Научная статья на тему 'Национальное размежевание республик Средней Азии в деятельности Средазбюро'

Национальное размежевание республик Средней Азии в деятельности Средазбюро Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3599
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДАЗБЮРО / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA / СОВЕТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOVIET NATIONAL POLICY / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / SREDAZBURO (CENTRAL ASIAN BUREAU) / PRESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тальская Ольга Дмитриевна

В статье говорится о политике национально-территориального размежевания на территории советского Востока. Это размежевание проходило в 1924-1925 гг. и вызывало ряд дискуссий между советским руководством и местным населением. Оценка этих событий крайне неоднозначна, а пограничные споры на национальной почве вспыхивают в Средней Азии и в настоящее время. В связи с этим актуально рассмотреть причины и цели данной политической кампании, осуществлявшейся Среднеазиатским бюро ЦК ВКП(б).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL DELIMITATION OF CENTRAL ASIAN REPUBLICS IN THE ACTIVITIES OF CENTRAL ASIAN BUREAU

The article refers to the national policy of territorial demarcation in the territory of the Soviet East in 1924-1925. It has caused a series of discussions between the Soviet leadership and the local population. The evaluation of these events is extremely ambiguous, and even at the present time border disputes on a national basis erupt in Central Asia. In this regard, it is relevant to consider the reasons and goals of this political campaign, implemented by the Central Asian Bureau of the Central Committee of the CPSU(b).

Текст научной работы на тему «Национальное размежевание республик Средней Азии в деятельности Средазбюро»

Список литературы

Козлов В.Ф. 2001. Москва — Сербии. Из истории русско-сербских связей XVII — начала ХХвв. М.: ГАСК. 80 с.

Поповкин А. 2013. Русская православная церковь и Первая балканская война 1912— 1913 гг. — Русская народная линия. Доступ: http://ruskline.ru/analitika/2013/09/05/ russkaya_pravoslavnaya_cerkov_i_pervaya_balkanskaya_vojna_19121913_gg/ (проверено 22.06.2015).

Шевцова Г.И. 2012. Русский гуманный поход на Балканы. М. 240 с.

SHEVTSOVA Galina Igorevna, Cand.Sci.(Hist.), Advisor to the President of National Glory Centre (World Public Forum) (35, bld. 1, 2, Bol'shaja Ordynka St, Moscow, Russia, 119017; [email protected])

THE CONTRIBUTION OF THE MOSCOW SLAVIC COMMITTEE TO THE ASSISTANCE TO THE BALKAN SLAVS AND GREEKS, AFFECTED BY MILITARY ACTIONS IN 1912-1913

Abstract: In the early 20th century there were numerous Slavic organisations in Russia. All of them supported the struggle of Balkan people towards their liberation from Turkish rule. They were engaged in both educational and charitable activities. The degree of their participation in humanitarian aid to victims of hostilities of the Balkan Peninsula remains to be cleared. The author examines practical activities of the Moscow Slavic Committee during the period of Balkan wars in 1912-1913 which consisted of collecting donations and sending medical care units to the Balkans. The author concludes that the Moscow Slavic Committee could not provide a medical care to Bulgaria and Serbia without the support of the Moscow City Government. Keywords: Moscow Slavic Committee, Balkan wars, Moscow City Government

ТАЛЬСКАЯ Ольга Дмитриевна — аспирант факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1, корп. Г; [email protected])

НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ РЕСПУБЛИК СРЕДНЕЙ АЗИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДАЗБЮРО

Аннотация. В статье говорится о политике национально-территориального размежевания на территории советского Востока. Это размежевание проходило в 1924-1925 гг. и вызывало ряд дискуссий между советским руководством и местным населением. Оценка этих событий крайне неоднозначна, а пограничные споры на национальной почве вспыхивают в Средней Азии и в настоящее время. В связи с этим актуально рассмотреть причины и цели данной политической кампании, осуществлявшейся Среднеазиатским бюро ЦК ВКП(б).

Ключевые слова: Средазбюро, Центральная Азия, советская национальная политика, периодическая печать

Сегодня на территории Средней Азии существует целый ряд независимых национальных республик со своими собственными государственными символами и знаками отличия, но еще чуть более столетия назад там совместно проживали узбеки, таджики, киргизы, туркмены, казахи и другие народности в рамках трех образований — Хивинского и Кокандского ханств и Бухарского эмирата. Установление там советской власти и проведение ленинской национальной поли-

2 015' 0 9

ВЛАСТЬ

135

тики полностью изменили границы на политической карте евразийского материка. Как и зачем проводились эти границы, можно понять, обратившись к документам той поры.

Идея территориального размежевания принадлежала В.И. Ленину и определялась главными положениями национальной политики, проводимой в то время: «Необходимость этого исторического мероприятия была определена основным принципом Программы партии в национальном вопросе — признанием за каждой нацией права на самоопределение, на образование самостоятельного национального государства» [Назаров 1965: 94]. Руководящим органом в этой программе стало Среднеазиатское бюро ЦК РКП(б), образованное в мае 1922 г. Средазбюро являлось главной организацией в области партийного строительства на территории советского Востока. Именно за ним и была закреплена задача проведения размежевания. В постановлении Политбюро ЦК РКП(б), принятом 11 октября 1924 г., говорилось: «Руководство всей партийной и советской работой по размежеванию и по организации создаваемых республик возложить на Среднеазиатское бюро ЦК»1.

Стоит отметить, что проведение размежевания пришлось на 1924—25 гг. В этот период на данной территории в рамках одной республики проживали представители разных национальностей. К примеру, трудности вызывало, как писал председатель Совета народных назиров Бухарской Народной Советской Республики Файзулла Ходжаев, совместное проживание самаркандских таджиков и узбеков и представителей этих же национальностей в Восточной Бухаре, разобщенных спором о воде реки Заравшан [Ходжаев 1970: 279]. В такой ситуации остро стояла необходимость создания однородных в национальном плане республик. Из обращения делегатов БНСР председателю ЦИК СССР М.И. Калинину: «Народы Бухары, зажатые политикой свергнутого деспотического строя в искусственной границе, сознают, что только Советская власть, проводящая на деле, а не на словах, принцип самоопределения народов, в состоянии дать трудящимся Средней Азии возможность свободно развиваться соответственно своим национальным, следовательно, политическим, экономическим и бытовым особенностям. Таким образом, вековая историческая распря народов Средней Азии, вражду среди которых разжигал царизм, разрешена» [Рахманов 1973: 164]. Таким образом обосновывалась идея территориального разделения.

В действительности же можно говорить о преобладании в центре этого важнейшего с геополитической точки зрения региона конфессионального фактора над национальным. Исторический опыт этих народов, а также соседнего Афганистана и Турции, где под религиозными лозунгами происходила ассимиляция разных народностей, подтверждал необходимость некого разграничения этой территории. Нежелание создавать монолитные конфессиональные объединения побудило идеологов коммунизма к построению национальных советских республик. К тому же именно в данном случае хорошо вписывалась в теорию идея о некапиталистическом пути развития ранее отсталых народов до социалистической стадии [Назаров 1965: 5].

Однако процесс размежевания нельзя было назвать легким и безболезненным. Против него выступало духовенство и националистические организации. Секретарь ЦК Компартии Туркестана И. Варейкис 20 августа 1924 г. на ташкентском партийном активе подчеркнул: «Мы собираем, вернее, помогаем собираться рассыпанным по разным краям Средней Азии трудящимся массам — узбекам, киргизам, кара-киргизам, туркменам, таджикам и другим нациям — в целые, единые республики. Революционным путем мы исправляем все те извращения национальной истории Средней Азии, которые были допущены политикой ханов, беков, эмиров, политикой Российского империализма» [Рахманов 1973: 161]. Осуждая политику предшественников и националистически настроенной местной элиты, партийное руководство пыталось решить сразу несколько проблем: решить территориальный вопрос и устранить оппозицию. Примечательно, что 31 августа 1924 г. было принято постановление, в котором ЦК компартиям Средней Азии рекомендовалось

1 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 62. Оп. 1. Ед. хр. 111.

«строго руководствоваться интернациональным коммунистическим моментом и не допускать националистического уклона по какому бы то ни было вопросу, возникшему между отдельными национальностями при размежевании» [Рахманов 1973: 164]. Тем самым просто игнорировались споры и претензии по поводу разделения территории.

Изучить все предложения по вопросу размежевания было поручено Я.Э. Рудзутаку. Сначала собирали информацию во внутренних партийных ячейках — в Хорезмской, Бухарской, Туркестанской, а потом уже все обсуждалось в Средазбюро. Важно отметить, что комиссия по принятию решения о территориальном размежевании состояла в основном из представителей национальных меньшинств. В нее входили: Рахимбаев, Атабаев, Ходжаев, Мухитдинов, Адинаев, Абдурахманов, а также Карклин, Рыкунов и др. (они же после образования республик стали председателями ЦИКов и Совнаркомов этих республик: К. Атабаев стал председателем Совнаркома Туркмении, Ф. Ходжаев — Узбекистана). Их проект был одобрен, и 12 июня 1924 г. было выпущено постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О национальном размежевании республик Средней Азии». Для разъяснения этого мероприятия всем жителям было решено провести обширную политическую кампанию. Были разработаны тезисы о необходимости и важности размежевания. Широкая агитационная кампания развернулась на страницах периодической печати. Газета «Туркестанская правда» отводила целые полосы для освещения вопросов национального размежевания [Назаров 1965: 102].

Из партийных документов отдела печати Средазбюро ЦК РКП(б) следует, что освещение этого процесса отслеживалось крайне тщательно и было строго согласовано с ЦК: «Кампании по районированию достаточно внимания не уделяется. Коли исключить "Кзыл Узбекистан", то остальные газеты почти не затрагивали вопросы кампании, что можно видеть по количеству помещенного ими материала. Например, за апрель месяц в газете "Фергана" было 2—3 заметки, в "Азат Бухаре" — 4 заметки, "Заравшане" — 1 заметка. Материалы всех газет носят агитационно-разъяснительный характер. Здесь "Кзыл Узбекистан" представляет исключение, где давались статьи, затрагивающие практические подходы к вопросу. Во всех материалах перечисляются общие причины, вызвавшие районирование, и указывается на возможное облегчение результатов районирования... Вместо того, чтобы разъяснять дехканам1 причину и цель районирования, даются статьи, отвергающие, критикующие выступление того или другого товарища или даются передовицы, проклинающие царя и эмира, учинивших преступления проведенными ими административными делениями края»2. Именно от представления «правильной» информации в периодической печати и разъяснения ее малограмотным дехканам зависел успех кампании.

Следует отметить, что проведение национально-государственного размежевания было одним из самых значительных и в то же время резонансных мероприятий, проводимых Средазбюро. Последствия этой реформы до сих пор приводят к территориальным конфликтам у народов Средней Азии3. Границы были проведены по большей части не в соответствии с этнической принадлежностью проживающих на данной территории народов, а по идеологическим и экономическим параметрам, чтобы партийным органам стало легче руководить (все для чиновников!). Исследователь М.Ф. Андерсон отмечал: «Национально-государственное размежевание укрепило дружбу между народами Средней Азии и способствовало их всестороннему развитию. имело благоприятные последствия и для партийного строительства, создало лучшие, чем прежде, условия для развертывания работы партийных организаций, их идейного и организационного укрепления» [Андерсон 1966: 15].

Это была официальная точка зрения, постулировавшаяся во всех документах

1 Дехкане — крестьяне в Средней Азии.

2 РГАСПИ. Ф. 62. Оп. 2. Ед. хр. 763.

3 Например, конфликт на территории Киргизстана между киргизами и узбеками в 1990 и 2010 гг. Столкновения произошли на национальной почве в городе Оше, в котором исторически проживают узбеки, но после размежевания 1926 г. город вошел в состав Киргизской ССР.

2 015' 0 9

ВЛАСТЬ

137

и обязательная для той поры. Но на деле все вышло иначе — создали проблему, которую сложно разрешить и по сей день. Несмотря на то что эти границы были проведены около 100 лет назад еще советской властью, в настоящее время ответственность за проведенные границы приписывают России как главной наследнице СССР.

Список литературы

Андерсон М.Ф. 1966. Из истории партийного строительства в Средней Азии. Душанбе: ИРФОН. 221 с.

Назаров С.А. 1965. Из истории деятельности Средазбюро ЦК ВКП(б) (1922—1924гг.). Ташкент: Узбекистан. 118 с.

Рахманов Н. 1973. Осуществление ленинской национальной политики в Средней Азии. Ташкент: ФАН. 196 с.

Ходжаев Ф. 1970. Избранные труды. Т. 1. 498 с.

TALSKAYA Olga Dmitrievna, postgraduate student of the Chair of Political Science, Lomonosov Moscow State University (1, bld. T, Leninskie Gory St, Moscow, Russia, 19991; [email protected])

THE NATIONAL DELIMITATION OF THE CENTRAL ASIAN REPUBLICS IN THE ACTIVITIES OF CENTRAL ASIAN BUREAU

Abstract. The article refers to the national policy of territorial demarcation in the territory of the Soviet East in 1924-1925. It has caused a series of discussions between the Soviet leadership and the local population. The evaluation of these events is extremely ambiguous, and even at the present time border disputes on a national basis erupt in Central Asia. In this regard, it is relevant to consider the reasons and goals of this political campaign, implemented by the Central Asian Bureau of the Central Committee of the CPSU(b).

Keywords: Sredazburo (Central Asian Bureau), Central Asia, Soviet national policy, press

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.