Научная статья на тему 'Феномен интернет-аддикции и его влияние на студентов направления подготовки "Музыкально-инструментальное искусство"'

Феномен интернет-аддикции и его влияние на студентов направления подготовки "Музыкально-инструментальное искусство" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADDICTION / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / INTERNET ADDICTION / СТУДЕНТ / STUDENT / ИСПОЛНИТЕЛЬ / PERFORMER / МУЗЫКАНТ / MUSICIAN / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERFORMING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Караманова М.Л., Михайлова О.С., Муржа Г.Ш.

В настоящей статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению уровня интернет-зависимости среди студентов-исполнителей, получающих высшее музыкальное образование. Авторами рассмотрена предрасположенность студентов творческих специальностей к интернет-аддикции, а также проанализировано её воздействие на исполнительскую деятельность. На основании полученных результатов исследователями сделаны выводы о том, что интернет-зависимость является одним из факторов, деструктивно влияющих на надежность концертного выступления, поскольку она способствует повышению уровня личностной тревожности, понижению уровня стрессоустойчивости, уверенности в себе, а также значительно снижает эффективность самостоятельной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Караманова М.Л., Михайлова О.С., Муржа Г.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF INTERNET ADDICTION AND ITS IMPACT ON STUDENTS MAJORING MUSICAL INSTRUMENTAL ART

The results of empiric research on identification of the level of Internet addiction among music students of higher education are presented. The aptitude of the students who choose artistic specialization to the Internet addiction, as well as its influence on the performing activity are considered by the authors. On the basis of the getting results, the researchers make a conclusion, that the Internet addiction is one of the factors, which influences the concert performance reliability destructively, because it promotes the rise of the level of personal anxiety, the decrease of the level of stress resistance, self-confidence and reduces the effectiveness of self-training significantly.

Текст научной работы на тему «Феномен интернет-аддикции и его влияние на студентов направления подготовки "Музыкально-инструментальное искусство"»

3. Ufimceva N.V. Russkie: opyt esche odnogo samopoznaniya. 'Etnokul'turnaya specifika yazykovogo soznaniya. Moskva: In-t yazykozn. RAN, 1996.

4. Russkij associativnyj slovar'. V 2 t. T. 1. Ot stimula k reakcii: Ok. 7 000 stimulov. Pod redakciej Yu. N. Karaulov, Moskva: AST. 2002.

5. Sovremennyjkitajskijslovar"(6-e izdanie). Pod redakciej Instituta yazykoznaniya kitajskoj akademii obschestvennyh nauk, Pekin, 2012.

6. Xia zhengnong, Cyhaj «More slov». Shanhaj, 2009.

Статья поступила в редакцию 10.04.18

УДК 378

Karamanova M.L., Cand. of Art Criticism, senior teacher, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia),

E-mail: karaman86@yandex.ru

Mikhailova O.S., Cand. of Sciences (Art Criticism), senior teacher, Altai State University (Barnaul, Russia),

E-mail: argentum-ol@mail.ru

Murzha G.Sh, senior lecturer, Moscow State Conservatory n.a. P.I. Tchaikovsky (Moscow, Russia), E-mail: murzha@gmail.com

THE PHENOMENON OF INTERNET ADDICTION AND ITS IMPACT ON STUDENTS MAJORING MUSICAL INSTRUMENTAL ART. The results of empiric research on identification of the level of Internet addiction among music students of higher education are presented. The aptitude of the students who choose artistic specialization to the Internet addiction, as well as its influence on the performing activity are considered by the authors. On the basis of the getting results, the researchers make a conclusion, that the Internet addiction is one of the factors, which influences the concert performance reliability destructively, because it promotes the rise of the level of personal anxiety, the decrease of the level of stress resistance, self-confidence and reduces the effectiveness of self-training significantly.

Key words: addiction, Internet addiction, student, performer, musician, performing activity.

М.Л. Караманова, канд. иск., ст. преп. Краснодарского государственного института культуры, г. Краснодар,

E-mail: karaman86@yandex.ru

О.С. Михайлова, канд. иск., ст. преп. Алтайского государственного университета, г. Барнаул,

E-mail: argentum-ol@mail.ru

Г.Ш. Муржа, доц. Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, г. Москва,

E-mail: murzha@gmail.com

ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

В настоящей статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению уровня интернет-зависимости среди студентов-исполнителей, получающих высшее музыкальное образование. Авторами рассмотрена предрасположенность студентов творческих специальностей к интернет-аддикции, а также проанализировано её воздействие на исполнительскую деятельность. На основании полученных результатов исследователями сделаны выводы о том, что интернет-зависимость является одним из факторов, деструктивно влияющих на надежность концертного выступления, поскольку она способствует повышению уровня личностной тревожности, понижению уровня стрессоустойчивости, уверенности в себе, а также значительно снижает эффективность самостоятельной подготовки.

Ключевые слова: интернет-аддикция, интернет-зависимость, студент, исполнитель, музыкант, исполнительская деятельность.

Технический прогресс внес в развитие всех сфер жизнедеятельности человека колоссальный вклад. Крылатая фраза «лень - двигатель прогресса» как нельзя лучше характеризует данное явление. Все плоды инновационных технологий были созданы во благо, чтобы облегчить различные формы быта человека, сократить время на выполнение им различных операций. Однако вместе со всеми плюсами тотальной компьютеризации и интернетизации пришли и минусы - целый комплекс проблем, особенно остро зазвучавший в студенческой среде. Среди прочих особое беспокойство вызывает проблема интернет-аддик-ций (ИА), которая с каждым днем приобретает все большие масштабы. её актуальность в современном мире не вызывает сомнений - с каждым годом интерес у представителей разных областей наук к ней только возрастает. Сложность и многомерность исследуемого феномена порождает множество различных попыток ученых объяснить природу его появления, выяснить воздействие на психику и найти эффективный способ профилактики. Однако в научных трудах по данной тематике до сих пор не нашла освещения проблема влияния увлеченности Интернетом на студентов-музыкантов ВУЗов, специализирующихся на исполнительстве. Цель настоящей работы - выявить уровень воздействия такого рода зависимости на студентов-исполнителей и их деятельность, и тем самым восполнить имеющийся пробел в исследовательской литературе.

Проблема ИА нашла свое отражение во многих работах отечественных и зарубежных исследователей последних десятилетий. У истоков психологического изучения данного феномена стоят два американских ученых: психиатр А. Голдберг и клинический психолог К. Янг. Именно Голдберг впервые и ввел в науку

термин «интернет-зависимость», обозначив им расстройство поведения человека в результате длительного пребывания в сети Интернет, которое негативно сказывается на всех сферах его деятельности. Впоследствии изучением этого феномена занимались Д. Гринфилд, М. Гриффитс, Дж. Сулер, К. Сурратт, Р. эвис, А. Войкунский, А. Егоров, Н. Цой, А. Жичкина, В. Менделевич, И. Чудова, Л. Юрьева, С. Фалкина, С. Мустафаев, Н. Носов, Е. Щепилина, И. Бурлаков и др.

Особую ветвь исследований по данной тематике составляют труды, посвященные проблеме ИА в молодёжной среде. Одной из самых масштабных можно назвать работу С. Варламовой, Е. Гончаровой и И. Соколовой [1], в которой авторы изучают уровень зависимости от Сети молодых людей мировых мегаполисов, охватывая при этом пользователей более чем 20 стран.

Неуклонно возрастает количество научных трудов, где приводятся результаты тестирования на интернет-зависимость студентов российских ВУЗов. Так, в статье Т. Воробьевой [2] описаны результаты диагностики студентов специальности «Горное дело» Юргинского технологического института (филиала) ТПУ, итоги исследования студентов Новосибирского государственного технического университета представлены в работе этого же ученого, выполненной в соавторстве с С. Глушковой и Д. Купко [3]. Сведения об уровне ИА у студентов Ставропольской государственной медицинской академии проанализировала в своем труде М. Дрепа [4]. Уровень увлеченности Всемирной паутиной у студентов-психологов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина описала Р. Апенок [5]. В статье С. Ларионовой и А. Дегтерева [6] представлены результаты тестирования

студентов специальности «Социальная работа» Уральского государственного педагогического университета.

По результатам исследований, большинство учёных приходит к выводу, что в зоне риска интернет-зависимости находятся, в первую очередь, люди со слабой или неустойчивой психикой, а также молодежь в возрасте от 17 до 24 лет, весомую часть которой как раз составляют студенты вузов. Предрасположенность последних к аддиктивным расстройствам объясняют личностной незрелостью, отсутствием психологической устойчивости и возрастными особенностями молодых людей, поскольку в этот период «их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования» [7 с. 297]. Студенты музыкальных специальностей попадают в зону риска не только по возрастным параметрам, но и по наличию у них определенных психологических особенностей.

Как отмечает музыкальный критик Л.Л. Сабанеев, психика музыкантов не совсем обычна, поскольку они постоянно пребывают под воздействием ярких, «навязчивых» звуковых представлений. По его мнению, «присутствие в психическом мире хотя бы потенциальной постоянной возможности явления всех этих явлений должно уже деформировать определенным образом этот психический мир, заставленный звуковыми элементами представлений и постоянно пополняющийся сильнейшим образом детализированными элементами звуковых же ощущений» [8, с. 197].

Из-за своей «необычности» психика музыкантов уже не одно столетие вызывает интерес у учёных. На сегодняшний день опубликован ряд исследований, где с позиций современного медицинского знания рассматривается взаимосвязь таланта с предрасположенностью к психическим заболеваниям (в числе последних находятся и некоторые поведенческие аддикции, официально признанные в DSM-5). К таким работам относятся «Творчество и психическое здоровье. Размышления клицини-ста» психиатра, профессора, доктора медицинских наук и академика РАМН А.С. Тиганова [9], и «Музыка и медицина. Размышления врача о музыке и музыкантах» терапевта, доктора медицинских наук, профессора Л.И. Дворецкого [10]. Одним из первых глубокую работу в этом направлении начал еще в конце XIX столетия выдающийся итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо, рассказавший о слабой психике представителей творческих профессий и их склонности к психическим отклонениям в своём труде «Гениальность и помешательство» [11].

Механизм воздействия на человека нехимических (поведенческих) аддикций, и в частности, интернет-зависимости, еще полностью не изучен. Однако специалисты, проводившие многочисленные исследования по этой теме (психологи, психиатры, генетики, нейробиологии др.) сделали единогласный вывод о том, что он имеет многовекторную деструктивную направленность и негативно сказывается на работе практически всех систем организма. Более того, учеными было отмечено, что ИА вызывает специфические изменения в мозге и имеет высокую коморбидность не только с другими психическими и поведенческими расстройствами, но и химическими зависимостями [12]. Как отмечает О. В. Дубровина, «развитие любого вида аддикций ведет к искажению нормального развития личности и к постепенному формированию аддиктивной личности, в функционировании которой заложено саморазрушение [13, с. 333]. Чем меньше возраст человека, тем стремительнее с его сознанием происходят такие изменения. По мнению Г.А. Сейедтахера, исследовавшего влияние ИА на морально-духовные и социальные ценности студентов, чрезмерное использование Всемирной сети «на первых порах станет причиной ослабления их творческих сил, умственного и мыслительного порыва. Интернет как воздействующее средство, овладев умами, приводит к состоянию пассивности и безразличности и, в конце концов, вредит их физическому и психическому здоровью, нанесет удар по эмоциональной сфере и дезориентирует их» [14]. Как следствие, изменения в сознании коренным образом меняют личную и профессиональную жизнь человека.

Чтобы оценить, каким образом увлечение Всемирной сетью влияет на деятельность студентов-исполнителей, авторами настоящей работы были проведены эмпирические исследования на базе двух ВУЗов. Поскольку показателем качества и результата профессиональной подготовки музыканта является его концер-тно-исполнительская деятельность, внимание исследователей было сосредоточено на изучении уровня тех параметров, которые сказываются на ней непосредственным образом. В данном

случае речь идет о составляющих эмоциональной устойчивости, которая, согласно выводам ученых, более всего деформируется при интернет-зависимости. Естественно, в значительной мере успешность исполнительской деятельности зависит от природных данных студента, его общих и специальных способностей, степени подготовленности программы, однако зачастую, как показывает практика, результат выступления определяет умение управлять своим эмоциональным состоянием.

В ходе настоящего исследования использовался комплекс методик, включающий тесты на:

• интернет-аддикцию (Т.А. Никитина, А.Ю. Егоров);

• тревожность (Спилберга-Ханина);

• стрессоустойчивость;

• уверенность в себе (тест Райдаса);

• эффективность работы.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры». К нему были привлечены студенты направления подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» - исполнители на фортепиано, оркестровых струнных, духовых, ударных и народных инструментах. Выборка составила 105 человек в возрасте от 18 до 21 года.

По итогам теста на интернет-аддикцию, можно утверждать, что в испытуемой группе 75 (71, 43%) студентов не представляют свой досуг без интернет-серфинга. Так, было выявлено, что 35 (33,33%) респондентов имеют интернет-зависимость, 40 (38,1 %) - ежедневно злоупотребляют пребыванием в Сети, 30 (28,57%) относятся к Интернету равнодушно и используют его преимущественно в учебных целях. На основании полученных результатов испытуемые были разделены на 3 группы. В экспериментальную (ЭГ) вошли те, у кого была выявлена ИА, в группу риска (ГР) - имеющие пограничный показатель, в контрольную (КГ) - студенты, не увлекающиеся интернетом.

При диагностике тревожности по методике Ч.Д. Спилберга (в адаптации Ю.Л. Ханина) было установлено, что среднее значение показателя личностной тревожности у студентов ЭГ оказалось самое высокое - 48,4 балла, а при уменьшении степени интернет-зависимости оно понижалось: в ГР - 42, 1 балла, в КГ -24, 53 балла. Повышенные показатели тревожности, которые были выявлены в ЭГ и отчасти в ГР свидетельствуют о том, что студенты из этих групп воспринимают окружающую действительность угрожающе, находятся в постоянном напряжении, особенно остро реагируют на оценку своей компетенции, отличаются замкнутостью и повышенной критикой в свой адрес. При таких результатах любая стрессовая ситуация обладает негативным воздействием на субъекта, а в некоторых случаях может спровоцировать у него эмоциональный или невротический срыв.

В результате изучения стрессоустойчивости было констатировано, что в КГ она имеет достаточно высокий показатель - 41 балл. В ГР было выявлено 30,4 балла, в ЭГ - 11,2 балла. Стрес-соустойчивость - очень важное профессиональное качество для музыканта любой специальности, позволяющее свободно чувствовать себя на сцене и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации. При низком уровне стрессоустойчивости, который был выявлен в группе интернет-зависимых, сложно переносятся эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, что естественно сказывается на здоровье и качестве работы студентов.

Проверка уверенности в себе (ассертивности) по методике Райдаса также показала низкие результаты в ЭГ - большинство студентов набрали менее 24 баллов, что соответствует результату «очень неуверен в себе», а средний показатель при этом составил 18,3 балла. В ГР средний показатель достиг 47,8 балла, что трактуется как «скорее неуверен, чем уверен в себе». Результат в КГ - 91,1 балл, что есть уровень «уверен в себе». Низкая уверенность в своих силах - еще один негативный аспект в ситуации публичного выступления, который не позволяет сосредоточиться на исполнении и провоцируют постоянную рефлексию над собственными недостатками.

Для исследования эффективности самостоятельной работы студентам всех трех групп было предложено выучить в домашних условиях фрагмент незнакомого произведения за фиксированный промежуток времени (40 минут) и при этом отмечать, с какой периодичностью во время занятий они обращаются к мобильному телефону для выхода в Сеть. Результаты эксперимента были следующими: полностью воспроизвести на инструменте задаваемый материал удалось 20 студентам в ЭГ (57,14%), 30 (75%) - в ГР и 27 (90%) в КГ. При этом 30 человек (85,71%) в Эг признались, что за время занятия обращались к мобильному

устройству минимум 2 раза, 4 человека (11, 43%) - 1 раз. В ГР телефон однократно брали в руки 19 студентов (47,5%), а в КГ -2 человека (6, 67%). По результатам данного теста очевидно, что эффективность работы и степень усвоения материала в ЭГ и ГР оказалась значительно ниже по сравнению с результатами КГ. Самые низкие показатели были обнаружены в ЭГ, что естественно сказалось на успешности выполнения профессионального задания.

На завершающем этапе исследования авторами была проанализирована успеваемость испытуемых студентов по дисциплине «Специальный инструмент» за текущий учебный год. В итоге было выявлено, что интернет-зависимые студенты по данному предмету имеют оценки ниже, чем студенты других групп. Так, средний показатель в ЭГ составил. 3,1 балла, в ГР -3,8 балла, в КГ - 4, 6 балла.

Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что между неудачами в исполнительской деятельности и чрезмерной увлеченностью студентов Глобальной сетью существует определенная взаимосвязь. По всем показателям, которые проверялись авторами, студенты ЭГ значительно уступают студентам ГР и КГ. Они отличаются повышенным уровнем личностной тревожности, низким уровнем стрессоустойчивости, уверенности в себе, а также неэффективностью при самостоятельной подготовке. При таких показателях

Библиографический список

трудно достичь психологического комфорта на сцене и настроиться на исполнение. Это позволяет отнести ИА к одному из факторов, деструктивно влияющих на надежность концертного выступления.

В среде студентов-исполнителей существует достаточно высокий риск возникновения интернет-зависимости, т.к. данная категория людей в силу своей профессиональной деятельности в большей степени подвержена эмоциональным и психическим воздействиям. Патологическое использование Глобальной сети негативно сказывается на психологическом состоянии любого человека, но для музыканта-исполнителя психическое здоровье имеет особую значимость, т.к. является своего рода его защитным щитом во время выступления, помогающим справиться с эмоциями и мобилизировать творческие ресурсы.

Как отмечает И.Е. Коновалов, «в профессиональной деятельности музыканта чрезвычайно большое значение имеет психическая подготовка. Для достижения исполнительского мастерства музыканту, помимо хорошего физического здоровья и физической подготовленности, необходимо иметь достаточный уровень развития психических качеств» [15, с. 243]. Ну и конечно, ИА значительно ослабляет творческие силы и работоспособность, без которых невозможна успешная деятельность музыканта-исполнителя.

1. Варламова С.Н., Гончарова Е.Р., Соколова И.В. Интернет-зависимость молодёжи мегаполисов: критерии и типология. Мониторинг. 2015, Выпуск 2 (125): 165 - 182.

2. Воробьева Т. В. Проблема интернет-аддикции у студентов специальности «Горное дело» Горный информационно-аналитический бюллетень. 2012, Выпуск S4: 114 - 120.

3. Воробьева Т.Д., Глушкова С.И., Купко Д.Д. Исследование проблемы зависимости студентов вуза от сети Интернет. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2011, Выпуск 2: 67 - 74.

4. Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009, Выпуск 4: 75 - 81.

5. Дпенок (Черкасова) Р.С. Исследование созависимости и интернет-зависимости у студентов-психологов. Социально-экономические явления и процессы. 2015, Выпуск 11: 225 - 229.

6. Ларионова С.О., Дегтерев Д.С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики. Педагогическое образование в России. 2013, Выпуск 2: 232 - 239.

7. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г. В. Осипова. Москва: НОРМД-ИНФД М, 1998.

8. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. Искусство. 1923, Выпуск 1: 195 - 212.

9. Тиганов Д.С. Творчество и психическое здоровье. Размышления клициниста. Москва: Медицинское Информационное Дгентство (МИД), 2016.

10. Дворецкий Л.И. Музыка и медицина. Размышления врача о музыке и музыкантах. Москва: МЕДпресс-информ, 2014.

11. Ломброзо Л. Гениальность и помешательство. Санкт-Петербург: Общественная польза, 1892.

12. Егоров Д.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции. Медицинская психология в России. 2015; 4 (33). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-ob-internet-addiktsiyah-i-podhodah-k-ih-korrektsii

13. Дубровина О.В. Психологические особенности личности с виртуальной аддикцией. Сибирский педагогический журнал. 2009, Выпуск 1: 333 - 341.

14. Сейедтахер Г.Д. Влияние интернета на морально-духовные и социальные ценности студенческой молодежи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Душанбе, 2013. Available at: http://www.dissercat.com/content/vliyanie-interneta-na-moralno-dukhovnye-i-sotsialnye-tsennosti-studencheskoi-molodezhi

15. Коновалов И.Е. Профессионально важные психические качества музыкантов и их развитие средствами физической культуры. Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Выпуск 1 (23): 240 - 245.

References

1. Varlamova S.N., Goncharova E.R., Sokolova I.V. Internet-zavisimost' molodezhi megapolisov: kriterii i tipologiya. Monitoring. 2015, Vypusk 2 (125): 165 - 182.

2. Vorob'eva T. V. Problema internet-addikcii u studentov special'nosti «Gornoe delo» Gornyj informacionno-analiticheskij byulleten'. 2012, Vypusk S4: 114 - 120.

3. Vorob'eva T.A., Glushkova C.I., Kupko D.A. Issledovanie problemy zavisimosti studentov vuza ot seti Internet. Filosofskie problemy informacionnyh tehnologij i kiberprostranstva. 2011, Vypusk 2: 67 - 74.

4. Drepa M.I. Psihologicheskij portret lichnosti internet-zavisimogo studenta. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009, Vypusk 4: 75 - 81.

5. Apenok (Cherkasova) R.S. Issledovanie sozavisimosti i internet-zavisimosti u studentov-psihologov. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya i processy. 2015, Vypusk 11: 225 - 229.

6. Larionova S.O., Degterev A.S. Internet-zavisimost' u studentov: voprosy profilaktiki. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2013, Vypusk 2: 232 - 239.

7. Rossijskaya sociologicheskaya 'enciklopediya. Pod red. G. V. Osipova. Moskva: NORMA-INFA M, 1998.

8. Sabaneev L.L. Psihologiya muzykal'no-tvorcheskogo processa. Iskusstvo. 1923, Vypusk 1: 195 - 212.

9. Tiganov A.S. Tvorchestvo ipsihicheskoe zdorov'e. Razmyshleniya klicinista. Moskva: Medicinskoe Informacionnoe Agentstvo (MIA), 2016.

10. Dvoreckij L.I. Muzyka i medicina. Razmyshleniya vracha o muzyke i muzykantah. Moskva: MEDpress-inform, 2014.

11. Lombrozo L. Genial'nost'ipomeshatel'stvo. Sankt-Peterburg: Obschestvennaya pol'za, 1892.

12. Egorov A.Yu. Sovremennye predstavleniya ob internet-addikciyah i podhodah k ih korrekcii. Medicinskaya psihologiya vRossii. 2015; 4 (33). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-ob-internet-addiktsiyah-i-podhodah-k-ih-korrektsii

13. Dubrovina O.V. Psihologicheskie osobennosti lichnosti s virtual'noj addikciej. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2009, Vypusk 1: 333 - 341.

14. Sejedtaher G.A. Vliyanie interneta na moral'no-duhovnye i social'nye cennosti studencheskoj molodezhi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Dushanbe, 2013. Available at: http://www.dissercat.com/content/vliyanie-interneta-na-moralno-dukhovnye-i-sotsialnye-tsennosti-studencheskoi-molodezhi

15. Konovalov I.E. Professional'no vazhnye psihicheskie kachestva muzykantov i ih razvitie sredstvami fizicheskoj kul'tury. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014. Vypusk 1 (23): 240 - 245.

Статья поступила в редакцию 30.05.18

УДК 371(045)

Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evseyev (Saransk,

Russia), E-mail: kobozeva_i@mail.ru

Borisov V.O., master student, Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evseyev (Saransk, Russia),

E-mail: vladimirborisov004@gmail.com

COMPREHENSION OF ESSENTIAL CHARACTERISTICS STAGE PERFORMANCE IN THE MUSICAL SPACE OF EDUCATION AND CULTURE. The article studies one of the important problems of solo and collective musical performance, connected with the public socialization of music - a stage performance. The authors show the need to comprehend the essential characteristics of the process of stage performance as an important component of musical education and culture. A stage performance is one of the specialized forms of musically-carrying out activity. The authors understand a "stage performance", as directed action of performer (subject) as an information transfer to the spectator (to the object) on the place (to the stage) specially taken for this purpose. The structure of a stage performance, including such components, is examined in the article, as a performer is a subject of performance; transferrable information; a spectator is an object of performance; the stage is a place of performance. The research reveals the meaning of these notions.

Key words: culture, education, solo and collective musical performance, stage performance.

И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф., Мордовский государственный педагогический институт имени M.E. Eвсевьева,

г. Саранск, E-mail: kobozeva_i@mail.ru

В.О. Борисов, магистрант, Мордовский государственный педагогический институт имени M.E. Eвсевьева,

г. Саранск, E-mail: vladimirborisov004@gmail.com

ПОСТИЖЕНИЕ СУЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СЦЕНИЧЕСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена одной из важных проблем сольного и коллективного музыкального исполнительства, связанной с публичной социализацией музыки - сценическому выступлению. Авторы показывают необходимость постижения сущностных характеристик процесса сценического выступления, как важнейшей составляющей музыкального образования и культуры. Сценическое выступление есть одна из специализированных форм музыкально-исполнительской деятельности. Авторы понимают «сценическое выступление», как направленное действие выступающего (субъекта) в виде передачи информации зрителю (объекту) на специально отведенном для этого месте (сцене). В статье рассматривается структура сценического выступления, включающая такие компоненты, как выступающий - субъект выступления; передаваемая информация; зритель - объект выступления; сцена - место выступления; показывается их содержание.

Ключевые слова: культура, образование, сольное и коллективное музыкальное исполнительство, сценическое выступление.

Музыкальное образование на всех ступенях системы включает в себя сольное и коллективное музыкальное исполнительство.

Сольное и коллективное музыкальное исполнительство в мировой культуре приобрело большой размах. В общечеловеческой природе музыкальной практики сольное и коллективное музыкальное исполнительство является важной областью, где проявляются духовно-нравственные и художественно-эстетические стремления народов как в прошлом, так и в настоящем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Единство духовно-нравственного и художественно-эстетического составляет основную закономерность развития музыкально-исполнительского искусства, реализацию его социально-воспитательной функции, обусловливает исключительную силу его художественного воздействия на слушателей. Можно утверждать, что музыкально-исполнительского искусство, становится «зеркалом культуры, её самосознанием потому, что является самосознанием тех, кто его создает» отмечает Л.Н. Сто-лович [1, с. 133]. Из этого следует, что, являясь одним из видов искусства, сольное и коллективное музыкальное исполнительство подчиняется его законам, а, следовательно, отвечает закономерности единства нравственного и эстетического. Данное видение, обусловлено мировоззрением, системой эстетических и нравственных ценностных ориентаций самих исполнителей.

Сольное и коллективное музыкальное исполнительство гуманистично по своей природе, поскольку является воплощением творческих сил, духовного потенциала человека, его неустанного самосовершенствования; носителем и утверждением общечеловеческих и национальных ценностей; извечным стремлением к идеалу. Сольное и коллективное музыкальное исполнительство, оказывает огромное влияние на миллионы слушателей и зрителей. Оно играет значительную роль в художественном пространстве культуры, имеющим следствием, по мнению И. С. Кобозевой, «изменения в ценностных ориентациях, деятельности, личностном миропонимании и поведении, развитии соответствующих знаний, умений и навыков» [2, с. 296].

Сегодня сольное и коллективное музыкальное исполнительство представляется в сравнении с прошлым значительно обнов-

лённым, расширенным, в нем отразились все сложности и достижения в развитии, например, инструментария. Сложившаяся на протяжении длительной истории инструментальная традиция в современном представлении охватывает явления, которые показывают её обогащение в области исполнительского репертуара, профессионально-технических возможностей и форм музицирования.

Значительное воздействие «на формирование опыта общения с музыкальным искусством, - пишут И.С. Кобозева и Ю.В. Величко, - имеет внешняя среда в виде средств массовой коммуникации (радио, телевидение, глобальные компьютерные сети т. д.), через которые распространяются произведения искусства и господствующие в обществе взгляды и предпочтения» [3, с. 23 - 27].

Сольное и коллективное музыкальное исполнительство, направленное на освоение произведений как фольклорной, так и профессиональной традиции, стремится внести свой вклад в созидание нового художественного мироздания. Вся деятельность исполнителя предназначена слушателю. Произведение, как ценность музыкальной культуры общества, получает жизнь в сознании слушателя, им переживается и оценивается. Поэтому общение между исполнителем и слушателем - необходимое условие существования музыкального искусства и одной из основных форм этого общения является восприятие слушателем музыкального произведения во время выступления исполнителя на публике. Именно в процессе сценического выступления осуществляется непосредственный контакт между исполнителем и слушателем.

Экстраполяция обозначенной проблемы в сферу образования (например, музыкально-педагогического) показывает необходимость осмысления феномена сценического выступления как явления, уникального в силу двойственности своего родства одновременно и с педагогической, и с музыкальной деятельностью. Такой подход к рассмотрению сценического выступления педагога-музыканта позволяет непосредственно связать его с профессиональным опытом в области музыкально-исполнительской деятельности, что, в свою очередь, согласуется с идеей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.