Научная статья на тему 'Казачья морская история: малоизученные страницы жизни этноса'

Казачья морская история: малоизученные страницы жизни этноса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
337
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАКИ / МОРЕ / ГОСУДАРСТВО / ЭТНОС / ТРАДИЦИИ / ВОЙНА / РОССИЯ / ПОХОДЫ / ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / COSSACKS / SEA STATE / ETHNICITY / TRADITION / WAR / RUSSIA / HIKING / SOCIETY / CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохин И. Ю.

Морская история казачества является неотъемлемой частью государственной и этнической казачьей истории. Достаточно важной частью. К сожалению, это проблематика, в отличие от проблематики степных пограничных и фронтирных казачьих практик достаточно мало отражено в научной литературе. Настоящая статья есть попытка исправить это досадное упущение, посмотреть на историю казачества в более целостном и полном объеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maritime history of the Cossacks is an integral part of the state andethnic Cossack history, important enough part. Unfortunately, this perspective, unlike the steppe border issues and frontier practices of Cossack, are not enough reflected in the scientific literature. This article is an attempt to correct this unfortunate omission, to look at the history of the Cossacks in a more holistic and full way.

Текст научной работы на тему «Казачья морская история: малоизученные страницы жизни этноса»

Ерохин И.Ю.

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Кройдон Колледж, Лондон, Великобритания

Казачья морская история: малоизученные страницы жизни этноса

Морские походы предпочитались казачьими атаманами походам сухопутным в силу простых причин экономического свойства, - они сулили больше доходов и военной добычи, были экономически более выгодны. Морская деятельность строилась во многом на основах принципов, используемых в освоении пограничья и фронтира.

Русские правители всячески благоволили морской деятельности казаков, в частности, они отпускали на постройку лодок Донскому войску трубы, изготавливаемые из древесины с выдолбленной и удаленной сердцевиной. В своем труде «Морская история казачества», - одной из самых крупных и фундаментальных работ по казачьему морскому делу, его автор А.А.Смирнов говорит о серьезном подходе казачьих сообществ к освоению водного пространства. «В старину казаки имели свою лодочную гребную флотилию. Адмирал Кедров и морской писатель Терещенко признавали казаков первыми учителями русских в морском деле.»[4, с.93] В 80-е гг. XIX в., например, царским правительством казачий морской опыт судостроения активно применялся в регионе Черномории при восстановлении канонерского флота. По решению черноморского Адмиралтейства в знак признания казачьих заслуг как мореходов строившимся судам стали присваивать названия, говорящие сами за себя: «Донец», «Запорожец», «Терец», «Уралец», «Кубанец» и т.д. Долгое время и само черноморское казачество оставалось именно военно-морской структурой, лишь к концу XIX в. утратив эти навыки и специфики, превратившись в кавалерию организованного Кубанского войска.[4, с.93]

Достаточно многие исследователи отмечали великолепные организационные и военные навыки казаков в их морской деятельности. Вот, например, что писал М.Крайсветный: «Великолепные мореходы и пираты, прекрасно знающие акваторию Азовского и Черного морей и примыкающих речных си-

История №12 год 2015 ;

стем. Свободно плавают через открытое море, предпочитая для набегов турецкие и крымские берега. Любят нападать на турецкие корабли.»[1, с.3] Историк Т.Н.Саркисьян вполне солидаризируется с подобным подходом и оценками, говоря о том, что донцы и запорожцы были грозой Азовского и Черного морей.[2, с.91-95]

Достаточно подробно в литературе описано устройство флота казаков и их вооружение, техническое оснащение, которое имело свои специфические и уникальные особенности. «Класс судов: река-море, тип - биростральный, имеют по два носа, что не требует при маневре разворота, парусные, но с весельным вооружением. В интересах защиты часто прикрываются поверх досками или пучками камыша.»[1, с.3] История сохранила описание казачьих судов, составленное вице-адмиралом Крюйсом, служившим при Петре I. Крюйс писал, что казачьи суда не имели палуб, у них была острая корма и нос. Длина лодок могла составлять от 50 до 70 футов, а ширина - 18-20 футов, что составляло от 15 до 21 метра и более, и от 5,5 до 6,1 м., соответственно. Крюйс подтверждает комбинированный: парусно-весельный характер казачьего флота. На каждой лодке могло быть от 16 до 40 весел, которыми управляли от 60 до 100 умелых казаков-гребцов.

Природно-климатический фактор и ландшафтный анализ местности всегда был в центре внимания казачьих мореходов. Часто для морских вылазок казаки использовали непогоду, сумерки, волнения на море, шторма и прочие естественные факторы, которые были коварной опасностью для других мореходов, но играли в пользу казаков. При видимости явной опасности неминуемого поражения казачьи суда и флотилии не считали зазорным применять тактику отступления. В помощь казачьим судам тогда служило речное мелководье, которое они вполне спокойно преодолевали в противовес тяжелым морским судам неприятеля. Кроме того, казачьи лоцманы отлично изучила все окрестные мели, чему посвящали достаточное количество времени и усилий. Они часто организовывали искусственные заторы и запруды рек, прочих водных магистралей. В 1672 г. для удобства своих пиратских вылазок донское казачество прорыло специальный потайной канал между Калачей и Мертвым Донцом, именовавшийся Казачьим ериком.[3, с.40] Иногда для удобства и успешности той или иной операции казачьи струги

. транспортировались и переправлялись на воду, буквально на руках, сухопутными путями и окольными тропами. Это давало казакам преимущество в неожиданности и внезапности нападения. Иногда казачьи атаманы давали преднамеренное распоряжение о затоплении части флотских струг. Место затопления тщательно отмечали, чтобы затем, когда минует опасность, возвратиться за затопленными кораблями и лодками. В открытом же море казаки применяли самые разнообразные комбинированные тактики маневрирования и боя. Командирами казачьих кораблей учитывалось направление ветра, общее количество неприятельских кораблей, их вооруженность, расстояние, близость или отсутствие крепостей и укреплений на побережье, - проводился тщательный и взвешенный анализ всей совокупности факторов, лишь после чего принималось военное решение.[3, с.40-41] А.П.Ско-рик так описывает одну из казачьих практик: «Примерно за час до наступления темноты и захода солнца казачьи струги медленно приближались к неприятельскому кораблю на расстояние трех-четырех верст, и лишь с наступлением полных сумерек атаковали его, пришвартовываясь к галере сбоку, а к кораблю с кормы или носа.»[3, с.41] С поверженными казачьими судами казаки, как правило, не церемонились, захватив уносимую добычу и пленников, они затапливали неприятельский корабль. Затопление производилось путем прорубления подводной части корабля. Среди казаков имелось очень мало умельцев и лоцманов, способных справится с управлением тяжелым и большегрузным суд-ном.[3, с.41] Лишь в период упрочения связей донцов с централизующейся Россией в лице Московского государственного аппарата казаки начинают активно интересоваться строительством не военного, но вспомогательного флота в форме т.н. будар, - барж, предполагавшихся к использованию в перевозке по Дону от Воронежа царского жалования, зерна, провианта, денег, пороха, муки, свинца и прочего вспоможения казачьего сообществу.[3, с.45]

В своей докторской диссертации А.В.Сопов отмечает: «На особенности тактик морских походов казаков бесспорно повлияли некоторые традиции военно-морского искусства приазовских колонистов: греков, генуэзцев и венецианцев, а также новгородских и псковских военно-торговых ушкуй. ников, опыт пиратства.»[5, с.28] Однако, казачьи лодки обла-

История №12 год 2015 ;

дали повышенной маневренностью и быстроходностью, чем . аналогичные татарские или турецкие постройки. Легкость казачьего флота позволяла в достаточной степени эффективно решать все поставленные перед ним стратегические и тактические задачи. Историк А.П.Скорик говорит: «На утлых челнах, грубо сооруженных, худо и бедно снабженных и слабо управляемых, без карты и компаса, лишь только по солнцу и звездам, зная четыре стороны света, казаки проходили значительные морские расстояния. За морями громили прибрежные поселения, брали приступом и штурмом хорошо укрепленные крепости. Так, в 1616 г. казаки своим отважным приступом взяли город Синон в Турции, в 1630 г. город Кара-сов в Крыму, а уже в 1637 г. ими был захвачен и Азов.»[3, с.39] Важной особенностью казачьего флота было отсутствие на нем долгое время пушечного вооружения. Что можно характеризовать как существенную слабость.

Казаки отлично освоили морские абордажные практики. Этими методами им удавалось захватывать достаточно крупные неприятельские суда. Царь Петр I, лично участвуя в одном из морских казачьих походов донцов на Азове, взял со своей командой на абордаж два линейных корабля.[3, с.39] Спутником казачьей морской практики было не только отличное знание моря, но известная дерзость. Скорик пишет: «Невероятно, но казаки на слабых челнах умели проходить буквально на виду под пушками Азовской крепости, неся малые потери, или не неся их вовсе. Они успешно преодолевали и возведенный против них бом, простиравшийся на всю ширину реки, укрепленный тремя мощными металлическими цепями. Объяснение этого факта можно найти только в дерзновенной отваге и мужестве.»[3, с.39]

В морских походах выковывался особый характер казака. В плавании казаки были неприхотливы, их рацион составлял весьма скудный продуктовый рацион, состоящий из пресной воды, сухого хлеба, сушеной рыбы, проса, сушеного мяса и толокна. В противовес распространенному мнению, водки с собой в походы казаки не брали. Одевались специально неприметно, избегая яркой, броской и богатой одежды. Оружие специально искусственно ржавели, чтобы оно не блестело на жарком южном солнце. Отправление в путь сопровождалось, как правило, весьма спорым обрядом, зато прибытие с добычей обставлялось, напро- .

, тив, громко, торжественно и помпезно. Любое заметное оживление казачьих флотилий близ Азова или даже слухи об активности казачьего флота вызывали у местных жителей дикую панику. Раздел военной добычи становился одним из главных атрибутов успешного похода, сакральным и наиважнейшим действом. Прибывшие на Дон флотилии встречали как триумфаторов ружейными и пушечными выстрелами с побережья, обязательно устраивалась дружеская пирушка. Раздел добытого именовался фразой «дуван дуванить» и означал буквально раздел награбленной добычи между всеми участниками рискованного предприятия. Донцы не брезговали активной торговлей пленниками или, проще, работорговлей. Число пленников было значительно, временами могло достигать и до 3 тыс. человек или даже превышать эту цифру, что служило мощным источником пополнения казачьей казны.[3, с.42] Источники объективно и достоверно свидетельствуют, что казаки не только активно присутствовали на крупнейших невольничьих рынках, но и сами организовывали свои собственные рынки сбыта пленников. Ими шел активный обмен человеческого товара на другой товар и деньги.[3, с.42] Казачий невольничий рынок часто именовался «разменным местом».

Список литературы:

1. Крайсветный М. О роли народов Кавказа в раннем этногенезе донского казачества [Электронный сетевой ресурс]. - Режим доступа: http://passion-don.org/kazak/ kraisv_2.html

2. Саркисьян Т.Н. Казачий феномен в культурно-историческом наследии отечественной истории // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - №4(142). - Вып.29: История. - С.91-95.

3. Скорик А.П. Возникновение донского казачества как этноса. Изначальные культурные традиции: учебное пособие для студентов по базовому учебному курсу «История России». - Новочеркасск, 1992.

4. Смирнов А.А. Морская история казачества. - М.: Яуза, Эксмо, 2006.

5. Сопов А.В. Динамика социально-политического и этнокультурного статуса казачества: автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.07. - М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.