Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 5 http://journals.tsutmb.ru/humanities/
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 5 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/
ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)
ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 378+37.048.2
https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023 -28-5-1099-1110
Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях
Лариса Васильевна АБДАЛИНА *, Шужань МОУ
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» 394018, Российская Федерация, г. Воронеж, Университетская пл., 1 * Адрес для переписки: [email protected]
Актуальность. В современных условиях образования все чаще встает вопрос обеспечения эффективности педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса. Перед педагогом все чаще возникает задача создания условий, при которых он смог бы в полной мере удовлетворить образовательные потребности учащихся. Решение данной задачи осуществляется посредством педагогического сопровождения - эффективного средства реализации необходимых мер педагогического воздействия с целью создания наилучшего взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. На сегодняшний день в педагогической науке накоплено достаточно много теоретического материала по педагогическому сопровождению, проведены многочисленные исследования эффективности изучаемого феномена. Цель исследования - рассмотрение основных подходов к изучаемому феномену, систематизация научного материала по теме исследования.
Методы исследования. Исследование проводилось путем анализа научных публикаций, предметом изучения которых явилось педагогическое сопровождение.
Результаты исследования. Приведена история становления изучаемого феномена, прослежено постепенное его развитие и выделение в самостоятельную область исследования. Проанализированы различные подходы и точки зрения к интерпретации данного понятия, на основе чего предложено авторское определение, основанное на индивидуальном и системном подходе к его трактовке. Определены сущностные характеристики и специфика педагогического сопровождения, основные этапы его реализации, рассмотрены компоненты педагогического сопровождения, которые сводятся к основным трем: диагностика, технология и оценка его эффективности. Представлены педагогические условия, которые способствуют успешной реализации педагогического сопровождения. Обоснована необходимость выделения общих и универсальных критериев эффективности педагогического сопровождения, которые должны оценивать не сопровождаемый процесс, а именно педагогическое сопровождение как способ или технологию. К таким критериям отнесены динамика сопровождаемого процесса, его качественные изменения и сокращение времени происходящих изменений.
© Абдалина Л.В., Моу Ш., 2023
1099
Выводы. Сделан вывод о том, что изучаемый феномен является комплексным и междисциплинарным понятием, требующим методологической проработки и дальнейших исследований. Практическое применение полученных теоретических результатов позволяет на их основе разработать комплексную теорию педагогического сопровождения, применяемую на практике в работе с разными категориями обучающихся.
Ключевые слова: сопровождение, феномен «педагогическое сопровождение», педагог, обучающийся, сущностные характеристики, структурные составляющие
Для цитирования: Абдалина Л.В., Моу Ш. Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5. С. 1099-1110. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1099-1110
PEDAGOGY OF SECONDARY AND PRESCHOOL EDUCATION
Original article
https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023 -28-5-1099-1110
The phenomenon of "pedagogical support" in current pedagogical research
Larisa V. ABDALINA©*, Shuzhan MOU
Voronezh State University 1 Universitetskaya Sq., Voronezh, 394018, Russian Federation ^Corresponding author: [email protected]
Importance. In modern educational conditions the question of ensuring the effectiveness of all educational process participants pedagogical interaction arises frequently. The teacher is increasingly faced with the task of creating conditions in which he would be able to fully meet the educational needs of students. The solution to the problem is realized through pedagogical support -an effective means of implementing the necessary measures of pedagogical influence to create the best interaction of all educational process subjects. Nowadays pedagogical science has accumulated quite a lot of theoretical material on pedagogical support, and numerous studies of the effectiveness of the phenomenon is conducted. The purpose of the research is to consider the main approaches to the studied phenomenon, systematization of scientific material on the research topic. Research Methods. The research is conducted by analyzing scientific publications with pedagogical support subject.
Results and Discussion. The history of the studied phenomenon formation is given, its gradual development and allocation into an independent field of research is traced. Various approaches and points of view to the interpretation of the concept are analyzed. On the given basis the author's definition based on the individual and system approach to its interpretation is proposed. The essential characteristics and specificity of pedagogical support, the main stages of its realization are defined, the components of pedagogical support are considered. The stages are reduced to the main three: diagnostics, technology and evaluation of its effectiveness. Pedagogical conditions that contribute to the successful realization of pedagogical support are presented. The necessity of identifying general and universal criteria for the effectiveness of pedagogical support, which should evaluate not the accompanied process, namely, pedagogical support as a method or technology. Such crite
ria include the dynamics of the accompanied process, its qualitative changes and reduction of the time of changes.
Conclusion. It is concluded that the phenomenon under study is a complex and interdisciplinary concept that requires methodological elaboration and further research. Practical application of the obtained theoretical results allows to develop on given basis a comprehensive theory of pedagogical support, applied in practice in work with different categories of students.
Keywords: support, the phenomenon of "pedagogical support", pedagogue, student, essential characteristics, structural components
For citation: Abdalina, L.V., & Mou S. (2023). The phenomenon of "pedagogical support" in current pedagogical research. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 5, pp. 1099-1110. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1099-1110
АКТУАЛЬНОСТЬ
В последние годы наблюдается возросший интерес к проблеме педагогического сопровождения. Возрастает его роль, прежде всего, как эффективного средства организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. На сегодняшний день в педагогической науке мы находим большое количество исследований, предметом которых является педагогическое сопровождение, что указывает на актуальность изучения данного феномена. В данных исследованиях педагогическое сопровождение рассматривается в контексте адаптации младших подростков [1]; как обеспечение информационной безопасности подростков в сети Интернет [2]; как стратегия персонификации образования [3]; как условие своевременного профессионального самоопределения обучающихся
[4]; как необходимый процесс для профессионального самоопределения обучающихся
[5] и др. Данный список можно еще долго продолжать. Многочисленный накопленный теоретический материал и результаты эмпирических исследований в области феномена «педагогического сопровождения» требуют научной систематизации для определения отправных точек дальнейших исследований.
Рассматривая любой научный феномен, необходимо провести его комплексный анализ с точки зрения разных методологических аспектов: понятийного, содержательного, функционального, критериального. Учитывая вышесказанное, рассмотрим основные
подходы к его определению, структурным составляющим, сущностным характеристикам, этапам реализации, условиям осуществления и критериям оценки его эффективности. Проанализируем педагогическое сопровождение как один из часто упоминаемых феноменов в педагогической науке.
Изучая педагогическое сопровождение с точки зрения его генезиса, стоит отметить, что оно имеет длительную историю своего формирования и развития. Еще с древних времен сложилась практика сопровождения людей в различных видах деятельности: строительстве, медицине, инженерии, юриспруденции и т. д. Отсюда и вытекают различные виды сопровождения: медицинское, психологическое, социальное, юридическое и др.
Примером сопровождения в истории образования может служить тьютерское, которое уже в наше время стало столь востребованным и актуальным. Другим примером сопровождение может выступать педагогическая деятельность учителей в лицеях в дореволюционный период. Позже, в советский период, также со стороны учителей было осуществлено сопровождение педагогически запущенных школьников, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. Именно в тот период активно развивается педагогическое сопровождение как помощь отстающим в учебе школьникам. В педагогической практике много и других примеров педагогического сопровождения, но все они сводятся к комплексу действий со стороны учителей в адрес обучающихся, которые по раз-
ным причинам нуждаются в особом внимании, отношении и обучении.
Как отдельное и самостоятельное направление педагогическое сопровождение стало развиваться в России примерно 20 лет назад. Стимулом к этому послужила принятая в 90-е гг. ХХ века ориентация на гуманизацию многих отраслей научного знания, в том числе и в педагогике. Перед ней ставилась приоритетная задача на реализацию комплексного индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Необходимо было создать все условия для реализации потребности в гармоничном личностном развитии и всестороннем образовании всех без исключения учащихся.
Г.Л. Бардиер, И. Ромазан и Т.В. Черед-никовой было положено начало самостоятельным направлению в педагогике - педагогическому сопровождению [6]. Ученые указали на необходимость психологического сопровождения естественного развития детей. Именно благодаря данной работе, которая датируется 1993 г., и было положено начало первым научным работам в данном направлении.
Впоследствии можно наблюдать стремительный толчок развития педагогического сопровождения в педагогической науке. Друг за другом появляются работы педагогов, предметом исследования которых является рассматриваемой феномен. Среди тех работ можно отметить труды И.В. Горбачевой, которая писала о важности психолого-педагогического сопровождения; Е.М. Исай-киной, С.Ю. Толстовой, отмечавших валео-логическое сопровождение. В.М. Курдумя-нова в своей работе к предыдущему виду добавила акмеологический аспект и указывала на акмеолого-валеологическое сопровождение. Кроме данных видов также были отмечены научное (В.В. Богословский) и методическое (Л.Г. Тарита) сопровождение и др. Указанные виды сопровождения касались таких проблем, как создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся; учет возрастных характеристик обучающихся при создании методических и программных
материалов; актуализации научного интереса к изучаемым дисциплинам и мн. др.
Параллельно с проведением научно-исследовательских работ по педагогическому сопровождению в России создавались специальные службы, призванные осуществлять разные виды сопровождения. Так, в 1998 г. Правительством РФ принято Постановление «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» [7]. Благодаря данному правительственному документу удалось регламентировать деятельность центров по психолого-педагогическому, социальному и медицинскому сопровождению детей.
Далее в истории развития педагогического сопровождения происходит постепенная смена этапов: усложняется вся структурная организация сопровождения в образовании. Начинают активно создаваться центры по сопровождению на различных уровнях: областном, районным, городском; рассматриваются их функциональные обязанности; накапливается многочисленный опыт решения самых разных по трудности задач; происходит межведомственное взаимодействие. Все это обусловило выделение педагогического сопровождения в отдельную область исследования в педагогике.
На сегодняшний день мы имеем педагогическое сопровождение как самостоятельный феномен, который исследуется комплексно на всех уровнях методологического и научного знания. Такое активное и всестороннее рассмотрение изучаемого феномена со стороны многих исследователей привело к тому, что в педагогике требуется создание единой комплексной теории педагогического сопровождения, которая включала бы все достижения ранее проведенных масштабных исследований в этой области, учитывала бы условия современной действительности и смогла бы тем самым вооружить педагога мощным инструментом педагогической деятельности, способным показать большую эффективность обучения детей. Однако дан-
ная задача представляется нам весьма трудной, требующей больших исследовательских и научных ресурсов, но вполне разрешимой, если начинать с постепенной систематизации накопленного материала. И в этом смысле цель исследования - рассмотрение основных подходов в педагогической науке к изучению феномена «педагогическое сопровождение». И начать необходимо с понятийного аппарата.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве материала исследования были использованы труды различных авторов в области психологии и педагогики, освещающие проблемы педагогического сопровождения. Среди этих исследований можно назвать работы таких авторов, как Ю.А. Жулябина, О.Н. Курмакаева, Е.И. Зарипова, С.В. Чеб-ровская, В.Г. Лысенко, Г. Бардиер, А.В. Мо-жейко, И.А. Гребенникова, Т.Н. Гущина, И.В. Иванова, Ю.В. Мазеина, А.Л. Уманский и др. [1-10].
Использовались теоретические методы исследования, среди которых сравнительный анализ научной литературы, посвященной феномену «педагогического сопровождения». В результате данного метода удалось изучить многообразие трактовок данного понятия. По итогам систематизации методологических подходов к интерпретации педагогического сопровождения были выделены его сущностные характеристики в рамках педагогических исследований. При сопоставительном анализе удалось классифицировать эмпирические исследования на предмет компонентного состава педагогического сопровождения. Все использованные теоретические методы исследования позволили предложить авторское определение изучаемого феномена.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме изучаемого феномена выявил отсутствие общепринятого оп-
ределения термина «педагогическое сопровождение».
В педагогической науке мы находим следующие его трактовки:
- оптимальный способ педагогического взаимодействия, при котором создаются условия для наилучшего функционирования и взаимодействия субъектов образовательного процесса1;
- совокупность мер педагогического воздействия, которые призваны обеспечить обучающимся удовлетворение их образовательных потребностей и построение на этой основе индивидуального пути их образовательной деятельности [8];
- особый вид педагогического взаимодействия, в ходе которого педагог создает обучающимся условия для развития их ценностно-смысловой и рефлексивной сферы, на основе чего происходит их саморазвитие [9];
- комплексная работа социально-психологического характера, имеющая своей целью помощь обучающимся в выборе правильного и осознанного жизненного пути [10];
- процесс взаимодействия субъектов образовательной деятельности, в ходе которого происходит реализация лидерского потенциала школьников2;
- механизм двустороннего педагогического взаимодействия, характеристиками которого выступают полисубъектность, мно-гопроектность, адаптивность и др. [11].
Наличие в педагогической науке столь разнообразных и множественных трактовок изучаемого феномена обусловливает необходимость его интерпретации через сущностные характеристики. Терминологическая путаница с понятием «педагогическое сопровождение» приводит к тому, что происходит его замещение другими терминами-сино-
1 Гребенникова И.А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере китайских студентов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2010. 21 с.
2 Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: дис. ... д-ра пед. наук. Кострома, 2004. 318 с.
нимами, такими как педагогическая помощь, педагогическая поддержка и т. п. В связи с чем считаем целесообразным выявить содержательное наполнение изучаемого понятия.
Рассмотрим основные характеристики, присущие педагогическому сопровождению как самостоятельному феномену. Это позволит нам, во-первых, очертить границы, в рамках которых приложимо педагогическое сопровождение, а во-вторых, выделить проблемное поле, где оно способно достичь своих целей и реализовать функциональные возможности.
Анализ теоретических и эмпирических исследований в области изучаемого феномена (Т.Н. Мартынова, Е.П. Сизинцева, Ж.И. Тебердиева, А.Л. Уманский, Н.О. Яковлева и др.) относительно его сущностных характеристик позволил их обобщить и свести к следующим:
- носит деятельностный характер в своем влиянии на субъекты образовательного процесса;
- включает в себя процессы планирования, управления и контроля получаемых результатов;
- реализуется посредством заранее разработанной траектории, в рамках которой и происходит процесс сопровождения;
- обладает компонентным составом, что позволяет его рассматривать с точки зрения системного характера: определять целевой, содержательный, операциональный, рефлексивный, результативный и другие его компоненты;
- функционирует в специально созданной образовательной среде, обеспечивающей оптимальные условия для его реализации;
- не имеет противопоказаний к его осуществлению, в этом смысле носит универсальный характер;
- осуществляется в рамках субъект-субъектных отношений между педагогом и другими участниками образовательного пространства;
- контролируется посредством мониторинга результатов диагностической деятельности, которая позволяет вовремя внести коррективы на каждом из этапов его реализации.
Подводя итог осуществленному нами анализу теоретических аспектов изучаемого феномена, стоит отметить, что его следует рассматривать комплексно, всесторонне, только в таком случае будет обеспечена полнота восприятия этого феномена. С учетом изложенного, в том числе на основе понимания недостатков ранее разработанных концепций, предлагаем следующее понимание педагогического сопровождения - процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса на функционально-ролевом (когнитивная сфера) и личностном (мотивационно-смысловая сфера) уровнях, проявляющийся в воплощении ими своих ценностных, целевых, ресурсных, конативных характеристик (качеств) в различных видах деятельности и достижении в этом удовлетворенности и продуктивности.
Предлагая данное определение, мы опирались на системный и индивидуальные подходы к изучению педагогического сопровождения. Индивидуальный подход реализуется через учет личностных характеристик обучающихся, их ценностно-смысловой и мотивационной сферы. Системный подход обеспечивает взаимодействие между личностными составляющими и уровнями их реализации, а также эффективностью педагогического сопровождения. Все это позволило использовать при исследовании изучаемого феномена подход, согласно которому педагогическое сопровождение рассматривается через его структурные компоненты.
В педагогической литературе встречается достаточное количество исследований (А.А. Стерхов, Е.В. Юшкевич, Э.С. Одаева и др.), где одной из задач является выявление структурных компонентов педагогического сопровождения [12-14]. Обобщив представленные исследования, можно остановиться на основных трех обязательных и взаимосвя-
занных компонентах в педагогическом сопровождении.
1. Постоянный мониторинг за динамикой социально-психологического статуса субъекта образовательной деятельности. Данный компонент предполагает наличие достаточного количества данных о ценностях, личностных особенностях, мотивационной, смысловой сферах субъектов образовательного процесса. Благодаря проведению психологической диагностики и наблюдению накапливается достаточный объем необходимой информации для выбора правильного способа реализации педагогического сопровождения.
2. Создание необходимых условий для успешного развития личности субъекта образовательной деятельности. Данный обязательный компонент включает в себя разработку индивидуальных и групповых программ педагогического сопровождения при соблюдении условий их успешной реализации. Условия могут варьироваться исходя из целей и задач педагогического сопровождения, а также от конкретного субъекта сопровождения.
3. Контроль эффективности выполняемых мероприятий в сопровождении в виде его критериальной оценки. Благодаря реализации данного компонента возможно вовремя внести коррективы в разработанную программу педагогического сопровождения.
Таким образом, педагогическое сопровождение неизбежно включает в себя три обязательных к осуществлению структурных компонента: диагностику, технологию (программу) сопровождения и критериальную оценку. Данные компоненты могут быть дополнены другими, например, теоретико-методологическим, мотивационно-смысловым, управленческим и т. д.
Важным аспектом в осмыслении феномена «педагогическое сопровождение» является рассмотрение этапов его реализации. Эта проблема на сегодняшний день является дискуссионной в педагогике и осложняется наличием разных подходов к ее разрешению. Вот лишь некоторые из них. Согласно взглядам В.С. Сухоруковой, сопровождение воз-
можно реализовать через последовательную смену таких этапов, как выдвижение цели и задачи, разработка средств, анализ результатов [15]. Однако предложенная схема этапов лишает педагогическое сопровождение своей специфики и сводит его к реализации общей педагогической деятельности.
В рамках другого подхода интересна точка зрения Я.Л. Горшенина, который выделяет диагностический, ориентационный, проектировочный и организационный этапы3. Но нам близка точка зрения Е.Г. Акуловой на этапы осуществления педагогического сопровождения. Ученый выделяет диагностический, поисковый, консультативно-проектировочный, деятельностный и рефлексивный этапы [16]. На наш взгляд, данные виды этапов в полной мере охватывают весь диапазон последовательности реализации педагогического сопровождения. Главным преимуществом данного разделения является тот факт, что этапы согласуются с основными направлениями (аналитическое, консультативное, организационное) и функциями педагогического сопровождения (диагностическая, консультативная, информационная и т. д.).
От описания этапов педагогического сопровождения мы переходим к рассмотрению его функций. Как и предыдущий аспект педагогического сопровождения, вопрос выделения основных его функций является дискуссионным, имеющим различные варианты решения. Свою точку зрения на разрешение данного вопроса предлагают М.И. Рожков и И.В. Иванова [17]. Исследователи подразделяют все многообразие функций педагогического сопровождения на две основные группы: целевые и инструментальные. В первую группу М.И. Рожков включил все те функции, которые отвечают за развитие основных сфер человека: интеллектуальная, мотиваци-онная, эмоциональная, волевая и др. Во вто-
3 Горшенина Я.Л. Педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007. 250 с.
рую группу вошли функции, отвечающие за техническую сторону реализации педагогического сопровождения: диагностическая, организационная, коммуникативная, прогностическая. Подобное решение вопроса - сведение к единой классификации многообразных функций педагогического сопровождения - является, на наш взгляд, весьма удачным. С одной стороны, через целевые функции оставляется возможность достаточно гибко использовать ресурсы педагогического сопровождения, а с другой - обеспечивается комплексный подход к подбору необходимых и универсальных функций, реализуемых посредством педагогического сопровождения.
Рассмотрение феномена «педагогическое сопровождение» было бы неполным, если бы мы не затронули вопрос детерминации указанного процесса, а именно: выявление педагогических условий, способствующих его эффективной реализации в образовательной деятельности.
И в этом аспекте нет единого подхода и мнений относительно комплекса необходимых и достаточных условий, что говорит о недостаточной изученности педагогического сопровождения как самостоятельного направления в педагогике.
Нами были проанализированы научные исследования, предметом которых стало изучение условий эффективности реализации педагогического сопровождения. В результате чего мы пришли к мнению о том, что педагогическому сопровождению способствуют следующие комплексы условий:
- реализация гуманистического подхода во взаимодействии субъектов образовательного процесса, создание педагогических ситуаций самооценивания, подготовка педагогического состава к реализации гуманистического подхода и психолого-педагогического сопровождения (А.М. Ткаченко);
- обеспечение социокультурного равновесия образовательного пространства, учет выбора другого в качестве значимых лиц, консолидация базового набора идентично-стей (М.В. Шакурова);
- согласование личностных ценностей с социокультурными ценностями (И.А. Гребенникова);
- опора на сформированные характеристики индивидуального прогресса обучающихся (Е.П. Сизинцева);
- сотрудничество с социальными партнерами, вовлечение родителей в процесс духовно-нравственного развития обучающихся, обучения детей методам самовоспитания (А.А. Стерхов);
- создание комплекса педагогических ситуаций, в которых решаются задачи разного уровня сложности, рефлексивное взаимодействие педагога и учащихся и др. (А.Л. Уманский) и др.
Завершая теоретический обзор феномена «педагогическое сопровождение», коснемся рассмотрения вопроса оценки его эффективности на практике. Детальная проработка указанного вопроса указала на отсутствие четких критериев оценивания педагогического сопровождения. Это является одной из актуальных методологических проблем современной педагогики по данному направлению. Оценка эффективности любого педагогического явления связана с проработкой критериев и показателей его результативности.
В качестве таких критериев учеными выдвигаются: развитие творческого потенциала, адаптированность, расширение функций взаимодействия и пр. Однако, на наш взгляд, это показатели развития процесса, который сопровождается педагогом, и это не отражает эффективности применяемого педагогического сопровождения как способа развития того или иного процесса или качества. Предложенные показатели лишь косвенно могут указывать на успешность реализации педагогического сопровождения, что не позволяет перенести их в область оценивания педагогического сопровождения, а следовательно, они не валидны. Актуальной и до сих пор неразрешимой на практике является задача выявления прямых показателей успешности педагогического сопровождения, которые в свою очередь будут универсальными и применимыми в любой исследо-
вательской области, вне зависимости от того, какой процесс или явление сопровождается педагогом.
Обозначенная задача является трудноразрешимой. Это связано, на наш взгляд, со спецификой педагогического сопровождения, а именно: многообразие сопровождаемых процессов (это может быть как педагогический объект в виде самореализации, адаптации, творчества, так и субъекты образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители); отсутствие валидных методик оценивания; наличие авторских программ сопровождения. Все это усложняет процесс выделения объективных критериев, но не делает его невозможным. Вопрос до сих пор остается открытым и дискуссионным. Мы считаем, что для его разрешения требуется понимание того, как качественно педагогическое сопровождение изменяет сопровождаемый процесс. В этом смысле прямыми критериями эффективности могут выступать: динамика сопровождаемого процесса, а именно изменение уровня его развития от низкого к среднему и высокому; его качественные изменения: преобразование и расширение границ, или наоборот, деформация, сужение изучаемого процесса; сокращение времени происходящих изменений: при использовании педагогического сопровождения показателем его эффективности будет снижение времени, в рамках которого произошел сдвиг в сторону увеличения уровня его развития. Обозначенные показатели могут считаться независимыми от специфики
сопровождаемого процесса, его характеристик и особенностей, а значит могут быть применимы для каждого без исключения вида педагогического сопровождения.
Таким образом, проблема диагностики оценивания результативности применяемого педагогического сопровождении остается до сих пор неразрешимой и требующей дальнейшей детальной проработки.
ВЫВОДЫ
Изучив различные аспекты педагогического сопровождения, такие как терминологический, компонентный состав, этапы осуществления, функциональное наполнение, условия успешной его реализации, критерии оценивания на практике, мы приходим к выводу, что изучаемый феномен является предметом исследования ведущих ученых педагогики в последние десятилетия, сохраняя свою актуальность и в современных условиях образовательного процесса. По своим сущностным характеристикам педагогическое сопровождение следует отнести к самостоятельному педагогическому феномену, который имеет целый ряд теоретических разработок и практических исследований его сущностных характеристик. Обозначенные в данной статье проблемы изучения педагогического сопровождения делают его комплексным и междисциплинарным понятием, требующим методологической проработки и дальнейших исследований.
Список источников
1. Жулябина Ю.А. Педагогическое сопровождение как условие адаптации младших подростков // Педагогическое образование. 2023. Т. 4. № 5. С. 49-52. https://elibrary.ru/pcbjbo
2. Курмакаева О.Н. Педагогическое сопровождение информационной безопасности подростков в условиях цифровой цивилизации // Педагогическое образование. 2023. Т. 4. № 5. С. 32-36. https://elib-rary.ru/htogql
3. Зарипова Е.И. Педагогическое сопровождение образовательной деятельности школьников как стратегия персонификации образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2022. № 9. Ст. 3136. https://elib-rary.ru/ayvijv
4. Чебровская С.В., Чебровский А.А. Педагогическое сопровождение как условие своевременного профессионального самоопределения обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. Ст. 44. https://doi.org/10.17513/spno.31923, https://elibrary.ru/okqkxy
5. Лысенко В.Г. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях центра опережающей профессиональной подготовки // Профильная школа. 2022. Т. 10. № 2. С. 16-23. https://doi.org/10.12737/1998-0744-2022-10-2-16-23, https://elibrary.ru/hmjutn
6. Бардиер Г.Л., Ромазан И., Чередникова Т.В. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев: Вирт; Санкт-Петербург: Дорваль, 1993. 92 с.
7. Саранчин Н.Н., Можейко А.В., Иванова Е.С. Роль Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в психолого-педагогическом сопровождении детей // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2021. № 2. С. 42-46. https://elibrary.ru/jpylac
8. Гущина Т.Н., Селиванова О.Г. Педагогическое сопровождение становления субъектности старшеклассника // Социально-политические исследования. 2022. № 1 (14). С. 123-140. https://doi.org/10.20323/2658-428X-2022-1-14-123-140, https://elibrary.ru/uacbiu
9. Иванова И.В. Специфика организации педагогического сопровождения саморазвития одаренных подростков в условиях дополнительного образования // Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми и талантливой молодежью: опыт, проблемы, перспективы: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2023. С. 105-110. https://elibrary.ru/ohzotx
10. Мазеина Ю.В. Педагогическое сопровождение: понятие, сущность, характеристика // Вестник Шад-ринского государственного педагогического института. 2014. № 3 (23). С. 25-27. https://elib-rary.ru/zqqmkp
11. Хвастушкина М.М., Шакурова М.В. Сопровождение социализации как предмет научного осмысления: социальная работа и социальная педагогика // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики: материалы открытой регион. конф. Всерос. науч.-практ. форума / под ред. М.В. Шакуровой. Воронеж: Изд.-полиграф. центр «Научная книга», 2019. С. 463-466. https://elib-rary.ru/zbdlvs
12. Стерхов А.А. Организация эксперимента по внедрению модели административно-методического сопровождения непрерывного профессионального роста педагогов общеобразовательной школы // Мир педагогики и психологии. 2023. № 4 (81). С. 55-65. https://elibrary.ru/bqbeme
13. Шерайзина Р.М., Юшкевич Е.В. Комплекс организационно-педагогических условий педагогического сопровождения саморазвития учащихся основной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 275-278. https://elibrary.ru/xjesjt
14. Одаева Э.С. О некоторых проблемах подготовки будущих учителей к педагогическому сопровождению учащихся // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2. С. 293-295. https://elibrary.ru/vgeqqx
15. Сухорукова В.С. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в период адаптации к образовательной организации среднего профессионального образования // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 11-6 (79). С. 298-301. https://elibrary.ru/dwbizf
16. Акулова Е.Г. Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями: к постановке проблемы // Научно-педагогическое обозрение. 2023. № 3 (49). С. 7-16. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-7-16, https://elibrary.ru/ouense
17. Рожков М.И., Иванова И.В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 37-47. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-1-118-37-47, https://elibrary.ru/yzkviq
References
1. Zhulyabina Yu.A. (2023). Pedagogical support as a condition for adaptation of younger adolescents. Peda-gogicheskoe obrazovanie = Pedagogical Education, vol. 4, no. 5, pp. 49-52. (In Russ.) https://eli-rary.ru/pcbjbo
2. Kurmakaeva O.N. (2023). Pedagogical support of information security of teenagers in the conditions of digital civilization. Pedagogicheskoe obrazovanie = Pedagogical Education, vol. 4, no. 5, pp. 32-36. (In Russ.) https://elibrary.ru/htogql
3. Zaripova E.I. (2022). Pedagogical support of educational activities of schoolchildren as a strategy for the personification of education. Pis'ma v Emissiya. Offlain = The Emissia Offline Letters, no. 9, art. 3136. (In Russ.) https://elibrary.ru/ayvijv
4. Chebrovskaya S.V., Chebrovskii A.A. (2022). Pedagogical support as a condition for timely professional self-determination of students. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education. Surgery, no. 4, art. 44. (In Russ.) https://doi.org/10.17513/spno.31923, https://elib-rary.ru/okqkxy
5. Lysenko V.G. (2022). Pedagogical support of students' vocational self-determination under conditions of an advanced vocational training center. Profil'naya shkola = Profession-Oriented School, vol. 10, no. 2, pp. 16-23. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/1998-0744-2022-10-2-16-23, https://elibrary.ru/hmjutn
6. Bardier G.L., Romazan I., Cherednikova T.V. (1993). Ya khochu! Psikhologicheskoe soprovozhdenie estest-vennogo razvitiya malen'kikh detei [I want to! Psychological Support for the Natural Development of Young Children]. Chisinau, Virt Publ., St. Petersburg, Dorval Publ., 92 p. (In Russ.)
7. Saranchin N.N., Mozheiko A.V., Ivanova E.S. (2021). Role of the center for psychological, pedagogical, medical and social assistance in the psychological and pedagogical support of children. OBZh: Osnovy be-zopasnosti zhizni = FLS. Fundamentals of Life Safety, no. 2, pp. 42-46. (In Russ.) https://elibrary.ru/jpylac
8. Gushchina T.N., Selivanova O.G. (2022).The pedagogical accompaniment of the development of the senior pupil 's subjectivity. Sotsial'no-politicheskie issledovaniya = Social and Political Researches, no. 1 (14), pp. 123-140. (In Russ.) https://doi.org/10.20323/2658-428X-2022-1-14-123-140, https://elibrary.ru/uacbiu
9. Ivanova I.V. (2023). Spetsifika organizatsii pedagogicheskogo soprovozhdeniya samorazvitiya odarennykh podrostkov v usloviyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya [Specificity of organization of pedagogical support of self-development of gifted adolescents in conditions of additional education]. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost's odarennymi det'mi i ta-lantlivoi molodezh'yu: opyt, problemy, perspektivy» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Social and Pedagogical Activity with Gifted Children and Talented Youth: Experience, Problems, Prospects"]. Kostroma: Kostroma State University Publ., pp. 105-110. (In Russ.) https://elib-rary.ru/ohzotx
10. Mazeina Yu.V. (2014). Educational support: concept, nature, characteristics. Vestnik Shadrinskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo instituta [Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical Institute], no. 3 (23), pp. 25-27. (In Russ.) https://elibrary.ru/zqqmkp
11. Khvastushkina M.M., Shakurova M.V. (2019). Soprovozhdenie sotsializatsii kak predmet nauchnogo os-mysleniya: sotsial'naya rabota i sotsial'naya pedagogika [Socialization support as a subject of scientific comprehension: social work and social pedagogy]. In: Shakurova M.V. (ed.). Materialy otkrytoi region-al'noi konferentsii Vserossiiskogo nauchno-prakticheskogo foruma «Vospitanie v kontekste sotsializatsii: sovremennye vyzovy i praktiki» [Proceedings of the Open Regional Conference of the All-Russian Scientific and Practical Forum "Bringing up in the Context of Socialization: Modern Challenges and Practices"]. Voronezh, Nauchnaya Kniga Publ., pp. 463-466. (In Russ.) https://elibrary.ru/zbdlvs
12. Sterkhov A.A. (2023). Organization of an experiment on the introduction of a model of administrative and methodological support for continuous professional growth of secondary school teachers. Mir pedagogiki i psikhologii [The World of Pedagogy and Psychology], no. 4 (81), pp. 55-65. (In Russ.) https://elib-rary.ru/bqbeme
13. Sheraizina R.M., Yushkevich E.V. (2020). Complex of organizational-pedagogical conditions of pedagogical support of self-development of students of basic school. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, no. 67-2, pp. 275-278. (In Russ.) https://elib-rary.ru/xjesjt
14. Odaeva E.S. (2023). About some problems of preparing future teachers for pedagogical support of students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, no. 79-2, pp. 293-295. (In Russ.) https://elibrary.ru/vgeqqx
15. Sukhorukova V.S. (2021). Socio-pedagogical support of students during the period of adaptation to the educational organization of secondary vocational education. Aktual 'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire = Actual Scientific Research in the Modern World, no. 11-6 (79), pp. 298-301. (In Russ.) https://elib-rary.ru/dwbizf
16. Akulova E.G. (2023). The essence and specifics of pedagogical support for preschool children with special educational needs. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie = Pedagogical Review, no. 3 (49), pp. 7-16. (In Russ.) https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-7-16, https://elibrary.ru/ouense
17. Rozhkov M.I., Ivanova I.V. (2021). Pedagogical support of adolescents' self-development in additional education. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 1 (118), pp. 37-47. (In Russ.) https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-1-118-37-47, https://elibrary.ru/yzkviq
Информация об авторах
Абдалина Лариса Васильевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация.
https://orcid.org/0000-0002-0414-2263 [email protected]
Моу Шужань, научный сотрудник кафедры педагогики и педагогической психологии, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация.
https://orcid.org/0009-0000-6297-6621 [email protected]
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию 18.08.2023 Получена после доработки 13.10.2023 Принята к публикации 25.10.2023
Information about the authors
Larisa V. Abdalina, Dr. habil. (Psychology), Professor, Professor of Pedagogy and Pedagogical Psychology Department, Voronezh State University; Voronezh, Russian Federation.
https://orcid.org/0000-0002-0414-2263 [email protected]
Shuzhan Mou, Research Scholar of Pedagogy and Pedagogical Psychology Department, Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation.
https://orcid.org/0009-0000-6297-6621 [email protected]
Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.
Received 18.08.2023 Revised 13.10.2023 Accepted 25.10.2023