Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ИСЦЕЛЯЮЩИХ "СВЯЩЕННЫХ СНОВИДЕНИЙ" В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ'

ФЕНОМЕН ИСЦЕЛЯЮЩИХ "СВЯЩЕННЫХ СНОВИДЕНИЙ" В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
466
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРАКУЛЫ / СВЯТИЛИЩА АСКЛЕПИЯ / "СВЯЩЕННОЕ СНОВИДЕНИЕ" / "ИСЦЕЛЯЮЩИЕ СНОВИДЕНИЯ" / ИНКУБАЦИЯ / АНТИЧНАЯ МЕДИЦИНА / ORACLES / SANCTUARIES OF ASCLEPIUS / "SACRED DREAM" / "HEALING DREAMS" / INCUBATION / ANCIENT MEDICINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хазина Анна Васильевна, Сивакина Вероника Анатольевна

В статье рассматриваются особенности древнегреческих представлений о сновидениях и их эволюции. Показано, что феномен «священных сновидений» (восходящий к индоевропейским корням), дал своеобразный побег - некое «медицинское» ответвление, характерное для определенного периода истории Древней Греции. Он послужил основой своеобразного типа религиозного врачевания, оформившегося в институт «исцеляющих, искомых сновидений». Предпринимается попытка проследить, каким образом Древняя Греция сформировала два типа инкубаций - собственно сакральную и медицинскую. Эти формы были исторически и логически связаны друг с другом, но постепенно кристаллизовались как два автономных социальных института. Анализируется расцвет культа Асклепия, функции инкубации и «священных исцеляющих сновидений» в его святилищах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хазина Анна Васильевна, Сивакина Вероника Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF THE HEALING "SACRED DREAMS" IN ANCIENT GREECE: TO THE QUESTION ON GENESIS

In the article considers the features of ancient Greek ideas on the dreams and its evolution. It is shown that the phenomenon of "sacred dreams" (dating back to Indo-European roots) gave a peculiar escape - a kind of "medical" branch, characteristic to certain period in the history of ancient Greece. It served as the basis for a peculiar type of religious healing, which took shape in the institution of “healing, desired dreams". It undertaken an attempt to trace, how the Ancient Greece formed two types of incubations, namely, the essentially sacred and the medical ones. These forms were historically and logically interconnected each other, but gradually crystallized as two autonomous social institutions. It analyzed, that the flourishing of the cult of Asclepius, the functions of the incubation and "sacred healing dreams" in his sanctuaries.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ИСЦЕЛЯЮЩИХ "СВЯЩЕННЫХ СНОВИДЕНИЙ" В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ»

evropu/ Заглавие с экрана. (дата обращения: 14.08.2019).

7. В ноябре Россия, Иран и Индия решат судьбу проекта МТК «Север-Юг» // Всероссийский отраслевой журнал «Строительство^Ш [электронный ресурс] URL: https://rcmm.ru/novosti/44883-v-nojabre-rossija-iran-i-indija-reshat-sudbu-proekta-mtk-sever-jug.html Заглавие с экрана. (дата обращения: 16.08.2019).

8. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря // Сайт Президента РФ [электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5328 Заглавие с экрана. (дата обращения: 16.08.2019).

9. Бабушкин И. Приоритеты развития Астраханского региона// Ast-news.ru [электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fast-news.ru%2Fnode%2Fprioritety-razvitiya-astrakhanskogo-regiona-polnostyu-vystuplenie-igorya-babushkina%2F&d=1 Заглавие с экрана. (дата обращения: 14.08.2019).

10. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию от 3-14 июня 1992 г. // Веб-сайт ООН (рус. яз.) [электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml Заглавие с экрана. (дата обращения: 26.08.2019).

11. Викторин В.М. Российское государство и кочевые народы // История России: Россия и Восток (серия «Мир истории»). Учебно-науч. пособие. - СПб.: Изд-во «Лексикон», 2002. - С.152-189.

References and Sources

1. Moiseev N.N. Sovremennyj antropogenez i civilizacionnye razlomy. Ekologo-politologicheskij analiz // Voprosy filosofii. - 1995. - № 1. - S.3-3G.

2. Marks K., Engel's F. Nemeckaya ideologiya (t. I - Fejerbah) // Sobranie sochinenij. - M.: GIPL, 1955. - T. 3. - S.15-81.

3. Muza D.E. Istoriologiya N.N. Moiseeva kak potencirovanie pozitivnyh civilizacionnyh alternativ// V Mezhdunarodnyj nauchnyj kongress «Globalistika- 2017» (g. Moskva, MGU im. M.V. Lomonosova, 25-28 sentyabrya 2017 g.). - M.: MGU, 2017. - S.1-5.

4. Moiseev N.N. Izbrannye trudy v 2-h tt. T. II Mezhdisciplinarnye issledovaniya global'nyh problem. Publicistika i obshchestvennye problemy. - M.: Izd-vo «Tajdeks Ko», 2003. - 264 s.

5. Global'nyj krizis zapadnoj civilizacii i Rossiya. (seriya «Budushchaya Rossiya»)/ Otv. red. G.V. Osipov. M.: Izd-vo ISPI RAN-URSS, 2009. 526 s.

6. Baliev A. Mezhdunarodnyj transportnyj «koridor partnyorstva»: iz Indii cherez Iran i Kavkaz - v Rossiyu i Evropu // Internet-zhurnal «Voenno-politicheskaya analitika» [elektronnyj resurs] URL: ht^p://vpoanalytics.com/2018/01/31/mezhdunarodnyj-transportnyj-koridor-partnyorstva-iz-indii-cherez-iran-i-kavkaz-v-rossiyu-i-evropu/ Zaglavie s ekrana. (data obrashcheniya: 14.08.2019).

7. V noyabre Rossiya, Iran i Indiya reshat sud'bu proekta MTK «Sever-YUg» // Vserossijskij otraslevoj zhurnal «Stroitel'stvo.RU» //URL: https://rcmm.ru/novosti/44883-v-nojabre-rossija-iran-i-indija-reshat-sudbu-proekta-mtk-sever-jug.html Zaglavie s ekrana.

8. Konvenciya o pravovom statuse Kaspijskogo morya // Sajt Prezidenta RF [elektronnyj resurs] URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5328 Zaglavie s ekrana. (data obrashcheniya: 16.08.2019).

9. Babushkin I. Prioritety razvitiya Astrahanskogo regiona// Ast-news.ru [elektronnyj resurs] URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fast-news.ru%2Fnode%2Fprioritet^-razvitiya-astrakhanskogo-regiona-polnostyu-vystuplenie-igorya-babushkina%2F&d=1 Zaglavie s ekrana. (data obrashcheniya: 14.08.2019).

10. Rio-de-Zhanejrskaya deklaraciya po okruzhayushchej srede i razvitiyu ot 3-14 iyunya 1992 g. // Veb-sajt OON (rus. yaz.) [elektronnyj resurs] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml Zaglavie s ekrana. (data obrashcheniya: 26.08.2019).

11. Viktorin V.M. Rossijskoe gosudarstvo i kochevye narody // Istoriya Rossii: Rossiya i Vostok (seriya «Mir istorii»). Uchebno-nauch. posobie. -SPb.: Izd-vo «Leksikon», 2002. - S.152-189.

ВИНОГРАДОВ СЕРГЕЙ ВАДИМОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра изучения истории Нижнего Поволжья советского периода Астраханского государственного университета (vinogradov-7@yandex.ru). ВИКТОРИН ВИКТОР МИХАИЛОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры восточных языков Астраханского государственного университета (victvic@mail.ru).

VINOGRADOV, SERGEY V. - Doctor of History, Professor, Head of the Center for the Study of the History of the Lower Volga Region of the Soviet Period, Astrakhan State University (vinogradov-7@yandex.ru).

VIKTORIN, VIKTOR M - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Oriental Languages, Astrakhan State University.

УДК 93/94, 321

ХАЗИНА А.В., СИВАКИНА В.А. ФЕНОМЕН ИСЦЕЛЯЮЩИХ «СВЯЩЕННЫХ СНОВИДЕНИЙ» В ДРЕВНЕЙ

ГРЕЦИИ: К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ

Ключевые слова: оракулы, святилища Асклепия, «священное сновидение», «исцеляющие сновидения», инкубация, античная медицина.

В статье рассматриваются особенности древнегреческих представлений о сновидениях и их эволюции. Показано, что феномен «священных сновидений» (восходящий к индоевропейским корням), дал своеобразный побег - некое «медицинское» ответвление, характерное для определенного периода истории Древней Греции. Он послужил основой своеобразного типа религиозного врачевания, оформившегося в институт «исцеляющих, искомых сновидений». Предпринимается попытка проследить, каким образом Древняя Греция сформировала два типа инкубаций - собственно сакральную и медицинскую. Эти формы были исторически и логически связаны друг с другом, но постепенно кристаллизовались как два автономных социальных института. Анализируется расцвет культа Асклепия, функции инкубации и «священных исцеляющих сновидений» в его святилищах.

KHAZINA, A.V., SIVAKINA, V.A. THE PHENOMENON OF THE HEALING «SACRED DREAMS» IN ANCIENT GREECE: TO THE QUESTION ON GENESIS

Keywords: oracles, sanctuaries of Asclepius, "sacred dream", "healing dreams", incubation, ancient medicine.

In the article considers the features of ancient Greek ideas on the dreams and its evolution. It is shown that the phenomenon of "sacred dreams" (dating back to Indo-European roots) gave a peculiar escape - a kind of "medical" branch, characteristic to certain period in

the history of ancient Greece. It served as the basis for a peculiar type of religious healing, which took shape in the institution of "healing, desired dreams". It undertaken an attempt to trace, how the Ancient Greece formed two types of incubations, namely, the essentially sacred and the medical ones. These forms were historically and logically interconnected each other, but gradually crystallized as two autonomous social institutions. It analyzed, that the flourishing of the cult of Asclepius, the functions of the incubation and "sacred healing dreams" in his sanctuaries.

Осмысление, анализ, попытка систематизации и овладения феноменом сновидений -неотъемлемая и существенная компонента культурной и интеллектуальной эволюции всех без исключения цивилизаций - от древневосточных и античных, классических и постклассических до современных. Как подчеркивает философ и социолог Роже Кайуа в своем масштабном обзоре философских и литературных доктрин, связанных с феноменом сновидений: «тайна сновидения обусловлена тем фактом, что эта фантасмагория, над которой спящий совершенно не властен, тем не менее, всецело исходит из его воображения. Поскольку она разворачивается без его согласия, то ему трудно считать себя ответственным за нее. С другой стороны, он поневоле убежден, что она обращена именно к нему... Одновременно сам он несомненно признает себя избранным получателем некоего торжественно-скрытого поручения» [1, с. 20].

Литература, посвященная и самому феномену, и процессу его интеллектуальной и социокультурной обработки, чрезвычайно обширна. Наиболее значимые и фундаментальные исследования в этой области были опубликованы, главным образом, на рубеже XIX и ХХ веков. Достаточно упомянуть лишь труды А.-Ж. Фестюжьерах [2], А. Оппенхейма [3], A. Буассье [4] и Огюста Буше-Леклерка [5]. Хотя большая часть названных работ имеет научную актуальность и по сей день, к сожалению, лишь небольшая часть из них были переведены на русский язык, да и то относительно недавно. В работах Буше-Леклерка, в частности, содержится один из наиболее полных перечней известных специалистов по онейрокритике - толкованию сновидений. Краткий обзор источников и научной литературы в данной сфере можно также найти в статье С. Архиповой «Искусство толкования снов в Древнем Египте», где, помимо прочего, впервые дается развернутый и прекрасно комментированный русский перевод одного из древнейших источников данной тематики - так называемого «Папируса Честер-Битти III» [6].

Очевидно, что интенсивное развитие междисциплинарных гуманитарных исследований на рубеже ХХ и XXI веков (и количественное, и качественное), сама по себе междисциплинарность, как неотъемлемое свойство современного гуманитарного знания, придают процессу осмысления этой сферы новые импульсы [7, 8, 9, 10]. Очевидно также, что для европейской мысли роль интеллектуальной доминанты продолжает удерживать античное наследие [11], которое, даже с учетом огромных и неизбежных исторических утрат и искажений, составляет пространный корпус разнородных, противоречивых и разнообразных текстов, так или иначе связанных с попыткой философского, научного, либо - напротив - иррационального постижения феномена сновидений.

Несмотря на то, что интеллектуальное наследие античности и в данной сфере достаточно хорошо изучено, новые (в особенности междисциплинарные) исследования продолжают выходить, открывая все новые аспекты его осмысления. Среди фундаментальных работ, оказавших серьезное влияние на современное отечественное антиковедение, следует, в частности, выделить труд английского филолога-классика Эрика Робертсона Доддса 1949 года «Греки и иррациональное» (книга переведена на русский лишь в 2000 году и по-прежнему остается непревзойденной классикой). Особого внимания заслуживают новейшие исследования, переводы и комментарии трактата Аристотеля «О предсказании во сне» в составе Parva Natura М.А. Солоповой, а также внушительная работа М.С. Петровой «Онейрокритика в Античности и в Средние века (на примере Макробия)» [12, 13]. Опираясь на эти исследования, можно предположить, что античное интеллектуальное наследие, охватывающее сферу сновидений, затруднительно (если не невозможно) описать как целостную, единую, непротиворечивую систему. Не поддается эта сфера и некоей эволюционистской, однонаправленной схематизации и привычным «метафорам пути»: «от мифа к логосу», «от иррационального к рациональному», «от религиозно-экстатического к научному».

Не случайно Э. Доддс в главе «Рационализм и реакция на него в классическую эпоху» подчеркивает: «.я постарался показать на примерах конкретной области верований, как медленно, в течение веков, из отложений, оставленных сменяющими друг друга религиозными движениями, возникло образование, которое. можно назвать «конгломератом традиций». Эта

геологическая метафора в данном случае уместна... Новые верования очень редко полностью стирают те, что были до них.» [14, с. 260-261].

Не менее проблематичными остаются и попытки построить некую единую сводную «Классификацию сновидений» - нечто вроде универсальной «античной модели», которую можно было бы вывести из некоего «первоисточника» (в т.ч. и более древнего, заимствованного), либо -наоборот - использовать как всеобъемлющую матрицу, которая позволяла бы охватить все доступные классификации, способы распознавания, толкования и применения. Наиболее полная картина того, как менялись, корректировались и наслаивались друг на друга классификации сновидений, дана в упомянутой работе М.С. Петровой в виде сложно организованных блок-схем [13, с. 182, 190, 192, 208-209]. Особую эвристическую ценность данному исследованию придает и то, что автор предпринимает попытку не только вычленить источники Макробия, но и проследить многослойные и многочисленные трансформации, которым подвергались классические античные классификации сновидений в эпоху эллинизма, у римских авторов, в средние века.

Таким образом, наша оптика, при взгляде на эволюцию древнегреческих представлений о сновидениях, оказывается многократно и разнонаправленно искаженной под воздействием разнообразных «фильтров» - эллинистических, римских, средневековых и т.д. Именно поэтому представляется целесообразным наметить лишь один из проблемных векторов, связанных с эволюцией этих представлений. За рамками данной статьи неизбежно останется множество вопросов, волновавших античных авторов классической и доклассической эпохи: как отличить сон от бодрствования, что в снах соотносится с реальностью, что является причиной снов, как истолковать сновидение, может ли сон быть вещим, всякий ли человек способен видеть вещие сны, в какой степени сны обусловлены божественным влиянием и/или явлением божества и т.д. Таким проблемным вектором в нашем случае является описание ответвления социо-культурной обработки сновидческого опыта в Древней Греции, породившего специфический феномен сновидений «исцеляющих», пусть и связанного многообразно со «священными сновидениями», но все же вполне автономного, исторически обусловленного и, во многих отношениях, уникального. Иными словами, нам, вслед за Э. Доддсом, интересно выяснение не столько многочисленных сюжетов сновидений, сколько тот контекст, который формировал отношение греков к сновидениям. При этом мы должны осознавать, что «различия между древнегреческим и современным отношением к сновидениям могут отражать не только разные способы истолкования одного и того же типа опыта, но и вариации в природе самого опыта» [14, с. 154].

Следует помнить, что древние греки из всех ощущений выделяли зрение, считая его главенствующим органом познания, превосходящим слух [15]. Гомер в «Одиссее» говорит о существовании правдивых и ложных снов, где показателем истинности является способ сновидения - при помощи слуха или зрения (Нот. Od. XIX. 560-567) [16]. Утверждение о превосходстве видимого над слышимым подтверждает и Евстафий в своих комментариях к сочинению Гомера. Из них следует несколько преувеличенное заключение: все, относящееся к зрению, - правдиво, а касающееся слуха и речи, - ложно [15, с. 163].

Хотя само слово «онейрос» (в значении «сновидение») встречается у Гомера крайне редко [14, с. 183], базовые представления древних греков о природе и назначении сновидений, по-видимому, восходят к Гомеру - или точнее, к «поэтам гомеровского круга» [16].

Сильно упрощая, можно сказать, что античные авторы выделяют несколько основных типов сновидений. «Первый - это символическое сновидение, значение которого не может быть понято без дополнительной интерпретации. Второй - это сны, точно предсказывающие будущие события. Третий тип случается, когда к сновидцу является божество, открывающее человеку будущее и соответствующий ему алгоритм действий» [14, с. 159-160].

Одна из подробных (и наиболее распространенных) классификаций принадлежит греческому толкователю снов Артемидору Далдианскому, которая изложена в его сочинении «Онейрокритика» (Сонник) [18]. Артемидор делит все сны на обычные и вещие. Вещие сны, в свою очередь, делятся на «узревательные» и «аллегорические». Первые предсказывают события, которые в реальности происходят точно так же, как были увидены во сне. Вторые, когда будущее предстаёт в виде загадок и знаков. Стоит отметить, что упомянутые два первые вида сна Артемидор делит на 5 подклассов, а «аллегорические», требующие истолкований, в свою очередь, подразделяет еще на 5 категорий - его книга, собственно, и посвящена только этим видам

сновидений, хотя, как известно, разделение вещих снов на 5 категорий было общепринятым в эпоху Артемидора, и ему самому не принадлежит [13, с. 183-184].

При этом до определенного периода привилегированными сновидцами считались цари, которым во сне являлись боги и предсказывали будущее. Обычные же люди видели только символические сны, при толковании которых использовали сонники, становившиеся после V века все более популярными [14, с. 163].

Несмотря на то, что искусство толкования основано на опыте сновидений, реализуется оно в состоянии бодрствования. При этом не обязательно, что толкователем будет сам сновидец. Интерпретатором сновидения может стать любой, кто сможет объяснить его значение. Искусным толкователем считался тот, кто был способен выявлять сходства между неясными символическими образами сна и событиями реальной жизни. Заметим в скобках, что Аристотель, которого чаще всего оценивают как родоначальника «научного», рационалистического взгляда на сновидения, утверждал, что вещий сон может истолковать каждый [14, с. 159].

Важно отметить тот факт, что в Древней Греции постепенно вычленяется и оформляется особый феномен «священного сновидения», в котором присутствует бог, предсказывающий будущее и/или дающий советы сновидцу. Такое сновидение чаще всего относилось к так называемым «искомым» снам. Практики, вызывающие желанное «священное сновидение», использовались (и продолжают использоваться) во многих обществах [14, с. 164]. Причем этот феномен развивается, как бы наслаиваясь на другие типы и виды сновидений (в различных классификациях). Существовало несколько способов, призванных вызвать «священное сновидение», включавшие в себя изоляцию, пост, молитву, сон на шкуре священного животного или контакт со священным предметом. Сонники, для реализации этой же цели, рекомендовали спать с ветвью лавра под подушкой. Важно подчеркнуть, что наиболее распространенным способом получения священного сна являлась инкубация - сон на священном месте. Первоначально в качестве священных мест выступали расселины, ущелья, пещеры, считавшиеся входом в иной мир. Примечательно в этой связи, что первый оракул Земли в Дельфах был прорицателем сновидений [14, с. 163-165].

Особого внимания заслуживает тот парадоксальный факт, что инкубация использовалась преимущественно в двух случаях: чтобы получить: а) вещее сновидение; или б) исцеление от болезни. Таким образом, две совершенно различные психопрактические и социально-религиозные функции (получение доступа к божеству и излечение) парадоксальным образом сливались и разливались, восходили к общему источнику и одновременно разбегались в разные стороны, удаляясь друг от друга в социальном пространстве. Можно предположить, таким образом, что Древняя Греция формировала два типа инкубаций - собственно сакральную и медицинскую. Они были исторически и логически связаны друг с другом, но постепенно кристаллизовались как два автономных социальных института.

«Медицинская инкубация, - пишет Доддс, - пережила период блестящего расцвета, когда в конце V в. культ Асклепия вдруг приобрел общеэллинское значение, и это положение сохранилось у него вплоть до позднейших языческих времен» [14, с. 166-167]. В частности, в Эпидавре находилось святилище оракула Асклепия, в сохранившихся храмовых записях которого отображены случаи исцеления [15, с. 164, 167]. По некоторым свидетельствам, в Греции к IV веку было известно до 300 так называемых «целительных храмов» [6, с. 14]. В святилище Асклепия больные получали предсказания о своем здоровье после проведенной в нем ночи. Не менее важно, что образ Асклепия претерпел значительную эволюцию [18, с. 217]. У Гомера Асклепий известен как государь Трикки в Фессалии, уже тогда известный своими способностями в медицине - «врач безупречный Асклепий» (Нот. II. IV. 194) [20].

Кроме святилищ Асклепия, были и другие оракулы сновидений для больных. Известно о святилище Плутона, расположенном в Карии, около города Ахараки, в Нисейской деревне. По словам Страбона, рядом со святилищем располагался священный участок, храм и пещера, которую посещали больные в надежде на исцеление ^гаЬо. XIV. I. 44) [21]. Павсаний сообщает об оракуле Трофония при городе Лебадии, который, по его словам, посетил лично. Получив исцеление, больные непременно должны были отблагодарить бога. В качестве благодарности применялись жертвоприношения, денежные средства, стихи, гимны, барельефы, статуи и даже строились новые

храмы. Тех же больных, которые не отблагодарили бога, якобы ждало повторное заболевание (Pausan. IX. 39) [22].

Говоря о «расщеплении» сновидческих практик, Доддс пишет: «К концу V в. традиционный тип «священного сна», не поддерживаемый более живой верой в старых богов, стал клониться к упадку: подобные сны встречались все реже, значение их угасало - за исключением народного культа Асклепия... Возникали новые подходы к сновидениям... Религиозные умы теперь склонны трактовать факт значительного сновидения как доказательство внутренних способностей самой души, которые могут развиться, если душа освободится во сне от гнетущего присутствия тела. » [14, c. 177].

Таким образом, феномен «священных сновидений» (восходящий, строго говоря, к индоевропейским корням), дал, так сказать, своеобразный побег - некое «медицинское» ответвление, характерное для определенного периода истории Древней Греции. Он послужил основой своеобразного типа религиозного врачевания, оформившегося в институт «исцеляющих, искомых сновидений». При этом эволюция «исцеляющих сновидений», по-видимому, снова прошла некую точку бифуркации, расщепилась и начала двигаться по двум разбегающимся руслам. С одной стороны, растет народная популярность онейрокритики: возникают целые когорты профессионалов-толкователей, целителей и прорицателей, услуги которых оказываются доступны даже рабам (о чем с издевкой пишет Аристофан и другие комедиографы). С другой, интеллектуальные круги все чаще пытаются рационализировать онейрокритику - в том числе, сравнивая и соотнося различные физические состояния спящих с многочисленными видами и типами снов. Возникает идея о том, что сны могут свидетельствовать о наличии различных болезней. Она часто встречается в так называемом гиппократовском корпусе [14, c. 178, 196].

Анализ комплекса социально-исторических причин возникновения подобного феномена выходит за рамки данной статьи. Э. Доддс, в частности, считал это свидетельством очевидного социального регресса. Симптомы этого регресса и его причины конспективно выглядят следующим образом: распад прежних гражданских и культурных связей, реакция общества на новый рационализм, послевоенный стресс, востребованность в магических исцеляющих практиках. «Все это в течение одного-двух поколений трансформировало Асклепия из незаметного героя в могучего бога и сделало его храм в Эпидавре не менее известным местом паломничества, чем нынешний Лурд» [14, c. 280]. С осторожностью, но вполне последовательно Доддс также пытался выявить и определенную связь между кристаллизацией института «исцеляющих сновидений» и скрытыми от классических исследований свидетельствами бытования «древнегреческого шаманизма», посвятив этому целую главу своего фундаментального труда [14, c. 199-258].

Сегодня, в свете многочисленных и разнообразных открытий, сделанных в поле междисциплинарных гуманитарных исследований, анализ эволюции античных представлений о сновидениях (включая основополагающие концепции Э. Доддса о рациональном и иррациональном) представляется крайне перспективным. В данном случае примечательно некоторое частное, но важное хронологическое совпадение, которое представляется не только продуктивным, но и до некоторой степени символичным.

Литература и источники

1. Кайуа Р. Чары и проблемы снов // Иностранная литература. - 2GG3. - №12. - С.20-46.

2. Фестюжьер А. Ж. Личная религия греков / Пер. с англ., коммент. и указатель С.В. Пахомова. - СПб.: «Алетейя», 2000. -253 с.

3. Oppenheim A.L. The Interpretation of Dreams in the Ancient Near East. Piscataway: Gorgias Press, 2008. - 373 p.

4. Boissier A. Choix de textes relatifs à la divination Assyro-Babylonienne. - Génève, - 1906. - 345 p.

5. Буше-Леклерк О. История гадания в античности / Пер. с фр. Ф. Г. Мищенко. - М.: Вече, 2018. - 416 с.

6. Архипова С.В. Искусство толкования снов в Древнем Египте // Чудеса и оракулы в эпоху древности и средневековья / под ред. С. В. Архиповой, Л. Л. Селивановой. - М.: Крафт + Ин-т востоковедения РАН, 2007. - С. 10-87.

7. CliffordB.R., BullR. The Psychology of Person Identification. - London: Routledge & Kegan Paul, 1978. - 254 p.

8. Hobson A. The dreaming Brain. - New-York: Basic Books, 1988. - 319 p.

9. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. - М.: АСТ, 2009. - 384 с.

10. Джей М., Хазина А.В., Николаи Ф.В. Этика слепоты и постмодернистское "возвышенное": Левинас и Лиотар // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1 (9). - С. 2.

11. ХазинаА.В. Проблема этнокультурных стереотипов: античная историография и ответ стоика Посидония // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2GG9. - № 1. - С. 161-169.

12. СолоповаМ. А. Возникновение науки о снах и сновидениях в Древней Греции // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы). - М.: Кругъ, 2010. - С. 156-168.

13. Петрова М.С. «Онейрокритика в Античности и в Средние века (на примере Макробия) // Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы) / Составление и общая ред. М.С. Петровой. - М:. Кругъ, 2010. - С. 176-229. 182, 190, 192, 208-209.

14. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. - СПб.: Алетейя, 2000. - 507 с.

15. Протопопова И. А. Двусмысленность зримого (несколько замечаний о сновидениях в античной Греции) // Русская антропологическая школа. Труды. - 2004. - Вып. 2. - С. 163-190.

16. Гомер. Одиссея / Пер. В. В. Вересаева. - М.: Гослитиздат, 1953. - 322 с.

17. Hundt J. Der Traumglaube bei Homer. - Greifswald: Dallmeyer, 1935. - 112 s.

18. Артемидор. Сонник / Пер. М.Л. Гаспарова, В.С. Зилитинкевич, И.А. Левинской, Э.Г. Юнца / Под ред. Я.М. Боровского. -СПб.: Кристалл, 1999. - 448 с.

19. Жак Ж. Гиппократ / Пер. с франц. Д.Н. Вальяно. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.

20. Гомер. Илиада / Пер. В. В. Вересаева. - М.-Л., 1949. - 551 с.

21. Страбон. География. В 17 кн. / Пер. Г.А. Стратановского. - М.: Ладомир, 1994. - 943 с.

22. Павсаний. Описание Эллады. Т. I-II / Пер. С.П. Кондратьева. - СПб.: Алетейя, 1994.

References and Sources

1. Kajua R. Chary i problemy snov // Inostrannaya literatura. - 2003. - №12. - S.20-46.

2. Festyuzh'er A. Zh. Lichnaya religiya grekov / Per. s angl., komment. i ukazatel' S.V. Pahomova. - SPb.: «Aletejya», 2000. - 253 s.

3. Oppenheim A.L. The Interpretation of Dreams in the Ancient Near East. Piscataway: Gorgias Press, 2008. - 373 p.

4. Boissier A. Choix de textes relatifs a la divination Assyro-Babylonienne. - Généve, - 1906. - 345 p.

5. Bushe-Leklerk O. Istoriya gadaniya v antichnosti / Per. s fr. F. G. Mishchenko. - M.: Veche, 2018. - 416 s.

6. Arhipova S.V. Iskusstvo tolkovaniya snov v Drevnem Egipte // CHudesa i orakuly v epohu drevnosti i srednevekov'ya / pod red. S. V. Arhipovoj, L. L. Selivanovoj. - M.: Kraft + In-t vostokovedeniya RAN, 2007. - S. 10-87.

7. Clifford B.R., Bull R. The Psychology of Person Identification. - London: Routledge & Kegan Paul, 1978. - 254 p.

8. Hobson A. The dreaming Brain. - New-York: Basic Books, 1988. - 319 p.

9. Bekhtereva N.P. Magiya mozga i labirinty zhizni. - M.: AST, 2009. - 384 s.

10. Dzhej M., Hazina A.V., Nikolai F.V. Etika slepoty i postmodernistskoe "vozvyshennoe": Levinas i Liotar // Vestnik Mininskogo universiteta. -2015. - № 1 (9). - S. 2.

11. Hazina A.V. Problema etnokul'turnyh stereotipov: antichnaya istoriografiya i otvet stoika Posidoniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya. - 2009. - № 1. - S. 161-169.

12. Solopova M. A. Vozniknovenie nauki o snah i snovideniyah v Drevnej Grecii // Intellektual'nye tradicii Antichnosti i Srednih vekov (issledovaniya i perevody). - M.: Krug", 2010. - S. 156-168.

13. Petrova M.S. «Onejrokritika v Antichnosti i v Srednie veka (na primere Makrobiya) // Intellektual'nye tradicii Antichnosti i Srednih vekov (issledovaniya i perevody) / Sostavlenie i obshchaya red. M.S. Petrovoj. - M:. Krug", 2010. - S. 176-229.

14. Dodds E. R. Greki i irracional'noe. - SPb.: Aletejya, 2000. - 507 s.

15. Protopopova I. A. Dvusmyslennost' zrimogo (neskol'ko zamechanij o snovideniyah v antichnoj Grecii) // Russkaya antropologicheskaya shkola. Trudy. - 2004. - Vyp. 2. - S. 163-190.

16. Gomer. Odisseya / Per. V. V. Veresaeva. - M.: Goslitizdat, 1953. - 322 c.

17. Hundt J. Der Traumglaube bei Homer. - Greifswald: Dallmeyer, 1935. - 112 s.

18. Artemidor. Sonnik / Per. M.L. Gasparova, V.S. Zilitinkevich, I.A. Levinskoj, E.G. Yunca / Pod red. YA.M. Borovskogo. - SPb.: Kristall, 1999. -448 s.

19. Zhak Zh. Gippokrat / Per. s franc. D.N. Val'yano. - Rostov-na-Donu: Feniks, 1997. - 480 s.

20. Gomer. Iliada / Per. V. V. Veresaeva. - M.-L., 1949. - 551 s.

21. Strabon. Geografiya. V 17 kn. / Per. G.A. Stratanovskogo. - M.: Ladomir, 1994. - 943 s.

22. Pavsanij. Opisanie Ellady. T. I-II / Per. S.P. Kondrat'eva. - SPb.: Aletejya, 1994.

ХАЗИНА АННА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (annh1@yandex.ru ) СИВАКИНА ВЕРОНИКА АНАТОЛЬЕВНА - магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (nika.sivakina@yandex.ru)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

KHAZINA, ANNA V. - Ph.D. in History, Chairperson, World History, Classical Disciplines and Law Department, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (annh1@yandex.ru )

SIVAKINA, VERONICA A. - Master of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (nika.sivakina@yandex.ru).

УДК 94(47.62).081-083

ГРЕЧИШКО Д.Н.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД)

Ключевые слова: концепция, синергетика, социальная система, самоорганизация, кубанское казачество, социальная организация, организационно-правовая система, социальный контроль, этнокультурная идентичность, гражданская идентичность.

В статье рассматривается возможность применения синергетической концепции в конкретно-исторических исследованиях. Отмечается, что использование данной концепции в исследовательской деятельности не нарушает важнейшие принципы исторической науки - объективности и историзма. Применение в теории исследования синергетической концепции позволяет всесторонне изучить сложные социальные системы, выявить закономерности их развития и определить внутренние противоречия, осуществить анализ индивидуального и группового поведения членов социума, норм и ценностных ориентаций. Автор, на примере кубанского казачества, анализирует параметры микро и макроуровня казачьей социальной системы, показывая взаимозависимость в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.