Галина ПОЛЯКОВА
ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЩЕНАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ
В статье с позиций философии осмысливается понятие информации как общенаучной категории на основе существующих подходов к определению ее сущности представителями естественных и гуманитарных наук.
The concept of information as a general scientific category is considered in the article from philosophical positions on the basis of existing approaches to the definition of its essence by representatives of the sciences and humanities.
Ключевые слова:
информация, данные, материя, энергия, энтропия; information, data, matter, energy, entropy.
ПОЛЯКОВА
Галина
Викторовна — заместитель директора по воспитательной работе СОШ № 842 г. Москвы
Представлений о сущности информации, определений этого понятия в научной литературе очень много: практически в каждой сфере общественного познания и деятельности она имеет самые различные трактовки. Академик Н.Н. Моисеев под -черкивал, что «строгого и достаточно универсального определения информации не только нет, но и быть не может. Это понятие черес -чур сложно»1. Наука, тем не менее, имеет дело с дефинициями, очерчивающими сущностные и содержательные границы понятий, поэтому определение последних есть насущная и необходимая ее задача.
В буквальном смысле информация (от лат. informatio) озна -чает разъяснение, изложение, осведомленность. Толковый сло -варь С.И. Ожегова трактует информацию «а) как сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; б) сообще -ния, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего -либо»2. Энциклопедический словарь характеризует ее как общенаучное понятие, которое включает в себя «обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире»3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» дает такое определение: «Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»4. Подобная краткость, по мнению автора, ущербна, поскольку, во первых, сведения и сообщения как структурные элементы информации обладают разными свойствами. Сведения (англ. knowledge — знания), как один из основных инструментов про -цесса познания, относительно независимы от материального носителя (имеют идеальный характер и потому не уничтожимы) и передаются посредством сообщений (сигналов) (англ. — message или communication), которые, как правило, зафиксированы на определенном материальном носителе и физически уничтожимы. Во вторых, для человека как потребителя информации наибо лее важным является прагматический аспект — ее содержание и смысл. Поэтому философской доминантой в определении сущ -ности информации должно быть ее отождествление с понятием,
1 Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. — М. : АГРАФ, 1998, с. 98.
2 См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М. : Оникс, 2011, с. 206.
3 См.: Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983, с. 498.
4 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ст. 2, п. 1. // СПС «КонультантПлюс»; http://www.consultant.ru (дата обращения 16.06.2013).
наделенным смысловым содержанием и имеющим знаковую форму. Смысловое содержание есть не что иное, как знание, а знаковая форма — средство его пере -дачи. Следовательно, энциклопедиче -ское определение информации и опреде -ление, данное в законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации», отражают лишь ее идеаль -ную форму, которая вводится в область социальных отношений только благодаря ее «документированию»1.
Особое значение для выяснения сущ -ности информации имеют работы К. Шеннона, Н. Винера, У. Эшби, отно -сящиеся к середине XX в. Традиционное понимание информации как любых сведений, переданных в результате ком муникаций, было уточнено ими через снижение степени неопределенности у потребителя информации. В частности, английский нейрофизиолог У.Р. Эшби и французский физик Л. Бриллюэн, рас -крывая понятие информации через отри цательную энтропию, утверждали, что усовершенствование любой системы есть уменьшение ее энтропии (количествен -ной меры неопределенности): энтропия всякой системы, независимо от ее при роды, тем больше, чем менее упорядо чены связи между ее элементами и чем более случайный характер они имеют2. Американский ученый К.Э. Шеннон в выведенной им математической формуле для определения пропускной способно сти каналов связи в противовес энтро пии рассматривал информацию как меру упорядоченности. Однако при этом количество информации подсчитыва лось вне зависимости от ее качественных характеристик, поэтому прямого ответа на вопрос, что такое информация, фор мула Шеннона не давала3. Основатель кибернетики Н. Винер в теоретико методологическом плане фактически отказался от формулирования сущности
1 Будет уместным подчеркнуть, что закон об информации посвящен не столько собственно информации, сколько вопросам формирования информационных ресурсов, создания информа ционных технологий и проблемам защиты информации.
2 См.: Эшби У.Р. Введение в кибернетику. — М., 1959; Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. — М., 1966.
3 Подробнее см.: Шеннон К.Э. Работы по теории информации и кибернетике. — М. : Иностранная литература, 1963.
информации и приравнял ее к фунда -ментальным понятиям, которые нельзя вывести через более простые. С извест ной долей ироничности он отмечал, что «информация есть информация, а не материя и не энергия»4. Главное, по Винеру, состоит в том, что информа ция характеризует важнейшую сторону жизни человека — познавательную де -ятельность, являясь не чем иным, как умственной абстракцией5. Ироничность высказывания ученого вполне оправ дана: информация обладает множеством характеристик, вследствие чего исклю -чительно затруднена для определения. Тем не менее в его работах есть косвенное определение информации как обозначе ния «содержания, полученного из внеш -него мира в процессе нашего приспосо бления к нему и приспособления к нему наших чувств»6. Правда, здесь нет ответа на вопрос, содержанием чего является информация, каковы ее генезис, природа и материальная основа возникновения.
В настоящее время значительное число ученых считают, что понятие информа ции охватывает как те сведения, которыми располагают и обмениваются между собой люди, так и существующие независимо от того, располагает ли чело вечество информацией о них или нет, по скольку как особые материальные обра зования они служат для человека источ ником информации7. В то же время сле -дует подчеркнуть, что философией также накоплен значительный объем представ -лений об информации как о социальном феномене с выяснением ее места и роли в жизнедеятельности социума, что дает возможность рассматривать ее как необ ходимую составляющую цивилизацион ного развития, обеспечивающую соци -альное взаимодействие и культурную преемственность поколений.
В фундаментальном философском труде Р.Ф. Абдеева «Философия информаци -
4 Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / пер. с англ. И.В. Соловьева, Г.Н. Поварова; под ред. Г.Н. Поварова. — 2-е изд. — М. : Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983, с. 201.
5 Подробнее см. там же, с. 204.
6 См.: Винер Н. Кибернетика и общество. — М. : Иностранная литература, 1958, с. 173.
7 См.: Суханов А.П. Информация и прогресс. — Новосибирск : Наука, 1988, с. 69—71.
онной цивилизации»1 отмечается, что в философии есть два основных подхода к трактовке информации — атрибутивный и функциональный. Сторонники первого (И.А. Акчурин, Р.Ф. Абдеев, В.С. Готт, В. Коган, А.И. Ракитов, А.П. Суханов,
A.Д. Урсул и др.) наделяют информацию свойством всех объектов органического и неорганического мира и на этом основа нии полагают ее атрибутом материи, т.е. фактически они ведут речь об отражении в человеческом сознании свойств пред метов, явлений, процессов окружающей действительности. «Атрибутисты» особо выделяют универсализм информации, мотивируя это тем, что рост человеческих знаний позволил выявить информацион ные процессы в искусственно созданных системах управления, в теории автоматов и роботов, кибернетике, нейрофизиологии и других областях научного познания. Так, в работах А.Д. Урсула еще в начале 70 - х гг XX в. подчеркивалась мысль, что именно философская категория отражения дала возможность раскрыть сущность инфор -мации2. По утверждению А.Д. Урсула, информационные процессы и процессы отражения не просто сходны между собой — между ними есть диалектическое един -ство (но не тождество), т.к. они харак -теризуют воспроизведение (отражение) одного объекта в другом. Существующие в реальном мире разнообразные инфор мационные связи и есть особая сторона отражения («отраженное разнообразие»), связанная с неоднородностью и разно образием материального мира. Такой под ход атрибутистов к сущности информации подчеркивает ее общенаучный характер и придает ей статус общефилософской кате -гории.
Приверженцы функционального подхода (А.И. Берг, В.М. Глушков,
B.В. Вершбицкий, А.П. Ершов, А.Н. Колмогоров, П.В. Копнин, Э.П. Семенюк, В.И. Сифоров, Г.И. Царегородцев и др.) полагают, что информация является свойством не всей, а только высокоорганизованной материи, и отрицают ее существование в неживой природе; главным признаком такого «раз -
1 См.: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М. : Владос, 1994, с. 21.
2 См.: Урсул А.Д. Информация. — М. : Мысль,
1971; он же. Отражение и информация. — М. : Мысль, 1973; он же. Природа информации : фило -софский очерк. — 2-е изд. — Челябинск, 2010.
граничения» выступает обязательная связь с управлением как высокоактивным отра жением.Особая точка зрения на информа -цию содержится в работах А.Н. Яковлева и И.И. Юзвишина. «Архитектор пере -стройки» А.Н. Яковлев утверждал, что все в мире держится на знаниях, поэтому уровень цивилизованности социума пре допределяется его информативной базой. В силу этого главный вопрос философии о первичности материи и вторичности сознания у А.Н. Яковлева теряет смысл: первична информация, а материя и созна ние — вторичны.
Автор не склонен вступать в полемику с научными авторитетами и полагает, что философский смысл сущности инфор мации наиболее удачно отражен акаде миком В.М. Глушковым: «Информация в самом общем ее понимании представляет собою меру неоднородности распределе ния материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. <...> Информацию несут в себе не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и сол нечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест листвы»3. В этом под ходе важно то, что информация сама по себе не материальна, она не является ни веществом, ни энергией, но ее функцио нальность невозможна без материальных носителей, вещества и энергии. Главный эффект функционирования информации состоит в том, что она обеспечивает нако пление социального опыта и формирует специфическое информационное про странство, все более и более усложняюще еся по мере развития научно технической мысли.
С другой стороны, если учесть, что основой научно технического и соци ального прогресса является приращение научного знания, то можно заметить, что информация в исторической эволюции общества не только исключительно дина мична, но — и это главное — изменяет свой социальный статус: если до индустриаль ной эпохи включительно она проявляла себя как важный элемент воздействия на технологическую сторону прогресса, то сегодня она становится непосредствен -ной производительной силой, основой
3 Цит. по: Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Социальная роль информатики. — М. : Знание, 1987, с. 17.
производства нового знания. Иными словами, под каким бы углом зрения эволюция человеческой истории ни рас сматривалась, информация является ее обязательной составляющей и условием поступательного развития и потому играет «фундаментальную системообра зующую роль»1.
В силу указанных причин формирую щееся сегодня в передовых странах обще ство справедливо называют информаци онным, поскольку главное его отличие от предшествующего ему индустриального общества состоит в том, что доминан той его развития становится информа ция, обладающая уникальным свойством взаимодействовать и с материальным, и с духовным миром одновременно, благо даря чему она становится фундаменталь ной основой, детерминирующей содер жание и направленность развития совре -менного социума2. Не случайно сегодня в научных кругах существует точка зре ния (правда, весьма спорная), согласно которой со временем информационные законы заменят законы общественного развития, соответственно, переняв у последних функции регулирования соци -
1 См.: Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии, 1994, № 4, с. 26.
2 Подтверждение тому — достаточно известный аргумент: в настоящее время экономическое раз витие общества на 16% зависит от вещественного фактора, на столько же — от природных условий, а от интеллектуального потенциала, использования информации — на 64%, обеспечивая при этом наиболее существенные социальные транс формации. См.: Негодаев И.А. Информатизация культуры. - Ростов н/Д : РГТУ, 2002, с. 180.
альных процессов3. Время покажет, воз -можна ли такая «метаморфоза». Для нас, однако, важен тот факт, что информация в современную эпоху становится одним из важнейших детерминантов социаль -ного развития, подтверждая вывод, сде -ланный Д. Беллом еще в последней чет -верти XX в.: «Главное значение имеют уже не мускульная сила и не энергия, а информация»4. Здесь, однако, следует подчеркнуть, что мы имеем дело с соци альной информацией, а не информацией вообще, свойственной всему органиче -скому миру.
Учитывая все изложенное выше, можно заключить, что в философском плане содержание и развитие понятия информа ции идет не только в направлении методо логической универсальности, но также и в направлении онтологической всеобщ ности, занимая при этом как бы проме жуточное положение между всеобщими философскими категориями и частнона учными понятиями и способствуя форми рованию обобщающей науки об информа ции и информационных системах.
3 Так, в одной из работ Ю.С. Затуливетер высказывает мнение о том, что мы находимся на пороге новой человеческой истории, характеризующейся средой, «в которой смогут непрерывно функцио нировать глобальные распределенные вычисли тельные процессы, способные со временем взять на себя информационные функции саморегули рования социальных процессов», а «человек осва ивает и строит мир, в котором информация объ ективно становится главным социальным регуля тором». См.: Затуливетер Ю.С. Информационная природа социальных перемен. — М. : СИШ'ЕГ, 2001, с. 80, 89.
4 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М. : Academia, 1999, с. 171.