Наука, культура и образование на грани тысячелетий
Е.А. Горячева*
кандидат социологических наук, доцент, Южный федеральный университет
Межэтническое и культурное взаимодействие современной молодежи в процессе социализации личности в образовательном, реальном и киберпространстве
В настоящее время особенно важно разобраться, каким образом информационный век позволяет социализироваться молодежи в многонациональном поликультурном реальном пространстве (на примере Южного федерального округа). А также в киберпространстве - новой информационной, социализирующей личность участника среде - использовать современные технологии в собственном развитии. Мы знаем, что молодое поколение большую часть времени уделяет общению в системе киберпростран-ства. Рассмотрев положительные возможности и вероятные негативные последствия этой новой социализирующей и к тому же образовательной среды, необходимо выявить перспективы, а также риски этой социально-технической информационной системы. «По данным измерений, проходивших на протяжении весны этого года, суточная интернет-аудитория
л
составила 71,6 миллионов человек, или 61% россиян 18 лет и старше.»1 Социологические исследования показывают постоянный рост числа пользователей. Социально-экономические и технические возможности современного общества позволяют использовать данную информационную среду практически всем слоям населения. «Если сравнить количество суточных пользователей интернета в 2002 г., 2012 г. и в 2017 г., это соответственно 2,1, 44,3 и 71,6 миллионов человек, то можно сделать вывод, что количество пользователей постоянно растет, постепенно подключается взрослое население».2
Данная тенденция сохранилась и в 2018 году. «По данным Всероссийского омнибуса GfK, к началу 2019 года аудитория Интернет-
* Горячева Елена Анатольевна, e-meil: [email protected]
1 Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2016-2017 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13300
2 Горячева Е.А. Личность в киберпространстве: тенденции и профилактика // Поликультурные регионы: Проблемы и возможности гармонизации межэтнических отношений. Материалы Международной научной конференции Ростов н/Д: Фонд науки и образования. Ростов-на-Дону, 2017. С. 461.
пользователей в России среди населения 16+ составила 90 миллионов человек (+3 миллиона человек к прошлому году) и достигла отметки 75,4%
л
взрослого населения страны.»1 При этом количество вовлеченных в возрасте от 16 до 29 лет составляет 99% от всего количества, после 30 до 54 лет - 88 %. В 2018 году снизилось количество пользователей интернетом на планшетах, увеличилось на сматфонах.
Особое внимание уделяется государством проблеме развития межэтнических отношений в нашем многонациональном государстве. Развитие дружбы народов и успешная социализация молодежи в таком регионе, как, например, Южный федеральный округ, особенно актуальны при наличии в нем народов Северного Кавказа, казачества, русских, армян, переселенцев из Украины, Донбаса, приезжающих на заработки людей из Казахстана, поселенцев из дальнего зарубежья: Китая, Кореи, Вьетнама. И.А. Гуськов пишет: «В принятой федеральной программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)" этот подход конкретизируется: «Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этно-политическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны».2
В настоящее время расширилось сотрудничество образовательных учреждений с иностранной молодежью из дальнего зарубежья. Это Китай, Колумбия, Малазия, Испания, Болгария, Иордания, Эфиопия и др. Из всех этих стран приехали юноши и девушки учиться в Южном федеральном университете. «Министерство науки и высшего образования РФ рассчитывает, что количество приехавших учиться в Россию иностранных студентов к 2024 году увеличится по сравнению с прошлым годом вдвое и составит порядка 425 тысяч человек, сообщил на Форуме стратегов глава министерст-
о
ва Михаил Котюков.»3 Прозвучала озабоченность иностранных гостей качеством городской среды, безопасностью и другими проблемами. Министр отметил, что имеется потенциал и большое количество наработок для успешного решения поставленных вопросов. Будем надеяться, что их желание получить любимую специальность и освоить все профессиональные компетенции будет сопровождаться комфортной обстановкой внутри вуза, доброжелательным отношением окружающих людей: преподавателей, руководителей организаций, занимающихся ими непосредственно, жителей города, особенно молодежи и приезжих. Их профессиональное становле-
2
Проникновение Интернета в России: итоги 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: https://dnative.ru/proniknovenie-intemeta-v-rossii-itogi-2018-goda
3 С.-ПЕТЕРБУРГ, 29 окт - РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: ttps://ria.ru/20191029/1560347568.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3 A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews/
ние будет успешным при гармоничных условиях социализации в нашей, чужой для них стране. В этой ситуации также важна позиция в идентификационном процессе местных студентов, их участие в становлении иностранцев ближнего и дальнего зарубежья. Для этого необходимы дружественные контакты как на почве личностного развития всех, так и культурного межнационального понимания каждым субъектом рассматриваемого нами процесса. Приобщение к культурным традициям разных народов раскрывает глубинные культурные смыслы каждой нации, проявленные в художественной форме, их оригинальность и самобытность, т.е. наполненность особым этническим смыслом со своей спецификой ценностей и пониманием красоты. Федеральная программа и обозначенный нами выше проект предполагает ввести в процесс деятельности всех общеобразовательных организаций Ростовской области и Юга России в дополнительной системе образования освоение культуры народов Дона в области литературы и искусства через интерактивные и творческие методики проведения народных праздников, демонстрации промыслов, технологий и др.
В рамках проблемы освоения культуры межэтнического взаимодействия основное место занимает «профилактика экстремистской и противоправной деятельности среди учащейся молодежи». С этой целью привлекаются к взаимодействию со школами и вузами организации инициативных деятелей в области культуры, спорта, науки, общественности, СМИ, национальных конфессий и национальных общественных объединений. Эти общественные организации также активно взаимодействуют между собой. Проводятся фестивали искусств, славянские чтения, выставки-продажи и другие мероприятия, где участвуют профессиональные художники с выставками творческих работ разных направлений: живописного, декоративно-прикладного, искусства фотографии; демонстрируются коллекции народных и ассоциативных костюмов, изделия непрофессиональных художников в техниках народных промыслов и многое другое. Проводятся фольклорные праздники с выступлениями взрослых и детских коллективов. Данные мероприятия реализуются в реальном пространстве, организованном руководителями области, организаций и участников, когда строятся отношения на позитивной и творческой основе. «Школы и вузы сформировали устойчивые связи с лидерами этнических землячеств и национально-культурных автономий. Они всегда привлекаются образовательными организациями при возникновении каких-либо конфликтных ситуаций на национальной почве. Эта практика имеет положительный эффект, позволяет своевременно разрешить ситуацию и предотвратить ее нежелательные последствия».1
1 Гуськов И.А. Формирование культуры межэтнических отношений в системе образования на Дону // Поликультурные регионы: Проблемы и возможности гармонизации межэтнических отношений. Материалы Международной научной конференции Ростов н/Д: Фонд науки и образования. Ростов-на-Дону, 2017. С.276-277.
В реальном пространстве становление субъективности личности напрямую связано с межэтническим взаимодействием, особенно в школьной и вузовской среде при наличии большого числа миграционного населения в нашем регионе. Здесь формируются позиции развивающейся личности на основе межличностных связей сверстников и взрослого поколения, то есть реальных людей. В системе образования важно учитывать все факторы влияния на становление субъективности личности молодого поколения России. Например, в Южном регионе существует проблема, но и возможности поликультурного развития и общения в реальном пространстве, а не только в системе Интернета.
Здесь важны роль и место педагога как субъекта, осуществляющего сопровождение и поддержку формирования идентичности обучающейся личности. Особенно важно развитие идентичности образующейся личности в данном процессе в «системе дихотомических ценностей, формируемых у участников межсубъектного взаимодействия... К таким ценностям относятся: состав ценностей до момента взаимодействия с носителями межэтнических отношений и изменившийся состав после взаимодействия; имевшийся смысл отношений и изменившийся смысл взаимодействия; начало становления смысла взаимодействия и его окончания; индивидуальный и социальный смыслы отношений в поликультурных пространствах».1 Авторы пишут, что в образовательном пространстве гармоничное формирование идентичности личности возможно на базе рефлексии и взаимопонимания всех субъектов образовательного и воспитательного процесса: учителей, семьи и самих обучающихся. На базе такого взаимодействия складывается устремление образующейся личности к сотворению собственной системы действий в рамках культурнообразовательного пространства во всевозможных средах, окружениях и системах отношений в процессе формирования межэтнической и поликультурной идентичности как ведущего признака формирующейся личности. Данный процесс развития идентичности личности возможен не только в процессе обучения, как отмечают авторы статьи, но и в «ситуации реального действия». Есть надежда на распространение этих возможностей и в системе киберпространства, часто остающейся без контроля, где необходимо сопровождение и профилактика негативных тенденций также с участием педагога. Его профессиональная подготовка в данных аспектах действия требует определенных усилий и дополнительных компетенций в системе повышения квалификации и переподготовки.
В рамках данной статьи невозможно выявить все проявляющиеся проблемы и возможности их решения. Главное - озабоченность обще-
1 Степанов О.В., Алексеенко И.Н. Роль педагога-субъекта в формировании идентичности образующейся личности // Поликультурные регионы: Проблемы и возможности гармонизации межэтнических отношений. Материалы Международной научной конференции Ростов н/Д: Фонд науки и образования. Ростов-на-Дону, 2017. С. 284.
ства, правительства и руководства на местах в создании гармоничного пространства для успешного образования, комфортного проживания и социализации российской молодежи и иностранцев в реальной среде. А также использования киберпространства как развивающей среды.
Горячева Е.А. Межэтническое и культурное взаимодействие современной молодежи в процессе социализации личности в образовательном, реальном и киберпространстве. Мы рассматриваем межэтническое и культурное взаимодействие современной молодежи на примере поликультурного региона (ЮФО) как возможность гармоничной социализации личности в образовательном, реальном пространстве многонациональной среды. Важно также использовать современные информационные технологии киберпространства в личностном развитии участников, проводить контроль и профилактику рисков, мешающих становлению целостной, гармонично сформированной личности.
Ключевые слова: социализации личности, молодежь, межэтническое и культурное взаимодействие, реальное, образовательное и ки-берпространство
Goryacheva E. A. Interethnic and cultural interaction of modern youth in the process of personality socialization in educational, real and cyberspace. We consider interethnic and cultural interaction of modern youth on the example of a multicultural region (southern Federal district) as an opportunity for harmonious socialization of the individual in the educational, real space of a multinational environment. It is also important to use modern information technologies of cyberspace in the personal development of participants, to control and prevent risks that interfere with the formation of a holistic harmoniously formed personality.
Keywords: socialization of personality, youth, interethnic and cultural interaction, real, educational and cyberspace.