УДК 008:78(571.54)
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-43-48
ФОЛЬКЛОР КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУРЯТИИ
Ткачук Александр Юрьевич, преподаватель, кафедра культурологии и искусствоведения, Восточно-Сибирский государственный институт культуры (г. Улан-Удэ, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассмотрено формирование и развитие современной музыкальной культуры Бурятии, основой которой стал бурятский фольклор: музыкально-поэтический эпос (улигеры), народные песни. Актуальность исследования определяется региональным фактором, состоящим в необходимости сохранения, трансляции и реновации музыкальных традиций Бурятии, являющихся отражением национального мировоззрения на протяжении длительного исторического периода и важной частью культурного наследия региона. Именно этот фактор - использование фольклорных традиций - повлиял на расширение жанрового разнообразия музыкальной культуры Бурятии XX-XXI веков. Сегодня она представлена произведениями театра, балета, оперы, эстрады, рок- и рэп-музыкой, которые являются примерами синтеза бурятского фольклора, европейской музыкальной традиции и современных массовых музыкальных жанров. Основными методами исследования стали историко-культурный, нарративный методы. Жанровое разнообразие музыкальной культуры Республики Бурятия автором рассмотрено как результат взаимовлияния и взаимодействия традиционной культуры с европейской музыкальной традицией, заложившей основу академической музыки, с популярными жанрами - это придало этническую специфику массовой музыке. Показана роль фольклора, традиционных ценностей бурятского народа в формировании уникальной современной массовой музыкальной культуры региона, трансляции национальной картины мира и актуализации вопросов культурной идентичности.
Ключевые слова: массовая музыкальная культура, бурятская культура, национальные музыкальные традиции, фольклор, картина мира, рэп-музыка.
FOLKLORE AS THE BASIS FOR DEVELOPING THE MUSICAL CULTURE OF BURYATIA
Tkachuk Aleksandr Yuryevich, Instructor, Department of Culturology and Art History, East-Siberian State Institute of Culture (Ulan-Ude, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article studies the formation and development of the modern musical culture of Buryatia. The musical culture of Buryatia is rich in diverse material, which was influenced by Western and Eastern cultures. Even so, this culture is based on Buryat folklore: musical and poetic epos (uligers), folk songs. The musical traditions are the reflection of the philosophy of life during the long historical period; it is an important part of the cultural heritage of the region. The need to preserve, share and improve these traditions determines the relevance of the research. The use of folklore traditions influenced broadening the genre diversity of the musical culture of Buryatia of the 20th - 21st centuries. Today it is represented by works for theatrical performances, ballet, opera, pop music, rock music, and rap music. As a result, we can see that Buryat folklore, European musical tradition, and modern musical genres successfully joined each other. The main methods were historical cultural and narrative methods. The author considers the genre diversity of the musical culture of the Republic of Buryatia because of the mutual influence and interaction of traditional culture with the European musical tradition that formed the basis for academic music, with popular genres. The author considers the genre diversity of the musi-
cal culture of the Republic of Buryatia as a result of the mutual influence and interaction of traditional culture with the European musical tradition, which laid the foundation for academic music, with popular genres - they gave an ethnic specificity to popular music. The role of folklore, ethnic culture and traditional values of the Buryat people in making the modern musical culture of the region unique, broadcasting the national worldview and actualizing issues of cultural identity is shown.
Keywords: mass musical culture, Buryat culture, national musical traditions, folklore, world view, rap music.
В стремительно меняющемся мире технологии оказывают значительное воздействие на способы создания и трансляции музыкальной продукции. Происходят процессы аккультурации, особенно заметные в музыкальной культуре. Заимствование и адаптация музыкальных традиций одних народов музыкальной культурой других ярко прослеживается в появлении множества направлений и жанров массового музыкального искусства, за счет чего формируется разнообразие культурных продуктов. Включение элементов ушедших эпох в современные культурные тексты является неотъемлемой частью диалога культур прошлого и настоящего. В информационном обществе под влиянием усиливающейся глокализа-ции взаимодействие национальных, этнических компонентов с массовой культурой становится характерным, что отражается и на развитии массовой музыкальной культуры.
Влияние этнических традиций в XX веке прослеживается сквозь всю историю современной музыки, от возникновения джаза как синтеза этнической музыки афроамериканцев с европейской музыкой до смешения различных жанров и стилей музыки [6, с. 217]. В целом фольклор транслирует «устойчивый и самобытный художественный опыт народа и проявляет способность к взаимодействию с искусством других народов» [8, с. 46]. Сохранение культурного наследия, поддержка сложившейся в процессе исторического развития системы ценностей определенно являются необходимым условием гармоничного развития народа. Эти факторы способствуют не только обогащению культуры региона, но и органичной модернизации общества. Именно межкультурные контакты позволяют понять уникальность своего культурного достояния, отличия не дают раствориться в других культурах, а общечеловеческие ценности обусловливают конструктивный диалог и культурное сотрудничество.
В современной России на протяжении последних лет активно развивается сфера массовой музыкальной культуры, которая представлена разнообразными направлениями, такими как джаз, поп, рок, рэп, электронная музыка, музыка народов мира и другими. В постсоветский и современный периоды государство планомерно выстраивало и проводило независимую культурную политику, одним из аспектов которой является сохранение национальной идентичности средствами художественной культуры. Так, на государственном уровне сегодня осуществляется «поддержка развития искусства всех видов: классическое искусство (изобразительное искусство, музыка и музыкальный театр, драматический театр, балет), народное искусство и фольклор, массовое искусство (эстрада, цирк, кинематограф)» [7]. Это позволило на протяжении последних десятилетий сформироваться современным массовым музыкальным жанрам с национальной культурной спецификой, востребованным у молодого поколения, которому, как никогда ранее, необходимо осознание своих корней и культурной идентичности.
Современная культура Бурятии как полиэтнического региона сформировалась на стыке азиатской и европейской культурных традиций. «Особенности географического положения обусловили уникальность и самобытность бурятской культуры, что было напрямую связано с непрекращавшимися историко-культурными взаимовлияниями между различными культурами, находящимися на пересечении цивилизаций Востока и Запада» [1, с. 74].
Национальная бурятская культура всегда развивалась согласно своим внутренним законам, но ее многовековая история напрямую связана с культурой кочевых народов и общемонгольским миром. Ее определяющим аспектом является особое мировоззрение, основанное на взаимопони-
мании человека и природы, человека и социума. Это определило формирование «экологического», коллективистского типа личности, человека, ясно осознающего себя неотъемлемой частью природы и общества. Единые корни бурятской и монгольской культур нашли отражение в формировании богатой музыкальной традиции, связанной с «особым звуковым языком общения» между человеком и природой, который является одной из характерных особенностей фольклора бурят.
Значительной составляющей мировоззрения бурят были определенные этические ценности: «преданность родовым интересам; готовность защитить и помочь родичам; ответственность за коллектив и перед коллективом; соблюдение равенства и справедливости; доброжелательное отношение к людям; почитание родной земли, небесных светил, явлений природы; почитание духов предков; понимание себя как части общества, природы, космоса» [2, с. 95].
Сложившаяся система ценностей отразилась в различных аспектах традиционной бурятской культуры: устном народном творчестве, архитектуре, музыке, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и т. д., став фундаментом формирования национальной культуры. Народное творчество всегда проявляло способность сохранять «родовую» сущность в различных социокультурных условиях, развиваясь как полноценный компонент художественной культуры [8, с. 41]. Интегрирующее свойство фольклора выполняет формообразующую функцию в становлении и развитии профессионального, национального искусства и художественной культуры. Так, например, на фундаменте народного творчества строились национальные художественные культуры европейских государств. «Достаточно назвать европейский романтизм с его ярко выраженной ориентацией на фольклор в области литературы, музыки, драматургии, театра...» [3, с. 40].
На протяжении веков музыкальная культура бурят была представлена в контексте музыкально-драматического искусства культового назначения - шаманские и буддийские ритуальные действа, мистерии, трудовые песни, а также «в традиционном фольклоре бурят большое место занимают игры - нааданы» [5, с. 213]. Создание сферы профессиональной музыкальной культу-
ры в европейском понимании стало возможным с образованием БМАССР в 1923 году. С этого момента искусство стало одним из главных приоритетов культурной политики государства. Начиная с середины 1920-х годов складывается многоуровневая система художественного образования, создаются учреждения культуры, закладывается профессиональная литературная, режиссерская, композиторская, хореографическая, педагогическая и т. д. основа для дальнейшего развития этой сферы. Уже в 1928 году в Верхнеудин-ске была создана бурятская театральная студия а в 1932 году, согласно решению обкома ВКП(б) и правительства республики, в Верхнеудинске организован Бурят-Монгольский государственный театр [4, с. 140]. Следует отметить, что в становлении музыкальной культуры Бурятии большую роль сыграли специалисты, приглашенные из ведущих социокультурных учреждений страны.
Профессиональная музыкальная деятельность на начальном этапе была тесно связана с развитием театра. Именно музыкальные произведения к театральным постановкам, опера, музыка к балету стали вершиной мастерства и профессионализма бурятских композиторов. Такие произведения, как балет «Красавица Ангара» Л. К. Книппера и Б. Б. Ямпилова, опера «Побратимы» Б. С. Майзеля и Д. Д. Аюшеева, оперно-музыкальная драма «Баир» П. М. Берлинского, Г. Ц. Цыденжапова, опера «Энхэ-Булат-Батор» М. П. Фролова, гармонично объединяют фольклорную музыку бурят с классической европейской музыкой. В последующие годы именно этот фактор обусловил формирование национальной профессиональной композиторской школы, за короткий срок бурятская музыка приобрела статус профессиональной музыки. Таким образом, музыкальная культура бурят в XX веке развивалась в органичном соединении музыкальных традиций западной и восточной культур [2, с. 95].
В советский период задача построения новой социалистической культуры, нового искусства с новыми героями, новыми целями, идеологией не исключала возможности использования элементов национальной культуры. В целом основой для всех видов художественной культуры на первоначальном этапе становления стало фольклорное наследие, когда были органично соеди-
нены традиции народного творчества с приемами и принципами русского театра, музыки, литературы, изобразительного искусства и т. д. Фольклор определил своеобразие национальной музыкальной культуры, в которой основополагающим стало отражение особенностей менталитета народа, картины мира, природно-климатической среды [4, с. 139], расширяя жанровый диапазон от малых песенных форм до национальной оперы, балета, композиций к театральным постановкам, современных музыкальных жанров. В настоящее время музыкальная культура Бурятии, кроме уже указанных фольклорных и академических жанров, широко представлена современными популярными, эстрадно-развлекательными жанрами -поп, рок, рэп, электронная музыка, но со своими культурными особенностями.
Музыка этнического направления, world music, сегодня очень востребована во всем мире. В соответствии с этим этнические мотивы включаются не только в музыкальные направления world music, но и в популярные музыкальные жанры. На протяжении последних десятилетий в России активно формировались современные развлекательные жанры с национальной культурной спецификой. Для бурятской поп-музыки характерно исполнение на бурятском языке, внедрение в музыкальный текст несложных элементов, мотивов, мелодий из традиционной музыки и исполнение популярных песен прошлых поколений в современной аранжировке. Представители эстрадного жанра особенно популярны в Республике Бурятия и в ближайших регионах, где проживают этнические буряты, владеющие родным языком, в Забайкальском крае, Иркутской области, также в Монголии и Китае. Бурятские артисты активно гастролируют, участвуют в общероссийских и международных фестивалях этнической и фольклорной музыки. Ярким примером бурятской популярной музыки служат исполнители Эрдэни Батсух, Инна Шагнаева, Мэдэгма Доржи-ева, Зоригто и Нонна Тогочиевы, Чингис Ханда-жапов (Ли), Чингис Раднаев, Ринчин Дашицыре-нов и другие.
Пионерами этно-рока в Бурятии можно назвать С. Жамбалова и С. Ананина, игравших в группе «Урагша», затем С. Ананин совместно с А. Вороновым основал известную группу «Ат-
тракцион Воронова». Сегодня ярким представителем этно-рока является группа «Сагаан Турлааг». В этно-рок композициях музыканты используют мелодии традиционной музыки бурят, сюжеты фольклора монгольских народов, включают звучание традиционных музыкальных инструментов. Современная интерпретация традиционной культуры и фольклора в инструментальных, акустических и электронных аранжировках приобретает не только оригинальное звучание, но и придает национальный колорит рок-музыке.
Сегодня в республике среди молодежи особенно востребован рэп, обладающий ярко выраженной национальной спецификой. Это обусловлено тем, что он является одним из самых популярных музыкальных жанров как в России, так и во всем мире. В силу значительной территории нашей страны, отличающейся исторически сложившейся региональной спецификой, большим количеством этносов, рэп-музыка приобретает свою самобытность, включая в себя культурные особенности регионов, в которых она развивается. Активно распространяясь в интернет-пространстве, рэп привлекает внимание молодого поколения, транслируя при этом своеобразие региона, не характерное для рэп-мейнстрима коммерческой направленности.
В творчестве группы «Хатхур-Зу» и исполнителя Алихана Дзе ярко выражены элементы национальной картины мира бурятского народа. Основной чертой творчества музыкантов является исполнение на родном бурятском языке. Фонетические особенности бурятского языка, гортанность звуков, запоминающаяся ритмика слов придают бурятскому рэпу своеобразную мелодичность, а метафоричность и образность языка расширяют смыслы текстов. Также богатая фольклорная традиция бурят, представленная в эпических сказаниях - улигерах как родовой памяти всех монгольских народов, перекликается с современным прочтением рэп-текстов, что, несомненно, влияет на восприятие слушателя на уровне исторической памяти.
Для жанра этнической музыки главной составляющей также являются заимствования из традиционной народной музыки. В этом жанре широко представлены бурятские мотивы, мелодии, напевы, аутентичное вокальное исполнение
и игра на традиционных музыкальных инструментах. В репертуар артистов включены бурятские плясовые, игровые, протяжные песни, старинные народные дореволюционные песни, монгольские песни, горловое пение и т. п. Песни могут исполняться сольно, хором в составе ансамблей и музыкальных коллективов.
Традиционная культура, понимаемая как часть культурной идентичности, отражена в самой музыке. Использование национальных музыкальных инструментов придает ей неповторимое и уникальное звучание, включение в биты этнических мотивов придает рэпу особенный колорит, в музыке слышатся связь времен и преемственность поколений.
Важной и неотъемлемой составляющей современной массовой музыкальной культуры является визуализация музыки артиста. Бурятские рэп-музыканты активно используют в своих видеоработах элементы картины мира бурятского народа, которая включает в себя компоненты ландшафта и традиционной культуры: озеро Байкал, остров Ольхон, горы Саяны, степь, тайгу, юрту, костюмы, народные танцы, нааданы и многое другое. Так, в видеоклипе Алихана Дзе «Бургэ-дэй хатар», снятом на острове Ольхон, пропагандируются ценности здорового образа жизни, занятий традиционными видами спорта, такими
как борьба, стрельба из лука. В видео Сонг «Чи Буу Ай» показаны национальный костюм и экипировка воина-номада, в клипе певицы Miralza «Гэрэл» показана красота родного края, которую необходимо сберечь для следующих поколений, в треке Алихана Дзе «Ахай» делается акцент на семейные ценности, в видеоклипе Алихана Дзе & Saryuna Mend Amar представлены национальный костюм, традиционный танец бурят ехор и многое другое. Визуальный ряд поддерживается также видами природно-географических зон республики и культурными объектами (дацан, обо). Все эти элементы являются значимыми образами, символическими кодами и маркерами национальной бурятской культуры.
Таким образом, фольклор, будучи отражением национального мировоззрения, сегодня является основой уникальности современной массовой музыкальной культуры региона. В творчестве бурятских музыкантов актуализируются вопросы культурной идентичности, реновации национальной картины мира, трансляции традиционных ценностей. Фольклорные компоненты в различной степени проникают или сознательно используются музыкантами как исключительный, этно-генерирующий элемент культурного наследия, способный выделить его среди унифицированного коммерческого музыкального продукта.
Литература
1. Амгаланова М. В. Культурное наследие как фактор формирования национальной бурятской культуры в советский период // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. -№ 36. - С. 73-78.
2. Гончикова М. Ц. Традиции бурятской народной музыки как основа формирования профессиональной музыкальной культуры и образования в Республике Бурятия // Вестник Томского государственного университета. - 2016. - № 1(21). - С. - 94-98.
3. Гусев Е. В. Фольклор как элемент культуры // Искусство в системе культуры: сб. науч. ст. - Ленинград: Наука, 1987. - С. 36-41.
4. Кириченко С. В. Профессиональный театр Бурятии: от истоков до первой декады искусства в Москве // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 7. - С. 137-142.
5. Санжиева Л. Н. Музыка композиторов Бурятии в стране и мире // Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 95-летию Республике Бурятия: сб. науч. ст. - Улан-Удэ: Вост-Сиб. гос. ин-т культуры, 2018. - С. 213-216.
6. Тросби Д. Экономика и культура. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 256 с.
7. Флиер А. Я. Идеологическая функция культурной политики [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2018. - № 1. - URL: http://www.journals.mosgu.ru/zpu/ article/view/654 (дата обращения: 05.09.2021).
8. Щедрина Г. К. Искусство как этнокультурное явление // Искусство в системе культуры: сб. науч. ст. - Ленинград: Наука, 1987. - С. 41-47.
References
1. Amgalanova M.V. Kul'turnoe nasledie kak faktor formirovaniya natsional'noy buryatskoy kul'tury v sovetskiy period [Cultural heritage as a factor in the formation of national Buryat culture in the Soviet period]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 36, pp. 73-78. (In Russ.).
2. Gonchikova M.Ts. Traditsii buryatskoy narodnoy muzyki kak osnova formirovaniya professional'noy muzykal'noy kul'tury i obrazovaniya v respublike Buryatiya [The traditions of Buryat folk music as the basis for the formation of professional musical culture and education in the Republic of Buryatia]. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific journal of Tomsk State University], 2016, no. 1(21), pp. 94-98. (In Russ.).
3. Gusev E.V. Fol'klor kak element kul'tury [Folklore as an element of culture]. Iskusstvo v sisteme kul'tury: sb. nauch. st. [Collection of scientific articles Art in the system of culture. Collection of scientific articles]. Leningrad, Nauka Publ., 1987, pp. 36-41. (In Russ.).
4. Kirichenko S.V. Professional'nyy teatr Buryatii: Ot istokov do pervoy dekady iskusstva v Moskve [Professional Theater of Buryatia: From the origins to the first decade of art in Moscow]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Journal of the Buryat State University], 2015, no. 7, pp. 137-142. (In Russ.).
5. Sanzhieva L.N. Muzyka kompozitorov Buryatii v strane i mire [Music of composers of Buryatia in the country and the world]. Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, posvyashchennaya 95-letiyu Respublike Buryatiya [All-Russian Scientific and Practical Conference dedicated to the 95th anniversary of the Republic of Buryatia]. Ulan-Ude, East-Siberian State Institute of Culture Publ., 2018, pp. 213-216. (In Russ.).
6. Trosbi D. Ekonomika i kul'tura [Economy and culture]. Moscow, Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki Publ., 2018. 256 p. (In Russ.).
7. Flier A.Ya. Ideologicheskaya funktsiya kul'turnoy politiki [The ideological function of cultural policy]. Informatsionnyy gumanitarnyy portal "Znanie. Ponimanie. Umenie" [Information humanitarian portal "Knowledge. Understanding. Skill"], 2018, no. 1. (In Russ.). Available at: http://www.journals.mosgu.ru/zpu/article/view/654 (accessed 05.09.2021).
8. Shchedrina G.K. Iskusstvo kak etnokul'turnoe yavlenie [Art as an ethnocultural phenomenon]. Iskusstvo v sisteme kul'tury: sb. nauch. st. [Collection of scientific articles Art in the system of culture. Collection of scientific articles]. Leningrad, Nauka Publ., 1987, pp. 41-47. (In Russ.).
УДК 069.01
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-48-55
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОХРАНЕНИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
Мамаева Елена Ивановна, руководитель музея, общество с ограниченной ответственностью «Аптекарский двор» (г. Пермь, РФ); аспирант кафедры музеологии и культурного наследия, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: forenergizer@ gmail.com
Историко-культурное фармацевтическое наследие как особый вид мирового культурного наследия существует уже более 150 лет, но объектом специального культурологического научного исследования пока не являлось. Современные практики сохранения и презентации такого вида наследия определяются самой фармацевтической отраслью, национальными особенностями развития музейного дела, а также мотивами основных субъектов музеефикации историко-культурного фармацевтического наследия. Консолидация такого вида наследия в форме национальных фармацевтических музеев является одной из основных тенденций современной музейной практики. Вторая тенденция заключается в музеефи-кации аптек в структуре крупных музейных образований (музей под открытым небом, живой музей,