Научная статья на тему 'Жанр интервью в новых медиа'

Жанр интервью в новых медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1095
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журналистика / интервью / новые медиа / массовые коммуникации / интернет / journalism / interviews / new media / mass communications / Internet

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гузель Мирхайзяновна Шигабетдинова, Анастасия Владимировна Шиндязова

Новые медиа – неотъемлемая часть нашей жизни, которая сокращает время доставки информации до читателя или зрителя и является доступной для миллионов. Существуют различные методы передачи информации. Один из самых популярных методов – интервью. Всю информацию в повседневной жизни человек получает посредством общения. Сегодня будущее человека в значительной степени зависит от того, сумеет ли он организовать, сделать жизненной ценностью плодотворное и эффективное общение в самых разных сферах человеческой деятельности: в политике, бизнесе, науке и в журналистике. Искусство общения, интервьюирования – важная составная часть журналистского мастерства. Теме интервью и его взаимосвязи с новыми медиа посвящена эта статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interview genre in new media

New media is already an integral part of our life, which reduces the time of information delivery to the reader or viewer and is accessible to millions. But there are also various methods of transmitting information. At the moment, one of the most popular methods is an interview. A person receives all the information in everyday life through communication. Today, the future of a person largely depends on whether he will be able to organize, make fruitful and effective communication in various spheres of human activity a vital value: in politics, business, science, and journalism. The art of communication, the art of interviewing is an important component of journalistic skill. This research paper is devoted to the topic of the interview and its relationship with new media.

Текст научной работы на тему «Жанр интервью в новых медиа»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Исследовательская статья УДК 070+303.62

Жанр интервью в новых медиа

Гузель Мирхайзяновна Шигабетдинова1

Анастасия Владимировна Шиндязова

1 2

' Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия

2

shindyazova01@yandex. ru

Аннотация: Новые медиа - неотъемлемая часть нашей жизни, которая сокращает время доставки информации до читателя или зрителя и является доступной для миллионов. Существуют различные методы передачи информации. Один из самых популярных методов - интервью. Всю информацию в повседневной жизни человек получает посредством общения. Сегодня будущее человека в значительной степени зависит от того, сумеет ли он организовать, сделать жизненной ценностью плодотворное и эффективное общение в самых разных сферах человеческой деятельности: в политике, бизнесе, науке и в журналистике. Искусство общения, интервьюирования - важная составная часть журналистского мастерства. Теме интервью и его взаимосвязи с новыми медиа посвящена эта статья. Ключевые слова: журналистика, интервью, новые медиа, массовые коммуникации, интернет.

HUMANITIES Research article

Interview genre in new media

Guzel M. Shigabetdinova1 Anastasia V. Shindyazova

1 2Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia

2shindyazova01@yandex.ru

Abstract. New media is already an integral part of our life, which reduces the time of information delivery to the reader or viewer and is accessible to millions. But there are also various methods of transmitting information. At the moment, one of the most popular methods is an interview. A person receives all the information in everyday life through communication. Today, the future of a person largely depends on whether he will be able to organize, make fruitful and effective communication in various spheres of human activity a vital value: in politics, business, science, and journalism. The art of communication, the art of interviewing is an important component of journalistic skill. This research paper is devoted to the topic of the interview and its relationship with new media.

Keywords: journalism, interviews, new media, mass communications, Internet.

Актуальность выбранной темы обуславливается, во-первых, широким распространением информационных технологий, в том числе новых медиа, во-вторых, активным развитием жанра интервью, в-третьих, необходимостью теоретического и практического осмысления данного феномена.

Объектом исследования являются интервью в новых медиа, предметом - особенности интервью в новых медиа.

© Шигабетдинова Г. М., Шиндязова А. В., 2022

Цель исследования - выявить особенности жанра интервью и определить его значение в новых медиа.

Теоретический анализ источников показал, что новые медиа играют большую роль в современном обществе. Решая первую задачу - исследовать новые медиа и рассмотреть их взаимосвязь с интервью, были получены следующие результаты. Изучив историю и множество трактовок термина «новые медиа», опирались на следующее определение: новые медиа - это новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых

устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента [5]. Несомненно, контент можно распространять разными способами, один из наиболее популярных в наше время - интервью. Именно с помощью интервью можно передать информацию от первого источника, которая будет достоверной и правдивой.

Работая над второй задачей - изучить понятие интервью, его формы, виды и жанры, пришли к следующим выводам: Интервью - значимый информационный жанр, который требует большой работы по подготовке и проведению. Его эффективность зависит от коммуникабельности журналиста, то есть от его контактности, умения расположить к себе, правильной последовательности и чёткой формулировки вопросов, а также способности достижения взаимопонимания в ходе беседы. Также очень важным нюансом при создании качественного интервью является обеспечение единства содержания и формы. При подготовке интервью необходимо чётко и мотивированно выстраивать монтажно-композиционное решение, ответственно подходить к созданию [2].

На основе теоретического анализа была разработана критериальная база эмпирического объекта. Для начала разобрали общий модуль, в который входит анализ особенностей и квантитативных признаков выбранных эмпирических объектов. Далее рассмотрели психологию коммуникаторов и психологию сообщений, построенную на основе модели Лассуэлла.

Далее была решена третья задача - проанализировать и сравнить интервью Александры Митрошиной из разных источников в различных форматах. В качестве эмпирического объекта были взяты два информационных портала:

1. Видеоинтервью Александры Митрошиной на ютуб-канале Ирины Шихман «А поговорить?»

2. Интервью Александры Митрошиной в электронном журнале «Сноб». Период исследования: сентябрь-декабрь 2021 года. Метод исследования, применённый в работе: теоретический анализ литературных источников. В ходе работы был использован комплекс различных источников: книги, статьи в журналах, результаты исследований и материалы интернет-ресурсов.

Оба эмпирических объекта, и ютуб-канал «А поговорить?», и электронный журнал «Сноб», носят информационный формат. В первом случае источник специализируется на видеоинтервью с известными личностями России, на канале ведущая поднимает серьёзные и общественно-важные темы и актуальные поли-

тические вопросы, беседуя с гостями. Во втором случае, журнал включает в себя электронную и печатную версию журнала, позиционирующее себя как дискуссионное и информационное интернет-пространство. Их главной целью является объединение единомышленников, живущих в разных точках мира, для которых имеют значения процессы, происходящие в нашей стране.

Охват у обоих источников разный, но аудитория одна - население РФ. Ютуб-канал Ирины Шихман существует с 2017 года, за это время, по данным на октябрь 2021 года, на канале насчитывается около 1,95 млн подписчиков. Выпуски выходят еженедельно, длятся около 60120 минут и собирают по несколько миллионов просмотров [1]. Журнал «Сноб» начал свою работу в 2008 году. В электронном виде «Сноб» выходит 10 раз в год, в печатном - 6 раз в год. Тираж около 50 000, издание устанавливает свободную цену и продаётся в 25 городах России

[3].

Для того чтобы более точно дать характеристику эмпирическому объекту, необходимо тщательно изучить психологию коммуникатора. Коммуникаторами являются ютуб-канал «А поговорить?» и электронный журнал «Сноб», в качестве ведущих-журналистов соответственно выступают Ирина Шихман и Ляна Кажарова. Анализ начнём с функций коммуникатора по Ольшанскому, они выполнены все, сбор информации и её обработка присутствует. Создание сообщения, определение окончательного содержания, принятие ответственности за данное содержание и сам выпуск в свет также присутствует. Целью и миссией коммуникаторов являлось привлечение внимания к проблемам, поднимаемым в интервью, через текст и изображение.

Ирина - ведущая ютуб-канала «А поговорить?», молодая девушка с приятной не отталкивающей внешностью и привлекательным голосом. Анализ её внешнего вида и поведения показал, что ведущая чувствует себя уверенно, расковано, имеет открытые позы при общении. Ирина - добрая, отзывчивая, открытая и эрудированная личность. Она вызывает впечатление компетентного журналиста, который может найти подход к любому гостю и сделает всё, чтобы респондент чувствовал себя комфортно во время беседы с ней. Видео Ирины вызывают исключительно положительные эмоции и симпатию, используется яркая картинка и постоянная смена кадров и локаций, что удерживает внимание зрителя. Журналистка Ляна - журналист электронного и печатного издания «Сноб», молодая

ухоженная девушка с приятной внешностью (мнение сформировано по фото). Она вежлива в общении и не задаёт неловких вопросов респонденту. По тексту видно, что она хорошо подготовилась к интервью. Противоречий нигде не возникает.

Внимание коммуникаторов направлено на окружающих, поэтому отсюда можно сделать вывод о том, что стилем общения с аудиторией будет «другой - центрация», так как внимание сосредоточено на госте. Также в видеоинтервью присутствует стиль «Я - Другой - Центрация», Ирина демонстрирует заинтересованность в проблеме, которую поднимает в своих интервью. Тип общения - ближнедистанционный, так как между журналистом и гостем присутствует ощущение непосредственного контакта. Коммуникатор предъявляет самого себя через свой материал, демонстрируя свой логотип, свои корпоративные цвета и свой так называемый бренд.

Переходим к анализу сообщений коммуникаторов. Начнём с дизайна, а именно, функций оформления. Визуализация информации видеоинтервью выполняется с применением различных инструментов монтажа, таких как вставки, видео, изображения и текст. В электронном же интервью визуально выделен жирно вопрос от интервьюера, также присутствуют фотографии респондента из архивов и социальных сетей [4]. Следующая функция - идеологическая. В первом и втором случаях, выпуски и статьи направлены на освещение каких-либо значимых тем и информирование людей. Эстетическая функция предполагает то, что на ютуб-канале выпуски монтируются по единому принципу, стиль оформления лаконичный, с использованием современных элементов дизайна. Сайт и журнал оформлены в едином стиле, с единым шрифтом и единой концепцией. Рекреативная функция в видео - это визуальное использование неярких цветов (красный, белый, чёрный) и стиля цветокоррекции, что не отвлекает от беседы журналиста с гостем и позволяет смотреть выпуски без усилий. В статье всё сдержанно и лаконично, ничего лишнего. Все принципы дизайна так же соблюдаются: подчинённость содержанию, единство стиля, экономность и сдержанность. Дизайн соответствует содержанию и подчёркивает особенно важные моменты интервью (гостей выпуска, места съёмок, временные данные). В дизайне нет отклонений от общей концепции канала и сайта, присутствуют исключительно корпоративные цвета.

Если подробно разбирать технику периодических изданий, то можно сделать вывод о том, что

материал размещён на страницах с логичной последовательностью. Вся текстовая информация написана в удобном для чтения шрифте. Заголовок привлекает внимание и соответствует содержанию статей. Что касаемо иллюстративного материала, в частности инфографики, в видео она присутствует, но в малом количестве, в выбранном текстовом интервью отсутствует, но на других страницах журнала схем, статистик и диаграмм достаточно много. Фото\видео иллюстраций много. Обычно это фото и видео респондентов из их социальных сетей и архивов.

Сюжет видеоинтервью таков: краткий анонс (видео-нарезка) предстоящего интервью. Далее идёт беседа ведущей с гостем в разных локациях, в зависимости от рода его деятельности. Они обсуждают множество разных тем, которые касаются респондента. Ведущая в каждом выпуске тщательно подходит к подготовке вопросов. В конце заключение и прощание с гостем. У печатного интервью сюжет такой: заголовок, далее в интервью с Александрой Митрошиной обсуждается её блог, работа, заработок, жизненная позиция в отношении каких-то вещей и многое другое, в конце заключение и прощание с героем.

Во всех выпусках канала «А поговорить?» используются все три типа плана: дальний, средний, ближний. Кадры постоянно меняются, картинка никогда не надоедает. Фоновая музыка в основном отсутствует, иногда появляется, но очень тихо. Это сделано для того, чтобы зритель мог хорошо слышать беседу и не терять суть разговора. Звук хороший за счёт того, что на ведущую и гостя надевают петлички, слышно всё чётко и понятно, без посторонних шумов. Все выпуски монтируются профессионалами, ошибок в монтаже не было замечено.

Сообщения коммуникаторов структурированы, связность текста присутствует, так как журналистки заранее подготавливает выпуск, прописывая вопросы и разбирая подходящие темы для обсуждения с гостем. Целостность также присутствует. В видеоинтервью в заголовках и видео-нарезке всегда можно понять в короткой форме, о чём будет выпуск. В печатном интервью, возможно, не все темы раскрыты полностью, заголовке содержится минимум информации. Оба материала информативные, они точные и доступные. Это доказывается тем, что в выпусках ютуб-канала совокупность элементов (образы и места съёмок) соответствуют тому, что обсуждается в кадре, каждая тема легко и доступно рассказывается аудитории и закрепляется фото и видео их архивов. В материалах от

издания «Сноб» журналист передаёт в текст точные слова респондента, не упуская основную суть диалога, всё описано и рассказано доступным и понятным языком.

Оптимизация восприятия у роликов Ирины Шихман достигается через операторские решения, которые расставляют акценты для лучшего восприятия сообщения аудиторией. Например, показ какого-либо объекта крупным планом, дополнительные кадры для полной картины действий, разносторонние кадры и т. д. А журналистка журнала пишет доступным и понятным языком, текст читается легко. По характеру медиа-текста сообщения являются открытыми и медийными. Канал распространения - интернет. В сообщениях приёмы фрагментации и манипуляции не используются. Гипертекстом служат социальные сети и сам сайт и ютуб-каналы, так как там можно получать обратную связь в виде лайков, комментариев и т. д.

Интервью во многом похожи, но имеют свою специфику. Видеоинтервью - это в первую очередь живое общение журналиста с респондентом, через видео более детально передаётся настроение и настрой участников интервью. Благодаря живой картинке можно более детально прочувствовать всю атмосферу на съёмочной площадке. Несомненно, с помощью текста также можно подробно описать. Существует множество журналистов, которые потрясающе владеют искусством слова, в принципе, как и сама журналистка электронного журнала «Сноб». Основной спецификой печатных изданий является искусство владения словом, именно то, как писатель раскрывает собеседника [6].

Решая четвёртую эмпирическую задачу - выделить особенности проведения интервью в новых медиа, можно сделать вывод, что в видеоинтервью ютуб-канала «А поговорить?» главной особенностью является то, что только с помощью картинки и звука можно передать всю информацию в точности, ничего не упустив. Одна из важных особенностей печатных интервью -это то, что журналист-писатель один из первых проживает историю гостя, он переводит всю информацию через себя, чтобы более доступно и понятно рассказать историю и основные идеи рассказчика [8].

По итогам анализа выбранных эмпирических объектов можно сделать вывод о том, что каждый вид интервью по-своему уникален. Главная особенность видеоинтервью - это то, что только с помощью картинки и звука можно передать всю информацию в точности, ничего не упустив. Благодаря видео зритель может ощущать и про-

живать все те же моменты и эмоции, что и люди в кадре.

Также необходимо отметить, что существует множество нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы удержать внимание зрителя или читателя. Журналистам важно помнить о простых и банальных правилах общения, чтобы расположить к себе собеседника, нужно сделать всё для того, чтобы ему было комфортно. Только когда респондент чувствует себя удобно, когда ему не задают нелепых и грубых вопросов, он может быть по-настоящему искренен с журналистом. А когда гость говорит искренне - это привлекает зрителя [7].

Таким образом, интервью играет большую роль в новых медиа. В журналистике нынешнего времени на первый план выходят информационные жанры. Традиционно к ним относят и интервью, жанровые особенности которого позволяют читателю, радиослушателю и телезрителю читать, слышать и видеть то, что видел и слышал журналист-интервьюер, но как бы «из первых рук». Интервью - разнообразный и непростой жанр, который занимает неоднозначную позицию, в частности - в жанровой системе. Определение места, занимаемого интервью в сложной и разнообразной системе жанров, актуально в современном мире, в условиях современной журналистики, поэтому с уверенностью мы можем сказать, что интервью тесно связаны с новыми медиа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Видеоинтервью Александры Митрошиной на ютуб-канале Ирины Шихман «А поговорить?» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=XrFY5eef2KM (дата обращения: 03.11.2021).

2. Долгина Е. С., Веснина М. А. Интервью: понятие, цель, задачи, функции // Молодой учёный. 2015. №7 (87).

3. Интервью Александры Митрошиной в электронном журнале «Сноб» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://snob.ru/profile/ 31824/Ь^/149458 (дата обращения: 03.11.2021).

4. Кузнецов А. А., Сазонова З. Н. Медиа: определения, функции и основные этапы // Молодой учёный. 2020. №18 (308).

5. Московкина Ю. Ю. Новые медиа как средства массовой информации // Молодой учёный. 2018. №52 (238). С. 239-241.

6. Сахнова Е. Б. Жанр интервью и его модификации / Научная статья по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации» // Саратовский государственный университет. 2017. С. 2-4.

7. Тищенко М. В. , Демченко С. В. Положительные и отрицательные проявления эффекта интервьюера // Молодой учёный. 2016. №10 (114). С. 1337-1340.

8. Шарапов, Э. Х. Жанр интервью: видовая составляющая // Молодой учёный. 2017. №12 (146). С. 668-671.

Информация об авторах

Г. М. Шигабетдинова - доцент, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный технический университет; А. В. Шиндязова - студент группы СОбд-31, гуманитарный факультет, Ульяновский государственный технический университет.

REFERENCES

1. Videointerv'yu Aleksandry Mitroshinoj na yutub-kanale Iriny Shihman «A pogovorit'?» [Alexandra Mitroshina's video interview on Irina Shikhman's YouTube channel «And talk?»] [Electronic resource] Access mode: https://www.youtube.com/ watch?v=XrFY5eef2KM (accessed: 03.11.2021).

2. Dolgina E. S., Vesnina M. A. Interv'yu: ponyatie, cel', zadachi, funkcii [Interview: concept, purpose, tasks, functions]. Molodoj uchyonyj [Young scientist]. 2015, №7 (87).

3. Interv'yu Aleksandry Mitroshinoj v elektronnom zhurnale «Snob» [Interview with Alexandra Mitroshina in the electronic magazine «Snob»] [Electronic resource] Access mode: https://snob.ru/ profile/31824/blog/149458 (accessed: 03.11.2021).

4. Kuznetsov A. A., Sazonova Z. N. Media: opredeleniya, funkcii i osnovnye etapy [Media: definitions, functions and main stages]. Molodoj uchyonyj [Young scientist]. 2020, №18 (308).

5. Moskovkina Yu. Yu. Novye media kak sredstva massovoj informacii [New media as mass media]. Molodoj uchyonyj [Young scientist]. 2018, №52 (238), pp. 239-241.

6. Sakhnova E. B. Zhanr interv'yu i ego modifikacii / Nauchnaya stat'ya po special'nosti «SMI (media) i massovye kommunikacii» [Interview genre and its modifications / Scientific article on the specialty «Mass media and mass communications»]. Saratovskij gosudarstvennyj universitet [Saratov State University]. 2017, pp. 2-4.

7. Tishchenko M. V., Demchenko S. V. Polozhitel'nye i otricatel'nye proyavleniya effekta interv'yuera [Positive and negative manifestations of the interviewer effect]. Molodoj uchyonyj [Young scientist]. 2016, №10 (114), pp. 1337-1340.

8. Sharapov E. H. Zhanr interv'yu: vidovaya sostavlyayushchaya [Genre of interviews: a species component. Molodoj uchyonyj [Young scientist]. 2017, №12 (146), pp. 668-671.

Information about the authors G. M. Shigabetdinova - Associate Professor, Candidate of pedagogical sciences, Ulyanovsk State Technical University;

A. V. Shindyazova - student of the SObd-31 group, Faculty of humanities, Ulyanovsk State Technical University.

Статья поступила в редакцию 10.06.2022; одобрена после рецензирования 20.07.2022; принята к публикации 31.08.2022.

The article was submitted 10.06.2022; approved after reviewing 20.07.2022; accepted for publication 31.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.