Первый опыт реализации цифровых изображений произведений из собрания музея и передачи прав на них с использованием невзаимозаменяемых токенов
М.В. Цыгулева начальник юридической службы Государственного Эрмитажа (г. Санкт-Петербург)
Марина Викторовна Цыгулева, [email protected]
С 31 августа по 7 сентября 2021 года на ИРТ-маркетплейсе блокчейн-экосисте-мы Втапсе (открытой площадке для художников, креаторов, криптоэнтузиастов и коллекционеров невзаимозаменяемых то-кенов (ИРТ) 1 прошел аукцион по продаже цифровых произведений из лимитированной цифровой коллекции Государственного Эрмитажа. Коллекция состояла из токени-зированных изображений предметов искусства, хранящихся в музее. Аукцион стал кульминацией проекта, начатого весной этого же года. Итоговая сумма ставок составила более 440 000 долларов США.
Эрмитаж первым в России сделал шаг в цифровое музейное будущее, связанное с использование невзаимозаменяемых то-кенов в художественной сфере. Интерес музея к ИРТ как нельзя лучше объяснил его генеральный директор Михаил Пиотровский следующим образом: работа с ИРТ -это одна из новых сфер, где Эрмитаж пробует свои возможности. ИРТ - это философия. Речь идет об эстетике обладания, а не о владении вещью в привычном понимании. Цифровые копии наполняют интернет, где, по сути, все имеют к ним доступ, но ИРТ - это чувство, чувство собственно-
сти, чувство причастности к прекрасному, причастности к музею в нашем случае. Во многом именно поэтому нам интересен этот эксперимент.
Приведу краткое описание того, что сделал Государственный Эрмитаж, из подготовленного нами к аукциону пресс-релиза: «В рамках проекта «Ваш токен хранится в Эрмитаже» музей выпустил в свет лимитированную серию ИРТ с цифровыми копиями мировых шедевров из своей коллекции. Серия представленных работ включает цифровые воспроизведения следующих полотен: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога, «Композиция VI» Василия Кандинского, «Уголок сада в Мон-жероне» Клода Моне.
Все токенизированные цифровые произведения созданы в двух экземплярах: один будет храниться в Эрмитаже, второй был представлен на аукцион на маркет-плейсе Втапсе ИРТ. Цифровые копии лично подписаны генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, который заверил подлинность каждой работы из лимитированной серии посредством нанесения даты и точного
NFT (non-fungible token) переводится как «невзаимозаменяемый токен» и представляет собой уникальный код, связываемый с каким-либо объектом (например с картиной). Ключевой особенностью NFT является то, что созданный токен является записью в распределенном реестре, содержащей уникальные данные, которую невозможно воспроизвести или скопировать вне этого распределенного реестра. Эту запись можно лишь передать другому пользователю соответствующего распределенного реестра. При этом прежний владелец безвозвратно утрачивает токен после его передачи.
времени их подписания, тем самым придав им абсолютную уникальность, увековеченную в блокчейне. Место подписания - залы Эрмитажа - также закреплено в метаданных.
Стартовая цена каждой цифровой работы 10 000 ВУБй 2. Все вырученные от продажи средства переходят в Государственный Эрмитаж (за исключением обычных комиссий платформы и агентского вознаграждения). Победители аукциона также получат видео в формате ЫРТ с моментом подписания купленной ими копии генеральным директором музея Михаилом Пиотровским» 3.
Таким образом, на аукционе предлагался набор из 5 художественных произведений, каждое из которых представлено в виде цифровой копии сверхвысокого разрешения с нанесенной на нее оцифрованной подписью генерального директора Эрмитажа. Каждый лот сопровождает видео, на котором зафиксировано личное удостоверение копий работ директором музея. Каждая работа имеет точное время заверения автографом, что делает каждый токен уникальным.
Ценность таких ЫРТ-произведений для покупателя - прежде всего коллекционная, что обусловлено следующим:
1) каждый шедевр интерпретирован всего лишь в двух уникальных экземплярах (это два разных уникальных экземпляра). Все материалы, использованные в процессе создания, уничтожаются. Сами цифровые произведения, выставленные на аукцион, существуют только в блокчейне;
2) аутентичность строго верифицирована. Подтверждающие видео, фиксация времени, метаданные файла - все это создает идеальный провенанс для представленных лотов;
3) музейное хранение. Одна из двух ко-
пий каждой серии работ будет официально храниться в Эрмитаже, что существенно повышает ценность парной (но все-таки уникальной) работы;
4) институциональный эксперимент.
Это первый шаг крупнейшего государственного музея в эту часть цифрового мира. Подобная практика в случае ее успешного распространения станет важной вехой для всего арт-сообщества и рынка ЫРТ-технологий.
Итак, Государственный Эрмитаж выпустил ЫРТ с изображениями произведений искусства из своей коллекции. Что же дальше? Как вывести токены от имени музея на рынок? Как закрепить за музеем права на них, но не в каком-либо государственном реестре, а в глобальном распределенном реестре - блокчейне? Как быть, понимая, что учет прав ведется посредством записи именно в децентрализованном блокчейне, а правовой статус такой записи можно определить только как неофициальный общественный консенсус? Как действовать, принимая во внимание, что ЫР-токены российским законодательством не определены и не подпадают ни под определение «цифровые финансовые активы», ни под определение «цифровая валюта»?
Для проведения любого институционального эксперимента государственным музеем нужны веские правовые основания: механизм реализации должен соответствовать российскому законодательству и уставным целям учреждения культуры.
Очевидно, что сама возможность проведения государственным бюджетным учреждением эксперимента, конечной фазой которого является реализация ЫР-токенов на маркетплейсе, находится в прямой зависимости именно от наличия правовой схемы
BUSD - регулируемый стейблкоин. Он обеспечен фиатом и привязан к доллару США. На каждую единицу BUSD имеется один резервный доллар США. Иными словами, доступное предложение BUSD привязано к доллару США в соотношении 1:1. Обладатели BUSD могут обменивать свои токены на фиатную валюту, и наоборот.
URL: https://www.cnews.ru/news/line/2021-08-31_gosudarstvennyj_ermitazh
2
реализации такого эксперимента.
До момента принятия решения о выпуске ИРТ и проведения аукциона юристы Государственного Эрмитажа встали перед необходимостью разработки юридической оболочки проекта - начиная от стадии создания цифрового произведения, которое будет токенизировано, и заканчивая продажей такого произведения на ИРТ-маркетплейсе конечному покупателю.
Следует отметить, что единого легального определения ИР-токена нет. В работах Е. Кузнецовой и А. Корнеева он определяется следующим образом: невзаимозаменяемый токен представляет собой сертификат уникальности цифрового объекта - цифровой криптографический сертификат, который подтверждает право на владение цифровым активом (цифровым артефактом, файлом). ИРТ не препятствует копированию цифрового артефакта, он только закрепляет право владения оригинальным экземпляром цифрового артефакта 4.
В контексте эрмитажного проекта ИРТ выражают право интеллектуальной собственности на отдельные от музейного предмета (картины из собрания Государственного Эрмитажа), юридически независимые и самостоятельные цифровые произведения искусства, подписанные автографом генерального директора музея. Исключительные права на результат интеллектуальной деятельности (далее также - РИД) в формате ИРТ в полном объеме принадлежат Эрмитажу до момента продажи/покупки ИРТ на маркетплейсе. С момента продажи покупатель получает право владеть, пользоваться и распоряжаться ИРТ в пределах, установленных договором (вернемся к этой теме позднее).
Необходимо подчеркнуть, что абсолютно все права музея в отношении произведений искусства, принадлежащих его собранию, цифровые изображения которых легли в ос-
нову создания ИРТ, принадлежат Эрмитажу в полном объеме.
Для токенизации предметов из своего собрания и оформления исключительных прав на вновь возникшие объекты авторского права музей сделал следующее.
1. Была проведена (с последующей оцифровкой результата) высококачественная съемка предметов из собрания музея -в результате возник объект авторского права в виде фотографии картины.
Это, конечно, можно признать спорным, но в соответствии с пунктом 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) объекты авторского права - это произведения науки, литературы и искусства независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа их выражения. Этой же статьей ГК РФ законодатель устанавливает перечень объектов авторского права. Согласно установленному перечню к объектам авторского права в том числе относятся фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. В результате создания такого объекта фотограф (в силу статьи 1255 ГК РФ) становится обладателем права авторства и исключительного права.
Одновременно с объектом авторского права возникает и объект, сущность которого регулируется так называемым музейным правом - речь идет о праве воспроизведения, которое принадлежит музею (статья 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).
На этом этапе были созданы первичные цифровые произведения (назовем их так), обремененные двумя базовыми видами прав: авторским и музейным.
2. Затем этим новым объектам авторского права была придана уникальность - на каждую аналоговую фотографию (первичные цифровые произведения были пере-
4
Смотри:
Кузнецова Е. Гид по ИРТ: как продавать свой и покупать чужой цифровой артефакт : краткий материал для тех, кто пока не познакомился с технологией // Т1оита1. 2021. 15 марта; Корнеев А. Что такое ИРТ-токены. И при чем тут Бэнкси // РБК Крипто. 2021. 4 марта.
ведены на физический носитель - бумагу) был нанесен автограф Михаила Пиотровского. Автограф состоит из подписи, даты и времени подписания. Аналоговое фотографическое изображение нанесенного автографа было оцифровано и переведено на первоначальную высококачественную цифровую копию оригинального произведения.
3. В результате возникли новые цифровые произведения - вторичные цифровые копии, которые и были токенизированы.
Заранее отвечаю оппонентам, считающим, что «простановка цифровой электронной подписи с отметкой о времени -сугубо техническое действие, которое осуществляется не Михаилом Пиотровским, а программными алгоритмами самой сети блокчейн. Соответственно, никакого творческого вклада, являющегося условием признания охраноспособности авторских произведений, тут нет» 5.
Во-первых, автограф был проставлен генеральным директором Эрмитажа собственноручно - и этому есть свидетельство - токенизированный видеофайл с записью самого подписания. Этот видеофайл получил каждый покупатель, выигравший на аукционе.
Во-вторых, проставление автографа -это совсем не новый способ придания уникальности существующему произведению. Автографы известных деятелей арт-мира часто превращали копию в оригинал или делали оригинальное произведение еще более ценным. К примеру, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Джефф Кунс, размещая свои автографы на существующих произведениях, создавали новые арт-объекты, некоторые из которых по силе влияния в мире изобразительного искусства превзошли оригиналы и вошли в историю.
Конечно, мы не претендуем на их лавры.
В нашем эксперименте мы рассматривали это действие (нанесение автографа)
как способ придания уникальности, которая необходима токенизируемому цифровому произведению. Однако мы, бесспорно, отдавали и дань уважения революционерам современного искусства, вдохновившись их смелым примером.
4. Мы связали каждую вторичную цифровую копию с уникальным цифровым криптографическим сертификатом. Так появился новый результат интеллектуальной деятельности. Возникла лимитированная серия NFT с цифровыми копиями мировых шедевров из коллекции Эрмитажа. Иными словами, возникли результаты интеллектуальной деятельности в формате NFT, каждый из которых содержит уникальный цифровой принт с автографом.
Для того чтобы повысить ценность и невоспроизводимость NFT-произведений, все первичные цифровые копии, вторичные цифровые копии, аналоговые фотографии будут уничтожены. В результате остается только лимитированная коллекция уникальных NFT-принтов. Каждый такой принт приобрел абсолютную и уникальную ценность тем, что его физическая часть была увековечена в NFT и больше не существует в реальном мире. Соответственно, никто и никогда не сможет изменить этот акт творения NFT.
Мы не претендуем на неоднозначную славу Бэнкси, но в качестве примера того, как повысить ценность токенизированного произведения, уничтожив его физический оригинал, можно сослаться, в частности, на то, как американская блокчейн-компания Injective Protocol, выкупив у нью-йоркской галереи картину Бэнкси Morons (White) за 95 тысяч долларов, сожгла полотно в прямом эфире, чтобы превратить произведение в невзаимозаменяемый токен (NFT).
Государственный Эрмитаж в целях эффективной организации проекта (в том числе технической) воспользовался схемой на
5 Так считает, например, Анатолий Семенов - председатель правления Сообщества пользователей авторских и смежных прав (см. Эрмитаж продает свою коллекцию в ЫРТ. иР1:И11рв://ус.ги/1рриогит/284386-егт11а2И-prodaet-svoyu-kollekciyu-v-nft?fbclid=IwAR1ivw9g6C-_ts3MjoezРQMiaHnN_pVBAs-YyV-eJOJKbvWPjpvMР-dR46s).
основе смешанного договора, тяготеющего к агентированию.
Агентская схема была применена музеем на всех этапах воплощения замысла. Более того, именно она стала единственно возможной при выходе Государственного Эрмитажа на аукцион, организованный на ИРТ- маркетплейсе площадки Втапсе.
Далее назову преимущества примененной нами агентской схемы. На этапе создания РИД в формате ИРТ Эрмитаж поручил агенту создание такого РИД. По сути, эта часть нашего смешанного договора представляла собой договор авторского заказа, как он понимается в статье 1288 ГК РФ. Стороны любого вида договора авторского заказа должны определить юридическую судьбу исключительного права на созданное произведение, то есть своей волей установить, кому именно будет принадлежать исключительное право на созданное произведение - автору или заказчику.
Как уже говорилось, в итоге мы получили три произведения, обремененные авторским правом. Применение агентской схемы одновременно со схемой договора авторского заказа соответствует диспозиции статьи 421 ГК РФ и положениям постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 16 «О свободе договора и ее пределах». Таким образом, исключительные права на РИД в формате ИРТ были переданы музею от агента только один раз (вместо трех). Эрмитаж получил исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности агента, осуществленной агентом по заданию Государственного Эрмитажа, -создание уникальных цифровых принтов с автографом директора (общим числом десять РИД).
Вторичные цифровые копии и репродукции на бумажном носителе, которые по соглашению сторон были признаны материалами, необходимыми для создания конечного РИД, подлежали уничтожению агентом по нашему поручению и с его со-
гласия. Более того, их уничтожение являлось обязанностью агента.
Десять РИД в формате ИРТ изначально имели разную судьбу. Пять из них (один ИРТ из каждых десяти, созданных агентом) остались за Государственным Эрмитажем как положившие начало собственной коллекции ИРТ и не предназначенные для реализации где бы то ни было. Остальные пять были размещены на маркетплейсе ИРТ Вь папсе для продажи на аукционе.
Эрмитажные ИРТ-РИД были переданы агентом музею на аппаратном кошельке - физическом электронном устройстве, которое использует генерацию случайных чисел для создания публичных и приватных ключей. Ключи хранятся на самом устройстве, без подключения к интернету. Аппаратное хранение - это безопасный способ хранения ключа, на основании которого осуществляется доступ к ИРТ на блокчейн-платформе.
Также применение агентской схемы позволило не заключать с агентом отдельный договор на передачу права воспроизведения предметов из собрания музея. Такой договор Эрмитаж заключает всякий раз, когда изображения предметов из его коллекции используются третьими лицами при создании любых новых РИД (см. статью 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре).
Государственный Эрмитаж на основании агентского договора стал законным обладателем исключительных прав на десять РИД в формате ИР-токенов. Это было необходимо для следующего шага - размещения пяти из них на маркетплейсе ведущей международной блокчейн-экосистемы. Условием такого размещения является подтвержденное наличие исключительных прав - в блокчейн-экосистеме репутация правообладателей очень важна.
К дальнейшему описанию сути проекта вернемся позднее, а сейчас рассмотрим еще одну из самых важных его составляющих - бухгалтерский учет исключительных прав на РИД в формате ИР-токенов, кото-
рые мы получили от агента (по акту приема-передачи) и его особенности.
Наша идея состоит в том, что мы учитываем исключительные права на РИД без упоминания ЫРТ-формата так, как предписывает нам закон и учетная политика учреждения 6. Признание в учете объекта интеллектуальной собственности как объекта нематериальных активов осуществляется при условии, что субъектом учета прогнозируется получение экономических выгод или полезного потенциала от использования такого объекта и его первоначальная стоимость может быть надежно оценена. Кроме того, объект интеллектуальной собственности должен одновременно соответствовать:
1) условиям, предусмотренным в пункте 56 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных
органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н7;
2) требованиям федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы» 8 и учитываться согласно корреспонденции счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений для отражения хозяйственных операций, проводимых с объектом интеллектуальной собственности (объектом нематериальных активов), которые определяются приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 года № 174н 9 .
6 Учет исключительных прав в бюджетных учреждениях на результаты интеллектуальной деятельности (объекты интеллектуальной собственности) ведется в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», действующими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, в том числе с СГС «Нематериальные активы», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 года № 181н, руководствуясь Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н, и иными приказами Министерства финансов Российской Федерации, регулирующими вопросы бухгалтерского учета государственных финансов.
7 Счет предназначен для учета операций с нематериальными активами с учетом положений федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы». К нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
• объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
• отсутствие у объекта материально-вещественной формы;
• возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
• объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
• не предполагается последующая перепродажа актива;
• наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;
• наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
• наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т. п.) или исключительного права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
8 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 года № 181н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы».
9 В частности, для бюджетных учреждений при создании объектов интеллектуальной собственности, приобретаемых в рамках обменных операций за плату, вложения в объекты нематериальных активов отражаются на основании первичных учетных документов (в том числе актов выполненных работ, оказанных услуг)
Изначально, как уже говорилось, у наших NF-токенов и, соответственно, у исключительных прав на РИД в формате NFT разная учетная судьба. Одни из токенов учтены как нематериальные активы (те, которые остались в музее). Вторые (выставленные на аукцион) отражены в учете как не обладающие признаками НМА. Таким образом, учет исключительных прав на РИД в формате NFT был проведен в строгом соответствии с действующими нормами законодательства с учетом всей специфики государственного бюджетного учреждения, коим и является Эрмитаж.
Безусловно, все это (создание РИД, подтверждение и учет исключительных прав) можно было сделать и без участия агента, но тогда, скорее всего, было бы больше процедурных формальностей с авторством на служебные произведения и возникло бы больше сложностей с закупкой дорогостоящего оборудования через систему государственного заказа.
Реализация самим Эрмитажем NF-токенов на маркетплейсе в условиях существующего российского законодательства
организационно невозможна. Российская Федерация не является страной с позитивным регулированием блокчейна, соответственно, на Государственный Эрмитаж распространяются все возможные ограничения в этой сфере, и музей по определению не может получать, а также просто иметь на своем счету токены, на которые обменивается ИРТ на аукционе.
Все расчеты Государственного Эрмитажа в рамках описываемого проекта осуществляются в рублях - начиная от выплаты агентского вознаграждения и заканчивая получением на казначейский счет музея денежных средств за проданные ИРТ.
Иными словами, создав финансово-правовую схему, в основу которой легло описание РИД в формате ИРТ просто через категорию исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, как они понимаются в законе, и используя агентский договор как правовой инструмент участия в торгах на ИРТ-маркетплейсе, мы полностью остались в рамках существующего законодательства.
по сумме расходов, указанных в таких документах, в корреспонденции счетов (с указанием соответствующих аналитических признаков): Дебет Счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» и Кредит Счета 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам».
Последующее принятие объекта интеллектуальной собственности к бухгалтерскому учету в бюджетном учреждении проводится на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов о признании объекта нематериальным активом, оформленном первичным учетным документом, в частности актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (Форма по ОКУД 0504101), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н с отражением первоначальной стоимости в корреспонденции счетов (с указанием соответствующих аналитических признаков): Дебет Счета 010200000 «Нематериальные активы» и Кредит Счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы».
В случае если объект интеллектуальной собственности не будет признан активом комиссией по поступлению и выбытию активов в статусе объекта нематериальных активов, ранее произведенные капитальные вложения должны быть отнесены на текущий финансовый результат в корреспонденции счетов (с указанием соответствующих аналитических признаков): Дебет Счета 040120000 «Расходы текущего финансового года» и Кредит Счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы».
Выбытие объекта интеллектуальной собственности (объекта нематериальных активов) при его продаже (передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения по балансовой стоимости объекта учета в корреспонденции счетов (с указанием соответствующих аналитических признаков): Дебет Счета 040110000 «Доходы текущего финансового года» и Кредит Счета 010200000 «Нематериальные активы» При этом также подлежит списанию с бухгалтерского учета сумма накопленной амортизации и накопленного убытка от обесценения по этому объекту нематериальных активов.
В соответствии с пунктами 41-43 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н, доходы, причитающиеся к получению при выбытии объекта нематериальных активов, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости в момент прекращения признания его активом, а финансовый результат этой хозяйственной операции будет определяться как разница между поступлениями от выбытия (при наличии) и остаточной стоимостью актива.
Теперь обратимся к волнующим всех вопросам:
• что мы в итоге продали покупателю ЫРТ?
• какой объем прав он получил, кроме того, что владелец токена по определению может продать его по любой цене (купля-продажа) или обменять на любых условиях (договор мены), а также распечатать на листе бумаги и повесить у себя дома?
В размещенном на маркетплейсе ЫРТ тексте, который по своей сути является публичным лицензионным договором, дословно написано: «Владелец может демонстрировать ЫРТ в цифровом виде для любых целей (коммерческих/некоммерческих)». В этом случае примером коммерческого использования может служить, например, следующее: художественная галерея, владеющая таким токеном, может за плату организовывать выставки (в том числе одного экспоната) с участием купленного ЫР-токена.
В части включения в условия договора понятия «демонстрация в коммерческих целях» мы пошли дальше платформы Binance. Из условий стандартного договора платформы следует, что покупателю ЫР-токена передаются следующие права на цифровые произведения:
• личное некоммерческое использование;
• использование на маркетплейсе в связи с куплей-продажей токена;
• использование на сайтах третьих лиц в связи с операциями с токеном.
Подчеркну еще раз, что права держателя токена на соответствующее цифровое произведение имеют исключительно договорную природу, то есть права в любом случае определяются не тем, где записано произведение, и не тем, кто имеет к нему физический доступ, а договором между обладателем прав на изображение и покупателем токена. Ключевым моментом нашего публичного договора является то, что речь идет о демонстрации ЫРТ только в цифро-
вом виде (соответственно, ответом на наиболее часто встречающийся вопрос будет -нет, нельзя напечатать тираж футболок без дополнительного согласования с Государственным Эрмитажем).
Заключение с музеем отдельного договора, предполагающего коммерческое использование ЫР-токена с цифровым произведением с автографом, отличное от указанного в публичном лицензионном договоре на платформе, вполне может состояться, если это будет соответствовать лицензионной политике Эрмитажа.
Прямой аналогией здесь может быть ситуация с охраняемыми объектами авторского права. Мне, как музейному юристу, близок пример с охраняемыми объектами, входящими в коллекцию Государственного Эрмитажа: музей может использовать их только для демонстрации (в коммерческих и некоммерческих целях как на постоянной, так и на временной экспозиции). Любой иной вид использования должен быть в обязательном порядке согласован с наследниками автора или с фондами, представляющими интересы таких наследников. В нашей практике, кстати, есть разные примеры результатов обращения к наследникам. Например, Фонд Кандинского (в бытность охраняемыми произведений этого художника) отказал Государственному Эрмитажу в использовании воспроизведения изображения картины Василия Кандинского «Композиция VI» для производства музейной сувенирной продукции - шелковых шарфов с использованием фрагментов произведения, узнать которые в изделии мог только большой знаток творчества Василия Кандинского. Фонд Матисса также отказал нам в использовании воспроизведения фрагментов картины Анри Матисса «Танец» для видеоряда в детской образовательной программе, объяснив это тем, что сам Анри Матисс был бы против использования фрагментов своих произведений.
Итак, покупатель (возможно, было бы корректнее назвать его «пользователь») вправе пользоваться, владеть и распоря-
жаться ИР-токеном из нашей лимитированной коллекции в пределах публичного лицензионного договора и в соответствии с техническими возможностями, предусмотренными технологией блокчейн, а также не ограниченными этой технологией. При этом авторское право на созданное цифровое произведение в любом случае принадлежит Государственному Эрмитажу и является неотчуждаемым.
Проще говоря, Эрмитаж не предоставляет исключительного (или неисключительного) права на использование созданного и токенизированного цифрового произведения за пределами того, что прямо сказано в договоре. На любое иное использование должно быть прямое согласие правообладателя (см. абз. 3 п. 1 ст. 1252 ГК РФ). В случае использования без такого прямого согласия Государственный Эрмитаж вправе обратиться в суд с требованием о запрете такого использования и взыскании компенсации (см. п. 3 ст. 1252 ГК РФ).
Подводя итоги реализации нашего проекта на каждом из его этапов, необходимо отметить, что именно ситуация с правовым регулированием ИРТ в юрисдикции Российской Федерации, а точнее, с его отсутствием, вынудила нас создать трудоемкую и достаточно тяжеловесную схему реализации пилотного проекта по выпуску цифровых произведений из лимитированной цифровой коллекции, созданной на основе изображений предметов из собрания Эрмитажа с использованием технологии ИРТ. В портфеле наших музейных ИРТ-проектов еще много идей, осуществление которых будет затруднено из-за отсутствия такого правового регулирования.
Учитывая ограничения, которые Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон «О ЦФА») наложил на оборот криптовалюты, правильное определение правового режима ИРТ очень важно - от решения этого вопроса зависит, смогут ли российские предприниматели, художники, компании активно включиться в международный рынок ИРТ, который по итогам 2020 года достиг 315 миллионов долларов, а уже в первой половине 2021 года перевалил за 2,5 миллиарда долларов 10.
Описание ключевых проблем и предложений, касающихся новых форм цифрового искусства и их правовых особенностей, как нельзя лучше отражено в Заключении Комиссии по правовому обеспечению Цифровой экономики московского отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», сделанное по итогам заседания комиссии 27 июля 2021 года 11. Считаю целесообразным целиком воспроизвести последний раздел Заключения «Выводы и рекомендации по итогам заседания комиссии»:
«Комиссия полагает целесообразным рекомендовать принять во внимание профильным органам и заинтересованным лицам из бизнес-сообщества следующие положения относительно правовой природы и правового регулирования ИРТ:
1. ИРТ является записью в распределенном реестре (блокчейне), обладающей каким-либо уникальным признаком. В большинстве реализаций этот уникальный признак представляет собой хеш, полученный путем преобразования какого-либо исходного файла. Хешируемые файлы могут быть при этом самыми разными - это могут быть картины, фотографии, видео и аудиозаписи, тексты, программный код и т. п. Сформированный хеш можно считать уникальным «цифровым отпечатком» преоб-
10 https://blockchain24.pro/obem-prodazh-nft-prevysil-25-mlrd-dollarov-v-pervoj-polovine-2021-goda
11 Заключение Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» «Новые формы цифрового искусства и их правовые особенности» от 20 августа 2021 года. Несмотря на то, что заключение прошло все стадии согласования в Ассоциации юристов России, разрешение на его размещение на сайте подписано не было.
разованного файла, поэтому содержащий такой уникальный «цифровой отпечаток» токен называют «non-fungible», то есть «невзаимозаменяемый».
В российском законодательстве на сегодняшний день отсутствуют специальные нормы, посвященные регулированию NFT, поэтому их оборот возможен только в той мере, в которой это допускается принципом свободы договора. При этом в большинстве случаев для наступления правовых последствий в виде перехода каких-либо прав потребуется заключение знакомых российскому праву договоров, так как в большинстве случаев сам по себе факт владения NFT никаких правовых последствий за собой не влечет. Так, для перехода исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, в отношении которого был выпущен NFT, потребуется заключение договора об отчуждении исключительных прав или лицензионного договора, самого по себе факта передачи NFT в рамках какого-либо распределенного реестра недостаточно.
2. NFT не представляет собой разновидность цифровой валюты (криптовалюты). Хотя NFT и является токеном, его нельзя рассматривать как платежное средство. Его основная функция совсем другая - подтверждение аутентичности конкретного цифрового или аналогового объекта (файла, произведения), либо подтверждение утилитарного цифрового права.
3. На оборот NFT не распространяются ограничения, содержащиеся в ч. 5 ст. 14 Закона «О ЦФА» относительно оборота криптовалюты, так как по своему существу NFT представляет собой не платежный, а правоподтверждающий инструмент. Только в случае, если NFT приобретается за крип-товалюту, ограничения могут действовать в части оплаты криптовалютой. Логичным, однако видится расширение свободы оборота NFT и на сделки с криптовалютой, так как NFT не является товаром или услугой классического рынка на которые направлены ограничения, предусмотренные законом «О ЦФА». NFT - это объект виртуального
рынка, схожий по своим экономическим свойствам с объектами из игр. Соответственно, приобретение ЫРТ за криптовалю-ту не несет риск внедрения криптовалют в экономический оборот, которые хотел ограничить законодатель. Обмен одного ЫРТ на другой ЫРТ или на любой другой не платежный токен также не должен рассматриваться как сделка с криптовалютой. Правовым основанием сделок с ЫРТ является не приобретение за ЫРТ других цифровых или иных активов, а купля-продажа ЫРТ, где токен ЫРТ приобретается или продается за фиатную валюту, или обменивается на другой не криптовалютный токен по правилам о договоре мены (ст. 567 ГК РФ), где один токен (ЫРТ) меняется на другой токен.
4. Отчуждение ЫРТ само по себе не влечет переход каких-либо прав на объекты интеллектуальной собственности. Для их перехода требуется наряду с передачей ЫРТ заключение соответствующего договора (договора об отчуждении исключительных прав или лицензионного договора).
5. На настоящий момент не определена позиция государства по вопросам отнесения ЫРТ к имуществу для целей налогообложения, определения источника дохода, а также применения налоговых вычетов. По этой причине целесообразно применять общие правила определения доходов от продажи иного имущества согласно гл. 23 НК РФ».
Остается только подписаться под каждым словом заключения коллег, в подготовке которого я также принимала активное участие.
Хочется надеяться, что законодатель осознает необходимость создания особого правового режима для ЫР-токенов. Это, безусловно, откроет двери для всего арт-сообщества на международный рынок ЫРТ-технологий и позволит этому сообществу занять на нем достойное место.
И еще несколько слов о проекте «Ваш токен хранится в Эрмитаже». Он был придуман, полностью организован и реализован юридической службой Государственного Эр-
митажа благодаря поддержке генерального директора музея М.Б. Пиотровского, рискнувшего согласовать проведение, по сути, правового эксперимента и превратившего этот эксперимент в концептуальный. Помимо этого, Михаил Борисович дал проекту название, выбрал работы для аукциона и придумал способ придать им уникальность.
Серьезную правовую поддержку оказала компания LFCS Legal Support (юридические и финансовые креативные решения), в частности, и ее основатель и руководитель, член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики при Московском отделении Ассоциации юристов России, LL.M. Юрий Брисов. Юрий непосредственно участвовал в доработке договорной схемы и оказал неоценимую помощь в части консультаций по специфике оборота цифровых активов в Российской Федерации и мире.
Осуществление проекта было бы невозможным без деятельного участия ведущего юрисконсульта Юридической службы Государственного Эрмитажа Екатерины Про-чан, а также Ильи Мотенко - специалиста, взявшего на себя организацию всей технической стороны проекта.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Государственный Эрмитаж объявляет о старте продаж NFT токенов на маркетплейсе Binance NFT. URL: https://www.cnews. ru/news/line/2021-08-31_gosudarstvennyj_ ermitazh
2. Кузнецова Е. Гид по NFT: как продавать свой и покупать чужой цифровой артефакт : краткий материал для тех, кто пока не познакомился с технологией // TJournal. 2021. 15 марта.
3. Корнеев А. Что такое NFT-токены. И при чем тут Бэнкси // РБК Крипто. 2021. 4 марта.
4. Эрмитаж продает свою коллекцию в NFT. URL: https://vc.ru/ipquorum/284386-er mitazh-prodaet-svoyu-kollekciyu-v-nft?fbclid= IwAR1ivw9g6C-_ts3MjoezFQMiaHnN_pVBAs-YyV-eJOJKbvWPjpvMF-dR46s
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1 992 года № 3612-1 : в редакции от 30 апреля 2021 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О свободе договора и ее пределах : постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 16. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».
9. О бухгалтерском учете : Федеральный закон от 6 декабря 201 1 года № 402-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы» : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 года № 181н. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н : в редакции от 14 сентября 2020 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению : приказ
Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 года № 174н. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30
марта 2015 года № 52н. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
14. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Объем продаж NFT превысил 2,5 млрд долларов в первой половине 2021 года. URL: https://blockchain24.pro/obem-prodazh-nft-prevysil-25-mlrd-dollarov-v-pervoj-polovine-2021-goda
* * *
инкфм
РОСТ СТАВОК ПО ИПОТЕКЕ И СОКРАЩЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ЛОТОВ НА ТРЕТЬ ПРИВЕДУТ В МОСКВЕ К ОСЛАБЛЕНИЮ СПРОСА НА «ВТОРИЧКУ»
НЕДВИЖИМОСТЬ
Специалисты профильного Департамента компании «ИНКОМ-Недвижимость» проанализировали поведенческие модели покупателей и продавцов вторичного жилья в столице. По их наблюдениям, некоторые покупатели в последнее время стараются как можно быстрее получить одобрение ипотеки и выйти на сделку, чтобы опередить дальнейший рост ставок по жилищным кредитам (вызванный, в свою очередь, подъемом ключевой ставки ЦБ). Уже осенью количество сделок на вторичном рынке может снизиться, на что в значительной степени повлияют изменения в сфере ипотечного кредитования.
Еще один фактор, сдерживающий активность покупателей, - поведение собственников вторичной недвижимости, которые летом откладывают выход на рынок (эксперты компании оценивают их долю в 8%). Потенциальные продавцы уезжают на отдых либо ждут наступления осени, когда, по их мнению, можно будет выгоднее реализовать квартиру. В итоге объем предложения, особенного наиболее бюджетного, на вторичном рынке остается ограниченным: за год в масс-маркете общее число лотов сократилось на 6,6%, а объектов стоимостью до 9 млн рублей (средний ценник «од-нушки») - на 31,6%. Кроме того, на «вторичке» старой Москвы весьма существенной остается доля переоцененных квартир - около 80%.
В нынешнем году ключевая ставка Центрального банка РФ повышалась несколько раз: в начале 2021 года она находилась на уровне 4,25%, в марте поднялась до 4,5%, в апреле - до 5%, в июне -до 5,5%, а в июле - до 6,5%. И если в прошлом году ставки по жилищным кредитам достигали минимального уровня в истории российского ипотечного кредитования, то в 2021-м некоторые банки начали повышать их вслед за подъемом ключевого показателя ЦБ. Более того, ведущие игроки финансовой сферы предполагают, что в этом году ипотечные ставки могут вернуться на допанде-мийный уровень, причем подобная ситуация сохранится до 2022 года.
О том, как вследствие этого изменится рынок жилья, рассказывает Михаил Куликов, директор Департамента вторичного рынка ИНКОМ-Недвижимость: «Пока повышение ипотечных ставок, а также надбавок к коэффициентам риска по ипотечным кредитам с низким первоначальным взносом не особо сильно повлияло на поведение покупателей жилья. Мы ожидаем, что показатели спроса изменятся осенью, когда число сделок с привлечением кредита ожидаемо уменьшится.
Очередное повышение ключевого показателя ЦБ, на 1 п. п., не стало неожиданностью для участников рынка недвижимости - власти уже заявляли о том, что пойдут на такую меру в случае ускорения темпов инфляции. Поэтому в последнее время некоторые покупатели ускорились с получением одобрения ипотеки и приобретением квартиры, чтобы опередить дальнейший рост ставок по жилищным кредитам.
Окончание на с. 103