Научная статья УДК 168,522+398
DOI: 10.20323/1813-145X_2023_3_132_173 EDN: AHVHXZ
Социокультурная технология актуализации фольклора в этнокультурном коллективе
Ангелина Романовна Живица
Преподаватель-исследователь, руководитель студии, Культурный центр «Авангард». 143900, Московская обл., г. Балашиха, ул. Некрасова, д. 11б-471 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2536-7039
Аннотация. В статье рассматривается провокативность художественного образа этнокультурного коллектива как социокультурная технология актуализации фольклора. Являясь одной из актуальных и дискуссионных, тема актуализации фольклора с появлением и внедрением современных технологий в социокультурную практику и одновременно использованием новых форм и решений в претворении фольклорной традиции расширяет границы своего проблемного поля, открывая путь для последующих научных исследований. Художественный образ — главный воздействующий элемент в любом виде искусства, так как отражает идеи и чувства различными средствами художественной выразительности. В исследовании рассматривается практический опыт применения метода провокативности как неотъемлемого элемента культуры, способствующего ее обновлению и развитию, активно применяемого в претворении художественного образа этнокультурных коллективов, его воздействие на привлечение внимания аудитории на примерах знаковых фольклорных проектов: ансамбля Д. В. Покровского и ансамбля «Русская песня» Н. Г. Бабкиной. Использование новых, неординарных подходов и решений при воплощении фольклора в сценическом пространстве, таких как эксперименты с музыкальным звучанием, видоизменение и переработка традиционных костюмов с учетом модных тенденций и художественного вкуса, креативность сценической режиссуры, а также порой фрагментарное нарушение традиционных канонов в угоду уникальному имиджу этнокультурного проекта, позволяет выйти за рамки устойчивого фольклорного образа, создать своего рода резонанс и привлечь внимание новой аудитории, включая молодое поколение.
Ключевые слова: художественный образ; провокативность художественного образа; актуализация фольклора; социокультурные технологии; актуализация фольклора; технологии привлечения внимания; ансамбль Д. В. Покровского; ансамбль «Русская песня»
Для цитирования: Живица А. Р. Социокультурная технология актуализации фольклора в этнокультурном коллективе // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3 (132). С. 173-180. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_3_132_173. https://elibrary.ru/AHVHXZ
Original article
Sociocultural technology for updating folklore in the ethnocultural group Angelina R. Zhivitsa
Researcher teacher, studio director, «Avangard» cultural center. 143900, Moscow region, Balashikha, Nekrasov st., 11b-471
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-2536-7039
Abstract. The article considers the provocativeness of the artistic image of an ethno-cultural group as a sociocultural technology for updating folklore. Being one of the topical and debatable, the topic of updating folklore with the advent and introduction of modern technologies in sociocultural practice and at the same time the use of new forms and solutions in the implementation of folklore tradition expands the boundaries of its problem field, opening the way for subsequent scintific research. The artistic image is one of the most studied categories in aesthetics and the main influencing element in any kind of art, as it reflects ideas and feelings by various means of artistic expression. The study examines the practical experience of applying the provocative method as an integral element of culture, contributing to its renewal and development, actively used in implementing the artistic image of ethnocultural communitiesm, its impact on attracting the attention of the audience on the examples of iconic folklore projects: D. Pokrovsky ensemble
© Живица А. Р., 2023
and«Russian song» ensemble led by N. Babkina. The use of new extraordinary apporoaches and solutions for embodying folklore in the stage space, such as experiments with musical sound, modification and reworking of traditional costumes, taking into account modern fashion trends and artistic taste, creativity of stage direction, as well as sometimes a fragmentary violation of traditional canons for the sake of creating a unique image of an ethno-cultural project, allows you to go beyond a stable folklore image and attract the attention of a new audience, including the younger generation.
Keywords: artistic image; provocative artistic image; actualization of folklore; sociocultural technologies of folklore actualization; sociocultural technologies to attract the attention of the audience; D. Pokrovsky ensemble;«Russian song» ensemble
For citation: Zhivitsa A. R. Sociocultural technology for updating folklore in the ethnocultural group. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (3): 173-180. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_3_132_173. https://elibrary.ru/AHVHXZ
Введение
В современном мире тема актуализации фольклора занимает одно из приоритетных направлений как в виде социокультурных практик, так и в отношении исследований в научном пространстве. Фольклор, являясь важным и значительным компонентом национальной культуры, транслирующим подлинные идеалы и ценности, первоосновой для формирования современных направлений и стилей в художественной среде, успешно встраивается в современный социокультурный контекст. На успешность актуализации фольклора активно воздействуют появление новых видов его репрезентации, творческие эксперименты по синтезированию фольклора с современными музыкальными жанрами, с художественным воплощением произведений фольклорной традиции в сценическом пространстве. Значимыми в данном процессе выступают и современные методы и технологии, применяемые в социокультурной деятельности, такие как социокультурное проектирование, маркетологические и управленческие инструменты, способствующие грамотному формированию актуального и конкурентоспособного культурного продукта, выступающие эффективным средством его реализации и продвижения. Привлечению внимания зрителей как цели всего процесса актуализации фольклора более всего способствует художественный образ, воплощаемый коллективами в данном жанре. Отдельным эффективным, хотя и весьма неоднозначным по своей природе и по воздействию на публику, средством продвижения является метод провокативности или провокации, часто используемый артистами эстрады в самых разных ее направлениях.
Методы исследования
Методология статьи связана со всесторонним анализом наработок культурных исследований. Автор опирается на работы в области фолькло-
ристики Т. С. Рудиченко; актуализации фольклора Е. А. Каминской, В. С. Девятова, И. И. Зем-цовского; этнокультурного проектирования Т. И. Бакланова, И. Б. Путиловой; категории художественного образа Гегеля, Е. В. Малеко, В. И. Филипповой, Е. Б. Борисовой; провокатив-ности Н. Г. Зенца, Л. А. Закса, Т. А. Кругловой. В статье теоретизируется практический опыт применения провокативности художественного образа на примерах этнокультурных проектов ансамбля Д. В. Покровского и ансамбля «Русская песня» Н. Г. Бабкиной.
Результаты исследования
Актуальным для современного социокультурного пространства является выявление эффективных технологий привлечения внимания аудитории к конкретным проектам, продуктам или услугам. Значительным подспорьем в данной области выступает социокультурный маркетинг, изучающий и анализирующий рынок культурных услуг и продуктов, технологий и инструментов, способствующих их (услуг и продуктов) продвижению. Явление маркетинга рассматривается Л. И. Ворониной как комплексная технология, «предназначенная для получения максимальной прибыли благодаря производству продукции, сбыту товаров и услуг», завоеванию лояльности покупателей и общественности» и одновременно как «теория познания нового рыночного общества и присущих ему новых экономических и социальных отношений» [Воронина, 2009]. Приводя высказывание В. Е. Новаторова «Коммерческий успех здесь достигается не только за счет финансовых «рычагов», но и благодаря целенаправленной репутационной политике, гибкому ценообразованию, четко выстроенной системе гастрольной деятельности, совершенствованию исполнительского мастерства» [Новаторов, 2015, с. 83], особо отметим репутационную политику или «реноме», которые в широком смысле пред-
ставляют отношение аудитории к тому или иному проекту или исполнителю. В данную категорию попадают и понятия «бренд» и «имидж». Безусловно, приобретение статуса брендового продукта, как мы считаем, — это цель любого производителя товаров или услуг. Один из основных инструментов достижения этой цели — формирование и планомерно активная трансляция имиджа продукта или определенной личности. Маркетинг, являясь эффективной технологией планирования, реализации, продвижения и предоставления продукта или услуг социуму, в практической сфере не может удовлетворить все запросы и потребности, связанные с привлечением внимания аудитории. Все же для получения больших успехов в данном случае требуется применение более комплексных мер. Так, сочетание маркетинга (с точки зрения преподнесения товара), рекламы (донесение информации посредством определенных источников) и грамотной пиар-компании (позиционирования) позволят выстроить успешную концепцию продвижения продукта или услуги.
Пожалуй, главным элементом воздействия в искусстве является художественный образ, благодаря которому человек постигает искусство. Образность первична в искусстве. Мы разделяем позицию Е. В. Малеко, по мнению которой, «художественный образ является результатом выражения духовно-ценностных отношений к этой реальности, объективированных с помощью языка какого-либо искусства» [Малеко, 2020, с. 204]. В. И. Филиппова, рассматривая художественный образ как продукт творческого процесса, отмечает разные уровни его восприятия у реципиента и автора художественного процесса, указывая, что для последнего «это результат активного, комплексного слияния элементов реального мира, мировоззрения автора, психического состояния конкретной творящей личности и мастерства художника как человека» [Филиппова, 2008]. Основной концепцией Гегель видит в образе «не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность» [Гегель, 1971, с. 150]. Имея весьма четкие представления у каждого отдельного человека, «образ» как понятие предполагает разнообразные трактовки ввиду различных ракурсов его восприятия и научных дисциплин, исследующих данное проблемное поле. Наиболее близкое к миру искусства определение «образа» мы находим в толковом словаре Д. Н. Ушакова, указывающего на основную его характеристику — «художественного отражения идей и чувств в
звуке, слове, красках и т. д.» [Ушаков...], которое, заметим, уже вмещает в себя категорию художественного.
В сценическом искусстве явление «художественный образ», где наиболее явно ощущается единство смыслонесущих и материальных конструктов, воплощается равноценным и органичным слиянием таких компонентов, как идея произведения и ее воплощение, содержание, символика, изобразительное решение (сценография), музыка (музыкальное оформление), хореография и сценическая постановка, костюмы и визуальный облик исполнителей и мн. др., что воздействует на зрителя на всех уровнях восприятия, всецело погружая в происходящее на сцене. Е. Б. Борисова, рассматривая художественный образ в литературоведении и лингвистике, разделяет его на слои, которые, как нам кажется, применимы и в данной области. Так, она выделяет «образы-детали эстетического видения», «фабулу» и «образы характеров и состояний» [Борисова, 2009]. Добавим лишь, что значительную роль играют в нем символы, зашифрованные послания, многие из которых считываются нами на подсознательном уровне как опыт поколений. По словам С. В. Соловьевой, «фольклорное искусство адаптирует к современным контекстам художественные образы национального, локально укорененного опыта народа» [Соловьева, 2015, 218], приобретающие символическое значение, то есть образ приравнивается к знаку-символу.
Сценический образ как элемент художественного включает еще один существенный аспект — стремление удивить зрителя. В конце XX в. эта тенденция приобрела широкие масштабы ввиду технического прогресса (доступность информации), появления новых стилей и жанров во всех областях искусства, как следствие — возникновение серьезной творческой конкуренции. Все это способствовало активному поиску в творческой среде эффективных и неординарных средств воздействия на аудиторию. Одним из таких средств стал метод «провокации», который означает «вызов». Уточним, что есть понятийные различия дефиниций «провокация» и «провока-тивность». Последняя понимается не столько как провоцирующее, сколько как дерзкое, вызывающее, неожиданное действо или образ. Провокативность, по меткому замечанию Ю. М. Лотмана, обеспечивает жизнеспособность и саморазвитие культуры [Лотман, 2010]. В. Н. Алексенкова видит в провокативности как элементе перформан-са «нарушение законов сцены, морали, здравого
смысла, логики, иерархии или табуированных тем», направленное на «извлечение эмоциональной реакции зрителей на вызов, предъявляемый режиссером или художником обществу» [Алек-сенкова, 2016]. В определенном смысле провока-тивные методы находятся в антагонизме с традиционными, в данном противоречии и происходит постепенное обновление систем культуры и искусства. Неординарно описывают провокацию в своем исследовании Н. Г. Зенец,
М. В. Чалдышкина и О. М. Кардас, говоря о ней как о своеобразной прививке «от окоснения форм культуры», необходимой «для самой ее жизни» [Зенец, 2020]. Мы, соглашаясь с приведенными высказываниями, подчеркнем, что, на наш взгляд, важно сохранение баланса консервативности и модернистичности в искусстве и культуре. Данное положение транслируется и самой культурой, в которой наслаиваются и находятся в постоянном взаимодействии прогрессивные и устойчивые элементы, как например единовременное бытование традиционных ее форм и прогрессивных современных течений. Провокатив-ность активно используется на всех уровнях создания и реализации культурного продукта, включая художественный аспект и технологии продвижения.
Современные позиции фольклора поясняет Т. С. Рудиченко, которые она характеризует как смену концепции «сохранения и возрождения» на живую традицию, где культурное наследие реализуется в «живом звучании разного рода реконструкциях» [Рудиченко, 2013, с. 25]. Опираясь на определение Е. А. Каминской актуализации фольклора как процесса и результата «целенаправленных действий, заключающихся в переосмыслении роли и значимости традиционного фольклора в современных условиях, представлении его в культурном пространстве не в качестве реликта, а в статусе ценностно содержательного и потенциально действенного феномена» [Каминская, 2016, с. 57], отметим, что встраивание фольклора в современный концепт включает в себя всевозможные его видоизменения, трансформацию и синтез с различными актуальными направлениями.
Одним из ярких примеров концептуально нового воплощения фольклорного искусства на сцене, безусловно, являются неординарные образы и эксперименты фольклорного ансамбля Дмитрия Покровского, основанного в 1973 г. и получившего широкую известность как на территории нашей страны, так и за ее пределами
[Ансамбль Д. В. Покровского]. Конечно, на популярность коллектива повлияли и благоприятные социокультурные условия — культурный запрос на подлинно национальные основы, формирование и развитие молодежного фольклорного движения [Жуланова] и новой фольклорной волны [Гавриляченко, 2007]. При всем многообразии вариантов народных коллективов, в основном хоровых, в них ощущалась нехватка традиционных истоков, так как существовали определенные каноны исполнения народного искусства. Ансамбль Д. Покровского в данных условиях, можно сказать, занял вакантную нишу.
Другой значительной составляющей успеха коллектива является использование метода провокации. Во-первых, музыкальная основа — подлинное фольклорное звучание (не пригла-женно прикрытое, а открытое, зычное, природное), что категорически антогонировало с тем, что до этого звучало со сцены. Неповторимая музыкальная концепция в виде «синтеза композиторской и фольклорной музыки как единого полотна русской музыкальной культуры» до сих пор является эталоном в фольклорном мире, да и в целом в музыкальной индустрии. Во-вторых, интерактивность действа, нерасчлененность на реципиента и актора, то есть активное взаимодействие артистов и зрителя. В-третьих, — сценические образы участников коллектива, которые лишь фрагментарно демонстрировали сопричастность костюмного комплекса с определенным регионом. Так, самым большим вызовом в фольклорном мире стало отсутствие головных уборов у участниц коллектива. Мужской облик также не отличался соблюдением фольклорных традиций, например, организатор и руководитель ансамбля Дмитрий Викторович Покровский чаще всего выступал перед аудиторией в классическом костюме. С одной стороны, такие вольности в концертном костюме привносили долю актуального в эстетическое восприятие коллектива, сближая традиционную культуру с современностью и выстраивая связь поколений, с другой — выражали главный посыл коллектива: современный человек может исполнять подлинный фольклор, полностью вживаясь в произведение и передавая его суть зрителю, и без условных элементов (напрмер, полного аутентичного костюмного облачения). Как отмечает О. Юкечева — режиссер и певица ансамбля, со слов Д. В. Покровского, «задачей было вынести народную музыку на сцену и показать, что это сложная и красивая музыка», при этом он
(Д. В. Покровский) считал себя и участников ансамбля музыкантами, которые используют народные техники пения [Они изменили представление о фольклоре ... ], что свидетельствовало об открытости к другим музыкальным стилям и направлениям.
Эти неординарные и запоминающиеся детали сформировали неповторимый и самобытный образ коллектива, то есть его имидж, который привлекал внимание широкой аудитории. Конечно, популяризации и продвижению данного коллектива способствовали и многочисленные творческие эксперименты, например эксперименты с синтезированием фольклора с современными течениями (совместные альбомы с Полом Уинте-ром) или исполнение произведений академической направленности (Свадебка И. Стравинского). Еще раз подчеркнем, что провокацией для фольклорного сообщества были вольные трактовки традиционного убранства в сценических образах артистов ансамбля Д. В. Покровского, исполнение авангардной музыки, а для остальной части аудитории — музыкальная составляющая (звучание, манера, типы многоголосья, гармонический склад) и возможность непосредственно участвовать в творческом акте (интерактивность сценического действа). В 2023 г. коллектив отметил 50-летний юбилей на сцене Малого зала консерватории с программой «От фольклора до авангарда».
Другим ярким фольклорным коллективом, который удивляет и даже эпатирует публику до сих пор, является ансамбль «Русская песня», основанный в 1976 г. под руководством Н. Г. Бабкиной, на данный момент входящий в структуру Московского государственного академического театра «Русская песня» [Московский государственный ... ]. Как замечает Надежда Георгиевна в многочисленных интервью, на формирование музыкальной и сценической концепции повлияло то, что уже существовали коллективы и исполнители в их жанре, а значит, нужно было что-то новое, не похожее на уже имеющееся. Так, привлечению аудитории способствовали неординарные творческие решения в сценической режиссуре, музыкальной обработке и аранжировке репертуара, выбор композиций, сценические костюмы и образы, а также применение актуальных и эффективных средств и инструментов продюсирования и рекламы, слаженность и квалифицированность работы организационной команды, активная и компетентная деятельность харизматичного лидера.
Продолжательница поколения волжских казаков (родилась в Астраханской области), Надежда Георгиевна в сценическом пространстве транслирует эту национальную идентичность своими образами (костюмами), поведением, характерными вокальными и хореографическими особенностями, свойственными данной традиции. Так, в репертуаре ансамбля много казачьих песен, таких как «Роспрягайте, хлопцы, коней», «По Дону гуляет», «Ой, то не вечер», «Деревня-деревня» и т. д. Например, запись песни «Если хочешь быть военным» 1996 г. [Надежда Бабкина и ансамбль ... ], где участники коллектива облачены, хотя и не в подлинные, в казачьи костюмы: яркие приталенные кофты с баской и высокими манжетами, длинные юбки клеш со складками у женского состава; у мужчин облегающий туловище зипун, белая рубаха, шаровары, овчинная шапка. Однако участницы коллектива выступали в данном концерте подобно мужчинам — в таких же шапках, что, безусловно, олицетворяет элемент шутки или игры, однако можно усмотреть в этом и проявление позиции равенства мужчин и женщин, нарушение традиционных постулатов и ролей казачьего общества. Большую долю в творчестве коллектива занимают песни, стилизованные в духе казачьей традиции: «Казачка Надя» (музыка Н. Денисова, слова С. Горбачева) [Надежда Бабкина, 2010], где художественный образ сформирован утрированными и гипербо-листичными мазками — как собирательный образ русской женщины, непокорной, самостоятельной (хотя традиционными чертами женского народного образа являются женственность, покладистость, хозяйственность, женщина выступает как хранительница семейного очага). Оговоримся, что образы казачки в современной культуре и в приведенной нами композиции имеют схожие основные характеристики, но весьма отдалены от исконного его понимания.
Отметим общую характерную черту сценических решений ансамбля — создание атмосферы русского гуляния, залихвацкого, а порой и разухабистого празднества, отсутствие границ между сценическим действом и зрителем. Безусловно, во всех концертных номерах, что также выделяет данный коллектив, есть сценическая режиссура с четко выстроенной образно-сюжетной линией. Эта особенность впоследствии сначала трансформируется в театрализованные представления (80-е гг. XX в.), а затем найдет вопложится в успешном функционировании Московского государственного академического театра «Русская
песня» (2000 г.). Подчеркнем, что атмосфера народного гуляния, веселой ярмарки на концертах ансамбля в то время хотя и являлась воплощением традиций, но для сценического пространства все же была чем-то новым, неординарным и притягательным, поэтому способствовала привлечению вниманию общественности, однако в среде фольклорного сообщества коллектив был воспринят неоднозначно.
Привлечению внимания к ансамблю способствует также креативность в создании концертных костюмов. Следование актуальным тенденциям моды и одновременно наличие элемента провокации — это основа успешности артистического образа. Данные черты мы явственно считываем у ансамбля «Русская песня», где, наряду с традиционными костюмами (много традиционных убранств Белгородской, Курской областей и казачьей традиции), присутствуют неординарные дизайнерские решения. Надежда Георгиевна сотрудничает с многими модными и известными художниками по костюмам и дизайнерами одежды. Так, насыщенность цветов, традиционных орнаментов и в общем-то многочисленные отсылки к народным истокам мы видим в «Этнической коллекции», созданной Романом Ватолки-ным для ансамбля. В 2016 г. для нового театрального сезона «Русской песни» сшил костюмы Вячеслав Зайцев. В данной коллекции присутствуют непривычные для фольклорного образа «бело-черные» цветовые сочетания. Очень провокационно для фольклорного ансамбля, но одновременно модно и неординарно выглядят образы коллектива, созданные для шоу «Голоса Вселенной» [Шоу «Голоса вселенной»]. Часть образов в цветовой палитре — розово-черного цвета, женские костюмы включают брюки или легинсы, кофты и майки с принтами — элементы одежды в духе времени. Присутствуют и традиционные костюмы, и футуристичные комбинезоны (актуальные в модном сезоне 2021-2022 гг.). В программе эти образы органично сочетаются с современной хореографией и модным звучанием аранжировки. Визуальную составляющую дополняют сценография и использование интерактивных экранов, подвижной сцены и многих других технологических приемов из шоу-индустрии. Вкупе все перечисленные элементы создают атмосферу ультрасовременного шоу-мероприятия, что привлекает внимание молодежной, подчеркнем, искушенной публики. Конечно, заинтересовать молодое поколение и увлечь его фольклорной культурой — одна из приоритетных целей не
только фольклорного сообщества, но и в целом всей культурной политики нашей страны, ведь именно от молодежи зависит дальнейшее его (фольклора) «приживание» и современное бытование, а значит, и сохранность культурного наследия. Так, часто использование технологий провокативности и перекос коллективов народного жанра в сторону трендовости весьма негативно воспринимается любителями и ценителями подлинного фольклора, а также фольклорным сообществом. Но эксперименты с применением новых технологий, инструментов, неординарные творческие решения являются двигателем прогресса во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве.
Заключение
Таким образом, применение провокативного метода в воплощении художественных образов, как демонстрируют приведенные примеры этнокультурных коллективов, благоприятно сказывается на привлечении аудитории к данного рода проектам. Охотнее всего воспринимает этот посыл молодое поколение — фольклорное сообщество все же имеет более консервативные взгляды на трансляцию культурного наследия, хотя встречаются исключения. Провокативность является средством реновации или оживления культуры, в отношении же фольклора выступая методом его актуализации и даже «апгрейда». При этом подчеркнем важность соблюдения рационального баланса традиционности и модерни-стичности и учета специфики фольклорного искусства, то есть сохранения его принципиально характерных черт и особенностей.
Библиографический список
1. Алексенкова В. Н. Перформативность в контексте театра // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 2 (61). С 103-108.
2. Ансамбль Д. В. Покровского. Официальный сайт. URL: http://www.pokrovsky-ensemble.ru/ (дата обращения: 04.04.2023).
3. Борисова Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник ЧелГу. 2009. № 35. С. 20-26.
4. Воронина Л. И. Социальный маркетинг и социокультурная динамика. 2009. С. 100-103. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/84769/1/klovsm_2009 _02-03_036.pdf (дата обращения: 04.04.2023)
5. Гавриляченко Е. Г. Новая фольклорная волна и молодежное фольклорное движение // Традиционная Культура. 2007. № 4. С. 11-22.
6. Гегель Г. В. Ф. Эстетика / пер. Б. Г. Столпнер, ред. М. Лившиц : в четырех томах. Москва : Искусство, 1971. Т. 3. 384 с.
7. Жуланова Н. И. Молодежное фольклорное движение. Дербеневка. Фольклорно-этнографический центр. URL: http://www.derbenevka.com/archive/articles/2276/ (дата обращения: 04.04.2023)
8. Зенец Н. Г. Провокативность как способ существования культуры в ситуации постмодерна / Н. Г. Зенец, М. В. Чалдышкина, О. М. Кардас // Гуманитарные исследования. 2020. № 1 (26). C. 11-14.
9. Каминская Е. А. Актуализация традиционного фольклора в современной социокультурной среде на основе его имманентных характеристик // Вестник славянских культур. 2016. № 1. С. 53-64.
10. Лотман Ю. М. Непредсказуемые механизмы культуры. Талин : TLUPress. 2010. 232 с.
11. Малеко Е. В. Особенности трактовки художественного образа-символа в связи со сменой культурно-исторических эпох // Манускрипт. 2020. № 2. С. 204-210.
12. Московский государственный академический театр «Русская песня». URL: https ://folkteatr. ru/groups/ansambl-russkaya-pesnya/ (дата обращения: 04.04.2023)
13. Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня». Шашку бери. 1996. URL: https://youtu.be/jsJriZ6tFLQ (дата обращения: 05.04.2023)
14. Надежда Бабкина. Казачка Надя. 2010. URL: https://youtu.be/Anom84X1Yo0 (дата обращения: 05.04.2023)
15. Новаторов В. Е. Маркетинг в социально-культурной сфере // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2015. № 1 (16). С. 80-86.
16. Они изменили представление о фольклоре и народном пении. URL: https://rg.ru/2023/02/19/oni-izmenili-predstavlenie-o-folklore-i-narodnom-penii-legendarnyj-ansambl-dmitriia-pokrovskogo-otmechaet-50-letie.html (дата обращения: 04.04.2023).
17. Рудиченко Т. С. Традиционная музыкальная культура в современном мире // Музыкальная культура народов России. 2013. № 2 (13). C. 23-28.
18. Соловьева С. В. Художественный образ и наследие // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1. С. 218-221.
19. Толковый словарь Д. Н. Ушакова. URL: https://ushakovdictionary. ru/word.php?wordid=3 8161 (дата обращения: 04.04.2023).
20. Филиппова В. И. Художественный образ как продукт творческого процесса. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-obraz-kak-produkt-tvorcheskogo-protsessa (дата обращения: 04.04.2023)
21. Шоу «Голоса вселенной» 2021. URL: https://youtu.be/S5FEpUKt5LA (дата обращения: 04.04.2021)
Reference list
1. Aleksenkova V. N. Performativnost' v kontekste teatra = Performativity in the context of theatre // Kul'turnaja zhizn' Juga Rossii. 2016. № 2 (61). S 103-108.
2. Ansambl' D. V. Pokrovskogo. Oficial'nyj sajt = D. V. Pokrovsky Ensemble. Official website. URL: http://www.pokrovsky-ensemble.ru/ (data obrashhenija: 04.04.2023).
3. Borisova E. B. O soderzhanii ponjatij «hudozhestvennyj obraz» i «obraznost'» v litera-turovedenii i lingvistike = On the content of the concepts of «artistic image» and «imagery» in literary criticism and linguistics // Vestnik ChelGu. 2009. № 35. S. 20-26.
4. Voronina L. I. Social'nyj marketing i soci-okul'turnaja dinamika = Social marketing and sociocul-tural dynamics. № 2009. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/84769/1Movsm_2009 _02-03_036.pdf (data obrashhenija: 04.04.2023)
5. Gavriljachenko E. G. Novaja fol'klornaja volna i molodezhnoe fol'klornoe dvizhenie = New folklore wave and youth folklore movement // Tradicionnaja kul'tura. 2007. № 4. S. 11-22.
6. Gegel' G. V F. Jestetika = Esthetics / per. B. G. Stolpner, red. M. Livshic : v chetyreh tomah. Moskva : Iskusstvo, 1971. T. 3. 384 s.
7. Zhulanova N. I. Molodezhnoe fol'klornoe dvizhenie. Derbenevka. Fol'klorno-jetnograficheskij centr = Youth folklore movement. Derbenevka. Folklore and ethnographic center. URL: http://www.derbenevka.com/archive/articles/2276/ (data obrashhenija: 04.04.2023)
8. Zenec N. G. Provokativnost' kak sposob sushhestvovanija kul'tury v situacii postmoderna = Pro-vocativeness as a way of culture in a postmodern situation / N. G. Zenec, M. V. Chaldyshkina, O. M. Kardas // Gumanitarnye issledovanija. 2020. № 1 (26). C. 11-14.
9. Kaminskaja E. A. Aktualizacija tradicionnogo fol'klora v sovremennoj sociokul'turnoj srede na osnove ego immanentnyh harakteristik = Actualization of traditional folklore in the modern sociocultural environment based on its immanent characteristics // Vestnik slavjan-skih kul'tur. 2016. № 1. S. 53-64.
10. Lotman Ju. M. Nepredskazuemye mehanizmy kul'tury = Unpredictable mechanisms of culture. Talin : TLUPress. 2010. 232 s.
11. Maleko E. V. Osobennosti traktovki hudozhestvennogo obraza-simvola v svjazi so smenoj kul'turno-istoricheskih jepoh = Features of the interpretation of the artistic image-symbol in connection with the change of cultural and historical eras // Manuskript. 2020. № 2. S. 204-210.
12. Moskovskij gosudarstvennyj akademicheskij teatr «Russkaja pesnja» = Moscow State Academic Theater «Russian Song». URL: https ://folkteatr. ru/groups/ansambl-russkaya-pesnya/ (data obrashhenija: 04.04.2023).
13. Nadezhda Babkina i ansambl' «Russkaja pesnja». Shashku beri = Nadezhda Babkina and the «Russian Song» Ensemble. Take a shashka. 1996. URL: https://youtu.be/jsJriZ6tFLQ (data obrashhenija: 05.04.2023).
14. Nadezhda Babkina. Kazachka Nadja = Nadezhda Babkina. Cossack Nadia. 2010. URL: https://youtu.be/Anom84X1Yo0 (data obrashhenija: 05.04.2023).
15. Novatorov V. E. Marketing v social'no-kul'turnoj sfere = Marketing in the socio-cultural sphere // Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informacionnyj zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. 2015. № 1 (16). S. 80-86.
16. Oni izmenili predstavlenie o fol'klore i narodnom penii = They changed the idea of folklore and folk singing. URL: https://rg.ru/2023/02/19/oni-izmenili-predstavlenie-o-folklore-i-narodnom-penii-legendarnyj-ansambl-dmitriia-pokrovskogo-otmechaet-50-letie.html (data obrashhenija: 04.04.2023).
17. Rudichenko T. S. Tradicionnaja muzykal'naja kul'tura v sovremennom mire = Traditional music culture
in the modern world // Muzykal'naja kul'tura narodov Rossii. 2013. № 2 (13). C. 23-28.
18. Solov'eva S. V. Hudozhestvennyj obraz i nasledie = Artistic image and heritage // Izvestija Samar-skogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2015. T. 17. № 1. S. 218-221.
19. Tolkovyj slovar' D. N. Ushakova = Explanatory dictionary of D. N. Ushakov. URL: https ://ushakovdictionary. ru/word.php?wordid=3 8161 (data obrashhenija: 04.04.2023).
20. Filippova V. I. Hudozhestvennyj obraz kak produkt tvorcheskogo processa = Artistic image as a product of the creative process. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-obraz-kak-produkt-tvorcheskogo-protsessa (data obrashhenija: 04.04.2023).
21. Shou «Golosa vselennoj» 2021 = Voices of the Universe show 2021. URL: https://youtu.be/S5FEpUKt5LA (data obrashhenija: 04.04.2021).
Статья поступила в редакцию 17.03.2023; одобрена после рецензирования 21.04.2023; принята к публикации 19.05.2023.
The article was submitted 17.03.2023; approved after reviewing 21.04.2023; accepted for publication 19.05.2023.