Научная статья на тему 'Интернет-конкурсы исполнительского мастерства как феномен современной музыкальной культуры'

Интернет-конкурсы исполнительского мастерства как феномен современной музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1366
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИСПОЛНИТЕЛЬ / КОНКУРС / COMPETITION / МУЗЫКА / MUSIC / УЧАСТНИК / PARTICIPANT / ARTIST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Долгушина Марина Геннадьевна, Богомолова Ирина Александровна

Статья посвящена новому явлению современной музыкальной культуры музыкальным Интернет-конкурсам. Авторы характеризуют наиболее известные конкурсы, анализируют причины их популярности, отмечают позитивные и негативные стороны широкого распространения конкурсного интернет-движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-конкурсы исполнительского мастерства как феномен современной музыкальной культуры»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 78.07

М.Г. Долгушина, И.А. Богомолова

ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена новому явлению современной музыкальной культуры - музыкальным Интернет-конкурсам. Авторы характеризуют наиболее известные конкурсы, анализируют причины их популярности, отмечают позитивные и негативные стороны широкого распространения конкурсного интернет-движения.

Интернет, исполнитель, конкурс, музыка, участник.

The article is devoted to a new phenomenon of the modern musical culture - the musical Internet-competitions. The authors characterize the most famous competitions, analyze the reasons for their popularity and note the positive and negative sides of their wide distribution.

Internet, artist, competition, music, participant.

Интернет-конкурсы исполнительского мастерства - новое явление в мировой музыкальной практике. Они появились в наступившем XXI в. Их распространение связано, с одной стороны, с совершенствованием информационно-компьютерных технологий, с другой, - с доступностью этих технологий широким кругам пользователей.

Интернет-конкурсы - это конкурсы заочные и дистанционные, где жюри знакомится с выступлениями участников по специально подготовленным и размещенным в виртуальном пространстве видеозаписям. Их истоком, судя по всему, можно считать практику проведения по аудио- или видеозаписям первых туров на многих «живых» конкурсах. Записи в таких случаях использовались как средство выявления профессионального уровня претендентов для отбора в следующий этап соревнования.

Поисковые системы интернета дают информацию о довольно значительном числе музыкальных виртуальных конкурсов, как в России, так и за рубежом. Назовем III Международный дистанционный конкурс «Первые ласточки» в г. Краснодаре, «мутировавший» в 2013 г. из обычного и частично переместившийся в виртуальное пространство (он предполагает как очное, так и дистанционное участие), Всероссийский интернет-конкурс исполнительского мастерства «Музыкальный фейерверк» в г. Вологде, II Открытый музыкальный интернет-конкурс юных исполнителей им. Г. Синисало в г. Петрозаводске, International Internet Competition в Нью-Йорке.

Естественно отражая состояние современного музыкального пространства, интернет-конкурсы подразделяются на профессиональные и любительские. Типичным примером музыкального состязания, имеющего социальную направленность и нацеленного на развитие, прежде всего, детского самодеятельного творчества, являются «Первые ласточки», организованные всероссийским агентством творческих технологий «Конкурсант» (г. Краснодар). Здесь могут участвовать коллективы и солисты из дошколь-

ных и средних образовательных учреждений, детских домов и интернатов, учреждений культуры и искусства. Номинации максимально обобщены: «Поющие (танцующие, музыкальные, литературные) ласточки»; предполагаются далекие от собственно профессиональных критериев специальные призы жюри и оргкомитета: «Самый юный талант», «За красоту и обаяние», «Искренность и вдохновение», «Экстравагантность» и др.

Одним из наиболее авторитетных и представительных профессиональных конкурсов является Internet Music Compétition - Музыкальный Интернет-конкурс, организованный Ассоциацией педагогов музыкальных учреждений Сербии (Association of the éducation alists of primary and secondary music schools of Serbia) в г. Белграде. Internet Music Competition проводится ежегодно, и, по-видимому, является наиболее хронологически ранним из конкурсов, в которых оценивались исключительно видеозаписи: в 2010 г. белградские музыканты позиционировали его как оригинальный и единственный в мире.

Остановимся на характеристике интернет-конкурсов более подобно. Их основная идея состоит в возможности контактов в виртуальном пространстве всех задействованных в музыкальном состязании сторон-участников, жюри и оргкомитета. Претенденты в течение определенного временного периода присылают на конкурс видеоролики с записями концертных программ; члены жюри их прослушивают и к назначенному сроку выставляют итоговые баллы; оргкомитет обеспечивает координацию действий, документальное оформление результатов и пересылку присужденных дипломов.

В зависимости от своей основополагающей идеи, музыкальные Интернет-конкурсы могут включать разное количество номинаций. Например, II Открытый музыкальный интернет-конкурс юных исполнителей им. Г. Синисало, организованный в г. Петрозаводске, предполагал лишь 4 категории участников, в условиях Белградского конкурса 2014 г. сообщается

о 32-х номинациях. Номинации профессионально ориентированных конкурсов, в целом, традиционны. Как правило, это сольное исполнительство на различных музыкальных инструментах - академических и народных, академический, народный и джазовый вокал, инструментальные и вокальные дуэты и ансамбли, оркестровое и хоровое исполнительство.

В музыкальных интернет-конкурсах могут принимать участие исполнители разного возраста и разного уровня подготовки. Однако акцент все же делается на детское и юношеское творчество - учащихся музыкальных школ, училищ и колледжей, академий и консерваторий. Возрастные группы оговариваются в условиях каждой номинации с учетом ее специфики и формируются либо в соответствии с годом рождения конкурсантов, либо исходя из ступени их музыкального образования (учащийся детской музыкальной школы, музыкального училища, консерватории, концертный исполнитель).

Перенос выступлений в виртуальное пространство полностью снимает проблему географической удаленности, как для участников, так и для членов жюри. Жюри может состоять из музыкантов, проживающих не только в разных городах, но и в разных странах; реально введение в его состав авторитетных исполнителей, которые в силу огромной репетиционной занятости либо иных причин, затрудняющих выезд, не принимают участие в работе «живых» музыкальных состязаний.

Еще одним важным свойством интернет-конкурсов является их принципиальная открытость. Видеозаписи выступлений размещаются на сайте конкурса либо на ином заранее оговоренном Интернет-ресурсе. Соответственно, они доступны для просмотра всем заинтересованным лицам. Данный факт делает абсолютно прозрачной работу жюри. Баллы, которые эксперты присуждают конкурсантам, также размещаются на сайте и доступны для ознакомления миллионам интернет-пользователей. Кроме того, в некоторых конкурсах, например, в нью-йоркском International Internet Competition, запрещено участвовать ученикам членов жюри, что, безусловно, повышает объективность результатов оценивания.

Привлекательной стороной виртуальных конкурсов являются формирование и доступность широким кругам пользователей архивов выступлений участников. Такие архивы способны заинтересовать как любителей музыки, которые могут прослушать понравившееся им исполнение неограниченное количество раз, так и профессионалов. В наши дни существуют музыкальные агентства, которые ведут поиск талантливых исполнителей именно с помощью интернет-пространства. Следовательно, участие в конкурсе способно стать для начинающего музыканта первой ступенью карьерного роста. Эта мысль особо педалируется организаторами конкурса в Нью-Йорке: авторы проекта подчеркивают свою нацеленность на поиск и творческий рост молодых талантов, а также на их последующее продвижение.

Немаловажно и то, что каждый педагог, предполагающий участие своих учеников в конкурсе, на основе анализа видеоархива может скорректировать

свою работу в соответствии с критериями членов жюри. На сайтах некоторых конкурсов имеется специальная страница жюри, цель которой - оказание методической помощи педагогам.

Интернет-конкурсы, по сравнению с «реальными», требуют гораздо меньше финансовых расходов. Исполнители должны лишь заплатить взнос за участие и обеспечить качественную видеозапись своего выступления. Полностью снимаются столь обременительные в организационном и финансовом плане позиции, как оплата проезда, проживания, питания. Последнее особенно актуально для музыкальных коллективов - ансамблей, оркестров, хоров.

Участие в интернет-конкурсе позволяет каждому исполнителю проявить себя максимально ярко. Это связано с тем, что в условиях записи на видеокамеру и в знакомом помещении сценическое волнение преодолеть значительно легче. Музыканты априори получают право на ошибку и ее исправление: ведь конкурсную программу можно записать несколько раз и выбрать для размещения на сайте лучший вариант.

Таким образом, основными достоинствами интернет-конкурсов являются:

1) смягчение сценического стресса и возможность выбора конкурсантом лучшей записи;

2) минимизация материальных затрат и независимость от географии места организации конкурса;

3) открытость работы жюри;

4) возможность сравнения педагогами из разных регионов уровня подготовки своих воспитанников с достижениями победителей конкурса;

5) возможность прослушивания видеозаписей всеми заинтересованными лицами в удобное для них время, являющаяся, по большому счету, одной из форм популяризации классического музыкального искусства.

Однако перенесение конкурсов исполнительского мастерства в виртуальное пространство имеет и отрицательные стороны. Перечислим наиболее очевидные.

Массовость и доступность музыкально-исполнительских конкурсов (причем, не только виртуальных - не меньшую проблему представляет, например, так называемый «музыкальный туризм»), приводит к девальвации звания Лауреата. Количество лауреатов в наше время чрезвычайно велико: они учатся и работают практически в каждой музыкальной школе, в средних и высших музыкальных учебных заведениях. Еще более снижен статус звания «Дипломант». Причем проблема эта отнюдь не нова. «Лауреатомания (курсив автора) охватила исполнителей и педагогов, превратила иные учебные заведения в своеобразные «инкубаторы лауреатов», искривляющие нормальные пути художественного созревания артиста, приспосабливающие - нередко с самого раннего возраста - его репертуар, его интерпретацию, весь характер игры к нивелирующим требованиям будущего конкурса» - писал в 1970-е гг. Г.М. Коган [2, с. 60]. В наши дни этот вопрос стоит значительно острее, а с переносом конкурсов в виртуальный режим может еще более обостриться.

Иногда тембровую палитру игры талантливого

участника мешает оценить плохое качество записи, во многом зависящее от возможностей звукозаписывающей аппаратуры. Оборотной стороной «географической независимости» виртуальных конкурсов является отсутствие личного общения участника с конкурсантами из других регионов и с членами жюри, невозможность получения новых впечатлений от поездки на конкурс и пребывания в ранее незнакомом городе (экскурсии, знакомство с историей и культурой края). Названные факторы содержат огромный воспитательный и стимулирующий потенциал, который виртуальные конкурсы компенсировать не способны. Кроме того, участники лишаются радости ощущения праздника музыки и творчества, которое всегда присутствует на «живых» исполнительских форумах.

Но все же при знакомстве с функционированием интернет-конкурсов прежде всего обращает на себя внимание уверенная динамика роста. На диаграмме 1 показана статистика изменения количества участников в популярных в исполнительской среде инструментальных номинациях на примере белградского Internet Music Competition. Как видно, оно ежегодно возрастает более, чем в два раза.

Аналогичная картина складывается и в певческих номинациях: количество участников в номинации «Вокал» в 2011 г. - 3 человека, в 2012 г. - 38 человек; в номинации «Хор» в 2011 г. - 4 коллектива, в 2012 г. - 10 коллективов.

Анализ наполняемости возрастных категорий позволяет судить о том, что в интернет-конкурсах в наибольшей степени заинтересованы учащиеся и преподаватели детских музыкальных школ. В большинстве номинаций школьники составляют более 80 % участников.

Кроме того, обращает на себя внимание особый интерес к интернет-конкурсам юных российских музыкантов. Он также хорошо просматривается в подавляющем большинстве номинаций. В 2012 г. в номинации «Фортепиано» количество участников из России превысило 90 %. В номинации «Вокал» из

3-х участников 2011 г. - двое россиян, из 38-ми участников 2012 г. - 33 россиянина.

Интересна динамика национального состава участников номинации «Баян (аккордеон)». В 2010 г. из 19 конкурсантов 17 представляли страны бывшей Югославии - Сербию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, 2 - Ямало-Ненецкий автономный округ России. В первый год работы конкурса это была одна из наиболее «наполненных» номинаций, что, несомненно, связано с музыкальной специализацией его организатора и продюсера Миломира Дойчиновича -выпускника Одесской консерватории по классу баяна. В 2012 г. из 96 участников с Югославией были территориально связаны только 3 музыканта из Черногории. При этом Россию представляли 74 конкурсанта из разных регионов - от Москвы до Петропав-ловска-Камчатского, Украину - 10, Белоруссию - 5, Молдавию - 2, Болгарию - 2.

По-видимому, «конкурсомания», охватившая российский музыкальный, а точнее - российский музыкально-педагогический мир, объективно отражает нацеленность педагогов и учащихся на достижения, закрепленные грамотами, дипломами, сертификатами. Преподавателям они необходимы для аттестации на квалификационную категорию, учащимся - в целях декларированного современными образовательными стандартами портфолио. Не требующее больших финансовых затрат и организационных усилий, участие в интернет-конкурсах оказалось весьма перспективным и удобным в этом плане. Все это позволяет прогнозировать дальнейшее развитие конкурсного движения, в том числе - виртуальных музыкальных состязаний. По словам народного артиста России, профессора Московской консерватории М.В. Федотова, «конкурсы нужны, прежде всего, потому, что открывают новые творческие горизонты, дают возможность юному музыканту выйти на сцену, выступить перед публикой... и чем раньше ребенок осознает себя артистом, а не просто учеником музыкальной школы, тем лучше» [7].

Диаграмма 1. Динамика изменения количества участников конкурса Internet Music Competition

Вероятно, в условиях ежегодного увеличения числа интернет-конкурсов, они неизбежно станут конкурировать друг с другом. Попытаемся на основе имеющихся данных обозначить возможные слагаемые их успеха. Прежде всего, это необходимость формирования авторитетного жюри, в которое следует включать квалифицированных и известных в музыкальном сообществе специалистов. Призовой фонд, наряду с материальным поощрением, желательно дополнять позициями, обеспечивающими возможность общественного признания победителей, как, например, выступление лауреата в концертном зале Вайля в Карнеги-Холле в качестве Гран-При Нью-Йоркского интернет-конкурса. Привлекательными наградами могут стать профессиональная фотосессия, выпуск аудио- либо видеодиска и пр. Важными параметрами представляются техническое удобство сайта, его дизайн, а также простота оформления заявки. Не последнюю роль играет разумность

финансовой составляющей, т.е. размер организационного взноса. И, наконец, интернет-конкурс не может быть безликим. Наряду с инвариантной частью он обязательно должен содержать нечто индивидуальное, особое, необычное, выделяющее его из череды других музыкальных состязаний.

Литература

1. Горностаева, В. Два часа после концерта / В. Горностаева. - Дубна, 1995.

2. Коган, Г.М. Оправдывают ли себя исполнительские конкурсы? / Г.М. Коган // Г.М. Коган Избранные статьи. -Вып. 2. - М., 1972.

3. http://www.americanprotege.com

4. http://www.concursant.ru

5. http://www. muzfeerverk.ru

6. http://www.musiccompetition.eu

7. http://www.nutcracker.tv

УДК 008/ 913: Э372.242:Т5-502

С.Г. Кузнецова

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ КАК ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ: АРХАИЧНЫЕ И НОВЫЕ ФОРМЫ

Статья выполнена в рамках Гранта Государственного контракта № 14.В.37.21.0521 «Художественный объект как язык культуры: архаичные и новые формы» от 2012 г. по направлению «Философские науки, социологические науки и культурология» в рамках мероприятия 1.2.2 «Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук», мероприятия», 1.2 «Проведение научных исследований научными группами

под руководством докторов наук и кандидатов наук», направления 1 «Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг.

Обобщается опыт искусствоведческих и культурологических подходов к анализу архаичных форм искусства и современного дизайна, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, анимации. Рассматривается методология семантического подхода, образ богатыря в анимации, прием монтажа в искусстве, художественные традиции в пейзажах забайкальских художников и этнические традиции в костюме старообрядцев края.

Семантический подход, модель смысла, культурный текст, художественная и этническая традиции, костюм, старообрядцы, образ богатыря, анимация, монтажный принцип.

The experience of fine art and cultural approaches to the analysis of the archaic forms of art and modern design, fine art and decorative art, animation is summarized in the paper. The author considers methodology of the semantic way, the image of a Russian hero in animation, the method of montage in art, traditions in landscapes of Zabaikalyan artists and ethnic traditions in the costume of old believers of the district.

Semantic way, model of meaning, cultural text, art and ethnic traditions, clothes, old believers, image of the Russian hero, animation, principle of montage.

В Забайкальском государственном университете проведено исследование на тему: «Художественный объект как язык культуры: архаичные и новые формы». Руководителем проекта является автор статьи С.Г. Кузнецова. В данной работе мы представляем часть материалов первого этапа исследования 2012 г., решающего проблемы теоретического и практического исследования произведений искусст-

ва, анимации. Были поставлены цели:

1) обобщить опыт применения семантического подхода к анализу «смысла» художественного объекта, образа в гуманитарных науках;

2) изучить традиции этнического и профессионального искусства и ввести как в научный оборот, так и в реальную практику обучения искусству, проектированию студентов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.