StöKg УДК 316.4+ 009
шш doi 10.18522/2227-8656.2023.4.13
êtëss? edn tfmdds
ФЕНОМЕН ИСКУССТВА И ЦИФРОВАЯ СРЕДА В СТАНОВЛЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Е. А. Горячева * Н. Ю. Захарова *
* Донской государственный технический университет Ростов-на-Дону, Россия
Цель исследования - изучение феномена искусства в становлении творческой личности молодежи в социальной и цифровой среде, рассматривается традиционное и цифровое искусство. Созданная искусством среда раскрывается в рамках архитектуры, ландшафта, одежды и остальных рукотворных произведений искусства. Понимание социализирующей современной среды - среды проживания, обучения и развития молодого поколения с использованием цифровых технологий с участием искусства.
Методологическая база исследования. Рассматривается понятие творческой личности, формирующейся в информационном обществе, современной социальной и цифровой среде через взаимодействие с искусством в рамках системного трансдисциплинарного подхода, включая философский, социологический, психолого-педагогический, дея-тельностный, ценностно-ориентационный, личностный подходы становления личности молодого поколения. В основу социализирующей личность среды включается понима-
© Горячева Е. А., 2023 © Захарова Н. Ю., 2023
THE PHENOMENON OF ART AND THE DIGITAL ENVIRONMENT IN THE FORMATION OF A CREATIVE PERSONALITY OF YOUNG PEOPLE
Elena A. Goryacheva * Natalya Yu. Zakharova *
* Don State Technical University Rostov-on-Don, Russia
Objective of the study is to study the phenomenon of art in the formation of a creative personality of young people in a social and digital environment, traditional and digital art is considered. The environment created by art is revealed within the framework of architecture, landscape, clothing and other man-made works of art. Understanding the socializing modern environment - the environment of living, learning and development of the younger generation using digital technologies with the participation of art.
The methodological basis of the research. The concept of a creative personality is considered, which is formed in the information society, modern social and digital environment through interaction with art within the framework of a systematic transdisciplinary approach, including philosophical, sociological, psychological and pedagogical, activity, value-oriented, personal approaches to the formation of the personality of the younger generation. The basis of the environment that socializes a person includes the understanding of: the natural environment that meets the requirements of the philosophy
ние: природной среды, отвечающей требованиям философии инвайронментализма, и искусственно созданной творчеством человека видеоэкологичной социальной и цифровой среды.
Результаты исследования. Новые условия трансформации традиционной системы социализации молодого поколения: цифровые технологии, создавшие новую социальную цифровую среду, затрагивающие все сферы жизни, в том числе образовательное пространство - реалии нового общества. Важным аспектом которого остается проблема гуманизма, выживания человечества и личности творческой, развивающей свою индивидуальность и креативно воздействующей на социум. Искусство, как один из главных факторов окружающей человека среды наравне с природой, создает условия создания гармоничного пространства в процессе творчества. Взаимовлияние личности на создание произведений искусства и воздействие визуальной художественной среды (архитектуры, предметов быта, одежды, ландшафтного дизайна и цифровой среды) на людей создают особые условия социализации личности молодежи в цифровом обществе. Чем эта среда более творческая и видеоэкологичная, тем она более полезная и развивающая для всего населения, также для становления нового поколения. Значительно возросла роль видеоэкологии в обеих социализирующих личность средах: реальной и цифровой. Наряду с положительным влиянием цифровых технологий существуют значительные риски, требующие изучения специалистами разных областей знаний: философов, социологов, культурологов, педагогов, психологов, физиологов и видеоэкологов.
Перспективы исследования. Основная перспектива гармоничного развития творческой личности молодого поколения заключается в создании комфортной развивающей визуальной среды с помощью искусства и современных технологий цифрового общества,
of environmentalism, and the video-ecological social and digital environment artificially created by human creativity.
Research results. New conditions for the transformation of the traditional system of socialization of the younger generation: digital technologies that have created a new social digital environment affecting all spheres of life, including the educational space - the realities of a new society. An important aspect of which remains the problem of humanism, the survival of humanity and the creative personality developing its individuality and creatively influencing society. Art, as one of the main factors of the human environment, along with nature, creates conditions for creating a harmonious space in the creative process. The mutual influence of the individual on the creation of works of art and the impact of the visual artistic environment (architecture, household items, clothing, landscape design and the digital environment) on people create special conditions for the socialization of the personality of young people in a digital society. The more creative and video-ecological this environment is, the more useful and developing it is for the entire population, as well as for the formation of a new generation. The role of video ecology has significantly increased in both socializing personality environments: real and digital. Along with the positive impact of digital technologies, there are significant risks that require study by specialists in various fields of knowledge: philosophers, sociologists, cultural scientists, educators, psychologists, physiologists and video ecologists.
Prospects of the study. The main prospect for the harmonious development of the creative personality of the younger generation is to create a comfortable developing visual environment with the help of art and modern technologies of the digital society, eliminating all possible risks of
исключив всевозможные риски негативного воздействия на людей цифровых технологий и искусственного интеллекта.
Ключевые слова: молодежь, социализирующая визуальная среда, цифровая среда, феномен искусства, современное образование, становление творческой личности.
negative impact on people of digital technologies and artificial intelligence.
Keywords: youth, socializing visual environment, digital environment, the phenomenon of art, modern education, the formation of a creative personality.
Введение
Цифровое общество XXI века содержит новые условия трансформации традиционной системы в социализации молодого поколения, и цифровые технологии, затрагивающие все сферы жизни, а также образовательное пространство. Наряду с положительным влиянием цифровых технологий существуют значительные риски, требующие изучения специалистами разных областей знаний: философами, социологами, культурологами, педагогами, физиологами и психологами.
То есть в целом и риски, и возможности цифровой среды должны быть исследованы обществом как в системе образования, так и в других сферах. Каждая социальная эпоха имеет свои новые технологии, которые соответствуют периоду развития общества. Эти технологии являются следующим этапом прогресса после существующего, они сопровождаются вначале некоторым непониманием традиционной части населения. Поскольку информационное общество охватило все страны мира, то в этом случае должно формироваться целое мировое сообщество как содружество разных народов. Пока есть только истоки формирования дружественного мирового сообщества, формируемого в рамках гуманистического развития. Такие страны, как Россия, пытаются прекратить военные конфликты. Канада, Швейцария, Северная Корея, Испания или другие страны вообще стараются держать нейтралитет. Однако еще нет общего всемирного понимания ценности каждого народа, населяющего наш земной шар. И еще важно, что все новейшие технологии могут развиваться только на основе традиций народов мира, не затрагивая и не ломая их культурной базы, заложенной в картине мира каждого народа. Только в рамках таких условий может формироваться гармоничная творческая личность молодого поколения каждой страны мира и в цифровой среде должны проходить творческое развитие, обмен полезной развивающей информацией, новейшими технологиями, полезными человечеству. Всё остальное и противоположное является угрозой человечеству. Современное искусство, развивающееся в рамках цифровых технологий, в России не так активно, как на Западе. В нем самом пока проявляется меньше рисков, чем в окружающей среде, наполняемой программами с участием искусственного интеллекта.
Тенденции и методологические основы исследования
Социальная и визуальная среда имеет большое значение в психофизиологическом воздействии на подрастающее поколение, как и на другие возрастные группы. Правительство озабочено сохранением культурного фонда страны. 23 мая 2023 года в президентской библиотеке состоялась «Конференция по вопросам продвижения национального культурного наследия в электронной среде». В конференции принимали участие российские представители науки и образования из Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва и других вузов, также из присоединившихся республик: Донецкой, Луганской. Мероприятие проводилось на основе Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»1.
Ученые мира также озабочены сохранением традиционных культурных ценностей в своих странах. Китайские власти в прошлом веке создавали условия для научно-творческого развития идей студентов и желающих в лабораториях предназначенных для этого институтов, чтобы реализовать в течение года свои проекты. В настоящее время появилась информация о нововведении, датируемом июнем 2023 года, что в Китае созданы две облачные платформы, на которых исследователи и студенты будут работать над своими научными работами. 2 Теперь в Китае созданы условия для разработки своих идей в цифровой среде, что очень удобно для сохранения информации.
Российский ученый, физик, философ В. С. Поликарпов предлагает создать цифровые платформы с традиционными для российского общества произведениями культуры и искусства для визуализации и обучения, чтобы молодежь могла видеть и участвовать в мероприятиях, демонстрирующих достижения своего народа. Таким образом он предполагает решать задачу продвижения культурного кода россиянина в цифровой среде и защиты от негативного влияния Запада на российскую молодежь, с целью разработки социокультурных фильтров для защиты менталитета молодежи и поддержки российской картины мира (Поликарпов, 2022. С. 176). Известный российский ученый Ю. Г. Волков, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, занимающийся теорией личности и личностных ресурсов развития современного российского общества, считает личность ценностью социума. Перспективой развития общества им считается качество человеческого потенциала. «Значи-
1 Конференция по вопросам продвижения национального культурного наследия в электронной среде состоялась в президентской библиотеке // Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина - 23 мая - 2023 -https://www.prlib.ru/news/1881092 (дата обращения: 15.06.2023).
2 Китай создал две платформы общего пользования для запуска квантовых компьютеров // RuNews24 - 8 июня. - 2023. - https://runews24.ru/technology/08/06/2023/c775c49a2b4b0 d7c4578a963dba7485b (дата обращения: 06.06.2023).
мость креативных личностей как двигателей социально-экономического развития экспоненциально растет» (Волков, 2021. С. 32).
Нами изложены принципы гармоничного творческого развития личности в визуальной социальной среде, созданной искусством. Большое психолого- и физиологическое значение имеет это окружение для всего населения и особенно молодого поколения, как комфортная позитивно воздействующая, гармоничная история развития традиционной культуры и искусства каждого народа. Для обучающейся молодежи в сфере художественного образования значимы методологические принципы научной, художественно-проектной и творческой деятельности в рамках личностно-ориентированного образования (проф. Е. В. Бондаревская). Они успешно реализуют программу профессионального становления личностного и индивидуального развития студентов (Горячева, 2022).
Гармоничная социализирующая личность в художественной среде
Мы выявили, что личность социализируется в социуме в двух средах, имеющих на ее становление непосредственное многоплановое влияние: визуальной искусственной, созданной творчеством человека (архитектура, предметы быта, одежда; и новой виртуальной - цифровой), также природной естественной среде. Наша задача состоит в том, чтобы две искусственно созданные социумом среды были также гармоничны человеку, как и природная. Большую значимость для формирования знающей творческой (развивающей свой потенциал) и креативной (развивающей общество) личности имеет ее образование, особенно профессиональное высшее. Для изучения и развития профессиональной творческой личности важны подходы: психолого-педагогический, деятельностный, ценностно-ориентационный, личностно-ориентированный. Соответственно система образования должна строиться на многоплановой системе обучения основам профессии, особенно в художественном образовании. Необходимы высокие ориентиры для студентов самих преподавателей в их собственной научно-творческой деятельности: членство в художественных союзах, степени и звания в научных личных достижениях. Сотрудничество с партнерами, творческие площадки сотрудников вуза и партнеров. Совместные выезды на пленэры, проведение конкурсов, выставок, симпозиумов. В науке участие студентов и преподавателей в конференциях, конгрессах с тезисами, докладами, статьями разного уровня. Все эти возможности позволяют и преподавателям, и студентам разнопланово развиваться, раскрывая в себе новые дарования и способности. Цифровая система современного общества создает условия обмена информацией со всеми странами мира, что полученные знания и технологии делает объективно прозрачными и доступными для всех желающих.
Идеи известного ученого Василия Филина, основателя видеоэкологии, сегодня оказываются еще актуальнее. Основы и положения теории и практики
видеоэкологии в настоящее время, по нашему мнению, уже можно рассматривать в двух средах: реальной и цифровой. Однако современное строительство в городской среде мало знакомо с основами этого важного для общества направления. Используются агрессивные и вредные для восприятия людей цвета, этажность зданий. Мы писали ранее, что в Москве учитываются основы видеоэкологии в строительстве и существуют официальные документы по этому вопросу. В России с 2016 г. строительные объекты проверяются по системе BREEAM, работает направление «зеленая архитектура». Интересны исследования ученых, философов о роли и месте архитектуры и искусств в жизни человека в цифровом обществе. Известны произведения галериста, философа, профессора университета, исследующего искусство, стилистику, символику как важную составляющую мира искусств разных эпох и семантику произведений искусства. Его внимание привлекла архитектура как самый наглядный вид искусства, окружающий нас в городской среде, несущий информацию об архитекторе, о времени ее создания, о стиле эпохи, технологиях, материалах и семантике произведения (Goodman, Elgin, 1988).
Мы в своих статьях описывали значение и роль архитектурных строений разного периода застройки и традиционного жилья для жизни людей. Особенно проблематична городская среда, имеющая негативные тенденции в большей степени, чем в сельской местности. Изучением данной проблемы занимается видеоэкология, разработавшая свои критерии и рекомендации по созданию комфортной городской среды для жизни и гармоничного развития людей. Предполагается отсутствие агрессивных и гомогенных полей в городской архитектуре, темных по цветовому тону и высотных зданий в застройке; наличие ландшафта, зеленых насаждений и разноцветного наполнения посадками в клумбах, цветниках, позволяющих нейтрализовать негативное воздействие современной застройки. Многие предприниматели, арендующие помещения на первых этажах зданий, занимаются дизайном входной зоны, несколько решают в этом плане проблемы городского пространства. Однако зеленые насаждения города еще и выполняют функцию очищения воздушной среды, т. е. являются легкими города. И жителей несколько удивляют вырубки гектаров зеленых насаждений с целью постройки еще комплексов новостроек, не имеющих спроса на жилье. Старая застройка города до трех этажей значительно гармоничнее воспринимается людьми с позиции воздействия на психофизиологическом уровне.
В студенческой образовательной среде вуза в рамках художественного направления цифровое обучение является многосторонним и разнонаправленным. «Результатом вхождения и погружения в научно-, учебно-образовательную, творческую, культурную гиперсреду с использованием методов коммуникативного проектирования и художественно-творческой деятельности становится концептуальное осознание студентами задач художественного
творчества, проектирования и связанных с ними культурных и личностных ценностей. Цифровая обучающая среда вуза и медиасреда, информационно-образовательно-творческая, включающая организационно-педагогические условия, основанная на гуманистических традициях, личностно ориентированном образовании российской и зарубежной высшей школы, в художественном развитии и дизайне создает гармоничную среду приобретения профессиональных компетенций обучающимися» (Горячева, 2022).
Уже в конце ХХ века в Москве был основан инновационный Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», занимающийся развитием и популяризацией медиаискусства через проведение различных проектов по всему спектру новых искусств. Были организованы новые площадки различных направлений в целях содействия «кросс-культурным проектам на стыке техники, изо, музыки, театра» (Лунина, 2019).
Образовательная среда цифрового общества
Социальная среда XXI века - особая, отличающаяся от предыдущих эпох новым цифровым содержанием: с одной стороны, появились уникальные технологии, позволяющие людям пользоваться информацией разного рода (научной, публицистической, художественной, технической направленности и др.), с другой стороны, есть возможность наблюдать за развитием интересующего направления в других странах. Эта новая среда создает условия не только для создания авторских творческих произведений, но и для понимания своего места, уровня и степени участия в мировом прогрессе, как в научном, так и творческом аспектах. Информация получается в считанные минуты преподавателями и студентами, благодаря использованию баз библиотек учебных заведений, наукометрической платформы, где ядром и часто используемым источником информации является база данных РИНЦ, Web of Science, Scopus, содержащая библиографическую и реферативную базу данных и возможность поиска статей, и других интересуемых материалов в научных изданиях. Современные технологии создания всевозможных художественных, технических и других проектов позволяют в короткие сроки выполнить желаемое, соблюдая требования и привнося личностные творческие элементы или концепции создания авторских произведений. Несколько лет пандемии в мире позволили научиться разновозрастным группам населения обмениваться информацией, молодежи проходить обучение, даже сдавать вступительные экзамены одновременно в несколько вузов. Такие негативные условия в социально-медицинском направлении общественной жизни позволили социализироваться в цифровой среде большому числу взрослого населения, да и молодежи в целом.
В рамках философии образования и проблемы формирования личности Н. Д. Наумов в связи с физическим, социальным и духовным личностным на-
чалом выделил биогенетические задатки, наличие психосоциального личностного ядра и социальных аспектов в комплексе, позволяющем формироваться и социализироваться уникальной личности. Где связь с современностью непременно проявляется, также личностная мотивация, с проявлением характера, задатков, творческих начал. Сопоставление собственного образа «Я» с социальной реальностью представляет центром понимания, самовоспитания и становления личности (Наумов, 2010). В соответствии с развитием общества и его технологий происходит самореализация молодого поколения. Появилось понимание современных технологий и возможности их использования всеми людьми независимо от возраста. События, связанные с пандемией во всем мире, внесли инновации в процесс дистанционного обучения на основе цифровых технологий, также и в художественном образовании (Goryacheva, 2021).
Чаще стали использоваться интернет и обучающие платформы государства и вуза. При необходимости проводились занятия дистанционно с цифровыми технологиями: лекции, практические, лабораторные занятия, сопровождающиеся видео-мастер-классами, видеороликами этапов работы, фотографиями и др. Активизировались исследования условий работы студентов и дистанционного обеспечения в образовании молодого поколения во время пандемии (Goryacheva, 2020).
Современные методики обучения творчеству студентов в инновационной художественной среде художников, архитекторов, дизайнеров
Необходимы проработанные условия защиты молодого поколения от вредоносного целенаправленного влияния информации в цифровой среде.
Увлечение молодежи и значительное пребывание по времени участия в различных цифровых пространствах вызывает озабоченность качеством и содержанием информации, привлекающей молодежь. Особенно важным является аспект гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания в рамках формирования личности молодого поколения.
Некоторые тенденции поведения молодежных групп поколения Z и других вызывают настойчивое желание специалистов в корректировке жизненных принципов и условий для создания в образовательной и социализирующей среде возможности для их совершенствования в области становления личности, творческого и креативного развития. Для этого должны создаваться определенные социально-творческие программы по различным направлениям специализации: технической, художественной и другой профессиональной развивающей среды, где интересы молодежи могли бы пересекаться с креативными идеями проектов и программ, заменяющими бесцельное времяпрепровождение в сетях, блогах, просмотры примитивных роликов и другой информации, мешающей развитию творческой личности. Как мы уже указали, воздействие
художественной визуальной среды (архитектуры, предметов быта, одежды, ландшафтного дизайна, включая произведения цифровой среды) происходит через восприятие и создание художественных объектов в отличие от естественной природы.
Science Art представляет направление современного нестандартного искусства на основе научных знаний (Фукс, 2023). Воздействие произведений цифрового искусства должно еще изучаться специалистами, насколько оно полезно и сподвигает к творчеству или содержит риски.
Нами разработаны условия творческой художественной образовательной среды в вузе на основе цифровых технологий в профессиональном онлайн- и офлайн-обучении. С участием высококвалифицированных специалистов РАХ (Российской академии художеств) - симпозиумы, всероссийские выставки и пленэры, под патронажем представителей духовенства и участием представителей РАХ, членов кафедры - создание произведений МДИ для действующих соборов и для восстановления разрушенных храмов во главе с Ростовской епархией. Поддержка и сотрудничество с вузами присоединившихся территорий к России: общие пленэры, мероприятия позволяют студентам лично участвовать в гражданско-патриотически направленных действиях совместно со студентами ДНР. В течение года действуют художественно-педагогические платформы ведущих преподавателей кафедры по скульптуре, живописи, мозаике, горячей эмали, витражу и другие. Они позволяют студентам лучше освоить изучаемые технологии и проявить творческие возможности индивидуально под контролем преподавателя - члена Союза художников. В рамках цифровой среды помимо занятий и работы с источниками и материалами студенты и преподаватели участвуют в конкурсах и выставках. Веб-дизайн и цифровое искусство в интернете должны развивать личностный потенциал молодежи (Горячева, 2017).
Технологии дизайна одежды студентов в обучении и преподавании
Используются высокие технологии в конструировании: программа САПР, графические редакторы: CorelDRAW, Adobe Photoshop, Paint. В настоящее время применяются дистанционные методы: дистант-консультирование, трансляция видеолекций, записанных на видеоноситель, создан визуальный ряд лучших работ студентов, ведущих дизайнеров и работ студентов, который выводит творческие продукты обучающихся на требуемый уровень качества - изображение и обсуждение в режиме самостоятельной работы студентов для создания графических образов. Работы ведутся на цифровых носителях или предварительно выполненная ручная работа оцифровывается и вносится в базу данных по спецдисциплинам кафедры. Существуют специализированные аудитории кафедры с компьютерным оборудованием, проекторами для трансляции видеоматериалов. Основываясь на нуждах образовательного процесса, материальная база пополняется, видоизменяется и модернизиру-
ется. Существуют различные программы развития образного представления студентов в рамках практик: производственной, пленэрной, преддипломной, музейной, научно-исследовательской, позволяющих получить базовые основы будущей профессиональной деятельности обучающихся.
При изучении дисциплин художественно-образовательного цикла включение информационных технологий в стационарную образовательную деятельность является инновационной технологией, обеспечивающей активизацию учебного процесса. Проведение активизирует учебно-творческую деятельность студентов. В выполнении курсовых проектов в материале всё больше используются цифровые технологии, связанные разработкой изображений и текстовыми редакторами. Выполняются курсовые проекты, объекты спецграфики, пропедевтические образцы и колористические градиентные образцы, которые непосредственно участвуют в создании творческих арт-объ-ектов. Ручная графика полностью заменяется на работу с графическим редактором, предоставляется безграничное поле вариативности получения художественно-графических продуктов. Широкая библиотека моделей, текстур, инградиентов дополняет имеющуюся базу данных и расширяет возможности творческого поиска. Художественная графика ни в коем случае не заменяет ручную работу (Zakharova, 2020). Информационные технологии год за годом совершенствуют графические редакторы и выпускаются обновленные версии новых поколений. Увлечение обучающимися осваиванием последних расширенных версий программ улучшает показатели образовательного процесса. Однако это не умаляет обучение специальным дисциплинам с помощью ручной графики, она была и остается важнейшим элементом развития и обучения дисциплинам художественного цикла.
Искусственный интеллект в цифровом образовании мира
С целью понимания тенденций мирового цифрового развития образования и роли в нем искусственного интеллекта нами изучены документы ЮНЕСКО для системы образования до 2030 года. ЮНЕСКО - мировой лидер в области образования в рамках глобальных вызовов современности цифровой трансформации обучения, «обеспечивающей глобальное и региональное лидерство для достижения прогресса, повышения устойчивости и потенциала национальных систем, для всех учащихся»1 в целях искоренения нищеты. Реализацией перспективных целей проекта занимались разные страны. Выделена цель 4, направленная на обучение всех желающих в любом возрасте. В рамочной программе действий «0бразование-2030» сформулированы руководящие прин-
1 «Совместное переосмысление наших перспектив образования. Новый социальный договор в интересах образования». Доклад международной комиссии по перспективам образования. Опубликовано в 2021 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Paris 07 SP, France http://en.unesco.org/futuresofeducation
ципы в отношении осуществления этой амбициозной цели и обязательства государств в этой области. Интересующий нас аспект документов ЮНЕСКО имеет некоторую реализацию в проекте 17. «Машинное творчество включает системы, создающие новые изображения, произведения музыки и искусства, литературные произведения» (Технологии... 2022).
По поводу применения в системе образования искусственного интеллекта остаются вопросы у мирового сообщества. «Применение ИИ в образовательном контексте, безусловно, вызывает серьезные сомнения, касающиеся, в частности, содержания и методов обучения, изменяющейся роли учителя, социальных и этических последствий ИИ» (Технологии. 2022. С. 18).
Заключение
С целью изучения возможностей социальной и учебной среды современного общества и рисков цифровой среды - в формировании личности молодых людей РОС (Российским обществом социологов) проводится анкетирование по всей стране среди студентов. Наряду с положительной стороной циф-ровизации общества выявляются определенные аспекты рисков с развитием системы искусственного интеллекта и его воздействием на человека, также заменой функций человека. Результаты этого исследования будут опубликованы к концу года, мы опишем в статье их результаты и обоснуем дальнейшие перспективы развития исследуемой нами проблемы. В образовательной среде художественного направления успешно используются традиционные и цифровые технологии творческого художественного развития на занятиях онлайн и офлайн, на творческих площадках вуза и партнеров, участие в мероприятиях разного уровня: выставках, симпозиумах, конференциях и других. В целом система учебно-творческого и научного развития, сложноорганизованная и применяемая нами, дает возможность оценить вклад преподавателей, студентов и партнеров в систему современных условий цифрового общества в плодотворном творческом развитии личности студентов.
Список источников
Волков, Ю. Г. Личностные ресурсы развития современного российского общества: ретроспектива и перспектива проблемы / Ю. Г. Волков // Гуманитарий Юга России. - 2021. - Т. 10, № 4. - С. 14-32. - DOI 10.18522/2227-8656.2021.4.1. - EDN UURIJC.
Горячева, Е. А. Формирование творческой личности молодого поколения в современной художественной образовательной среде ВУЗа / Е. А. Горячева, И. М. Власо-
References
Volkov Yu. G. Personal resources for the development of modern Russian society: a retrospective and perspective of the problem. Gumanitarij Yuga Rossii = Humanities of the South of Russia. 2021; 10 (4) : 14-32. DOI 10.18522/2227-8656.2021.4.1. (In Russ.).
GoryachevaE.A., VlasovaI. M. Formation of the creative personality of the young generation in the modern artistic educational environment
ва // Гуманитарий Юга России. - 2022. -Т. 11, № 4. - С. 103-114. - DOI 10.18522/22278656.2022.4.7. - EDN OHSMJM.
Горячева, Е. А. Дизайн и киберпростран-ство в формировании творческой личности нового поколения / Е. А. Горячева, И. А. Клименко // Гуманитарий Юга России. - 2017. -Т. 6, № 5. - С. 119-127. - DOI 10.23683/22278656.2017.5.10. - EDN ZNGTYH.
Лунина, Л. Media Art: как искусство совершает прорыв в науке c помощью технологий // ForbesLife - 2 октября - 2019 - URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/384237-media-art-kak-iskusstvo-sovershaet-proryv-v-nauke-c-pomoshchyu-tehnologiy (дата обращения: 06.06.2023).
Мануэль Корреа. Философские истоки дигитальности: беседа с теоретиком медиа Александром Гэллоуэем. - URL: https:// special.theoryandpractice.ru/digitality (дата обращения: 06.06.2023).
Наумов, Н. Д. Философия образования и проблема формирования личности: философский аспект / Н. Д. Наумов // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 2. -С. 44-49. - EDN OXWUSR.
Поликарпов, В. С. Ментальная война Запада против России: значимость феномена искусства в формировании сознания молодежи / В. С. Поликарпов, Е. В. Поликарпова // Гуманитарий Юга России. - 2022. -Т. 11, № 2. - С. 164-179. - DOI 10.18522/22278656.2022.2.13. - EDN WETAHX.
Miao F., Huang R., Holmes W., Zhang H. Технологии искусственного интеллекта в образовании. Руководство для лиц, ответственных за формирование политики // ResearchGate. Август -2022 - URL: https://www.researchgate.net/ deref/http%3A%2F%2Fcreativecommons. org%2Flicenses%2Fby-sa%2F3.0%2Figo%2F (дата обращения: 14.06.2023).
Goryacheva, E. Innovations in education in the process of distance learning based on digital technologies / E. Goryacheva, O. Kartavtseva // E3S Web of Conferences : 14th International
of the university. Gumanitarij Yuga Rossii = Humanities of the South of Russia. 2022; 11 (4): 103-114. DOI 10.18522/2227-8656.2022.4.7. (In Russ.).
Goryacheva E. A., Klimenko I. A. Design and cyberspace in the formation of a creative personality of a new generation. Gumanitarij Yuga Rossii = Humanities of the South of Russia. 2017; 6(5): 119-127. DOI 10.23683/22278656.2017.5.10. (In Russ.).
Lunina L. Media Art: how art makes a breakthrough in science with the help of technology. ForbesLife. October 2, 2019. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/384237-media-art-kak-iskusstvo-sovershaet-proryv-v-nauke-c-pomoshchyu-tehnologiy (date of application: 06.06.2023). (In Russ.).
Manuel Correa. The Philosophical Origins of Digitality: A Conversation with media theorist Alexander Galloway. URL: https:// special.theoryandpractice.ru/digitality (date of application: 06.06.2023).
Naumov N. D. Philosophy of education and the problem of personality formation: philosophical aspect. Bulletin of Nizhnevartovsk State University for the Humanities. 2010; 2: 44-49. (In Russ.).
Polikarpov V. S., Polikarpova E. V. The mental war of the West against Russia: the significance of the phenomenon of art in the formation of youth consciousness. Vestnik Nizhne-vartovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta = Humanities of the South of Russia. 2022; 11 (2): 164-179. DOI 10.18522/22278656.2022.2.13. (In Russ.).
Miao F., Huang R., Holmes W., Zhang H. Artificial intelligence technologies in education. A guide for policy Makers. ResearchGate. August 2022. URL: https://www.researchgate. net/deref/http%3A%2F%2Fcreativecommons. org%2Flicenses%2Fbysa%2F3.0%2Figo%2F (date of application: 14.06.2023).
Goryacheva E., Kartavtseva O. Innovations in education in the process of distance learning based on digital technologies. E3S Web of Conferences: 14th International Scientific and Practical Conference on State and
Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021, Rostov-on-Don, 24-26 февраля 2021 года. Vol. 273. - Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2021. - DOI 10.1051/ e3sconf/202127312114. - EDN LGQIIE.
Goodman, Elgin. Reconceptions in Philosophy and other Arts and Sciences (with Catherine Elgin) // Indianapolis: Hackett; London: Routledge, 1988.
Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication: Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA), Москва, 24-26 июля 2019 года / Российский университет дружбы народов. - Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2019. - 673 p. -ISBN 978-5-209-09669-6. - EDN QANQBY.
Для цитирования: Горячева Е. А., Захарова Н. Ю. Феномен искусства и цифровая среда в становлении творческой личности молодежи // Гуманитарий Юга России. -2023. - Т. 12. - № 4 (62). - С. 187-199. DOI 10.18522/2227-8656.2023.4.13 EDN TFMDDS
Сведения об авторах
Горячева Елена Анатольевна
кандидат социологических наук, доцент Донского государственного технического университета
Захарова Наталья Юрьевна
доцент Донского государственного технического университета
Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021, Rostov-on-Don, February 24-26, 2021. Vol. 273. - Rostov-on-Don: EDP Sciences, 2021. - DOI 10.1051/ e3sconf/202127312114.
Goodman, Elgin. Reconceptions in Philosophy and other Arts and Sciences (with Catherine Elgin) // Indianapolis: Hackett; London: Routledge, 1988.
Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication: Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA), Москва, 24-26 июля 2019 года / Peoples' Friendship University of Russia. Moscow: Peoples' Friendship University of Russia (RUDN), 2019. 673 p. ISBN 978-5-20909669-6.
История статьи:
Поступила в редакцию - 20.06.2023 Одобрена после рецензирования -18.08.2023
Принята к публикации - 01.09.2023
Information about authors
Elena A. Goryacheva Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Don State Technical University
Natalya Yu. Zakharova
Associate Professor of the Don State Technical University