Научная статья на тему 'Трансформация элементов фольклорной культуры в деятельности ансамбля «Русская песня»'

Трансформация элементов фольклорной культуры в деятельности ансамбля «Русская песня» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
21
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклорная культура / фольклор / фольклоризм / популяризация фольклора / актуализация фольклора / этническая музыка / современные стили этнической музыки / ансамбль «Русская песня» / ансамбль «Русская песня» Н. Г. Бабкиной / folk culture / folklore / folklorism / folk art popularization / folk art updating / ethnic music / contemporary styles of ethnic music / “Russian Song” folk ensemble / Nadezhda Babkina’s “Russian Song” folk ensemble

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Живица Ангелина Романовна, Каминская Елена Альбертовна

Ансамбль «Русская песня» под руководством Н. Г. Бабкиной как знаковый и длительно функционирующий коллектив является примером фольклорного коллектива, успешно актуализирующего и адаптирующего фольклор в сферу современной музыкальной культуры; презентующего различные виды его сценического воплощения, включая традиционный фольклор, фольклоризм, постфольклор, стилизацию под фольклор и др.; популяризирующего его среди широкой аудитории. Авторами статьи анализируются художественные эксперименты как в музыкальном аспекте на примерах музыкальных альбомов, так и сценические и иные творческие поиски, осуществляющиеся в рамках шоу-программ и сценических постановок, а так же рассматриваются организационные преобразования и методы популяризации и продвижения коллектива. В исследовании вводится периодизация этапов становления и развития данного коллектива, отражающая влияние социокультурных факторов на функционирование ансамбля «Русская песня».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Elements of Folk Culture in the Creative Activity of the “Russian Song” Ensemble

“Russian Song” folk-ensemble directed by Nadezhda Babkina being a significant and long functioning musical group is a good example of a folk group succeeding in actualizing and adapting folk art into contemporary musical culture presenting different kinds of its stage impersonation including traditional folklore, folklorism, post-folklore, pasticcio of folk art, etc., popularizing it among vast audience. The authors of the article analyze artistic experiments both in musical aspect on the examples of musical albums, and in stage and other creative pursuits within the framework of different show-programs and stage performances. They also consider organizational transformations and methods of popularizing and promoting of a musical group. In their studies the authors innovate periods of formation and development stages of a music group which help to reflect the influence of social cultural factors on the “Russian Song” folk-ensemble functioning.

Текст научной работы на тему «Трансформация элементов фольклорной культуры в деятельности ансамбля «Русская песня»»

УДК 784:398

Ангелина Романовна Живица

преподаватель-исследователь, руководитель студии

Культурный центр «Братеево», Москва, Россия

E-mail: zhivica90@mail.ru

Елена Альбертовна Каминская

доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор

Институт современного искусства, Москва, Россия

E-mail: 4lnoi3sa3cev@mail.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФОЛЬКЛОРНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНСАМБЛЯ «РУССКАЯ ПЕСНЯ»

Ансамбль «Русская песня» под руководством Н. Г. Бабкиной как знаковый и длительно функционирующий коллектив является примером фольклорного коллектива, успешно актуализирующего и адаптирующего фольклор в сферу современной музыкальной культуры; презентующего различные виды его сценического воплощения, включая традиционный фольклор, фольклоризм, постфольклор, стилизацию под фольклор и др.; популяризирующего его среди широкой аудитории. Авторами статьи анализируются художественные эксперименты как в музыкальном аспекте на примерах музыкальных альбомов, так и сценические и иные творческие поиски, осуществляющиеся в рамках шоу-программ и сценических постановок, а так же рассматриваются организационные преобразования и методы популяризации и продвижения коллектива. В исследовании вводится периодизация этапов становления и развития данного коллектива, отражающая влияние социокультурных факторов на функционирование ансамбля «Русская песня».

Ключевые слова: фольклорная культура, фольклор, фольклоризм, популяризация фольклора, актуализация фольклора, этническая музыка, современные стили этнической музыки, ансамбль «Русская песня», ансамбль «Русская песня» Н. Г. Бабкиной

Для цитирования: Живица, А. Р. Трансформация элементов фольклорной культуры в деятельности ансамбля «Русская песня» / А. Р. Живица, Е. А. Каминская //Вестник культуры и искусств. - 2024. - № 1 (77). - С. 66-74.

Ввиду определенных социокультурных факторов возрастает потребность поиска новых способов и форм его актуализации, адаптации и популяризации, то есть активного включения фольклора в современную музыкальную культуру в статусе ценностно содержательного и потенциально действенного феномена [7, с. 54]. В нашем исследовании мы опираемся на значительные труды по актуализации и популяризации фольклора

А. И. Гурченко, И. О. Земцовского, Л. Ивановой, Е. А. Каминской, И. Назиной. Несмотря на наличие серьезного корпуса трудов в данной области, весьма мало научных работ, рассматривающих процессы актуализации и адаптации музыкального фольклора на примерах действующих фольклорных коллективов или исполнителей.

В настоящее время не утихают споры в научных кругах вокруг способов популяризации

66

фольклора. Как правило, в них крайне негативно оценивается роль коллективов художественной самодеятельности и профессиональных народных коллективов в сохранении, актуализации и популяризации фольклора. В то же время именно такие коллективы долгое время были почти единственными его трансляторами, их творчество служило эталоном по работе с фольклорным материалом. Одним из таких коллективов, зародившимся в рамках молодежного фольклорного движения в СССР в 70-х гг. XX в., стал ансамбль «Русская песня» под руководством Н. Г. Бабкиной, ныне — театр «Русская песня». Данный коллектив на протяжении около пятидесяти лет существования представлял разнообразные способы претворения элементов фольклорной культуры на сцене. Под фольклорной культурой предлагается понимать совокупность фольклорных практик, основанных в определенной мере на присущих фольклору свойствах: простонародном способе восприятия и переживания коллизий социокультурного бытия; воспроизведении стилистических фольклорных особенностей; преобладании коллективного характера коммуникаций; опредмечивании деятельности в художественно-эстетических формах. В современной культуре она представлена традиционным (классическим) фольклором, фольклоризмом, постфольклором (с особо выделяемым квазифольклором) [6, с. 59].

Работая более пятидесяти лет в сфере фольклорной культуры, данный коллектив претерпевал организационные и художественные метаморфозы. На основании проведенного анализа его деятельности считаем возможным выделить несколько этапов в развитии: этап создания и становления (1975-1981), модернизации репертуарной политики (1981-2002), музыкальных экспериментов в различной стилистике (2002-2012), современный формат творчества, адаптированный к социокультурным условиям музыкальной культуры (2012 — по настоящее время).

Начало творческого пути коллектива (1975-1981) связано с поисками художественной концепции, выделяющей его среди других ансамблей и исполнителей подобного рода.

Концептуальным решением данного периода, сформулированным и реализованным

Н. Г. Бабкиной, является традиционное ансамблевое многоголосье. Коллектив исполнял фольклорные произведения (часто собранные в фольклорно-этнографических экспедициях) в вариантах, достаточно близких к аутентичному образцу, безусловно, адаптируя (за счет аранжировок) их к современному восприятию и к сценическим условиям. Наряду с фольклорными композициями в репертуаре присутствуют и композиторские обработки народных песен, коллектив уже на ранних этапах функционирования сотрудничает с композиторами, например, с В. Беляевым, В. Клюевым, Ж. Кузнецовой и др. Следовательно, на данном этапе репертуар коллектива составляли обработки традиционного фольклора и стилизованные под фольклор песни, где стилизация воспринимается «целенаправленной установкой на фольклорный стиль» [5, с. 66]. То есть с самого начала ансамбль работает по типу фольклорного ансамбля (определение И. И. Земцовско-го [4, с. 13]) и с аутентичным фольклорным материалом (традиционным фольклором), и с авторскими композиторскими произведениями, существуя «по законам профессионального круга <...>, тяготея к профессионализации <...>, заботясь о том, чтобы песни «слушались», а костюмы и движения «смотрелись» со сцены» [3]. Конечно же, деятельность коллектива вписывается в рамки такого явления фольклорной культуры как фольклоризм, понимаемый, вслед за А. И. Гурченко как «художественное явление в культуре письменной традиции, характеризующееся привнесением фольклорного материала (первоисточника, сюжета, образа, приемов, технологий и т. д.) из аутентичной среды в сферу искусства. <...> как универсальный художественный метод воплощения традиций народного творчества в искусстве с помощью средств, имеющихся у автора, а в сценических видах искусства и исполнителя как соавтора и посредника, презентующего произведение искусства публике» [1, с. 46-47]. Деятельность коллектива не ограничивалась только вокальными преобразованиями фольклорного материала, а всегда являлась настоящим театрализованным представлением. Согласно классификации И. Назиной, творчество ансамбля на этом периоде можно отнести

67

к коллективам, имеющим «эстетические цели и ищущие компромисс между художественным удовлетворением и коммерческим успехом» [8, с. 72].

На следующем этапе (1981-2002 гг.) происходит модернизация репертуарной политики ансамбля. В данный период коллектив выпускает первый официальный альбом «Душа в степи» (1986 г.) в музыкальном сопровождении оркестра народных инструментов. В альбоме звучат традиционные наигрыши в оркестровом переложении, обработки в академической стилистике широко известных народных песен (в основном казачьей песенной традиции, как например, «Распрягайте, хлопцы, коней» (существует версия, что песня создана И. Негре-бицьким), «По Дону гуляет» (в основе которой лежит стихотворение Д. П. Ознобишина «Чудная бандура» и пр.)), авторские произведения, перешедшие в статус народных (т. е. тексты, прошедшие этап фольклоризации (коллективную цензуру, бытующие по фольклорному типу), и в массовой сознании воспринимаемые как фольклорные).

В данный период выходит альбом ««Шумел камыш» (1994 г.), в котором звучат авторские песни, обработанные в народной стилистике, например, «Вечерний звон» (сл. И. Козлова, муз. А. Алябьева); фольклорные песни, исполненные в приближенном к традиционному образцу виде, а также фольклорный материал, который представлен не просто в современных аранжировках, а в стилизации под современные направления т. н. этнической музыки. Например, песня «Как хотела меня мать» аранжирована в стиле поп-фолк. Таким образом, в репертуаре ансамбля намечается тенденция к актуализации фольклорного материала, его вхождение в корпус этнической музыки.

Яркими альбомами ансамбля обозначенного периода являются:

— «Казачка Надя» (1995 г.), включающий авторские произведения, стилизованные под фольклор, например одноименная названию альбома песня композитора С. Горбачева и автора слов Н. Денисова;

— «Верила, верила я» (1998 г.), основанный на традиционном фольклорном

(напр., «Павочка (колядка)»), и постфольклорном (например, «Цыгане мои») материале, аранжированном в стилистике современных направлений этнической музыки, как например, русская народная песня «Четыре ветра» — фолк-рок стилистика, лирическая песня Волгоградской области «Колечко» — дуэт саксофона и народного вокала в стиле этно-джаз;

— «Черная моль» (1999 г.), где городские романсы (постфольклор) решены в стиле джаз и соул музыки;

— фолк-фьюжн альбом с элементами популярных музыкальных стилей того времени «Дама русская» (2001 г.) и др.

В целом в период с 1981 по 2002 г. музыкальная стилистика ансамбля «Русская песня» Н. Г. Бабкиной насыщена различного рода экспериментами с традиционными песнями, включая исполнение в приближенном к фольклорному образцу виде, с постфольклором, с авторскими произведениями и обработками песен в современных стилях.

В 1981 г. на базе ансамбля создается многофункциональный государственный фольклорный центр «Русская песня», который в 1994 г. становится самостоятельной организацией при Комитете культуры города Москвы, а с 2000 г. — ГБУК «Московский государственный музыкальный театр фольклора "Русская песня"», что само по себе стало логичным развитием коллектива. Театрализация фольклора — одна из наиболее приемлемых и близких форм для воспроизведения народных традиций, позволяющая погрузить зрителя в динамичную зрелищную атмосферу, мы согласимся с В. Г. Пушкаревым в том, что фольклорный театр «объединяет в себе традиции и инновации, сохраняя и развивая этнокультурное наследие, концентрируя опыт взаимопроникновения культур» [10, с. 136]. Театр стал новым витком в развитии данного коллектива, новой российской культурной площадкой, где транслируются национальные ценности, репетиционной базой для всех его проектов. С появлением театра ансамбль «Русская песня» приобрел статус знакового коллектива, повысился престиж этномузыкального коллектива.

68

Следующий этап (2002-2012 гг.) насыщен музыкальными экспериментами ансамбля в соответствии с тенденциями того времени к смешению различных стилей и жанров, массового звучания популярной (чаще в смешении со стилистикой R&B и соул) и рок-музыки. В данный период выпускается большое количество альбомов, среди которых:

— «Не думала, не знала» (2004 г., совместно с поп-группой «Дискомафия»), где представлено концептуальное решение исполнения произведений в современной стилистике: сольные запевы Н. Г. Бабкиной и участников группы «Дискомафия» звучат в эстрадной подаче с приемами эстрадного вокала (субтон, придыхательная атака звука, мелизмы и т. д.) сочетаются с элементами народного многоголосья, бэк-вокалом; в гармоническом языке преобладает многоголосье септаккор-дового склада; аранжировка сделана в стилистике R&B с плотным басом и использованием семплированных звуков;

— «Grand Collection» (2004 г.), состоящий из 28 разножанровых и разностилисти-ческих композиций, представляет пример многообразия форм актуализации фольклора и исполнения авторских произведений для народного голоса, органично вплавляемых в конструкт современной музыкальной культуры. В альбоме представлены произведения в стилистике, характерной для так называемого народного академического исполнения, напр., «Ромашки спрятались» композитора Е. Птичкина на слова И. Шаферана; авторские произведения с необычным инструментальным решением (народный оркестр и акустическая гитара сопровождают песню «Уральская рябинушка» (муз. Е. Родыгина на сл. М. Пилипенко); ударная секция в песне «Темная ночь» (муз. Н. Богословского на сл. В. Ага-това); акустическая гитара и домра в песне «Подмосковные вечера» (муз. В. Соловьева-Седого на сл. М. Мату-совского) и пр.). Яркое театрализован-

ное действо представляет собой реин-терпретация песни «Четыре двора». Атмосфера ярмарки создается благодаря залихвацким выкрикам, возгласам, а также мелодическим включениям других популярных народных песен и авторских произведений, например, мажорного мотива «Барыня» (распространенный рефрен, используемый в постфолькрном жанре — частушках), музыкальной цитаты из песни «Тюх-тюх» (муз. И. Дунаевского на сл. В. Лебедева-Кумача). Частые инструментальные проигрыши, в которых солируют разные инструменты как народного оркестра (гармонь, контрабас, рожки, баян), так и эстрадного (саксофон и труба) так же подчеркивают атмосферу праздника. Фольклорные композиции звучат в современных обработках в стилях этно-фьюжн: «Ку-кушечка», «Казаченька», «Цыган Ян» и т. д.

— «Четыре двора» (2006).

— «Ковано колесо» (2006).

— «Летят утки» (2007).

— «В звездном хороводе» (2007).

— «Песни России» (2008).

— «Бабкин рок» (2010, совместно с фолк-рок и поп-рок-группой «После 11»).

— «Новое неизданное» (2010).

В целом художественный аспект деятельности коллектива подвергается значительным изменениям: увеличение вокальной группы и появление танцевальной группы усиливают зрелищность восприятия; в постановках всё чаще проявляются элементы шоу; инструментальная группа заменяется современными аранжировками и фонограммными записями; осуществляются театрализованные представления и спектакли и др.

Таким образом, период с 2002 по 2012 г. обозначен новыми музыкальными экспериментами в различных музыкальных стилях, выходя даже за рамки этнической музыки в сторону театрализованных постановок, что отвечает тенденциям современной музыкальной культуры. Все больше в репертуаре коллектива представлен постфольклор и стилизованные

69

под фольклор произведения, аранжированные в современной музыкальной стилистике. Именно с этого периода деятельность ансамбля в соответствии с классификацией И. На-зиной можно в полной степени отнести к ансамблям, сочетающим «фольклорный материал с современными музыкальными стилями. Из всего фольклорного комплекса они выделяют и используют только некоторые элементы (яркие выразительные мелодии, ладово-гармо-нические обороты, характерные по звучанию музыкальные инструменты)» [8, с. 72].

Современный период (2012 — по настоящее время) характеризуется новыми экспериментами в области современных этнических музыкальных стилей.

Под воздействием трансформирующегося музыкального рынка, новых музыкальных тенденций, исполняемые ансамблем произведения стали звучать в современных аранжировках, записанных при помощи программного обеспечения с использованием модных семплов и электронных битов. Обработка фольклорного материала в коллективе происходит с учетом последних музыкальных тенденций и сближает его с популярной музыкой, музыкальная ткань не стремится к усложнению форм, гармонических созвучий, темпоритма, и направлена на тип восприятия, не отягощенного сложными эстетическими конструкциями.

Показательным и ярким альбомом этого периода является «Голоса вселенной» (2021, записанный к 45-летнему юбилею ансамбля). В нем представлен не только русский фольклор, но и включены мелодические и ритмические элементы различных национальных культур, что подчеркивает многонациональ-ность нашей страны и становится олицетворением межкультурного диалога. В данном альбоме собраны традиционные фольклорные композиции в современных аранжировках — лирическая песня Алтайского края «Вечерок», шуточная плясовая песня Ростовской области «Жинка», плясовая песня Курской области «Ковано колесо», плясовая песня Воронежской области «Молодка», народный романс Воронежской области «Тихий омут», казачья песня «Лужок» (традиционно бытующая под названием «Ой, при лужке») и т. д. Представ-

лены так же и авторские песни, стилизованные под фольклор, напр., «Виновата ли я» А. Маравлева и Ф. Далладе, «Ивушки» Г. По-номаренко и В. Алферова, городской романс на слова Н. Асеева «Я не могу без тебя прожить». Начало альбома — музыкальное интро, обозначенное в альбоме как «Балет», звучит весьма современно. Мелодика включает элементы восточных мотивов (гармоническая основа дважды гармонический минор, перемена ладового устоя, характерные ритмические рисунки) и звучание соответствующих традиционных инструментов и их электронных аналогов. В то же время тембральные краски семплиро-ванных звуков с вкраплением симфонических фрагментов создают уникальное современное звучание фольклорного материала. В целом альбом может быть отнесен к этно-фьюжн направлению, которое объединяет «всю палитру музыкальных течений, созданных на основе слияния музыкальных элементов, смыслонесу-щих конструкций и образов фольклорной музыки различных национальностей» [2, с. 175] хотя присутствует и этно-рок, наиболее яркая композиция в этом стиле — «Сама виновата», близкая этно-хард-року (уплотненный электронный бас в виде зацикленного фригийского оборота, модальная гармония, насыщенное колоритное звучание электронных инструментов); «Тихий омут» представляет сплав стиля New age и этно-транса; поп-фолк звучит в произведении «Четыре двора»; сочетание македонских мотивов, ритмики африканского жанра рагги и русского фольклора отмечается в песне «Милая» и т. д.

Н. Г. Бабкина в одном из интервью высказала позицию в отношении современного воплощения фольклора, что, безусловно, характеризует творчество ансамбля и его обращение с национальным наследием. Так певица указывает, что «Все, что звучало в XVII-XVIII вв., сегодня аудитории не интересно, потому что произошло очень жесткое отлучение» [9], при этом в условиях сценического пространства она видит необходимость в использовании профессиональных аранжировок, которые отличались бы смелостью, креативностью, но при этом сохраняли бы колористику произведений. Мы согласимся с Н. Г. Бабкиной в том,

70

что для популяризации народной культуры важно находить методы воплощения фольклорного наследия в доступной, понятной, современной форме, соответствующей тенденциям в музыкальном пространстве, чтобы равноценно конкурировать с другими участниками социокультурного процесса и достигать слушательской аудитории. Однако заметим важность и значимость сохранения и реализации различных видов фольклора как то приближенное к аутентичным версиям исполнение фольклора, стилизованные варианты и неофольклорные эксперименты на основе традиционного фольклора. Так приближенные к первоисточнику образцы воплощения фольклора позволяют сохранить и передать будущим поколениям национальное наследие в образцах, максимально приближенных к аутентичному варианту. В целом же чем шире спектр разнообразия видов и способов воплощения фольклора, тем большее количество сегментов (социальных, возрастных групп населения) потенциальной аудитории будет привлечено к народной традиции.

Сценическим претворением альбома «Голоса планеты» стала одноименная концертная юбилейная шоу-программа, в которой звучат шедевры песенного фольклора в современных аранжировках. В постановке использованы элементы культур различных национальностей, включая фольклор народов России и других стран, что, с одной стороны — актуальная тенденция современности, а с другой стороны-демонстрация открытости коллектива к творческим экспериментам. Вся шоу-программа отвечает современным требованиям музыкальной индустрии: интерактивные экраны, транслирующие оригинальный видеоряд; боковые декорации, создающие эффект полного погружения в соответствующую атмосферу; подвижная сцена, позволяющая менять угол и ракурс восприятия происходящего на ней, как бы воспроизводя тот непосредственный контакт с условным зрителем, который свойственен традиционной культуре с отсутствием разделения на исполнителя и зрителя; сценические образы, пестрящие концептуальным и стилистическим разнообразием — от традиционных костюмов разных регионов России до футуристических комбинезонов ярких и насыщенных цветов.

Следовательно, в художественном аспекте деятельности этномузыкального коллектива при воспроизведении фольклорной музыкальной стилистики (обращение к традиционному фольклору и постфольклору, народная манера исполнения, характерные фольклорные вокальные приемы, особенности многоголосья, свойственные тому или иному региону РФ, особенности ладо-гармонической структуры, традиционные музыкальные инструменты или их тембральные современные цифровые аналоги) отмечаются постоянные эксперименты с музыкальной тканью, привнесение в нее «модного» звучания, которое позволяет актуализировать и популяризировать фольклор в условиях современной сцены, привлекая внимание к нему различных слоев населения. Как указано на официальном сайте ансамбля «Русская песня», в его задачи не входит сохранение полной этнографической достоверности. На первый план в данном коллективе выходят именно творческое преобразование и театрализация как основополагающие элементы сценического действа.

Таким образом, элементы фольклорной культуры — традиционный фольклор, постфольклор — преломляются в фольклоризме ансамбля «Русская песня», который, в свою очередь, видоизменялся под влиянием музыкального культурного контекста и представлен достаточно сложной, разноуровневой системой. Она включает художественные элементы фольклора различных народов, авторское прочтение произведений фольклора, современные стили и жанры музыкальной культуры, стилизованный материал, технические средства трансляции музыкального и видеоматериала. И фольклор, и постфольклор трансформировались под сценические и/или студийные условия, представляя собой и обработки в максимально приближенной к аутентичным образцам форме, и ультрасовременные модификации, стилизованные под популярные в музыкальной культуре направления. Одновременно с этим, в корпус фольклорной культуры включаются авторские произведения, стилизованные под фольклор, вплоть до квазифольклорных произведений (квазифольклор в нашем понимании не имеет негативного оттенка, а представляет собой авторские

71

произведения, прошедшие стадию фолькло-ризации, бытующие по фольклорному типу, воспринимаемые массой населения как фольклорные). Активное продвижение ансамбля в интернет-среде свидетельствует о наличии еще одного элемента фольклорной культуры —

интернет-фольклора, в данном случае только той его части, которая связана с распространением фольклора в Интернете. Следовательно, ансамбль является ярким транслятором фольклорной культуры в массовую, трансформируя первую под влиянием тенденций второй.

Список литературы

1. Гурченко, А. И. Фольклоризм как феномен в искусстве: историко-методологическое исследование / А. И. Гурченко ; М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. — Минск : Белорус. гос. ун-т культуры и искусств, 2023. — 284 с.

2. Живица, А. Р. Современные направления этнической музыки / А. Р. Живица // Художественное образование и наука. — 2022. — № 1 (30). — С. 172-178.

3. Жуланова, Н. И. XX век: Молодежное фольклорное движение: краткий обзор истории становления и тенденций развития / Н. И. Жуланова // Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. Конец 1950-х — начало 1990-х годов — Санкт-Петербург : Государственный институт искусствознания, 1999. — С. 107-133. — URL: https://www.openlesson.ru/?p=4368 (дата обращения: 14.01.2024).

4. Земцовский, И. О современном фольклоризме // Традиционный фольклор в современной художественной жизни: фольклор и фольклоризм : сб. науч. тр. / сост. И. И. Земцов-ский ; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. — Ленинград : Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1984. — С. 4-15.

5. Иванова, Л. Фольклоризм в русской музыке XX века / Л. Иванова. — Астрахань : Изд-во Астрахан. гос. ун-та, 2004. — 223 с.

6. Каминская, Е. А. Традиционный фольклор в контексте бытования современной фольклорной культуры : монография / Е. А. Каминская. — Москва : Спутник+, 2016. — 127 с.

7. Каминская, Е. А. Актуализация традиционного фольклора в современной социокультурной среде на основе его имманентных характеристик / Е. А. Каминская // Вестник славянских культур. — 2016. — № 1. — С. 53-64.

8. Назина, И. Народная инструментально-ансамблевая традиция и современная молодежная практика / И. Назина // Народная культура ва умовах сучасных перамен у розных рэпёнах Еуропы : матэрыялы VI Еурап. канф. Мiжнар. арг. па нар. творчасщ (IOV), Мшск, 23-26 верас. 1997 г. / пад рэд. А. Я. Мiхневiча. — Мшск : Бел1ПК, 2000. — С. 70-72.

9. Мы за народ, а народ — за нас. Надежда Бабкина об особенностях фестиваля «Песни России» // Краснодарская правда. — 2023. — URL: https://ki-news.ru/artide/my-za-narod-a-narod-za-nas-nadezhda-babkina-ob-osobennostyah-festivalya-pesni-rossii (дата обращения: 13.01.2024).

10. Пушкарёв, В. Г . Фольклорный театр как особая зрелищная форма в культуре России /

B. Г. Пушкарёв // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2010. — № 3. —

C.133-139.

Получено 17.01.2024

72

Angelina R. Zhivitsa

Research instructor, head of the studio

"Brateevo" Culture Center, Moscow, Russia

E-mail: zhivica90@mail.ru Elena A. Kaminskaya

Doctor of Culturology,

Candidate of Pedagogical Sciences,

Professor

Institute of Contemporary Art, Moscow, Russia

E-mail: 4lnoi3sa3cev@mail.ru

Transformation of Elements of Folk Culture in the Creative Activity of the "Russian Song" Ensemble

"Russian Song" foLk-ensembLe directed by Nadezhda Babkina being a significant and Long functioning musical group is a good example of a folk group succeeding in actualizing and adapting folk art into contemporary musical culture presenting different kinds of its stage impersonation including traditional folklore, foLkLorism, post-foLkLore, pasticcio of folk art, etc., popularizing it among vast audience. The authors of the articLe anaLyze artistic experiments both in musicaL aspect on the exampLes of musicaL aLbums, and in stage and other creative pursuits within the framework of different show-programs and stage performances. They aLso consider organizationaL transformations and methods of popuLarizing and promoting of a musicaL group. In their studies the authors innovate periods of formation and deveLopment stages of a music group which heLp to reflect the influence of sociaL cuLturaL factors on the "Russian Song" foLk-ensembLe functioning.

Keywords: foLk cuLture, foLkLore, foLkLorism, foLk art popuLarization, foLk art updating, ethnic music, contemporary styLes of ethnic music, "Russian Song" foLk ensembLe, Nadezhda Babkina's "Russian Song" foLk ensembLe

For citing: Zhivitsa A. R., Kaminskaya E. A. 2024. Transformation of ELements of FoLk CuLture in the Creative Activity of the "Russian Song" EnsembLe. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 1 (77): 66-74. (In Russ.).

References

1. Gurchenko A. I. 2023. FoL'kLorizm kak fenomen v iskusstve: istoriko-metodoLogicheskoe issLe-dovanie [FoLkLorism as a phenomenon in art: historicaL and methodoLogicaL research]. Minsk: BeLarusian State University of CuLture and Arts. 284 p. (In Russ.).

2. Zhivica A. R. 2022. Modern trends in ethnic music. Hudozhestvennoe obrazovanie i nauka [Art education and science]. No 1 (30): 172-178. (In Russ.).

3. ZhuLanova N. I. 1999. XX v.: Youth foLkLore movement: a brief overview of the history of formation and deveLopment trends. Samodeyatel 'noe tvorchestvo v SSSR. Ocherki istorii. Konec 1950-h — na-chalo 1990-x godov [Amateur artistic creativity in the USSR. Essays on history. Late 1950s — early 1990s]. St. Petersburg: Gosudarstvennyj institut iskusstvoznaniya. Pp. 107-133. (In Russ.).

4. Zemcovskii I. O. 1984. About modern foLkLorism. Tradicionnyj fol'klor vsovremennoj hudozhest-vennoj zhizni: fol'klor i fol'klorizm [Traditional folklore in modern artistic life: folklore and folk-lorism]. Leningrad: Leningrad State Institute of Theater, Music and Cinematography. Pp. 4-15. (In Russ.).

73

5. Ivanova L. 2004. FoL'kLorizm v russkoi muzyke XX veka [FoLkLorism in Russian music of the 20th century]. Astrahan': Astrahanskij gosudarstvennyj unstitut. 223 p. (In Russ.).

6. Kamiskaya E. A. 2016. Traditsionnyi foL'kLor v kontekste bytovaniya sovremennoi foL'kLornoi kuL'tury [TraditionaL foLkLore in the context of modern foLk cuLture]. Moscow: Sputnik+. 127 p. (In Russ.).

7. Kamiskaya E. A. 2016. Updating traditionaL foLkLore in the modern sociocicuLturaL environment based on its immanent characteristics. Vestnik slavyanskih kul'tur [Bulletin of Slavic Cultures]. No 1: 53-64. (In Russ.).

8. Nazina I. 2000. FoLk instrumentaL ensembLe tradition and modern youth ptactice. Narodnaya kul'tu-ra va vmovah suchasnyh peramen u roznyh regiyonah Evropy [Folk culture in the daily changes in different regions of Europe]. Minsk: BeLIPK. Pp. 70-72. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. We are for the peopLe, and the peopLe are for us. Nadezhda Babkina ob osobennostyah festivaLya "Pesni Rossii". 2023. Krasnodarskaya pravda [Krasnodar truth]. URL: https://ki-news.ru/articLe/ my-za-narod-a-narod-za-nas-nadezhda-babkina-ob-osobennostyah-festivaLya-pesni-rossii (accessed: 13.01.2024) (In Russ.).

10. Pushkaryov V. G. 2010. FoLkLore theater as a speciaL entertainment form in Russian cuLture. Obsh-chestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) [Society. Environment. Development (Terra Humana)]. No 3: 133-139. (In Russ.).

Received 17.01.2024

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.