Научная статья на тему 'Феномен креативности в научной деятельности'

Феномен креативности в научной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1518
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свириденок Анатолий

Рассказывается о составляющих творческого процесса применительно к научной и научно-технической деятельности. С опорой на историю появления высококреативных людей исследуется природа креативности и стремления к творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the creativity and creation in scientific work

The article analyses the creative process of the scientific and R&D work, gives a classification of the creativity levels. The author pays special attention also to the features of the young scholars creative work emphasizing their aspiration for self-expression, self-assertion, self-estimation that determines the actual effectiveness and significance of their researches and the society's appraisal.

Текст научной работы на тему «Феномен креативности в научной деятельности»

Феномен креативности в научной деятельности

В энциклопедиях 30-40-летней давности и русскоязычных толковых словарях слово креатив и его производные не упоминаются. Напомним, что оно происходит от латинского creation - созидание и трактуется как общая способность человека порождать необычные идеи [1]. Понятие creative, переводимое как творческий, начало особенно активно употребляться в «перестроечные» годы. Это стало вносить определенную путаницу в характеристики этапов созидания новых знаний в научной сфере и оригинальных произведений -в художественной.

Анатолий Свириденок,

завлабораторией Научно-исследовательского центра проблем

ресурсосбережения -филиала ИТМО им. А. В. Лыкова НАН Беларуси, академик

Поэтому применительно к научной и научно-технической деятельности нужно говорить о двух составляющих творческого процесса. Главная - появление идеи как результата креативного мышления, и вторичная - творческая ее реализация на основе существующих знаний, методов исследований, технологий и материальных продуктов. В связи с этим хочу обратить внимание на предложенную психологической наукой классификацию уровней креативности (табл. 1).

Последняя хорошо согласуется с аналогичными тремя уровнями научно-технических и инженерных представлений нового: открытиями, изобретениями и рационализаторскими предложениями, а также с классификацией уровней креативности и одаренности творчески способных людей по Канту: гений, талант и прилежность.

В связи с революционными изменениями жизни и деятельности человечества, которые происходили в последние 100 лет на основе новейших научных и технических открытий, сопровождавшихся не только повышением уровня жизни значительной части людей, но и появлением новых весьма опасных средств разрушения, терроризма, беспощадной высокотехнологичной вооруженной и информационной борьбы за природные ресурсы, в мире резко усилилась погоня за креативными и творчески способными учеными и специалистами [2]. В развитых странах формируются все более современные системы их от-

Истоки творчества

бора и воспитания. Например, в Китае создаются специальные «инкубаторы» одаренных детей. Медики и психологи изучают не только механизмы, но и природу креативности и стремления к творчеству, опираясь на историю появления высококреативных людей.

Возьмем один из самых ярких примеров созидателей нового - великого ученого-инженера серба Н. Тесла. В своих воспоминаниях он писал: «Мне было около семнадцати лет, когда я стал серьезно думать об изобретениях. Тогда, к моему огромному удовольствию, я заметил, что могу очень легко визуализировать. Мне были не нужны модели, рисунки или эксперименты. Я мог рисовать их в моем сознании. Так, бессознательно я пришел к тому, чтобы разработать новый метод материализации изобретательских идей и концепций, полностью противоположный чисто экспериментальному и, по моему убеждению, столь же быстрый и эффективный. В тот момент, когда некто конструирует устройство для проверки на практике сырой идеи, он неизбежно оказывается погрязшим в деталях и дефектах такого аппарата».

Мозг креативного человека может пользоваться многими механизмами озарения. Однажды вечером, на закате, Н. Тесла, гуляя со своим товарищем, читал стихи Гете:

Взгляни, уже солнце

стало озарять

Сады и хижины

прощальными лучами. Оно заходит там,

скрывается вдали И пробуждает жизнь

иного края... О дайте крылья мне,

чтоб улететь с Земли И мчаться вслед за ним,

в пути не уставая.

Произнеся эти слова, Тесла замер, затем, поглядывая на заходящее солнце, стал быстро чертить тростью на песке схему электродвигателя переменного тока, основанного на использовании вращающегося магнитного поля. И до сих пор это самый массовый преобразователь электрической энергии в механическую. Здесь объединились воедино механизмы визуализации и ассоциации.

Пока исследователями однозначно так и не определено, в чем природа гениальности таких людей, как Н. Тесла,-в генах и наследственности, или в среде воспитания, или в образовании и воздействии преподавателей, внешней среде. Л. Полинг, нобелевский лауреат по химии, говорил: «Лучший способ родить хорошую мысль - это родить множество мыслей. С одной мыслью жить рискованно в мире, где требуется гибкость и приспособляемость». И Н. Тесла, и его оппонент Т. Эдисон являются авторами около тысячи изобретений каждый.

Известный философ Н. А. Бердяев утверждал, что творчество - единственный вид деятельности, который делает человека человеком. Но далеко не все готовы и способны отдавать ему всего себя. Это трудная и изматывающая работа, порой идущая круглые сутки,- поиск новых научных и технических идей и способов их реализации. И ее не заменить никакими имитациями.

Когда Д. И. Менделееву задали вопрос, как он сделал открытие, он ответил: «Да я тридцать лет над этим работал, а вы спрашиваете, как...» Поэтому последние десятилетия в мире особенно активизировались изыскания в области психологии креативности и творчества. Сформировалось новое научное направление, занимающееся изучением профессионализма как высшей ступени развития человека,-акмеология. Важным объектом ее исследования является комплекс понятий: самовыражение, самоутверждение и самомнение. Именно они определяют реальную результативность и значимость научной работы и ее оценку обществом. Несомненно, что пришедший в науку индивидуум стремится представить свою личность, прежде всего - через результаты своей креативности и творчества. Нередко такой человек старается и самоутвердиться в обществе путем активного позитивного взаимодействия с партнерами, окружающими. И это укрепляет его позиции в самовыражении, а не в имидже как искусственном образе, создаваемом пиаром, не характеризующим глубину личности. И все это происходит на фоне игнорирования этики науки [3].

А если профессиональное окружение и научное сообщество недостаточно высоко оценивают его? Тогда в таком человеке, ищущем признания, власти, яркого успеха, может произойти смена парадигмы поведения на самоутверждение,

Таблица 1. Уровни научной креативности

Уровень креативных идей Виды креативности

Очень высокий Трансформационная креативность - рождение идей, немыслимых ранее; научные прорывы на уровне парадигмы

Высокий Исследовательская креативность - обнаружение «белых пятен», формулирование проблем; создание обобщенных новых суждений и технических решений на основе собранных данных

Средний Комбинаторная креативность - порождение новой идеи через необычную комбинацию (ассоциацию) известных идей (компилятивный подход)

Тема номера

базирующееся на честолюбии и тщеславии, неудовлетворенных амбициях [4]. Нередко появляется стремление осуществлять давление на окружающих с неосознанной мотивацией самовозвышения и самомнения, порой любыми средствами, включающими анонимные письма и наветы. Про таких говорил А. С. Пушкин: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя».

Еще Ф. М. Достоевский писал: «Безмерное самолюбие не есть признак чувства собственного достоинства». А стремящихся любыми средствами на пьедестал хорошо характеризовал А. Эйнштейн: «Моральные качества выдающейся личности имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения». И такой индивидуум нередко перестает понимать природу отношения к нему коллег, старается компенсировать его, как правило, количеством и частотой получения мелких подтверждений его значимости в виде грамот, премий, публикаций на уровне информационного шума.

Однако нередко внешняя сторона поведения чрезмерно самоутверждающейся личности может восприниматься окружающими, не очень знакомыми с тонкостями научной деятельности, как успешное достижение целей, а сам человек - как волевой субъект, добивающийся своего наперекор трудностям. Но в конце концов приходит и разочарование. В связи с этим следует упомянуть еще об одном различии между самовыражением и самоутверждением. В сути первого заложена главная цель творца - передача его интеллектуальных достижений на благо общества и страны, в которой он живет. Второе же, особенно в его агрессивных

формах, - это, прежде всего, навязывание сформированного человеком мнения о себе как выдающейся личности. Но, как правило, четкого подтверждения результатов деятельности как ученого-творца представить научному сообществу он не может.

В высокоразвитых странах в последние годы активно формируется новая категория творцов - креативный класс [5]. Значительную его часть (около 8 млн исследователей —0,1% населения Земли) составляет научный потенциал по определению, представляющий все классификационные уровни креативности (табл. 1). Это люди высокого уровня образованности и интеллигентности. В их деятельности важно наличие таких оценочных характеристик, как способность формирования новых идей, компетентность, культура общения и личные заслуги.

Но креативные профессионалы работают не просто там, где требуется высококвалифицированная рабочая сила, а там, где им нравится, где формируются условия для творческой активности, где преобладают определенная степень свободы, терпимость, открытость и в целом творческая атмосфера.

Роль науки и интеллекта стремительно возрастает: считается, что к 2050 г. половина ВВП мира будет создаваться на основе высоконаукоемких достижений. В современных условиях позитивные креативность и творчество в научной сфере деятельности - главная движущая сила устойчивого развития человеческого общества, несмотря на бушующие на планете катаклизмы самоутверждения и игры мускулами ряда государств и их объединений. В то же время, чтобы познать глубину окружающего нас мира и его

строение, ученые разных стран совместными креативными и творческими усилиями строят громадные коллайдеры, посылают вглубь Вселенной весьма дорогие космические аппараты для обнаружения в ней следов органических молекул и ищут лекарство от Эболы.

Несколько слов о возрасте и продолжительности творческой жизни ученых. Еще в 1950-е гг. В. Деннис [6] подсчитал, что у специалистов 20-30 лет публикаций мало, после 30 их число возрастает и остается почти неизменным до 60 лет, затем снижается. У 80-летних исследователей оно становится примерно равным количеству печатных работ 20-30-летних. Напомним, что здесь речь идет о публикациях высокого наукометрического цитируемого уровня. При этом творческий спад слабее выражен у тех научных сотрудников, для которых характерен большой интерес к творческой работе. Сегодня этот порог еще выше в связи с более высоким качеством жизни. По словам нейрофизиолога Н. П. Бехтеревой, «если Вы поддерживаете свой мозг в тонусе, то в ответ мозг поддерживает в тонусе весь организм. При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека формируются новые клетки. Творчество омолаживает - умные живут дольше». U

See:

http://innosfera.org/2014/12/soil_def_menthod Литература

1.Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.- СПб., 2009.

2. СвириденокА.И. Где найти идеи для инноваций?//Белорусская думка. 2011, №7. С. 20-29.

3. Свириденок А. И., Хацкевич Г. А. Этика и научно-инновационное развитие экономики // Наука и инновации. 2013, №6. С. 51-52.

4. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения.- СПб., 2000.

5. Флорида Р. Креативный класс - люди, которые меняют будущее.- М., 2007.

6. Dennis W. Age and Productivity along scientists // Science. 1956, V. 123. P. 724-725.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.