Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭТНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОГО СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА)'

РАЗВИТИЕ ЭТНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОГО СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНЯ КРОЙТОР / ЛАКШМИНАРАЯН ШАНКАР / МАКМАСТЕР БАДДИ / ВАСЫЛЬ ПОПАДЮК / ВАССАР КЛЕМЕНТС / СОВРЕМЕННОЕ СКРИПИЧНОЕ ИСКУССТВО / ФОЛЬКЛОРИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зайцева Марина Леонидовна, Будагян Регина Робертовна

В данной статье обобщены результаты исследования фольклорных тенденций в современном скрипичном искусстве. Обоснована важность сохранения этно-региональных традиций в музыкальном искусстве и культуре XXI в., определены стилистические особенности интерпретаций народной музыки, создаваемых популярными зарубежными скрипачами, подытожены отличительные черты индивидуальных стилей музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ETHNO-REGIONAL TRADITIONS IN MUSICAL ART OF THE XXI CENTURY (USING THE EXAMPLE OF MODERN VIOLIN ART)

Dialogue with time, which leads the art of the turn of the XX-XXI centuries, sometimes corresponds to the principle “the future was yesterday”. Many remakes, remixes appearing in pop music, evoke the feeling of “deja vu”. The purpose of the article is a deep analysis of the peculiarities of the implementation of national traditions in the works of modern violinists in order to determine the specifics of their approach to the problem of folklore. The national origins of Canadian violinist McMaster Buddy - Hugh Allan (Buddy) McMaster (1924-2014), winner of the International Alliance of Folk Music, is country music and Celtic folk music. As a result of the “Westernization” of European mass culture of the second half of the 20th century, country music is gaining particular popularity in popular culture. Vassar Clements (1928-2005), winner of the Grammy Award for the best performance in the style of country music, also developed in his work the traditions of music of this style. The creatively free type of folklorism is peculiar to the composition of one of the most significant virtuoso performers of the second half of the 20th - early 21st century - Indian violinist Lakshminarayanu Shankar (born in 1950). In his work, he seeks to combine the centuries-old traditions of South Indian music (carnatic music) with elements of European and American rock- pop music and jazz. The development of ethnic Slavic musical traditions, enriching them with the timbre-coloristic resources of the variety ensemble is the goal of the creative activity of the Ukrainian violin virtuoso Vasyl Popadyuk (born in 1966). Creativity of Sleigh Croitor (born in 1971) can be attributed to a vivid manifestation of an adapted type of folklorism. The use of folk melodies as the basis of original arrangements is a common tendency of modern musical art, which makes it possible to endow archaic themes with a special semantic and dramatic meaning, to turn the work into a multicultural text. Musicians strive to modernize national works by using the timbres of modern instruments, and the rhythms and harmonies of the musical directions of the turn of the XX-XXI centuries. In the performers, the transformation of folklore material occurs through the use of the genre of processing, which is one of the dominant genres in an adapted type of folklorism. The study of the influence of mass art on contemporary violin performance seems relevant for the further analysis of art criticism, which makes it possible to broaden the ideas of listeners and performers about the diversity of ways of development of modern performing violin practice. The violin performing art of the turn of the XX-XXI centuries is characterized by a steady search by the musicians for the synthesis of various styles and trends, striving for their interconnection for the subsequent realization of their creative tasks.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭТНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОГО СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА)»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2023. № 49. С. 140-160. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2023. 49. pp. 140-160.

Научная статья УДК 78.072.2

doi: 10.17223/22220836/49/12

РАЗВИТИЕ ЭТНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОГО СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА)

Марина Леонидовна Зайцева1, Регина Робертовна Будагян2

1 2 Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия

1 marinaz1305@mail.ru

2 r.budagyan@mail.ru

Аннотация. В данной статье обобщены результаты исследования фольклорных тенденций в современном скрипичном искусстве. Обоснована важность сохранения этно-региональных традиций в музыкальном искусстве и культуре XXI в., определены стилистические особенности интерпретаций народной музыки, создаваемых популярными зарубежными скрипачами, подытожены отличительные черты индивидуальных стилей музыкантов.

Ключевые слова: Саня Кройтор, Лакшминараян Шанкар, Макмастер Бадди, Васыль Попадюк, Вассар Клементс, современное скрипичное искусство, фольклоризм

Для цитирования: Зайцева М.Л., Будагян Р.Р. Развитие этно-региональных традиций в музыкальном искусстве XXI века (на примере современного скрипичного искусства) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 49. С. 140-160. doi: 10.17223/22220836/49/12

Original article

DEVELOPMENT OF ETHNO-REGIONAL TRADITIONS IN MUSICAL ART OF THE XXI CENTURY (USING THE EXAMPLE OF MODERN VIOLIN ART)

Мarina L. Zaitseva1, Regina R. Budagyan2

1 2 Russian State University them. A.N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russian Federation

1 marinaz1305@mail.ru

2 r.budagyan@mail.ru

Abstract. Dialogue with time, which leads the art of the turn of the XX-XXI centuries, sometimes corresponds to the principle "the future was yesterday". Many remakes, remixes appearing in pop music, evoke the feeling of "deja vu".

The purpose of the article is a deep analysis of the peculiarities of the implementation of national traditions in the works of modern violinists in order to determine the specifics of their approach to the problem of folklore.

The national origins of Canadian violinist McMaster Buddy - Hugh Allan (Buddy) McMaster (1924-2014), winner of the International Alliance of Folk Music, is country

© М.Л. Зайцева, Р.Р. Будагян, 2023

music and Celtic folk music. As a result of the "Westernization" of European mass culture of the second half of the 20th century, country music is gaining particular popularity in popular culture.

Vassar Clements (1928-2005), winner of the Grammy Award for the best performance in the style of country music, also developed in his work the traditions of music of this style. The creatively free type of folklorism is peculiar to the composition of one of the most significant virtuoso performers of the second half of the 20th - early 21st century - Indian violinist Lakshminarayanu Shankar (born in 1950). In his work, he seeks to combine the centuries-old traditions of South Indian music (carnatic music) with elements of European and American rock- pop music and jazz.

The development of ethnic Slavic musical traditions, enriching them with the timbre-coloristic resources of the variety ensemble is the goal of the creative activity of the Ukrainian violin virtuoso Vasyl Popadyuk (born in 1966).

Creativity of Sleigh Croitor (born in 1971) can be attributed to a vivid manifestation of an adapted type of folklorism. The use of folk melodies as the basis of original arrangements is a common tendency of modern musical art, which makes it possible to endow archaic themes with a special semantic and dramatic meaning, to turn the work into a multicultural text. Musicians strive to modernize national works by using the timbres of modern instruments, and the rhythms and harmonies of the musical directions of the turn of the XX-XXI centuries. In the performers, the transformation of folklore material occurs through the use of the genre of processing, which is one of the dominant genres in an adapted type of folklorism.

The study of the influence of mass art on contemporary violin performance seems relevant for the further analysis of art criticism, which makes it possible to broaden the ideas of listeners and performers about the diversity of ways of development of modern performing violin practice. The violin performing art of the turn of the XX-XXI centuries is characterized by a steady search by the musicians for the synthesis of various styles and trends, striving for their interconnection for the subsequent realization of their creative tasks.

Keywords: Sanya Kroytor, Lakshminarayan Shankar, McMaster Buddy, Vasyl Popadyuk, Vassar Clements, modern violin art, folklore

For citation: Zaitseva, M.L. & Budagyan, R.R. (2023) Development of ethno-regional traditions in musical art of the XXI century (using the example of modern violin art). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 49. pp. 140-160. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/49/12

Актуальность темы нашего исследования обусловлена радикальными изменениями, происходящими в пространстве культуры и влияющими на облик современного искусства. В его многомерном пространстве массовая музыка, включающая в себя поп, джаз, рок и другие стили, направления, оказалась наиболее жизнестойкой, способной сформировать специфическую идиоматику и в то же время сохранить способность к интеграции с другими музыкальными стилями. Направленная на реализацию разнообразных идеологических, эстетических, информационно-познавательных, рекламно-коммерческих, психологических, социальных задач массовая культура оказывает особое влияние на развитие современного искусства.

Диалог со временем, который ведет искусство рубежа XX-XXI вв., порой соответствует принципу «будущее было вчера» [1]. Множество ремейков, ремиксов, появляющихся в поп-музыке, вызывают ощущение deja vu. Стремление уловить ускользающий образ, использовать идею полузабытого оригинала сопряжено то с ироническим скепсисом, то с ностальгическим переживанием. Совсем иные эмоциональные импульсы возникают при восприятии художественных объектов, развивающих традиции народного творчества. Обра-

щение к этническим культурам, с точки зрения Н.Б. Маньковской, является «талисманом аутентичности, смягчающим невроз исчезновения» [2. С. 215]. Фольклор, по мнению В. Аникина, стал «своеобразным генетическим кодом национальных культур, который оберегает уникально-своеобразное от безликости и „универсализации"» [3. С. 45].

Фольклоризм - художественное явление, характеризующееся языково-стилевыми новациями в литературе и музыке второй половины XX в., введением в авторское произведение элементов, восходящих к традициям фольклора, его сюжетам, образной сфере, лексике. Именно на уровне языковой системы проявление фольклоризма прослеживается более ясно и открыто, чем на уровне образности, структурообразования. Многообразие типов фольклоризма в художественном творчестве второй половины XX в. позволило Л.П. Ивановой сделать выводы о «фольклорном облике времени», о важнейшем качестве фольклоризма - «„отраженном интонировании народных инструментов" в академической сфере» [4. С. 25].

На рубеже XX-XXI вв. возникает новое направление искусства -неофольклоризм, основывающийся на принципе заимствования этнического материала, на принципе вычленения образцов фольклора из его естественной среды, желании сделать их частью другого творческого продукта, строящегося по законам сценического искусства.

Неофольклоризм является экспериментальной частью фольклоризма, отличающейся от более традиционных решений активным использованием композиторами и исполнителями XXI в. всего арсенала «современных технических средств, выполняющих роль стимулятора и катализатора обновляющегося музыкального языка» [4. С. 18].

Востребованность отдельных исполнителей и «музыкальных коллективов, сохраняющих и развивающих традиции народного искусства, обусловлена тем, что этническая музыка достаточно устойчива к идеологическим влияниям» [5. С. 37]. Она представляет собой эффективное средство национальной идентификации, гармонизации отношений человека с миром природы и социумом. Следствием стремительных процессов глобализации, разворачиваемых в экономической и социальной сферах жизни, стало радикальное обострение проблемы национальной идентификации личности. Народное искусство позволяет «вернуться к истокам», к средствам и приемам фольклорного творчества, укоренить свое художественное сознание в мире преданий и традиций [6. С. 2.17]. Богатое наследие колоритного, самобытного фольклора дает безграничные возможности исполнителям творчески раскрыться, однако интерпретация народной музыки в современных условиях - сложный и неординарный процесс. Достоинством авторских аранжировок народной музыки является то, что они способствуют сохранению национальной основы искусства, привлекают к народной музыке массового зрителя.

Пути синтеза народной и композиторской музыки, по мнению Ю.Л. Фиденко, можно проследить в двух направлениях: фольклорные образцы как «тематический материал» для профессиональных композиторов и как самостоятельно существующая в условиях современной концертной практики музыка. По степени близости к народному творчеству и традициям современные исполнительские коллективы можно разделить на «фольклорно-

этнографические (аутентичные) ансамбли», целью которых является точная передача традиционного музыкального материала, и коллективы, творчество которых базируется на «обработанном фольклоре», стилизации, поиске новых звучаний, стремлении соответствовать времени, в более близкой зрителям и слушателям форме [7. С. 25].

Стремление к синтезу традиций академического и народного искусства, разновидностей джаз- и поп-музыки выявляется в творчестве многих современных скрипачей: Макмастера Бадди, Вассара Клементса, Сани Кройтора, Васыля Попадюка и др. [5. С. 39]. Обогащение фольклорной традиции приемами современной эстрадной музыки позволяет расширить стилистический «горизонт» [8. С. 26] произведения, активизировать огромный художественный потенциал. Данное явление симптоматично и позволяет выявить причины актуализации народной музыки в современном композиторском и исполнительском творчестве: феномен фольклорной культуры обладает особыми свойствами создания и сохранения знакового и коммуникативного пространства. Акустический код народной музыки, как отмечает Ю.Л. Фиденко, отражает особую модель мировидения, основывается на принципе «обязательного постоянства и вариативности» и «служит одним из главных средств коммуникации» [7. С. 15]. Фольклорная коммуникация представляет собой тип взаимодействия автора (исполнителя) и слушателя, в котором между ними нет барьера, преграды, эстетической рамки, ее отличительным качеством является «нерасчлененность актов творения, исполнения и восприятия» [7. С. 16].

Проанализируем особенности претворения национальных традиций в творчестве современных скрипачей с целью определения специфики их подхода к проблеме фольклоризма.

Национальными истоками творчества канадского скрипача Макмастера Бадди - Хью Аллана (Бадди) Макмастера (англ. Hugh Allan Buddy MacMaster), (1924-2014 гг.), лауреата Международного альянса фолк-музыки, является кантри-музыка и кельтская народная музыка. В результате «вестернизации» [9. С. 18] европейской массовой культуры второй половины XX в. кантри-музыка приобретает особую популярность. Данная тенденция сохраняется и в начале XXI в. Cформировавшийся в американской культуре начала XX в. стиль кантри основывался на национальных традициях музыкального творчества переселенцев из Англии, Ирландии и Шотландии.

Творчество Макмастера Бадди в целом достаточно традиционно по своим эстетическим и художественным принципам, что позволяет отнести его к «адаптированному типу фольклоризма» [4. С. 32]. Скрипач развивает одно из региональных направлений кельтской музыки, которые он освоил в процессе обучения у кейп-бретонских фидлеров (fiddle - англ. «скрипка»). Признаки «адаптированного фольклоризма» в творчестве М. Бадди проявляются благодаря доминированию жанра фольклорной обработки [4. С. 33], ориентации на импровизационность в трактовке исходного музыкального материала, использованию технических приспособлений (подключение микрофона к скрипке, использование динамиков (рис. 1 ), позволяющих придать эстрадную яркость звучанию скрипки и отражающих реалии современной концертной практики.

Рис. 1. Mакмастер Бадди. Фото 1985 г. Fig. 1. McMaster Buddy. Photo 1985

Титул «короля джиги», присвоенный слушателями M. Бадди [10], имеет свое обоснование: музыкант часто использует мелодии, популярные среди жителей острова Кейп-Бретон (марши, рилы, страспеи, джиги), для структурно-языковой оригинальной обработки. В своих композициях-обработках он также активно использует популярные композиции в стиле кантри, демонстрируя непринужденно-импровизационную манеру исполнения и виртуозное владение скрипкой. В произведениях господствуют стремительные темпы, наполненные «пульсирующей» ритмикой: композиция «Бретонский скрипач» («Breton Fiddler»), запись 2006 г. [11], композиция «Король Георгий Четвертый» («King George the Fourth»), запись 2017 г. [12], композиция «Поездка на хребет Mабу» («Trip to Mabou Ridge»), запись 2017 г. [13]. Зачастую национальную музыку Кейп-Бретона Бадди исполняет в дуэте со своей племянницей, скрипачкой Натали Mакмастер. Бадди заимствует из исполнительской практики кейп-бретонских скрипачей прием, становящийся «визитной карточкой» его исполнительского стиля: обострение акцентов и синкоп, придающие резкость и особую экспрессию мелодии: «Акцентированная нота всегда исполняется при помощи ускоренного движения смычка вверх, мелодия в целом теряет свою ровность, наполняемая пунктирным ритмом и приобретающая звучание так называемого небольшого „захлебывания" (нота вверх смычком длиннее, чем вниз)» [14]. Фольклорный игровой колорит бытового музицирования порой достигается Бадди при помощи пропуска в процессе игры некоторых нот популярной народной мелодии. Mузыкант также использует народный прием подчеркивания сильных долей музыки стуком пятки в пол («Кейп-Бретонский скрипач» («Cape Breton Fiddler»), запись 2006 г.) [11].

При помощи специфических приемов игры музыкант приближает звучание скрипки к тембральным характеристикам народных музыкальных инструментов. В частности, при исполнении авторских композиций «Mолодые девушки» («Primrose Lasses»), запись 2017 г. [15], «Эй, Джонни Коуп» («Hey, Johny Cope»), запись 2017 г. [16], Бадди использует приемы тембро- и звуко-имитации, позволяющие сблизить звучание скрипки и шотландской волынки. Отметим, что для создания национального колорита Бадди обращается к ши-

рокому арсеналу тембровых и штриховых исполнительских скрипичных приемов. Подражание приемам игры на волынке достигается при помощи использования скрипачом двойных нот, бурдонов, «открытых» струн, характерных для техники игры на данном инструменте, а также - в результате виртуозного исполнения свойственного для шотландской музыки сложного ритмического рисунка, образующегося множеством форшлагов, трелей, мордентов, синкоп Scottish snap (с англ. - «шотландский щелчок»).

Вассар Клементс (1928-2005 гг.) (рис. 2), обладатель премии «Грэмми» за лучшее исполнение в стиле кантри, также развивал в своем творчестве традиции музыки этого направления. Скрипач - талантливый самоучка, который в раннем возрасте не овладел азами академического скрипичного исполнительства, но благодаря трудолюбию, постоянному совершенствованию технического мастерства, яркому импровизационному дару вошел в историю исполнительства как виртуоз и мастер аранжировок. Увлечение музыканта стилем кантри способствовало использованию выразительных возможностей инструмента, занимающего лидирующее положение в среде «сельских музыкантов на протяжении нескольких веков» [17] и часто используемых в кантри-музыке наряду с другими струнными инструментами (гитарой, мандолиной, цитрой).

Рис. 2. Вассар Клементс (Vassar Clements). Фото 1989 г. Fig. 2. Vassar Clements (Vassar Clements). Photo 1989

Тенденции адаптированного типа фольклоризма в творчестве В. Клементса проявляются в стремлении музыканта объединить музыкальную лексику стиля кантри («ковбойской» музыки) с джазовой системой выразительных средств, в частности со «звуками биг-бенда, которые, - по его воспоминаниям, - я слышал на своей скрипке» [17]. Итогом такого синтеза становится своеобразный исполнительский стиль, который музыкант определяет как «деревенский джаз» [18]. Наиболее ярко он проявляется в композиции «Дом восходящего солнца» (в дуэте с Марком О'Коннер (Mark O'Connor («House of the Rising Sun»), запись 2013 г.) [19]. Для создания непринужденной джазовой импровизационной атмосферы и характерной джаз-бендовой темброво-колористической среды скрипач использует ресурсы ансамблевого исполнительства, вводя в состав инструментального ансамбля банджо, выступая с американским гитаристом, исполнителем кантри и джазовой музыки Д. Дуглассом (композиция в стиле кантри «Старина Речник»

(«Old Time River Man»), запись 2014 г. [20], композиция «Моток в руках моего нежного ребенка» («Roll in My Sweet Baby's Arms»), запись 1991 г.) [21]; с американским джазовым скрипачом и композитором Марком О'Коннер (композиция «Дом восходящего солнца» («House of the Rising Sun»), запись 2013 г.) [19] и др. Элементы адаптированного типа фольк-лоризма в творчестве В. Клементса проявляются также и в применении различных темброимитационных приемов джазовой музыки (свингующие звуки, широко-амплитудная вибрация, характерные для исполнительства на духовых джазовых инструментах).

Творчески свободный тип фольклоризма свойствен композиции одного из наиболее значимых виртуозов - исполнителей второй половины XX -начала XXI в. - индийскому скрипачу, доктору философии по этноведению Лакшминараяну Шанкару (род. в 1950 г.). В своем творчестве он стремится объединить многовековые традиции южно-индийской музыки (карнатик-музыка) [22. С. 35] с элементами европейской и американской рок-, поп-музыки и джаза. Основной целью творчества Шанкара является использование национальных музыкальных традиций для «выражения собственной художественной концепции» [4. С. 33]. Индивидуально-авторская трактовка, интерпретация фольклорного первоисточника приобретает особую актуальность в его композиторском творчестве и исполнительском искусстве. Отметим, что карнатик-музыка имеет весьма сложную теоретическую систему, базирующуюся на специфическом соотношении принципов организации мелодического и ритмического развития. Активное использование разнообразных типов мелизмов, форшлагов, мордентов и трелей, применяемых в исполнительской практике этнических музыкантов, прослеживается в творчестве Шанкара (композиции «Песня для каждого» («Song For Everyone»), запись 2010 г. [23], «Нет больше Апартеида» (No More Apartheid), запись 2003 г.) [24]. Орнаментика усиливает экспрессивность игры и подчеркивает логически опорные звуки мелодии, придает ей национальное своеобразие. Национальные темброво-колористические и динамические эффекты достигаются при помощи введения в музыкальную ткань произведения параллельных квинт, бурдонного баса, исполняемого в ансамблевых композициях на традиционных индийских инструментах: гармонике, вине, мриданге и др. [25. С. 57] (композиция «Рага», запись 2014 г.) [26].

Музыкант воссоздает характерный фольклорный колорит индийской музыки, используя традиционные модели инструментальных наигрышей в сочетании с «чистым строем» ансамблевых инструментов, а также при помощи введения в исполнительскую практику особых приемов скрипичной техники: игры, преимущественно в первой и второй позициях, на открытых струнах (что создает эффект «облегченного» звучания), нейтрализации обострения внутриладовых тяготений за счет незначительного сужения малых интервалов и увеличения больших (композиция «Ритмы мира» («Rhythms Of The World»), запись 2010 г.) [27].

Инструментальные композиции Лакшминараяна Шанкара, основанные на фольклорных мелодиях, обогащаются современными эстрадными ритмами и тембрами эстрадно-джазовых инструментов (электрогитары, бас-гитары, ударные установки), что позволяет сделать вывод о претворении тенденций творчески свободного типа фольклоризма в его искусстве. В частности,

наиболее яркими композициями, в которых южно-индийская музыка дополняется ритмами современного инструментария, являются: композиция «Следы» («Footprints»), запись 2014 г. [28] в дуэте с джазовым певцом Д. Черри; композиция «Один театр „Талиа"» («One Thalia Theater»), запись 1993 г. с рок-ансамблем «U2» [29] и др. Как признается музыкант, «в конечном счете, я хотел бы соединить Восток и Запад вместе. Это, думаю, моя роль» [30].

Черты творчески свободного типа фольклоризма проявляются у Шанкара не только в стремлении создать оригинальные интерпретации национальной южно-индийской музыки, но и в конструировании нового инструментария. В частности, в 1980 г., стремясь раздвинуть привычные выразительные и технические возможности своего инструмента, Шанкар создает двойную стереофоническую скрипку, имеющую два грифа и десять струн и обладающую необычно широким диапазоном звучания (рис. 3).

Развитие этнических славянских музыкальных традиций, обогащение их темброво-колористическими ресурсами эстрадного ансамбля является целью творческой деятельности украинского скрипача-виртуоза Васыля Попа-дюка (род. в 1966 г.). Западная пресса назвала скрипача «живым нервом, золотой скрипкой, королем скрипки, современным Паганини» [31]. Музыкант является обладателем множества званий, среди которых звание «Золотой скрипки Канады».

Наиболее привлекательными для В. Попадюка (рис. 4) оказываются плясовые украинские песни, в авторских аранжировках музыканта-виртуоза обретающих качество «блестящих» концертных пьес («Волшебная скрипка» («Чарiвна скрипка»), запись 2015 г.) [32]. Таким образом, индивидуально-авторская трактовка украинских национальных мелодий является основополагающим компонентом творчества Попадюка и обоснованием для отнесения его к творчески свободному типу фольклоризма.

Рис. 3. Лакшминараян Шанкар и его скрипка. Фото 1988 г. Fig. 3. Lakshminarayan Shankar and his violin. Photo 1988

Рис. 4. Васыль Попадюк. Фото 2015 г. Fig. 4. Vasyl Popadyuk. Photo 2015

Музыкант часто применяет особый фольклорный колористический прием - нетемперированное glissando, выполняемое мелким скользящим движением того пальца по струне, который позже должен будет «взять» следующий звук. Данный прием употребляется как в одной позиции, так и при сменах позиций. Glissando используется не только как колористический прием, традиционный для народной инструментальной музыки Венгрии, Украины, но и как звукоподражательный в скрипичных произведениях П. Сарасате, Г. Венявского, А. Вьетана и многих других. Исполнительское творчество музыканта отличается и активным использованием высокой тесситуры, «виртуозной пассажной и штриховой техникой, сложностью мелодического варьирования» [33. С. 18].

Попадюк осовременивает звучание национальных украинских мелодий, обогащая их ритмами и тембрами современного эстрадного ансамбля. Попадюк является художественным руководителем и основателем эстрадной группы «Бэнд Попадюка» («Papa Duke Band»). Наряду с акустической скрипкой в состав ансамбля входят современные эстрадные инструменты: две электрогитары, ударная установка и синтезатор. Профессионализм музыкантов коллектива, их виртуозное и мастерское владение инструментами способствуют созданию оригинальных аранжировок, трактовок и интерпретаций национальной украинской музыки. Наиболее ярко индивидуально-авторская трактовка национальной музыки проявляется в сочинениях «Шутка» («Lark»), запись 2015 г. [34], «Украинская любовь» («Ukrainian Love»), запись 2016 г. [35], «Джаз в Торонто», запись 2012 г. [36], «Карпатье», запись 2012 г. [37], «Союзовка» («Союзiвка»), запись 2011 г. [38] и др. В них мелодичные наигрыши, свойственные украинским народным композициям, дополняются современными ритмами и гармониями поп-музыки. Виртуозное и одновременно с этим чарующее звучание скрипки обогащается тембрами инструментов бэнда Попадюка.

Творчество Сани Кройтора (Sanya Kroitor, полное имя - Александр Эми-льевич Кройтор, род. в 1971 г.) можно отнести к яркому проявлению адапти-

рованного типа фольклоризма. Один из концертов Сани Кройтора, выдающегося современного израильского скрипача-виртуоза и композитора, имел символичное название - «Возвращение к истокам» (2013 г., Иерусалим, арт-центр «Бейт От а-Муцар») [39]. Музыкант, получивший классическое музыкальное образование, в поисках вдохновения зачастую обращается к сокровищнице народного искусства. Импульсом для его аранжировок и попурри становятся мелодии песен на идиш, молдавская народная музыка. Использование фольклорных мелодий в качестве основы оригинальных обработок является распространенной тенденцией современного музыкального искусства, позволяющей наделить архаичные темы особым семантическим и драматургическим значением, превратить произведение в поликультурный текст [6. С. 2.15].

Принципы адаптированного типа фольклоризма проявляются у С. Кройтора в синтезе современной эстрадной и национальной еврейской музыки. В частности, на концерте [40] в честь празднования еврейской «Хануки» Саня Кройтор исполнил оригинальные инструментальные аранжировки наиболее известных публике еврейских мелодий: шаббатной песни «Шалом Ал-лейхем», гимна Израиля, песни «Мамины глаза», «Хава Нагила» и многих других. Примечательно, что во время этого выступления в качестве видеоряда демонстрировались различные художественные полотна на сюжеты из еврейской национальной культуры, в том числе была использована известная картина М. Шагала «Скрипач на крыше». Излюбленный художником образ скрипача, сидящего на крыше, имел художественное обоснование. На вопрос, почему он пишет скрипачей на крыше, М. Шагал вспомнил свою юность: «Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: „Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему". И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли» [41. С. 150].

Метафора «город - скрипичная струна», используемая М. Шагалом, позволяет понять не только особенности мировидения и художественного мышления М.С. Шагала, она выводит на общекультурный контекст феномена скрипичного исполнительства. Скрипка и скрипач играют особую роль в традиционном укладе еврейской жизни: рождение ребенка, свадьба, похороны -все важнейшие события обыденной жизни сопровождаются незатейливой музыкой скрипача-любителя. В рассказе «Скрипка» великого еврейского писателя Шолом-Алейхема [42] скрипке отдается первенство среди других музыкальных инструментов по красоте звучания: «Мне кажется, нет ничего прекрасней, ничего благородней, чем игра на скрипке. Не правда ли, дети? Не знаю, как вы, но я, сколько себя помню, был всегда без ума от скрипки, а музыкантов любил до самозабвения» [42].

Скрипка является инструментом особой артикуляционной и ладовой гибкости. Эта особенность инструмента имела большое значение в выделении скрипки в качестве одного из ведущих инструментов не только в еврейских, но и других европейских музыкальных традициях. На этом инструменте можно применять различные исполнительские приемы, имитирующие всхлипывание или плач. Такой род артикуляции, по мнению Д. Слепович,

сформировался в музыке евреев Восточной Европы как отражение «специфики идишской речевой интонации, установок синагогального пения, распространявшихся на все виды музицирования; а также факультативно - одной из важных задач скрипача-солиста на свадьбе - заставить невесту плакать» [43]. Согласно хроникам съемки [44], Н. Джуисон и Т. Лемков, сыгравший роль скрипача, в поисках подходящей скрипки семь раз меняли инструменты, пока не нашли нужного звучания и вида [45. С. 7]. «Образ по-шагаловски грустного скрипача на крыше, пускающегося в путь вслед за Тевье в финале, - точная находка-метафора той печальной судьбы, что ожидает старого еврея и его народ» [46].

Разнообразные приемы и штрихи, используемые Кройтором в процессе игры, способствуют тембровому разнообразию звучания скрипки, отмечаемому критиками: «у этой скрипки есть электронный звук, создающий впечатление оркестра» [47]. Саня Кройтор также стремится обогатить традиционное академическое звучание инструментального ансамбля, усиливая динамиками звучание акустической скрипки, вводя в состав музыкальной группы аккордеон, синтезатор, бас-гитару, ударную установку (рис. 5, запись 2015 г.) [48].

Рис. 5. Саня Кройтор (скрипка) и его ансамбль «Акустик драйв». Фото 2015 г.

Fig. 5. Sanya kroytor (violin) and his ensemble "Acoustic drive". Photo 2015

Тембро-колористические градации звучания группы становятся важным фактором музыкальной драматургии, а также способом обогащения образного строя произведения. Просветительская направленность творческой деятельности Сани Кройтора проявляется в его стремлении приглашать лучших исполнителей для участия в его концертах: удивительного лирического тенора - Феликса Лившица (запись 2016 г.) [49]; одного из лучших мастеров акустической гитары, джазового и блюзового гитариста Евгения Писак (запись 2010 г.) [39]; джазового аранжировщика, трубача и композитора Аркадия За-песоцкого (запись 2010 г.) [50]; известного и востребованного мультимузы-канта, играющего не только на фортепиано, но и на саксофоне, блок-флейте, мелодике, Леонида Децельмана (запись 2010 г.) [51] и многих других.

Как отмечают критики, «этот молодой скрипач из Израиля представляет недостижимое будущее в сегодняшней традиции игры на скрипке. Его музы-

ка объединяет вечное очарование классики с остросовременным электронным звуком и яростной красотой великого инструмента» [47]. Стиль его аранжировок народных мелодий основывается на художественных принципах фолк-фьюжн, «современного стилевого направления, возникшего в 1970-е гг. на основе синтеза неевропейского фольклора и джаза, рока и элементов европейской академической музыки» [52].

Скрипку Сани Кройтора также называют «плачущей скрипкой», «многохарактерной», «скрипкой высокого напряжения» [47]. Его игра, по мнению слушателей, сочетает в себе азарт и грацию, чувственность и виртуозность, «искренность и музыкальный юмор, виртуозное владение инструментом, ток напористого и изящного, безумного скрипичного драйва, красоты, разнообразия и огня скрипки» [53]. Экспрессия игры Сани Кройтора связана с уникальным исполнительским мастерством и умением звуками скрипки передавать тончайшие душевные движения: «Творчество Саниаса уникально не только виртуозностью смычка, но и виртуозностью души» [54]. Сам музыкант отзывается о своем инструменте следующим образом: «Скрипка - это ведь не кусок дерева. Это даже не продолжение руки, а продолжение души. Еще точнее - у нее самой есть душа» [54]. «Я не популяризатор музыки, -отмечает скрипач. - У меня иная задача - настроить слушателей на правильную волну, на прикосновение к тайне музыки, музыкальных шедевров. После того, как мы, скрипачи, учимся играть, мы учим скрипку говорить. Говорить так, чтобы не было никаких препятствий для чувств, передачи внутреннего импульса музыки. Ведь скрипка - это наш двойник» [54].

Игра Сани Кройтора производит впечатление коммуникативного взрыва: его инструмент неслучайно называют «говорящей скрипкой». Исполнительская «экспрессия и яркая импровизационность игры скрипача создают у слушателей впечатление» [55. С. 37], что они становятся свидетелями творческого акта создания музыки: «Каждое выступление скрипача - новые неповторимые импровизации, воплощающие в музыке все оттенки сиюминутной мимолетности. Музыка, рождающаяся прямо на глазах» [54]. Музыкант создает особую атмосферу на своих концертах благодаря уникальной исполнительской манере и яркому артистизму: «Саниас являет собой ошеломляющее сочетание виртуозности, от которой захватывает дыхание, и пленительного артистизма. Результат подобного сочетания - чистое волшебство, магия музыки!» [47].

Среди своих учителей Саня Кройтор называет выдающегося французского джазового скрипача Стефана Граппелли, творчество которого повлияло на становление его стиля. В 60-е гг. XX в. С. Граппелли поразил современников неслыханным ранее звучанием своей скрипки, его концертная деятельность во многом способствовала признанию скрипки в качестве полноправного джазового инструмента наравне с традиционными солирующими инструментами джазовых ансамблей (фортепиано, саксофоном и трубой). Его совместные выступления с Д. Эллингтоном, О. Питерсоном, И. Менухиным, музыкантами группы «Pink Floyd» получили широкое признание, и в 1997 г. скрипач был награжден премией «Грэмми» [56].

Саня Кройтор соединяет в себе качества композитора-исполнителя, основывающегося на традициях народного творчества, академической школы игры на скрипке и активно экспериментирующего в области расширения вы-

разительных возможностей инструментального ансамбля, выстраивающего свой сценический имидж и оригинальную логику сценического действия. Его излюбленный сценический образ демократичен: джинсы, длинный пиджак, удобная обувь. Он может совсем по-юношески присесть на высоком стуле во время концерта. Саниас стремится к ощущению полной свободы и в зрительном зале. Существует запись концерта в Государственном кремлевском дворце (г. Москва, запись 2013 г.) [57] с показательным эпизодом, когда во время исполнения скрипачом попурри еврейских песен один из слушателей стал танцевать под зажигательную музыку. Во время концерта «С любовью из Израиля!» (г. Биробиджан, 2014 г.), в котором приняли участие известный трубач Арик Давыдов, Саня Кройтор и популярный певец Дорон Мазар (запись 2014 г.) [58], каждый из исполнителей во время выступления покидал сцену и, выйдя в зрительный зал, пожимал руки слушателям, не прерывая концертный номер. Объединило артистов и слушателей концерта совместное исполнение в финале концерта знаменитых песен «Еврейская молитва» и «Золотой Иерусалим» [59. С. 71]. Подобные приемы, используемые артистами, способствуют возникновению неакадемической раскрепощенной концертной ситуации, «подразумевающей сочетание профессионального и развлекательного. Создается непринужденная атмосфера в рамках академического концерта» [60]. В результате обновления концертного академического ритуала «расширяются привычные рамки концерта, преодолевается четкое разделение функций композитора, исполнителя, слушателя, обновляется имидж и сценическое поведение исполнителя» [60].

Демократизм и простота сценического образа Сани Кройтора органично сочетаются с манерой исполнительства, в которой присутствуют элементы джаза, поп- и рок-музыки, световые эффекты, видеоряды. Так, в 2011 г. С. Кройтор представил публике шоу «Быстрый» («Allegro», запись 2011 г.) [50]. «Очищение огнем» - из собственных композиций, соединяющих приемы классической европейской, фольклорной и джазовой музыки. Примечателен инструментальный состав шоу: скрипка, гитара, бас-гитара, контрабас и ударные, синтезатор. В Израиле шоу демонстрировалось в древней пещере Бейт Гуврин при свете факелов. В программе «Скрипка и тенор на два голоса» (Израиль, запись 2016 г.) [49] скрипач выступал с тенором Феликсом Лившицем, ведущим израильским лирическим тенором, и группой «Акустик Драйв». Критики отмечали драматургическое единство концерта, в котором раскрывается драматическая судьба еврейского народа. Композиция на стихи И. Хена «Плач скрипки» сменялась зажигательными хасидскими мелодиями в виртуозной аранжировке, являющейся «визитной карточкой» Сани Кройто-ра - «израильского Паганини».

В рамках концерта был представлен новый диск С. Кройтора «Бесконечность Навсегда» («Infinity Forever») [61], состоящий из оригинальных композиций скрипача, шедевров произведений академического репертуара, джазовых номеров, фрагментов мюзиклов и оперетт и аранжировок народных песен (неаполитанских, испанских, французских, русских, балканских, произведений на идише, иврите). Стилевое разнообразие репертуара способствует привлечению максимально широкой слушательской аудитории [62. С. 440]. Показательно, что идея создания современных аранжировок фольклорных мелодий или академической музыки была воспринята музыкантом

через творчество знаменитого скрипача Ицхака Перлмана. Еще в юности музыкант с восторгом слушал записи пластинки «Together» с участием И. Перлмана и П. Доминго. В концерте С. Кройтора были представлены хасидские мелодии и синагогальная музыка в авторской джазовой обработке. Популярность музыканта на мировой музыкальной сцене свидетельствует об успешности его исполнительской деятельности, о непосредственном интересе слушателей к его оригинальным современным аранжировкам фольклорной музыки.

Музыкант наполняет свои импровизации игровыми элементами, стремясь, прежде всего, раскрыть выразительные возможности скрипки. В частности, достаточно часто при исполнении аранжировок еврейских мелодий С. Кройтор использует прием pizzicato, имитируя звучание народных щипковых инструментов. Особенно колоритно этот прием воспринимается в диалоге с пассажами аккордеониста (выступление Эмиля и Сани Кройтора на фестивале клейзмеров в Цфали, 2014 г.) [40]. Расширение темброво-колористических возможностей скрипки присутствует в творчестве Р. Щедрина, смелого экспериментатора и приверженца традиций народной музыки. Его знаменитая пьеса «Балалайка» для скрипки соло также предполагает исполнение pizzicato левой рукой. В игровой форме здесь было найдено решение серьезной художественной задачи раскрытия новых возможностей инструмента, нахождения его новых акустических свойств [63. С. 17].

Творчество Сани Кройтора демонстрирует, что усиление авторского начала при исполнении аранжировок народных песен может способствовать усилению концепционности произведения, актуализации смысла музыкальной композиции. Превращение ее в сложный полистилистический арт-объект, вбирающий элементы музыкального и театрального искусств, требует от исполнителя особых исполнительских качеств, умения расширять сферу своих профессиональных возможностей, а также способствует росту слушательской аудитории, становится залогом популярности исполнителя.

В результате анализа творчества современных скрипачей (М. Бадди, Л. Шанкара, В. Клементса, В. Попадюка, С. Кройтора), активно использующих в своем искусстве современное исполнение национальной музыки, были выявлены черты двух типов фольклоризма - адаптированного и творчески свободного. Музыканты стремятся осовременить национальные произведения с помощью использования тембров современного инструментария, ритмов и гармоний музыкальных направлений рубежа XX-XXI вв. В творчестве М. Бадди, В. Клементса и С. Кройтора трансформация фольклорного материала происходит посредством использования жанра обработки, являющегося одним из доминирующих жанров в адаптированном типе фольклоризма.

Представители творчески свободного типа фольклоризма (Л. Шанкар и В. Попадюк) используют для интерпретации композиций жанр аранжировки. Творчество анализируемых скрипачей - их «новые» фольклорные композиции характеризуются как полистилистические арт-объекты, которые строятся на основе различных видов современных искусств. Профессиональное владение скрипачами всей исполнительской техникой, тембровой и штриховой палитрой, способствует расширению слушательской аудитории.

Исполнительское искусство скрипачей Макмастера Бадди, Вассара Кле-ментса, Лакшминараяна Шанкара, Васыля Попадюка, Сани Кройтора напол-

нено стремлением актуализировать в своем творчестве традиции различных национальных музыкальных культур, соединив их с приемами и жанрами академической и эстрадной музыки. Их подходы к интерпретации народной музыки соответствуют художественным нормам двух основных типов фоль-клоризма: адаптированного, в котором превалируют тенденции «осовремен-нивания» архаического культурного наследия, и творчески свободного, базирующегося на приемах создания художественного образа на основе свободной, индивидуально-авторской трактовки национального образа и те-матизма фольклорного первоисточника.

К первому, адаптированному, типу фольклоризма относится творчество М. Бадди, В. Клементса, С. Кройтора, которое характеризуется активным использованием жанра фольклорной обработки как одного из доминирующих в адаптированном типе фольклоризма. В творчестве скрипачей фольклорный образец используется в качестве базового материала для создания профессиональных обработок (кельтская народная музыка - в фольклорных обработках М. Бадди, кантри-музыка - в фольклорных обработках В. Клементса, песни на идиш, молдавская народная музыка - в фольклорных обработках С. Кройтора). Музыканты дополняют фольклорные мелодии виртуозными импровизациями, стилистически близкими к фольклорным образцам, современными эстрадными ритмами и тембрами.

Ко второму, творчески свободному типу фольклоризма можно отнести исполнительское искусство Л. Шанкара и В. Попадюка. Аранжировки Л. Шанкара отличаются введением в лексику южно-индийской музыки (кар-натик-музыки) ритмов и гармоний европейской рок-, поп- и джазовой музыки. Виртуозные аранжировки В. Попадюка основываются на колоритных украинских народных мелодиях, исполняемых на акустической скрипке и инструментах эстрадного ансамбля «Бэнд Попадюка».

Среди основных особенностей творчества анализируемых в работе скрипачей выделим следующие: ярко выраженное индивидуальное начало, основанное на синтезе музыкальных направлений, стилей, синтезе инструментария (фольклор и поп-музыка, сочетание звучания исконно национальных инструментов с ударными установками, бас- и электрогитарами) и импрови-зационности. В репертуар современных скрипачей входят оригинальные обработки и аранжировки различных народных песен, которые музыканты исполняют, используя богатую палитру как фольклорных, так и современных технических приемов. В творчестве В. Клементса и Л. Шанкара импровиза-ционность, свойственная народной музыке, сочетается с элементами джазовой гармонии, которой присущи активное использование диссонирующих интервалов, сопоставления далеких по степени родства тональностей, аккордов сложного строения (ундецимаккорд, терцдецимаккорд и т.д.). Именно введение данных характеристик в аранжировки народных песен придает им современное звучание.

Характерной чертой исполнительской манеры данных скрипачей является применение разнообразных фольклорных технических приемов (постоянные замедления и ускорения темпа, нетемперированные глиссандо и др.) во время исполнения музыкальных композиций, что обусловлено общей стратегией их творчества. Активное использование приемов звукоимитации позво-

ляет внести темброво-колористическое разнообразие, сблизить звучание скрипки с различными народными инструментами.

Применение музыкантами приемов театрализации музыкальных композиций, внесения игрового начала в процесс исполнительства способствует выработке особой коммуникативной и имиджевой стратегии, созданию непринужденной обстановки народного музицирования. Творчество М. Бадди, В. Кле-ментса, Л. Шанкара, В. Попадюка, С. Кройтора демонстрирует, что усиление авторского начала во время исполнения обработок и аранжировок народных песен позволяет превратить композицию в сложный полистилистический арт-объект, вбирающий особенности фольклорного, академического и эстрадного музицирования. Синтез музыкальных стилей и жанров в исполнительском искусстве данных скрипачей требует от музыкантов особых исполнительских качеств (владение штриховой и звуковой палитрой скрипичного исполнительства, способность расширять сферу своих профессиональных возможностей для роста слушательской аудитории, что является основным критерием популярности современного исполнителя).

Подводя итоги, отметим, что развитие современной исполнительской практики происходит под активным воздействием массовой культуры. Негативным качеством влияния является коммерциализация творческого процесса, фетишизация объектов искусства. В то же время масштабность массового искусства свидетельствует о его доминирующем значении в пространстве современной культуры. Феномен массовой культуры обладает особой значимостью, заключающейся в открытости к социокультурным инновациям. На индивидуальном уровне он выполняет функции личностной идентификации, выработки собственного способа освоения действительности и адаптации к ней личности, развлечения и комфорта, на уровне социума - социальной интеграции. Таким образом, современная популярная музыкальная культура основана на претворении народной традиции. Исключение составляет тот факт, что в XVII в. музыкальная традиция основана на фольклорной составляющей, на рубеже XX-XXI вв. лидирующие позиции занимает современная музыкальная культура.

Список источников

1. Мокроусов А. Электронное будущее было вчера. URL: http://surfingbird.ru/surf/ bAgD88c30#.Vz 1 PhTWLTcs

2. МаньковскаяН.Б. Эстетика постмодернизма. СПб. : Алетейя, 2000. 347 с.

3. Аникин В.П. Пути фольклористики в XX веке // Литературоведение на пороге XXI века. М. : Композитор, 1998. 249 с.

4. Иванова Л.П. Типология фольклоризма в русской музыке XX века : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. СПб., 2005. 35 с.

5. Будагян Р.Р., ЗайцеваМ.Л. Проблема исполнительского стиля в современном скрипичном искусстве. М. : Музыковедение, 2016. Вып. 10. С. 36-43.

6. Зайцева М.Л. Возвращение к истокам: особенности применения этнических инструментов в творчестве Игоря Мациевского. Харьков : Траектория науки, 2016. Вып. 5 (10). С. 2.12.19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Фиденко Ю.Л. Специфика фольклора как особого типа культуры : учеб. пособие. Владивосток : РИО ДВГАИ, 2014. Вып. 2. 29 с.

8. Михайлова А.А. Фольклорные и неофольклорные стилевые тенденции в музыке отечественных композиторов для баяна : автореф. дис. . канд. искусствоведения. Саратов, 2006. 31 с.

9. Соколовски М. Идейно-эстетическая концепция вестерна и ее трансформации (на материале американского и европейского кинематографа) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1991. 29 с.

10. Макмастер Б. Биография. URL: http://famous-birthdays.ru/data/18_oktyabrya/mak-master_baddi.html.

11. MacMaster B. In Concert Cape Breton Fiddler. URL: https://www.youtube.com/watch?v= ny2beJky_KM&list=PLrNph9TqBZf2Dh6Znx2lJqyx93HHd6KqO

12. MacMasterB. King George the Fourth, Old King George, Old King's, King's, Old Tradition. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YyS_KwVeukk

13. MacMaster B. Trip To Mabou Ridge. URL: https://www.youtube.com/watch?v= fv4eW1CZZBM&index=5&list=PLrNph9TqBZf2Dh6Znx2lJqyx93HHd6KqO

14. Расколенко К. Скрипичная традиция острова Кейп-Бретон (Канада). URL: http://celtic-music.ru/cape-breton-fiddling/

15.MacMasterB., MacmasterN. Primrose Lasses. URL: https://patefon.net/natalie-macmaster

16. MacMaster B., Macmaster N. Hey, Johny Cope. URL: https://patefon.net/natalie-macmaster

17. Клементс В. Этнические скрипачи и импровизаторы. URL: http://www.toke-cha.ru/viol_player_ethno.html

18. Клементс В. Биография. URL: http://ru.knowledgr.com/

19. Clements V., O'Connor M. House of the Rising Sun. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=Li0IjE92YK0

20. Clements V., Hartford J., Rice T., Douglas J. Old Time River Man. URL: https://www.youtube.com/watch?v=G8HvNot3ZbY/

21. Clements V., Douglas J. The Best Of Bluegrass. Roll in My Sweet Baby's Arms. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iy_CZDtIuz0

22. Будагян Р.Р., Зайцева М.Л. Неофольклорные тенденции в современном скрипичном искусстве. М. : Музыковедение, 2017. Вып. 8. С. 31-39.

23. Shankar L. Song for Everyone. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wphj4x-IsfI

24. Shankar L., Gabriel P. No More Apartheid. URL: https://www.youtube.com/watch?v=izX-Vd24dDs

25. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 68 с.

26. Shankar L., Hussain Z. Raga Aberi part 3. URL: https://www.youtube.com/watch?v= R6METlrzWDk

27. Shankar L. Rhythms Of The World. URL: https://www.youtube.com/watch?v= IVfNuQ14lBU

28. Shankar, L. Footprints (fast). URL: https://www.youtube.com/watch?v=tlaMCbQwUgc

29. Shankar L., U2. One Thalia Theater. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rkT-yZG-

xBE

30. Шанкар Л. Севастопольский джазовый портал. Sevastopol Jazz. URL: http://sevjazz.info/ index.php?option=com_content&view=article&id=440:2012-04-25-17-01-04&catid=48&Itemid=50

31. Шестак А. О времени и о себе. Бульвар Гордона. URL: http://bulvar.com.ua/gazeta/ archive/s22_64714/6897.html

32. ПопадюкВ. Чарiвна скрипка. URL: https://www.youtube.com/watch?v=3D3BlfuTZzw

33. Казанская Т.Н. Традиционное искусство русских народных скрипачей : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1991. 31 с.

34. Попадюк В. PAPA DUKE «LARK». URL: https://www.youtube.com/watch?v= 0Z6nZfNiKI4

35. Попадюк В. Ukrainian Love. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TZQNG48C3Q4

36. Попадюк В., Скрипка О. Джаз в Торонто. URL: https://www.youtube.com/watch?v= i0tsLib_dg8

37. Попадюк В. Карпатье. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Sxp_nfcD8So. Загл. с экрана.

38. Попадюк В. Союзiвка (Soyuzivka). URL: https://www.youtube.com/watch?v=qrmn_ TMy310

39. Кройтор С., ПисакЕ. Азира. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wlOKqgSA9PI

40. Кройтор С., Кройтор Э. Попурри на еврейские темы. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=lv656RPA2XM

41. Шагал М. Моя жизнь / пер. с фр. Н. Мавлевич. СПб. : Азбука, 2017. 221 с.

42. Шолом Алейхем. Скрипка. Библиотека Классики. URL: prozaik.org/child_/child_prose/ sholom-aleyhem-skripka.html

43. Слепович Д. Скрипка и кларнет в системе органологических предпочтений клезмеров в Восточной Европе // Институт славяноведения РАН. М. : Центр преподавания еврейской цивилизации в вузах «Сефер», 2004. Вып. 16. С. 293-303.

44. Джуисон Н. Фильм «Скрипач на крыше». URL: https://www.youtube.com/watch?v= ZIHW6Snx1C0

45. Будагян Р.Р. Трактовка образа скрипача и скрипки в кино- и музыкально-театральном искусстве второй половины XX века // Актуальные вопросы гуманитарных наук в современных условиях развития страны : сб. науч. тр. по итогам III Междунар. науч.-практ. конф. СПб. : ИЦРОН, 2016. Вып. 3. С. 6-9.

46. Бутовская С. Скрипач на крыше. URL: www.musicals.ru/world/world_musicals/ fiddler_on_the_roof

47. Костюк Л. Саниас - скрипка высокого напряжения. Премьера израильского скрипача в Нью-Йорке. URL: http://sanyakroitor.com/pressa/sanias-skripka-vysokogo-napryazheniya.html

48. Кройтор С., Кройтор Э. Фантастическое шоу. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=ZI6_Xup1aC4

49. Кройтор С., Лившиц Ф. Скрипка и тенор на два голоса. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=gt2rl3epzja

50. Кройтор С. Mediterranean (Live). URL: https://www.youtube.com/watch?v=7gg2A2IIzJU

51. Кройтор С. Диалоги музыкантов. URL: https://www.youtube.com/watch?v=N92eH4c0rtA

52. Демидова В. Союзное Вече «Снежный техно-фьюжн». URL: https://www.souzveche.ru/ articles/sport/22936/

53. Ясеник А. Кройтор С. Официальный сайт. «Об артисте». URL: http://sanyakroitor.com/ biografiya

54. Ясеник А. Скрипач высокого напряжения. Официальный сайт С. Кройтора. URL: http://sanyakroitor.com/pressa/sanias-skripka-vysokogo-napryazheniya.html

55. Будагян Р.Р., Зайцева М.Л. Джаз и современное скрипичное искусство // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. Вып. 10. С. 35-41.

56. Граппелли С. Биография - Знаменитости. URL: www.peoples.ru/art/music/jazz/ stephane_grappelli/

57. Кройтор С. Его говорящая скрипка. URL: https://www.youtube.com/watch?v= H7kEnkbrwQ4

58. Кройтор С., Мазар Д., Давыдов А. Попурри на еврейские темы. URL: https://www. youtube.com/watch?v=veJARgF72xE

59. Непомнящая Д. Шалом, мой друг, шалом // Журнал Тихоокеанского государственного университета. 2014. Вып. 3 (20). С. 69-75.

60. Веревкина Ю.В. Академическая музыка в непривычных условиях. URL: muzyka-v-neprivychnyh...

61. Кройтор С., Химо Л. Струны души от Баха до Битлз. URL: http://anshlag.co.il/ tickets/7/1973/

62. Будагян Р.Р. Сочетание академических и неакадемических традиций в скрипичном исполнительстве рубежа XX-XXI веков // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры : сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф. М. : Государственная классическая академия имени Маймонида, 2016. С. 438-445.

63. Зайцева М.Л. Эксперименты в области музыкального звучания в камерно-инструментальном творчестве Родиона Щедрина. Вып. 10, т. 2. Харьков : Траектория науки, 2016. С. 15-18.

References

1. Mokrousov, A. (n.d.) Elektronnoe budushchee bylo vchera [The electronic future was yesterday]. [Online] Available from: http://surfingbird.ru/surf/bAgD88c30#.Vz1PhTWLTcs

2. Mankovskaya, N.B. (2000) Estetika postmodernizma [Aesthetics of postmodernism]. St. Petersburg: Aleteyya.

3. Anikin, V.P. (1998) Puti fol'kloristiki v XX veke [Ways of folkloristics in the 20th century]. In: Nokolaev, P.A. (ed.) Literaturovedenie na poroge XXI veka [Literary criticism on the threshold of the 21st century]. Moscow: Kompozitor.

4. Ivanova, L.P. (2005) Tipologiya fol'klorizma v russkoy muzyke XX veka [Typology of folklor-ism in Russian music of the 20th century]. Abstract of Art Studies Dr. Diss. St. Petersburg.

5. Budagyan, R.R. & Zaytseva, M.L. (2016) Problema ispolnitel'skogo stilya v sovremennom skripichnom iskusstve [The problem of performing style in modern violin art]. Vol. 10. Moscow: Muzykovedenie. pp. 36-43.

6. Zaytseva, M.L. (2016) Vozvrashchenie k isstokam: osobennosti primeneniya etnicheskikh in-strumentov v tvorchestve Igorya Matsievskogo [Return to the origins: The use of ethnic instruments in Igor Matsievsky's work]. Vol. 5(10). Kharkov: Traektoriya nauki. pp. 2.1-2.19.

7. Fidenko, Yu.L. (2014) Spetsifika fol'klora kak osobogo tipa kul'tury [The specificity of folklore as a special type of culture]. Vol. 2. Vladivostok: RIO DVGAI.

8. Mikhaylova, A.A. (2006) Fol'klornye i neofol'klornye stilevye tendentsii v muzyke otechest-vennykh kompozitorov dlya bayana [Folklore and neo-folklore stylistic tendencies in the music of domestic composers for button accordion]. Art Studies Cand. Diss. Saratov.

9. Sokolovski, M. (1991) Ideyno-esteticheskaya kontseptsiya vesterna i ee transformatsii (na ma-teriale amerikanskogo i evropeyskogo kinematografa) [The ideological and aesthetic concept of the western and its transformation (on the material of American and European cinema)]. Art Studies Cand. Diss. Moscow.

10. Makmaster, B. (n.d.) Biografiya [Biography]. [Online] Available from: http://famous-birthdays.ru/data/18_oktyabrya/mak-master_baddi.html.

11. MacMaster, B. (n.d.) In Concert Cape Breton Fiddler. [Online] Available from: https://www. youtube.com/watch?v= ny2beJky_KM&list=PLrNph9TqBZf2Dh6Znx2lJqyx93HHd6KqO

12. MacMaster, B. (n.d.) King George the Fourth, Old King George, Old King's, King's, Old Tradition. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=YyS_KwVeukk

13. MacMaster, B. (n.d.) Trip To Mabou Ridge. [Online] Available from: https://www. youtube.com/watch?v= fv4eW1CZZBM&index=5&list=PLrNph9TqBZf2Dh6Znx2lJqyx93HHd6KqO

14. Raskolenko, K. (n.d.) Skripichnaya traditsiya ostrova Keyp-Breton (Kanada) [Fiddling Tradition of Cape Breton Island (Canada)]. [Online] Available from: http://celtic-music.ru/cape-breton-fiddling/

15. MacMaster, B. & Macmaster, N. (n.d.) Primrose Lasses. [Online] Available from: https://patefon.net/natalie-macmaster

16. MacMaster, B. & Macmaster, N. (n.d.) Hey, Johny Cope. [Online] Available from: https:// patefon.net/natalie-macmaster

17. Clements, V. (n.d.) Etnicheskie skripachi i improvisatory [Ethnic violinists and improvisers]. [Online] Available from: http://www.toke-cha.ru/viol_player_ethno.html

18. Clements, V. (n.d.) Biografiya [Biography]. [Online] Available from: http://ru.know-ledgr.com/

19. Clements, V. & O'Connor, M. (n.d.) House of the Rising Sun. [Online] Available from: https://www.youtube.com/ watch?v=Li0IjE92YK0

20. Clements, V., Hartford, J., Rice, T. & Douglas, J. (n.d.) Old Time River Man. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=G8HvNot3ZbY/

21. Clements, V. & Douglas, J. (n.d.) The Best Of Bluegrass. Roll in My Sweet Baby's Arms. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=iy_CZDtIuz0

22. Budagyan, R.R. & Zaytseva, M.L. (2017) Neofol'klornye tendentsii v sovremennom skripich-nom iskusstve [Neo-folklore tendencies in modern violin art]. Vol. 8. Moscow: Muzykovedenie. pp. 31-39.

23. Shankar, L. (n.d.) Song for Everyone. [Online] Available from: https://www.youtube.com/ watch?v=wphj4x-IsfI

24. Shankar, L. & Gabriel, P. (n.d.) No More Apartheid. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=izX-Vd24dDs

25. Castells, M. (2000) Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [Information Age: Economics, Society and Culture]. Translated from English. Moscow: [s.n.].

26. Shankar, L. & Hussain, Z. (n.d.) Raga Aberi part 3. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v= R6METlrzWDk

27. Shankar, L. (n.d.) Rhythms of The World. [Online] Available from: https://www.youtube. com/watch?v= IVfNuQ14lBU

28. Shankar, L. (n.d.) Footprints (fast). [Online] Available from: https://www.youtube.com/ watch?v=tlaMCbQwUgc

29. Shankar, L. (s.n.) U2. One Thalia Theater. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=rkT-yZG-xBE

30. Shankar, L. (n.d.) Sevastopol'skiy dzhazovyy portal. Sevastopol Jazz [Sevastopol jazz portal. Sevastopol Jazz]. [Online] Available from: http://sevjazz.info/ index.php?option=com_content&view= article&id=440:2012-04-25-17-01-04&catid=48&Itemid=50

31. Shestak, A. (n.d.) O vremeni i o sebe. Bul'var Gordona [About time and about myself. Gordon Boulevard]. [Online] Available from: http://bulvar.com.ua/gazeta/ archive/s22_64714/6897.html

32. Popadyuk, V. (n.d.) Charivna skripka [Charivna violin]. [Online] Available from: https:// www. youtube.com/watch?v=3D3BlfuTZzw

33. Kazanskaya, T.N. (1991) Traditsionnoe iskusstvo russkikh narodnykh skripachey [Traditional art of Russian folk violinists]. Abstract of Art Studies Cand. Diss. Leningrad.

34. Popadyuk, V. (n.d.) Papa Duke "Lark". [Online] Available from: https://www.you-tube.com/watch?v= 0Z6nZfNiKI4

35. Popadyuk, V. (n.d.) Ukrainian Love. [Online] Available from: https://www.you-tube.com/watch?v=TZQNG48C3Q4

36. Popadyuk, V. & Skripka, O. (n.d.) Dzhaz v Toronto [Jazz in Toronto]. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=i0tsLib_dg8

37. Popadyuk, V. (n.d.) Karpat'e [Carpathia]. [Online] Available from: https://www.youtube. com/watch?v=Sxp_nfcD8So. - Zagl. s ekrana

38. Popadyuk, V. (n.d.) Soyuzivka. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v= qrmn_ TMy310

39. Kroitor, S. & Pisak, E. (n.d.) Azira. [Online] Available from: https://www. youtube.com/watch?v=wlOKqgSA9PI

40. Kroitor, S. & Kroitor, E. (n.d.) Popurri na evreyskie temy [Medley on Jewish themes]. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=lv656RPA2XM

41. Shagal, M. (2017) Moya zhizn' [My life]. In: N. Mavlevich. St. Petersburg: Azbuka.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42. Sholom Aleichem. (n.d.) Skripka. Biblioteka Klassiki [Violin. Library of Classics]. [Online] Available from: prozaik.org/child_/child_prose/ sholom-aleyhem-skripka.html

43. Slepovich, D. (2004) Skripka i klarnet v sisteme organologicheskikh predpochteniy klezmerov v Vostochnoy Evrope [Violin and clarinet in the system of organological preferences of klezmers in Eastern Europe]. Moscow: Center for Teaching Jewish Civilization in Sefer Universities. pp. 293-303.

44. Jewison, N. (n.d.) Fil'm "Skripach na kryshe" [The film "A Fiddler on the Roof']. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v= ZIHW6Snx1C0

45. Budagyan, R.R. (2016) Traktovka obraza skripacha i skripki v kino- i muzykal'no-teatral'nom iskusstve vtoroy poloviny XX veka [Interpretation of the image of a violinist and a violin in cinema and musical and theatrical art of the second half of the 20th century]. Aktual'nye voprosy gumani-tarnykh nauk v sovremennykh usloviyakh razvitiya strany [Topical issues of the Humanities in modern conditions of the country's development]. Proc. of the Conference. Vol. 3. St. Petersburg: ITsRON. pp. 6-9.

46. Butovskaya, S. (n.d.) Skripach na kryshe [A Fiddler on the Roof]. [Online] Available from: www.musicals.ru/world/world_musicals/ fiddler_on_the_roof

47. Kostyuk, L. (n.d.) Sanias - skripka vysokogo napryazheniya. Prem'era izrail'skogo skripacha v N'yu-Yorke [Sanias - a high voltage violin. An Israeli violinist premiered in New York]. [Online] Available from: http://sanyakroitor.com/pressa/sanias-skripka-vysokogo-napryazheniya.html

48. Kroitor, S. & Kroitor, E. (n.d.) Fantasticheskoe shou [A Fantastic Show]. [Online] Available from: https://www.youtube.com/ watch?v=ZI6_Xup1aC4

49. Kroitor, S. & Livshits, F. (n.d.) Skripka i tenor na dva golosa [The violin and tenor for two voices]. [Online] Available from: https://www.youtube.com/ watch?v=gt2rl3epzja

50. Kroytor, S. (n.d.)Mediterranean (Live). [Online] Available from: https://www.youtube.com/ watch?v=7gg2A2IIzJU

51. Kroitor, S. (n.d.) Dialogi muzykantov [Dialogues of musicians]. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=N92eH4c0rtA

52. Demidova, V. (n.d.) Soyuznoe Veche "Snezhnyy tekhno-fyuzhn" [An Allied Veche "Snow Techno-Fusion"]. [Online] Available from: https://www.souzveche.ru/ articles/sport/22936/

53. Yasenik, A. & Kroitor, S. (n.d.) Ofitsial'nyy sayt. "Ob artiste " [Official site. "About the Artist"]. [Online] Available from: http://sanyakroitor.com/ biografiya

54. Yasenik, A. (n.d.) Skripach vysokogo napryazheniya. Ofitsial'nyy sayt S. Kroytora [High voltage violinist. S. Kroitor's official site]. [Online] Available from: http://sanyakroitor.com/pressa/ sanias-skripka-vysokogo-napryazheniya.html

55. Budagyan, R.R. & Zaytseva, M.L. (2017) Dzhaz i sovremennoe skripichnoe iskusstvo [Jazz and modern violin art]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki. 10. pp. 35-41.

56. Grappelli, S. (n.d.) Biografiya - Znamenitosti [Biography - Celebrities]. [Online] Available from: www.peoples.ru/art/music/jazz/ stephane_grappelli/

57. Kroitor, S. (n.d.) Ego govoryashchaya skripka [His talking violin]. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v= H7kEnkbrwQ4

58. Kroitor, S., Mazar, D. & Davydov, A. (n.d.) Popurri na evreyskie temy [Jewish Medley]. [Online] Available from: https://www. youtube.com/watch?v=veJARgF72xE

59. Nepomnyashchaya, D. (2014) Shalom, moy drug, shalom [Shalom, my friend, shalom]. Zhurnal Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 3(20). pp. 69-75.

60. Verevkina, Yu.V. (n.d.) Akademicheskaya muzyka v neprivychnykh usloviyakh [Academic music in unusual conditions]. [Online] Available from: muzyka-v-neprivychnyh.

61. Kroitor, S. & Khimo, L. (n.d.) Struny dushi ot Bakha do Bitlz [Strings of the soul from Bach to the Beatles]. [Online] Available from: http://anshlag.co.il/ tickets/7/1973/

62. Budagyan, R.R. (2016) Sochetanie akademicheskikh i neakademicheskikh traditsiy v skripichnom ispolnitel'stve rubezha XX-XXI vekov [The Combination of Academic and Non-Academic Traditions in Violin Performance at the Turn of the 21st Centuries]. In: Traditsii iperspek-tivy iskusstva kak fenomena kul'tury [Traditions and Perspectives of Art as a Cultural Phenomenon]. Moscow: Maimonides State Classical Academy. pp. 438-445.

63. Zaytseva, M.L. (2016) Eksperimenty v oblasti muzykal'nogo zvuchaniya v kamerno-instrumental'nom tvorchestve Rodiona Shchedrina [Experiments in the field of musical sounding in the chamber-instrumental art of Rodion Shchedrin]. Vol. 10(2). Kharkov: Traektoriya nauki. pp. 15-18.

Сведения об авторах:

Зайцева М.Л. - доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры музыковедения, дирижирования и аналитической методологии Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Академия имени Маймонида (Москва, Россия). E-mail: marinaz1305@mail.ru

Будагян Р.Р. - кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыковедения, дирижирования и аналитической методологии федерального Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Академия имени Маймонида (Москва, Россия). E-mail: r.budagyan@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Zaitseva МХ. - Russian State University them. A.N. Kosygina (Technology. Design. Art) (Moscow, Russian Federation). E-mail: marinaz1305@mail.ru

Budagyan R.R. - Russian State University them. A.N. Kosygina (Technology. Design. Art) (Moscow, Russian Federation). E-mail: r.budagyan@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.12.2019; одобрена после рецензирования 29.10.2020; принята к публикации 15.02.2023.

The article was submitted 19.12.2019; approved after reviewing 29.10.2020; accepted for publication 15.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.