Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН «OTYKEN»: К ИЗУЧЕНИЮ МИРОВОЙ ЭТНО-ПОП-МУЗЫКИ'

ФЕНОМЕН «OTYKEN»: К ИЗУЧЕНИЮ МИРОВОЙ ЭТНО-ПОП-МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
World Music / этника / этно-поп / Otyken / World Music / ethnic / ethno-pop / “Otyken”

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антипова Юлия Владимировна

Проблемы сохранения и трансляции опыта традиционных музыкальных культур являются краеугольными: в современных цивилизационных условиях они зачастую исчезают, трансформируясь в новые формы массового (популярного) искусства. Творчество красноярской группы «Otyken», участники которой (чулымцы, кеты, селькупы, хакасы, долганы) заявляют о принадлежности к культурным традициям коренных малочисленных этносов Сибири, рассматривается как образец глобального рынка мировой этно-поп-музыки и сегмент World Music. Актуальность исследования связана с выяснением стратегий представления этнического в поп-музыке: нивелирование (преодоление) локальных свойств фольклорной музыки, что обусловлено в случае с «Otyken» практически утратой многих традиций (в частности, чулымских); симбиоз маркеров этничности различных музыкальных культур мира; применение технологий и маркетинговых стратегий шоу-бизнеса; создание «продукта», объединяющего ресурсы музыки, танца, магии слова, стилизованных национальных костюмов. Доказывается, что отчетливое понимание проблем сохранения культуры вымирающих северных этносов с их в высшей степени актуальными для современного общества экологическими принципами существования может сопровождаться уникальной тактикой моделирования фольклорных элементов, воссоздания новой квазиэтнической «матрицы», треки которой далеки от реальных фольклорных образцов, но удовлетворяют запросам миллионов слушателей «Otyken» по всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF “OTYKEN”: TOWARDS THE STUDY OF WORLD ETHNO-POP MUSIC

The problems of preserving and transmitting the experience of traditional musical cultures are fundamental: in modern civilizational conditions they often disappear, transforming into new forms of mass (popular) art. As an example of the global market of world ethno-pop music and as a segment of World Music, the article examines the work of the Krasnoyarsk group “Otyken”, whose members (Chulyms, Kets, Selkups, Khakass, Dolgans) claim to belong to the cultural traditions of indigenous small ethnic groups of Siberia. The relevance of the study is related to the clarification of strategies for representing ethnicity in pop music: leveling (overcoming) the local properties of folk music, which in the case of “Otyken” is due to the practical loss of many traditions (in particular, Chulym); symbiosis of markers of ethnicity of various musical cultures of the world; application of show business technologies and marketing strategies; creation of a “product” that combines the resources of music, dance, word magic, and stylized national costumes. It is proved that understanding the problems of preserving the culture of endangered northern ethnic groups – with their highly relevant ecological principles of existence for modern society – can be accompanied by a unique tactic of modeling folklore elements, recreating a new quasiethnic “matrix”, the tracks of which are far from real folklore samples, but satisfy the needs of millions of “Otyken” listeners around the world.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН «OTYKEN»: К ИЗУЧЕНИЮ МИРОВОЙ ЭТНО-ПОП-МУЗЫКИ»

МАССОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. C. 175-188 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 2, pp. 175-188 ISSN 2308-1031

© Антипова, Ю.В., 2024 УДК 78.06

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-175-188

ФЕНОМЕН «OTYKEN»: К ИЗУЧЕНИЮ МИРОВОЙ ЭТНО-ПОП-МУЗЫКИ

Ю.В. Антипова1

1 Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. Проблемы сохранения и трансляции опыта традиционных музыкальных культур являются краеугольными: в современных цивилизационных условиях они зачастую исчезают, трансформируясь в новые формы массового (популярного) искусства. Творчество красноярской группы «Otyken», участники которой (чулымцы, кеты, селькупы, хакасы, долганы) заявляют о принадлежности к культурным традициям коренных малочисленных этносов Сибири, рассматривается как образец глобального рынка мировой этно-поп-музыки и сегмент World Music. Актуальность исследования связана с выяснением стратегий представления этнического в поп-музыке: нивелирование (преодоление) локальных свойств фольклорной музыки, что обусловлено в случае с «Otyken» практически утратой многих традиций (в частности, чулымских); симбиоз маркеров этничности различных музыкальных культур мира; применение технологий и маркетинговых стратегий шоу-бизнеса; создание «продукта», объединяющего ресурсы музыки, танца, магии слова, стилизованных национальных костюмов. Доказывается, что отчетливое понимание проблем сохранения культуры вымирающих северных этносов с их в высшей степени актуальными для современного общества экологическими принципами существования может сопровождаться уникальной тактикой моделирования фольклорных элементов, воссоздания новой квазиэтнической «матрицы», треки которой далеки от реальных фольклорных образцов, но удовлетворяют запросам миллионов слушателей «Otyken» по всему миру. Ключевые слова: World Music, этника, этно-поп, Otyken Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Антипова Ю.В. Феномен «Otyken»: к изучению мировой этно-поп-музыки // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 2. С. 175-188. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-175-188.

THE PHENOMENON OF "OTYKEN": TOWARDS THE STUDY OF WORLD ETHNO-POP MUSIC

Yu.V. Antipova1

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. The problems of preserving and transmitting the experience of traditional musical cultures are fundamental: in modern civilizational conditions they often disappear, transforming into new forms of mass (popular) art. As an example of the global market of world ethno-pop music and as a segment of World Music, the article examines the work of the Krasnoyarsk group "Otyken", whose members (Chulyms, Kets, Selkups, Khakass, Dolgans) claim to belong to the cultural traditions of indigenous small ethnic groups of Siberia. The relevance of the study is related to the clarification of strategies for representing ethnicity in pop music: leveling (overcoming) the local properties of folk music, which in the case of "Otyken" is due to the practical loss of many traditions (in particular, Chulym); symbiosis of markers of ethnicity of various musical cultures of the world; application of

show business technologies and marketing strategies; creation of a "product" that combines the resources of music, dance, word magic, and stylized national costumes. It is proved that understanding the problems of preserving the culture of endangered northern ethnic groups - with their highly relevant ecological principles of existence for modern society - can be accompanied by a unique tactic of modeling folklore elements, recreating a new quasi-ethnic "matrix", the tracks of which are far from real folklore samples, but satisfy the needs of millions of "Otyken" listeners around the world.

Keywords: World Music, ethnic, ethno-pop, "Otyken"

Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Antipova, Yu.V. (2024), "The phenomenon of «Otyken»: towards the study of world ethno-pop music", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 2, pp. 175-188. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-2-175-188.

Присутствие элементов традиционной народной музыки в различных стилях и жанрах массовой культуры в наши дни повсеместно. Для обозначения этих явлений выработан обширный спектр понятий: этно, этника, фолк1, этнобит, World Beat, Neo Folk и множество других терминов, фиксирующих определенную стилистическую направленность, принцип работы с фолк-компонентами (Ethno fusion, этно-джаз, этно-поп, этно-электроника / этнотроника / фолктроника, фолк-рок, поп-фолк, этно-хаус (или фолк-хаус), тех-но-фолк, inde-folk, этно-транс) (Живица А., 2022; Шапошников М., 2017). Все многообразие этнического в коммерческом сегменте музыкальной индустрии западного типа принято обозначать как World Music, что позволяет обобщить многие случаи вовлечения народной музыки в глобальное культурное пространство. Феномен World Music достаточно хорошо исследован и характеризуется следующими важными для дальнейших рассуждений моментами:

- оппозиция глобального (гомогенного, интернационального, унифицирующего) и гетерогенного (локального, фрагментарного, уникального) нивелируется, обнаруживая точки взаимодействия и проявления глокализационного порядка2;

- в рамках World Music преодолеваются (подобно преодолению, но не претворению фольклора композиторами так называемой Новой фольклорной волны) различные приемы народно-песенной и инструментальной экмелики (микроинтервалика, разнообразие 176

и нестабильность ритмики). Они уступают позиции в пользу метрической четкости (битовой пульсации популярной музыки); унифицированных аранжировок, привлечения эстрадных исполнительских манер; настройки по цифровым камертонам и тю-нерам3; усиленного звучания - за счет микрофонов и дополнительных перкуссионных инструментов;

- репертуарная политика и саунд-ди-зайн музыки контролируются со стороны представителей концертного менеджмента (продюсеры, директора, маркетологи, агенты), что обусловливается необходимостью соответствия стандартам музыкального рынка. Таким образом, в большинстве случаев аутентичный фольклор и World Music представляют собой абсолютно разведенные явления, а одни и те же жанровые формы имеют двойное обращение - как аутентичный фольклор и рыночный продукт: «Феномен World Music питается традиционной и этнической музыкой, но ею не является» (Шапошников М., 2017);

- отмеченная выше де-аутентичность World Music может сочетаться с процессами самоопределения этноса, а эстрадные форматы этнической музыки сливаться и даже становиться собственно самим фольклором: фольклор «модернизируется», а сама эстрада «фольклоризируется» (Муратов М., 2005)4;

- взаимодействие приемов из различных традиционных культур мира (звукорядов, тембров, исполнительских манер) украшает и расцвечивает (дизайнерский

аспект), вдохновляет и гармонизирует (психологический аспект), рождает новые выразительные возможности (художественный аспект). Во всех случаях, привнося новые «краски», этника в определенной мере становится преградой на пути экспансии усредненной поп-музыки и механистичным электронным звучаниям; превращается в прибыльный сегмент музыкального рынка; позволяет удовлетворять культурные запросы диаспорам мигрантов, стремящимся к сохранению свою идентичности;

- характер взаимоотношений традиционной (фольклорной) и массовой (эстрадной) музыки может рассматриваться, исходя из различных признаков: а) приближение / удаление от оригинала (здесь наиболее близкими к истокам будут аутентичные исполнители, далекими -стили поп-музыки, которые приспособили оригинальные приемы фольклорных традиций к усредненному саунду западного образца); б) географическое происхождение предполагает обозначение того региона, музыкальные традиции которого разрабатываются в определенном стилевом сегменте этники (так возникают кельтика, латина, балканщина, афро-карибская музыка и другие географические наименования стилей); в) стилистический признак предполагает принадлежность к поп-, рок-музыке, техно, джазу, фьюжн-стилю (феномены этно-поп, эт-но-рок) (Антипова Ю., 2017).

Следует отметить, что проблема, связанная с привлечением традиционной музыки в сферу массового искусства -ввиду и большого числа экспериментов и, напротив, самых стереотипных решений, крайне актуальна. Нередко подобное «покушение» на фольклор, профанация народного искусства и спекулирование на его достойных традициях оценивается негативно, с чем во многих случаях можно соглашаться5. Необходимо, однако, указать на следующие немаловажные об-

стоятельства: внимание к музыке народов мира зачастую привлекается именно благодаря их поглощению и использованию в поп- и рок-музыке, на эстраде; всемирная известность многих великих традиций обусловлена процессами коммерциализации и «индустриализации» фольклора в сфере шоу-бизнеса; многие традиции народной музыки существуют в наши дни в их эстрадизированной форме как явления глокализационного характера в рамках феномена World Music.

Так, у Е.А. Каминской читаем: «Русская песня, сохраняя внутреннюю этнокультурную принадлежность, действительно преобразовалась в современный жанр эстрадной музыки (т.е. музыки, исполняемой на сценической площадке), имеющий конкретные функции, специфические средства исполнения, узнаваемое содержание и образы, сценические формы воплощения» (2022, с. 101). В отношении тувинской народной музыки, вышедшей далеко за пределы Тувы, О.В. Долженкова пишет: «Новое состояние тувинской народной музыки было связано с вхождением ее в состав world music, которая рассматривается, прежде всего, как коммерческий феномен, маркетинговая категория. Однако коммерческий интерес, проявляемый западными компаниями к локальной, этнической музыке, может пониматься не только с точки зрения коммерциализации народной музыки и ее приближения к стандартам западной культуры, но и как отражение определенных потребностей слушателей, их заинтересованности в связанных с этнической культурой артефактах» (2019, с. 57).

В России эстрадная музыка, опирающаяся на традиционные элементы, существовала долгие десятилетия: восприимчивый народ бывшей империи, огромного Союза был нацелен на интегрированность, ассимиляцию, интернационализацию, а потому славянское, цыганское, мол-

давское, татарское, кавказское (и другие формы этнического) сосуществовали в звуковом ландшафте страны. Позднее и другие «вливания» музыкальных традиций народов мира - латиноамериканской, кельтской, балканской, ямайской - также проходили у нас естественно: в далеких культурах многое оказывалось для россиян близко и актуально, будь то музыка релаксирующих растаманов или суровых викингов. Более того, отдельные зарубежные этно-стили были успешно освоены современными отечественными музыкантами, удовлетворяющими запросы публики на регги, кельтику, латину6 (Ан-типова Ю., 2017). В определенный момент отдельные сегменты российской World Music были восприняты более широкой аудиторией зарубежных слушателей: тувинский («Хун-Хурту», «Ят-ха»), русский (Zventa Sventana).

Обратимся к одному из ярких примеров экспансии российских этно-коллек-тивов в пространство мировой музыкальной индустрии - творчеству сибирского коллектива «Otyken»7, стилевую принадлежность которого определяют такими понятиями, как сибирский фолк-поп (Ви-кипедия), S-pop, сибирская фолк-поп музыка (официальный сайт группы), сибирский фьюжн (Aranyi P., 2022).

История создания группы интересна для обсуждения с точки зрения применяемых стратегий арт-менеджмента в сфере шоу-бизнеса и маркетингового подхода к созданию продукта. Продю-серский проект Андрея Медоноса (Чер-нецова), директора Музея меда и этнографии (Красноярск)8 стал откликом на запрос посетителей Музея (иностранных туристов, в частности) познакомиться с традиционной музыкальной культурой северных народов так же, как брендовый коллектив Красноярского края для выступлений на Зимней универсиаде, проходившей в 2019 г. Процитируем продю-178

сера: «Раньше очень много иностранцев приезжало, и они просили, чтобы кто-нибудь поиграл на бубне или на варгане, им интересны были представители коренных народов. Иностранцы, когда в Сибирь едут, не хотят смотреть какой-нибудь балет или эстраду нашу слушать, их интересуют конкретно коренные народы. Для них это экзотика, они прямо плачут <...> Так что группа создалась, что называется, по запросу: есть спрос - есть и предложение. Есть спрос - туристы, бизнесмены, исследователи приезжают и просят: дайте нам, - вот я и привез двух девчонок из деревни. Они спели, я смотрю - очень хорошо зашло! Потом еще. И еще»9.

Иными словами, организации музыкальных выступлений предшествовала, а впоследствии неизменно сопутствовала деятельность А. Медоноса как владельца компании «Ethno-Honey». В 2013 г. им был создан YouTube-канал, на котором размещаются ролики о чулымской культуре, ее обычаях, в частности, пче-ловодстве10. Благодаря продажам и пиару стало возможным приобретение новых музыкальных инструментов, костюмов, технического оборудования, что существенно меняло облик «Otyken»: на смену «живого» звучания напевов и наигрышей пришли электронные обработки, студийные записи композиций полноценной музыкальной группы, костяк которой составляют 8 человек (состав вариативен). Стилизованные костюмы и отработанные танцевальные движения стали отвечать форматам шоу и позволили выступления на крупных сценических площадках России и зарубежья. Продвижению «Otyken» продолжает способствовать активное присутствие группы в Tik Tok (сервис для создания и просмотра коротких видео) и социальных сетях, а распространение композиций в Интернете привлекает внимание многих известных музы-кантов11.

В группу вошли представители малых народов Севера - чулымцев, кетов, селькупов, хакасов, долганов, что необычно и образует оригинальный имидж «Otyken». Относящиеся к экологическому типу культуры, эти этносы специфичны гармоничным сосуществованием с окружающим миром, максимально бережным использованием природных ресурсов, исключающим их истощение (что регулируется большим числом ограничений, табу и обрядов, этикой охоты, рыбной ловли, собирательства, земледелия). Судьба некоторых из этих этносов призрачна. Как пишет У.А. Винокурова, «большинство сибирских народов не имеют достаточных шансов на воспроизводство своей коллективной идентичности как этнической общности собственными силами. Этничность исчезающих народов подвергается всевозможным влияниям и факторам разрушения» (2015, с. 113-114).

Художественные традиции многих северных этносов постепенно забываются. В результате исчезновения коммуникативного запроса - стимула для носителя традиции в устной форме воспроизводить тексты на родном языке угасают жанры устного творчества народов Сибири - кетов, селькупов, чулымцев. В настоящее время отдельные песенные жанры, сказки, мифы, загадки зафиксированы учеными, но воспроизводятся лишь на научных мероприятиях, университетских встречах12. Забывается искусство национальных костюмов (например, костюмы чулымцев стилизуются или представляют собой вариант хакасского)13. Уменьшается численность этносов, некоторые из которых (чулымцы - до 1996 г.) длительное время вообще были не признаны (Кошеле-ва Е., 2006). Этот чулымский «след» нам особенно важно обсудить в связи с «Otyken».

Несмотря на то что коллектив - как указано в релизах - исполняет композиции на нескольких языках народов Си-

бири (селькупский, хакасский, русский14, долганский - буквально несколько слов), большинство из них звучат на чулымском, который в настоящее время сохраняется в бытовом обращении у нескольких его носителей15. Целым поколениям чулымцев запрещалось говорить на нем в школе. Недлительная волна реиденти-фикации случилась в 1990-е гг., но уже в начале XXI в. спала (вплоть до неприятия своих чулымских корней, принятия пренебрежительного отношения к чу-лымцам). Бесписьменный язык признан вымирающим и внесен в Красную книгу исчезающих языков ЮНЕСКО16. В настоящее время упоминание о языке и культуре чулымцев зачастую связано именно с «Otyken» (в частности, в свободной энциклопедии Википедия в завершении описания (подзаголовок «Функционирование языка») находим следующую информацию:

«Является языком коренного малочисленного народа России. Языком владеют лишь лица старше 67 лет, детям он не передается. При бытовом общении используется только в деревне Пасечное. Периодически на чулымском языке исполняются песни, частушки и сценки на сельских праздниках. Также на чулымском языке исполняет песни этно-поп-группа "Otyken"»17 (курсив мой. -Ю.А.).

Мы не обнаруживаем и этномузы-коведческих исследований по чулымскому фольклору: многие годы музыкальные традиции этноса считались утерянными. Экспедиция, осуществленная Н.М. Скворцовой во второй половине 1990-х гг. по нескольким поселениям, где мог быть сохранен фольклор, дали самые скудные результаты - четыре напева, исполненные весьма возрастными представителями чулымцев.

Указанные обстоятельства обусловливают самое настороженное отношение к заявленной продюсером и музыкантами

«Otyken» принадлежности к коренным малочисленным народам Севера.

Тексты песен «Otyken», за редким исключением (укажем на «Легенду», основанную на народной песне), авторские. По признанию продюсера, слова песен на чулымском и хакасском сочиняются им с помощью словарей, что принципиально: с одной стороны, последние носители не обладают достаточным лексическим запасом, необходимым для поэтического ряда композиции, с другой - сочинительством занимается человек, им не владеющий.

Это обстоятельство не мешает авторам стремиться отразить в песнях особенности мироощущения северных народов. Главная тема - человек / этнос и его существование по законам Великой Природы - определяется комплексом мотивов, специфичных для этих экоори-ентированных культур: природа в гармонии ее ипостасей (дарующая, благостная / дикая, опасная), преклонение перед стихиями, священные места, сакральные образы. Гораздо реже авторы обращаются к любовной тематике, доминирующей в поп-музыке («Крыло»). Приведем в качестве примера текст песни «Storm» в переводе с хакасского:

Идешь на восток?

Солнце сожжет, пурга заметет, земля

проглотит, Если идешь на восток, будь осторожен!

Жизнь не бьет, жизнь учит.

Уроки жизни полезны, терпи их! Когда друзья с тобой друзья, друзья всегда помогут.

Возвращаясь домой, помни своих друзей.

Пурга заметет. Друзья с востока спасут от снега, спасут

от жара и огня. Когда друзья с тобой друзья, друзья всегда помогут.

Ты уже дома, но сердцем со своими друзьями18.

Нередко в клипах группы добавлены титры на русском языке.

Завершая обсуждение текстовой составляющей, приведем еще одно соображение. Разумеется, содержание композиций «Otyken» остается непонятым для большинства слушателей по всему миру, что, впрочем, не является необычным для современных исполнителей, работающих в стилях популярной музыки. Повсеместно мы наблюдаем уже сложившиеся манеры пения, где текст произносится невнятно (словно бы сглатывая целые слоги, небрежно) или знакомые лексемы не связываются в понятную смысловую конструкцию. Среди причин подобного «рассеянного» отношения к слову следует назвать и усталость от привычных значений и языковых шаблонов, обилие нецензурной лексики, которую микшируют плохим произношением, нетрезвость (реальную или имитируемую) некоторых исполнителей (Антипова Ю., 2021).

Однако в случае с «Otyken» причины будут иными: тексты о свободе вне циви-лизационных процессов, мощи неизведанного пространства огромной территории Сибири, обращение к природным стихиям, полностью построенные на неизвестных, почти мифических диалектах, не содержащие хоть сколько-нибудь знакомые лексемы на европейских и русском, поддерживают иллюзию живого культурного слоя, раскрывающего грани далеких древних традиций и одновременно новой реальности в ее первозданной красоте.

Относительно музыкальной стилистики «Otyken» как этно-группы могли бы (и должны!) обсуждаться, как минимум, два аспекта: национальные музыкальные элементы в творчестве группы и принципы работы с фольклорным материалом в контексте World Music (стиля этно-поп). Однако уже упомянутое выше положение вещей (малочисленность этноса и утеря традиций) практически не позволяет говорить ни

о приближенности / удаленности от фольклорных источников, ни о характере работы с отдельными средствами музыкальной выразительности (мелодические образования, ладовая специфика, ритмика).

Со всей определенностью можно констатировать лишь то, что, во-первых, на начальном этапе коллектив экспериментировал с различными манерами исполнения - более камерным и аутентичным (об аутентичности мы говорим, разумеется, с большой долей условности) и уже электронными обработками, смешивая стили современной популярной музыки. Так, сравнение двух близких по времени записи вариантов исполнения песни «Lords of honey» («Властелины меда») за 2018 и 2019 гг.19 позволяет заметить, что в версии 2019 г. задействованы женский вокал (главный напев), хомыс, мужское горловое пение, бубен; в версии 2018 г. в саунд-композиции привлечены перкуссия (погремушки, шейкер), варган, сэмплированный тембр скрипки, но главное в условиях студийной записи и мастеринга становится возможной компрессия звука, применяется эффект реверберации, усиливаются низкие частоты (особенно в ударах звука большого барабана), что превращает напев, зафиксированный как демозапись на природе в новую тран-совую композицию.

С трудом узнается более поздняя и подверженная современным преобразованиям «Legend» (2022), являющаяся ремиксом ранее записанной народной песни «Любимая дочка» (2018)20. От аутентичного мотива в ней остается, пожалуй, лишь ритмическая основа, тогда как все другие элементы, в том числе и мелодический остов, изменены до неузнаваемости, что вкупе с зацикливанием отдельных фраз и новой аранжировкой превращает композицию в новый продукт из сферы шоу-бизнеса. В наши дни (2024) песни «Otyken» сделаны преимущественно

в стилях r'n'b (рэп), рок, рэйв, транс, а также их сочетаний. Помимо обычного вокала, в саунде группы активно используется горловое пение, которым владеют сразу несколько участников группы, различные речевые формы произнесения текста, криковая манера, визги.

Во-вторых, наиболее этнически «чистой» в звучании группы, несмотря на множество нововведений, остается тембровая составляющая, колористические возможности народных инструментов, звучание которых, по-видимому, и является импульсом к созданию новых композиций. Подобных «живых» инструментов в коллекции «Otyken» довольно много: из этнических - это уже упомянутые хо-мыс, бубен, погремушка, а также варган, флейта, барабаны (большая бочка, мелкая перкуссия), моринхур, игил, ыых, мара-касы, рожки; из электрических - бас-гитара, синтезатор, тембры которых могут имитировать, усиливать, компоноваться с народными инструментами21. В разное время в коллективе также участвовали исполнители, играющие на скрипке и саксофоне. Электронной обработкой, мастерингом и сведением музыки занимается звукорежиссер Дмитрий Кружковский.

Все другие выразительные средства «фольклорны» с большой натяжкой. Ритмические структуры отличаются предельной простотой и незамысловатостью и воздействуют через многочисленные повторы. Таковы формулы ^ Л | J"J J и некоторые варианты этого рисунка в «Legend», J) J J)| J £ в «My wing», J | J J в «Storm». «Северные» ладовые образования опять же квазиэтничны: мотивы с вариативной терцией, квинтой и октавой (I-#III-t|III; I-V-bV; I-VIII-bVIII) отсылают скорее к риффам стилей heavy-и black-metal, чем к народным мелодиям. В подобном синтезе различных музыкальных традиций создатели треков находят универсальные формулы, отвечающие за

«архаический», «первобытный» комплекс во многих культурах мира22.

Примечательно и другое. Как правило, отдельные песни создаются с расчетом на конкретные аудитории стран Африки, Америки, Азии. Так, композиция «Storm» была нацелена войти на ближневосточный музыкальный рынок (Турция, Иран), потому в ней обыгрываются мотивы с увеличенной секундой гармонического минора, а звучание хомыс и моринхура напоминает восточные тамбуры и дута-ры23. В «Genesis», ориентированной на аудиторию в США, Канаде и Мексике, сделан акцент на трансовой стилистике с обилием синкопированной ритмики. Полиритмические рисунки «Legend»

(остинато, ^h J I ^h J ^h в партии хомыса

и J2 J21 Л J в вокальной партии) были с восторгом восприняты в Африке и Америке. Трек «Pulse» рассчитан на африканские страны.

Таким образом, творческую деятельность коллектива мы склоняемся определить как (перевос)создание фольклорных образцов, а сам коллектив как этнический с большой долей условности. По словам продюсера «Otyken», «я сам русский, но родился и вырос среди этого народа. Так что они мне доверяют, может быть, даже любят. Некоторые наши песни стали народными, но я не распространяюсь об этом. Народные песни, которые написал русский, - это же комично» (Трудолюбов Г., 2023) (курсив мой. - Ю.А.). Источником идей для музыкантов становятся многие традиционные музыкальные культуры, зачастую географически далекие от Сибири («сначала сел за компьютер, где-то полгода изучал музыкальные фишки и приемы, негроидные расы, индейцев, сибирскую культуру и нашел много интересных фактов, которые не используют наши (отечественные. - Ю.А.) артисты» (Трудолюбов Г., 2023). Иными словами, утеря этнических традиций24

может на новом историческом этапе и в новых социально-экономических, культурных условиях сопровождаться или компенсироваться их моделированием, частичной реконструкцией, смещением к традициям близких этносов, которые в массовом сознании различаются слабо и образуют единый блок не только «северных народов», но и всех прекрасных в своем нецивилизационном обитании аборигенов разных континентов.

Завершая анализ творческих проявлений «01укеп», необходимо указать на визуальный компонент. Как и для многих популярных групп, важное место в представлении деятельности «01укеп» занимает клиповая продукция, различный видеоконтент (так называемые рил-сы, сторисы, шоты25), который распространяется почти ежедневно. В своих видеороликах (как и многочисленных интервью) исполнители акцентируют тему их удаленностью от цивилизации и близостью к природным локациям (лесные пасеки, пещеры, озера, деревушки в глухой тайге, в которых отсутствуют электричество и какая-либо инфраструктура). Свои клипы участники снимают на фоне родных северных пейзажей. В роликах они одеты в «народные» костюмы и шкуры; наряды украшены перьями, используется раскраска лица узорами в этнической манере, имитирующие, по-видимому, татуировки, специфичные для отдельных северных народов. Присутствуют и некоторые стилизованные шаманские атрибуты (ожерелья из белых бус, сапоги, погремушки, маски (Томилов Н., 2009)). Танцы демонстрируют характерные движения - взмахи руками (пластика птиц и животных), топтания («утаптывание» земли), отсылающие, одновременно, к народным (прежде всего обрядово-риту-альным и имитационно-подражательным (Нилов В., 2018)) и современным танцам (в стилях хаус, техно, рейв). Эффектно обы-грывается внешняя сторона исполнитель-

ства на этнических инструментах. Необходимо отметить яркие внешние данные всех исполнителей, но особенно девичьей части группы: все исполнительницы обладают привлекательной наружностью и отточенной пластикой поп-звезд26.

Подытоживая, попытаемся сформулировать основные причины столь быстро случившейся популярности «О1укеп» в современной музыкальной индустрии, о чем свидетельствует ротация на сотнях радиостанций, миллионы подписчиков, сотрудничество с музыкальными и кинодеятелями по всему миру, вручение коллективу престижной премии «Грэмми»:

- острое понимание проблемы выживания (при самых оптимистичных прогнозах - возрождения) вымирающих народов - северных этносов, их уникальных культурных традиций, важности применение одной из стратегий сохранения народов Сибири27;

- актуальность принципов эко-эсте-тики, эко-мышления, заложенные в традициях многих северных народов (Труш-ников Д., 2012), что отвечает новейшим устремлениям мирового сообщества и российского общества в том числе, в котором стоят задачи воспитания экологически грамотного человека28;

- нивелирование, уход от уникальных проявлений этнической культуры в сторону универсальных свойств, приближенность ко многим культурам; ориентация на различные этносы Земли, возможно, близким по ДНК, культурным особенностям, внешнему виду29;

- четкое соблюдение стандартов мирового шоу-бизнеса, в индустрии которого значим визуальный компонент, интеракция вокальной, танцевальной и шоу составляющих, активность РИ-мероприя-тий и технологий;

- последовательное создание бренда, при котором действуют стратегии диверсификации (разнообразия и совокупности), репродуктирования в различных

формах, перманентного воспроизводства (студийные записи альбомов, съемка клипов, живые концертные выступления, продажи товаров, «прогрев» аудитории в социальных сетях, бэкстейдж-контент30);

- выбор удачной тактики в рамках стиля этно-поп-музыки, которая подразумевает пребывание в рамках отработанных «схем» (в том числе формат шоу, объединяющий ресурсы движения, музыки, магии слов), но одновременно расширяет круг возможностей, вовлекая новые детали - уникальные тембровые краски, горловое пение, новые лица, и типажи31;

- обращение к языковым средствам, которые в различных пластах музыкального искусства (фольклорном, массовом, академическом) призваны для передачи витальности, экстатики, суггестийно-ми-стического: определяющая роль ритма (сочетание «гиперустойчивости» с нерегулярной акцентностью), остинатность как основной принцип развития, интенсивная «оркестровка» с обилием инструментальных и вокальных красок;

- моделирование, «возобновление» квазиэтнической музыки в опоре на отдельные идиомы фольклорных практик, стили популярной и рок-музыки (простейшие ритмические формулы, риффы, грувы, ладовые элементы (мелодические попевки), основанные на устоях, чистых интервалах с внедрением «варваризмов»).

В современном мире все отчетливее обозначается тенденция, связанная с движением к единому наднациональному культурному пространству, где традиционное искусство теряет привязанность к определенной географической локации, но становится понятным повсеместно как часть одной большой культуры, той самой «глобальной деревни», понятие которой еще в 1962 г. сформулировал М. Маклюэн. Эта тенденция, однако, не отменяет глубокой убежденности в том, что интерес к традиционной музыке, к ее оригинальным краскам не исчезнет: она по-преж-

нему остается источником вдохновения, оригинальных выразительных средств, будучи для большого числа людей средоточием духа прошлого, культурных кодов и архетипов. При этом в условиях общего цивилизационного развития и мирового глобализма традиционные культуры в своем первозданном виде, в чем мы могли убедиться, или умирают, оставляя «музейные» (у аутентичных исполнителей), композиторские (в рамках неофольклорных поисков) или, напротив, обретают креативные или развлекательные варианты, предложенные массовым искусством.

Можно предположить, что в редуцированном, предельно облегченном ва-

рианте этника для большинства из нас сохранится в пространстве массовой музыки, где, наряду с конкретно-национальными, будут присутствовать наднациональные модификации этно-стиля, и начало подобных процессов положено в гибридных композициях поп-, рок-музыки и джаза. И каждый раз обращаясь к новой этно-модели и собирая художественно ценные «осколки» великого традиционного наследия, современное массовое искусство будет все более удаляться от «корней», конструировать новую культурную матрицу и на новом этапе возвращаться к искомой целостности картины мира.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сокращение понятий этническая музыка и фольклорная музыка произошло, по-видимому, по тому же принципу сокращения длиннот, что свойственно массовой культуре. Одним из близких примеров является термин мюзикл, возникший как купирование от musical play.

2 Под глокализацией принято понимать такой характер развития региона (экономического, социального, культурного), при котором на фоне глобализации вместо ожидаемого исчезновения региональных, локальных отличий происходит, напротив, их сохранение и усугубление. Одним из ярких примеров применения глокализационных стратегий предстает корейская Кей-поп-музыка: «парадокс, но корейцам удалось настолько обезличить свое корейское "лицо", традицию, чтобы на этом поле "отречения" от идентичности создать свою новую суть, новую корейскую силу. Став более западным, чем когда-либо, K-pop открыл новые возможности страны на международной арене» (Антипова Ю., 2020, с. 144).

3 При игре с западными музыкантами или нетрадиционными инструментами тувинские музыканты подстраивают свои инструменты на общепринятую западную частоту 440 HZ, тогда как традиционное исполнение тяготеет к 432-435 HZ (Шапошников М., 2017).

4 Подобную тенденцию выявляет, например, в отношении татарской эстрадной музыки М. Муратов: «Современная татарская эстрада по своей сути есть одно из направлений современного татарского фольклора. Она возникла как непосредственный отклик на потребности большой этнической группы в условиях урбанизации 60-х - 80-х

годов, связанных с распространением новой системы коммуникаций» (2005, с. 10).

5 Специализированных научных статей по этому вопросу нам обнаружить не удалось. Однако подобное невнимание к проблеме следует усматривать в пренебрежительном отношении к явлениям, связанным с коммерческим использованием этнических традиций в жанрах массовой музыки, со стороны этномузыкологов и специалистов по проблемам академического искусства.

6 Так, стиль регги в России и ближнем зарубежье с успехом представляли группы «Jah Division», «Республики Jah», «Карибасы». Скандинавскую фолк-музыку исполняет группа «Nytt Land», стиль которой близок легендарному норвежскому коллективу «Wardruna». В ирландском стиле длительное время работают российские группы «Воинство сидов» («Slua Si»), «Жестяной чертополох» («Tin Thistle»).

7 Название OTYKEN произошло из тюркского языка и означает «священное место, где воины складывали оружие и вели переговоры».

8 Официальный сайт Музея: https:// andreymedonos.ru/contacts/ В релизе читаем: «Этнографический Музей меда в г. Красноярске открыт Андреем Медоносом и Хозяйкой Тайги для ознакомления соотечественников и туристов с уникальными народами, проживающими в глубине тайги Красноярского края, Тюхтетского района, Томской области (д. Пасечное, с. Поварёнкино, с. Тегульдетское и пр.) - Тадарлар, Чулымцы (Речные Люди), Кето, Селькупы и пр. По последней переписи Чулымцев всего 180 человек. Живут они вопреки технократическому развитию цивилизации.

Эти люди не знают учения о биосфере Вернадского, но живут по его постулатам...» (стилистика и правописание сохранены. - Ю.А.).

9 «Сидим возле печки и сочиняем»: как музыканты из сибирских деревень покорили американцев и европейцев // Lenta.ru от 27.10.2022. URL: https://lenta.ru/articles/2022/10/27/otykenband/ (дата обращения: 23.02. 2024).

10 Рекламное видео (Бортевой или колодный мед группы OTYKEN, Священное Место!) можно найти по ссылке: https://www.youtube.com/ watch?v=xspO7y_4Ev8

11 На главной странице официального сайта группы размещена следующая информация: «Песни группы высоко оценили: Игги Поп, Крис Браун, Эрика Баду, Armin van Buuren, DJ Snake. Ремиксы и фиты делали: Jaydee (Нидерланды), Ummet Ozcan (Нидерланды), Billx (Франция), Xzibit (США), Duke Dumont (в проекте). Композиции регулярно используются в театре и кинематографе». Официальный сайт: Этническая музыка группы OTYKEN | Таежные продукты коренных народов Сибири (https://otyken.ru/).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Укажем на цикл встреч «Малый фольклор на языках народов Сибири», проводимый в Томском государственном педагогическом университете. Его организатором выступила зав. кафедрой языков народов Сибири Е.А. Крюкова. Пост-релиз мероприятия: https://www.tspu.edu. ru/fia/fia-news/28443-a-vy-otgadaete-ketskuyu-ili-khantyjskuyu-zagadku-malyj-folklor-na-yazykakh-sibiri-v-iiyams.html

13 Исчезающие народы России. Чулымцы // Портал КУЛЬТУРА. РФ. URL: https://www.culture. ru/materials/50956/ischezayushie-narody-rossii-chulymcy (дата обращения: 23.02.2024).

14 К слову, песня «Kykakacha», исполняемая на русском языке, стала одной из вирусных в США.

15 По словам доцента кафедры перевода и пере-водоведения Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), составителя словаря чулымского языка В. Лемской, активных носителей языка осталось около 10, около 50 человек понимает язык, но не говорит на нем.

16 Попытки возродить язык были предприняты в Тегульдете Томской области: 11 онлайн-занятий записаны В. Лемской. Проект «Музей - центр возрождения чулымской культуры» с видеоуроками чулымского языка можно найти по ссылке: http:// teguldet.lib.tomsk.ru/page/1157/

17 Чулымский язык // Википедия. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Чулымский_язык (дата обращения: 25.02.2024).

18 Перевод представлен в клипе на песню «Storm». Ссылка на видео: https://www.youtube. com/watch?v=CqwrwwOzVcQ

19 Ссылки на видео: https://www.youtube.com/ watch?v=z024-eymiz4 (от 21.02.2019 г., 14 тыс. просмотров);

https: / / www.youtube.com/watch? app=desktop&v=0yR5PtHmOTE (от 21.10.2018 г., 1,1 млн просмотров) (дата обращения: 23.02.2024).

20 Ссылки на видео: https://www.youtube.com/ watch?v=Z6GO1_kgfxs (от 26.03.2018 г., 149 тыс. просмотров);

https://www.youtube.com/watch?v=tXLoP9iSU5Y (от 5.08.2022 г., более 10 млн просмотров) (дата обращения: 23.02.2024).

21 Многие инструменты «Otyken» как этнические, так и электрические, при этом являются новодельными, мастеровыми. В них, помимо аутентичных признаков, присутствуют дизайнерские элементы, которые рождают иллюзию первозданности и атмосферу языческих обрядов: бас-гитара имеет форму коряги, корпус моринхура имитирует череп коровы. Отдельные инструменты изготавливаются из древесных грибов, спилов необычной формы.

22 Симптоматично признание продюсера группы: «С нами очень многие диджеи работают мировые. Мы им отправляем дорожки, они делают ремиксы. Они крутят на европейских, американских, индусских фестивалях, дискотеках...» (Трудолюбов Г., 2023).

23 После выхода этой композиции с «восточными» элементами коллектив получил предложение принять участие в мероприятиях Чемпионата мира по футболу в Катере (2022). Поездка не состоялась по причинам политического характера.

24 Под этническими традициями принято подразумевать «основные формы коллективного опыта, выраженные в социально организованных стереотипах и воспроизводимые этносом в целом или его отдельными значительными частями путем культурной пространственно-временной трансмиссии» (Монгуш М., 2014).

25 Рилсы (reels) - короткие видеоролики в популярной социальной сети Instagram длительностью до одной минуты. Сторис (stories) - это вертикальный формат видео, доступного ограниченное количество времени (24 часа) в различных социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, TikTok, Telegram). Шоты (Shorts) - короткое видео (до 60 секунд) в мобильном приложении YouTube. Все форматы призваны создавать легко воспринимаемый видеоконтент, способный удерживать внимание огромной аудитории.

26 Выбор исполнительниц, по признанию продюсера группы, не случаен: «Чтобы были красивые, высокие, волосы густые, черные. Кожа такая коричневая, смуглая, гладкая. Ну и музыкальные способности чтобы тоже были. Причем сибирские коренные народы - они очень музыкальные» (Козлов Д., 2022).

27 Исследователями выявляются пять подобных стратегий: соуправления (Республика Саха (Якутия)), конкурентная (Республики Бурятия), народосбережения (Ямало-Ненецкий автономный округ), вытеснение коренных народов (многих коренных и малочисленных народов Республики Алтай и Хакасия), наконец, неотрадиционализма, трактуемая как «стратегия адаптации к современным условиям, опирающаяся на культурные традиции этносов, позволяющая им сохранять и развивать этнокультурную идентичность и быть активным участником социальных, экономических, политических изменений» (Винокурова У, 2015, с. 112). По-видимому, этносов, представители которых являются участниками группы «01укеп», касаются две последние стратегии.

28 Подобные мнения все отчетливее формулируются философами, социологами, антропологами, экологами. А.Д. Марфусалова пишет: «Эффективным средством формирования нового экологического мышления, мировоззрения и поведения человека будущего являются, на наш взгляд, экологические традиции коренных народов <...> В России возникла новая политическая реальность -социальное движение малочисленных народов, имеющее собственную концепцию развития, постепенно нарабатывающее опыт взаимодействия с государственными структурами. Оно характеризуется также стремлением к самоуправлению, самобытному традиционному природопользованию и нетрадиционным хозяйственным формам и деятельности, самостоятельному социальному и культурному творчеству» (2000, с. 4).

29 Так, в материалах в Интернет-СМИ об «01укеп» высказываются версии о том, что чу-лымцы являются предками японских айнов и ко-

ренных народов Северной Америки. «Сибирской этнической музыкой заинтересовались индейцы из Северной и Южной Америки. В том числе из Канады и Колумбии. По словам Андрея (Медоноса. -Ю.А.), они искали культурные параллели между своими народами и коренными жителями Сибири», - пишет Д. Козлов (2022). Симптоматичен тот факт, музыканты группы не отвечают на вопросы, связанные с их национальностями. Приведем в пример высказывания участников «Otyken» в одном интервью П. Араньи:

- Aranyi Péter: Кто считает себя в «Otyken» хакасом или чулымским татарином? А кто такой селькуп?

- Хакайда: Честно говоря, это секрет. Я могла бы сказать, что мы полностью считаем национальность личным делом. Мы чувствуем, что находимся в одной группе, которую можно назвать сибирской семьей или что-то в этом роде. Мы очень хорошо понимаем друг друга, если говорим на родном языке.

- Андрей Медонос: Я, как продюсер и автор песен, могу о себе сказать, что я русский, но национальность остальных участников - личное дело. Для нас также не имеет значения, что кто-то венгр, а считает себя поляком или кем-то в этом роде (Aranyi, P., 2022).

30 Бэкстейдж - вид репортажной съемки, ролики о закулисной жизни артистов, съемках и репетициях.

31 М. Шапошников констатирует: «Сегодня в глобализованном мире World Music эффект новизны достигается не столько за счет открытия новых культур ("все уже открыто"), сколько за счет колла-бораций, создания коктейля из разных музыкальных культур по индивидуальному рецепту» (2017).

ЛИТЕРАТУРА

Антипова Ю.В. Этнический компонент в российской массовой музыке // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 2. С. 177-182.

Антипова Ю.В. Феномен к-рор: о новых возможностях мировой музыкальной индустрии // Россия - Япония - КНР - Республика Корея: история, теория, практика и современные перспективы культурного сотрудничества: сб. материалов Меж-дунар. конф. Новосибирск, 2020. С. 141-152.

Антипова Ю.В. Исполнительские манеры в современной российской эстрадной музыке // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 4. С. 144-154.

Винокурова У.А. Коренные народы Сибири: могут ли они ответить на вызовы XXI века? // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 2. С. 106-115.

Долженкова О.В. Этническая культура на глобальной орбите: феномен пространственного раз-

REFERENCES

Antipova, Yu.V. (2017), "Ethnic component in Russian mass music", Observatoriya kul'tury [Observatory of Culture], vol. 14, no. 2, pp. 177-182. (in Russ.)

Antipova, Yu.V. (2020), "The K-pop phenomenon: on new opportunities for the global music industry", Rossiya - Yaponiya - KNR - Respublika Koreya: istoriya, teoriya, praktika i sovremennye perspektivy kul'turnogo sotrudnichestva [Russia - Japan - China - Republic of Korea: history, theory, practice and modern prospects of cultural cooperation], Novosibirsk, pp. 141-152. (in Russ.)

Antipova, Yu.V. (2021), "Performing manners in modern Russian pop music", Journal of Musical Science, vol. 9, no. 4. pp. 144-154. (in Russ.)

Aranyi, P. (2022), "The Siberian band that won the hearts of millions", Melano, Available at: https://www.

вития тувинской народной музыки // Новые исследования Тувы. 2019. № 3. URL: https://nit.tuva.asia/ nit/ article/view/864 (дата обращения: 23.02.2024).

Живица А.Р. Современные направления этнической музыки // Художественное образование и наука. 2022. Т. 1, № 30. С. 172-179.

Каминская Е.А. Русская песня как жанр эстрадной музыки // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022. № 2. С. 96-104.

Козлов Д. Музыкант Цвета из деревни, где нет света. Как этническая группа OTYKEN взрывает дискотеки по всему миру // NGS24.RU Красноярск онлайн. 20.09.2022. URL: https://ngs24.ru/ text/culture/2022/09/20/71665178/ (дата обращения: 23.02.2024).

Кошелева Е.Ю., Романова Л.В. Проблемы этнической самоидентификации чулымцев // Вестник ТГПУ Серия: гуманитарные науки (история, этнология). 2006. Вып. 1. С. 130-135.

Марфусалова А.Д. Экологические традиции малочисленных народов Севера: Социально-философский аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Якутск, 2000. 24 с.

Монгуш М., Зайцева А., Бакшеев Е. «Этническая культура»: содержание и составляющие понятия // Культурологический журнал. 2014. № 2. URL: http://www.intelros.ru/readroom/ kulturologicheskiy-zhurnal/kul2-2014/25090-etnicheskaya-kultura-soderzhanie-i-sostavlyayuschie-po-nyatiya.html (дата обращения: 26.02.2024).

Муратов М.М. Эстрада как феномен массовой культуры: автореф. . канд. филос. наук. Казань, 2005. 24 с.

Нилов В.Н. Хореография народов Севера Дальнего Востока России: региональный аспект // Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышение качества: сб. науч. материалов по итогам междунар. науч.-практ. кластера «Теория и практика непрерывного художественного образования в современных социокультурных условиях». М.: ИХОиК РАО, 2018. С. 297-313.

Томилов Н.А. Чулымцы // Историческая энциклопедия Сибири. 2009. URL: http://irkipedia. ru/content/chulymcy_istoricheskaya_enciklopediya_ sibiri_2009 (дата обращения: 23.02. 2024).

Трудолюбов Г.Ф. Чулымцы, мед и Дуэйн Джонсон в фанатах: интервью с группой OTYKEN // SRSLY от 06.03.2023. URL: https://srsly.ru/article/ show/25880/ (дата обращения: 23.02.2024)

Трушников Д.Ю. Традиционное воспитание у коренных малочисленных народов Сибири: экологический аспект (на примере северных селькупов) // Социально-экологические технологии. 2012. № 2. С. 73-78.

Шапошников М.В. Тувинская музыка и World Music // Новые исследования Тувы. 2017. № 2. URL:

melano.hu/the_siberian_band_that_won_the_hearts_ of_millions (Accessed 11 February 2024).

Dolzhenkova, O.V. (2019), "Ethnic culture in the global orbit: the phenomenon of spatial development of Tuvan folk music", Novye issledovaniya Tuvy [The New Research of Tuva], no. 3, Available at: https://nit.tuva. asia/nit/article/view/864 (Accessed 23 February 2024). (in Russ.)

Kaminskaya, E.A. (2022), "Russian song as a genre of pop music", Vestnik Akademii russkogo baleta im. A.Ya. Vaganovoi [Bulletin of the Vaganova Ballet Academy], no. 2, pp. 96-104. (in Russ.)

Kosheleva, E.Yu., Romanova, L.V. (2006), "Problems of ethnic self-identification of the Chulym people", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], Issue 1, pp. 130-135. (in Russ.)

Kozlov, D. (2022), "Musician Colors from a village where there is no light. How the ethnic group OTYKEN blows up discos around the world", NGS24. RU Krasnoyarsk online, Available at: https://ngs24. ru/text/culture/2022/09/20/71665178/ (Accessed 23 February 2024). (in Russ.)

Marfusalova, A.D. (2000), Ekologicheskie traditsii malochislennykh narodov Severa: sotsial'no-filosofskii aspekt [Ecological traditions of small peoples of the North: Social and philosophical aspect], Abstract of Cand. Sc. Thesis, Yakutsk, 24 p. (in Russ.)

Mongush, M., Zaitseva, A., Baksheev, E. (2014), "Ethnic culture: its content and constituent elements", Journal of Cultural Research, no. 2, Available at: http:// www.intelros.ru/readroom/kulturologicheskiy-zhurnal/kul2-2014/25090-etnicheskaya-kultura-soderzhanie-i-sostavlyayuschie-ponyatiya.html (Accessed 26 February 2024). (in Russ)

Muratov, M.M. (2005), Estrada kak fenomen massovoi kul'tury [Variety as a phenomenon of mass culture], Abstract of Cand. Sc. Thesis, Kazan, 24 p. (in Russ.)

Nilov, V.N. (2018), "Choreography of the peoples of the North of the Russian Far East: regional aspect", Khudozhestvennoe obrazovanie v Rossii na sovremennom etape: nauchnyi poisk, obnovlenie soderzhaniya i povyshenie kachestva [Art education in Russia at the present stage: scientific research, updating content and improving quality], Moscow, pp. 297-313. (in Russ.)

Shaposhnikov, M.V. (2017), "Tuvan music and World Music", Novye issledovaniya Tuvy [The new research of Tuva], no. 2, Available at: https://nit.tuva. asia/nit/article/view/712 (Accessed 05 February 2024). (in Russ.)

Tomilov, N.A. (2009), "Chulyms", Istoricheskaya enciklopediyaSibiri [Historical encyclopedia of Siberia], Available at: http://irkipedia.ru/content/chulymcy_ istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009 (Accessed 23 February 2024). (in Russ.)

https://nit.tuva.asia/nit/article/view/712 (дата обращения: 05.02.2024).

Aranyi P. The Siberian band that won the hearts of millions // Melano,11/15/2022. URL: https://www. melano.hu/the_siberian_band_that_won_the_hearts_ of_millions (дата обращения: 11.02.2024).

Trudolyubov, G.F. (2023), "Chulyms, honey and Dwayne Johnson are fans. Interview with the OTYKEN", SRSLY, Available at: https://srsly.ru/article/ show/25880/ (Accessed 23 February 2024). (in Russ.)

Trushnikov, D.Yu. (2012), "Traditional education among indigenous peoples of Siberia: environmental aspect (on the example of the northern Selkups)", Sotsialno-ekologicheskie tehnologii [Socio-ecological technologies], no. 2, pp. 73-78. (in Russ.)

Vinokurova, U.A. (2015), "Indigenous peoples of Siberia: can they respond to the challenges of the 21st century?", Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], no. 2, pp. 106-115. (in Russ.)

Zhivitsa, A.R. (2022), "Modern directions of ethnic music", Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka [Art education and science], vol. 1, no. 30, pp. 172-179. (in Russ.)

Сведения об авторе

Антипова Юлия Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, член Сибирского отделения Союза композиторов РФ E-mail: antikostin@mail.ru

Author Information

Yulia V. Antipova, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent of the Department of Music History of the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, member of the Siberian Branch of the Union of Composers of the Russian Federation E-mail: antikostin@mail.ru

Поступила в редакцию 18.03.2024 После доработки 27.05.2024 Принята к публикации 28.05.2024

Received 18.03.2024 Revised 27.05.2024 Accepted for publication 28.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.