УДК 378 JEL M40
Блинова Ульяна Юрьевна
д-р экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5557-4763 e-mail: [email protected]
Рожкова Надежда Константиновна
д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-8419-8007 e-mail: [email protected]
Рожкова Дарья Юрьевна
канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-0500-2908 e-mail: [email protected]
Uliana Yu. Blinova
Dr. Sci. (Econ.), Financial University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-5557-4763 e-mail: [email protected]
Nadezhda K. Rozhkova
Dr. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-8419-8007 e-mail: [email protected]
Darya Yu. Rozhkova
Cand. Sci. (Econ.), Financial University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-0500-2908 e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2021-11-103-109
ФЕНОМЕН NFT (NON-FUNGIBLE TOKENS) КАК ОБЪЕКТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Аннотация. Формирование цифровой экономики и расширение деятельности в ки-берпространстве повлекли за собой создание новых технологий и цифровых продуктов, таких как невзаимозаменяемые токены (NFT). В статье представлены аргументы, обосновывающие необходимость изучения NFT как объекта правоотношений, и объекта бухгалтерского учета. Дана краткая сущностная характеристика данных объектов; изучены их виды и рынок оборота, а также проанализированы текущие нормы права, российские стандарты бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности. Для определения NFT как объекта учета рассмотрены виды объектов учета, закрепленные в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и проанализированы критерии отнесения к ним применительно к NFT. Выделены юридические и учетные проблемы, связанные с появлением нового объекта и определены пути дальнейших исследований в области создания методологии учета NFT как специфического и имеющего большие перспективы использования цифрового продукта.
Ключевые слова: активы, расходы, факт хозяйственной жизни, цифровые активы, авторские права, интеллектуальная собственность, киберпространство, цифровой продукт, токен
Для цитирования: Блинова У.Ю., Рожкова Н.К., Рожкова Д.Ю. Феномен NFT (non-fungible tokens) как объекта бухгалтерского учета//Вестник университета. 2021. № 11. С. 103-109.
THE PHENOMENON OF NFT (NON-FUNGIBLE TOKENS) AS AN ACCOUNTING ENTITY
Abstract. The emergence of the digital economy and increased activity in cyberspace have led to the creation of new technologies and digital products such, as non-fungible tokens (NFT). The article presents the arguments that justify the need to study NFT as an object of legal relations and an object of accounting. A brief description of these items has been given; their types and market of circulation have been studied, and, also the current legal provisions, Russian accounting standards and international financial reporting standards have been analysed. To define NFT as an accounting object, the types of accounting objects enshrined in Federal Law No. 402-FZ "On Accounting " have been considered and the criteria for their attribution in relation to NFT have been analysed. The legal and accounting problems associated with the emergence of a new object have been highlighted and the ways for further research in the field of creating an accounting methodology for NFT as a specific and highly promising digital product have been defined. Keywords: assets, expenses, business transaction, digital assets, copyrights, intellectual property, cyberspace, digital product, token.
For citation: Blinova U.Yu., Rozhkova N.K., Rozhkova D.Yu. (2021) The phenomenon of NFT (non-fungible tokens) as an accounting entity. Vestnik universiteta, no. 11, pp. 103-109. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-11-103-109
Введение
В настоящее время в связи с появлением киберпространства активно развиваются различные виды технологий. В национальной программе развития цифровой экономики закреплены основные шаги по их внедрению, созданы дорожные карты в области развития робототехники и сенсорики, нейротехнологий и искусственного интеллекта, беспроводных сетей связи, квантовых технологий, систем распределенного реестра [16; 17].
© Блинова УЮ., Рожкова Н.К., Рожкова Д.Ю., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Blinova U.Yu., Rozhkova N.K., Rozhkova D.Yu., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Одной из развивающихся технологий распределенного реестра данных является блокчейн. Она начала использоваться во многих сферах экономики, а ученые и практики активно изучают ее характерные возможности, особенности, достоинства и недостатки, а также основные риски, связанные с применением этой технологии [2; 14].
Исследователи рассматривают блокчейн с двух сторон: как инструмент для создания новой инфраструктуры управления и создание цифровых инструментов [18; 21].
С технической точки зрения применение технологии блокчейна позволяет внедрить разнообразные цифровые инструменты. Одним из них является криптовалюта. Увеличение операций с ней вызвало необходимость проведения исследований по методикам использования и нормативного регулирования правоотношений. Также в хозяйственную практику прочно вошло понятие «токен», появилось понятие «токениза-ция», обозначающее процесс создания токенов.
Постановка проблемы
Одним из видов невзаимозаменяемых токенов являются NFT (англ. non-fungible tokens) [15]. Возникновение этого объекта и сделок с ним вызывает множество юридических и учетных проблем. В частности, наряду с наличием активного рынка таких токенов, не ясен его юридический статус, в российской и международной практике не сформированы обычаи делового оборота, не стандартизирован процесс их бухгалтерского учета и налогообложения. В российском законодательстве отсутствуют не только механизмы правового регулирования, но и базовые дефиниции. Исходя из сущностных характеристик NFT, также возникает сложность в его классификации как объекта бухгалтерского учета и связанной с этим методики учета. Чтобы наметить пути решения возникших проблем, необходимо рассмотреть сущность NFT, их нормативно-правовое регулирование и принадлежность к объектам бухгалтерского учета, закрепленным в текущих российских и международных стандартах бухгалтерского учета (далее - МСФО).
Основные результаты
Рассмотрение сущности NFT показывает, что это особый цифровой продукт, зашифрованный приемами криптографии, который можно реализовать на цифровой платформе в киберпространстве. Считается, что токен уникален; его практически невозможно подделать, разделить или заменить на другой аналогичный продукт. Данный подход предполагает закрепление неких прав на цифровой объект, хотя в данный момент не совсем понятно, как регламентированы эти права. Этот новый и довольно активный тренд в кибер-пространстве уже меняет индустрию искусства и коллекционирования, и его применение в будущем может быть основой для появления нового класса активов [15].
На одной из цифровых платформ opensea.io, где торгуются данные объекты, NFT классифицируются по видам. Это доменные имена, виртуальные миры, торговые карточки, искусство, коллекции, спорт и «полезные вещи» (англ. utility) [20]. Например, в разделе «Искусство» можно посмотреть и приобрести цифровые изображения картин художников, любые цифровые арт-работы; в разделе «Виртуальные миры» -цифровые земельные участки, виртуальный дом. Кроме того, на сайте приобретают «смешанные» работы, содержащие цифровые аудиовизуальные объекты, дополненные программными элементами.
По каждому NFT представлена следующая информация: название, дата размещения и срок, после которого сделки с данным объектом прекращаются, начальная стоимость (в действующей валюте и цифровой валюте - эфириум); краткая характеристика объекта и субъект, разместивший объект. Также размещен сам цифровой продукт [20]. Отметим, что в текущий момент экономическая природа NFT противоречит его правовому статусу, поскольку с юридической точки зрения этот объект является неформальным. В законодательстве Российской Федерации понятие невзаимозаменяемого токена отсутствует.
В сформированном киберпространстве, основанном на современных технологических инструментах, появились юридические коллизии, которые не позволяют решать возникающие конфликты. Киберпростран-ство характеризуется сетевым характером функционирования, нелинейностью и многомерностью, изменчивостью [16], а также значительной децентрализацией и наличием особых институциональных структур, деятельность которых должна попадать в юридически регулируемое поле.
Однако наблюдается отставание создания правовых систем, регулирующих как глобальные правовые процессы в киберпространстве, так и локальные. Цифровые взаимоотношения не урегулированы не только
в общемировом масштабе, но на уровне конкретных стран. Наряду с распространением деятельности, юридически не проработанной и не урегулированной, возрастает необходимость в создании необходимой нормативно-правовой базы. NFT как раз относится к таким объектам, которые в настоящее время признаны большим количеством людей в киберпространстве, но не формализованы в нормах права. Это накладывает множество ограничений на NFT как объект правоотношений и объект бухгалтерского учета.
По своей экономической природе NFT близки к понятию произведений искусства, отношения по авторскому праву которых регулируются в главе 70 Гражданского кодекса Российской Федерации [4]. Кроме этого, используются другие законодательные документы, регулирующие создание и отнесение объекта к произведению искусства [1; 8; 9; 10; 12]. С одной стороны, NFT можно признать объектом авторских прав. Этот цифровой продукт можно условно отнести к произведениям науки, литературы и искусства (в зависимости от их видов); он является самостоятельным результатом творческого труда автора и подпадает под указание в Гражданском кодексе Российской Федерации формы его выражения в виде изображения, звуко- или видеозаписи или в объемно-пространственной форме. Например, в Гражданском кодексе Российской Федерации указано также близкое по смыслу к NFT авторское право на программы ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения и права на аудиовизуальное произведение [3].
Кроме этого, важно, что для возникновения авторских прав законодательно не требуется зарегистрировать объект или соблюсти какие-либо другие процедуры формализации. К тому же NFT основаны на принципе невзаимозаменяемости, уникальности каждого токена. Уникальность обеспечивается применением технологии Colored Coins и Counterparty, внедрением специальной надстройки в протокол блокчейна, которая дает возможность присвоить индивидуальную крипто-запись для идентификации объекта.
Однако, при создании такого токена возникает множество вопросов, связанных с представлением подтверждения авторства (NFT-транзакции осуществляются в киберпространстве и технологии верификации сложны для пользователя); опасностью нарушения интеллектуальной собственности другими лицами.
При этом нельзя сказать, что регулирование правовых отношений в киберпространстве не развивается. В последние годы правовое поле расширено путем изменения действующих нормативно-правовых актов и принятия новых. Например, в законодательной практике появилось понятие «цифровые права» (ст. 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 п. 2 Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ), а также подготовлен ряд законопроектов, регулирующих налогообложение цифровых активов и ответственность субъектов в киберпространстве [3; 9].
Однако, в рамках текущего законодательства NFT сложно признать цифровым финансовым активом, поскольку данный токен не является цифровой валютой и не вызывает права требования, как ценные бумаги. Выскажем предположение, что NFT - это некая совокупность права и наличия самого объекта. Поэтому для идентификации объектов NFT, их можно воспринимать как право на объект интеллектуальной собственности и другое имущество. То есть при правовой идентификации этого цифрового продукта можно применять положения, связанные с правами на интеллектуальную собственность и вещные права. Применим данный тезис для классификации NFT и осуществления принадлежности токена к определенному классу объектов бухгалтерского учета.
В ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ дан перечень основных объектов бухгалтерского учета [11]. Ограничим рассмотрение сущности NFT тремя объектами: факт хозяйственной жизни, активы, расходы и прочие объекты, поскольку его экономический смысл не позволяет причислить его к другим выделенным в законе объектам учета (доходы, обязательства или источники финансирования деятельности). В этом же нормативно-правовом акте дано понятие фактов хозяйственной жизни - как сделки, события или операции.
Понятие сделки отражено в ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это некое действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей [4]. То есть понятие сделки трактуется как процесс, а не наличие объекта, как в случае с NFT.
Аналогичный подход применяется и к событиям, хотя действующее бухгалтерское законодательство не содержит определения хозяйственной операции. Операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности, были ранее выделены в качестве объекта бухгалтерского учета на основании ст. 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ [13]. Также бухгалтерская методология выделяет
четыре типа хозяйственных операций. По сути, хозяйственные процессы и хозяйственные операции тесно связаны между собой; хозяйственные процессы в бухгалтерском учете - это совокупность хозяйственных операций.
Понятие актива дается в нескольких законодательных актах. В Концепции бухгалтерского учета заложено понятие актива, основанного на вероятности получения экономической выгоды или, как разъяснено в нижеследующих статьях концепции, способности наладить приток денежных средств. В МСФО закреплено, что определять, насколько вероятно организация сможет получить экономические выгоды от актива, не нужно; достаточно определиться с потенциальной ее возможностью, а также надо определить «подконтрольность» объекта. Кроме этого, стоимость актива должна быть измерена с достаточной степенью надежности. В Концепции также определены условия, при которых считается, что актив принесет экономические выгоды организации [5; 6].
Для признания расходов также используются определенные критерии (согласно ПБУ 10/99), в основе которых - юридическое обоснование (особенности гражданско-правовых взаимоотношений) и экономические подходы (получение экономической выгоды) [7].
В части экономической выгоды при использовании NFT нельзя достоверно опровергнуть тезис о ее потенциальном отсутствии. В частности, токены могут стать предметом продажи и перепродажи, со стоимостью выше учетной; использоваться организациями для получения дохода в виде своеобразных галерейных выставок, в качестве рекламы продукции (работ, услуг), пресс-релизом, логотипом и т. п.
Рынок NFT сейчас активно развивается; известны также случаи, когда NFT создаются и продаются за достаточно существенные суммы. В 2021 г. за календарную неделю продажи составили 500 тыс. долл. США. Также существует вторичный рынок NFT; на начало октября 2021 г. зарегистрировано 105 189 таких сделок. Для сравнения, на аналогичную дату в 2018 г. - 5 577 сделок; увеличение по сравнению с текущими периодами - в 18 раз, что свидетельствует о значительной и положительной динамике рынка таких токенов [19].
Отдельный вопрос в части классификации NFT как объекта бухгалтерского учета - достоверное определение стоимости активов.
Рыночный подход к определению справедливой стоимости, принятый в МСФО, использовать достаточно трудно, поскольку токены, с одной стороны, уникальны, а с другой - их видов огромное количество, и определение их стоимости не будет отвечать критерию достоверности и надежности.
Доходный подход, также как и затратный, применить еще сложнее; учесть будущие денежные потоки от использования такого специфического в настоящее время объекта или определить затраты на покупку аналогичного объекта в силу уникальности NFT проблематично.
Еще одна сложность состоит в том, что NFT приобретаются зачастую в формате аукциона или по фиксированной цене; стоимость указана в криптовалюте, бухгалтерский учет которой тоже не стандартизирован. При применении критериев ПБУ 10/99 «Расходы организации» к данному объекту и предполагаемым отнесением NFT к расходам также возникают некоторые проблемные моменты. В частности, юридические сложности признания такого вида объектов, определение авторских прав и прочие юридические аспекты, о которых говорилось выше, вызывают невозможность применения критерия, связанного с договорной практикой и обычаями делового оборота. Несмотря на активность сделок на таких платформах, как OpenSea, RariЫe, SuperRare и NiftyGateway, рано говорить о практике использования таких инструментов и наличии значительной правопреемственной практики в киберпространстве.
В ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ указываются как объект учета и «иной объект». Формулировка таких объектов ограничивается фразой «установлено федеральными стандартами» [11]. Однако в настоящее время учет таких объектов, как NFT, - не регламентирован.
Выводы
В целом, при исследовании юридических и учетных стандартов, касающихся NFT рынка этих объектов, выявлено следующее.
В настоящее время происходит активное внедрение цифровизации во все сферы экономики, и методология бухгалтерского учета должна претерпевать изменения. Однако происходит значительное отставание от сложившейся практической деятельности, наличия рынка новых цифровых продуктов. Складывающиеся в киберпро-странстве отношения, появление новых инструментов и технологий вызывают множество вопросов, которые
не находят отражения в законодательной регламентации процессов бухгалтерского учета. В киберпространст-ве активно развивается рынок невзаимозаменяемых токенов NFT. При значительных объемах сделок их нормативно-правовое регулирование не отвечает текущим реалиям информационного общества.
При идентификации NFT как объекта бухгалтерского учета выявляются частичная или полная невозможность отнести его к конкретным объектам учета, указанным в федеральных учетных стандартах.
Необходима комплексная разработка методологии учета таких специфических цифровых продуктов, как №Т, и ее регламентации как на уровне федеральных стандартов, так и в учетных стандартах организации.
Библиографический список
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1986 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5112/ (дата обращения: 01.09.2021).
2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 24713-2-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Биометрия. Биометрические профили для взаимодействия и обмена данными. Часть 2. Контроль физического доступа сотрудников аэропортов // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=OTN&n=24434#5rNC5sSY70e64uiT (дата обращения: 01.09.2021).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч. 4 (принят Государственной Думой 24.11.2006, одобрен Советом Федерации 08.12.2006) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения: 01.09.2021).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч. 1 (принят Государственной Думой 21.10.1994 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 01.09.2021).
5. Концептуальные основы финансовой отчетности (принят Советом по МСФО 08.11.2018) // Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2014/06/ main/kontseptualnye_osnovy_na_sayt_bez_predisloviya_-_kopiya.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
6. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17312/ (дата обращения: 01.09.2021).
7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_179199/ (дата обращения: 01.09.2021).
8. Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 № 7-ФЗ (принят Государственной Думой 09.12.1998 г., одобрен Советом Федерации 24.12.1998) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221332/ (дата обращения: 01.09.2021).
9. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ (принят Государственной Думой 22.07.2020, одобрен Советом Федерации 24.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения: 01.09.2021).
10. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (принят Государственной Думой 24.05.2002, одобрен Советом Федерации 14.06.2002) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_387190/ (дата обращения: 01.09.2021).
11. Федеральный закон от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ (Принят Государственной Думой 22.11.2011) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327805/ (дата обращения: 01.09.2021).
12. Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 18.10.1995) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117371/ (дата обращения: 01.09.2021).
13. Федеральный закон от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Принят Государственной Думой 23.02.1996) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_122227/ (дата обращения: 01.09.2021).
14. Блинова, У Ю. Смарт-контракты для оптимизации контроля расчетов с контрагентами // Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов, представленных на 4-й международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы контроля и налогообложения в условиях цифровой экономики». - М.: РУСАЙНС, 2021. - 220 с. - С. 11-14.
15. Ванцовская, А. А. Цифровое искусство на блокчейне и NFT-рынок // StudNet. - 2021. - Т. 4, № 7 [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-iskusstvo-na-blokcheyne-i-nft-rynok (дата обращения: 01.09.2021).
16. Добринская, Д. Е. Киберпространство: территория современной жизни // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2018. - Т. 24, № 1. - C. 52-70. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-1-52-70
17. Федотова, В. В., Емельянов, Б. Г., Типнер, Л. М. Понятие блокчейн и возможности его использования // European Science. -2018. - №1 (33). - C. 40-48.
18. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/documents/?directions=858 (дата обращения: 01.09.2021).
19. Rozhkova, N., Rozhkova, D., Blinova, U. An overview of aspects of autonomous vehicles' development in digital era // Integrated Science in Digital Age 2020. Lecture Notes in Networks and Systems. V. 136 / ed.by T.Antipova. - Cham: Springer, 2021. -Pp. 313-324. https://doi.org/10.1007/978-3-030-49264-9_28
20. A World's Largest NFT Data Resource // Nonfungible.Com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nonfungible. com/market/history (дата обращения: 01.09.2021).
21. Discover, Collect, and Sell Extraordinary NFTs // OpenSea, the largest NFT marketplace [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://opensea.io/assets (дата обращения: 01.09.2021).
References
1. Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works, dated on September 9, 1986, Legal reference system "Con-sultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5112/ (accessed 01.09.2021).
2. GOST R ISO / IEC 24713-2-2011. National standard of the Russian Federation. Information technology. Biometrics. Biometric profiles for interaction and data exchange. Part 2. Control of physical access by airport employees, Legal reference system "Con-sultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=0TN&n=24434#5rNC5sSY70e64uiT (accessed 01.09.2021).
3. Civil Code of the Russian Federation. Part 4 (adopted by the State Duma on November 24, 2006, approved by the Federation Council on December 8, 2006), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_64629/ (accessed 01.09.2021).
4. Civil Code of the Russian Federation. Part 1 (adopted by the State Duma on October 21, 1994, Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (accessed 01.09.2021).
5. Conceptual Framework for Financial Reporting (adopted by the Council on International Financial Reporting Standards (IASB) on November 8, 2018), Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: https://www.minfin.ru/common/upload/ library/ 2014/06/main/kontseptualnye_osnovy_na_sayt_bez_predisloviya_-_kopiya.pdf (accessed 01.09.2021).
6. Concept of Accounting in the Market Economy of Russia (approved by the Methodological Council for Accounting under the Ministry of Finance of the Russian Federation, the Presidential Council of the Institute of Professional Accountants of the Russian Federation on December 29, 1997), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_17312/ (accessed 01.09.2021).
7. Regulation on Accounting "Organization Expenses" Accounting Regulations 10/99 (approved by the Order of the Ministry of Finance of Russia on May 6, 1999, No. 33n), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_179199/ (accessed 01.09.2021).
8. Federal Law "On Folk Arts and Crafts", dated on January 6, 1999, No. 7-FZ (adopted by the State Duma on December 9, 1998, approved by the Federation Council on December 24, 1998), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221332/ (accessed 01.09.2021).
9. Federal Law "On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation", dated on July 31, 2020 No. 259-FZ (adopted by the State Duma on July 22, 2020, approved by the Federation Council on July 24, 2020.), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_358753/ (accessed 01.09.2021).
10. Federal Law "On Cultural Heritage Sites (Historical and Cultural Monuments) of the Peoples of the Russian Federation" dated on June 25, 2002, No. 73-FZ (adopted by the State Duma on May 24, 2002, approved by the Federation Council on June 14, 2002), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_387190/ (accessed 01.09.2021).
11. Federal Law "On Accounting", dated on December 6, 2011, No. 402-FZ (Adopted by the State Duma on November 22, 2011), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327805/ (accessed 01.09.2021).
12. Federal Law "On Architectural Activities in the Russian Federation", dated on November 17, 1995, No. 169-FZ (adopted by the State Duma on October 18, 1995), Legal reference system "ConsultantPlus ". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_117371/ (accessed 01.09.2021).
13. Federal Law "On Accounting", dated on November 21, 1996, No. 129-FZ (adopted by the State Duma on February 23, 1996), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122227/ (accessed 01.09.2021).
14. Blinova U. Yu. Smart contracts to optimise control over settlements with counterparties,. Interuniversity collection of scientific papers and results of joint research projects presented at the 4th International Scientific and Practical Conference "Current problems of control and taxation in the digital economy", Moscow, RUSAINS, 2021, pp. 11-14. (In Russian).
15. Vantsovskaya A. A. Digital art on blockchain and NFT market, StudNet, 2021, vol. 4, no. 7. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/tsifrovoe-iskusstvo-na-blokcheyne-i-nft-rynok (accessed 01.09.2021). (In Russian).
16. Dobrinskaya D. E. Cyberspace: territory of contemporary life, Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 2018, vol. 24, no. 1, pp. 52-70. (In Russian). https://doi.org/10.24290/1029-3736-2018-24-1-52-70
17. Fedotova V. V., Emelyanov B. G., Tipner L. M. The concept of blockchain and the possibilities of its use, European Science, 2018, no. 1 (33), pp. 40-48. (In Russian).
18. Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation. Available at: https://digital.gov. ru/ru/documents/?directions=858 (accessed 01.09.2021). (In Russian).
19. Rozhkova N., Rozhkova D., Blinova U. An overview of aspects of autonomous vehicles' development in digital era, Integrated Science in Digital Age 2020, Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 136, ed. by T. Antipova, Springer, Cham, 2021, pp. 313-324. https://doi.org/10.1007/978-3-030-49264-9_28
20. A World's Largest NFT Data Resource, Nonfungible.Com. Available at: https://nonfungible.com/market/history (accessed 01.09.2021).
21. Discover, Collect, and Sell Extraordinary NFTs, OpenSea, the largest NFT marketplace. Available at: https://opensea.io/assets (accessed 01.09.2021).