Научная статья на тему 'Дизайн и современное искусство в становлении личности молодого поколения'

Дизайн и современное искусство в становлении личности молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
576
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ART / ДИЗАЙН / DESIGN / ТВОРЧЕСКАЯ / КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / CREATIVE PERSONALITY / МОЛОДЕЖЬ / YOUNG PEOPLE / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / VIRTUAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горячева Елена Анатольевна, Клименко Ирина Ахсаровна

Рассмотрено влияние современного искусства и дизайна медиасреды на формирование личности молодежи в виртуальной среде. Выявлены перспективы гармоничного становления личности через развитие творческого потенциала и раскрытие креативности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design and contemporary art in the formation of the personality of the young generation

We consider the influence of contemporary art and media environment design on the personality formation in young people in a virtual environment. In addition, we reveal the prospects of the harmonious personality formation in the younger generation by means of creative potential development and personal creativeness exposure.

Текст научной работы на тему «Дизайн и современное искусство в становлении личности молодого поколения»

ЕЛ. Горячева

кандидат социологических наук, доцент Южного федерального университета*

И.А. Клименко

кандидат философских наук, кафедра дизайна, факультет школы архитектуры, дизайна и искусств, Академия строительства и архитектуры Донского государственного технического университета**

Дизайн и современное искусство в становлении личности молодого поколения

Дизайн и современное искусство играют значительную роль в становлении личности молодого поколения, поскольку разновидности современного дизайна электронной среды и искусства: медиадизайн, медиа-арт, участвуют в создании виртуальной среды в сети Интернет, которая наиболее активно посещается молодежью. Возникла необходимость изучения влияния этой среды на формирование личности, чтобы предотвратить возможность негативных последствий и развить позитивные направления.

В XXI в. социум продолжает подвергаться трансформациям, формирующим информационное общество на четвертом этапе его развития, как это принято считать; после изобретения письменности, книгопечатания, радио и телефона, изобретения в 70-е гг. XX в. микропроцессорной техники и персонального компьютера. Все эти изменения создавали каждый раз новые условия, возможности и среду, в которой человек рождался, развивался и осваивал эту среду, социализировался в ней. При этом социокультурные воздействия на личность были позитивными, если они были направлены на внутреннее обогащение и творческое развитие личности, способствовали раскрытию ее способностей и самореализации. Молодое поколение особенно подвержено большому влиянию информационной сферы, которая является источником информации и также должна пропагандировать ценности: базовые, позитивные и вечные. Из них мы можем обозначить такие, как справедливость, истина, честность, добро, красота и др. Базовые ценности общества формировались веками, каждый общественный строй несколько отличался своими ценностными предпочтениями, однако созидательные культурные ценности сохраня-

* Горячева Елена Анатольевна, e-mail: [email protected]

** Клименко Ирина Ахсаровна, e-mail: [email protected]

лись всегда. Традиции являются хранителем совокупности базовых ценностей и создают условия стабильности общества. Они прописывались, пропагандировались и воспитывали людей через общественную мораль, через сферы культуры, народное искусство, отражались, например, в образах народных героев, символике, цвете и другой их интерпретации в искусстве. По мнению Ч. Кули, автора теории «зеркального я», ценности представляют собой «энергетические узлы», другими словами, являются центральной опорой эмоционального отношения с миром, людьми, а также мотивируют поведение людей в социуме1. Однако изменение социальной жизни приносит с собой и новые аксиологические ориентиры. Именно молодежь как наиболее активная и способная к формированию новых позиций социальная группа может способствовать внедрению аксиологических изменений в новом информационном обществе, одной из ценностей которого является именно информация для человека данного времени. Электронные СМИ влияют на выбор молодежью ценностных критериев, социальных установок развития их духовного потенциала, не исключается возможность и негативного влияния. Социологи изучают эту проблему по вопросу влияния СМИ на людей, так как происходят значительные перемены, связанные с формированием информационной культуры и с созданием новых социально-культурных стереотипов.

Ученые занимаются проблемой ценностной системы российской молодежи и их досугом. «Проведенный анализ демографического наполнения сети Интернет говорит о том, что основными действующими лицами в этом процессе являются представители молодых поколений россиян. Следовательно, необходимо активно проводить оптимизацию их ценностных систем в контексте социально-политических, морально-нравственных и других ценностей, входящих не только в банк либеральной риторики, но и отвечающих принципам гуманизма в целом»2. Автор предложил ввести понятие «виртуальная информационно-коммуникативная среда».

Исследователи высказывают опасения о вероятности деструктивного воздействия продукции СМИ на молодежь в полном диапазоне психологического прессинга - от «информирования, воспитания, внушения до управления». Особенно опасна ситуация при наличии «общности представлений манипулятора и донора (воспринимающего)» и всесторонности давления на второго. Что может достигаться, в силу еще не совсем сформировавшихся представлений о культурных ценностях, вследствие специфики возраста и сознания молодежи. Такие случаи стали известны в нашей стране, был принят закон, запрещающий какое-либо информационное воздействие на людей, через Интернет или другие источники, особенно психотронное, предусмотрено уголовное наказание.

1 Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: тексты / под общ. ред. В.И. Доб-ренькова. М., 1996. С. 315.

2 Заморский В.В. Философский анализ ценностной системы российской молодежи : дис. ... канд. филос. наук. М., 2014. С.152-153.

Проведенный в Москве мониторинг ценностных ориентаций молодежи в 2010 г. выявил особенно востребованные ими ценности личного характера: порядочность, справедливость, ответственность, личное достоинство, трудолюбие, чувство долга, образованность, дружелюбие, искренность, профессионализм, гарантии социальных прав и др. Практически все - 90 % испытуемых - предпочли продолжить образование. А также были представлены возрастная структура зрелости личности молодежи и период нравственно-мировоззренческой зрелости, которые приходятся только на 25-30 лет. Чем раньше молодежь усвоит определенные ценности, тем раньше они будут для личности стабилизирующим фактором и перспективой позитивного развития. «Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции»1. В данном мониторинге социологи изучали совокупность «интегрирующих и дифференцирующих социальных ценностей молодежи РФ» с целью определить перспективы развития общества по заявленной проблеме на 2011-2015 гг.

Таким образом, ими предложено формировать стратегию совершенствования институтов социализации с экзистенциальным (прогрессивным) прибавлением ценностей, в единстве культуры и социальной молодежной среды. Обозначенные выше базовые личностные ценности необходимы для формирования смысла жизни, ее гармоничного развития, раскрытия личностного потенциала и межличностной коммуникации. Наиболее доступным для решения проблемы достижения более ранней зрелости молодежи в выборе гуманистических ценностей является занятие творчеством с раннего детства. В нашем обществе для этого существуют большие возможности в системе дополнительного образования, где можно развивать способности как художественной, так и технической направленности.

Искусство отражает культурные предпочтения представителей отдельных субкультур, при этом создавая формирующую их среду. Рассматривая перспективы развития нашего общества в связи с гуманистической идеологией, еще в конце XX в. Ю.Г. Волков писал о необходимости дать человеку ориентиры развития. В настоящее время так же или еще более необходимы и актуальны идеи гуманистической идеологии и созидательные перспективы становления личности; «для российского общества социальной креативности и социальной солидарности как основных ресурсов развития на социальном микро- и макроуровнях»2.

1 Проведение мониторинга «Ценностные ориентации молодежи в современных условиях». М., 2010. С. 4.

2 Волков Ю.Г. Социология будущего. Социологическое знание и социальный проект [Электронный ресурс]. М., 2017. URL: https://www.livelib.ru/book/1002061478-sotsiologiya-buduschego-sotsiologicheskoe-znanie-i-sotsialnyj-proekt-yu-g-volkov (дата обращения: 23.05.2017).

Личностный потенциал является сложной системой, вбирающей различные аспекты развития личности и имеющие значение в восприятии личностью информации. Структура личностного потенциала состоит из следующих элементов: интеллектуального потенциала, творческого потенциала, духовного потенциала.

Интеллектуальный потенциал дает возможность личности адаптироваться к жизни социума, определить свое место, устойчивое, сбалансированное и самодостаточное существование. Творческий потенциал отражает совокупность и направленность качеств личности, обеспечивающих становление личности.

Духовный потенциал обеспечивает цели и задачи формирования личности и обогащает ее. Одним из позитивных, развивающих факторов личности с самого детства является занятие творчеством, основанное на изучении культурных традиций, сформированных веками, и современных тенденций, воплощенных в художественных произведениях. Ученые уделяют большое внимание значению информации в становлении личности. На переломе веков этот вопрос стоял более остро, чем сейчас, особенно в больших городах. «Несмотря на все достижения современной техники и технологии, проблема свободного доступа к информации остается одной из самых острых проблем, особенно в нашей стране, что непосредственно влияет на формирование информационного поля личности и, как следствие, на развитие ее творческого потенциала»1. В настоящее время большую роль играет наличие желания получить позитивную информацию из разных областей знаний в связи с собственными интересами.

Поскольку личность представляется целостной структурой, все компоненты должны быть гармоничны и сбалансированы, особенно в наш информационный век. Эта интегративная система должна создать возможность личности самореализоваться. Туда входят базовые понятия «творческое развитие личности», «креативное развитие личности», «субъективность личности». Человек получает от природы генетически заложенный потенциал (биологическое наследование), системообразующие социальные культурные коды развития личности (социальное наследование), самореализацию (развертывание наследованных программ и субъективности личности). В стратегии развития личности основой является поиск ценностных ориентиров, формирующих жизненные позиции: консервативны они или носят инновационный характер. В первом случае развитие личности проходит достаточно консервативно, она склонна сохранять традиции. Во втором случае личность открыта для инновационных преобразований себя (творчество) и, возможно, общества (креативность).

В современном информационном обществе информационное взаимовлияние происходит непосредственно от человека через технические

1 Лоханько А.В. Личность в условиях информатизации общества [Электронный ресурс] : дис. ... канд. социол. наук. Курск, 1999. URL: http://cheloveknauka.com/lichnost-v-usloviyah-informatizatsii-obschestva (дата обращения: 10.04.2010).

устройства и системы с информацией, людьми, обществом, т. е. с социальной средой. И каким образом происходит влияние этой среды на человека: открыто, скрыто, позитивно, негативно - не каждый молодой человек может сразу понять. Появляется возможность самореализоваться, раскрепоститься, справиться с нерешительностью и комплексами. Когда это влияние на человека происходит в социуме реально, без технических средств, оно более доступно для анализа личностью, так как эмоционально наполнено благодаря личностному контакту.

Гораздо сложнее разобраться в воздействии через опосредованный контакт, с использованием техники. Пользователи могут входить в различные группы общения людей в сетях «ВКонтакте», Мадгат, Facebook, LinkedIn, объединяемые творческими, профессиональными, досуговыми интересами.

Кроме того, компьютерные технологии создали виртуальную среду для времяпрепровождения, где в качестве объектов общения и заботы выступают симулякры реального общения. Например, образы героев игр с любого рода военными действиями - «Звездные войны», «Танчики» и другие, а также собственное участие в роли главного героя при погружении в виртуальную реальность могут нейтрализовать гуманистическое восприятие мира. Количество времени, проведенного в онлайн-играх, также может отразиться на формировании отношения к реальному миру, наличие агрессивности в мире игр создает возможность уничтожать противника и реализуется там с большой достоверностью. Все мальчики любят играть в войну, это было всегда. Нельзя, чтобы эта роль была переведена в социальную реальность. Для гармоничного развития личности необходимы эмоции не только разрушительного, но и созидательного характера.

Изучая проблему личности в условиях информатизации общества, в условиях сферы образования А.В. Лоханько выявила существенные принципы построения новых информационных технологий и их воздействие на пользователя. Положительным оно может быть, если соблюдались следующие положения: 1) «не ограничивать, не навязывать жесткую последовательность действий, превращая человека в бездумного исполнителя. Главное - творческий характер работы с этой системой; 2) гармоничное сочетание деятельности человека и техники... 3) при построении новых информационных технологий желательно максимально учитывать индивидуальные особенности пользователей»1. Выявленные автором принципы общего характера положительного воздействия информационных технологий на качества личности «позволят развивать творческий потенциал личности».

Творческое развитие дает возможность занятия искусством и современным дизайном, а также информированность о сущности инновационных направлений и форм искусства: нет-арт, биоарт, наноарт, дигитограф, шеЬ-дизайн, технологии дополненной реальности в медиаарте и др.

1 Лоханько А.В. Личность в условиях информатизации общества.

Авторы трудов по развитию современного искусства в виртуальной среде В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, А.С. Мигунов, С.В. Ерохин предполагают его будущее именно там в виде электронного (цифрового, виртуального) искусства. Кроме того, учитывая, что в пределах эстетической виртуальной реальности можно выделить два больших пространства, отличающихся характером эстетической активности реципиента: динамические и интерактивные эстетические пространства - исследователи предлагают различать презентативный и интерактивный виртуал-арты. Их отличие в том, что презентативный виртуал-арт предусматривает просмотры динамических эстетических пространств и объектов без непосредственного участия зрителя в их трансформировании, т.е. демонстрация происходит в пассивной форме участия реципиента. Интерактивный виртуал-арт предполагает активное участие зрителя как в создании такого объекта, так и в его демонстрации, т. е. зритель-участник может даже применить свое творчество в таком виде деятельности. Примером полной иллюзии присутствия являются уже классические виртуальные миры Осмос (Osmose, 1995) и Эфемерное (Ephémère, 1998).

Кроме названных форм, существует еще форма виртуального искусства - исследовательский виртуал-арт - наиболее активная форма действия реципиента в виртуальной реальности, когда он сам может свободно двигаться и выбирать информационные потоки в виртуальном пространстве.

«Таким образом, технологические инновации цифровой цивилизации радикально трансформировали художественную реальность... Впервые рассмотрев такие новейшие направления, как биоарт и дигитограф, а также активно применяемую в искусстве технологию дополненной реальности, можно констатировать, что, как и в традиционном искусстве, технологии являются средствами доступа к реальному»1.

Эти новые направления создания художественной виртуальной реальности связаны не только с искусством и компьютерными технологиями, но и с их конвергенцией с областями научного знания. Так возникли биоарт и дигитограф, они построены на применении дополнительной реальности и создают новые эстетические категории. В направлении биоарт применяются биологические объекты, например, искусственно выращенное ухо, помещенное на руке (достаточно известный объект биоарта ав-стралийца-перформансиста Стеларка); плесень российского биолога и художника А.С. Ефремова, за красотой роста которой можно наблюдать; проект «Волос» Полоны Тратник, где обывателю можно наблюдать за пересадкой волос по видеозаписи и др. Акцент в таких проектах пытаются сделать на красоте и гротескно представленных подробностях природных объектов. Хотя эстетическое наслаждение при участии в описанных действиях получить сложно.

1 Сколота З.Н. Современное искусство: формы и технологии // Молодой ученый. 2013. № 11. С. 852-856.

Наиболее близкий к реальности коммуникативный дизайн - медиа-дизайн, его практическая часть, заключающаяся в предоставлении информационной базы и работе с ней, его воспринимают как аналог коммуникативной среды.

Расширяют кругозор еще и посещение выставок и сайтов современного искусства, а также возможность онлайн-участия в процессе создания произведения, заниматься любым творчеством, обмениваться информацией о творческих достижениях в заинтересованных социальных группах в Сети. Но при этом не надо исключать живого общения с людьми.

«Виртуальная реальность, создаваемая в системе Интернет, позволяет пользователю получать информацию, сопровождающуюся его эмоциональной личностной реакцией. Но виртуальная реальность лишает пользователя полноты эмоциональных отношений и ощущений, так как заменяет простое человеческое общение, т. е. уничтожает частный характер общения, наполненный определенной духовностью»1.

В заключение можно сделать выводы о роли дизайна и современного искусства в становлении личности молодого поколения в реальной и виртуальной средах. Значительное место занимают занятия творчеством с раннего детства для гармоничного развития личности и приобретения базовых культурно-эстетических смыслов, усвоения гуманистических ценностей. Освоение информации в сети Интернет расширяет кругозор и создает условия для творческого и креативного развития личности в любых областях дизайна, современного искусства и социальной жизни.

Горячева Е.А., Клименко И.А. Дизайн и современное искусство в становлении личности молодого поколения. Рассмотрено влияние современного искусства и дизайна медиасреды на формирование личности молодежи в виртуальной среде. Выявлены перспективы гармоничного становления личности через развитие творческого потенциала и раскрытие креативности личности.

Ключевые слова: искусство, дизайн, творческая, креативная личность, молодежь, виртуальная среда.

Goryacheva E.A., Klimenko I.A. Design and contemporary art in the formation of the personality of the young generation. We consider the influence of contemporary art and media environment design on the personality formation in young people in a virtual environment. In addition, we reveal the prospects of the harmonious personality formation in the younger generation by means of creative potential development and personal creativeness exposure.

Key words: art, design, creative personality, young people, virtual environment.

1 Goryacheva E.A. Personality in the age of information Technology // WSCHODNIE PARTNERSTWO : ma-teria+y XI Miçdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. Przemysl. : Nauka i studia, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.