Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2010. № 1
МИРОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Д.Г. Николаев*
ФЕНОМЕН НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
Стремление различных территориальных образований к отделению в последние годы все чаще приводит к возникновению так называемых непризнанных государств, чье существование играет роль одного из важнейших источников конфликтности в современной мировой политике. Несмотря на значительный интерес, проявляемый специалистами к данному феномену, в теоретическом плане проблематика непризнанных государств пока разработана недостаточно полно. Цель статьи — дать четкое определение понятию «непризнанное государство», оценить международно-правовой статус, выделить общие признаки и представить типологию данных государственных образований.
Ключевые слова: непризнанное государство, самопровозглашенное государство, право нации на самоопределение, сепаратизм, территориальная целостность, суверенитет.
During the last years the quest for independence of various territorial entities quite frequently resulted in the emergence of so-called unrecognized states whose existence represents one of the main sources of conflict in contemporary world politics. However, regardless of a substantial scholarly interest in this phenomenon, the issue of unrecognized states has not been sufficiently investigated from a theoretical perspective yet. This article aims to provide a clear definition of the term «unrecognized state», define the international legal status, the common attributes and develop a coherent typology of these entities.
Keywords: unrecognized state, self-proclaimed state, right of people to self-determination, separatism, territorial integrity, sovereignty
Стремление различных территориальных образований к отделению, желание наций и территорий обрести независимость или присоединиться к другим государствам, а также возможность их международного признания в качестве независимых государств создают проблемы не только для правительств и населения стран с такими территориями, но и для мировой политики в целом.
* Николаев Дмитрий Григорьевич, преподаватель кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
К неурегулированным конфликтам в случаях с непризнанными государствами и дестабилизации обстановки в том или ином регионе мира добавляется интернационализация этих конфликтов, затрагивающая взаимоотношения между государствами, признающими или не признающими независимость отделившихся территорий. Однако, несмотря на серьезность проблем мировой политики, которые создают своим существованием непризнанные государства, а также на пристальное внимание со стороны ученых и исследователей к этому явлению, до сих пор отсутствуют четкие определения понятия и сущности непризнанных государств, а также их типология и классификация.
Подходы к определению понятия «непризнанное государство»
Проблемам существования непризнанных государств, территориальной целостности, суверенитета, права нации на самоопределение и другим смежным вопросам действительно уделено немало внимания в отечественной и зарубежной литературе.
Большинство исследователей видят главное отличие непризнанного государства от других государственных образований в существовании государственного суверенитета (или его подобия) внутри какой-либо территории без соответствующей легитимации со стороны других государств [17; 35, р. 29]. Однако сущность этого явления мировой политики разные авторы рассматривают с различных точек зрения. Одни основное внимание уделяют особенностям процесса образования непризнанных государств. Так, Э. Геллнер и Э. Хобсбаум, например, рассматривают проявления политической идеологии в создании национальных государств, объединяющих в своих границах только одну нацию [5; 19], а З. Чемурзиева в своем определении непризнанных государств постсоветского пространства указывает на «фиксацию в пространстве и времени итогов локальных конфликтов, спровоцированных дезинтеграцией масштабного геополитического образования (СССР)» [20, с. 7]. Другие исследователи, например Г. Вельяминов, С. Солозобов, основное внимание уделяют международному признанию таких государственных образований, рассмотрению вопросов легитимности международного признания [3, с. 35; 16]. Часть исследователей, такие как Л. Маджорян, В. Маргиев, В. Черноус, подробно останавливаются на собственно признаках государства, наличие или отсутствие которых в ряде случаев может стать причиной признания или непризнания территорий с проблемным суверенитетом [8; 9, с. 142—143; 21].
Более того, отсутствует согласие по поводу самого обозначения непризнанных государств, которым дают наименование собственно непризнанных, самопровозглашенных, отделившихся территорий
и др. В научной литературе есть и другие названия, например «территории с проблемным/альтернативным/блокирующим суверенитетом» [20, с. 7]. С. Маркедонов, скажем, называет такие территории государствами de facto, предлагая вообще разграничить понятия «самопровозглашенное государство» как государственное образование, не создавшее органов государственной власти, «непризнанное государство» как образование, государственность которого находилась на стадии становления, но закончилась либо реинтеграцией, либо насильственной ликвидацией, «государство de facto» как полноценное государство с единственным изъяном — отсутствием международного признания [10]. Так же считает Ю. Никитина, выделяющая конечные цели существования «государств de facto» [13].
Определение понятия «непризнанное государство» достаточно затруднено в силу многогранности самого феномена, а также наличия целого ряда признаков, присущих в равной мере и непризнанным, и вполне полноценным государствам.
При этом любое определение понятия «непризнанное государство» будет достаточно условным, поскольку само название указывает скорее не на форму организации власти и наличие/отсутствие суверенитета, а на проблему существования такого государства на мировой арене, в международно-правовых и политических отношениях, на факт его признания или непризнания. Но и этого для выделения самого феномена непризнанного государства из ряда других государственных или квазигосударственных образований кажется недостаточно.
Действительно, если рассматривать непризнанное государство только как некое государственное образование, созданное вследствие стремления отдельной нации к независимости, то вряд ли появится возможность отличить его, скажем, от пиратских республик, бандитских анклавов или микронаций. Даже тезис о государственной состоятельности, который выдвигает Ш. Требст для отличия государства от криминальных группировок [см.: 12], не вносит достаточной ясности, поскольку и бандитские анклавы могут создавать свою символику и стремиться к государственности. Однако при этом Запад, например, не признавал независимость Ичкерии ни в один из периодов ее существования. Микронации, или виртуальные государства [36], которых насчитывается больше тысячи во всех частях света, в этом случае также вполне могут претендовать на статус непризнанных государств. И хотя идеи Ж. Бодена, деятелей французской революции, В. Ленина, В. Вильсона и многих других о праве на самоопределение и сецессию распространялись только на нации или народы, сам дух положения о свободном определении своей политической судьбы и выборе независимости может относиться к любым общностям людей хотя бы потому, что
подобное решение принимается не столько абстрактным народом, сколько каждым конкретным человеком, к нему относящимся [28; 29]. Кроме того, даже если субъектом права на самоопределение является все-таки народ, возникает закономерный вопрос: почему граждане виртуальных государств, таких как Силэнд, Форвик, Се-борга, не могут образовывать новые нации, если важнейшим признаком принадлежности к тому или иному народу является в настоящее время самоидентификация?
Таким образом, для определения понятия «непризнанное государство» необходимо прежде всего выделить отличительные черты отделившихся территорий, а также проблемы непризнанных государств, определяющие их появление и существование на мировой арене.
Общая характеристика непризнанных государств
Присущие образованию непризнанных государств острые внутренние проблемы в отношениях между этническими и другими общностями людей и центральным правительством, которые усугублялись и усугубляются военными действиями обеих сторон, этническими чистками, геноцидом, вовсе не уникальны. Более того, во многих регионах мира все эти проблемы тоже существуют, дестабилизируют обстановку, а их содержание требует такого же внимания со стороны мирового сообщества (и получает такую же реакцию), но при этом они не всегда заставляют те или иные народы прибегать к реализации своего права на самоопределение.
В случаях с непризнанными государствами определенный народ, этнос или другая общность людей, не получая поддержки со стороны правительства во время острого конфликта с другими общностями людей, стремится разрешить его путем реализации своего права на самоопределение — создания собственного государства. При этом появляется новая и весьма существенная проблема взаимоотношений сторон — территориальный спор, или территориальные претензии, поскольку в данном случае центральное правительство в дополнение ко всем проблемам приобретает не только желание части своего населения самостоятельно определять свою политическую жизнь (с чем еще многие государства готовы согласиться), но и желание жить самостоятельно на части территории, по формально-правовым признакам принадлежащей этому государству.
Так, Нагорно-Карабахская Республика занимает территорию существовавшей в Азербайджанской ССР Нагорно-Карабахской автономной области и части Шаумяновского района Азербайджанской ССР. Население Нагорно-Карабахской Республики (в основ-
ном этнические армяне) 10 декабря 1991 г. на местном референдуме высказалось за создание собственного государства и выход территорий из состава Азербайджана. Этому решению предшествовали вооруженные столкновения между этническими армянами и азербайджанцами в течение более четырех лет, а также решение 6 сентября 1991 г. совместного заседания Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов о создании независимого государства [18, а 19].
В случаях с непризнанными государствами стремление к независимости часто характеризуется жесткой и непримиримой борьбой нации, этноса или представляющих их организаций не только с центральным правительством, но и с основной нацией государства, а истоки конфликта уходят в далекое прошлое. Так, на территории Шри-Ланки несправедливое распределение прав между сингальским и тамильским населением обозначилось со времен английского владычества на острове. В целях отделения северной и восточной частей острова и создания независимого государства Тамил Илама была создана террористическая организация Тигров освобождения Тамил Илама [31, p. 59—76]. Действия террористов и правительственных войск унесли большое количество жизней. В том или ином виде Тигров освобождения Тамил Илама поддерживали не только другие террористические организации, вроде палестинской и афганской, но и государства мира, например Норвегия. Правда, в настоящее время организация Тигров освобождения Тамил Илама объявила о прекращении боевых действий и признании правительства Шри-Ланки, что, впрочем, не означает, что конфликт в долгосрочной или даже краткосрочной перспективе полностью исчерпан.
Интересно отметить, что конфликт вокруг непризнанного государства может не иметь глубоких оснований и неразрешимых противоречий. Так, между населением Молдавии и Приднестровья отсутствует ярко выраженная национальная или религиозная вражда [11]. В последние годы существования Советского Союза Молдавская ССР предпринимала все меры для укрепления молдавского самосознания [2]. Появлялись националистические организации, призывавшие к переводу молдавского языка на латиницу и даже к присоединению Молдавии к Румынии. Все это вызывало недовольство населения Приднестровья, большинство которого составляют русскоговорящие граждане. 25 августа 1991 г. Верховный Совет Приднестровской Молдавской ССР принял декларацию о независимости. Весной и летом 1992 г. разгорелся вооруженный конфликт между войсками молдавского правительства и населением Приднестровья, в который на стороне последнего вмешалась российская 14-я армия. В результате молдавские войска
вынуждены были отступить. В настоящее время обстановка остается напряженной, безопасность в зоне конфликта поддерживают совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровья, а также украинские наблюдатели.
Таким образом, отличительными чертами непризнанных государств являются наличие определенного конфликта между частью населения и центральным правительством, перерастающего в настойчивое и осознанное желание осуществлять свою политику самостоятельно, а также создание государства на территории, которую другое государство считает своей частью. Кроме того, определение сущности непризнанного государства не будет полным, если не добавить к его отличительным чертам отсутствие его международно-правового признания, прежде всего государством, в состав которого оно входит по формально-правовым признакам.
Основания для классификации непризнанных государств
Непризнанные государства составляют только часть общих, сложных и противоречивых проблем сепаратизма, процессы которого развиваются практически во всех регионах мира. При этом непризнанные государства, безусловно, следует отличать от случаев проявления сепаратизма вообще, поскольку последние не всегда приводят и не всегда связаны с созданием независимого государства — часто сепаратизм имеет целью политическую автономиза-цию [6, с. 14]. Иногда сепаратистские процессы действительно характеризуются стремлением общности людей к созданию независимого государства, но и в этом случае подобное стремление имеет различные выраженность и степень реализации. Зачастую цель создания независимого государства только декларируется (например, полубандитскими вооруженными формированиями в Черной Африке), но не существует в действительности; иногда независимость нового государства провозглашается, но его реальному существованию не хватает поддержки у населения, контроля над территорией, наличия реальных органов власти.
К непризнанным государствам, таким образом, следует отнести только те случаи сепаратистских процессов, высшей стадией развития которых стало создание государственной организации, осуществляющей полноценный контроль над определенной территорией. Однако непризнанные государства составляют сложное и многогранное явление в международных отношениях, и такой подход мог бы сузить границы изучения проблемы.
В целях сравнительного анализа непризнанных государств, сопоставления процессов их возникновения и развития, более глубокого изучения их влияния на международные отношения необ-
ходимо из всех случаев сепаратизма во всех регионах мира выделить четыре большие группы по степени стремления к созданию независимого государства.
К первой группе следует отнести случаи сепаратизма, напрямую не связанные со стремлением к сецессии или ирредентизму, но имеющие целью приобретение прав автономии. Такую цель имеют или имели, например, Союз народа Леона и другие партии испанской провинции Кастилья-и-Леон [14], Сойм подкарпат-ских русинов в отношении Закарпатья [7], эскимосская организация «Инуит Тапирисат», выступавшая за автономию Нунавута в Канаде [30], австралийские аборигены со своими политическими представителями [26], Организация освобождения Камтапура в Западной Бенгалии Индии [32]. Стремясь к политическому обособлению и выражению своей национальной или этнической идентичности, общности людей в данных случаях достигают реализации своих интересов без создания независимого государства.
Ко второй группе следует отнести случаи сепаратизма, при которых отделение конкретной территории от государства пока не происходит, однако острота конфликта с центральным правительством и степень политической обособленности достигают такого уровня, что провозглашение независимого государства становится не только возможным, но и весьма вероятным. К таким случаям следует отнести баскский сепаратизм [15], сепаратизм в Квебеке [1, с. 96—106], вооруженные противостояния в Букуву, Киви в Демократической республике Конго [24], в суданской провинции Дарфур [25; 27].
Третью группу составляют случаи сепаратистских процессов, для которых характерно провозглашение независимости государства при отсутствии реальных органов власти, либо при их неспособности осуществлять контроль над территорией, либо при наличии других обстоятельств, препятствующих осуществлению ими внутренней политики. В качестве примеров можно привести усилия Анжуанского народного движения по созданию государства Мвали на Коморских островах [37], Движения Свободного Папуа по созданию Республики Западного Папуа [22], Исламского движения освобождения Моро по созданию государства Бангсморо на Филиппинах [33], Курдистанской рабочей партии по созданию государства Курдистан [34].
В четвертую группу входят собственно непризнанные государства — случаи сепаратизма, завершающиеся созданием независимого государства, органы управления которого обладают всей полнотой власти над территорией и населением, однако не имеют широкого международного признания.
3 ВМУ, международные отношения и мировая политика, № 1
33
Среди непризнанных государств следует выделить, с одной стороны, государства, не имеющие признания и частично признанные, с другой — государства, образованные путем реализации права нации на самоопределение, образованные по другим основаниям и образованные на территории несостоявшихся государств.
Без создания собственно государственной организации различные устремления к независимости нельзя считать оформившимися в непризнанное государство, однако в такого рода случаях уже сформулирована (а иногда и достигнута) одна из главных целей — стремление к самостоятельному определению своей политической судьбы. Достижению же второй цели — территориальной независимости через создание самостоятельного государства — часто препятствуют определенные обстоятельства, как, например, в случае с курдами, где территория, на которую они могут потенциально претендовать, находится в составе сразу нескольких государств, в том числе Турции и Ирака. Однако провозглашение этой цели может стать всего лишь вопросом времени, поэтому вторая и третья группы сепаратистских процессов, сходные с непризнанными государствами наличием трудноразрешимых противоречий между частью населения и центральным правительством, стремлением к политической самостоятельности и даже наличием собственных органов управления (только не оформленных в государственную власть), вполне могут рассматриваться в рамках общих проблем непризнанных государств. Это утверждение подтверждается тем обстоятельством, что политические силы или население определенной территории могут использовать угрозу реализации права на самоопределение и создание самостоятельного государства для достижения тех или иных целей.
Отделившиеся государства, признанные другими странами
Одним из наиболее интересных случаев, по мнению многих исследователей и политиков, является ситуация на острове Кипр. После провозглашения независимости острова от английского владычества в 1960 г. была принята Конституция нового государства, устанавливавшая равноправие киприотов-христиан и турок-мусульман, но не предусматривавшая равного участия двух общин в политической жизни острова.
В 1974 г. при поддержке Греции на Кипре произошел военный переворот, который привел к власти радикально настроенных киприотов-христиан. Турция, выступавшая гарантом прав и свобод турецкого населения острова, выразила резкий протест против переворота и пообещала предпринять самые активные действия для обеспечения достойного существования турок на Кипре. В се-
верной части острова началась вооруженная борьба против нового правительства, в целом затронувшая и греческое население. В 1981 г. турецкие войска фактически оккупировали северную часть острова и провели своеобразную границу между двумя частями Кипра. В 1984 г. при поддержке Турции была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра в качестве независимого от Республики Кипр государства, которое было признано только Турцией [23]. По настоянию Греции в 2004 г. большинство стран Европейского союза высказались за вступление Республики Кипр в его состав. При этом в силу сложившихся обстоятельств север Кипра признается частью Республики Кипр только юридически, а не фактически.
Этот случай интересен тем, что независимость Северного Кипра была провозглашена несмотря на наличие скорее отрицательных последствий и для самой Турции, и для турок-киприотов. Важно также отметить тот факт, что Турция признала Северный Кипр примерно по тем же основаниям, по которым требуют признания своей независимости большинство других подобных государств, но из всех остальных Турция признала только Косово. Данный случай, таким образом, а также случаи с Косово, Южной Осетией и Абхазией, позволяют определить, какие именно государственные образования и по каким критериям следует относить к разряду непризнанных государств.
Международное признание является понятием в недостаточной степени определенным ни в международно-правовых документах, ни даже в международно-политической практике. В официальных правовых документах не установлено ни количество стран, необходимых для легитимизации образовавшегося государства, ни порядок его международного признания. Так, несмотря на признание Палестины более чем сотней стран мира и ее членство в Лиге арабских государств, большинство ученых и политиков все-таки относят это государство к непризнанным. Можно привести также много примеров существования и полноправного участия в международно-правовых отношениях государств, не признанных одним, двумя или несколькими странами мира. Например, Израиль юридически не признается многими арабскими государствами; Лихтенштейн не признает Чехию, которая не только в силу ответного «жеста вежливости», но и из-за имущественных споров не признает Лихтенштейн. Следует ли тогда эти страны вносить в разряд непризнанных государств, как, например, Палестину?
В случаях с непризнанными государствами речь идет не только о стремлении народов к самостоятельному определению своей политической судьбы и соответственно о реализации их права на самоопределение, но и о территориальных претензиях к государству-метрополии, вне границ которого этот народ собирается осу-
ществлять свою самостоятельность. Лихтенштейн и Чехия предъявляют друг к другу экономические претензии и не образуют своими действиями территориального спора. Не претендуют на территорию Израиля и арабские страны, требующие скорее достойного учета интересов Палестинского государства. Великобритания же, под протекторатом которой некогда находились и палестинские, и израильские территории, дала свое согласие на создание израильского государства.
В случаях же с Северным Кипром, Косово, Южной Осетией и Абхазией, несмотря на их признание со стороны нескольких государств, конфликты и территориальные споры с Республикой Кипр, Сербией и Грузией соответственно существуют до сих пор. Более того, конфликты между сторонами, вызвавшие стремление данных народов к независимости и созданию собственных государств, не только сохранились, но еще больше углубились. Они определяют само их существование, и даже признание их независимости всеми странами мира без согласия государства, от которого они отделились, эти конфликты не решит, в то время как в случае достижения компромисса с государством-метрополией вопрос о признании отделившейся территории самостоятельной отпадет сам собой. Таким образом, к непризнанным государствам следует относить все те государственные образования, которые выделились из состава государства-метрополии без его согласия.
Непризнанные государства, образованные по основаниям,
не относящимся к реализации права нации на самоопределение
Признание права нации на самоопределение соответствовало изменениям в мировой политике и объясняло появление новых государства на карте Европы и мира. Одновременно был закреплен важный принцип образования новых государств — право на самоопределение получала только нация в том ее понимании, которое давали международные нормы, и никакие другие общности в общем и частном их понимании, не соответствовавшие определению, не могли и не могут претендовать на отделение.
В этом смысле особый пример представляет Тайвань, население которого этнически ничем не отличается от населения Китая, однако его правительство долгое время осуществляет свою собственную политику, отличную от материкового Китая. Еще правительство Чан Кайши не признало создание нового государства — Китайской Народной Республики со столицей в Пекине — и объявило о существовании только одного Китая со столицей в Тайбэе на Тайване. Часть стран, в том числе Советский Союз, признавали только КНР, а остров Тайвань — ее территориальной частью. Дру-
гие же страны, в том числе и США, долгое время не признавали КНР, а носителем суверенитета Китая как члена Совета Безопасности ООН и вообще субъекта международного права считали правительство Чан Кайши, находящееся в изгнании. В 1978 г. дипломатические отношения с Пекином, наконец, установили и США, а в 1979 г. они официально прекратили дипломатические связи с Тайбэем. В настоящее время в мире насчитывается более 20 государств, которые, несмотря на все усилия китайской дипломатии и существующие международные отношения, продолжают признавать самостоятельность Тайваня [4].
Еще одним примером отделения территории от государства по причинам, не относящимся к реализации права нации на самоопределение, является самопровозглашение сразу нескольких государств на территории Сомали, в настоящее время формально являющимся единым государством — членом ООН. В 1960 г. бывшая британская колония Сомалилэнд и бывшее некогда итальянской колонией южное Сомали объединились. Однако в 1991 г. в связи со многими внутренними проблемами северная часть Сомали самостоятельно вышла из состава государства и была провозглашена своим населением независимым государством Сомалилэнд, которое не признано в настоящее время ни одной страной мира. Кроме того, на севере Сомали было создано самопровозглашенное государство Пунтлэнд, а также были провозглашены независимыми Галмудуг в 2006 г., Маахир в 2007 г. и Нортленд в 2008 г. Все они также не признаны мировым сообществом, однако, в отличие от Пунтлэнда, стремятся не к полной независимости, а только к статусу субъектов будущей сомалийской федерации.
Непризнанные государства на территории несостоявшихся
государств
Не менее интересный пример борьбы населения за независимость своей территории представляет Западная Сахара. В прежнее время эта часть Африки была испанской колонией, в 1976 г. она получила независимость. Образованная Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР) после вывода мавританских вооруженных формирований была практически сразу захвачена войсками соседнего государства Марокко. Захват был немедленно осужден странами Африки и мира. ООН неоднократно предпринимала попытки разрешения данного конфликта и вывода марокканских войск с территории Западной Сахары. В настоящее время САДР признана 48 государствами мира и является членом Африканского союза.
Случай с Палестиной имеет определенное сходство с положением Западной Сахары. На территории Палестины было объявлено о создании независимого государства, признанного только частью стран мира. Оно до сих пор находится в стадии образования (не все органы власти созданы) и не обладает реальным суверенитетом. Часть Палестины — Западный берег Иордана и восточный Иерусалим — занята израильскими войсками, Сектор Газа контролируют сторонники Хамаса, Западный берег Иордана находится под управлением ФАТХ. На обеих территориях созданы отдельные правительства. Обе террористические организации, изначально ставившие своими целями объединение Палестины и создание Палестинского государства, в настоящее время находятся в политическом противостоянии между собой, итогом которого являются вооруженные столкновения их сторонников. Государство Палестины признано более чем 100 странами, в том числе и Россией, входит в Лигу арабских государств, однако не является членом ООН, поскольку до сих пор не признано членами Совета Безопасности ООН — США, Великобританией и Францией.
Оба приведенных примера относятся к числу несостоявшихся государств, создание которых в их первоначальном виде было бы одобрено или имело бы большие шансы на одобрение мировым сообществом, если бы не появление различных обстоятельств и препятствий. Однако в нынешнем их виде, когда стремление к самостоятельному существованию выражают политические силы, чьи органы управления не признаются в качестве осуществляющих государственную власть на данных территориях, Западную Сахару и Палестину следует отнести к непризнанным государствам. При этом они создают особую группу непризнанных государств, полноценность которых в качестве равноправных участников международных отношений зависит не от государства-метрополии (Испания и Великобритания в свое время отказались от прав на данные территории), а от воли оккупировавших эти территории стран и от стремления других государств мирового сообщества разрешить
сложившиеся противоречия или заставить снять оккупацию.
* * *
Итак, можно выделить три главные отличительные черты непризнанных государств — создание государства на территории, которую другое государство считает своей частью; наличие конфликтов между государством-метрополией и отделившейся территорией; отсутствие признания со стороны государства-метрополии.
К основным целям создания независимых государств следует отнести стремление народа, этноса или общности людей самостоятельно определять свою политическую жизнь, а также стремление к территориальной независимости от государства, частью ко-
торого они некогда являлись. Эти цели в большинстве случаев равнозначны и совместно (или последовательно) определяют направленность действий представителей непризнанных государств.
Непризнанные государства должны также не только быть состоятельными в плане создания полноценной государственной структуры со всеми необходимыми функциями и атрибутами власти, но и быть потенциальными субъектами международных отношений (с наличием специальных органов). Осознание народом и органами власти отделившейся территории своей независимости должно дополняться признанием или хотя бы восприятием другими странами созданных государств в качестве потенциальных или реальных акторов международных отношений.
К непризнанным государствам следует отнести государственные образования, имеющие указанные отличительные признаки и не получившие международного признания, прежде всего со стороны государства-метрополии. При исследовании этого вопроса следует рассматривать также территории, население которых хоть и не оформило создание собственного государства, но стремится к самостоятельности и независимому существованию.
Таким образом, непризнанное государство можно определить как организацию независимой публичной власти на территории, являющейся по формально-правовым основаниям частью другого государства. При этом данное определение предполагает, что непризнанное государство и государство, из состава которого оно выделилось, имеют внутриполитический конфликт, не позволяющий признать независимость отделившейся территории не только государству, считающему ее своей частью, но и другим странам мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барановский К.Ю. Квебекский сепаратизм накануне провинциальных выборов 2003 г. // США — Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 2. C. 96—106.
2. Брюно П., Шансе Вельмот Ф., Верник О. Международное право и независимость Приднестровья. 2007 [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Ольвия-пресс». Приднестровская Молдавская Республика. [Офиц. сайт]. URL: http://www.olvia.idknet.com/bruno.html (дата обращения: 27.02.2010).
3. Вельяминов Г.М. Признание «непризнанных» и международное право [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. 2007. № 1. URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/24/7050.html (дата обращения: 27.10.2010).
4. Внешние связи Китайской Республики. 2009 [Электронный ресурс] // Taiwan: Government Information Office Republic of China. URL: http://www.gio.gov.tw/taiwan-website/abroad/ru/glance/ch5.htm (дата обращения: 27.02.2010).
5. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
6. Домарева М.А. Сепаратизм в постсоветской России: факторы возникновения, функционирования и нейтрализации: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2004.
7. Лосик К. Народ есть — национальности нет, или некоторые сведения о подкарпатских русинах [Электронный ресурс] // Зеркало Недели. № 45 (369). 17—23.11.2001. URL: http://www.zn.ua/3000/3150/32908/ (дата обращения: 27.02.2010).
8. Маджорян Л.А. Основные права и обязанности государств. М., 1965.
9. Маргиев В.И. Эволюция теории и практики международной правосубъектности // Вестник Адыгейского университета. 2005. № 4. С. 134—137.
10. Маркедонов С. Государства de facto. 14.11.2006 [Электронный ресурс] // Агенство политических новостей [Офиц. сайт]. URL: http://www apn.ru/publications/article10896.htm (дата обращения: 27.02.2010).
11. Маркедонов С.М. Приднестровье утратило Молдову. 06.02.2007 [Электронный ресурс] // «Политком^и»: Информационный сайт политических комментариев [Интернет-портал Центра политических технологий]. URL: http://www.politcom.ru/4120.html (дата обращения: 27.02.2010).
12. Маркедонов С.М. СНГ-2. Непризнанные государства на постсоветском пространстве: к определению природы феномена // Гуманитарная мысль Юга России. 2005. № 1. С. 118—126.
13. Никитина Ю.А. Урегулирование «замороженных» региональных кризисов [Электронный ресурс] // Федерация мира и согласия: Международная неправительственная организация с консультативным статусом при ЭКОСОС ООН и статусом участника Совета Европы [Офиц. сайт]. URL: http://www.ifpc.ru/index.php?cat=216 (дата обращения: 27.10.2010).
14. Региональные и сепаратистские движения в странах Южной Европы. 29 April 2008 [Электронный ресурс] // Разделенный мир [Интернет-портал]: URL: http://separateworld.ru/2008/04/29/regionalnyie-i-separatistskie-dvizheniya-v-stranah-yuzhnoy-evropyi/ (дата обращения: 27.10.2010).
15. Самсонкина Е.С. Эволюция баскского национализма: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2007.
16. Солозобов С. Непризнанная Евразия // Логос. 2004. № 6. C. 130—139.
17. Тишков В. Социально-культурная теория терроризма [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2002. № 2 (26). URL: http://www archipelag.ru/geopolitics/piryadok/terror/ter/ (дата обращения: 27.02.2010).
18. Торосян Т.С. Мнимое противоречие: территориальная целостность или право на самоопределение? [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. 2007. № 4. URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/ 27/8087.html (дата обращения: 27.02.2010).
19. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.
20. Чемурзиева З.И. Институционально-правовые технологии легитимизации непризнанных государств: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
21. Черноус В. Непризнанные государства Южного Кавказа. Региональные версии глобального процесса // Непризнанные государства Южного Кавказа и этнополитические процессы на юге России: Сб. трудов «Южнороссийское обозрение». 2005. Вып. 29. С. 182.
22. About the Free West Papua Campaign [Web site]. URL: http://www freewestpapua.org/index.php?option=com_content&task=view&id=6&Itemid =6|The (дата обращения: 27.02.2010).
23. Cyprus after Accession: Thinking Outside the Box. Background Documents for Workshop on Cyprus. October—November 2006 [Electronic resource] // European Studies Centre, St. Antony's College, Oxford // TEPAV (Economic Policy Research Foundation of Turkey) [Official website]. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.tepav.org.tr/tur/admin/dosyabul/up-load/oxfordbgdoc.pdf (дата обращения: 27.02.2010).
24. Daltin I. Democratic Republic of Congo: Civil War Erupts Once Again. 19 November 2008 [Electronic resource] // The Socialist [Web site]. URL: http:// www.socialistparty.org.uk/issue/557/6623 (дата обращения: 27.02.2010).
25. Daly M. Darfur's Sorrow. A 28. History of Destruction and Genocide. Cambridge, 2007.
26. Dow C. Aboriginal Tent Embassy: Icon or Eyesore? 4 April 2000 [Electronic resource] // Parliament of Australia. Parliamentary Library [Official website]. URL: http://www.aph.gov.au/library/pubs/chron/1999-2000/2000chr03.htm (дата обращения: 27.02.2010).
27. Elsergany R. Darfur Story. 16 March 2008 [Electronic resource] // Islam Story [Web site]. URL: http://english.islamstory.com/darfur_conflict_story (дата обращения: 27.02.2010).
28. Ewin R. Peoples and Political Obligations [Electronic resource] // Mac-quarie University Law Journal. 2003. № 1. URL: http://www.austlii.edu.au/au/ journals/MqLJ/2003/2.html (дата обращения: 27.02.2010 ).
29. Griffiths M. Self-Determination. International Society and World Order [Electronic resource] // Macquarie University Law Journal. 2003. № 1. URL: http:// www.austlii.edu.au/au/journals/MqLJ/2003/3.html (дата обращения: 27.02.2010).
30. JullP. Building Nunavut: A Story of Inuit SelfGovernment (The Northern Review № 1. Summer 1988 : 59—72) [Electronic resource] // Yukon College [Web site]. URL: http://www.yukoncollege.yk.ca/~agraham/jull/buildnun.htm (дата обращения: 27.02.2010).
31. McConnell D. The Tamil People's Right to Self-Determination [Electronic resource] // Cambridge Review of International Affairs. 2008. Issue 21 // In-formaworld [Web site]. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http:// pdfserve.informaworld.com/843628_790622093.pdf (дата обращения: 27.02.2010).
32. Mitra J. Lack of Development Gives Rise to Separatist Sentiments [Electronic resource] // Communist Party of India, (Marxist-Leninist) Liberation. February, 2001 [Web site]. URL: http://www.cpiml.org/liberation/year_2001/ february/06%20special%20report.htm (дата обращения: 27.02.2010).
33. The Moro Islamic Liberation Front Website [Web site]. URL: http:// www.luwaran.com/ (дата обращения: 27.02.2010 ).
34. Pike J. Kurdistan Workers' Party (PKK). 21 May 2004 [Electronic resource] // Federation of American Scientist, Intelligence Resource Program [Official website]. URL: http://fas.org/irp/world/para/pkk.htm (дата обращения: 27.02.2010 ).
35. Preventing Deadly Conflict: Final Report // Carnegie Commission on Preventing Deadly Conflict. New York: Carnegie corporation of New York, 1998.
36. Ryan J., Dunford G., Sellars S. Micronations. London, 2006.
37. World Directory of Minorities and Indigenous Peoples — Comoros: Overview, 2007 [Electronic resource] // The UN Refugee Agency UNHCR, Ref-world. 12 December 2007 [Official website]. URL: http://www.unhcr.org/ref-world/docid/4954ce49c.html (дата обращения: 27.02.2010).