ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ и психологии
Ю. В. Сергаева
HOMO cREANS: творчество в Большом и малом
Homo creans (человек творящий) — это природная ипостась индивида, его форма и смысл жизни. Насколько такое определение универсально и почему часто возникает вопрос о том, что отличает творческую личность от нетворческой, каковы сферы деятельности творческой личности и какие результаты этой деятельности можно считать истинным творчеством? Каждая область наук предлагает свое видение проблемы и споры о том, что есть творчество, а что им не является, не утихают. Понятие «творчество» в современной парадигме научного знания трактуется достаточно широко, сопрягаясь с терминами «креативность», «творческая способность», «новаторство», «творческое мышление», значения которых могут представляться как синонимичные и определяться одно через другое как в общих толковых словарях, так и в специализированной литературе:
1) creativity — creative ability, artistic or intellectual inventiveness1;
2) Творчество есть «продуктивная мыслительная деятельность, приносящая нетривиальный (качественно новый, неочевидный) результат»2;
3) Творчество — «присущее индивиду иерархически структурированное единство способностей, которые определяют уровень и качество мыслительных процессов, направленных на приспособление к изменяющимся и неизвестным условиям в сенсомоторных, наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических формах»3.
Достаточно сложно провести границы, четко разделяющие все вышеназванные смежные с творчеством понятия, так как они немыслимы друг без друга и реализуются в комплексе, представляя грани одного и того же явления. Творчество многомерно и синкретично — это когниция, деятельность, способ реализации и результат деятельности, способность, отношение творящего субъекта и окружающих к объекту творчества, экзистенция и эволюция. Тем не менее анализ научной литературы позволяет
1 Webster's New World Dictionary.
2 Гут Р. О творчестве в науке и технике // Вопросы психологии. — 2007. — № 4. — С. 130-139. С. 131.
3 Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. И. Т. Касавина. — М., 2009.
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Том 13. Выпуск 4
247
провести условную дифференциацию, позволяющую акцентировать типологическую сущность творчества и смежных с ним понятий.
Творческое мышление являет собой когнитивный процесс, направленный на генерирование новых идей и концептов, применение нестандартного подхода, принятие новых взглядов4. Результатом такого мышления становится открытие совершенно нового или улучшенного подхода к решению той или иной задачи.
Творчество представляется как основанная на таком мыслительном процессе деятельность, «порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью»5. Следует отметить, что видение значимости и результатов такой деятельности в приведенном выше определении несколько заужено, замыкаясь рамками эстетической и общественно-исторической ценности. Комментируя подобную трактовку творчества, Л. С. Выготский отмечал, что в таком случае это «есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники»6.
Более широким и более адекватным можно признать понимание творчества как личностно и социально значимой деятельности, результатом которой может выступать как новый осязаемый продукт (предмет искусства, художественное произведение, новое слово и т. п.), так и выбор оптимального для преследуемой цели варианта решения проблемы из нескольких возможных, собственная интерпретация какого-либо явления7. По определению, данному творчеству в Большом психологическом словаре, творческой может считаться «всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)»8.
В личностно ориентированном понимании творчество во взглядах философов, психологов, мастеров художественного творчества может мыслиться как свобода выбора, реализация своих возможностей, «самоактуализация»9, как некий выход личности за установленные рамки, пределы10, форма вечного протеста против уже созданного, «подлинное лицо бунта».
Но если все приведенные выше интерпретации строятся на условии, что «творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности, то Я. А. Пономарев предельно расширяет границы понимания творчества, считая его условием любого развития живой и неживой природы: «Творчество — необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе
4 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. — М., 1965. — С. 433-457; Боно де Э. Серьезное творческое мышление. — Мн., 2005; Гогац А., Мондехар Р. Бизнес + Креатив. Преодолеть невидимые барьеры. — Гревцов Паблишер, 2007.
5 Большой энциклопедический словарь. — М., 1997.
6 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991. — С. 7.
7 Творчество: теория, диагностика, технология / Под ред. Т. А. Барышевой. — СПб., 2008; Harris, 1987
8 Большой психологический словарь. — М., 2005.
9 Бердяев Н. А. Смысл творчества. — М., 2006; Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994. — С. 74-79.
10 Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981; Аббаньяно И. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. — 1992. — № 8. — С. 146-157.
с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм»11.
Креативность нередко выступает синонимом понятия творчество, прежде всего в силу многозначности этимологического источника — creativity (от лат. то — творить, создавать). В сопоставлении с творчеством креативность, или творческая способность (для актуализации именно этого значения термин creativity иногда переводят как «творческость»), понимается как некий потенциал, способность индивида порождать новые идеи и способы выражения, отклоняться в мышлении и деятельности от стереотипов, осознавать пробелы и выдвигать гипотезы о недостающих элементах. Креативность составляет мотивационную основу творчества, его «субъективную детерминанту»12. Связывая креативность с одаренностью, ученые тем не менее не уравнивают эти понятия, т. к., как отмечает Д. Б. Богоявленская, практика показывает, что личности с богатым творческим потенциалом не всегда испытывают потребность его реализовать13.
Новаторство (от лат. novator — строящий заново, обновитель, изобретатель), которое, является выражением творческих способностей человека, как правило, предполагает не просто выбор одного варианта из двух, нестандартный подход к известному явлению, а непременно процесс создания и использования нового в определенном контексте, «проявление нового в созидательной деятельности людей»14. По сути новаторство, в особенности с позиций экономики и предпринимательства, предстает как стратегическая деятельность, для которой творчество и креативность являются важным составным элементом.
Междисциплинарность и многомерность самого понятия творчества порождает широкий диапазон взглядов на творческий процесс и его природу. Назовем лишь несколько основных подходов к определению природы творчества, его мотивов и значимости для индивидуума и для социума.
Так, например, психоаналитические определения творчества основаны на психодинамическом подходе З. Фрейда, согласно которому творчество относится к виду витального и духовного влечений: стремлению к самовыражению, производству чего-либо, сохранению себя в вечности. При этом на глубинном бессознательном уровне творчество есть результат неудовлетворенного желания любви, славы и пр., т. е. десексуализация, сублимация невроза, вызванного эмоциональным напряжением от неудовлетворенной потребности. Лишить человека возможности творить, значит вызвать у него невротические состояния, а потому психологи нередко видят сущность психотерапии в излечении неврозов через пробуждение творческих стремлений человека.
С природой бессознательного связано и видение творчества К. Юнгом, который считал творческий дар одним из видов инстинкта, не подвластным сознанию человека началом, живущим и произрастающем в человеке «как дерево в почве»15.
С позиций гештальтпсихологии творческий процесс предполагает сведение разрозненных фактов, элементов и фрагментов знания в единое целое (ментальное
11 Пономарев Я. А. Психология творчества. — М., 1976. — С. 43.
12 Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. — СПб., 2006.
13 Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
14 Большая советская энциклопедия.
15 Юнг К. — Г. Архетип и символ. — М., 1991. — С. 277.
образование — гештальт), которое при этом превосходит значимость каждого элемента. Изменение гештальта за счет перекомпоновки его элементов, переосмысления связей между ними дает озарение, новое видение проблемы, что является истинным творческим актом.
Идея озарения, инсайта как стадии творческого процесса нашла отражение и развитие в когнитивных теориях, описывающих процессы решения проблем, выбора образа и т. п. В известной работе Г. Уоллеса «The Art of Thought», опубликованной в 1926 г., творческое решение проблемы представлено как продукт эволюции, в ходе которой новая идея проходит несколько стадий развития от замысла до своего воплощения, при этом инсайт (illumination) составляет предпоследний этап после долгого подготовительного процесса16. Развивая теорию инсайта как механизма и движущей силы творческого процесса, Дж. Дэвидсон выделяет 3 вида инсайта — инсайты избирательного декодирования (selective encoding insights), комбинирования (selective combination insights) и сравнения (selective comparison insights)17.
Ассоциативная теория творчества тоже связана с анализом интеллектуального поведения при поиске решения проблемы. Критерием креативности как творческой способности является отдаленность семантических зон ассоциируемых элементов, величина отклонения от стереотипа, что может быть выявлено при помощи соответствующих тестов. А. Кестлер18 также рассматривает творчество как ассоциативное действие, но для его характеристики вводит термин «бисоциация» (bisociation) — сопоставление и объединение двух матриц (patterns), относящихся к несовместимым, на первый взгляд, сферам знания.
Приверженцы инвестиционной теории креативности подчеркивают значимость умения не только генерировать новые идеи, но и убеждать других в их ценности, привлекательности, даже если эти идеи были изначально отвергнуты большинством. Наибольшая степень креативности достигается при наличии как субъективных креативных ресурсов — когнитивных (тип мышления, знания, инсайт и т. п.), личностных (нон-конформизм, настойчивость и др.), мотивационных, так и объективных факторов — условий окружающей среды. Такой подход к творчеству находит применение, прежде всего, в сфере экономики, политологии, социологии, научного творчества.
Проектируясь на мир искусства, эстетические концепции творчества акцентируют его роль в развитии мифотворческих возможностей интеллекта творящего или воспринимающего субъекта. Художественное творчество, наделяя сознание человека образами, служит своеобразной защитой против угнетающей рефлексии, способствует лучшей адаптации индивида в реальном мире хаоса и абсурда, т. е. это то, без чего невозможно было бы существовать. Идеи свободы, выхода за пределы самого себя, преодоления, достижения особого чувственного состояния прочно ассоциируются с природой творческой личности еще со времен Платона и не потеряли своей актуальности. Умение занимать внешнюю позицию наблюдателя видится необходимым условием творческого акта. При этом нередко подчеркивается избранность творческих личностей: по мысли М. М. Бахтина, «изнутри себя самое жизнь не может породить
16 Wallas G. Art of Thought // Creativity. P. E. Vernon (ed.). — 1972.
17 Davidson J. The role of insight in giftedness // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. — Cambridge, 1988. — P. 201-222.
18 Koestler A. The act of creation. — London, 1964.
эстетически значимой формы, не выходя за свои пределы, не перестав быть самой собою»19.
Взгляд на творчество с точки зрения гуманистического подхода характеризует творческий процесс не только как поиск решения проблемы или создание эстетически ценной формы, но и как образ жизни. По мысли П. Энгельмейера, творчество «начинается с первого же дня жизни и кончается вместе с последним вздохом... Вся деятельность человека пропитана творчеством, зиждется на творчестве, есть проявление и следствие творчества»20. Ингерентная гуманистическая природа творчества подчеркивается Н. А. Бердяевым, определяющим саму личность как творческий акт, и Б. Г. Ананьевым, считающим, что суть творчества состоит в самовыражении, объективации внутреннего мира любого человека. Западные гуманисты также рассматривают творчество как самоактуализацию личности, врожденную способность и «универсальную функцию человека, которая ведет ко всем формам самовыражения»21.
Полиморфность творческой деятельности, ее неразрывная связь со всеми уровнями организации личности и со всеми сферами жизни человека находит отражение и в синергетическом подходе. Претендуя на универсальную теорию, данный подход встраивает творчество в новую научную парадигму, в рамках которой творчество трактуется как одна из необходимых характеристик самоорганизующихся информационных систем.
Сложный междисциплинарный характер творчества отражается, как видно из этого краткого обзора, в непрекращающемся стремлении представителей разных областей наук предложить свою интерпретацию мотивов, стадий и моделей творческого процесса, в попытках заглянуть в «творческую лабораторию» ученых, изобретателей, людей искусства, измерить степень креативности при решении той или иной задачи. Дискуссионными, в числе прочих, остаются вопросы о механизмах творческого мышления, о врожденной и приобретенной гениальности, соотношении стереотипного и творческого, критериях творческого продукта и типологии видов творчества.
Можно выделить две основные точки зрения в отношении определения творческой личности.
Согласно первой, креативность, творческие задатки присущи каждому человеку как способность мыслить, говорить, чувствовать. Реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Творчество при таком подходе трактуется широко, как процесс создания нового в любых масштабах, часто ^запрограммированный, непредсказуемый, внезапный. Ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества при этом не принимается во внимание, главное то, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца».
Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека можно считать творческой личностью, или творцом. Критериями творчества признаются новизна и ценность результата деятельности, который должен быть общезначим, хотя и различным по масштабу. Итальянский исследователь проблем творчества А. Дзикики отмечает, что «творчество имеет следующие параметры: эстетику, красоту, притягательность, успех. Именно поэтому концепция творчества нуждается в подкреплении
19 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — С. 63.
20 Энгельмейер П. К. Теория творчества. — Изд. 2-е. — М., 2007. — С. 18.
21 Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 2003. — С. 486.
такими принципами, как соответствие специфическим эстетическим стандартам,
ценность для общества, присутствие прекрасного»22.
Творческие способности и их развитие обусловлены присущим личности творческим мышлением, занимающим важное место в общей типологии мыслительной деятельности.
Построение типологии мышления зависит прежде всего от принципа сопоставления, т. к. один и тот же интеллектуальный стиль может быть описан в разных терминах и с разной степенью обобщения. Так, в зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления (Энциклопедический словарь):
• конкретно-действенное (или практическое, техническое, конструктивное)
• конкретно-образное(художественное)
• абстрактное (словесно-логическое, понятийное, теоретическое)
Согласно другим параметрам, типы мышления могут быть классифицированы следующим образом:
а) В зависимости от скорости протекания, четкости этапов выделяют:
• интуитивное (малая осознанность, быстрота)
• дискурсивное (поэтапно развернутое, осознанное)
б) В зависимости от способа получения результатов:
• эмпирическое (метод проб и ошибок)
• аналитическое (метод продуманного анализа)
в) В зависимости от новизны результатов, подходов к проблеме:
• творческое (продуктивное, нестандартное)
• критическое(репродуктивное)
Остановимся на последней дихотомии более подробно.
Творческое мышление, которое часто характеризуется (а иногда и заменяется) терминами «дивергентное»23, «латеральное»24, как и критическое мышление, ассоциируется с верхними уровнями интеллектуального поведения, представленными в свое время в таксономии Б. Блума25 и расположенными от наиболее простого к сложному: Знание (Knowledge), Понимание (Comprehension), Применение (Application), Анализ (Analysis), Синтез (Synthesis), Оценка (Evaluation).
Сопоставление творческого мышления с критическим, как правило, акцентирует их противоположные характеристики: генерирующее — аналитическое, дивергентное — конвергентное, латеральное — шаблонное, диффузное — сфокусированное, образное — вербальное, ассоциативное — линейное, правое полушарие мозга — левое полушарие мозга, обогащающее чем-то новым — обосновывающее данное. Однако выделение этих дихотомий достаточно условно и умозрительно. Различаясь по определенным параметрам, критическое и творческое мышление тем не менее не существуют отдельно друг от друга, а взаимодействуют в диалектическом единстве, но с разной степенью проявления при решении той или иной задачи.
Для оценки критического мышления применяются следующие критерии: ясность (Clarity), точность (Accuracy), релевантность (Relevancy), логичность (Logic), глубина
22 Дзикики А. Творчество в науке. — М., 2001. — С. 130.
23 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. — М., 1965. — С. 433-457.
24 Боно де Э. Серьезное творческое мышление. — Мн., 2005.
25 Bloom B. Major Categories in the Taxonomy of Educational Objectives. — N. Y., 1956.
(Depth), полнота (Breadth), непредвзятость (Fairness), значимость (Significance). Что касается оценки креативности, то известный американский исследователь творческого мышления Дж. Гилфорд выделил в свое время ряд ключевых параметров креативной личности, которые впоследствии были дополнены, детализированы и широко использовались в международной практике оценки степени креативности:
1. Оригинальность, нон-конформизм характеризует своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, способность давать нестандартные ответы.
2. Гибкость — способность к разнообразию ответов, к быстрому переключению, т. е. способность легко переходить в мышлении и поведении от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
3. Интеграция — способность одновременно учитывать несколько противоположных условий, предпосылок или принципов.
4. Чувствительность к противоречивой или неполной информации, умение подметить едва заметные детали, сходство или различие.
5. Беглость и продуктивность мысли — способность продуцировать большое количество идей.
6. Способность оценить, развить и переработать идеи.
Параметры креативности личности постоянно расширяются, пополняясь такими необходимыми качествами интеллектуального и социального поведения, как спонтанность, способность к длительной концентрации на объекте творчества, самодисциплина, толерантность к неразрешимым ситуациям, развитое эстетическое чувство, воображение, готовность к риску, склонность к игре, открытость и разная по удаленности ассоциативность мышления.
Особым фокусом в исследованиях творческой личности становятся взаимоотношения субъекта и социальной среды. Когнитивные и личностные характеристики креативного субъекта рассматриваются в прагматическом аспекте, т. е. с учетом мотивации личности к творческой деятельности, включающей как внутреннюю заинтересованность, так и установку на решение задачи, задаваемую социальным окружением.
Следует заметить, что понятие творческой личности не должно сводиться к единому набору черт и параметров. Отсутствие нескольких из указанных выше способностей не делает личность нетворческой, равно как и творчество не проявляется в какой-либо одной сфере или форме представления результатов, а реализуется на разных уровнях, подразделяется на определенные виды.
Творчество полиморфно и многомерно, поэтому классификация его видов строится на разных основаниях и остается дискуссионным вопросом. Виды творчества отличаются по сферам проявления, результатам, степени их новизны и способам получения, количеству участников и т. д. В зависимости от сферы деятельности обычно выделяют художественное творчество, научное творчество и техническое творчество.
На современном этапе к видам творческой деятельности относят также педагогическое творчество (использование нестандартных, инновационных способов решения педагогических задач), спортивное творчество (установление рекордов) и коммуникативное творчество (умение общаться). Можно предположить, что этот список будет постоянно дополняться, отражая современные тенденции к все более расширительному толкованию творчества.
Для общей теории творчества важно выделить универсальные и специфические черты каждого из видов. Одним из таких параметров является характеристика эта-
пов творческого процесса, которые в самом обобщенном виде универсальны и лежат на поверхности — замысел, разработка плана, выполнение (см., напр., концепцию творческого «трехакта» П. Энгельмейера, предложенную им в 1910 г.26).
Принятые в современной науке основные стадии процесса творчества — подготовка (preparation), созревание (incubation), озарение (illumination) и проверка (verification) — были сформулированы в известной работе Г. Уоллеса, где творческое решение проблемы представлено как продукт эволюции, в ходе которой новая идея проходит несколько стадий развития от замысла до своего воплощения27. Эти универсальные этапы эволюции мысли могут модифицироваться, по мнению некоторых теоретиков творчества, в зависимости от сферы деятельности.
Так, техническое и научное творчество предполагают прохождение 1) стадии сознательной подготовки (определение проблемы, сбор информации, обдумывание попыток решения и т. п., что создает предпосылки для «интуитивного проблеска»28);
2) стадии бессознательной инкубации, созревания решения (кажущийся уход от проблемы, нахождение затруднений, что на самом деле способствует созреванию направляющей идеи); 3) стадии перехода бессознательного в сознательное в виде инсайта (озарение, вдохновение, когда «в сферу сознания поступает идея решения сначала в виде гипотезы, принципа или замысла»29) и далее 4) этапа сознательной проверки решения (развитие и окончательное оформление идеи, верификация полученных данных).
Художественное творчество предполагает, по мнению исследователей, некоторую модификацию этих стадий: 1) замысел произведения; 2) конкретизацию замысла в виде плана (художественное программирование); 3) поиск адекватной формы для реализации задуманного и 4) материальное воплощение замысла30.
Сходство типов творчества заключается в том, что творческий процесс предполагает наличие субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Немаловажным для понимания сути творчества является ставшее уже классическим положение о том, что творческий процесс предполагает и наличие личности, воспринимающей и оценивающей результат деятельности творящего, вступающей в своеобразный диалог с автором произведения. Таким образом, справедливо говорить о выделении сотворчества как особого вида деятельности, позволяющего «зрителю или слушателю открыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое значение (контекст — текст — подтекст)»31. Однако ограничивать сотворчество рамками художественного творчества видится несправедливым, а следует говорить о двустороннем характере любого вида творчества.
В зависимости от других параметров можно выделить следующие типы творчества: 1) коллективное; 2) индивидуальное; 3) повседневное (малое); 4) исторически значи-
26 Энгельмейер П. К. Теория творчества. — Изд. 2-е. — М., 2007. — С. 97-103.
27 Wallas G. Art of Thought // Creativity. P. E. Vernon (ed.). — 1972.
28 Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса... С. 3.
29 Там же.
30 Якобсон П. М. Психология художественного творчества. — М., 1971; Щирова И. А., Гончарова Е. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация. — СПб., 2007.
31 Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб., 2009. — С. 22.
мое (большое); 5) творчество методом проб и ошибок (эвристическое); 6) творчество по алгоритму.
При описании типов творчества нередко встает вопрос об их иерархии — что можно считать высшей степенью проявления творчества, а что называть творчеством можно только условно, насколько более ценен тот или иной вид творчества? По мнению Л. Выготского, для самореализации в области искусства человеку необходимо особое эстетическое целостное отношение к окружающему миру, специфическая восприимчивость, когда личные значимые идеи, впечатления и переживания требуют их отражения в художественном произведении как особой форме действительности32.
Однако духовность, эмоциональный заряд определяют направление творческого поиска не только в искусстве, но и в других сферах применения творческой деятельности — науке, технике, спорте и т. д. Так, «научные прорывы на уровне парадигм», как и «новое слово в искусстве»33, представляют собой, по классификации M. Boden34, проявление трансформационной креативности, что является творчеством в полном смысле слова. Исследовательская креативность (формулирование проблем, обнаружение лакун и т. д.) и комбинаторная креативность (порождение нового через необычную комбинацию известных идей), согласно этой типологии, находятся на более низком уровне иерархии.
Л. А. Китаев-Смык35 выделяет в зависимости от новизны результата 3 уровня творчества, которые, по сути, коррелируют с вышеназванными этапами творческого процесса Г. Уоллеса:
• компилятивный (уровень сбора и классификации уже известных фактов)
• проективный (уровень обобщения новых суждений на основе собранной информации)
• инсайтно-креативный (уровень озарения, неожиданного постижения чего-либо нового)
Соотнесение комбинации и компиляции с определенными видами или стадиями творческого процесса по-новому акцентирует проблему плагиата в современных условиях. Если в музыке грань между ремиксом и плагиатом достаточно тонка, то и в интернет-коммуникации творчество многих блоггеров, создающих компилятивные тексты, обладает новой выразительной эстетикой.
Значимость результата и вариативность стадий творческого процесса, как видится, зависит не от сферы его реализации, а скорее от методологической сущности творчества, например, от различий между алгоритмической и эвристической (методом проб и ошибок), компилятивной или инсайтно-креативной деятельностью, между повседневным (личностным) и исторически значимым творчеством. Зачастую отличие между большим и малым (mundane creativity, creativity in the small) творчеством определяется лишь размером аудитории, и, по справедливому замечанию Л. С. Выготского, «в каждодневной окружающей нас жизни <...> все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека»36.
32 Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1986.
33 Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб., 2009. — С. 25.
34 Boden M. The creative mind: Myths and mechanisms. — N. Y., 2004.
35 Китаев-Смык Л. А. Факторы напряженности творческого процесса // Вопросы психологии. — 2007. — № 3. — С. 69-82.
36 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991. — С. 7.
Таким образом, исходя из широкого трактования творчества, считаем, что творческим актом должна быть признана любая личностно и (или) социально значимая деятельность, результатом которой может выступать как новый продукт (артефакт, слово, идея), так и реорганизация известного, выбор оптимального для преследуемой цели варианта решения проблемы из нескольких возможных. Нельзя не признать, что творчество — это не удел лишь мастеров слова и художников, изобретателей и музыкантов, но форма бытия, необходимое условие самого существования личности.
Следовательно, для адекватного понимания творческих процессов в целом, и в языке в частности, необходимо исследовать разные проявления творческой активности — индивидуальное и коллективное, алгоритмическое и эвристическое, общественно значимое (высокохудожественное) и повседневное (не случайно В. И. Карасик отмечает «высокую степень креативности в языковой игре на низовом уровне культуры»37). Обращаясь непосредственно к лингвокреативной деятельности человека, О. К. Ирисханова рассматривает вышеназванные виды творчества в виде дихотомий, которые представляют собой как аспекты когнитивно-дискурсивной деятельности, так и направление смещения фокуса современных исследований в этой области «от ... к» — 1) от индивидуального к коллективному (социальному); 2) от необычного к повседневному; 3) от формального к когнитивному; 4) от композиционного к интегративному; 5) от алгоритмического к интуитивному38. Тем не менее, независимо от направления исследований, подчеркнем, что ориентированный на творчество подход, рассмотрение всех проявлений личности и ее языковой способности через призму творчества, действительно стали на современном этапе мегапарадигмой научного знания о человеке и языке.
литература
1. Аббаньяно И. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. — 1992. — № 8. — С. 146-157.
2. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. — СПб., 2006.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
4. Бердяев Н. А. Смысл творчества. — М., 2006.
5. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
6. Большой психологический словарь. — М., 2005.
7. Большой энциклопедический словарь. — М., 1997.
8. Боно де Э. Серьезное творческое мышление. — Мн., 2005.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.
10. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1986.
11. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. — М., 1965. — С. 433-457.
12. Гогац А., Мондехар Р. Бизнес + Креатив. Преодолеть невидимые барьеры. — Гревцов Паблишер, 2007.
37 Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград, 2002. — С. 17.
38 Ирисханова О. К. О лингвокреативной деятельности человека: отглагольные имена: Монография. — М., 2004.
13. Дзикики А. Творчество в науке. — М., 2001.
14. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб., 2009.
15. Ирисханова О. К. О лингвокреативной деятельности человека: отглагольные имена: Монография. — М., 2004.
16. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград, 2002.
17. Китаев-Смык Л. А. Факторы напряженности творческого процесса // Вопросы психологии. — 2007. — № 3. — С. 69-82.
18. Кобляков А. А. Основы общей теории творчества (синергетический аспект) // Философия науки. — Вып. 8. — М., 2002. — С. 96-107.
19. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 2003.
20. Научное творчество. — М., 1969.
21. Пономарев Я. А. Психология творчества. — М., 1976.
22. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса: Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983.
23. Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994. С. 74-79.
24. Творчество: теория, диагностика, технология / Под ред. Т. А. Барышевой. — СПб., 2008.
25. Щирова И. А., Гончарова Е. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация. — СПб., 2007.
26. Энгельмейер П. К. Теория творчества. — Изд. 2-е. — М., 2007.
27. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. И. Т. Касавина. — М., 2009.
28. Юнг К. — Г. Архетип и символ. — М., 1991.
29. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. — М., 1971.
30. Bloom B. Major Categories in the Taxonomy of Educational Objectives. — N. Y., 1956.
31. Boden M. The creative mind: Myths and mechanisms. — N. Y., 2004.
32. Davidson J. The role of insight in giftedness // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. — Cambridge, 1988. — P. 201-222.
33. Encyclopedia of Creativity / Ed. Mark A. Runco и Steven R. Pritzker. — San Diego; London,
1999.
34. Koestler A. The act of creation. — London, 1964.
35. Wallas G. Art of Thought // Creativity. P. E. Vernon (ed.). — 1972.
36. Webster's New World Dictionary.