Научная статья на тему 'Феномен одиночества в контексте физического и духовного здоровья личности'

Феномен одиночества в контексте физического и духовного здоровья личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ИЗОЛЯЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЕ НЕСОВЕРШЕНСТВО / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / SOLITUDE / ISOLATION / NECESSITY OF COMMUNICATION / SOCIAL IMPERFECTION / DEVIATION BEHAVIOR / NON-FORMAL SOCIAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синицын С. Н.

В статье исследуется феномен одиночества в контексте физического и духовного здоровья личности и общества. Исследуются биологические и социально-культурные корни одиночества. Особое внимание обращается на определение периодов или эмоционально-психических уровней одиночества, рассматриваются различные формы преодоления одиночества (в том числе девиантное поведение). Также мы проводим различные методики, помогающие преодолеть одиночество. Подчеркивается значение неформальных социальных связей и деятельности в различных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF LONELINESS IN CONTEXT OF PHYSICAL AND SPIRITUAL HEALTH OF AN INDIVIDUALITY

In this article we discover questions, connected with the problem of the solitude. We pay special attention on the defi nition of the so called periods or emotional levels of the solitude and describe different forms of overcoming of lonliness and different opportunities to care in the situation. Particular attention is paid to nonformal social relations and groups of interests

Текст научной работы на тему «Феномен одиночества в контексте физического и духовного здоровья личности»

УДК 1:301.085:15

ФЕНОМЕН ОДИНОЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

С. Н. Синицын

Кафедра философии Смоленской государственной медицинской академии,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

В статье исследуется феномен одиночества в контексте физического и духовного здоровья личности и общества. Исследуются биологические и социально-культурные корни одиночества. Особое внимание обращается на определение «периодов» или «эмоционально-психических уровней» одиночества, рассматриваются различные формы преодоления одиночества (в том числе девиантное поведение). Также мы проводим различные методики, помогающие преодолеть одиночество. Подчеркивается значение неформальных социальных связей и деятельности в различных группах.

Ключевые слова: одиночество, изоляция, потребность общения социальное несовершенство, деви-антное поведение, неформальные социальные связи

PHENOMENON OF LONELINESS IN CONTEXT OF PHYSICAL AND SPIRITUAL HEALTH OF AN INDIVIDUALITY

S. N. Sinitsyn

Smolensk State Medical Academy, 214019, Krupskoy strt., 28, Smolensk, Russia

In this article we discover questions, connected with the problem of «the solitude». We pay special attention on the definition of the so called «periods» or emotional levels of the solitude and describe different forms of overcoming of lonliness and different opportunities to care in the situation. Particular attention is paid to nonformal social relations and groups of interests.

Keywords: solitude, isolation, necessity of communication, social imperfection, deviation behavior, non-formal social relations

Огюст Конт, Фридрих Ницше, Карл Маркс, Зигмунд Фрейд и многие другие выдающиеся умы второй половины XIX века, ставившие своей целью изучение основных направлений социализации личности, великое множество представителей мира литературы, писавших о «потерянном поколении», «лишнем человеке», «анти-герое», «герое-бутна-ре» и т.д., все в один голос возвестили о рождении глобальной проблемы развитого индустриального общества - проблемы одиночества.

Социология, философия, психология, искусство второй половины XIX века по-своему отразили свершившийся факт: «Человек одинок. Вера в прогресс и налаживание гармоничных межличностных отношений - миф». Последующее развитие мира лишь актуализировало смысл этого вывода. XX век становится веком индивидуалистов, разобщенных одиночек, людей, лишенных идеалов, людей, не понимающих смысла любви к ближнему. Развитие демократии в Европе, да и в современной России с ее принципами свободы предпринимательства (в самом широком смысле этого слова) и свободы в выборе идеологии узаконили отчуждение. И свобода личности - мечта предыдущих веков, - обернулась драмой. Мы все поняли, что мы одиноки, и каждый из нас существует не в мире, и не в социуме, а параллельно с миром и социумом.

Конечно, существует разница между добровольным уединением мудреца или художника и одиночеством, как состоянием, внушающем страх

пребывания наедине с самим собой, страх невольной изоляции пленника, страх остракизма, страх, порожденный ностальгией, тоской по дому, тоской по кому-то, горем из-за потерянного дома или человека, скукой, замкнутостью, аномией, сознанием бесцельности существования, осознанием своей непохожести на других, страстью к перемене мест и переживанием различных форм депрессии. Иными словами, страх перед различными состояниями души, описываемые понятием одиночества.

Одной из интересных задач, связанных с изучением феномена одиночества, является попытка проследить его истоки. Уже на уровне мифологической культуры возникает легенда о том, что каждый из нас лишь половинка некогда единого существа, каждый из нас несчастен и одинок, и каждый из нас обречен на вечный поиск своей второй половины, своего альтер-эго. Но судьба жестока к человеку, и обретение счастья как результата этого поиска практически невозможно [1].

Наука о человеке, изучающая природные корни его происхождения, признает, что то, что кажется нам сугубо человеческим переживанием, имеет свои аналоги и корни среди животных, и что биологические корни существенны [2]. Есть много данных, свидетельствующих о том, что животные очень страдают, будучи изолированными. Собаки, наученные повиноваться одному хозяину, могут зачахнуть и умереть от тоски, если их разлучить с хозяевами. Работникам зоопарков хорошо известна

80

Вестник Смоленской государственной медицинской академии •№!• 2012

потребность животных в общении и то, что эту потребность могут удовлетворить животные другого вида, подобно тому, как человек может общаться со своей собакой.

Механизмы формирования представлений о себе как существе одиноком и их последствия хорошо представлены в исследованиях по общей психологии и психиатрии школы 3. Фрейда. В частности, психиатр Харри Стэк Салливан признавал шесть фаз в развитии человеческой личности: младенчество, заканчивающееся с появлением членораздельной речи, пусть даже бессмысленной; детство, с потребностью во взрослых товарищах по играм; малолетний возраст, с его потребностью в настоящих товарищах по играм, похожим на самого себя; подростковый период, с потребностью в близких отношениях с приятелем или же закадычным другом того же пола; юность, с потребностью в близком партнере противоположного пола и зрелость, когда чувства к избраннику противоположного пола преобладают над чувствами к себе (из чего следует, что настоящая зрелость или взрослость встречается намного реже, чем нам кажется). Одиночество, по мнению Салливана, сопутствует недостатку, или утере, или боязни утраты тех элементов человеческих взаимоотношений, которые формируются один за другим с развитием личности индивида. В состав этих элементов входят потребности в нежности и контакте у младенца, потом страх остракизма в малолетнем возрасте и, наконец, потеря или боязнь потери партнера в зрелом возрасте. В своей наиболее завершенной и самой страшной форме одиночество может проявиться, начиная с подросткового периода [3].

Признавая, что истоки одиночества коренятся в природе человека, мы все-таки обязаны признать, что пробуждение и прогрессирующее развитие этого состояния обостряются осознанием социального несовершенства, ограниченностью мировоззрения окружающих нас людей, их элементарными необразованностью и равнодушием и нашей ответной реакцией на несовершенство мира и человека рядом. В истории изучения социо-культурных причин одиночества существует на сегодняшний день восемь теоретических подходов: психодинамическая теория, феноменологическая теория, экзистенциалистская теория, социологическая теория, интеракциононистская теория, когнитивная теория, интимистская теория, системная теория. Не ставя перед собой в данном исследовании задачу дать детальный анализ каждой из вышеупомянутых теорий, отметим, на наш взгляд, самое важное. Все они являются обобщением многочисленных клинических и социологических практик и доказывают, что подавляющее большинство социально-активных индивидов постоянно переживают состояние одиночества. Правда, эти переживания имеют различную степень глубины, от дискомфорта непонимания другим, другого или самого себя, до восприятия мира как враждебного, бессмысленного, вну-

шающего страх, злобного начала и полного отказа жить в этом мире или вместе с этим миром.

Важной стороной оценки феномена одиночества является определение его «периодов» или «эмоционально-психологических уровней». В исследованиях, посвященных этой проблеме, принято отличать периоды простого одиночества от длительных состояний одиночества, что соответствует состоянию «уединенности» - нормальному и преходящему умонастроению, возникающему в результате отсутствия конкретного «Кого-то» и «истинного одиночества» - непреодолимого, постоянного ощущения, присутствующего всегда и вне зависимости от того, чем занят человек, и которое как червь разъедает его сердце.

Состояние «простого» одиночества или «уединенности» является нормальной реакцией на различные жизненные ситуации и, если они не являются непомерно интенсивными или частыми, не представляют угрозы для нормального выполнения человеком социальных ролей. Но их интенсификация, возрастание частоты переживаний - это уже сфера психопатологии. Состояние патологического одиночества оказывается добровольным уходом в себя и постепенной утратой социального взаимодействия или ласки, необходимых для здоровой психики. И присутствие других людей, которые не способны дать ощущение близости и теплоты, еще больше усугубляет это состояние вместо того, чтобы его облегчить.

Попыткой выхода за пределы одиночества являются различные формы девиантного поведения (различные ипостаси того, что в обществе принято называть грехом). С. Кьеркегор определяет грех как поступок следующим образом: «Грешат, когда перед Богом или же с идеей Бога, отчаявшись, не желают быть собою или же желают быть таковым. Таким образом, грех - это либо слабость, либо вызов, доведенные до высшей мощи, стало быть, грех - это сгущение отчаяния» [4].

Попытка преодоления одиночества посредством осознанного ассоциального поведения как определенной формы само-манифестации может быть рассмотрена двояким образом: как «негативное» девиантное поведение и как «позитивное» деви-антное поведение. Например, экстремизм, насилие, жестокость, наркомания, проституция, алкоголизм, суицидальное поведение и т.д. - представляют собой образцы негативного поведения. И, наоборот, жажда карьерного роста, религиозная деятельность, эпатаж в мире моды и стиля и особенно желание добиться успеха в сфере искусства, публицистики, науки - образцы «позитивного» девиантного поведения, попытки привлечения внимания людей как союзников и единомышленников.

Анализ творческой деятельности, как возможного способа спасения от одиночества, представляется нам чрезвычайно интересным. Парадокс одиночества заключается в том, что оно само может стать мощнейшим стимулом к творчеству и послу-

жить причиной создания шедевров искусства, воспринимаемых нами как гениальные откровения или мистические видения. Существует обширная литература, в основном автобиографического характера, где приводятся описания субъективных переживаний, например, полярников, людей, оказавшихся в одиночестве в лодке среди моря, заключенных одиночных камер и т.д. [5]. Такие случаи показывают, что, когда люди вынужденно замыкаются в себе, у них появляются поразительно отчетливые галлюцинации. Отшельнический образ жизни великих творцов хорошо известен, и их «общение с музами» раскрывает компенсаторное свойство нашего сознания создавать миражи. Правда, существует и достаточное количество литературы, утверждающей, что подобные переживания являются ничем иным, как заметным психическим расстройством, порожденным глубокой депрессией и одиночеством [6].

Исходя из всего вышеизложенного, важными являются следующие вопросы: может ли общество выжить там, где все большее и большее количество людей, ощущает себя одинокими? И если да (или нет), то как сам человек может спасти себя от одиночества? На наш взгляд, общество на уровне его социальных институтов, тяготеющих к глобализации и организующее связи и отношения по принципу жизни «мегаполиса», не способно эффективно решить проблему одиночества. (Конечно, в данном случае речь не идет об организации медицинских центров пограничных состояний, куда, скорее всего, обращается лишь небольшой процент людей, чувствующих себя одинокими). Но, как показывает практика, спасение от одиночества, хотя бы частичное, возможно на уровне

реализации неформальных социальных связей, за счет включенности в деятельность различных неформальных групп: фэн-клубов, клубов по интересам или просто компаний единомышленников. И, скорее всего, популярность религиозных сект самого разного толка связана с тем, что они объединяют не столько людей верующих, сколько людей жаждущих общения в довольно узком кругу.

Имеются данные о том, что у человека физиологическая структура и основные психические потребности сориентированы на особый размер группы, соответствующий его потребности в определенном уровне социального взаимодействия или ласки. У этого явления есть генетическая основа и значительные индивидуальные фенотипические различия благодаря культурным факторам и особенно - прежнему опыту индивида. Существуют довольно убедительные данные о том, что для человека оптимальный размер группы, в которой он будет чувствовать себя уверенно и спокойно в той или иной ситуации, примерно равен 12 взрослым индивидам [7]. Данное ограничение круга общения небольшим количеством близких людей может обеспечить человеку тот необходимый объем ласки (лаской в широком понимании может быть просто осознание присутствия другого человека), обеспечить «соприкосновение» [8] человеческого тепла, необходимую норму «соприкосновений тебя», объяснить смысл существования как «существования с другими», этого «со-в-местного бытия», объяснить смысл мира, в котором человек «открывается», «размыкается» и даже «распахивается» навстречу бытию - моему, твоему, нашему.

Список литературы

Платон. Пир. Речь Аристофана // Платон. Соч. в 3-х т., Т.2. - М., 1968. - С. 212-234.

Asher S. R., Renfrew P. D. Children without friends. Social knowledge and social skill traning // N. Y.: Cambridge University Press. - 1981. - 325 р.

Sullivan H. S. The Interpersonal theory of psychiatry // N. Y., Norton, 1953. - 402 p. Кьеркегор С. Болезнь к смерти. - СПб., 1911. - С. 419.

Франкл В. Психолог в концлагере. Психология в концлагере // Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1989. -С. 98-149.

Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1998.

Calhoun J. В. Calculation of home range and density of small mammals // Bethesda, Md.: U. S., 1958. - 364 p. Нанси Ж.-Л. «Corpus (Философия тела)». М., 1999. - 453 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.