Научная статья на тему 'Феномен информации: философско-социологическое осмысление'

Феномен информации: философско-социологическое осмысление Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
388
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СОЦИУМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / СТАНОВЛЕНИЕ НООСФЕРЫ / ПАТЕТИЧЕСКАЯ СТЕПЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ГОСПОДСТВУЮЩАЯ ИДЕЯ / ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ЦЕННОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО СОЦИУМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курдиманов Владимир Анатольевич

В статье проведен конструктивный анализ информации как наивысшей ценности человеческой цивилизации на современном этапе становления информационного социума, выделены её объективные и субъективные факторы, рассмотрено влияние этих факторов на характер и содержание информационной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен информации: философско-социологическое осмысление»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.77:007 ББК 60.524.224.1 К 93

Курдиманов В.А.

Феномен информации: философско-социологическое осмысление

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье проведен конструктивный анализ информации как наивысшей ценности человеческой цивилизации на современном этапе становления информационного социума, выделены её объективные и субъективные факторы, рассмотрено влияние этих факторов на характер и содержание информационной составляющей.

Ключевые слова:

Информатизация социума, интеллектуально-гуманистическая перестройка, становление ноосферы, патетическая степень концентрации, интеллектуальные средства, господствующая идея, основополагающая ценность, становление нового социума.

Отражение объективной реальности - это полная информатизация социума, реорганизация всей многогранности его жизни на базе телекоммуникаций, информационных сетей с использованием средств коммуникаций. Полная информатизация жизни «представляет собой интеллектуально-гуманистическую перестройку всей жизнедеятельности человека и общества в целом на основе все более полного использования информации как ресурса развития с помощью новых информационных технологий с целью созидания информационного общества и дальнейшего становления ноосферы (сферы разума)» [1].

Социум обусловлено вступил в информационную эпоху гомогенного развития. Опредмеченное развитие - это необратимый процесс, который все стремительнее набирает обороты, увеличиваясь в масштабах с геометрической прогрессией. Обусловленный процесс многообразен, не прост и очень противоречив. Вероятность успешного преодоления противоречий в большей степени определяется утилитарно степенью образованности социума.

Явления информатизации, социума, сориентированные на исключение противоречий между постоянно увеличивающимся объемом информации и способностью усвоения ее индивидуумом, требуют патетической степени концентрации, необходимой не только для дальнейшего формирования науки и новых технологий, но, в первостепенную очередь, для того, чтобы уметь применять интеллектуальные средства. В связи с этим можно установить главную задачу, которую необходимо решать в самое ближайшее время - научить всех, вместе жить в открытом информационном социуме, формируя знания о других этносах, их истории, мышлении.

Социум неизменно приспосабливается к трансформациям, происходящим в мировом универсуме. Рассмотрение существующих построений современного социума разграничивает их, в основном, экономическую направленность. Его называют по-разному: «переходное», «постиндустриальное», «информационное», «информационная цивилизация», «коллективного разума» и т. д. Однозначно лишь одно: за информацией признается статус господствующей идеи и доминанты. Информация на сегодняшний день

- основополагающая ценность человеческой цивилизации. Ввиду многогранности и сложности современного мира, стремительности проистекающих изменений и их непредсказуемости, многообразия источников информации, множество старых представлений, понятий, технологий с их субъективно-идеалистическими трактовками не проходят верификации.

Современное образование обязательно предполагает обучение информационной, компьютерной грамоте. Немаловажное значение имеет процесс передачи и усвоения общей социальной культуры, которая существенно трансформировалась, на этапе становления нового социума. Все это просто необходимо для достижения новых целей и задач формирующегося информационного социума. Соответственно в этой информационной среде индивидуума нужно рассматривать не только как элемент социально-технической системы, а и как составляющую социальной коммуникации, информационного процесса, субъекта осмысленной деятельности. Действительная общественная отдача новейших информационных технологий в конечном итоге обусловливается именно им, его готовностью и умением формировать и применять их в процессе жизнедеятельности. Поэтому на первоначальном этапе важно выяснить саму информационную сущность индивида, что конкретно дают ему как социальной единице современные информационные технологии и какое влияние они оказывают на новый социум.

Первые попытки определения сущности информации относятся к 20 - 30 годам начала XX века и связаны они с гуманитарными науками. Наибольшее распространение получила дефиниция информации как описания фактов, сведений, сообщений. На примере средств массовой информации изучались источники информации, их классификация и собственно свойства информации - новизна и оригинальность, достоверность, важность, полнота, убедительность и т. д.

В философии информация трактовалась следующим образом: «Информация (лат. informatio - осведомление) - ... центральное понятие кибернетики, обозначающее не только сведения, передаваемые людьми в ходе их общения, но прежде всего одно из основных свойств объективного мира, которое связано с наличием в нем особого рода процессов, называемых информационными (например, общение людей друг с другом, работа какой-либо системы автоматизированного регулирования, приспособление живого организма к меняющимся условиям существования, наследственная передача признаков родителей детям, познание мира человеческим мозгом» [2].

Кардинально сущность понятия информации изменилась с формированием статистической теории информации К. Шенноном и кибернетики Н. Винером и У. Эшби во второй половине XX века. Под информацией стали понимать не просто любые сведения как результаты коммуникации, а лишь только снижающие неопределенность у адресата информации. А неопределенность существует тогда, когда совершается избрание одной из общего числа существующих возможностей. Данный факт происходит не только в процессах коммуникации социальной сферы, но и далеко за ее пределами. Вместе с вероятностной версией математической теории информации К. Шеннона возникли и иные теории - комбинаторная, алгоритмическая, теоретико-категориальная, которые развивались в работах В.А. Котельникова, А.Н. Колмогорова, А.А. Харкевича, А.Я. Хинчина и др.

Полярность изучения информации передвинулась в поле деятельности технических и естественных наук. Появился интерес к ее количественной и качественной составляющим, ее конструктивной значимости для управления не только в средствах связи и коммуникации, но и в системах социума.

Изучение информации в семантическом, прагматическом и аксиологическом взаимоотношениях продолжили философы, биологи, социологи, экономисты и эксперты самых разных областей - Л. Бриллюэн, Г. Дэвис, В. Кемпе, Д. Маккей, М. Маклюэн, Р. и Ф. Мейсоны, А. Моль, С. Стоуньер, М. Хилл, У. Эшби и др. И, возможно, именно поэтому информация обрела признаки общенаучности.

Среди многогранности взглядов отчетливо сформировались две субъективноидеалистические точки зрения на естество информации. Первая из них приобрела название «атрибутивной». Ее адепты - И.А. Акчурин, Б.В. Ахлибининский, Л.Б. Баженов, Б.В. Бирюков, В.С. Готт, Д.А. Гущин, Г. Клаус, Й. Коблиц, X. Крешнак, М. Лейпольт, X.

Мецлер, К.Е. Морозов, И.С. Нарский, И.Б. Новик, Л.А. Петрушенко, А. Попп, В.И. Сифоров, А.Д. Урсул, X. Фельц, X. Фогель, П. Франц, Г. Херц и др. По сути, они интерпретируют информацию как общую особенность материи, такую, как неоднородность, системность, структурность, разнообразие, и др. С данной отграниченной точки зрения, информация свойственна всем конфигурациям материального мира, т. е. она имеет место, как в живой, так и в неживой природе, она -признак всех естественных и социальных систем.

«Функционалисты», наоборот, суживают рамки и соединяют информацию только лишь с функционированием самоорганизующихся и самоуправляемых синергетических систем. Адепты этого направления - В.В. Вержбицкий, Г.Г. Вдовиченко, И.И. Гришкин, Д.И. Дубровский, Н.И. Жуков, А.М. Коршунов, Я.К. Ребане, Э.П. Семенюк, М.И. Сетров, В.С. Тюхтин, Б.С. Украинцев, Г.И. Царегородцев, Н.Н. Чурсин, П. Штебер, Г.И. Щербицкий и др. Учёные полагают, что информация свойственна не всем, а только лишь живым формам материи, она зарождается на обусловленной ступени формирования материального мира, когда становятся допустимыми сложные, динамичные, самоуправляемые, саморазвивающиеся системы, наивысшим представителем которых выступает человек.

Адепты марксистской философии интерпретируют информацию с воззрения теории отражения. По их мнению, информация - это своеобразный вид отражения, свойственный материи. Обусловленного смыслополагания придерживаются такие ученые, как Р.Ф. Абдеев, В.3. Коган, А.И. Ракитов, А.П. Суханов, А.Д. Урсул и др.

Немаловажный интерес инициирует социокультурная роль феномена информации, ее обоюдная связь с общественной реальностью. Во второй половине XX века получили большое распространение, культурологические концепции, отобразившие информационный бум, неистовый прогресс электронных средств массовой информации. Возникновение информационно-телекоммуникационных потоков привело к появлению своеобразной коммуникационной или информационной субкультуры социума. Эта новая разновидность реальности занимает в современном постиндустриальном социуме свое собственное информационное пространство.

Формирование информационных нужд социума и средств их материализации привели к модифицированию информационных отношений, которые ознаменовали собой приход совершенно нового состояния, в котором обладание информацией, средствами ее обработки, стало одним из основополагающих социальных ресурсов. С середины ХХ века вначале в США, затем в других странах возникли теории «информационного общества», авторами которых стали 3. Бжезинский, Д. Белл, Д. Гелбрейт, П. Дракер, К. Койяма, М. Маклюэн, Е. Масуда, Ф. Махлуп, А. Минк, М. Порат, В. Прайс, Ж. Фурастье и др. Основным общезначимым аспектом большинства утилитарных теорий стала именно информация. Значительно позже был анализ проблемы, воздействия информации на человека и социум, произведенный уже отечественными авторам Р.Ф. Абдеевым, В.Г. Афанасьевым, В.Г. Ващекиным, Г.Р. Громовым, К.К. Колиным, Н.Н. Моисеевым, А.И. Ракитовым, И.И. Юзвишиным и др.

Переход человечества к информационному социуму ставит ряд требований к субъекту и его деятельности. Для настоящего времени характерно полное отсутствие в науке представлений о единстве индивидуума. Причем ситуация не меняется несмотря на экзистенцию и большое количество новых философско-антропологических теорий. Появляется необходимость в изучении информационной потребности, которая является самой типической потребностью человека. Это находит подтверждение в работах А.Берга,

Э.Бернштейна, Д.Блюменау, С.Коготкова, Д.Шехурина, П.Симонова, А.Соколова и др.

В контексте познания личности находит отражение особенность человека улучшать в ходе онтогенеза свою антиэнтропийную организацию. Доминирующие системы современного информационного социума имеют своей целью создание новой

философско-антропологической парадигмы - homo universalis, отдельные опосредованные аспекты которой обсуждаются в работах В.Когана, М.Шеллера, К.Ясперса и др.

Само собой разумеется, что дефиниция информации в общем виде является абстракцией. Подобно тому, как всеобщее, взятое обособленно от особенного и единичного, не существует реально, так и нет в природе информации вообще, информации «в чистом виде». В реальности имеют место абстрактные проявления взаимозависимости между многообразными материальными образованиями, которые мы именуем информационными связями, обусловливая их как своеобразную сторону отражения, соотносимую с неоднородностью, разнообразием материального мира. Вследствие такой взаимозависимости некоторые свойства, качества, грани одного объекта оказывают влияние на свойства, качества, стороны другого объекта. А информация выступает особенностью, стороной отражения, узким образом объединенного с неоднородностью, разнообразием вещественного мира.

Обусловленная роль информации в социуме обязательно ставит задачу о соотношении информации и знания. Эта задача очень значительна. Концепция на базе дефиниции «отражение» утверждает, что информация есть запас знаний, следствие отражения. Проблему по-разному стараются решить представители сформировавшихся на сегодняшний день когнитивной науки и фитологии. Исследования проводятся в таких сферах, как диалектика, эпистемология, лингвистика, психолингвистика, информатика, герменевтика, нейробиология и др. Не посягая на конструктивное решение обусловленной задачи, можно однозначно выделить следующее. Знание как таковое, если следовать его дефиниции, всегда истинно. Информация может быть либо истинной, т.е. быть истинным знанием, либо ошибочной, а значит ложной. При осмыслении тех значений, которые появляются при постижении абстрактно-идеализированных объектов, однозначно, что смыслы и значения появляются не сами по себе, а с помощью языка, и в подвластности от потенциально заложенных возможностей языка сформулировать их. Универсальным языком для оформления информации в произвольной сфере социального взаимодействия выступает естественный язык, все же прочие языки (семиотические системы) формируются на его базисе. Языковую динамику в информационных процессах, можно изобразить как переход от языковых единиц, объединенных с существующими реалиями непосредственно, к тем единицам, в которых указанная выше связь условна. В указанном деятельностном постижении идет речь о языках и знаках естественных и искусственных. Язык, таким образом, является инструментом осмысления мира, т. е. возникновения и создания, передачи и выражения информации [3]. Знание обусловлено постоянством и однозначностью, окружено некой информационной составляющей, прибывает непременной основой гомогенной информации. А информация, в свою очередь, в ориентировочно-приспособительном плане основа для знаний. Информацию принято дифференцировать главным образом с коммуникативной стороны, знания - с чисто гносеологического воззрения. Информация в понимании К. Шеннона - совсем не знание, а всего лишь его предпосылка. Это произвольная совокупность сигналов, воздействий, сведений, которые любая система получает извне, выдает во внешнюю для нее среду или сохраняет в себе. Эта информация становится знанием только после ее интерпретации. Знания вне языка (или речи) не существует, так как знание также заключено в своеобразные естественные программно-информационные языки. Другими словами, информация заключена в программно-языковой внешней оболочке. А эта оболочка в свою очередь является не чем иным, как специальным языком, выработавшимся внутри естественного языка. Отсюда следует, что соотношение знания и информации можно изобразить как соотношение двух культурно-когнитивных систем, которые естественно взаимообуславливают и взаимодействуют друг с другом.

Информация в социуме - это способ, с помощью которого знания индивида как таковые существуют не только для него самого, но и собственно для других. Знания -персональные, индивидуальные, частные; информация - публична, общедоступна. Что

свидетельствует о разнице форм информации и знаний даже при идентичности их смыслового содержания, и соответственно о разнообразии форм, в которых так или иначе проявляется и передается информация в социуме. Классификационными особенностями информации могут быть тип источников, субъектов и объектов, тип носителя информации, форма и способ ее получения, форма применения и т. д. Так, Р.Ф. Абдеев дифференцирует информацию на виды в хронологическом порядке:

- физическая, присущая процессам отражения в неорганической природе;

- биологическая, циркулирующая в живой природе и формирующая ее структуры;

- социальная, передающаяся в человеческом обществе в процессе коммуникаций между людьми [4].

В.И. Кукин по характеру субъекта и объекта информации выделяет:

- социальную (субъект и объект - человек);

- биологическую (субъект и объект - животный и растительный мир);

- генетическую (субъект и объект - клетка, организм);

- техническую (объект и субъект - технические устройства);

- социально - техническую (объект и субъект - человек и техника) [5].

И.И. Юзвишин выделяет естественную и искусственную информации. Естественная - первопричина зарождения живых существ, условие их развития и совершенствования; основа отношений между людьми и природой; субстанция соотношений и возникновения единого мирового информационно-сотового сообщества. Искусственная информация в виде письменных сведений, звуковых сообщений, радиотелепередач, компьютерно-типографских книг и всего того, что сделано человеком [6].

В зависимости от содержания, способа получения, характера и других параметров информацию подразделяют на общественно-политическую, социально-экономическую, научно-педагогическую, научно-техническую и т. д.; на статическую (постоянную) и динамическую (переменную); на первичную (входную), производственную (промежуточную) и выходную; на осведомляющую и управляющую; на полную и выборочную; на избыточную и недостаточную; на полезную и ложную, на оперативную и ретроспективную; на реферативную, сигнальную и текущую и т.д. [7]

По характеру источников и сфере применения Р.Ф. Абдеев, В.Г. Афанасьев, Б.В. Евладов, О.В. Елчанинова различают информацию: экономическую, научно-техническую, общественно-политическую, военную, учетно-статистическую, контрольноизмерительную, научную и эмпирическую, систематизированную, внешнюю и внутреннюю, прямую и обратную, входную и выходную, мировоззренческую, публицистическую, бытовую, религиозную, технологическую и другие [8].

В мировом социуме создается семантическая информация как следствие постижения законов природы, общества и мышления. Произвольная информация в то же время и эстетична, так как появляется вследствие сочетания цвета, света, тени, звуков, запахов, и семантична. Семантическую информацию, возникшую в ходе или в результате научной, производственной или общественно-политической деятельности людей, именуют первичной информацией; семантическую информацию, возникшую как последствие аналитико-синтетической переработки первичной информации, распредмечивают как вторичную.

По технологии передачи и восприятия информация также бывает разнообразной. Информацию, транслируемую видимыми образами и символами, называют визуальной,

передаваемую звуками - аудиальной, ощущениями - тактильной, запахами - вкусовой.

Информацию, воспринимаемую средствами вычислительной техники, называют

машинно-ориентированной.

В рамках 90 % всей информации человек получает посредством органов зрения. Вторую ассимиляционную позицию занимает звуковая информация. Через остальные органы человек получает оставшуюся долю информации. Объем машинно-

ориентированной информации константно увеличивается в связи с возрастающим использованием компьютерной техники в информационных и телевизионных

коммуникациях.

Информацию, формируемую и применяемую социумом, называют общественной и делят на массовую, специальную и личную. Массовая информация обусловлена для всего народонаселения независимо от возраста, пола, рода занятий. Специальная информация рассчитана на распредмеченные категории различных специалистов. Личная информация обращается к ограниченному кругу лиц, объединенных родственными, дружескими или другими взаимоотношениями.

Массовую информацию в свою очередь делят на мировоззренческую,

общественно-политическую, обыденную, бытовую, научно-популярную, эстетическую, религиозную. Специальную информацию делят на научную, техническую,

технологическую, экономическую, производственную, управленческую и другие. Научная информация зарождается в сфере науки вследствие изучения закономерностей окружающей природы, социального развития и мышления. Техническая информация формируется в ходе всевозможных исследований и разработок в области механизации и автоматизации трудовой деятельности людей. Производственная информация рождается в сфере производства, сбыта и использования промышленной продукции.

Научная информация в свою очередь классифицируется по областям наук

(математическая, физическая, медицинская, философская и т.д.), техническая - по отраслям народного хозяйства (транспорт, машиностроение, строительство, сельское хозяйство и т.д.), производственная - в подвластности от характера производственного процесса (конструкторская, технологическая, планово-экономическая и т.д.).

М. Мазур акцентирует внимание на паразитной информации, зарождающейся, по его определению, вне конкретного процесса управления; описательную, относящуюся к наименьшему возможному числу информации, необходимому для описания определенного сообщения; исходную, необходимую для описания первого сообщения в цепи [9].

Обусловлены формы представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.д. Следовательно, информация бывает вербальной, визуальной, аудиовизуальной, письменной. Соответственно разными будут и материальные носители этих форм информации. Регистрация, накопление, хранение и обмен информацией между людьми или машинами осуществляется с помощью дискет, лазерных дисков, микрофиш, перфолент и иных средств, именуемых, носителями информации.

Все выше перечисленные и другие виды и формы информация обретает в соответствии со своими ориентировочно-приспособительными функциями. Проанализируем подробнее функционирование общественной информации. Основополагающая ее функция - оказывать управляющее, упорядочивающее воздействие на процессы социального развития. Указанной функции подчинены и все остальные: эвристическая (научно-познавательная, естественно-научная, научно-техническая, научно-гуманитарная и др. виды информации), эстетическая (художественное содержание всех видов искусства, определяющее нравственное здоровье социума), социализация личности, и переплетающаяся с воспитательной, коммуникативной, формирующей, стимулирующей функциями, разрешающими достигнуть нового значения человека для усовершенствования физического мира. Технологическая же функция информации сориентирована на обучение человека точному и рационально-конструктивному выполнению операций по производству вещественных ценностей, на улучшение технологического процесса. Массовая информация большей частью имеет коммуникативную функцию, специальная - функцию созидания.

Индивид или человеко-машинная система имеет дело не с информацией того или иного абстрактно-мысленного вида, а с конкретными физическими формами ее проявления, так называемыми структурными единицами информации.

Последней, элементарной единицей информации является сигнал обусловленной природы, процесс или явление, разрешающее автомату или человеку воспринимать информацию, обусловленную в информационном сообщении. В технических системах применяются сигналы всевозможной физической природы (электрические, гидравлические и др.). В сигнальных системах «индивид - индивид» конечным сигналом, как правило, служит слово. В человеко-машинных системах слово, удобопонятное человеку, реорганизуется в сигналы, воспринимаемые машиной, и наоборот.

Промежуточное структурное звено информации - знак, как правило, не передающий достаточной информации о предмете. Только лишь система знаков способна составить адекватный образ. Методика трансформации информации при ее «движении» от объекта к субъекту следующая: предмет - образ - слово - знак - сигнал. Необходимо отметить, что кроме информации о предмете и его образе, знак включает индивидуальную информацию - собственное отношение человека к предмету и образу. Со знаком как со структурной единицей и формой формулировки информации тесно соединены понятия кода, языков и т.д.

Опосредованные выше аспекты о роли функционирующей информации носят далеко не полный характер. Они носят скорее тезисный характер, чем развертывающе-описательный. Однако они непосредственно указывают на философско-антропологический характер информации в современном социуме.

Все указанные выше методологические аспекты в своей основе формируют задачу экспликации и рассмотрения потенциалов наилучшего функционирования личности в рамках современных социальных отношений, когда необходимость информационного обеспечения общественных потребностей повысилась настолько, что требует создания личностной структуры человека, которая бы сформировала вероятность и условия удовлетворения этой потребности в надлежащем информационном обеспечении.

Примечания:

1. Ващекин Н.П., Лось В.А., Урсул А.Д. Концепция современного естествознания. М., 2000. С. 229.

2. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс: Энциклопедия, 1994. С. 114.

3. Информация и научные исследования культуры. М.: Наука, 1988. С. 30, 31.

4. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. С.185.

5. Кукин В.И. Информатика: организация и управление. М.: Экономика, 1991. С.25.

6. Юзвишин И.И. Основы информациологии. М.: Высш. шк., 1999. С. 18.

7. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. М.: Новая школа, 1995. С.

74.

8. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.

С.18,20,22,25,185.

9. Мазур М. Качественная теория информации. М.: Мир, 1974. С. 211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.