Научная статья на тему 'Креативные аспекты изучения репертуара в профессиональной подготовке педагога-музыканта'

Креативные аспекты изучения репертуара в профессиональной подготовке педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
327
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПЕРТУАР / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНЫЙ ПРОДУКТ / КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ СРЕДА / REPERTOIRE / MUSICAL COMPOSITION / CREATION / CREATIVE PRODUCT / CREATIVE PERSONALITY / CREATIVE SPHERE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шамаева Римма Миннегалиевна

Рассматриваются некоторые аспекты профессиональной подготовки педагога-музыканта при изучении репертуара, основную часть которого составляют высокие образцы музыкального искусства. Музыкальное произведение, трактуемое автором как креативный продукт, влияет на формирование креативной личности будущего педагога-музыканта, а также на создание креативной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative aspects of repertoire learning in teacher-musician professional training

The article considers some aspects of teacher-musician professional training while learning repertoire, including mainly best examples of musical art. A musical composition, treated by the author as a creative product, influences both future teacher-musician creative personality formation and creative environment formation.

Текст научной работы на тему «Креативные аспекты изучения репертуара в профессиональной подготовке педагога-музыканта»

УДК 78

Р. М. Шамаева

КРЕАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕПЕРТУАРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Рассматриваются некоторые аспекты профессиональной подготовки педагога-музыканта при изучении репертуара, основную часть которого составляют высокие образцы музыкального искусства. Музыкальное произведение, трактуемое автором как креативный продукт, влияет на формирование креативной личности будущего педагога-музыканта, а также на создание креативной среды.

Ключевые слова: репертуар, музыкальное произведение, креативность, креативный продукт, креативная личность, креативная среда

The article considers some aspects of teacher-musician professional training while learning repertoire, including mainly best examples of musical art. A musical composition, treated by the author as a creative product, influences both future teacher-musician creative personality formation and creative environment formation.

Keywords: repertoire, musical composition, creation, creative product, creative personality, creative sphere

Профессиональная подготовка педагога-музыканта включает комплекс дисциплин, готовящих студента к различным видам деятельности (культурно-просветительской, педагогической, художественно-творческой, организационно-управленческой и др.). Квалификационная характеристика учителя музыки предполагает наличие у специалиста широкого культурного кругозора, психолого-педагогической подкованности, большого объема музыкально-теоретических знаний, умений и навыков в исполнительской и методической области; развитых общих, педагогических и музыкальных способностей, готовности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности. Он должен владеть различными навыками, в том числе вокальными, навыками исполнительства на музыкальных и электронных инструментах, работы с хором и чтения хоровых партитур, концертмейстерскими умениями и навыками [4, с. 115]. Одним из важных факторов этой подготовки является репертуар. От того, насколько целенаправленно и содержательно он будет выстроен и усвоен в период обучения, зависит уровень подготовленности выпускника.

Репертуар - это произведения музыкального искусства, которые приобщают студента к миру вокальной, хоровой, инструментальной, оперной, симфонической музыки. По-

средством репертуара студент знакомится с традициями исторически сложившихся композиторских школ и лучшими достижениями мирового музыкального искусства, творчеством выдающихся композиторов и их ролью в мировой художественной культуре, музыкальными стилями и направлениями в различные исторические эпохи.

Музыкальные произведения, музыка, по нашему мнению, - это звучащее бытие, особый специфический элемент культуры, в природе которого имманентно присутствует креативный компонент. Под креативностью мы понимаем особый случай творчества, приобретающий в своем наивысшем проявлении (научной парадигме, радикальном изменении, открытии нового элемента, новаторском изобретении, художественном шедевре, новом методе) принципиально новое качество и приводящий к значимому, эффективному преобразованию окружающей среды [7, с. 42].

Анализ различных определений показал, что к ключевым характеристикам креативности относятся новизна, нестандартность, оригинальность, уникальность, значимость и эффективность. Близкими по содержанию и смыслу являются понятия новация, инновация, парадигма, открытие, изобретение, новаторство, а также творческое воображение, интуиция,

170

гений, талант. Они фиксируют креативное начало в различных социокультурных контекстах. Так, креативность является имманентной составляющей инновационной деятельности, содержательным компонентом новации и инновации. Каждое из понятий (новация, инновация) предполагает элемент креативности как признак, характеризующий новое качество.

Близким к понятиям креативности, творчества является понятие педагогическое творчество, значение которого рассматривается как поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Как пишет Е. П. Ильин, первая ступень данного вида творчества - открытие нового для себя, обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже могут быть известны, описаны, но не использованы преподавателем. Следовательно, подчеркивает исследователь, речь идет о субъективной, а не объективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и использование старого метода, приема в новых условиях. Вторая ступень - открытие нового не только для себя, но и для других, т. е. новаторство. Это, например, разработка нового метода обучения, эффективного для конкретных или любых условий педагогического процесса [2, с. 22]. Также в сфере искусства выделяют особый вид творчества людей, воспринимающих художественные произведения, называемый сотворчеством. Это уровень восприятия, позволяющий зрителю или слушателю открыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое значение (контекст - текст - подтекст).

Таким образом, креативность, творчество, педагогическое творчество и сотворчество - близкие между собой понятия, связанные с поиском и нахождением нового либо с использованием старого метода в новых условиях, а также с открытием нового не только для себя, но и для других в сфере искусства, художественной культуры, музыкально-педагогической деятельности.

Среди исследований креативности особый интерес представляет подход, предложенный, по одним источникам, Р. Муни в 1963 г., по

другим - А. Штейном в 1969 г., в котором рассматривают четыре основных аспекта креативности: процесс, продукт, личность и среда. В данной статье использованы три из них: музыкальное произведение (репертуар) рассматривается как креативный продукт, личность педагога-музыканта как креативная личность, а музыкально-педагогическая деятельность представляется креативной средой. Все аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Под креативным продуктом мы понимаем те произведения музыкального искусства (объективирующие культурные доминанты эпохи), которые оказывают ощутимый социокультурный эффект, с точки зрения их способности активизировать, пробуждать творческий потенциал субъектов музыкальной культуры (исполнителей, слушателей). Исходя из анализа исследований (Б. В. Асафьев, В. С. Библер, Н. П. Корыхалова, Д. Левинсон, В. В. Меду-шевский, Е. В. Назайкинский и др.) произведение искусства как продукт индивидуальной деятельности аккумулирует в себе неповторимое, уникальное и оригинальное авторское претворение общих закономерностей конкретной эпохи, культуры, нации. Подлинно художе -ственное музыкальное произведение становится открытием, поскольку, «вливаясь» в культурное многообразие, не может оставаться единичным, локальным явлением [3, с. 70].

Креативность выдающихся произведений музыкального искусства заключается и в масштабной мировоззренческой программе, изначально заложенной в них художником. Помимо оригинальной авторской идеи, которая находит воплощение в музыкальной ткани, она включает в себя множественные варианты новых способов исполнения, нового содержания, нового креативного восприятия и т. д., формирующие в сознании слушателей образцы совершенного произведения. Ценность произведения музыкального искусства для человека состоит в том, что, включаясь в процесс его социокультурного бытия, оно соотносится с духовными потребностями, формирует эстетические идеалы. Музыкальное произведение как креативный продукт влияет на духовный мир человека, разви-

171

вает в нем стремление к самоусовершенствованию, самоактуализации, развитию творческой (креативной) личности. Характеризуя творческую личность, Л. В. Яценко выделяет в ней высокую активность субъекта и социально-историческую обусловленность этой активности. Данные черты детерминируются следующим: 1) установкой на преобразование действительности; 2) сознательным целеполаганием;

3) саморазвитием человека и созиданием искусственной среды через опредмечивание и распредмечивание сущностных сил человека;

4) свободой выбора, сочетающейся с управлением извне и самоуправлением [9, с. 27]. Указанные характеристики могут выступать первоначальным выражением сущности креативности и креативной личности.

В процессе обучения важное значение имеет педагогическая, музыкально-исполнительская практика студента, где он может раскрыть свои музыкально-творческие способности. Он должен уметь на высоком художественном уровне исполнять на фортепиано музыкальные произведения различных стилей и жанров, аккомпанировать, свободно читать с листа, осуществлять детальный разбор авторского текста, находить адекватные интерпретаторские решения [6]. В музыкально-исполнительской деятельности будущего учителя музыки (исполнение произведения на занятии с преподавателем, на внеклассном мероприятии с детьми, в концертном выступлении) сосредоточен огромный спектр художественно-творческих потенций, поскольку в этот момент он является в одном лице: 1) реализатором авторской идеи произведения, 2) реципиентом, 3) соавтором. Однако будучи посредником между композитором и слушателем, в первую очередь будущий педагог-музыкант должен воплотить авторский замысел. При этом исполнитель одновременно переосмысливает, интерпретирует музыкальное сочинение, сам продолжает развивать драматургию произведения. Другими словами, воспроизводя авторское содержание в соответствии со своим субъективным мироощущением и индивидуальным опытом, он тем самым «договаривает» не сказанное автором, разъясняет скрытые от простого глаза

важные моменты сюжета. В результате в каждом воспроизведении сочинения возникает, как определяет А. Сохор, исполнительское содержание, которое каждый раз ново [5]. Изучение и исполнение высокохудожественных образцов музыкального искусства, включающее разбор, анализ, скрупулезную отделку мельчайших компонентов нотного текста, ознакомление и чтение с листа других произведений композитора, формирует духовную личность будущего специалиста, развивает его музыкально-творческие способности, влияет на развитие профессиональных качеств.

В значительной степени креативность связана с воображением, которое способствует творческому освобождению (свободе мысли) человека для создания альтернативной эстетической реальности, возвышающей его над эмпирическим бытием, бытием-в-мире, благодаря этому человек перестает быть «одномерным» существом. Способность музыки к такому возвышению прежде всего связана с высокими ее образцами.

Креативность нуждается в поддерживающей среде, обеспечивающей совокупность стимулов - социальных, культурных, экономических. Л. К. Шепетис, затрагивая проблему эстетической среды, подчеркивает, что «создавать среду - значит действовать, творить, искать, требовать, воспринимать, призвав на помощь свой эстетический вкус» [8, с. 7]. Л. А. Балановская вводит понятие креативно-развивающей среды как среды, обладающей совокупностью условий, под воздействием которой формируется каждый из компонентов структуры креативности [1].

Отсюда необходимо создание благоприятных условий для развития креативных способностей человека, воспитание слушательской аудитории, ее подготовка к восприятию креативных произведений. С одной стороны, креативный продукт (музыкальное произведение) влияет на креативную личность (будущего специалиста), а с другой - будучи вовлеченным в креативную среду - человек обнаруживает и собственные креативные способности в восприятии и творческой деятельности.

172

Таким образом, для реализации креативных аспектов в профессиональной подготовке педагога-музыканта необходимо акцентировать внимание на следующих позициях:

- необходимо создание благоприятных условий (креативной среды) для формирования креативной личности, способной выходить за пределы какого-либо стандарта, свободно порождать новое;

- необходимо воспитание слушательской аудитории, подготовка ее к восприятию произведений музыкального искусства;

- креативные продукты (музыкальные произведения - репертуар) опосредуют встречное движение субъектов музыкальной культуры (композитора, исполнителя, слушателя), порождая креативную среду;

- произведение музыкального искусства как креативный продукт обладает способностью побуждать исполнителя (педагога-музыканта), а через него - и слушателя к собственному активному восприятию, толкованию, смыслотворчеству;

- креативный продукт детерминируется креативной средой: возникая в конкретной культуре (в нашем случае в музыкальной культуре) под воздействием этой среды, он актуализирует ее специфические свойства (созидание, аккумулирование, трансляцию, распространение духовных ценностей человечества);

- будучи вовлеченным в креативную среду художественной (в том числе - музыкальной) культуры, в музыкально-педагогическую деятельность, человек обнаруживает и собственные креативные способности в восприятии, в творческой и музыкально-исполнительской деятельности;

- креативная среда необходима для развития и проявления творческих способностей человека.

В заключение отметим, что сфера профессиональной деятельности педагога-музыканта, в том числе учителя музыки, довольно обширна: это преподавание в общеобразовательных учреждениях предметов в области музыкального искусства и культуры, преподавание в учреждениях дополнительного образования детей, в детских школах искусств, а также образовательных учреждениях педагогического профиля. И от того, насколько высоким будет уровень его общекультурных и профессиональных компетенций, зависит формирование духовной личности подрастающего поколения. Мы намеренно не приводили конкретные примеры репертуара, поскольку считаем, что в каждом произведении мирового музыкального искусства содержится безграничный потенциал, который несет в себе уникальную мировоззренческую программу -понимание себя в мире и понимание мира через музыку (музыкальные произведения).

1. Балановская, Л. А. Креалогия: теория творческой деятельности / Л. А. Балановская. - Балашов: Николаев, 2005. - 194 с.

2. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 448 с.

3. Орджоникидзе, Г. Место исполнителя в музыкальной культуре / Г. Орджоникидзе // Советская музыка. -1978. - № 8. - С. 63-75.

4. Программы педагогических институтов. Сб. № 14. - М.: М-во просвещения СССР, 1987. - 135 с.

5. Сохор, А. Музыка как вид искусства / А. Сохор. - М.: Музыка, 1970. - 192 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm14-1.pdf - Загл. с экрана.

7. Шамаева, Р. М. Креативность в музыкальной культуре: моногр. / Р. М. Шамаева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 171 с.

8. Шепетис, Л. К. Искусство и среда: место искусства в современной эстетической среде / Л. К. Шепе-тис. - М.: Советский художник, 1978. - 264 с.

9. Яценко, Л. В. Философские основания теории творчества и эвристики / Л. В. Яценко // Современные проблемы теории творчества: сб. науч. ст. / под ред. Г. Я. Буша. - М.: Поиск, 1992. - С. 27-41.

Сдано 28.06.2013

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.