УДК 378.1:159.923.2 DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-95-102
Поступила в редакцию / Received 08.04.2024 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 30.04.2024 Принята к публикации / Accepted 24.05.2024
оригинальная статья
Модель педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов в российском вузе
Моу Шужань Ф
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» 394018, Российская Федерация, г. Воронеж, Университетская пл., 1
shoran. mu@mail. ru
Аннотация. На основе анализа психолого-педагогических исследований рассмотрены особенности педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов в российском вузе, среди которых: обусловленность гуманитарной стратегией образования процесса личност-но-профессионального становления, реализация функций адаптации, комплементарность психологических характеристик иностранных студентов, интегрированность разных направлений педагогического сопровождения и др. В результате исследования разработана теоретическая модель педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов в российском вузе, включающая в себя пять основных блоков. Концептуально-целевой блок содержит в себе цель - достичь высокого уровня самореализации иностранных студентов в российском вузе, методологические подходы - системный, аксиологический, субъектно-деятельностный, рефлексивный и средовой, принципы: инициативности и активности, персонализации, непрерывности и преемственности, системности и последовательности межкультурного взаимодействия. Структурно-содержательный блок включает определение понятия «самореализация иностранных студентов в российском вузе» и компоненты самореализации: ценностный, целевой, ресурсный и конативный. Организационно-деятельностный блок содержит Программу педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов, а также технологии, формы, методы ее реализации. Детерминирующий блок состоит из факторов (потребность иностранных студентов в личностном саморазвитии; ценностно-смысловая установка иностранных студентов на самореализацию; удовлетворенность межличностными отношениями в новой социокультурной среде) и условий (обеспечение социальной интегрированности; поддержание поликультурной образовательной среды вуза; актуализация субъект-субъектных отношений всех участников образовательного процесса), обусловливающих процесс самореализации иностранных студентов. Результативно-диагностический блок состоит из критериев самореализации: аксиологический, результативный, компетентностный, поведенческий и уровней ее развития: малопродуктивный, продуктивный, среднепродуктивный, высокопродуктивный.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение; самореализация; модель; иностранные студенты
Для цитирования: Моу Ш. Модель педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов в российском вузе // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 2. С. 95-102. DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-95-102
© Моу Ш., 2024
original article
Model of pedagogical support for self-realization of foreign students in a Russian university
Shuzhan Mou ©
Voronezh State University 1 Universitetskaya Sq., Voronezh 394018, Russian Federation
Abstract. Based on the analysis of psychological and pedagogical research we consider the features of pedagogical support for the self-realization of foreign students in a Russian university such as: dependence of the humanitarian strategy of education and process of personal and professional development, implementation of adaptation functions, complementarity of psychological characteristics of foreign students, integration of different areas of pedagogical support, etc. As a result of the research, developed theoretical model of pedagogical support for self-realization of foreign students in a Russian university includes five main blocks. Concept and target block contains the goal of achieving a high level of self-realization of foreign students in a Russian university, methodological approaches - systemic, axiological, subjective-activity, reflective and environmental, principles: initiative and activity, personalization, continuity and tradition, consistency and progression of intercultural interaction. Structural and content block includes the definition of the concept of "self-realization of foreign students in a Russian university" and the components of self-realization: value, target, resource and conative. Organizational and activity block contains a Program of pedagogical support for self-realization of foreign students, as well as technologies, forms, methods of its implementation. Determinant block consists of factors (need of foreign students for personal development; value-semantic attitude of foreign students to self-realization; satisfaction with interpersonal relationships in a new socio-cultural environment) and conditions (ensuring social integration; maintaining a multicultural educational environment of the university; actualization of subject-subject relations of all participants in the educational process) that determine the process of self-realization of foreign students. Efficient and diagnostic block consists of criteria for self-realization: axiological, efficient, competence, behavioral and levels of its development: unproductive, productive, productive at a medium level, productive at a high level.
Keywords: pedagogical support; self-realization; model; international students
For citation: Mou S. Model of pedagogical support for self-realization of foreign students in a Russian university. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 2, pp. 95-102. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-95-102
ВВЕДЕНИЕ
Интенсивное развитие поликультурного пространства, вызванное происходящими изменениями в сфере политического и социального взаимодействия, обусловило расширение образовательных границ российских вузов. Современная система образования выдвигает перечень необходимых требований к профессиональной подготовке иностранных студентов. За последние годы набирает темп единая система европейского образования, где происходит приумножение межкультурных контактов с зарубежными вузами.
Большое значение в данном аспекте приобретают задачи, связанные с обеспечением условий для самореализации иностранных
студентов, предоставления им необходимого образовательного пространства для раскрытия личностного потенциала. Актуальными в этой связи становятся вопросы самореализации иностранных студентов в условиях иной культуры, предполагающие создание комплекса мер по педагогическому сопровождению данного процесса.
Благодаря педагогическому сопровождению самореализации иностранных студентов в российском вузе осуществляется взаимный обмен ценностями, нормами, традициями в образовательной деятельности со стороны обеих культур. Педагогическое сопровождение обусловливает возросший интерес у иностранных студентов к получению высшего образо-
вания в России, где открываются возможности для личностной и профессиональной самореализации. И как результат предпринятых целенаправленных мер по педагогическому сопровождению самореализации обучающихся в иной культуре возросло число иностранных студентов в российских вузах. В частности, за получением профессионального образования в Россию приезжает молодежь из Китая. Данный факт связан с высокой ценностью профессионализма в России, где сохраняются традиции получения высшего образования, есть преемственность поколений при передаче накопленных профессиональных знаний. Кроме того, стоит отметить и давнее экономическое и политическое сотрудничество обеих стран, что укрепляет межнациональные связи в сфере образования.
Актуальной проблемой на сегодняшний день является изучение инвариантных форм и методов педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов в российском вузе: являясь междисциплинарной, она в последние годы приобретает особую значимость в психолого-педагогических исследованиях [1-4].
Вопросы педагогического сопровождения иностранных студентов рассматриваются с позиции культурологии, социологии, педагогики, социальной психологии, этнопсихологии, и являются предметом многих зарубежных исследований [5-9]. В педагогической литературе проблема педагогического сопровождения самореализации студентов рассматривается в работах И.А. Гребенниковой, Т.Н. Марты-новой, Е.П. Сизинцевой, Ж.И. Тебердиевой, О.В. Якимовой и др.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы [10-14] конкретизировано понятие «педагогическое сопровождение иностранных студентов в российском вузе», понимаемое как взаимодействие субъектов в образовательном процессе, которое проявляется на функционально-ролевом и мотивационно-смысловом уровнях в виде воплощения ими ценностей, идеалов, норм, личностных качеств в образовательной деятельности вуза при достижении удовлетворенности и продуктивности в данном процессе [15].
К основным особенностям педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов в российском вузе отно-
сятся следующие: обусловленность гуманитарной стратегией образования процесса личностно-профессионального становления иностранных студентов; целостность в реализации функций адаптации, индивидуализации и самопреобразования в образовательной среде российского вуза; комплементар-ность в рассмотрении этнокультурных и индивидуально-психологических характеристик иностранных студентов; интегрирован-ность ценностно-смыслового, информативно-проектировочного, коррекционно-профи-лактического и консультативно-развивающего направлений деятельности и взаимодействия в педагогическом сопровождении иностранных студентов; поэтапность и логика прохождения иностранными студентами мотивационно-ориентировочного, информационно-обогащающего, практико-преобра-зующего, рефлексивно-оценочного этапов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В силу субъективности процесса педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов целесообразным методом его изучения считаем моделирование. Суть данного метода заключается в создании модели, то есть упрощенной схемы-заменителя изучаемого объекта, где выделены наиболее значимые существенные признаки и отношения [16; 17]. Благодаря правильно построенной модели возможно целостно изучить структуру изучаемого объекта, связи и отношения с другими объектами, особенности его функционирования, детерминированность развития.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Разработанная модель педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов в российском вузе состоит из пяти блоков: концептуально-целевого, структурно-содержательного, организационно-деятель-ностного, детерминирующего и результативно-диагностического.
Концептуально-целевой блок модели включает цель - успешная самореализация иностранных студентов в российском вузе; методологические подходы - системный подход (А.Н. Аверьянов, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов и др.), который позволяет целостно рассматривать все элементы процесса педагогического сопровож-
дения самореализации иностранных студентов; аксиологический подход (Н.А. Асташо-ва, Н.Б. Крылова, В.А. Сластенин, Г.И. Чи-жакова и др.), определяющий систему целостного отношения иностранных студентов и процесс самореализации в российском вузе; субъектно-деятельностный (А.В. Брушлин-ский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), обеспечивающий технологии педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов в рамках образовательной деятельности вуза; рефлексивный подход (И.В. Иванова, А.В. Карпов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.), обусловливающий осознание студентами основного смысла процесса самореализации, способов и путей преодоления трудностей, а также анализ полученных результатов; средовой подход (Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, С.Ф. Сергеев, В.А. Ясвин и др.), предполагающий создание образовательной среды вуза таким образом, чтобы процесс педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов был более успешным и продуктивным.
К основным принципам реализации исследуемого процесса отнесены:
- инициативность и активность, раскрывающиеся через главенствующую роль самого иностранного студента в достижении направлений самореализации в российском вузе;
- персонализация, позволяющая использовать личностные ресурсы и возможности иностранных студентов при планировании педагогического сопровождения его самореализации;
- непрерывность и преемственность, обеспечивающие неразрывную связь между этапами педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов при сохранении полученных результатов на предыдущих этапах;
- системность и последовательность, благодаря которым достигается порядок в реализации системы педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов, основанной на логической хронологии сменяющих друг друга методов;
- межкультурное взаимодействие, основанное на принятии ценностей и норм иной культуры в качестве ориентира при по-
строении системы педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов.
Следующим блоком разработанной модели является структурно-содержательный,
который включает в себя определение сущности самореализации иностранных студентов в российском вузе и характеристику его основных компонентов. Самореализация иностранных студентов в российском вузе есть лично-стно-заданная деятельность, направленная на актуализацию и развитие личностного потенциала в учебно-профессиональной деятельности и взаимодействии с участниками образовательного процесса, способствующую удовлетворенности саморазвитием и продуктивности становления субъектом жизненного пути [15].
Структура самореализации иностранных студентов включает четыре основных компонента. Ценностный компонент содержит в себе устойчивую систему ценностных ориен-таций и убеждений относительно способов и приемов воплощения своих личных возможностей и способностей. Целевой компонент формирует представление о субъективной цели процесса самореализации в вузе, отвечающей основным критериям высшего образования на основе требований ФГОС к организации образовательной деятельности в вузе. Цель также обусловлена субъективной значимостью для каждого иностранного студента с учетом их особенностей адаптации к условиям иной культуры. Ресурсный компонент модели отражает личностный потенциал иностранных студентов в рамках поликультурного взаимодействия субъектов образовательного процесса, необходимый для достижения самореализации. Конативный компонент включает в себя выраженное чувственное восприятие иностранным студентом субъектов образовательного процесса при межличностном общении в поликультурной среде, что позволяет ему эффективно выстраивать систему взаимодействия, ориентироваться в особенностях межкультурной интеракции.
Организационно-деятельностный блок модели обеспечивает технологию реализации педагогического сопровождения самореализации посредством разработанной программы «Самореализация иностранных студентов в российском вузе». Актуальность выбран-
ной программы обусловлена тем, что глобальные изменения, происходящие в российском образовании за последние годы, обострили проблему подготовки высококвалифицированных кадров, стремящихся к проявлению своей индивидуальности и активному воплощению личностного потенциала в рамках поликультурной среды вуза.
Цель программы - развитие у иностранных студентов потребности в самореализации в рамках поликультурной образовательной среды вуза.
Задачи:
1) сформировать у иностранных студентов потребность в самореализации, активировать личностные ресурсы в межкультурном взаимодействии субъектов образовательного процесса;
2) создать условия для осознания ценности саморазвития и принятия ценности российского образования;
3) развить личностную и социальную компетентность, позволяющую получить продуктивные результаты образовательной деятельности в рамках межнациональных отношений;
4) сформировать этнокультурную идентичность как составляющую этнического самосознания.
Программа реализуется посредством следующих технологий: смыслообразования и сотрудничества; форм (лекция, семинар, дискуссия, игра, «круглый стол», практическая работа, тренинг, самостоятельная работа); методов (проектный, проблемного обучения, деловые игры, кейсы, тестирование; методы смыслоформирования - философствование, понимание, самонаблюдение; диалог, рефлексия, презентация, эссе, самоанализ, консультирование).
В результате реализации данной программы должен быть достигнут средний или высокопродуктивный уровень самореализации иностранных студентов в российском вузе.
Детерминирующий блок модели включает в себя факторы и условия педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов в российском вузе. К основным факторам, обусловливающим процесс самореализации иностранных студентов, относятся: потребность иностранных студентов в личностном саморазвитии; цен-
ностно-смысловая установка иностранных студентов на самореализацию; удовлетворенность межличностными отношениями в новой социокультурной среде.
Педагогическое сопровождение самореализации иностранных студентов в российском вузе возможно при соблюдении ряда условий: обеспечение социальной интег-рированности; поддержание поликультурной образовательной среды вуза; актуализация субъект-субъектных отношений всех участников образовательного процесса.
Последний блок модели - результативно-диагностический. Для определения динамики формирования структурных компонентов самореализации иностранных студентов были разработаны следующие критерии: аксиологический - стремление к самореализации, ценности саморазвития; результативный - целеустремленность и продуктивность, удовлетворенность своей жизнью; компетентностный - способность принимать решения, в личностной и социальной компетентности; поведенческий - субъектность и рефлексивность.
Выделенные нами критерии позволяет оценить основные уровни самореализации иностранных студентов.
Первый уровень - малопродуктивный: у иностранных студентов отсутствует потребность в самореализации, ценность саморазвития находится на низком уровне; отмечается низкая продуктивность образовательной деятельности; отсутствует целеустремленность, проявляется неудовлетворенность своей жизнью; у иностранных студентов возникают трудности при принятии решений, проявлении личностной и социальной компетентности; выявляется слабый уровень рефлексивности.
Второй уровень - продуктивный: характеризуется возрастающей потребностью в самореализации, признается значимость ценности саморазвития, однако отсутствует осмысленность и целеустремленность; иностранные студенты не всегда испытывают удовлетворенность от своей жизни; ими предпринимаются попытки проявлять личностную и социальную компетентность, но не всегда успешно; рефлексивные умения находятся на стадии своего становления.
Третий уровень - среднепродуктивный: предполагает готовность иностранных студентов к самореализации, увеличивается значимость ценности саморазвития; присутствует осознанная целеустремленность и стремление добиться продуктивных результатов в образовательной деятельности; иностранные студенты обладают умениями принятия решений, проявляя при этом личную и социальную компетентность; высокоразвиты умения рефлексивности и анализа продуктов образовательной деятельности в вузе.
Четвертый уровень - высокопродуктивный: отличается высоким уровнем потребности в самореализации, придается большая субъективная значимость ценностям саморазвития; наблюдаются высокая продуктивность и целеустремленность, личностная и социальная компетентность развиты на высоком уровне, что обусловливает правиль-
ность принимаемых решений; выявляются высокие показатели субъективности и рефлексивности иностранных студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, модель педагогического сопровождения самореализации иностранных студентов в российском вузе представляет собой многокомпонентную интегративную систему, обеспечивающую эффективность изучаемого феномена и включающую в себя пять блоков: концептуально-целевой (цель, методологические подходы, принципы); структурно-содержательный (определение и структурные компоненты самореализации); организацион-но-деятельностный (программа, технологии, формы, методы); детерминирующий (факторы и условия); результативно-диагностический (критерии, показатели, уровни).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гребенникова И.А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере китайских студентов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2010. 21 с. EDN: ZOAZWX
2. Мартынова Т.Н., Пфетцер А.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 1 (45). С. 145-151. DOI 10.54509/22203036 2022 1 145; EDN: QDIZYC
3. Переславцева Л.И. Межкультурное взаимодействие в образовательной среде вуза как фактор профессионально-личностного развития студентов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 399-407. EDN: CHLUYN
4. Рыбакова М.В., Иванова Н.А. Адаптация китайских студентов в российских вузах: некоторые проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 3. С. 410-416. DOI 10.34823/SGZ.2022.3.51823; EDN: YFWZPT
5. Adler P. The transitional experience: an alternative view of culture shock // Journal of Humanistic Psychology. 1975. № 15. Р. 13-23.
6. Bochner S. Culture shock due to contact with unfamiliar cultures // Online Readings in Psychology and Culture. 2003. Vol. 8. № 1. DOI 10.9707/2307-0919.1073
7. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. Oxford, 1982. 123 p.
8. Brislin R. W., Bhawuk D.P. Cross-cultural training: Research and innovation // Social Psychology and Context. Thousand Oaks (Cal.), 1999. Р. 205-216.
9. Furnham А. Culture shock: a review of the literature for practitioners // Psychology. 2019. Vol. 10. № 13. Р. 1832-1855.
10. Сизинцева Е.П. Педагогическое сопровождение индивидуального прогресса обучающихся в проектной деятельности: автореф. ... канд. пед. наук. Тверь, 2016. 22 с. EDN: ZQAPKN
11. Тебердиева Ж.И. Сущностные характеристики педагогического сопровождения повышения субъектно-профессионального потенциала обучающихся в условиях высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 189-191. EDN: OCUCKC
12. Чжао ДКитайский студент в российском вузе: тенденции выбора, проблемы адаптации, формирование отношений // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 5. С. 162-166. DOI 10.18522/2227-8656.2020.5.13; EDN: RUEYSP
13. Бескровная О.В. Модульная технология в процессе обучения иностранных студентов: опыт применения // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов: Издат. дом «Державинский, 2019. С. 148-154. EDN: KXGZXE
14. Якимов О.В. Педагогическое сопровождение профессиональной самореализации студентов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. №2 (36). С. 101-104. EDN: WBOJPN
15. Абдалина Л.В., Моу Ш. Самореализация иностранных студентов в образовательной среде вуза: актуальные вопросы исследования // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 8. С. 103-107. DOI 10.17513/snt.39738; EDN: AMAAKI
16. Кузьмин Р.И., Макарова Л.Н. Специфика корреляционно-регрессионного моделирования в рамках психолого-педагогических исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. № 3. С. 1059-1067.
17. Лодатко Е.А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 126-128. EDN: SEDONR
REFERENCES
1. Grebennikova I.A. Pedagogical Support for Adaptation of Foreign Students in a Russian University (on Example of Chinese Students). Cand. ped. sci. diss. thesis. Komsomolsk-on-Amur, 2010, 21 p. (In Russian).
2. Martynova T.N., Pfettser A.A. Psychological and pedagogical support of professional and personal development of students in the conditions of the digital educational environment of the university. Professional Education in Russia and Abroad, 2022, no. 1 (45), pp. 145-151. (In Russian). DOI 10.54509/22203036 2022 1 145
3. Pereslavtseva L.I. Intercultural interaction in the educational environment of higher education as a factor of professional and personal development of students. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, no. 4 (60), pp. 399-407. (In Russian).
4. Rybakova M.V., Ivanova N.A. Adaptation of Chinese students at Russian universities: problems. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2022, no. 3, pp. 410-416. (In Russian). DOI 10.34823/SGZ.2022.3.51823
5. Adler P. The transitional experience: an alternative view of culture shock. Journal of Humanistic Psychology, 1975, no. 15, pp. 13-23.
6. Bochner S. Culture shock due to contact with unfamiliar cultures. Online Readings in Psychology and Culture, 2003, vol. 8, no. 1. DOI 10.9707/2307-0919.1073
7. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations. In: Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. Oxford, 1982, 123 p.
8. Brislin R.W., Bhawuk D.P. Cross-cultural training: Research and innovation. In: Social Psychology and Context. Thousand Oaks (Cal.), 1999, pp. 205-216.
9. Furnham А. Culture shock: a review of the literature for practitioners. Psychology, 2019, vol. 10, no. 13, pp. 1832-1855.
10. Sizintseva E.P. Pedagogical Support of Individual Progress of Students in Project Activities. Cand. ped. sci. diss. thesis. Tver, 2016, 22 p. (In Russian).
11. Teberdieva Zh.I. The essential characteristics of pedagogical support the improvement of subject and professional potential of students in the conditions of higher school. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 63-3, pp. 189-191. (In Russian).
12. Zhao D. Chinese student at a russian university: selection trends, adaptation problems, relationship formation. Humanities of the South of Russia, 2020, vol. 9, no. 5, pp. 162-166. (In Russian). DOI 10.18522/2227-8656.2020.5.13
13. Beskrovnaya O.V. Modular technology in the process of teaching foreign students: application experience. In: Personal and Professional Development of a Future Specialist. Tambov, Dezhavinsky Publ. House, 2019, pp. 148-154. (In Russian).
14. Yakimov O.V. Pedagogical support of students in their professional self-fulfillment. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev (Bulletin KSPU), 2016, no. 2 (36), pp. 101-104. (In Russian).
15. Abdalina L.V., Mou Sh. Self-realization of foreign students in the educational environment of universities: current research issues. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2023, no. 8, pp. 103-107. (In Russian). DOI 10.17513/snt.39738
16. Kuzmin R.I., Makarova L.N. Specificity of correlation and regression modeling within psycho-logical and pedagogical researches. Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2012, vol. 17, no. 3, pp. 1059-1067. (In Russian).
17. Lodatko E.A. Typology of pedagogical models. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2014, no. 1 (16), pp. 126-128. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / П
Моу Шужань - аспирант, кафедра педагогики и педагогической психологии. Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0009-0000-6297-6621 Вклад в статью: общая концепция статьи, разработка модели, написание и корректировка текста.
LMATION about the author
Shuzhan Mou - Post-Graduate Student, Pedagogy and Pedagogical Psychology Department. Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0009-0000-6297-6621 Contribution: main article concept, model development, text writing and editing.