Научная статья на тему 'Феномен национально-территориального размежевания республик Средней Азии: политико-текстологический анализ'

Феномен национально-территориального размежевания республик Средней Азии: политико-текстологический анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
538
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TERRITORIAL DELIMITATION / SREDAZBURO / CENTRAL ASIA / THE SOVIET NATIONALITIES POLICY / BASMACHI MOVEMENT / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ / СРЕДАЗБЮРО / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / СОВЕТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БАСМАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тальская Ольга Дмитриевна

Статья посвящена большевистской политике национально-территориального размежевания среднеазиатских республик. Анализ этой политики крайне важен, поскольку она продолжает влиять на ситуации, которые возникают в данном регионе в настоящее время. Пограничные конфликты, связанные со структурой расселения тех или иных народов, в Средней Азии происходят довольно часто. В связи с этим необходимо проанализировать мотивы и цели той политической инициативы, которая разделила территорию и народы советского Востока. Также рассматривается вопрос выработки большевиками национальной идеи в рамках новой многонациональной страны на первых этапах становления советской власти. В ситуации сосуществования разных народностей в одном государстве появилась потребность в общей стратегии для создания благоприятных условий жизни всего населения. В советский период целью партии являлось построение однородного бесклассового коммунистического общества. Обоснование партийных деятелей сводилось именно к этой модели. Размежевание республик могло бы частично решить эту задачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Phenomenon of National and Territorial Delimitation of the Republics of Central Asia: A Politico-Textual Analysis

This article deals with the policy of national-territorial division of the Central Asian republics pursued by the Bolsheviks. The analysis of these events is very important, yet assessments of them have been ambiguous from the standpoint of political situations arising in the current period. Border conflicts related to the structure of settlement of various nationalities in Central Asia have occurred very frequently. In this regard, it is necessary to analyze the motives and objectives of the political initiative that divided the territory and peoples of the Soviet east. The author also treats the question of the development of a national idea by the Bolsheviks within the new multinational nation during the first stages of the consolidation of the Soviet power. In a situation involving the coexistence of different nationalities in one state, there is a need for a common strategy to create favorable living conditions for the entire population. During the Soviet period, the aim of the Party was to build a homogeneous classless Communist society. The justification of party leaders was reduced to this model. The delimitation of the republics could partially solve this problem.

Текст научной работы на тему «Феномен национально-территориального размежевания республик Средней Азии: политико-текстологический анализ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2018. № 6

Ольга Дмитриевна Тальская,

ассистент кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: ollytalsky@ gmail.com

ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ РЕСПУБЛИК СРЕДНЕЙ АЗИИ: ПОЛИТИКО-ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена большевистской политике национально-территориального размежевания среднеазиатских республик. Анализ этой политики крайне важен, поскольку она продолжает влиять на ситуации, которые возникают в данном регионе в настоящее время. Пограничные конфликты, связанные со структурой расселения тех или иных народов, в Средней Азии происходят довольно часто. В связи с этим необходимо проанализировать мотивы и цели той политической инициативы, которая разделила территорию и народы советского Востока. Также рассматривается вопрос выработки большевиками национальной идеи в рамках новой многонациональной страны на первых этапах становления советской власти. В ситуации сосуществования разных народностей в одном государстве появилась потребность в общей стратегии для создания благоприятных условий жизни всего населения. В советский период целью партии являлось построение однородного бесклассового коммунистического общества. Обоснование партийных деятелей сводилось именно к этой модели. Размежевание республик могло бы частично решить эту задачу.

Ключевые слова: территориальное размежевание, Средазбюро, Центральная Азия, советская национальная политика, басмачество.

Olga Dmitrievna Talskaya,

Lecturer, Program on the History of Social and Political Doctrines, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Russia), e-mail: ollytalsky@gmail.com

THE PHENOMENON OF NATIONAL AND TERRITORIAL DELIMITATION OF THE REPUBLICS OF CENTRAL ASIA: A POLITICO-TEXTUAL ANALYSIS

This article deals with the policy of national-territorial division of the Central Asian republics pursued by the Bolsheviks. The analysis of these events is very important, yet assessments of them have been ambiguous from the standpoint of

political situations arising in the current period. Border conflicts related to the structure of settlement of various nationalities in CentraI Asia have occurred very frequently. In this regard, it is necessary to analyze the motives and objectives of the political initiative that divided the territory and peoples of the Soviet east. The author also treats the question of the development of a national idea by the Bolsheviks within the new multinational nation during the first stages of the consolidation of the Soviet power. In a situation involving the coexistence of different nationalities in one state, there is a needfor a common strategy to create favorable living conditions for the entire population. During the Soviet period, the aim of the Party was to build a homogeneous classless Communist society. The justification of party leaders was reduced to this model. The delimitation of the republics could partially solve this probIem.

Keywords: territorial delimitation, Sredazburo, Central Asia, the Soviet nationalities policy, Basmachi movement.

Современная Средняя Азия — это пять независимых республик, которые ведут символическую и историческую политику, направленную на утверждение национального характера своей страны. Однако еще около века назад в границах трех государств — Бухарского эмирата и Хивинского ханства, сохранившихся до начала ХХ в., и Кокандского ханства, полностью вошедшего в состав России, — совместно проживали узбеки, таджики, киргизы, туркмены, казахи и иные этносы, которые или слились с нынешними государство-образующими народами (например, сарты), или не получили свою государственность (уйгуры и дунгане). Несмотря на древнюю и насыщенную историю Среднеазиатского региона, национальные государства появились в нем относительно недавно — в 1920-х гг. волевым решением коммунистического правительства были созданы автономные, а затем советские социалистические республики, в 1991 г. получившие независимость. Установление в Средней Азии советской власти и осуществленная ею национальная политика радикально перекроили границы политической карты всей Евразии.

Стоит отметить, что национально-территориальное размежевание, которое проводилось с практической целью упрощения управления и утверждения советской власти, сталкивалось с проблемой этноязыкового многообразия. Еще при переписи населения Российской империи 1897 г. были выявлены не только существующие сейчас узбеки, таджики, туркмены и киргизы, но и 968 655 сартов, 7607 кипчаков и 440 412 носителей «тюркских наречий без распределений». Это многообразие усложнялось социальными ролями, характерными для различных народов. Так, этническая принадлежность сартов, которых царская администрация относила к тюркам по языковому признаку, даже в те времена представляла

загадку, поэтому для простоты управления в сарты было записано коренное мусульманское городское население Туркестана, занимавшееся в основном торговлей и ремеслами.

Отношения между народами, проживавшими на одной территории, складывались по-разному. Ярким примером является напряженное сосуществование самаркандских таджиков и узбеков, а также достаточно долгий конфликт представителей этих же национальностей в Восточной Бухаре, усугубленный спором о водах реки Заравшан1, о чем писал председатель Совета народных назиров Бухарской Народной Советской Республики (БНСР) Ф. Ходжаев. Кроме того, очагом напряженности была Ферганская долина, которая, как наиболее удобное для жизни место, была чересполосно заселена почти всеми народами Средней Азии.

Несмотря на то что советы к началу 1920-х гг. подчинили практически всю территорию бывшей империи, установление советской власти на ее окраинах оставалось еще нерешенной задачей. И если Кавказ и Малороссия достаточно быстро восприняли идеи большевиков, то в Средней Азии ликвидация басмачества продолжалась вплоть до 1930-х гг. Басмачество, возникшее еще в XIX в., до вхождения Средней Азии в состав Российской империи, в 1920-е гг. приняло характер антисоветского движения. Сосредотачивались центры вооруженного сопротивления в основном в Ферганской долине. Сам термин «басмач» произошел от тюркского «басмак» и означал «совершать набег». Распространению басмачества способствовало враждебное отношение к большевикам среднего и зажиточного слоев населения Средней Азии, которые в том числе отстаивали позиции ислама перед лицом советской антирелигиозной политики. Басмачи часто причисляли себя к моджахедам — борцам за мусульманскую веру.

Опирались басмачи на идеи панисламизма и основной своей целью видели освобождение Туркестана от России и образование независимого Исламского государства. Пополнялись отряды басмачей за счет обнищавших дехкан (крестьян). Их тактика практически ничем не отличалась от тактики других партизанских отрядов: притаившись в горной или пустынной местности, они выжидали случая совершить набег на отряд красноармейцев, уничтожая всех, захватывая оружие и провизию. Ликвидировать это движение удалось лишь к 1932 г.2, при этом часть басмачей просто откочевала на территорию сопредельных стран. Противостоять им приходилось не только физически, но и идеологически. Большевики были вы-

1 См.: Ходжаев Ф. Избранные труды. Т. 1. Ташкент: ФАН, 1970. С. 279.

2 Подробнее см.: Зевелев А.И., Поляков Ю.А., Шишкина Л.В. Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов. М., 1986.

нуждены мобилизовать все свои интеллектуальные силы на борьбу с националистическими движениями.

Летом 1923 г. в Москве было проведено несколько заседаний, на которых Сталин объявил об активации басмачества в связи с поддержкой Т. Рыскулова и Ф. Ходжаева. В результате была проведена чистка правительства Бухары3, а также вновь стал обсуждаться вопрос о национально-территориальном размежевании Туркестана, Бухары и Хорезма.

Размежевание на землях бывшего Туркестана следовало за ключевыми положениями национальной политики того времени, выраженными в Программе партии по национальному вопросу. Учитывались и региональные особенности, и внешнеполитические условия, поскольку, как отмечает С. Абашин, «Средняя Азия рассматривалась как мост на Восток — в Иран, Афганистан и даже британскую Индию, где большевики ждали национальных революций и всячески подталкивали к ним»4.

Руководство и осуществление программы размежевания было возложено на Среднеазиатское бюро ЦК РКП(б), созданное в мае 1922 г. 11 октября 1924 г. Политбюро ЦК РКП(б) постановило: «Руководство всей партийной и советской работой по размежеванию и по организации создаваемых республик возложить на Среднеазиатское бюро ЦК»5. Основные мероприятия по размежеванию были осуществлены в 1924-1925 гг.

Изучение всех предложений по вопросу размежевания было возложено на Я.Э. Рудзутака. Сбор первичной информации происходил сперва во внутренних партийных ячейках — в Хорезмской, Бухарской, Туркестанской, после чего полученные данные стекались в Средазбюро и анализировались в ходе дискуссий. Важно отметить, что комиссия, которая принимала окончательное решение о территориальном размежевании, состояла в основном из представителей местных национальностей — для нахождения взаимовыгодного и устраивающего всех пути: Рахимбаев, Атабаев, Ходжанов, Мухитдинов, Адинаев, Абдурахманов, а также Карклин, Рыкунов и другие (после образования республик многие члены комиссии стали председателями ЦИК и Совнаркомов этих республик — в Туркмении пост председателя Совнаркома занял К. Атабаев, в Узбекистане — Ф. Ходжаев). Их проект был одобрен, и 12 июня 1924 г. было

3 Туркестан в начале XX века: к истории истоков национальной независимости / Науч. ред. Р.Я. Раджапова. Ташкент: Шарк, 2000. С. 547-548.

4 Абашин С. Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности. СПб.: Алетейя, 2007. C. 186.

5 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 62. Оп. 1. Ед. хр. 111.

выпущено постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О национальном размежевании республик Средней Азии».

Для объяснения сути этой реформы всем местным жителям было решено провести широкую политическую кампанию. Были представлены тезисы о необходимости и важности размежевания. При этом они распространялись с помощью широкой агитационной работы, которая проводилась на страницах газет и журналов. Например, газета «Туркестанская правда» отводила теме национального размежевания целые полосы6. Партийные документы Отдела печати Средазбюро ЦК РКП(б) свидетельствуют, что освещение этого процесса строго курировалось ЦК: «Кампании по районированию достаточно внимания не уделяется. Коли исключить "Кзыл Узбекистан", то остальные газеты почти не затрагивали вопросы кампании, что можно видеть по количеству помещенного ими материала. Например, за апрель месяц в газете "Фергана" было 2-3 заметки, в "Азат Бухаре" — 4 заметки, "Заравшане" — 1 заметка. Материалы всех газет носят агитационно-разъяснительный характер. Здесь "Кзыл Узбекистан" представляет исключение, где давались статьи, затрагивающие практические подходы к вопросу. Во всех материалах перечисляются общие причины, вызвавшие районирование, и указывается на возможное облегчение результатов районирования... Вместо того, чтобы разъяснять дехканам причину и цель районирования, даются статьи, отвергающие, критикующие выступление того или другого товарища или даются передовицы, проклинающие царя и эмира, учинивших преступления проведенными ими административными делениями края»7. Центральное советское руководство требовало не только всесоюзной пропаганды, но и трансляции сообщений о конкретных действиях по проведению политики установления новых границ и учреждения национальных республик.

В.Ю. Зорин, говоря о многонациональной системе СССР, отмечает, что она «основывалась на территориальной и государственно-политической нагрузке этнического фактора. Советская национальная политика была не столько политикой государствостроительства на основе гражданской общности, сколько политикой развития и сближения социалистических наций на основе формул интернационализма и дружбы народов»8. Подобная схема также была применена и к новообразованным республикам Средней Азии.

6 См.: Назаров С. Из истории деятельности Средазбюро ЦК ВКП(б) (19221924 гг.). Ташкент: Узбекистан, 1965. С. 102.

7 РГАСПИ. Ф. 62. Оп. 2. Ед. хр. 763.

8 Зорин В.Ю. Об аспектах этнической политики России // Этнодиалоги: альманах. 2013. № 1. С. 9.

Показательно обращение делегатов БНСР, направленное председателю ЦИК СССР М.И. Калинину: «Народы Бухары, зажатые политикой свергнутого деспотического строя в искусственной границе, сознают, что только Советская власть, проводящая на деле, а не на словах, принцип самоопределения народов, в состоянии дать трудящимся Средней Азии возможность свободно развиваться соответственно своим национальным, следовательно, политическим, экономическим и бытовым особенностям. Таким образом, вековая историческая распря народов Средней Азии, вражду среди которых разжигал царизм, разрешена»9. Таким парадоксальным образом доказывалась необходимость территориального разделения при построении общества равных.

Однако процесс размежевания натолкнулся на активное сопротивление, прежде всего со стороны националистических организаций и мусульманского духовенства, которые сохранили серьезное влияние в советской Средней Азии и проникли даже в советские органы власти10. И. Варейкис, секретарь ЦК Компартии Туркестана, 20 августа 1924 г. на собрании ташкентского партийного актива обратил внимание, что цель советской политики заключается в собирании разделенных народов в единые республики11. 31 августа 1924 г. было принято постановление, согласно которому ЦК компартий Средней Азии необходимо было «строго руководствоваться интернациональным коммунистическим моментом и не допускать националистического уклона по какому бы то ни было вопросу, возникшему между отдельными национальностями при размежевании»12. Тем самым предполагалось, что споры и претензии местных народов по поводу разделения территории будут проигнорированы.

Проведение национально-государственного размежевания оказалось важнейшим и одновременно очень резонансным мероприятием. Последствия этой реформы до сих пор вызывают национально-территориальные споры между народами Средней Азии13. Границы в основном проводились без учета этнической принадлежности местных жителей, но по идеологическим и экономическим параметрам, благодаря чему партийным органам была значительно

9 Цит. по: Рахманов Н. Осуществление ленинской национальной политики в Средней Азии. Ташкент: ФАН, 1973. С. 165.

10 В 1920-х гг. в Туркестане действовали комиссии для согласования постановлений рабоче-крестьянского правительства с адатом и шариатом.

11 Рахманов Н. Указ. соч. С. 161.

12 Там же. С. 164.

13 Например, в городе Ош, в котором исторически проживают узбеки и который после размежевания 1926 г. вошел в состав Киргизской ССР, возникли столкновения между киргизами и узбеками в 1990 и 2010 гг.

облегчена работа по руководству местными республиками. Сложилась парадоксальная ситуация, когда реформа административно-территориального деления, целью которой было объявлено развитие местных народов, доставила неудобства для коренного населения и оказалась выгодной для партийных чиновников. Такая политика хорошо укладывалась в теорию прямого пути к социалистической стадии развития, которым могут пройти ранее отсталые народы, минуя капитализм14.

Исследователь М.Ф. Андерсон, транслируя официальную точку зрения, отмечал: «Национально-государственное размежевание укрепило дружбу между народами Средней Азии и способствовало их всестороннему развитию. имело благоприятные последствия и для партийного строительства, создало лучшие, чем прежде, условия для развертывания работы партийных организаций, их идейного и организационного укрепления»15. Это положение постулировалось во всех официальных документах того времени, однако проведенное размежевание и политика только усугубили ситуацию в регионе. По крайней мере, проблема взаимоотношений различных национальностей остро встала во времена распада СССР, когда начались столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской области (1989), таджиками Исфаринского анклава и киргизами (1989), узбеками и киргизами в Ошской области (1990).

ЛИТЕРАТУРА

Абашин С. Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности. СПб.: Алетейя, 2007.

Андерсон М.Ф. Из истории партийного строительства в Средней Азии. Душанбе: ИРФОН, 1966.

Зевелев А.И., Поляков Ю.А., Шишкина Л.В. Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов. М., 1986.

Зорин В.Ю. Об аспектах этнической политики России // Этнодиалоги: альманах. 2013. № 1. С. 8-31.

Назаров С. Из истории деятельности Средазбюро ЦК ВКП(б) (1922-1924 гг.). Ташкент: Издательство «Узбекистан», 1965.

Рахманов Н. Осуществление ленинской национальной политики в Средней Азии. Ташкент: ФАН, 1973.

Туркестан в начале XX века: к истории истоков национальной независимости / Науч. ред. Р.Я. Раджапова. Ташкент: Шарк, 2000.

Ходжаев Ф. Избранные труды. Т. 1. Ташкент: ФАН, 1970.

14 См.: Назаров С. Указ. соч. С. 5.

15 Андерсон М.Ф. Из истории партийного строительства в Средней Азии. Душанбе: ИРФОН, 1966. С. 15.

REFERENCES

Abashin, S. Natsionalizmy v Srednei Azii: vpoiskakh identichnosti. St. Petersburg: Aleteiia, 2007.

Anderson, M. F. Iz istorii partiinogo stroitel'stva v Srednei Azii. Dushanbe: IRFON,

1966.

Khodzhaev, F. Izbrannye trudy, Vol. 1. Tashkent: FAN, 1970. Nazarov, S. Iz istorii deiatel'nosti Sredazbiuro TsK VKP(b) (1922-1924 gody). Tashkent: Izdatel'stvo «Uzbekistan», 1965.

Radzhapov, R. Ia. (ed.) Turkestan v nachaleXXveka: k istorii istokov natsional 'noi nezavisimosti. Tashkent: Shark, 2000.

Rakhmanov, N. Osushchestvlenie leninskoi natsional'noi politiki v Srednei Azii. Tashkent: FAN, 1973.

Zevelev, A. I., Poliakov, Iu. A., and Shishkina, L. V. Basmachestvo: pravda istorii i vymyselfal'sifikatorov. Moscow, 1986.

Zorin, V. Iu. "Ob aspektakh etnicheskoi politiki Rossii," Etnodialogi: al'manakh, No. 1, 2013, pp. 8-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.