Научная статья на тему 'Феномен креативности в контексте культуры'

Феномен креативности в контексте культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2306
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / CONTEMPORARY CULTURE / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ТВОРЧЕСТВО / CREATION / НОВЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ / NEW FORMS OF CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шамаева Римма Миннегалиевна

В современной литературе нередко понятие «креативность» совпадает с понятием «творчество», т. е. термины определяются как синонимы. Действительно, креативность непосредственно связана с творчеством. Категория творчества имеет широкое содержание. Согласно Платону, творчество понятие, охватывающее все, что вызывает переход из небытия в бытие, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей их творцами. Но ведь не в любом случае творчество приводит к созданию гениального произведения (шедевра), не каждого творца можно назвать гением, и не всякая изобретательская идея становится открытием мирового масштаба. Нам важно отметить в творчестве момент рождения принципиально нового, что приводит к значимому, эффективному изменению среды. Эта специфическая особенность, уровень или степень новизны (нестандартности, оригинальности, значимости) оличает «образец» от «мастерски сделанной вещи». Это особая характеристика процесса, продукта, личности, среды, которую необходимо заметить, выделить. Это самостоятельная, автономная сфера творчества, творчество особого масштаба, особого значение и потенциала. Наше внимание направлено на выявление особых случаев творчества, связанных с возникновением в культуре радикально нового и порождаемого им социокультурного эффекта. Творчество в своем наивысшем проявлении (научной парадигме, радикальном изменении, открытии нового элемента, новаторском изобретении, художественном шедевре), приобретает принципиально новое качество, и приводит к значимому эффективному преобразованию окружающей среды. Этот особый случай творчества, в нашем понимании, есть креативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of creativity in the context of culture

The article discusses the concept of creativity in its relationship with the notion of creation. The article focuses on the identification of the specific cases of creativity associated with the emergence of a radical new culture. That is, creativity in its highest form acquires qualities which enable it to effectively transform the cultural and social environment.

Текст научной работы на тему «Феномен креативности в контексте культуры»

Римма Миннегалиевна ШАМАЕВА / Rimma SHAMAEVA

| Феномен креативности в контексте культуры / The phenomenon of creativity in the context of culture |

Римма Миннегалиевна ШАМАЕВА / Rimma SHAMAEVA

Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск, Россия Музыкально-педагогический факультет, Кафедра музыкального образования. Кандидат культурологи, Доцент

Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia Department of Music Education Associate Professor, PhD in Cultural Studies shamaevarm @mail. ru

ФЕНОМЕН КРЕАТИВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

В современной литературе нередко понятие «креативность» совпадает с понятием «творчество», т. е. термины определяются как синонимы. Действительно, креативность непосредственно связана с творчеством. Категория творчества имеет широкое содержание. Согласно Платону, творчество — понятие, охватывающее все, что вызывает переход из небытия в бытие, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей их — творцами. Но ведь не в любом случае творчество приводит к созданию гениального произведения (шедевра), не каждого творца можно назвать гением, и не всякая изобретательская идея становится открытием мирового масштаба. Нам важно отметить в творчестве момент рождения принципиально нового, что приводит к значимому, эффективному изменению среды. Эта специфическая особенность, уровень или степень новизны (нестандартности, оригинальности, значимости) оличает «образец» от «мастерски сделанной вещи». Это особая характеристика процесса, продукта, личности, среды, которую необходимо заметить, выделить. Это самостоятельная, автономная сфера творчества, творчество особого масштаба, особого значение и потенциала.

Наше внимание направлено на выявление особых случаев творчества, связанных с возникновением в культуре радикально нового и порождаемого им социокультурного эффекта. Творчество в

своем наивысшем проявлении (научной парадигме, радикальном изменении, открытии нового элемента, новаторском изобретении, художественном шедевре), приобретает принципиально новое качество, и приводит к значимому эффективному преобразованию окружающей среды. Этот особый случай творчества, в нашем понимании, есть креативность.

Ключевые слова: современная культура, креативность, творчество, новые формы культуры.

THE PHENOMENON OF CREATIVITY

IN THE CONTEXT OF CULTURE

The article discusses the concept of creativity in its relationship with the notion of creation. The article focuses on the identification of the specific cases of creativity associated with the emergence of a radical new culture. That is, creativity in its highest form acquires qualities which enable it to effectively transform the cultural and social environment.

Key words: Creativity, creation, new forms of culture, contemporary culture.

| 4(17) 20141

Римма Миннегалиевна ШАМАЕВА / Rimma SHAMAEVA

| Феномен креативности в контексте культуры / The phenomenon of creativity in the context of culture |

В настоящее время существует несколько подходов к исследованию культуры: генетический, структурно-функциональный, креативный. Креативный подход, на наш взгляд, является одним из ключевых в познании процессов культуры, тех или иных ее форм (науки, искусства).

Прогресс культуры и цивилизации осуществляется благодаря радикальным сдвигам, происходящим в различных областях деятельности человека. Важная роль в этих процессах принадлежит креативности. Креативность во всех ее проявлениях присутствует в жизни современного человека и общества, которое характеризуется как инновационное, в нем востребовано все то, что отличается новизной: новые формы организации жизнедеятельности, техника и технологии, новые виды творчества. Необходимость адаптации к постоянно обновляющимся условиям жизни, соответствие требованиям времени является важной характеристикой бытия человека в начале XXI столетия. Парадигма всеобъемлющей креативности (креати-визм), по мнению ряда философов, сменяет в настоящее время мировоззренческие парадигмы прошлого.

«Креативность» — термин современного происхождения. Сегодня это крайне популярный термин в академической психологии, где вновь проявился интерес к индивидуальным различиям, к обучению, ориентированному на «совершенство» и творческий процесс (Дж. Хиллман). Термин «креативность» является традиционным, привычным, в той терминологии, которой пользуются в экономической, психологической, технической областях знания. Изучая проблему креативности, мы отметили, что применительно к сфере культуры, в том числе, художественной, термин «креативность» почти не используется, но вместе с тем те акценты в понимании творчества, которые обозначены этим термином, могут быть важны. Мы считаем возможным экстраполяцию терминологии, связанной с креативностью на сферу художественной культуры и интерпрета-

цию феномена креативности в культурологическом ключе.

Что же представляет собой феномен креативности? Как констатируют Марк Пахтер и Чарльз Лэндри в работе «Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке» (2003), понятие «креативности» было впервые введено в 1927 году одним из крупнейших западных философов XX века, английским философом и математиком Алфредом Уайтхедом. В понимании ученого «креативность есть принцип новизны» как «изначальное», как созидающая сила, творческая энергия, неотъемлемая от самого факта существо-вания»1. Историк и философ науки Томас Кун связывает креативность с исключительными моментами возникновения новой парадигмы. Согласно мнению ученого, революции в науке могут быть большими и малыми, некоторые революции затрагивают только членов узкой профессиональной подгруппы, и для таких подгрупп даже открытие нового неожиданного явления может быть рево-люционным2. В концепции Поля Валери креативность взаимосвязана с двусмысленностью и неопределенностью, что приводит поэта к идее о существования бифуркаций - особенных точек, где возникает новизна. Представитель брюссельской школы термодинамики необратимых процессов, физик Илья Пригожин, характеризуя будущее как «неопределенность, лежащую в самой сердцевине человеческой креативности», отождествляет время с «конструкцией», где креативность становится способом нашего участия в этой конструкции3.

Ко второй половине XX века, как пишет К. А. Торшина в статье «Современные исследова-

1 Уайтхед, А. Н. Избранные работы по философии / сост. И. Т. Касавин; общ. ред. и вступ. ст. М. А. Киселя.

- М.: Прогресс, 1990. - 388 с. - С. 28.

2 Кун, Т. Структура научных революций: сб.: пер. с англ.

- М.: АСТ, 2003. - 365 с. - С. 84.

3 Пригожин, И. Креативность в науках и гуманитарном

знании: исследование отношения между двумя культурами // Определено ли будущее.- М.: Ин-т компьютер-

ных исследований. - 2005. - 233 с. - С. 134.

| 4(17) 20141

Римма Миннегалиевна ШАМАЕВА / Rimma SHAMAEVA

| Феномен креативности в контексте культуры / The phenomenon of creativity in the context of culture |

ния проблемы креативности в зарубежной психологии», было предложено более 60 определений креативности, из которых для нас особый интерес представляют инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта) и эстетические или экспрессивные (делающие упор на самовыражение творца)4. Существующие сегодня определения креативности относятся: к субъекту творческой деятельности, различным видам творчества, процессу творческой деятельности (и творческому восприятию), условиям творчества как необходимой среды, уровню (значимость) креативности в картине мира. Ряд исследователей определяет креативность как определенную специфическую способность: креативность - эта способность реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах, что позволяет осознавать новое в бытии. Или «креативность - характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры, способности осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства»5. В определении Л. А. Баланов-ской, автора работы «Креалогия. Теория творческой деятельности» (2005), креативность трактуется как способность человека к творческой деятельности. Д. К. Кирнарская определяет креативность как творческий потенциал, продуктивную способность, склонность к инновации, к изобретательству, к созиданию. По мнению И. Т. Касавина, креативность проявляется как уникальное свойство креативного субъекта; как решение ситуативных задач (талантливое изобретение); как создание уни-

кальных культурных объектов; как созерцание вечных ценностей .

Как видно, в определении креативности на первый план выступает характерная черта творческой личности, проявляющаяся в способности осуществить нечто новое. Но С. Степанов, автор популярной психологической энциклопедии, предыдущее высказывание конкретизирует, поясняя, что креативность есть уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. При этом, автор определяет креативность не столько как некоторую творческую способность или совокупность таковых, а как способность к творчеству вообще, подчеркивая, что это понятия близкие, но не идентичные. По И. Канту, креативность - это общее трансцендентальное условие, благодаря которому возможно творчество.

Техническая и экономическая сферы культуры являются областью материального производства, и для них первичным является прагматичный элемент. Так, ряд определений акцентируют внимание на деятельностном аспекте креативности и характеризуют ее как творческую, созидательную, новаторскую деятельность. Такое понимание креативности близко к прагматистским и неопрагмати-стским теориям, согласно которым креативность выступает характерной особенностью творчески-активной деятельности. Так, с точки зрения Х. Йоаса, креативность является «главным, детерминирующим качеством, присущим всем действиям», «уникальным свойством человеческой деятельности», «потенциальной особенностью, то есть возможностью реализации многочисленных фак-торов»7. Профессор Йельского университета

4 Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопр. психологии. - 1998. - № 4. - С. 124 - 132. - С. 124.

5 Культурология: энциклопед. словарь. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 640 с. - С. 223.

6 Касавин, И. Т. Традиции и интерпретации: фрагменты истор. эпистемологии - М. - СПб.: Издательство РХГИ, 2000. - 320 с. - С. 34.

7 Пенькова, М. Р. Креативность социального действия в современной социологической теории: анализ прагмати-

| 4(17) 20141

Римма Миннегалиевна ШАМАЕВА / Rimma SHAMAEVA

| Феномен креативности в контексте культуры / The phenomenon of creativity in the context of culture |

Р. Нельсон, рассматривая креативный процесс, подчеркивает, что главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Не умаляя ценности творчества, автор замечает, что «в креативном продукте оно подчинено прагматической цели, но при этом всегда остается первичным элементом»8.

Значит, креативность и творчество невозможны друг без друга. Именно в условиях информационного общества, по мнению Нельсона, стал возможным синтез творчества и креативности. Другой автор, американский социолог Ричард Флорида, отмечает, что креативность в наши дни стала основным «источником конкурентного преимущества», подчеркивая при этом, что техническая и экономическая креативность подпитывается взаимодействием с культурной креативностью и

9

художественным творчеством .

Однако, в трудах отечественных и зарубежных ученых понятие «креативность» нередко совпадает с понятием «творчество», т.е. термины определяются как синонимы. Так, российские ученые в работе «Креатология и интеллектуальные технологии инновационного развития» (2003), определяя креативность как «творческое начало человека, его изобретательность; продуктивную изобретательность интеллекта; субъективную сторону творчества», подчеркивают, что определение

стских и неопрагматистских концепций: дис. ... канд. социолог. наук. - М., 2006. - 201 с. - С. 110.

8 См.: Нельсон, Р. Креатив - искусство прагматика, или Как сотворить «продающую» рекламную идею [Электронный ресурс] / Р. Нельсон. - Режим доступа: http://www.kstyati.ru/cre_articles/cre_nilson.html

9 Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют

будущее: пер. с англ. - М.: Классика - XXI, 2005. - 421

с. - С. 20.

«креативные» (знания, технологии и т. д.) служит синонимом понятия «творческие»10.

Действительно, креативность непосредственно связана с творчеством. Категория творчества имеет широкое содержание. Согласно Платону, творчество - понятие, охватывающее все, что вызывает переход из небытия в бытие, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей их - творцами11.

Но ведь не в любом случае творчество приводит к созданию гениального произведения (шедевра), не каждого творца можно назвать гением, и не всякая изобретательская идея становится открытием мирового масштаба. Нам важно отметить в творчестве момент рождения принципиально нового, что приводит к значимому, эффективному изменению среды. Эта специфическая особенность, уровень или степень новизны (нестандартности, оригинальности, значимости) отличает «образец» от «мастерски сделанной вещи». Это особая характеристика продукта, процесса, личности, среды, которую необходимо заметить, выделить. Это самостоятельная, автономная сфера творчества. Это творчество особого масштаба, особого значения и потенциала. Это способность к творчеству особого порядка, направленная на создание принципиально нового.

Обозначенная проблематика затрагивается в работе венгерского культуролога И. Витаньи. Автор выделяет три уровня креативных способностей, указывая в каждом из них на степень создания радикально нового. Так, продуктивно-репродуктивная творческая способность находит

10 Пигоров, Г. С. Креатология и интеллектуальные технологии инновационного развития: учебник для вузов / Г. С. Пигоров, В. П. Козинец, А. Г. Махмудов, С. В. Ан-тоненко и др. - Днепропетровск: Пороги, 2003. - 502 с. -С. 38.

11 Платон. Избранные диалоги. - М.: Художественная литература, 1965. - 205 с. - С. 161.

| 4(17) 20141

Римма Миннегалиевна ШАМАЕВА / Rimma SHAMAEVA

| Феномен креативности в контексте культуры / The phenomenon of creativity in the context of culture |

отражение в массовом производстве и повседневной разговорной речи. Любое новшество воспринимается как исключение из правил. Для генеративной творческой способности, соответствующей фольклористике, появление нового является нормативным актом. Это можно назвать творчеством в пределах традиции. Сутью же конструктивно-инновативной творческой способности является закономерное появление нового. Данная способность находит проявление в труде изобретателей, новаторов, в научном и художественном творчестве и является, согласно И. Витаньи, креативно-12

стью .

Для более четкого понимания феномена креативности необходимо рассмотреть его соотношение с творчеством. В культурологии творчество исследуется и как культурный феномен и как историческая форма реализации творческих способностей человека, конкретно в науке и искусстве. Это обусловлено, как верно замечает В. И. Са-мохвалова, способностью искусства творчески пересоздавать саму реальность (способность воспроизводить бытие изначально идеально-мыслимого)13. Как известно в основе мотивации человека к преобразованиям лежит потребность к творчеству, которое независимо от сферы деятельности имеет определенные особенности. Это послужило началом разработки русским инженером П. К. Энгельмейером специальной науки о творчестве - эврилогии, что нашло отражение в его книге «Теория творчества» (1910), в которой анализируются проблемы природы творческого процесса в технике, науке, религии и искусстве.

12 Витаньи, И. Общество, культура, социология: пер. с венг. / общ. ред. С. Н. Плотникова. - М.: Прогресс, 1984. - 288 с. - С. 73.

13 Самохвалова, В. И. Творчество как антропокультур-

ный феномен// Творчество как принцип антропогенеза / Ин-т философии РАН. - М.: Акад. гуманитар. исслед., 2006. - С. 162 - 228. - С. 162.

Приведем ряд определений творчества. В большинстве философских справочников и научных работ творчество рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. «Творчество - это социально обусловленная целенаправленная созидательная деятельность, в которой полнее всего представлены продуктивные компоненты, присущие человеческому труду, эта деятельность направлена на порождение принципиально, качественно новых, нравственно оправданных и эстетически совершенных культурных ценностей»14. В то же время, в философском словаре, под творчеством обозначен процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, а также способность человека созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Результатом деятельности оказывается открытие (создание, изобретение) чего-либо нового, ранее неизвестного. С. Д. Политыко в работе «Антропология творчества» (2003) трактует творчество как деятельность, которая приводит к созданию чего-то нового, ранее небывалого, или создание принципиально нового способа деятельности, причем «новое» и процесс его создания наделяются либо ситуативной ценностью, либо понимаются как имманентные аксиологические характеристики и процесса творчества, и «продукта» этого процесса.

Как видно, творчество определяется через родовое для него понятие - деятельность (целенаправленная деятельность) субъекта; указываются особенности этой деятельности и ее результатов. Л. Н. Шабатура, определяя креативность как «творчество в потенции и творчество в намечаемой

14 См.: Яценко, Л. В. Творчество // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; науч. ред. М. С. Ковалева и др. - М.: Мысль, 2000. - 2660 с.

| 4(17) 20141

Римма Миннегалиевна ШАМАЕВА / Rimma SHAMAEVA

| Феномен креативности в контексте культуры / The phenomenon of creativity in the context of culture |

способности творить», раскрывает содержание креативности через сущностные принципы творчества, включающие: устремленность к совершенству (духовность); свободу творчества; взаимопонимание (эмпатия); самобытность (уникальность); самосознание (осознание самого себя как творца); вдохновленность (жертвенность)15.

Таким образом, креативность и творчество, наряду с общими характеристиками, имеют и существенные различия. Креативность, с нашей точки зрения, является составляющей творчества, особым случаем творчества, это специфическая способность к творчеству как особое свойство творческой деятельности. Творчество в своем наивысшем проявлении (научной парадигме, радикальном изменении, открытии нового элемента, новаторском изобретении, художественном шедевре) приобретает принципиально новое качество, и приводит к значимому, эффективному преобразованию окружающей среды. Этот особый случай творчества, специфическая особенность творчества, в нашем понимании, есть креативность.

Мы не считаем термины «креативность» и «творчество» тождественными, но вместе с тем понимаем, что эти термины напрямую связаны. Даже в той литературе, где используется термин «креативность», он не всегда употребляется как синонимичный «творчеству». Мы избрали такую позицию, которая предполагает разведение этих терминов, но не абсолютное - это, скорее, смещение акцентов. Если иметь в виду только то, что связано с признаком новизны, то в таком случае сложно различить понятия «творчество» и «креативность».

Когда речь идет о креативности, то фиксируются 2 аспекта:

15 Шабатура, Л. Н. Традиция и креативность в развитии творческого потенциала человека // Философия челове-

ка: сб. науч.тр. / науч. ред.: П. С. Гуревич, Н. К. Поздняков. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. - С. 388 - 397. - С.

388.

1) новационность особого уровня, претендующая на нестандартность, выход за рамки сложившихся представлений, традиций;

2) функционирование этого принципиального новшества в культуре, его социокультурная значимость, те последствия, которые возникают в пространстве культуры, благодаря и посредством этого новшества, порожденные им в культуре своеобразные эффекты.

На наш взгляд, это своеобразный момент ин-новационности. Как раз когда говорят о творчестве, именно момент новационности, процесс рождения нового становится более выделенным, обозначенным. Момент инновационности остается в тени и менее подчеркивается социокультурный эффект. В этом случае важен и аспект связи новации и традиции (некоторая преемственность между традиционным и новационным). Если речь идет о креативности, то все, что связано с традицией, традиционным уходит на второй план, в центре внимания оказывается новация как уже обозначенный факт, явление в культуре, и все, что происходит в культуре в связи с появлением новации. Инновационный аспект в культуре мы связываем не с простым воспроизводством порожденных в ней культурных форм. Инновация в данном случае предполагает импульс для появления других новых форм и выявляет неосознававшиеся ранее и неиспользовавшиеся резервы в культуре. Это процесс движения от новшества к новшеству (одно побуждает к созданию другого). То есть здесь креативность связана с эври-стичностью.

Для осмысления феномена креативности в культуре важным является подход, предложенный, по одним источникам, Р. Муни (в 1963 г.), по другим - А. Штейном (в 1969 г.), в котором рассматривают четыре основных аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативная личность и креативная среда. Нередко эти подходы используются вместе, что и было реализовано при исследовании креативности в музыкальной культуре. Это позволило актуализировать проблему функ-

| 4(17) 20141

Римма Миннегалиевна ШАМАЕВА / Rimma SHAMAEVA

| Феномен креативности в контексте культуры / The phenomenon of creativity in the context of culture |

ционирования и развития музыкальной культуры и ее субъектов, посредством выявления социокультурной значимости креативного начала в ней как фактора, обусловливающего, в значительной степени, ее внутреннюю динамику. Предложенная в исследовании концепция креативного цикла в музыкальной культуре обогащает и расширяет понимание проблем культурогенеза, ориентирует на создание благоприятных условий для формирования креативных способностей у субъектов музыкальной коммуникации16.

Среди исследований креативности в области искусства и литературы выделяются следующие концепции: герменевтическая (это подход к изучению продуктов творчества через анализ текстов); гносеологическая (развивает когнитивные представления о креативности, рассматривая в качестве ее важнейших атрибутов оригинальность, полезность и возможность применения в настоящее время); третья традиция охватывает исследования креативности личности, или креативных лично-стей17. Креативность может проявляться на разных уровнях. Выделяют большую и малую креативность. Большая (или историческая) креативность связана с достижениями, оказавшими значительное влияние на культуру и общество. Блестящим примером исторической креативности может быть названа античная эпоха, её эстетическая парадигма стала образцом для подражания, неким ориентиром для последующих исторических эпох. Согласно мнению В. Я. Бахмутского, античность есть некое идеальное первоначало, и всякое движение вперед мыслимо лишь как постоянный возврат к нему, как его постоянное обновление. Среди людей большой креативностью обладали многие выдающиеся личности: это гениальные творцы, ученые, изобретате-

16 См.: Шамаева Р.М. Креативность в музыкальной культуре: дисс. ... канд. культурологии / Р.М. Шамаева. - Челябинск, 2009. -144 с.

17 Дорфман, Л. Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопр. психологии. -1999. - № 2. - С. 101 - 106. - С. 101.

ли (Бах, Моцарт, Эйнштейн). Малая (или личностная) креативность фокусируется в рамках самоактуализации. Здесь речь идет о личностном росте индивида, его самосовершенствовании.

К ключевым характеристикам креативности мы относим: новизну, нестандартность, оригинальность, уникальность, значимость, эффективность. Близкими являются понятия: новация, инновация, открытие, изобретение, новаторство, а также парадигма, открытие, изобретение, воображение, интуиция, гениальность, талант. Данные понятия раскрывают креативность в различных социокультурных контекстах.

Возникает вопрос: в чем состоит особенность креативности в отличие от других близких понятий, таких как новизна, новация, инновация, открытие, изобретение, традиция, новаторство? Креативность является имманентной составляющей инновационной деятельности, она является содержательным компонентом новации и инновации. Под новацией понимают процесс и результат проявления высших дарований и стремлений homo sapiens-faber-creator во всех областях жизнедеятельности18. А инновация или нововведение -«внедряемое новшество, конечный результат инновационной деятельности»19. Каждое из понятий «новация» и «инновация» предполагает элемент креативности как признак, характеризующий новое качество (процесс, результат). Наряду с этим, новация трактуется как новшество, которого не было ранее, а под инновацией понимается любое открытие, которое осуществляется на индивидуально-личностном уровне, но в дальнейшем достигает некоторого уровня принятия социумом, конкретным

18 См.: Кархин, Г. Новый стиль мышления и новая философия [Электронный ресурс] / Г. Кархин. - Режим доступа: http://www.rags.ru/akadem/all/31-2004/31-2004-115.html

19 Пигоров, Г. С. Креатология и интеллектуальные технологии инновационного развития: учебник для вузов. -С. 485.

| 4(17) 20141

Римма Миннегалиевна ШАМАЕВА / Rimma SHAMAEVA

| Феномен креативности в контексте культуры / The phenomenon of creativity in the context of culture |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обществом20. Отсюда, взаимосвязь новации, инновации и креативности фиксируется в зоне действия креативного процесса. Новация как продукт креативного процесса, детерминирует новые открытия (в науке, искусстве), в последующем переходя в инновацию, реализуется на надиндивидуальном уровне. Момент инновационности мы попытались зафиксировать словами о социокультурной значимости, эффекте, который порождается каким-либо новшеством в культуре.

Если обозначить отличия инновации от новаторства: с нашей точки зрения, новаторство - это открытие нового, не бывшего ранее. Инновация же - это воспроизведение нового, его внедрение, эффективное функционирование. Мы понимаем, что инновационная деятельность обычно предполагает и момент коммерциализации, однако мы считаем необходимым, обратить внимание, прежде всего, на то, что связано с моментом устойчивого воспроизведения новации в культуре.

Смысл креативности еще более раскрывается в связи с обращением к понятиям «открытие» и «изобретение», каждое из которых представляет собой результат индивидуального или коллективного творчества. Различие открытия и изобретения наиболее точно было сформулировано немецким ученым и философом Вильгельмом Фридрихом Оствальдом, определившим, что «сущность открытия составляет изыскание новых условий, тогда как при изобретении дело идет о применении известных условий для достижения какой-либо новой цели»21. И открытие, и изобретение имеют с креативностью нечто общее (новизна, практичность, значимость). Открытие происходит на фундаментальном уровне (к примеру, открытие периодического закона химических элементов Д. И. Менде-

20 Сергеева, О. А. Соотношение новаций и традиций в цивилизационном процессе // Философия и общество. -1999. - № 2. - С. 190-213. - С. 190.

21 Оствальд, В. Изобретатели и исследователи: пер с нем / под ред. В. В. Бигера. - СПб : Изд-во «Вестника зна-

ния», 1909. - 51 с. - С. 10.

леевым), является достижением всего человечества. Изобретение может быть сделано изобретателем-одиночкой, представлять собой радикальное решение в какой-либо сфере деятельности (технической, экономической). Изобретение же должно содержать новизну, получить определенное признание в научном сообществе, а также обладать практической применимостью.

С нашей точки зрения, между понятиями «гениальность» и «креативность» существуют несомненные пересечения. Оба понятия в равной степени связаны с высшим проявлением творчества. Но понятие «гениальность» схватывает момент высшей степени проявления творческой способности сам по себе, понятие «креативность» вносит кроме такой качественной оценки значимости еще и указание на значимость (креативной личности или креативного продукта) с точки зрения социокультурной функции. В этом случае речь идет не только о самих гениях или гениальных произведениях, но и о том, что связано с эффектом с их стороны в культурогенезе, в изменении самих субъектов культуры, а также культуры в целом.

Вопросы определения нового, определения критериев нового знания и научных инноваций принадлежат к наиболее сложным проблемам в философии творчества. Новизна - одна из основных ценностей современной европоцентристсткой культуры. Креативность как свойство творческой деятельности всегда направлена на новое. Интенция к новому как сущностная характеристика креативности обязательно должна приводить к радикально новому, не существовавшему ранее. Создание принципиально нового - радикально порывающего с предшествующим - является главным критерием креативности. Таким образом, новизна -имманентное свойство креативности. К. З. Акопян, актуализируя проблему критериев новизны, констатирует: 1) сам факт творчества должен подтверждаться наличием «нового» как такового; 2) «новое» должно быть признанным сущностным выражением творчества, его обязательным резуль-

| 4(17) 20141

Римма Миннегалиевна ШАМАЕВА / Rimma SHAMAEVA

| Феномен креативности в контексте культуры / The phenomenon of creativity in the context of culture |

татом; 3) «новое» рассматривается как важнейший критерий творчества; 4) наиболее важной характеристикой «нового» признается «неповторение уже имевшегося»22. По мнению автора, большинство предметов культуры, в частности культуры художественной, практической ценностью не обладает и чаще всего обладать ею не может, поскольку невозможны увязывания творчества и пользы, креативности и эффективности.

Однако, с нашей точки зрения, применение термина «эффективность» к художественному творчеству возможно. Более того, продукты художественной культуры (шедевры музыкального искусства) в процессе постоянного воспроизведения (в новых условиях, новым исполнителем, новыми средствами звукоизобразительности) производят многочисленные «эффекты», осуществляют свою практическую (значимую, эффективную) функцию в культуре. Эффективность связана с динамикой культуры, поскольку, к примеру, новые оригинальные произведения искусства всегда производят эффект (позитивный, отрицательный). Подлинное художественное произведение способно влиять на сознание людей, открывая новые возможности в осознании мира. И чем ярче, масштабнее потенциал нового произведения, чем значительнее решаемые в нем проблемы, тем больший эффект в культуре оно производит.

Без креативности невозможно новое. Согласно концепции эмерджентной эволюции (С. Александер, К. Л. Морган) новое возникает незакономерно, непознаваемо, а под движущей силой подразумеваются некие идеальные силы (порыв либо устремление к высшему). По мысли Н. А. Бердяева, «в мире огромную роль играет не только неотвратимая необходимость, но и непредвидимый и необъяснимый случай. Случай будет все более и более признаваться наукой, которая

22 Акопян, К. З. Творчество как поиск смысла // Творчество как принцип антропогенеза. - М.: Акад. гуманитар. исслед., 2006. - С. 229 - 305. - С. 265.

освободится от гипостазирования закономерности, связанного с ложным миросозерцанием»23.

Однако потенциально каждое новое является проявлением бывшего когда-то. Возрождение «старого» в новых условиях, обращение к традиции тоже является креативностью. В данном контексте актуализируется проблема традиции и новаторства. Творчество в рамках традиции не исключает момента креативности. По мнению А. С. Соколова, именно пространство пересечения понятий «традиция» и «новаторство» может быть определено как «новаторство в игре с традицией». Примером новаторства может стать включение традиции в новый контекст. Согласно мнению исследователей, сложная диалектика традиционного и новаторского, диалектика, преломленная в самом произведении, осознанная в индивидуальном контексте авторского стиля, может стать основой для подлинного художественного свершения.

Особенность художественной традиции заключается в том, что, с одной стороны, она стремится к сохранению художественного опыта, а с другой - нуждается в творческой интерпретации, в новаторской трактовке. Именно интерпретация позволяет художественной традиции оставаться актуальной в пространстве исторического развития культуры. Согласно А. А. Зинченко, традиция и новация взаимообусловлены и взаимопроникают друг в друга. С одной стороны, традиция дает необходимую предпосылку креативных процессов, а с другой - новация становится потенциальным источником образования новых традиций. Проблемная ситуация обретает для субъекта явную креативность тогда, когда он оказывается на пересечении разных традиций, соединив их в себе неповторимым образом. Как подчеркивает А. Г. Спиркин, в общефилософском смысле слова традиция пред-

23 См.: Бердяев, Н. А. Творчество и объективация. Опыт эсхатологической метафизики [Электронный ресурс] / Н. А. Бердяев. - Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6984

| 4(17) 20141

Римма Миннегалиевна ШАМАЕВА / Rimma SHAMAEVA

| Феномен креативности в контексте культуры / The phenomenon of creativity in the context of culture |

ставляет собой определенный тип отношения между последовательными стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, когда «старое» переходит в «новое» и продуктивно «работает в нем». Сущность поступательной преемственности в развитии мировой культуры, согласно Э. Балле-ру, состоит в неразрывном единстве наследования, использования накопленных прошлыми поколениями культурных ценностей на основе качественно нового состояния культуры». А. А. Каменский, трактуя художественную традицию как процесс отбора, освоения, передачи и развития исторически сложившегося художественного опыта, отмечает, что в определенных случаях развитие представляет собой новаторство, которое органически связано с какой-либо из художественных традиций, ближних или дальних. Таким образом, традиция может проявляться и через некоторое время.

С точки зрения креативности, интерес представляет народное творчество, где креативность проявляется регионально, в рамках традиции. Даже такие устные формы искусства как фольклор содержат в себе некое зерно креативности, поскольку одним из свойств фольклора является устность и незакрепленность, которые проявляются в том, что одно и тоже произведение каждый раз исполняется по-разному. Мы считаем правомерным экстраполировать характеристики креативности на фольклор, поскольку одним из важнейших составляющих признаков фольклора - устной бесписьменной традиции (передаваемой из уст в уста) - является вариантность и импровизационность, коллективный дух творчества. То есть изначально в фольклоре нет четко фиксированного текста и авторского начала, а его развитие основано на импровизационном варьировании - напевов, текстов, наигрышей и т. д. Эти элементы варьирования, им-провизационность можно назвать проявлением креативности, поскольку именно благодаря им традиционное произведение «оживляется», демонстрирует свою жизнеспособность, актуализируется в новом контексте культуры.

Другим примером может быть названа наблюдаемая сегодня тенденция, проявляющаяся в использовании в современном костюме элементов национального орнамента. Субъект деятельности (дизайнер одежды, интерьера) постоянно находится в творческом поиске, связанном с созданием новой оригинальной модели одежды, стиля интерьера, в связи с чем нередки его обращения к различным национальным, фольклорным, историческим сюжетам.

Проявление закономерностей новаторского развития традиции характерно для всех исторических эпох. Через диалектику «новаторство - традиция» осуществляется динамика культурного процесса. Новаторство подготавливается предшествующим этапом. Новая художественная культура при всей своей антитетичности вырастает из старого этапа, «взрывая» его (Ю. Д. Колпинский). Так, в период Нового времени происходит разрушение «мы - сознания» и установка «я - сознания», «которое несло с собой утверждение ценности того, что отличает личность от всех других людей, а не того, что ее с ними роднит. Суверенность, самоценность и самодостаточность личности - вот, что нес с собой новый тип общественного сознания»24. В связи с этим креативное начало все большее проявление находит в уникальной концепции отдельного художника. Так, Е. И. Ротенберг, в статье «Тициан и его место в искусстве Возрождения» отмечает, что новаторская реформа Караваджо, продолженная в творчестве других художников, становится целым направлением. При этом поражает масштаб креативного потенциала художников. Творческие открытия гениальных представителей итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Тициан) имеют огромное историческое значение. Как подчеркивает автор, в отличие от своих великих современников, ярко воплотивших в своем

24 Каган, М. С. Эстетика как философская наука. - СПб.: Петрополис, 1997. - 544 с. - С. 484.

| 4(17) 20141

Римма Миннегалиевна ШАМАЕВА / Rimma SHAMAEVA

| Феномен креативности в контексте культуры / The phenomenon of creativity in the context of culture |

творчестве признаки какой-либо одной из ступеней искусства Возрождения, Тициан (и в этом он составляет аналогию Микеланджело в искусстве Средней Италии), прошел ряд этапов, в каждом из них достигнув впечатляющих результатов. Важной особенностью тициановского искусства является его предрасположенность к активному и плодотворному развитию, к отклику художника на те задачи, которые ставил перед ним каждый новый этап ренессансной эпохи.

По мнению исследователей, современный человек постоянно вынужден делать выбор один за другим, он должен оперировать категориями возможного, невозможного, вероятного, мыслить в категориях риска и конструирования обстоятельств, активного вмешательства в собственную биографию. Еще А. Пуанкаре акцентировал внимание на том, что «творчество состоит в том, чтобы не создавать бесполезных комбинаций, а строить такие, которые оказываются полезными; а их ничтожное меньшинство. Творить - это отличать, выбирать»25.

По мнению Р. Флориды, значительные перемены, происходящие в современном мире, приводятся в действие возрастанием креативности, в связи с чем американский ученый считает необходимым создание новых форм общественных связей, соответствующих новой эпохе креативности. В то же время креативность представляется важным фактором гуманистического развития человечества в целом и даже его тотального выживания. Как подчеркивает исследователь, креативность нуждается в поддерживающей среде, обеспечивающей совокупность стимулов - социальных, культурных, экономических. Согласно концепции российского академика Д. С. Лихачева, в истоках европейской культуры, основанной на свободе творческого самовыражения личности, находятся три категории:

личностность, универсализм, свобода. Эти основополагающие принципы выступают условием креативности человека, его самовыражения и самореализации.

Несмотря на то, что в психологии творчества выделено два типа творческой деятельности: репродуктивный и продуктивный (то есть созидающий, или креативный), наш вектор исследования направлен не столько на выявление креативного начала в контексте продуцирования нового вообще. В большей степени наше внимание направлено на выявление особых случаев творчества, связанных с возникновением в культуре радикально нового, и порождаемого им социокультурного эффекта. Мы сосредоточили внимание на радикальных формах новаторства, поскольку в них креативный потенциал обнаруживается наиболее ярко. Мы не исключаем новаторство «изнутри» как значимое явление в культуре. Возможно, в дальнейшем креативным аспектам такого новаторства следует уделить дополнительное внимание. Нас больше интересуют те социокультурные изменения, которые возникают в результате деятельности креативных личностей и появления креативных продуктов в культуре. Они производят, на наш взгляд, наиболее радикальные изменения, что выражается, например, в рождении новых жанров, форм в искусстве; новых тенденций, радикальных идей, открытий в науке. Что касается возможности измерения этого особого масштаба, измерения потенциала, то единиц такого измерения, тем более в количественном смысле, конечно, не существует, однако возможно выявление критериев, на основании которых этот особый масштаб, мог бы быть зафиксирован.

Если учитывать все сказанное выше о креативности, если учесть, что мы ведем речь о порождаемом социокультурном эффекте, то креативность присуща культуре на любом этапе ее развития, хотя

25 Пуанкаре, А. О науке / под ред. Л. С. Понтрягина // Ценность науки. Математические науки. - М.: Наука, 1989. - С. 399 - 414. - С. 399.

| 4(17) 20141

Римма Миннегалиевна ШАМАЕВА / Rimma SHAMAEVA

| Феномен креативности в контексте культуры / The phenomenon of creativity in the context of culture |

существуют также периоды в развитии культуры, когда возникают наиболее благоприятные условия возникновения креативных личностей, креативных продуктов, креативной среды и креативных

процессов, связанных с открытием новых возможностей, новых идей, тенденций, стилей жизни, форм общения между людьми и мировыми сообществами.

106

| 4(17) 20141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.