Научная статья на тему 'Феномен о и загадки этничности казачества'

Феномен о и загадки этничности казачества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАКИ / РОССИЯ / ЭТНОС / ТЕОРИЯ / ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ПРОШЛОЕ / РАЗВИТИЕ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / COSSACKS / RUSSIA / ETHNOS / THEORY / HISTORY / CULTURE / TRADITIONS / PAST / DEVELOPMENT / SOCIETY / STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохин И. Ю.

Этничность является важным признаком казачества, при этом признаком системным, ключевым в вопросах понимания уникальности казачества как феномена в российской истории. Вопрос этничности казачества тесно связан с вопросами казачьей культуры, быта, обычаев, нравов, аспектом формирования особой«казачьей государственности» в форме малых демократических республиканских форм. Статья есть попытка разобраться в хитросплетениях казачьей этничности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnicity is an important attribute of the Cossacks, and this attribute is of system character, being the key point in understanding the uniqueness of the Cossacks as a phenomenon in the Russian history. The Cossack ethnicity is closely associated with the Cossack culture, way of life, customs, morals, and the formation of the specific “Cossack statehood” in the form of small democratic republics. This article represents an attempt to look into the cobwebs of the Cossack ethnicity

Текст научной работы на тему «Феномен о и загадки этничности казачества»

■■■; ') Альманах «Казачество»

Ерохин И.Ю.

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Кройдон Колледж, Лондон, Великобритания

Феномен и загадки этничности казачества

Еще Л.Гумилев в свое время сказал: «Разные народы возникали в разные эпохи и имели разные исторические судьбы, которые оставляют следы столь же неизгладимые, как личные биографии... Есть закон развития, относящийся к этносам, как к любым явлениям природы. Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений.»[19, с.1]

«Разбросаны мы по всем странам и материкам. Служили мы в иностранных легионах в зной Африке, ищем счастья в Америке, северной и южной, забрались мы даже в Австралию... Нет, кажется, ни одной страны, где бы не пробивал себе казак тонкой жизненной дороги.», - пишут о себе авторы эмигрантского журнала «Вольное казачество».[3, с.1] В чем же причины удивительной этнической устойчивости казачества, что будучи разбросанным по разным материкам и странам оно не растеряло своих традиций, уникальности, самобытности? На этот вопрос и предстоит ответить.

Сложность в методологическом аспекте при изучении вопросов казачества заключена в изначальной природной дуальности казачьих сообществ, их этническом и социально-сословном развитии одновременно. Т.о. казачество представляет собой объект комплексного мульти-дисциплинарного исследования: казачество как этническая группа, этнос должно составлять объект исследования этнологии, в то время, как казачество в форме социальной и общественной группы, в форме военно-служилого сословия Российской Империи, - есть уже объект пристального внимания со стороны исторической науки и ее составляющих. В тоже время не стоит забывать о казачестве как комплексном явлении, представляющим широкий интерес в области права, социологии, этнической конфликтологии, исторической психологии, этнопедагогики, политилогии и др. дисциплин.

С.Хантингтон объективно полагал, что на земле существует не менее восьми основных типов цивилизаций в формах: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латиноамериканской и африканской.

№11 год 2015 •, ™

Время вносило существенные уточнения и дополнения в на- . званный список, он расширялся и множился. В дальнейшем ученые сформулировали теорию мест конфликтного соприкосновения этих культур и цивилизаций, назвав их теорией «этнических разломов». Места этнических разломов было принято считать местами потенциально этнически и религиозно конфликтогенными. В отношении России такая практика наиболее употребима в научных трудах и исследованиях, посвященных жизни южной и западной российских границ, где православный мир вступал в неизбежное соприкосновение с исламской и протестантской гео-культурной и политической традициями.[15, с.61] Чуть позднее теория «конфликтного соприкосновения» была существенно дополнена и расширена усилиями ученых теориями культурно-этнической конвергенции и этнического толерантного диалога этносов на основе неконфликтных практик. В отношении истории казачества в этом плане значительный интерес представляют работы Сень. В своих исследованиях данный автор убедительно доказал и доказывает существование плодотворного конструктивного сотрудничества в целом ряде вопросов экономического, политического свойства между казаками и казачьими сообщества Дона, Кубани, игнат-казакми и мусульманскими, а также, горскими правителями, - династиями Османов, Гиреев, правителями азовский территорий и др. Главной спецификой этих практик, кроме их неконфликтного характера, являлся и государственный, дипломатический признак, что косвенно и прямо подтверждает факт наличия у кубанцев и донцов на ранних этапах развития этих казачьих сообществ в XVI-XVII вв. про-то-государственной и квази-государственной структурности.

Важной чертой этничности, этнической уникальности той или иной группы являются именно культурные особенности ее жизни, проявленные в обычаях, традициях. Часто, на самом деле, происходит взаимодействие именно не с чистой этничностью в прямом понимании этого слова, сколько с культурными особенностями этнических групп, кластеров и сообществ. Проблема этнокультурной самобытности занимает одно из ведущих и ключевых мест в субстанциях политического свойства, - идеологии национальных движений и в практике мобилизации этнических различий.

Достаточно часто вопрос этнической идентичности поднимается в ключе идей устремлений государственности: государственного обособления и автономизации территорий.

■■■; ,' Альманах «Казачество» ■' ■ '

. Этническому меньшинству, обосновывающему свои права и претензии на государственную самостоятельность обращением к «культурной самобытности» такой подход и путь помогают эффективно бороться с дискриминацией, ущемлением культурных и этнических прав. Источники говорят: «Обращение же доминирующего (господствующего, государствообразующе-го) этноса к культуре объясняется стремлением сохранить и закрепить свою гегемонию, свой государствообразующий признак и статус, на практике представляемые как оборона от «экспансии» этнических меньшинств.»[1, с.104] Т.о. понятие этноса, - это категория и политическая, и идеологическая, тесно и прямо связанная корнями с понятийностью «государственности».

Вторым важным подчиненным аспектом является религиозная составляющая в вопросах этносов. Ученые отмечают, что формально именно на основе религии и религиозного признака, религиозных отличий люди пытаются формировать свои идентичности. Казаков на всем протяжении исторического развития общности отличала удивительная религиозная терпимость, среди казаков присутствовали мусульмане, буддисты, католики и представители ряда иных конфессий.

Нередко чтобы реализовать свой потенциал «государственного начала» этносы предпринимают попытки вывести свои идентичности и этнические отличия на принципиально новый качественный уровень, придать этим отличиям новое звучание, наполнить их идеологическим и политическим окрасом. Тогда об этносе начинают уже говорить не как о культурной и социальной группе, но уже как об этносе-народе или этносе-нации. Этносу придается характер государственной правосубъектности. У казаков одними из первых, кто последовательно и планомерно заговорил в духе подобной терминологии, явились представители т.н. «Вольноказачьего Движения» или «ка-закийцы», как их еще называли. Особый расцвет движение и явление получило в эмиграции. В работах историка С.Н.Мар-кедонова достаточно подробно рассмотрены аспекты государственной и общественной работы «казакийцев», отмечены их сильные и слабые стороны. «Казачество - основы особой государственности Восточной Европы, противоположные по своему содержанию русским», - писал И.Ф.Быкадоров.[2, с.63] Концепция «казакийства» востребована и актуализирована на настоящий период. Современный исследователь А.В.Сопов . во многом солидарен с мнениями представителей «вольноказа-

№11 год 2015 •, ™ - * ■'

ков», в целом ряде своих работ[7;8;9;10;11;12;13;14] он отмечает . факт того, что «этнические характеристики «предказачества» и раннего казачества далеко не всегда совпадают с русскими.»^, с.1] При этом Сопов видит ключевой момент в вопросе именно «государственности - анти-государственности» казачьих настроений и природной ментальности, говоря: «Казачество формировалось как разбойно-промысловая вольница, независимая и своеобразная.»[7, с.1] Основные отличия «казаков» от «русских» Сопов видит в их характеристиках как жителей пограничной полосы: «Ментальное поведение русских, в отличие от казаков, постоянно производит одну и ту же историческую драму. Бегство от государства, вольная колонизация новых земель, закрепление государственной власти на них и снова - бегство от государства. Русские переселенцы не просто обосновываются на новом месте, но и воспроизводят с максимальной точностью весь свой жизненный уклад, практически не сообразуясь с внешними условиями. Они как бы переносят с собой свою Россию, «Святую Русь». Для русских любая территория, где они живут общиной, является Россией.»[7, с.3; 5;6;16;17] И совсем другое дело казаки, их жизнь в пограничье, где появляются свои существенные особенности: «Казаки, безусловно, участвовали в русской народной колонизации, но делали это как-то особенно и весьма своеобразно. «Дикое Поле» казаки пытались не интериоризировать внутри себя, видя в нем враждебную, чуждую силу, которой необходимо сопротивляться и которую необходимо грамотно использовать в своих интересах.»[7, с.3] Сопов высказывает и не вполне бесспорную мысль о том, что «казаки именно участвовали в русской колонизации, но не осуществляли ее наравне с русскими.», т.е. были силой ведомой.[7, с.3] Совершенно противоположной точки зрения придерживается другой современный историк И.Ю.Ю-рченко. Он утверждает тот факт, что пристальное внимание к этничности казаков, наносит больше вреда, нежели пользы. Свои исследования И.Ю.Юрченко строит на анализе работ, как современных авторов, так и историков-эмигрантов, «казакий-цев». Любые концепции «казачьей этничности» и намеки на нее Юрченко подвергает жесткой и бескомпромиссной критике.

Огромное значение для понимания основ этно-социального статуса казачества приобретает осознание истинной роли казачьих сообществ в условиях жизни приграничья - окраины, или т.н. «фронтирная теория казачества» или «теория фронтира», в .

Альманах «Казачество»

. ее более широкой трактовке и понимании. Кроме всего прочего, именно теория фронтира важна для понимания глубинных механизмов образования идеологии самостийной казачьей государственности в теоретическом аспекте и появлению практик малых казачьих государственных форм - в практическом русле. Об адаптационных механизмах этничности В.Малахов скажет: «Этничность - есть один из ресурсов адаптации, одна из возможностей в коммуникативном арсенале индивида, позволяющая выстроить его поведение в соответствии с требованиями окружающей среды.[19, с.3] Существование казаков в условиях пограничья как нельзя лучше кристализировало и демонстрировало особенности их этнического менталитета: пассионар-ность, толерантность, коммуникативные и адаптационные навыки. Видный ученый-историк и публицист-кубановед Ф. Щербина скажет: «Казаки - завоеватели и сторожа окраин».[18] Кроме общих признаков этничности, казачья этничность обладает целым рядом черт и особенностей, характерных исключительно для казачьих сообществ. Одной из таких черт является, например, ранее, еще в детском или подростковом возрасте осознание молодым казаком своей принадлежности к некой особой структурированной культурно-социальной общности. Исследователь казачьего педагогики, этнопеда-гогики А.Иванова, анализируя данные экспериментальных исследований, проведенных на территории Краснодарского края[4], - территории проживания кубанского казачества отмечает факт того, что «уже подростки казаки характеризуются амбивалентностью идентификаций, т.е. обнаруживаю ярко выраженную этническую «казачью» составляющую, которая представлена в основном в диапазоне понятий, - «я - казак», «я - русский». Здесь можно констатировать известное этническое обособление.. , при этом, отчуждение сочетается с толерантностью и неподдельным интересом к «чуждым» культурам, стремлением к взаимодействию и диалогу с ними.[4, с.13] Развитие этнических представлений казачества происходило и происходит в тесной связи с государственным фактором. При этом доминанта в пользу «этничности» или «сословности» сменяется в умонастроениях казачьих сообществ в зависимости от того, насколько гибка и продуманна государственная политика традиционного государства и его аппарата, насколько она честна, объективна, последовательна, . насколько учитывает злободневные чаяния и устремления

№11 год 2015

широких масс казачьей общественности и готова вести с . ними конструктивный диалог. Не случайно, что существенное смещение акцентов в пользу идей казачьей автономизации и самостийности происходит в моменты очевидной слабости официальной государственной власти, - в периоды войн, революций, безвременья и социальных потрясений. Наглядный пример тому, уроки Гражданской войны 1918-1920 гг. и др. Т.н. «Вольноказачье движение» появилось и расцвело, получило сторонников именно в этот исторический промежуток, когда заговорилось о государственном пути, отличном от пути развития России. Влияние «государственного фактора» на рост этнических самостийных настроений казачества важно учитывать при анализе и прогнозировании перспектив развития современного казачьего движения, т.н. «неоказачества», как его именуют специалисты-историки, политологи и социологи.

Список литературы:

1. Баранов П. Национальная правовая политика и трансформация государственно-конфессиональных отношений в России // Философия права. - №1. - 2008.

2. Быкадоров И.Ф. История казачества. - Прага, 1930. - Т.1.

3. Вольное казачество // Вольное казачество - Вильне козацтво. - №1. - 1927.

4. Иванова А.А. Особенности этнического самосознания подростков-казаков в контексте общенационального общения: автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М., 1995. - 20с.

5. Кауфман А. Переселение и колонизация. - СПб., 1905. - 75с.

6. Марков Е. Россия в Средней Азии. - СПб., 1901. - 139с.

7. Сопов А.В., Бузаров А.Ш. Место и роль казачества в общероссийских культурно-этнических процессах [Электронный сетевой ресурс]. - Режим доступа: http:// revolution.allbest.ru/law/00274071_0.html

8. Сопов А.В. К вопросу о происхождении и формировании казачества: этнический аспект // Культурная жизнь Юга России. - №5(32). - 2009. - С.58-61

9. Сопов А.В. К вопросу о происхождении казачества // Проблемы развития казачьей культуры. - Майкоп: Гранит, 1997. - С.17-20.

10. Сопов А.В. Казачества единый корень? // Родина. - №6. - 2010. - С.30-33.

11. Сопов А.В. Некоторые особенности ментальности казаков // Менталитет россиянина: история проблемы: материалы XVII Всероссийской научной конференции. - СПб., 2000. - С.153-155.

12. Сопов А.В. Проблема этнического происхождения казачества и ее современное прочтение // Вестник Московского ун-та. - Сер.8 История. - Вып.4. - С.66-86.

13. Сопов А.В. Проблема этнического происхождения казачества и ее современное прочтение. - Майкоп: Изд. МГТУ, 2006. - 148с.

14. Сопов А.В. Становление казачества // Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры. - Майкоп. - 2000. - С.14-23.

15. Трофимов Е. Национальная политика России (законодательный аспект). - М.: Изд. РАГС, 2007.

16. Чарушин А. Переселение в бытовом его понимании // Беседа. - №9. - 1906. - С.11-18.

17. Шавров Н. Русская колонизация на Кавказе // Вопросы колонизации. - 1911. - Т.8. - С.34-46.

18. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. - в 2 т. - Екатеринодар, 1910-1913. - 1548с.

19. Этничность как одно из проявлений самоидентификации личности. 30.01.2014 [Электронный сетевой ресурс]. - Режим доступа: http://www.urok123.org ¡¿¿К-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.