Научная статья на тему 'Социально-психологические потребности одинокой личности'

Социально-психологические потребности одинокой личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1739
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / LONELINESS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL NEEDS / ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ / ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ / AN ASSESSMENT OF THE RELATIONSHIP / НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЯМИ / DISSATISFACTION WITH THE RELATIONSHIP / ДИАГНОСТИКА ОДИНОЧЕСТВА / DIAGNOSTICS OF LONELINESS / RELATIONSHIPS WITH OTHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шкурко Татьяна Алексеевна

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению социально-психологических коррелятов субъективного / объективного одиночества личности. В качестве факторов одиночества рассмотрены социально-психологические потребности личности во включении, в контроле и в любви. В рамках социально-психологического подхода к одиночеству оно рассматривается как результат оценки личностью основных характеристик своего общения и основных параметров системы взаимосвязей с другими людьми. На основе более широкой трактовки одиночества как результата оценки личностью всей системы своих взаимосвязей: с самим собой, с другими людьми, с миром, в статье предложена авторская методика по диагностике одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological needs of a single person

The article presents the results of studies on the socio-psychological correlates of subjective/objective loneliness of the individual. The socio-psychological needs of the person: in inclusion, in control and in love are analyzed as factors of loneliness. In the framework of the social-psychological approach to loneliness it is seen as the result of evaluation of the personality's main characteristics of communication and main parameters of its system of interrelations with other people. On the basis of a broader interpretation of loneliness as the result of evaluation of the entire system of personality's communication: with yourself, with others, with the world, the author's technique for the diagnosis of loneliness is proposed.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические потребности одинокой личности»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

ОДИНОКОЙ ЛИЧНОСТИ

Шкурко Т. А.

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению социально-психологических коррелятов субъективного / объективного одиночества личности. В качестве факторов одиночества рассмотрены социально-психологические потребности личности - во включении, в контроле и в любви. В рамках социально-психологического подхода к одиночеству оно рассматривается как результат оценки личностью основных характеристик своего общения и основных параметров системы взаимосвязей с другими людьми. На основе более широкой трактовки одиночества как результата оценки личностью всей системы своих взаимосвязей: с самим собой, с другими людьми, с миром, в статье предложена авторская методика по диагностике одиночества.

Ключевые слова: одиночество, социально-психологические потребности, отношения с другими, оценка отношений, неудовлетворенность отношениями, диагностика одиночества.

Актуальность данной работы обусловлена значительным интересом к проблемам одиночества личности, который возрастает в последние десятилетия. В современных социально-экономических, социокультурных условиях на повестку дня выходит вопрос рассогласования количества социальных контактов и их качества: глубины, доверительности, искренности, что приводит к появлению у современного человека переживания одиночества в условиях активного общения с другими людьми.

В психологии нет единого определения одиночества и причин его возникновения. Д. Перлман и Л. Э. Пепло [11], подводя итог полувекового изучения одиночества, начатого в 1938 г. Дж. Зилбургом, выделяют 8 теоретических подходов к анализу одиночества. В рамках психодинамического подхода одиночество личности рассматривается как патология, причины которой следует искать в ранних детско-родительских отношениях (Дж. Зилбург, X. С. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман); феноменологического - как переживание, возникающее в ответ на ожидание отказа в контакте со стороны других людей (К. Роджерс); экзистенциального - как продуктивное, творческое состояние человека, как «встреча» субъекта с самим собой (К. Э. Мустакас и др.); социологического - как нормативное явление, характеризующее современное общество (Ф. И. Слейтер, Д. Рисмен); интеракционистского - как переживание, появляющееся в результате недоста-

точности социального взаимодействия индивида, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности, как результат комбинированного влияния личностного фактора и фактора ситуации (Р. С. Вейс); когнитивного - как реакцию на восприятие того факта, что социальные связи индивида не соизмеряются с определенным внутренним стандартом (Л. Э. Пепло, Д. Перлман); интимного - как результат рассогласования между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта с другими людьми (В. Дж. Дерлега, С. Т. Маргулис); в рамках общесистемного подхода одиночество рассматривается как механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов (Дж. П. Фландерс).

Большинство названных подходов фиксируют социально-психологические причины возникновения одиночества: отсутствие социальных контактов, рассогласование желаемого и достигнутого уровня социального взаимодействия с другими людьми, определенные ожидания по отношению к другому человеку, рассогласование социальных потребностей личности и социальной ситуации, в которой находится личность.

Современные отечественные исследования одиночества рассматривают его как социальный, социально-психологический феномен (Л. И. Старовойтова [17], Г. М. Тихонов [18], С. Г. Трубникова [19], Ж. В. Пузанова [12], С. В. Куртиян [6], Е. Н. Заворотных [4] и др.), по-

казывают важную роль социальных потребностей и их удовлетворения / неудовлетворения в качестве пускового механизма возникновения переживания одиночества (И. М. Слободчиков [16], Е. А. Манакова, Д. В. Труевцев [7] и др.), отмечают как негативные, так и позитивные аспекты его влияния на личность (И. М. Слободчиков [16], Е. В. Неумоева [10] и др.), подчеркивают, что одиночество как субъективное переживание относительно независимо от объема и характера межличностных контактов человека и определяется его личностными особенностями (Е. Н. Заворотных [4]).

В нашем исследовании под одиночеством мы понимали такое внутреннее переживание личности, которое является результатом оценки данной личностью основных характеристик своего общения и основных параметров системы взаимосвязей с другими людьми. Как показано отечественными учеными, отношения одновременно представляют собой и процесс, и результат межличностного общения (Н. А. Абульханова-Славская [1], Л. Я. Гозман [3], В. Н. Мясищев [9] и др.). Разнообразные качественные (например, степень психологической близости с другими людьми) и количественные (например, размер круга общения) характеристики общения напрямую связаны с такими параметрами отношений, как знак, интенсивность, модальность, дифференцирован-ность, взаимность и т. д.

Таким образом, в более широком смысле одиночество есть результат оценки личностью всей системы своих взаимосвязей: с конкретными другими, с социальными группами, с самой собой, с миром вообще. С подобным пониманием одиночества согласуются выделенные различными исследователями типы одиночества. Например, космическое (нарушение отношений с миром и природой), культурное (нарушение отношений между поколениями), социальное (нарушение отношений со значимой группой) и межличностное (отсутствие отношений с другим человеком) одиночество (У. А. Садлер [15]); эмоциональное одиночество (отсутствие отношений привязанности к кому-либо) и социальное одиночество (отсутствие дружеских отношений с другими) (Р. С. Вейс [2]).

Большинство авторов признает тот факт, что причины одиночества следует искать именно в системе отношений человека. Но при этом ряд авторов связывают одиночество с полным отсутствием или же недостатком некоторых отношений - отсутствием привязанности, духовных отношений, чувства общности (У. А. Садлер [15], Р. С. Вейс [2], Б. Миюскович [8] и др.). С точки зрения же других, одиночество обусловлено специфическими особенностями существующих отношений личности (Ф. Фромм-Рейхман [по 11], В. Дж. Дерлега [по 11] и др.) - например, поверхностность сложившихся отношений лично-

сти, низкий уровень доверительности, взаимности, включенности в отношения.

В качестве основного фактора переживания личностью состояний одиночества часто называют личностные особенности самого субъекта одиночества [4], в то же время представители психоаналитического подхода к анализу одиночества показывают, что формирование этих свойств и есть результат одиночества, например, по образному выражению Ф. Фромм-Рейхман, следствием «преждевременного отлучения от материнской ласки» [по 11, с. 154].

На наш взгляд, подобное противоречие снимается, как только мы обращаемся к социально-психологическим потребностям личности, которые как опосредуют процесс установления и развития отношений, так и участвуют в субъективной оценке личностью своих отношений с другими людьми, миром, самим собой. В теоретическом плане в отечественной психологии этот вопрос решен еще в 60-х гг. XX в. В. Н. Мясищевым [9]. Он рассматривал потребность как фундаментальное свойство личности, определяющее ее отношение к миру (потребность-свойство), наряду с потребностью-объектом (потребность как объект внешней среды, необходимый для нормальной жизнедеятельности субъекта) и потребностью-состоянием (состояние психики, отражающее нехватку чего-либо).

В нашем исследовании, целью которого являлось изучение взаимосвязи социально-психологических (межличностных) потребностей личности, интенсивности переживания ею состояния одиночества, отношений личности с другими людьми и их качественной оценкой, приняло участие 70 человек. Общая выборка представляла собой 3 группы испытуемых: 1) люди, которые проживают одни; 2) люди, которые живут с детьми и / или родителями; 3) люди, живущие со своими семьями (мужем / женой и детьми).

Методиками исследования выступили: 1) биографическая анкета; 2) Опросник межличностных отношений В. Шутца, адаптированный А. А. Рукавишниковым [14]; 3) методика А. А. и А. Е. Кроников для диагностики динамики психологической близости со значимыми другими [5]; 4) UCLA Д. Рассела для диагностики интенсивности переживания индивидом состояния одиночества [13].

Подбирая методический инструментарий для достижения поставленной в исследовании цели, нами, наряду с одномерным подходом к измерению одиночества, представленным методикой UCLA Д. Рассела, был использован многомерный подход, концептуализирующий одиночество как многомерное явление. Совместно с В. Ю. Прядкиной, на основе представления об одиночестве как результате оценки личностью всей системы своих взаимосвязей: с другими, с самой собой, с миром вообще, нами был

сконструирован опросник «Одиночество». Опросник содержит 9 шкал:

1) «Недоверие к окружающим»;

2) «Приоритет общения с самим собой»;

3) «Чувство опустошенности»;

4) «Неудовлетворенность отношениями»;

5) «Ненаполненность жизни»;

6) «Страхи»;

7) «Негативное самоотношение»;

8) «Негативная оценка своих отношений с другими людьми»;

9) Итоговая шкала «Интенсивность одиночества».

Каждая шкала (за исключением девятой шкалы) включает 4 утверждения. Чем больше показания по каждой из шкал, тем интенсивнее данный показатель представлен в жизни человека. Девятая шкала «Интенсивность одиночества» представляет собой сумму баллов, полученных по всем шкалам опросника, и диагностирует общую интенсивность переживания одиночества. Шкалы 1-8 опросника отражают оценку личностью своих отношений с окружающими (шкалы 1, 4, 8), с самим собой (шкалы 2, 7), с окружающим миром (шкалы 3, 5, 6). Так как опросник «Одиночество» не был опубликован ранее, приводим его здесь полностью.

ОПРОСНИК«ОДИНОЧЕСТВО» (Т. А. Шкурко, В. Ю. Прядкина)

Инструкция: ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на следующие вопросы.

1. Среди окружающих меня людей нет тех, перед кем я мог бы полностью раскрыться.

2. Мне интереснее общаться с самим собой, чем с окружающими.

3. Я чувствую опустошенность.

4. Меня не удовлетворяют мои отношения с окружающими.

5. Мне скучно.

6. Мне страшно.

7. Я ощущаю собственную никчемность.

8. Мое общение с окружающими не дает мне позитивных эмоций.

9. Мне трудно кому-либо доверить свои мысли и чувства.

10. Никто не поймет меня лучше, чем я сам.

11. Я чувствую покинутость.

12. Мне кажется, что окружающие недооценивают меня.

13. Я ощущаю тоску.

14. Меня пугает будущее.

15. Меня многое не устраивает в себе.

16. Мои отношения с окружающими - источник моих разочарований.

17. Мне трудно раскрыться перед человеком.

18. Мне лучше наедине с собой, чем с другими людьми.

19. Я ощущаю неполноценность.

20. Окружающие не понимают меня.

21. В моей жизни мало интересного.

22. Я часто бываю встревожен.

23. Я достаточно часто задумываюсь о бессмысленности своего существования.

24. Зачастую окружающие относятся ко мне враждебно.

25. Мне сложно доверять окружающим.

26. Я предпочитаю общаться с самим собой, нежели с окружающими.

27. Я ощущаю внутреннюю пустоту.

28. Я не испытываю удовлетворения от общения с окружающими.

29. Я часто ощущаю недостаток чего-то в моей жизни.

30. Мне постоянно мешает расслабиться чувство страха.

31. Если бы у меня была такая возможность, я бы многое изменил в себе.

32. Между мною и окружающими как будто «стена», которую нельзя преодолеть.

Ключ: 1 балл присваивается ответу «да», 0 баллов -ответу «нет». Все вопросы прямые. Максимальный балл по шкалам 1-8 - 4 балла; минимальный - 0 баллов.

1. Шкала «Недоверие к окружающим»: вопросы 1, 9, 17, 25.

2. Шкала «Приоритет общения с самим собой»: вопросы 2, 10, 18, 26.

3. Шкала «Чувство опустошенности»: вопросы 3, 11, 19, 27.

4. Шкала «Неудовлетворенность отношениями»: вопросы 4, 12, 20, 28.

5. Шкала «Ненаполненность жизни»: вопросы 5, 13, 21, 29.

6. Шкала «Страхи»: вопросы 6, 14, 22, 30.

7. Шкала «Негативное самоотношение»: вопросы 7, 15, 23, 31.

8. Шкала «Негативная оценка своих отношений с другими людьми»: вопросы 8, 16, 24, 32.

9. Шкала «Интенсивность одиночества»: общий балл подсчитывается через сложение показателей, полученных по шкалам 1-8 опросника. Максимальный балл по итоговой шкале «Интенсивность одиночества» - 32 балла, минимальный - 0 баллов.

В проведенном нами исследовании полученные данные были подвергнуты математическому анализу с помощью корреляционного анализа Спирмена и критерия Манна-Уитни. Было установлено, что сочетание таких потребностей, как потребность во включении (1е),

потребность в любви (Ae) и потребность в контроле со стороны других людей (Cw) связано с интенсивностью переживания личностью одиночества, диагностированной с помощью UCLA Д. Рассела. Наиболее интенсивно переживают одиночество люди, у которых ма ксимально выражены потребность принадлежать к различным социальным группам; потребность в установлении близких эмоциональных отношений и потребность в зависимости от других людей: в том, чтобы другие люди принимали решения, брали на себя ответственность за события в жизни испытуемых. Этот результат свидетельствует, что остроту переживания человеком одиночества диктует система его социально-психологических потребностей. Чем в большей степени он ориентирован на социальные контакты, на установление близких эмоциональных отношений, чем в большей степени он зависит от других, тем более интенсивно он переживает одиночество.

На основе корреляционного анализа выраженности межличностных потребностей, полученных по методике ОМО В. Шутца, и данных по предложенной нами методике «Одиночество» можно заключить, что личность в состоянии одиночества в первую очередь характеризуется негативной оценкой своих отношений с другими людьми. Этот вывод подтверждают значимые коэффициенты корреляции шкал ОМО - Ie, Ae, Cw - со шкалой «негативная оценка отношений». Кроме того, потребность во включении оказалась связанной с неудовлетворенностью общением с другими и с негативным самоотношением; потребность в любви -с чувством опустошенности и неудовлетворенностью общением с другими, а потребность в зависимости от других - с ощущением неполноты жизни.

При сравнении группы людей, которые рассматривают мать в качестве значимого другого, и группы участников исследования, которые не включили ее в список значимых других, было установлено, что у первых менее выражена потребность в том, чтобы их контролировали другие, для них характерны больший объем интеракций в сфере любви и контроля и меньшая внутренняя конфликтность поведения в сфере любви и включения. Учитывая предыдущие данные, можно заключить, что и переживания одиночества у личности, включающей в круг значимых других свою мать, будут менее интенсивными. Вместе с тем, для людей, которые не включили мать в список значимых других, характерна меньшая внутренняя конфликтность в сфере контроля.

Также мы сравнили две группы людей: тех, которые указали друзей в числе значимых других и тех, которые не сделали этого. Было обнаружено, что для первых характерен больший объем интеракций в сфере любви. Это означает, что для них сфера любви является насыщенной контактами, побуждаемыми выраженностью потребности в любви на уровне

выраженного и требуемого от других поведения (любить и быть любимым).

В результате корреляционного анализа максимальной и минимальной степени психологической близости, которые, как отмечали испытуемые, они переживали со значимыми другими, с результатами ОМО, было установлено, что степень максимальной психологической близости, которой личность достигает со значимыми другими, детерминирована, с одной стороны, объемом интеракций в сферах включения, контроля и любви, а, с другой стороны, противоречивостью межличностного поведения в данных сферах. Показатель максимальной близости оказался связан прямо пропорциональными связями на ур.зн. = 0,05 со всеми вторичными показателями ОМО: Ie+w (объем интеракций в сфере включения), Ce+w (в сфере контроля), Ae+w (в сфере любви), 1е^ (внутренняя конфликтность в сфере включения), Се^ (в сфере контроля), Ае^ (в сфере любви). Этот результат позволяет нам сделать интересный вывод: ощущение психологической близости с другими людьми, которое, очевидно, является некоторым противопоставлением переживанию одиночества, задано: 1) активностью человека во всех сферах: включения, контроля и любви (которая диагностируется параметром «объем интеракций», рассчитываемом как сумма потребностей на уровне Е (давать внимание, контроль, любовь) и W (брать от других)); 2) приоритетом стратегии «давать» над «брать» в отношениях с другими людьми (рассчитываемом как разница между выраженностью той или иной потребности на уровне Е и W).

При сравнении трех выборок: людей, которые проживают одни (мы их назвали объективно одинокие); людей, которые живут с детьми и/или родителями и людей, живущих со своими семьями (мужем / женой и детьми) было установлено, что для объективно одиноких людей характерна менее выраженная (на ур.зн. = 0,05) по сравнению с третьей группой потребность во включении (как на уровне выраженного, так и на уровне требуемого от других поведения) и в любви, а по сравнению со второй группой - менее выраженная потребность в контроле.

Группа людей, которые не имеют партнера и проживают с детьми и / или родителями, имеют менее выраженную потребность во включении, но более выраженную потребность контролировать других, в отличие от людей, которые имеют и партнера и детей. При сравнении трех групп оказалось, что высокие показатели потребности в контроле над другими людьми характерны для второй группы, а высокие показатели потребности во включении -для третьей. Для первой группы (людей, которые по разным причинам достаточно долго живут одни) характерен в целом более низкий уровень развития практически всех исследованных потребностей.

Также в ходе исследования была обнаружена значимая корреляционная связь суммарной шкалы разработанного нами опросника «Одиночество» с показателем интенсивности переживания одиночества, полученным на основании одномерного опросника иСЬА Д. Рассела, а также высокая корреляция всех шкал опросника «Одиночество» между собой, что свидетельствует о достоверности методики.

Обобщая полученные в нашем исследовании данные, можно заключить, что:

1) центральной характеристикой одиночества как социально-психологического феномена является оценка личностью своих отношений с другими людьми;

2) интенсивность переживания личностью одиночества связана со степенью выраженности таких социально-психологических потребностей, как потребность во включении (стремление принадлежать к различным социальным группам, участвовать в их деятельности), потребность в любви (стремление устанавливать близкие эмоциональные отношения с другими людьми) и потребностью в контроле со стороны других людей (стремление, чтобы другие контролировали, принимали решения и брали на себя ответственность);

3) степень выраженности базовых социально-психологических потребностей личности (в первую очередь, потребности в контроле [20]) и их противоречивость (стремление больше «давать», чем «брать» в отношениях с другими людьми) определяют круг значимых других и максимальную степень психологической близости в отношениях с ними;

4) степень выраженности социально-психологических потребностей связана не только с субъективными показателями одиночества (интенсивностью переживания), но и с формальными признаками одиночества человека (живет один / не один).

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская Н. А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. - М.: Наука, 1981. - 218 с.

2. Вейс Р. С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - С. 114127.

3. ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 175 с.

4. Заворотных Е. Н. Социально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2009.

5. КроникА. А., КроникЕ. А. В главных ролях: Вы, Мы, Ты, Он, Я. Психология значимых отношений. -М.: Мысль, 1989. - 197 с.

6. Куртиян С. В. Одиночество как социальное явление: автореф. дис____канд. соц. наук. - М., 1995.

7. Манакова Е. А., ТруевцевД. В. Типы переживания одиночества в контексте уровня удовлетворенности социальных потребностей личности. - URL: http: // www.psy.su / psyche / psyche_archive / 2010 / &project_id=16 (дата обращения 15.04.2014).

8. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. -С. 53-71.

9. МясищевВ. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. -М.-Воронеж: Модэк, 1995. - 356 с.

10. Неумоева Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: автореф. дис____канд. психол.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наук. - Тюмень, 2005.

11. Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. -С. 152-167.

12. Пузанова Ж. В. Одиночество: опыт социально-философского анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1995.

13. Рассел Д. Измерение одиночества // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989. - С. 47-60.

14. Рукавишников А. А. Опросник межличностных отношений. - Ярославль: Изд - во НПУ «Психодиагностика», 1992. - 47 с.

15. Садлер У А., Джонсон Т. Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - С. 24-45.

16. Слободчиков И. М. Теоретико-экспериментальное исследование феномена одиночества личности: на материале подросткового возраста: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006.

17. Старовойтова Л. И. Одиночество: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1995.

18. Тихонов Г. М. Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1992.

19. Трубникова С. Г. Психология одиночества: генезис, виды, проявления: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999.

20. Шкурко Т. А. Социально-психологические особенности личности с выраженной потребностью в контроле себя и других людей // Вестник Томского государственного университета. -2011. - № 349. - С. 177-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.