Научная статья на тему 'ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА БУРЯТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА: К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ'

ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА БУРЯТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА: К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бурятский фольклор / бурятская фольклористика / бурятоведение / жанровая типология фольклора / бурятская народная музыка / Buryat folklore / Buryat folkloristics / Buryat studies / genre typology of folklore / Buryat folk music

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новикова Ольга Владимировна

В статье обсуждаются подходы к жанровой классификации бурятского фольклора, ставшие следствием различных методологических позиций авторов исследований и сборников фольклорных материалов. Отмечается заметная в ряде работ установка на рассмотрение бурятского народа как консолидированной общности, обладающей единой культурой. В контексте этнической неоднородности бурят подчеркивается значимость изучения конкретных этнолокальных традиций, максимально подробного описания отдельных жанров, публикации полных фольклорных текстов с указанием мест фиксации и информантов. Все это позволит выявить целостные жаровые системы фольклора отдельных этнолокальных групп бурят. При этом музыкально-фольклорные жанры следует рассматривать в контексте целостной системы бурятской традиционной культуры, включающей как музыкальные, так и немузыкальные жанровые традиции. Необходимо учитывать отражающую внутрикультурные жанровые противопоставления этническую терминологию, а также исторические изменения в традиционной культуре. Данный подход наблюдается в исследованиях новосибирских авторов, его результативность проиллюстрирована на примере описания западно-бурятской идинской (боханско-осинской) и восточно-бурятской хоринской (еравнинской) фольклорно-жанровых систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE SYSTEM BURYAT MUSICAL FOLKLORE: TO THE QUESTION ABOUT STUDY METHODOLOGY

The article discusses approaches to the genre classification of Buryat folklore, which resulted from various methodological positions of the authors of studies and collections of folklore materials. It is noted that in a number of works the installation of the Buryat people for consideration as a consolidated community with a single culture is noticeable. In the context of ethnic heterogeneity, the Buryats emphasize the importance of studying specific ethnolocal traditions, describing individual genres in as much detail as possible, publications of the most complete folklore texts indicating the places of fixation and informants. All this will to make holistic descriptions of the genre systems of folklore of separate ethno-local groups of buryats. At the same time, musical and folklore genres should be considered in the context of a holistic system of Buryat traditional culture, including both musical and non-musical genre traditions. It is necessary to take into account the ethnic terminology reflecting intracultural genre oppositions, as well as historical changes in traditional culture. This approach it is observed in the studies of Novosibirsk authors, its effectiveness is illustrated on the example of the description of the West Buryat Idin (Bokhan-Osin) and East Buryat Khorin (Eravna) folklore-genre systems.

Текст научной работы на тему «ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА БУРЯТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА: К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ»

© Новикова, О.В., 2022 УДК 781.7

DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-26-35

ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА БУРЯТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА: К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ

О.В. Новикова1

1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. В статье обсуждаются подходы к жанровой классификации бурятского фольклора, ставшие следствием различных методологических позиций авторов исследований и сборников фольклорных материалов. Отмечается заметная в ряде работ установка на рассмотрение бурятского народа как консолидированной общности, обладающей единой культурой. В контексте этнической неоднородности бурят подчеркивается значимость изучения конкретных этнолокальных традиций, максимально подробного описания отдельных жанров, публикации полных фольклорных текстов с указанием мест фиксации и информантов. Все это позволит выявить целостные жаровые системы фольклора отдельных этнолокальных групп бурят. При этом музыкально-фольклорные жанры следует рассматривать в контексте целостной системы бурятской традиционной культуры, включающей как музыкальные, так и немузыкальные жанровые традиции. Необходимо учитывать отражающую внутрикультурные жанровые противопоставления этническую терминологию, а также исторические изменения в традиционной культуре. Данный подход наблюдается в исследованиях новосибирских авторов, его результативность проиллюстрирована на примере описания западно-бурятской идинской (боханско-осинской) и восточно-бурятской хоринской (еравнинской) фольклорно-жанровых систем.

Ключевые слова: бурятский фольклор, бурятская фольклористика, бурятоведение, жанровая типология фольклора, бурятская народная музыка

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Новикова О.В. Жанровая система бурятского музыкального фольклора: к вопросу о методологии изучения // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 2635. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-26-35.

GENRE SYSTEM BURYAT MUSICAL FOLKLORE: TO THE QUESTION ABOUT STUDY METHODOLOGY

O.V. Novikova1

1 M.I. Glinka State Novosibirsk Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. The article discusses approaches to the genre classification of Buryat folklore, which resulted from various methodological positions of the authors of studies and collections of folklore materials. It is noted that in a number of works the installation of the Buryat people for consideration as a consolidated community with a single culture is noticeable. In the context of ethnic heterogeneity, the Buryats emphasize the importance of studying specific ethno-local traditions, describing individual genres in as much detail as possible, publications of the most complete folklore texts indicating the places of fixation and informants. All this will to make holistic descriptions of the genre systems of folklore of separate ethno-local groups of buryats. At the same time, musical and folklore genres should be considered in the context of a holistic system of Buryat traditional culture, including both musical and non-musical genre traditions. It is necessary to take into account the ethnic terminology reflecting intracultural genre oppositions, as well as historical changes in traditional culture. This approach it is

observed in the studies of Novosibirsk authors, its effectiveness is illustrated on the example of the description of the West Buryat Idin (Bokhan-Osin) and East Buryat Khorin (Eravna) folklore-genre systems.

Keywords: Buryat folklore, Buryat folkloristics, Buryat studies, genre typology of folklore, Buryat folk music

Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Novikova, O.V. (2022), "Genre system Buryat musical folklore: to the question

about study methodology", Journal of Musical Science, vol. 10, no. 2, pp. 26-35. DOI:

10.24412/2308-1031-2022-2-26-35.

При изучении музыкального фольклора любой этнической традиции определение лежащей в его основе жанровой системы имеет первоочередное значение. С одной стороны, это знание позволяет структурировать, классифицировать и иерархически ранжировать все многообразие наблюдаемых в реальности музыкально-фольклорных явлений, с другой - понять закономерности музыкального мышления носителей культуры, а также задает координаты, в которых будет описана в дальнейшем традиционная музыкальная культура этноса. Поэтому не удивляет тот факт, что проблема жанровой классификации всегда была в центре внимания бурятских фольклористов, в первую очередь филологов и этнографов - начиная с этапа сбора материала по устной традиции бурят и заканчивая его теоретическим осмыслением. При этом в разные периоды изучения бурятского фольклора подходы к установлению системы фольклорных жанров различались, поскольку их авторы исходили из разных методологических оснований.

Несмотря на то что многие буря-товеды не ставили в своих трудах специальной задачи определения системы фольклорных жанров, при описании жанровых явлений они все же вынуждены были опираться на имеющиеся классификации либо

предлагать собственные. Последнее стало особенно актуальным для тех исследователей, которые старались создать целостные описания бурятского фольклора. Подобного рода работы стали появляться в основном с рубежа 1950-1960-х гг.: это монографии «Бурятский фольклор» (1959) и «Бурятское народно-поэтическое творчество» (1975) Н.О. Ша-ракшиновой, «Древний фольклор бурят» (1974) А. И. Уланова, «Малые жанры бурятского фольклора» (1982) С.С. Бардахановой, объемные собрания памятников фольклора «Устное народно-поэтическое творчество бурят» (1960) и «Бурятские народные песни» (1961, 1965, 1970) С. П. Балдаева, «Руководство по собиранию бурятского фольклора» (1959) С.П. Балдаева и Г.О. Ту-денова, «Бурятский ёхор» (1985) И.А. Манжигеева и пр.

В этих и других работах в соответствии с тенденциями своего времени (Бураев И., 2004, с. 233) отразился взгляд на бурятский этнос как на консолидированную народность, обладающую единой культурой. Данный подход также нашел отражение в монографиях, посвященных музыкально-фольклорным жанрам, например, в исследовании «Лирические песни бурят» (1973) Н.О. Шаракшиновой, кандидатской диссертации музыковеда Б.В. Ол-зоева «Бурятские народные песни»

(1965), его статье «Бурятская народная музыка» в двухтомном издании «Очерки истории культуры Бурятии» (1972) и пр. Обобщающей работой этого направления можно считать «Систему жанров бурятского фольклора» (1992) С.С. Бардаха-новой.

Важно, что эти основополагающие для многих поколений буря-товедов и до сих пор сохраняющие свое значение труды описывают некую «общебурятскую» систему фольклора. В них культурная специфика разных бурятских этноло-кальных групп практически не учитывается либо упоминается в связи с частными описаниями той или иной жанровой традиции. Добавим, что жанровые классификации большинства вышеназванных авторов опираются преимущественно на поэтические тексты фольклорных образцов, в ряде случаев принимается во внимание этнографический контекст бытования жанров, тогда как музыкальная составляющая, подчеркивающая противопоставление жанровых систем отдельных локальных традиций, почти не рассматривается.

Вероятно, для вышеперечисленных исследователей, являющихся представителями описываемой культуры и демонстрирующих взгляд на нее «изнутри», этнолокальная атрибуция фольклорно-жанровых явлений не представляла затруднений. Однако для стороннего, не принадлежащего к бурятской культуре читателя такой подход значительно усложняет понимание жанровой системы бурятского фольклора (в том числе музыкального), складывающейся из жанровых традиций западно- и восточно-бурятской этно-

локальных общностей и составляющих их этнических групп.

Отметим, что этническая неоднородность бурят подчеркивалась лингвистами и этнографами. Согласно современным данным, в бурятском языке выделяется 15 говоров (диалектов) (Бураев И., 2004, с. 241-242), и «носители каждой группы диалектов составляют определенную этническую группу -хоринскую, цонгольскую, сартуль-скую, хамниганскую, хонгодор-скую, эхиритскую и булагатскую» (Бураев, И., 2004, с. 235). По культурно-этнографическим данным выделяются восточные (хоринцы и селенгинцы) и западные буряты (эхирит-булагаты и хонгодоры) (Дугаров Д., 1997).

В этой связи крайне важны исследования, посвященные описанию конкретных локальных фольклорных традиций либо отдельных жанров внутри них. Ценные сведения содержат очерки «Наблюдения по фольклору бурят Еравнинско-го и Хоринского аймаков» (1959) Г. О. Туденова, «Традиционные песни хоринских бурят» (1959) Т.М. Болдоновой, «О фольклоре тарийских бурят» (1962) Ц.-А. Ду-гар-Нимаева, «Итоги собирания бурятского фольклора в Тункинской долине» (1971) Н.О. Шаракшино-вой, «Заметки о дореволюционном быте агинских бурят» (1972) Л. Линховоина, «Фольклор Тунки» (1975) В.Ш. Гунгарова, «Закамен-ские буряты» (1992) Г.Р. Галдано-вой, «Танцевально-игровая культура бурят Приангарья» (2001) Д.А. Николаевой и О.Б. Буксико-вой, диссертации «Песенное творчество селенгинских бурят» (1969) Д.С. Дугарова, «Современное быто-

вание фольклора эхирит-булагат-ских бурят» (2004) М.Д. Урмаевой, «Песенное творчество закаменских бурят: традиции бытования» (2008) А.С. Дылгыровой.

На протяжении всей истории изучения бурятской традиционной культуры появлялись работы по отдельным жанрам и жанровым традициям с этнографическими подробностями, определяющими этнолокальную специфику рассматриваемого материала. Назовем труды дореволюционных авторов М. Кроля («Брачные обряды и обычаи забайкальских бурят», 1894), И.М. Этагорова («Свадебный обряд у аларских бурят», 1901), С.Д. Шагдарона и Б.Д. Очирова («Игры и увеселения агинских бурят», 1909), Р. А. Иванова («Среди бурят Иркутской губернии», 1914). Интересно, что в последней работе немало внимания уделяется музыкальной составляющей фольклорных жанров, а в сборнике А.Д. Руднева «Мелодии монгольских племен» (1909) помимо нотировок бурятских напевов предлагается их типология: мелодии делятся на светские, включающие лирические, бытовые, эпические, религиозно-нравственные, неопределенные песни и плясовые и духовные, в число которых входят буддийские богослужебные и шаманские напевы (1909, с. 403).

Продолжая перечень значимых работ, посвященных этнографическому и филологическому описанию отдельных жанров и жанровых традиций, нельзя не назвать «Бурятские свадебные обряды» (1959) С.П. Балдаева, «Общественные игры бурят» (1961) и «Игры в общественной жизни бурят» (1989) И.Е. Тугутова, «Бурятские истори-

ческие песни» (1973) М.И. Тулохо-нова, «Бурятские народные танцы» (1974) Т.Е. Гергесовой, «Исторические корни белого шаманства» (1991) Д.С. Дугарова, «Традиционные танцы западных бурят» (1999) М.Я. Жорницкой, «Бурятские народные песни. Песни хонгодоров» (2002) Г.Д. Фроловой, «Обряды в традиционной культуре бурят» (2002) Д.Б. Батоевой, Г.Р. Галдано-вой, Д.А. Николаевой, Т.Д. Скрын-никовой и пр.

Крайне ценными представляются и собрания фольклорного материала, записанного с указанием мест фиксации. Помимо уже упомянутых «Бурятских народных песен» С.П. Балдаева назовем сборники «Песнопения аларских бурят» (1929) Г.Д. Санжеева, «Песни осин-ских бурят» (1985) Т.М. Болдоно-вой, «Песни хонгодоров» (1998) Г.Д. Фроловой, «Фольклор Курум-чинской долины» (1999) С.С. Бар-дахановой, «Фольклор окинских бурят» (2000) Б.С. Дугарова, «Эхирид булагад арадай дуунууд» («Сборник народных песен эхирит-булагат-ских бурят», 2003) Д.И. Баймеевой, «Фольклорная поэзия улекчинских бурят» (2004) Ц.Ц. Очировой, «Родные напевы: Ёхор» (2011) К.А. Макарова и Н.Н. Ильиной, «Фольклор шэнэхэнских бурят» (2016) Б.-Х.Б. Цыбиковой и др., в большинстве которых материал сгруппирован по жанрам.

Обширный на первый взгляд список, распределенный по отдельным традициям, показывает катастрофическую нехватку работ по каждой из них, при этом ряд локальных традиций и отдельных жанров остается неописанным. Отметим также, что даже в имеющемся мате-

риале музыкальная сторона фольклора представлена спорадическими комментариями и практически не рассматривается. К концу XX в. ее изучение находилось на самом первоначальном этапе: не случайно в обобщающем очерке «Буряты» издания «Музыкальная культура Сибири» (1997) Д.С. Дугаров и О.И. Куницын не предлагают классификации музыкально-фольклорных жанров, ограничиваясь лишь описаниями наиболее значимых из них.

Тем не менее, Д.С. Дугарову принадлежит одна из самых достоверных музыкально-жанровых систем, учитывающая музыкальный компонент, а также сложность бурятской этнодиалектной ситуации. Она содержится в трехтомнике «Бурятские народные песни» (1964-1980), в котором бурятский фольклор делится на восточно- (хоринский), южно- (селенгинский) и западно-бурятский. В свою очередь, в западно-бурятском томе образцы группируются по районам из-за наличия там, по выражению исследователя, «множества музыкальных "говоров" и "подговоров"» (Дугаров Д., 1980, с. 3).

Своими работами Д.С. Дугаров открыл историю этнодиалектного изучения бурятской традиционной культуры с учетом ее музыкальной составляющей. Его собрание не имеет аналогов в бурятской фольклористике и остается ценнейшим источником сведений как для музыковедов, так и филологов. В нем зафиксированы практически все бытующие у разных групп бурят музыкальные жанры с напевами, текстами и переводами, приводятся сведения об информантах и месте

записи, опубликованных вариантах, комментарии об этнографии бытования того или иного жанра или конкретного образца.

В то же время, этот источник нельзя признать достаточным и отвечающим современным требованиям публикации фольклорных нотных текстов. В частности, в первых двух томах, достаточно подробно репрезентирующих хоринскую и селенгинскую традиции, песенные образцы проиллюстрированы одной или двумя музыкально-поэтическими строками. Этот недостаток преодолен в третьем, западно-бурятском томе, где песни представлены первой строфой, а эпические образцы -несколькими тирадами.

Однако из-за того, что западно-бурятские этнолокальные группы довольно многочисленны, на каждый «музыкальный говор» приходится небольшое число примеров и зачастую не все жанры. Например, по Окинскому и Тункинскому районам приводится 4 и 19 образцов соответственно, по Баунтовскому - 4, по Закаменскому и Нижнеудинскому районам - по 14 образцов. Наиболее обширно представлены Аларский (42 образца), Боханский (61) и Эхи-рит-Булагатский районы (58). Очевидно, чтобы продолжить начатую Д.С. Дугаровым работу и составить «портреты» музыкально-фольклорных традиций отдельных этноло-кальных групп, необходим большой корпус опубликованного материала, и в настоящий момент его нехватка ощущается особенно остро.

В этой связи трудно переоценить издания, содержащие нотирован-ные образцы песен и произведений других жанров: сборники «Песни хори-бурят» (1999) Л.А. Халтае-

вой, «Буряад-монгол арадай дуун» (Бурят-монгольские народные песни, 2003) А.А. Нумаа, ранее упоминавшееся учебное пособие «Танцевально-игровая культура бурят Приангарья» Д. А. Николаевой и О.Б. Буксиковой; исследования музыковедов «Певческие традиции западных бурят: эхиритов и була-гатов (опыт историко-искусство-ведческого исследования)» (2005) Т. С. Тангановой, «Бурятский круговой танец ёхор: историко-этногра-фический, ладовый, ритмический аспекты» (2009) и «Обрядовая песенная традиция западных бурят» (2017) Л. Д. Дашиевой. В этих работах, а также в учебном пособии Л.Д. Дашиевой «Традиционная музыкальная культура бурят» (2005) дополняется и развивается классификация Д.С. Дугарова, включающая музыкальный компонент в число критериев жанровой классификации.

Необходимо отметить еще один момент, затуманивающий жанровые классификации бурятского музыкального фольклора: традицию понимать под «песнями» все, что поется, в том числе, непесенные жанры (эпос, прославления победителей спортивных состязаний, скотоводческие заговоры и колыбельные укачивания). От этих представлений не свободны не только работы середины XX в., но и современные издания: работы С.С. Бардахановой, А.С. Дылгыровой, Т.С. Тангановой, песенные сборники Д.С. Дугарова, Г.Д. Фроловой, А.А. Нумаа и др.

Вероятно, задача отделения песен от произведений других пою-щихся жанров должна стать первоочередной при их жанровой типо-логизации. Что касается создания

жанровой типологии, в том числе музыкально-фольклорных жанров, то ей должно предшествовать создание целостных описаний жанровых систем отдельных локальных традиций. При этом музыкально-фольклорные жанры следует рассматривать в контексте целостной системы бурятской традиционной культуры, включающей как музыкальные, так и немузыкальные жанровые традиции.

Пониманию жанровой системы отдельных этнолокальных групп бурят во многом способствует народная терминология, выявляемая в ходе экспедиционного обследования районов их проживания. В частности, она учитывается в работах Д.С. Дугарова, сборнике «Фольклор шэнэхэнских бурят» Б-Х.Б. Цы-биковой, главе «Буряты» раздела «Традиционные музыкальные культуры Сибири» Н.М. Кондратьевой в учебнике «Музыкальная культура Сибири» (2006), многочисленных работах автора настоящей статьи.

Новосибирск - крупнейший научный центр, консолидировавший силы исследователей Новосибирской консерватории и Института филологии СО РАН в изучении бурятской музыкальной культуры и создании типологии бурятского музыкального фольклора (Новикова О., 2019).

Во-первых, здесь развернулась экспедиционная работа по сбору музыкально-фольклорного материала, состоялись экспедиции Новосибирской консерватории в Еравнинский, Тункинский, Окинский, Баргузин-ский, Кабанский, Осинский, Бохан-ский и Нукутский районы, поездки Института филологии в Усть-Ордынский Бурятский округ, Качугский, Ольхонский, Эхирит-Булагатский

и Баяндаевский районы Иркутской области, Читинскую область и Агинский Бурятский округ, Иволгин-ский район Бурятии. В разные годы руководителями и участниками экспедиций были А.М. Айзенштадт, Ю.И. Шейкин, Е.Н. Кузьмина, Г.Б. Сыченко, Н.М. Скворцова, Н.М. Кондратьева, Е.Л. Тирон, Г.Е. Солдатова, А.Г. Гомбожапов, К.А. Сагалаев, О.В. Новикова и пр. (Новикова О., 2019). Результатом полевых исследований стали статьи о жанровом составе ряда этно-локальных традиций, в том числе доступные широкой общественности очерки объектов нематериального культурного наследия на сайте Культура.РФ.

Во-вторых, в Новосибирской консерватории под руководством В.В. Мазепуса развивалась методология, ориентированная на адекватное и точное описание специфических особенностей этнолокальных традиций. В рамках ее проводилось ареальное изучение и сравнение некоторых бурятских традиций, их описание с позиций интонационной культуры и теории этномузы-кальных систем с представлениями о плане содержания и плане выражения интонационной культуры этноса (Кондратьева Н., 1999).

По результатам исследований стало очевидным отсутствие однородной общебурятской фольклор-но-жанровой системы и возникло понимание ее суммарности, складывания из фольклорно-жанровых систем отдельных этнолокальных групп. При наличии в культуре каждой из этих групп эпической, обрядовой, лирической жанровых сфер последние могут быть представлены разным жанровым составом. Вну-

три одной традиции разные жанры различаются на грамматическом уровне - уровне страт (Новикова О., 2005). На протяжении исторического развития локальные жанровые системы претерпели изменения, которые привели к усилению сходств и нивелированию различий между отдельными жанровыми традициями. Об этих тенденциях пишет, в частности, М.И. Тулохонов (2004), а также автор настоящей работы (см., например (Новикова О., 2008; 2009; 2012; 2016 и др.)).

В качестве иллюстрации рассмотрим жанровые системы хоринских (восточных) бурят из Еравнинского района Республики Бурятия и идин-ских бурят - западно-бурятской группы, проживающей в Боханском и Осинском районах Иркутской области.

Так, еще в 60-х гг. XX в. у ерав-нинских бурят выделялось несколько музыкально-фольклорных жанровых традиций, соответствующих грамматическим стратам. Иерархически наиболее высокое место занимали эпические сказания, исполняющиеся речью с песенными вставками - монологами героев TYYPэлгэ. Обрядовую сферу представляли страты колыбельных песен и укачиваний, поющихся скотоводческих заговоров, прославлений победителей спортивных состязаний. Обрядовая сфера наряду с лирической была отражена также в страте песенной традиции, в которой по содержанию выделялся пласт свадебных песен и песен игры прятания кольца, охотничьих, шуточных, застольных и т.д. Бытовала и традиция инструментального музицирования, про которую ныне известно крайне мало.

У идинских бурят была чрезвычайно развита эпическая традиция. Здесь процветала шаманская традиция с кругом соответствующих жанров, практически полностью уничтоженных за годы советской власти. Песенная традиция была представлена чрезвычайно развитой обрядовой частью - песнями кругового танца ёхор, сопровождающего родовые обряды и обряды жизненного цикла, песнями свадьбы и другими семейно-обрядовыми песнями. Она также включала исторические и лирические песни разных видов, исполнение которых могло быть связано либо не связано с обрядами. Имелись и прославления победителей спортивных состязаний. Отметим, что у идинских бурят жанровые традиции, по-видимому, также соответствовали самостоятельным грамматическим стратам.

Сегодня в условиях практически полного исчезновения эпоса и шаманской традиции песенная традиция в разных этнолокальных группах приняла на себя роль этнического маркера, стала ядром традиционной музыкальной культуры, но и в ней произошли очевидные изменения. Обрядовые по происхождению песни, окончательно утратив связь с обрядом, стали лирическими. Особенно отчетливо это проявляется в хоринской традиции, в которой и до революции обряды жизненного цикла и общественные обряды в значительной степени обслуживались буддийской музыкой. У идин-ских бурят обрядовые песни поются до сих пор, поскольку сохраняется память об обрядах либо их функционирование. В частности, здесь имеются такие песенные жанры, которых нет у хоринцев, - свадебные

«песни одеяла», «песни поклонения молодых домашнему очагу», «песни трусов», «песни по умершим» и пр.

С грамматической точки зрения песенная традиция еравнинских хоринцев отличается удивительной внутренней монолитностью. Во-первых, ее следствием является условность деления песен на жанры по музыкальным признакам, поскольку для различных жанровых групп -застольных, ёхорных, песен о родине, грустных, любовных и т.д. -могут использоваться одни и те же типовые напевы. Во-вторых, допускается возможность использования одних и тех же мелодий, - ускоренных или замедленных, упрощенных или усложненных метроритмически, мелодически, ладово и темброво, - для долгих (ута дуун) и коротких (богони дуун) песен (Новикова О., 2008).

У хоринцев отчетливо доминируют лирические песни - о родине, родителях, о любви и т.д. В боханско-осинской традиции количественно преобладают ёхорные и застольные песни, многообразно представлены также свадебные песни. При этом ёхорные напевы, по-видимому, образуют отдельный стилистический пласт, поскольку опознаются исполнителями в качестве таковых даже с лирическими или застольными текстами. Неоднородность бохан-ско-осинской песенной традиции по музыкально-стилистическим характеристикам позволяет предполагать возможную гетероморфность соответствующей страты - в отличие от гомоморфной хоринской.

Помимо стилистической однородности / разнородности и внутри-жанровых приоритетов песенные традиции хоринцев и идинских бу-

рят отчетливо различаются фондом напевов, а также ладовой основой: у западных бурят преобладают узкообъемные гемитонные и ангемитон-ные лады, тогда как у хоринцев наряду с узкообъемной ангемитоникой распространена пентатоника.

Таким образом, жанровая система бурятского музыкального фольклора реализуется в виде многообразных этнолокальных вариантов, изучение которых находится на самом первоначальном этапе. Первоочередной задачей является ввод в научный обиход локально-опреде-

ленного материала, который должен быть ранжирован в диахронном отношении. И если аудиозаписи 19601970-х гг., хранящиеся в архивах, будут показывать прежние состояния жанровой системы бурятского фольклора, то материалы 2000-х гг. дадут современный срез, свидетельствующий о процессах утраты части жанров, частично - процессах их ревитализации в системе художественной самодеятельности, а также о движении по пути консолидации традиций западных и восточных бурят.

ЛИТЕРАТУРА

Бураев И.Д., Шагдаров Л.Д. Бурятский язык и его диалекты // Буряты. М.: Наука, 2004. С. 227-250. (Народы и культуры).

Дугаров Д.С. Бурятские народные песни: В 3 т. Т. 3: Песни западных бурят. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1980. 280 с.

Дугаров Д.С., Куницын О.И. Буряты // Музыкальная культура Сибири. Т. 1, кн. 1: Традиционная культура коренных народов Сибири. Новосибирск, 1997. С. 336-404.

Кондратьева Н.М., Мазепус В.В., Сычен-ко Г.Б. К теории интонационных культур: Интонационная культура теленгитов // Вопросы музыкознания. Новосибирск, 1999. С. 212-225.

Новикова О.В. К проблеме жаровой типологии бурятского музыкального фольклора // Народная культура Сибири: Материалы XIV науч. семинара Сиб. регион. вуз. центра по фольклору. Омск, 2005. С. 53-55.

Новикова О.В. Современное состояние песенной традиции бурят: результаты экспедиционного изучения // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: Проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы междунар. науч. конф. М., 2008. С. 166-172.

Новикова О.В. О музыкально-этнографической экспедиции 2007 г. в Баргузинский и Тункинский р-ны Республики Бурятия // Сибирская этномузыкологическая экспедиция: Сравнительное изучение процессов трансформации в интонационных культурах народов Сибири и Непала. Новосибирск, 2009. С. 20-34.

REFERENCES

Buraev, I.D., Shagdarov, L.D. (2004), "Buryat language and its dialects", Buryaty [Buryats], Nauka, Moscow, pp. 227-250. (Narody i kul'tury). (in Russ.)

Dugarov, D.S. (1980), Buryatskie narodnye pesni: V 3 h t. T. 3: Pesni zapadnyh buryat [Buryat folk songs in 3 vols. Vol. 3: Songs of the Western Buryats], Buryatskoe knizhnoe izdatel'stvo, Ulan-Ude, 280 p. (in Russ.)

Dugarov, D.S., Kunitsyn, O.I. (1997), "Buryats", Muzykal'naya kul'tura Sibiri. T.1, Kn.1: Traditsionnaya kul'tura korennykh narodov Sibiri [Musical culture of Siberia. Vol. 1, Book 1: Traditional culture of the indigenous peoples of Siberia], Novosibirsk, pp. 336-404. (in Russ.)

Kondrat'eva, N.M., Mazepus, V.V., Sychenko, G.B. (1999), "Towards the theory of intonation cultures: Intonation culture of Telengits", Voprosy muzykoznaniya [Questions of musicology], Novosibirsk, pp. 212-225. (in Russ.)

Novikova, O.V. (2005), "On the problem of genre typology of Buryat musical folklore", Narodnaya kul'tura Sibiri [People's culture of Siberia], Omsk, pp. 53-55. (in Russ.)

Novikova, O.V. (2008), "The current state of the Buryat song tradition: results of an expedition study", Traditsionnye muzykal'nye kul'tury na rubezhe stoletii: problemy, metody, perspektivy issledovaniya [Traditional musical cultures at the turn of the century: problems, methods, perspectives of research], Moscow, pp. 166-172. (in Russ.)

Новикова О.В. Песни западных бурят: Итоги музыкально-этнографической экспедиции 2012 года в Нукутский район Иркутской области // Народная культура Сибири: Материалы XXI науч.-практ. семинара Сиб. регион. вуз. центра по фольклору. Омск, 2012. С. 109-115.

Новикова О.В. Лирические песни идин-ских бурят // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2016. № 2. С. 80-86.

Новикова О.В. Полевые и стационарные исследования бурятского музыкального фольклора новосибирских этномузыкологов // Актуальные проблемы монголоведных и алтаистических исследований: Материалы III междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию проф. В.И. Рассадина, Элиста, 11-14 нояб. 2019 г. Элиста, 2019. С. 259-265.

Руднев А.Д. Мелодии монгольских племен // Записки ИРГО по отд. Этнографии: Сб. в честь 70-летия Г.Н. Потанина. Т. 34. СПб.: Тип. В.О. Киршбаума, 1909. С. 395430.

Тулохонов М.И. Традиции и современный фольклорный процесс // Буряты. М.: Наука, 2004. С. 305-316. (Народы и культуры).

Novikova, O.V. (2009), "About the 2007 musical and ethnographic expedition to the Barguzinsky and Tunkinsky districts of the Republic of Buryatia", Sibirskaya etnomuzykologicheskaya ekspe-ditsiya: Sravnitel'noe izuchenie protsessov transformatsii v intonatsionnykh kul'tu-rakh narodov Sibiri i Nepala [Siberian ethnomusicological expedition: Comparative study of transformation processes in intonation cultures of the peoples of Siberia and Nepal], Novosibirsk, pp. 20-34. (in Russ.)

Novikova, O.V. (2012), "Songs of the Western Buryats: The results of the 2012 musical and ethnographic expedition to the Nukutsky district of the Irkutsk region", Narodnaya kul'tura Sibiri [People's culture of Siberia], Omsk, pp. 109-115. (in Russ.)

Novikova, O.V. (2016), "Lyrical songs of the Idinsky Buryats", Severo-Vostochnyi gumanitarnyi vestnik [Northeast humanitarian bulletin], no. 2, pp. 80-86. (in Russ.)

Novikova, O.V. (2019), "Field and stationary studies of Buryat musical folklore by Novosibirsk ethnomusicologists", Aktual'nye problemy mongolovednykh i altaisticheskikh issledovanii [Current problems of Mongolian and Altaistic studies], Elista, pp. 259-265. (in Russ.)

Rudnev, A.D. (1909), "Melodies of Mongolian tribes", Zapiski IRGO po otd. Etnografii: Sbornik v chest' 70-letiya G.N. Potanina. T. 34 [IRGO notes on the Department of Ethnography: Collection in honor of the 70th anniversary of G.N. Potanin. Vol. 34], Tip. V.O. Kirshbauma, Saint Petersburg, pp. 395-430. (in Russ.)

Tulokhonov, M.I. (2004), "Traditions and modern folklore process", Buryaty [Buryats], Nauka, Moscow, pp. 305-316. (Seriya: Narody i kul'tury). (in Russ.)

Сведения об авторе

Новикова Ольга Владимировна, кандидат искусствоведение, доцент, доцент кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

E-mail: [email protected] Author information

Olga V. Novikova, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent, Docent of the Department of the Musical Education and Enlightenment Chair at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 20.04.2022 Received 20.04.2022

После доработки 02.05.2022 Revised 02.05.2022

Принята к публикации 12.05.2022 Accepted for publication 12.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.