

Структура сценария выстраивается в зависимости от количества собеседников. Классический формат выпуска состоит из музыкальной заставки, представления ведущего и гостя, разговорной части и подведения итогов. Разновидности форматов корректируются дополнительными вставками.

Анализируя тематическое содержание аудиальных медиапродуктов в интернете, сформирована типология подкастов, включающая аудиоблоги; юмористические подкасты в форме стендапа; образовательные (вебинары/уроки/ курсы по разным предметам); игровые; подкасты-спектакли; критические (аналитические) подкасты.

В ходе выполнения задачи рассмотрения принципов создания актуального видеоконтента на YouTube было установлено, что авторы

должны сосредоточить внимание на качестве графики и звучания, анонсировать наиболее важные моменты ролика и развивать обратную связь с аудиторией.

Высокая популярность платформы YouTube обуславливает увеличение объёма выпускаемого контента и рост конкуренции авторов. Эта тенденция приводит к появлению новых методов разработки видеороликов, позволяющих повысить вовлечённость пользователей. Ниже описаны принципы, разработанные Гореловой Т. П. и Пинчук Е. С.

Важным условием создания запоминающегося материала считается уровень визуальной и аудиальной составляющих. Зрители лучше воспринимают качественные «картинку» и звучание, которые достигаются достаточным освещением и устранением посторонних шумов при монтаже музыкальных дорожек [1, с. 124126]. Кроме этого, одним из самых важных критериев для аудитории остаётся релевантность информации. Зрители выбирают те ролики, которые отвечают их потребностям. Поэтому наиболее эффективным становится тот контент, который создаётся на основе запросов подписчиков. Демонстрация в ролике скриншотов популярных ответов, статистики -альтернативные способы повышения лояльности зрителей [3, с. 327-328].

На основе теоретических источников авторами была разработана структурированная критериальная основа для дальнейшего изучения эмпирического объекта. Методом контент-анализа проведено эмпирическое исследование YouTube-шоу «Интересный подкаст» (выпуск №66 от 05.10.2022).Использовались следующие параметры: миссия, тематика и формат информационного продукта, целевая аудитория, постоянные рубрики, жанр медиатекста и его классификационные признаки (способ общения, степень формализации сценария, цель, продолжительность), направленность сообщения, структура. Анализ позволил выявить особую стилистику изложения информации и показал, что она способствует более качественному усвоению сведений слушателями, а техническая структура делает его удобным источником изучения материала.

Данный подкаст выпускается в формате аудиоблога. Его миссия - упростить сложные для понимания вопросы медицины, сделать их более

доступными для широкого круга лиц. Материал рассказывается «простым языком», его восприятие не требует специальной подготовки. Тема анализируемого выпуска - офтальмология: коррекция зрения и профилактика заболеваний. Целевая аудитория - женщины и мужчины 25-34 лет.

В эпизоде подкаста присутствуют постоянные рубрики: медицинские «мифы» (в данном случае - о генетических заболеваниях); объяснение терминов («что такое пресбиопия», «кто подвержен астигматизму» и т. д.); первые признаки заболеваний («как возникают близорукость или дальнозоркость», «чем характеризуется глаукома»); здоровый образ жизни («доказательная медицина», «упражнения для глаз»); вопросы от подписчиков из Те^гат-канала.

Подача материала происходит в формате интервью, которое классифицируется по нескольким признакам. По способу общения -прямое; по степени формализации сценария -полуструктурированное, исходя из типологии жанров журналистики - информационное, в зависимости от темы - предметное. По цели данное интервью относится к разведывательным, по продолжительности - полномасштабное (длится более 1 часа).

Приведём характеристику направленности текста «Интересного Подкаста». Сообщения являются закрытыми, они предполагают строго заданную реакцию слушателей и не допускают различий в интерпретации. Для этого информация подаётся в доступной форме, без использования сложных терминов. Специалист заменяет медицинское понятие «стекловидное тело» на «помутнение»; обращается к научной теории (эпизод о методике профессора Жданова); передаёт профессиональный опыт (инструкция по подбору линз); приводит бытовые примеры (причины покраснения глаз); делится компетентным мнением (стоит ли делать коррекцию зрения). Чем актуальнее тот или иной вопрос, тем больше времени тратится на его обсуждение.

Рассмотрим структуру подкаста. В описании видеоролика присутствуют шоуноты. Они состоят из трёх частей: краткой характеристики гостя («Кирилл Першин - ведущий офтальмохирург, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН»), рубрикации

основных моментов («В этом выпуске: 1 - всё об осложнениях заболеваний глаз, 2 - как врачи избегают ошибок при операциях, 3 - ...») и ссылок на платформы, где размещены аудиоверсии. Следующий элемент - таймкоды. Это активные ссылки на различные фрагменты интервью («38:30 - Будущее медицины. Бионический глаз. Как вернуть зрение?», «01:01:03 Лечится ли дальтонизм?»). В качестве чаптерсов на видеохостинге выступают плейлисты. Данный эпизод помещён в подборку «Интересный Подкаст [Сезон 6]».

Реализуя задачу определения воздействия подкаста на привлечение внимания к теме здоровья, получен следующий результат: новый жанр журналистики - действенный инструмент побуждения аудитории изучать вопросы, связанные со здоровым образом жизни.

Критерием эффективности подкаста в решении данного вопроса были выбраны квантитативные и квалитативные характеристики обратной связи. Для анализа количественных характеристик подкаста доступны три параметра: просмотры, лайки и комментарии. За 4 месяца с момента загрузки ролик набрал 585 тыс. просмотров и занял третье по популярности место среди всех выпусков на канале в 2022 г. Зрители активно делились обратной связью и оставили под видео 23 тыс. лайков и 1,5 тыс. комментариев. Под анонсом гостя в Те^гат-канале насчитывается 52 вопроса, которые подписчики хотели бы услышать в новом выпуске подкаста. Качественные параметры оценивались с двух позиций: содержания вопросов и эмоциональной направленности комментариев-мнений об эпизоде. В своих вопросах пользователи интересовались признаками редких болезней, называли свои симптомы ухудшения зрения для получения предварительного диагноза, спрашивали о действии лекарственных препаратов и др. Зрители также делились впечатлениями от подкаста - тем, что информация была для них полезна и заставила задуматься о важности профилактики офтальмологических заболеваний. Многие подписчики вспоминали, как своевременное обращение к врачу помогло им сохранить здоровье глаз, а некоторые рассказали, что именно это интервью побудило их пройти медицинское обследование зрения.

Таким образом, правильно организованная коммуникация является главным инструментом, мотивирующим зрителей к просмотру видеоматериалов на тему здоровья. Самыми эффективными способами можно назвать предварительный контакт и обратная связь от автора контента. Первое даёт пользователю возможность сообщить тему, по которой он хочет узнать новую информацию. Второе - получить личный ответ специалиста на интересующий вопрос. Такие приёмы привлекают аудиторию, позволяя ей экономить время на очных консультациях, а для создателя контента служат перспективой успешного продвижения медиапродукта.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Горелова Т. П., Серебровская Т. Б. Особенности цифрового потребления видеоконтента на платформе YouTube // Современная конкуренция. 2021. Т. 15, №3(83). С. 119-130.

2. Конкин А. А. Феномен подкаста в репрезентации межкультурных и социально-политических явлений // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, №6. С.90-100.

3. Пинчук Е. С. Мировые тенденции и динамика развития медиаотрасли // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021. Т. 29, №2. С. 324-337.

4. Сметанина Д. А., Казорина А. В. Специфика функционирования просветительского подкастинга в Рунете // Молодёжный вестник ИрГТУ. 2022. Т. 12, №1. С. 117-121.

Информация об авторах

А. В. Фёдорова - студентка группы СОбд-31, гуманитарный факультет, Ульяновский государственный технический университет. Г. М. Шигабетдинова - доцент, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный технический университет.

REFERENCES

1. Gorelova T. P., Serebrovskaya T. B. Osobennosti cifrovogo potrebleniya video-kontenta na platforme YouTube [Features of digital consumption of video content on the YouTube platform]. Sovremennaya konkurenciya [Modern competition]. 2021, T. 15. No. 3 (83), рр. 119-130.

2. Konkin A. A. Fenomen podkasta v repre-zentacii mezhkul'turnyh i social'no-politicheskih yavlenij [Podcast phenomenon in the representation of intercultural and socio-political phenomena]. Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Transbaikal State University]. 2021, T. 27. No. 6, рр. 90-100.

3. Pinchuk E. S. Mirovye tendencii i dinamika razvitiya mediaotrasli [World trends and dynamics of the development of the media industry]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Economy]. 2021, T. 29. No. 2, рр. 324-337.

4. Smetanina D. A., Kazorina A. V. Specifika funkcionirovaniya prosvetitel'skogo podkastinga v Runete [The specifics of the functioning of educational podcasting in Runet]. Molodezhnyj vestnik IrGTU [Youth Bulletin of ISTU]. 2022, T. 12. No. 1, рр. 117-121.

Information about the authors A. V. Fedorova - student of the SObd-31 group, Faculty of Humanities, Ulyanovsk State Technical University.

G. M. Shigabetdinova - Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Ulyanovsk State Technical University.

Статья поступила в редакцию 02.03.2023; одобрена после рецензирования 28.03.2023; принята к публикации 17.04.2023.

The article was submitted 02.03.2023; approved after reviewing 28.03.2023; accepted for publication 17.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.