Научная статья на тему 'Информация как основной предмет труда в постиндустриальном обществе'

Информация как основной предмет труда в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1238
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / УРОВНИ ИНФОРМАЦИИ / КОМПЬЮТЕРЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРУД / ВСЕОБЩИЙ ТРУД / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гриценко Виктория Сергеевна, Малкова Елена Вячеславовна

Рассматривается проблема сущности информации как основного предмета труда в постиндустриальном обществе. Предлагается понимание информации как многоуровневого образования, включающего уровень абстрактных материальных структур, уровень осознаваемой информации как формально-количественной структуры знания и уровень собственно знания. Показано, что такой подход позволяет дать адекватную оценку компьютеру как универсальному средству труда и социальным последствиям появления компьютерного труда как высшей формы всеобщего труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is the problem of the essence of information as the most important subject of labour in postindustrial society is regarded in the article. The authors suggest their understanding of information as a multi-levelled construction with the first level of abstract material structures, the second level of realized information as formal and quantitive structure of knowledge and the third level of knowledge itself. This approach, as it is stated, allows giving an adequate appraisal to computer as the universal means of labour and to the social consequences of computer labour as the main form of universal labour appearance..

Текст научной работы на тему «Информация как основной предмет труда в постиндустриальном обществе»

Философские и культурологические исследования

УДК 14:004

В.С. Гриценко, Е.В. Малкова

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ТРУДА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Как известно, теории постиндустриального (информационного) общества являются весьма интересной версией современного этапа развития общества, претерпевающего глубокие технологические, экономические и культурные изменения. С точки зрения В.В. Орлова, эти теории подметили ряд важных феноменов современного общества в их системной связи [См.: 9]. С этих позиций наиболее существенная черта нового общества — это возникновение новой исторической формы материального труда (названной К. Марксом автоматизированным, научным, всеобщим трудом) и связанное с ним вырождение стоимостного отношения, рынка, товарного производства. Концепция всеобщего труда и его высшей формы — компьютерного труда получила дальнейшую глубокую разработку в трудах Пермской философской школы, в работах В.В. Орлова.

Согласно основному тезису представителей постиндустриальных теорий (Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс и др.), главным ресурсом, предметом и продуктом производства в современном обществе становится информация. Однако место и роль информации не были содержательно соотнесены ими с новой исторической формой труда, что обусловило чисто феноменологический характер отмеченного положения. При этом сама информация у Белла и Тоффлера фактически отождествляется с теоретическим знанием, наукой. Кастельс делает упор на революции в информационных технологиях, придавая таким образом значение новым средствам труда, однако и он не дает глубокого анализа связи информации и новой формы труда. Считаем необходимым раскрыть это соотношение.

Понятия «информация» и «знание» часто употребляются как синонимы. Под информацией также понимают какие-либо сведенья. Так, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: «Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» [7]. Хотя подобные трактовки более характерны для обыденного языка, Всемирная энциклопедия философии предлагает схожее определение: «Информация — одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведенья, совокупность каких-либо данных, знаний и т. п.» [11, с. 428].

В последние тридцать лет в науке распространилось предельно широкое толкование понятия «информация». Академик И.И. Юзви-шин и сотрудники Международной академии информатизации разработали информациоло-гию, согласно которой все во Вселенной имеет информационно-кодовую основу и сотовую структуру. Сторонники атрибутивной концепции информации, например А.Д. Урсул, считают информацию одним из атрибутов материи, наряду с пространством, временем, движением, развитием. По их мнению, любое взаимодействие между любыми структурами и их элементами происходит за счет обмена информацией. Е.П. Тавокиным показано, что данный подход, делая термин поистине безмерным, лишает его вообще какого-либо смысла, поскольку попытки определить смысл феномена через указание на его связь с чем-либо ничего не проясняют [10, с. 5—6]. Он сам предлагает исходить из определения информации как результата отражения взаимодействующих структур. Однако

непременным условием информационного отражения Тавокин считает наличие способностей и механизмов порождения информации и придания ей материальной формы; он делает вывод, что «информация и информационные процессы происходят только в живых системах» [10. с. 8], т. е., как справедливо отмечает А.Д. Еляков, Тавокин сужает понятие «информация» вообще до рамок понятия «социальная информация» [5, с. 146].

На наш взгляд, ни расширенная до атрибута материи, ни суженная до свойства живых систем трактовка информации сама по себе еще не выражает первоначальный строгий смысл термина «информация». В 1928 году Хартли, а затем К. Шеннон, основоположник теории информации, вывели формулу, по которой можно вычислить количество информации через энтропию:

# = -5>>ё2(1/Л).

Определение информации через энтропию напрямую подводит нас к ее научному определению.

Международный стандарт ISO 17799 гласит: «Информация — это содержание, присваиваемое данным посредством соглашений, распространяющихся на эти данные. Данные — это понятия, события или команда, представленные в формализованном виде, позволяющем передачу, интерпретацию или обработку, как вручную, так и с помощью средств автоматизации» [15]. Свойствами информации, согласно стандарту, выступают: 1) объективность — независимость от субъекта; 2) достоверность — истинное положение вещей; 3) актуальность; 4) понятность — представление ее на каком-либо языке должно быть понятным получателю; 5) полнота — ее достаточно для понимания чего-либо или для принятия решения; 6) не исчезает, не переходит в другие формы, не убывает при использовании. Если конкретизировать это определение, то, с одной стороны, информация объективна — независима от субъекта, с другой — может выступать как осознаваемая информация, используемая субъектом, тогда ее важнейшими свойствами оказываются актуальность, понятность и полнота.

Основой определения информации как объективной структуры в ISO послужило по-

нятие, введенное Н. Винером для обозначения только такой меры организации, которая предполагает обратную связь и управление. В.В. Орловым показано, что в работах Н. Винера и У. Эшби с достаточной определенностью раскрыта природа информации, хотя принято считать, что они дали лишь определение количества информации [8, с. 124].

По Н. Винеру, информация есть мера организации [3, с. 34]. По У. Эшби, информация — мера упорядоченности или организации, мера разнообразия [12]. К. Шеннон определяет информацию как коммуникацию и связь, в процессе которой устраняется неопределенность, А. Моль — как меру сложности структур, А.М. Яглом и И.М. Яглом — как вероятность выбора [См.: 4, с. 6].

В.В. Орловым обосновано, что теория информации представляет собой специфическое количественное и формальное описание организации предметов или процессов, точнее — меры организации [8, с. 125]. Будучи связанным с качеством, это описание, однако, не содержит в себе описания качества, а только указывает на него. Информация, таким образом, не отражает качества предметов. Проще говоря, биту информации безразлично, что обозначать — равновероятный выбор между зеленым и красным цветом светофора или выбор между жизнью и смертью. По мнению М. Гелл-Манна, если рассматривать только информационный критерий, «работы Шекспира покажутся менее сложными, чем более длинная последовательность букв, набранная обезьяной» [13].

Теория информации, в узком или широком смысле, есть специфическая абстрактно-количественная теория организации. В этом смысле информационное описание предмета тождественно его математическому описанию, предельно абстрагированному от его качества и содержания. Так, по Н. Бурбаки, предметом математики служат абстрактные структуры, а за количественным выражением законов различных наук стоят универсальные свойства абстрактных математических структур, не до конца еще раскрытых математической наукой. Чрезмерно широкое толкование информации как атрибута материи: ни материя, ни энергия — несет долю истины, однако может получить более точную характеристику как мера организации. В философском плане понятие инфор-

мации связывается также с понятием отражения как его абстрактная формальная сторона. Информация есть абстрактно-количественная сторона отражения вообще. Являясь одной из сторон атрибута материи, оно не может само претендовать на «звание» нового атрибута.

«Информация, следовательно, — отмечает Орлов, — есть абстрактная материальная структура в системах с управлением. Как бы ни трактовалась или ни измерялась эта мера — как обратная энтропии величина, как алгоритм и т. д., информация выступает как явление материального мира, материальных систем» [9, с. 225]. Информация может быть осознаваема и выступать в форме мыслительной информации.

С этих позиций становится ясно, что отождествлять информацию и знание неправомерно. Однако в литературе, не опирающейся на исходное определение информации Винером, вопрос об их соотношении предстает довольно запутанным. Существуют попытки отличить информацию от знания через указание на процесс понимания, необходимый для преобразования первого во второе, и на сопутствующее ему появление положительных эмоций [13, с. 22—23]; на процесс актуализации первого для появления второго и сопутствующий этому процессу набор условий [2, с. 36]. В. Зинов полагает, что знание в гораздо большей степени связано с человеком, его сознательной деятельностью по получению и обработке информации об окружающем мире. «По сути, знание есть результат процесса освоения информации человеком, группой людей или организацией» [6, с. 47]. Но описывая основные свойства знания и информации, он фактически ставит эти явления на одну доску: оба, по его мнению, оказываются нематериальными и нуждаются в объективации [Там же. С. 49].

Такие, на наш взгляд, неточности устраняются, если строго придерживаться определения информации как абстрактной структуры, материальной или сознательно либо бессознательно отображаемой. Процесс познания как высшая форма отражения не сводится к процессу получения информации, хотя последний представляет собой абстрактно-количественную сторону первого, являясь в этом смысле его формально-количественной основой. Знание как субъективный образ объективного мира включает

информацию как свою абстрактно-количественную, формальную сторону, формальное соответствие знания объекту, но отнюдь не сводится к ней; оно неизмеримо богаче по содержанию. Показателен в этой связи сакраментальный вопрос известного астрофизика К. Сагана на одном из Бюраканских международных симпозиумов: сколько бит информации заложено в формуле Эйнштейна Е = mc2?

Исходя из определения информации как абстрактной материальной структуры, мы можем предложить рассматривать информацию как многоуровневое образование. В своей основе информация — это определенная формальная абстрактно-количественная структура, имеющаяся в любом объекте; другими словами — объект с его формальной абстрактно-количественной стороны. В этом смысле применимы все классические определения информации — мера упорядоченности, организации; величина, обратная энтропии, и пр. Информация может быть отражена другим объектом, тогда она предстанет как формальное соответствие результата отражения объекту. Важно отметить, что с позиций теории сложности адекватно снять информацию с объекта может только более сложный объект или, по крайней мере, объект того же уровня сложности (принцип Эшби). А это косвенным образом подтверждает неограниченные возможности познания и преобразования мира человеком, интегрально-социальным существом, в отличие от компьютера — более простой, физико-химической, системы. Информация как абстрактная материальная структура в системах с обратной связью — тоже «снятая» с внешнего мира, отраженная информация.

Второй уровень. Отраженная информация может осознаваться, тогда она составит формальную структуру знания. Однако статистика показывает, что большая часть циркулирующей в системах информации не осознается. Известно, что за период с 1986 по 2007 год в мире с помощью более чем 60 технологий было произведено 295 экзабайт данных, причем за один только 2006 год — 161 экзабайт. По данным исследовательской компании IDC, в прошлом году количество данных, хранящихся в цифровом виде, увеличилось на колоссальные 62 % и вскоре достигнет 1 зеттабайта, а к 2020 году цифровая вселенная будет в 44 раза больше, чем в 2009-м. При этом мировое по-

требление информации, по данным исследования инженеров из Университета Калифорнии в городе Сан-Диего, уже составляет 9,57 зет-табайта в год. «Нужно признать, что большая часть информации является переходной: она создается, используется и удаляется в течение нескольких секунд и больше никогда не используется повторно, — говорит Р. Бон, один из соавторов доклада, профессор технологического менеджмента. — Это подводное основание огромного айсберга, который управляет миром сегодняшнего дня».

В.В. Орлов отмечает, что по мере развития науки и технологии все большая, вернее, подавляющая часть производимой информации будет оставаться в технологических циклах, в которых она будет производиться, обрабатываться и реализовываться в производимом продукте. В область осознания, управления и научного мышления будет выходить лишь наиболее значимая, контрольная, фундаментальная информация [9, с. 226].

Третий уровень — это уже собственно знания, или информация в расхожем, неточном смысле. Помимо своей формальной абстрактно-количественной информационной структуры, знание всегда несет в себе объективное содержание и момент субъективности (субъективный образ объективного мира), связанной с самой природой человека, оно есть результат образного и абстрактного мышления.

Информация как абстрактная материальная структура в некотором смысле универсальна. Поскольку все предметы в мире и мир как целое имеют свою формальную количественную сторону, информация может выразить все, но лишь с указанной стороны. В этом коренной недостаток информации. Как формальная структура она «пуста», безразлична к качеству предмета или процесса, к которому она имеет отношение. Поэтому проблема насколько сонеты Шекспира сложнее набранной обезьяной последовательности букв кажется неразрешимой с помощью информационного критерия.

По мнению Орлова, сколько-нибудь серьезное применение понятий и методов теории информации предполагает соединение информации с ее значением, или смыслом, что можно осуществить, связывая информационное описание с фундаментальной теорией единого закономерного мирового процесса. Согласно

этой теории, мир предстает как иерархическая система уровней или форм материи, из бесконечного числа которых нам сегодня известны четыре: физическая, химическая, биологическая и социальная. Содержательное использование информации в естествознании должно учитывать различную качественную сложность, скрывающуюся за одинаковыми битами, применяемыми к физическому, химическому, биологическому и социальному уровням [9, с. 243]. Это может быть достигнуто введением применительно к каждому основному уровню информационного описания сложности кванторов сложности. Таким образом «пустая» информация получит содержательную интерпретацию. Конечно, определение величины квантора сложности представляет собой достаточно сложную задачу. Однако это сделает теорию информации действительным описанием сложности объектов материального мира.

Указанное решение ставит, на наш взгляд, новую проблему. Информация, измеряемая в битах (1 или 0, да или нет, есть электрический импульс в сети или нет и пр.), предполагает определенную упорядоченность реальности, которая существенно различается в различных областях реальности, например в макро- и микромире. Так, для «действительного, телесного человека, стоящего на прочной, хорошо округленной земле», привычного для нас физического мира с его трехмерным пространством и линейным временем характерна специфическая упорядоченность объектов. Глубокий микромир имеет другую структуру — современная квантовая теория, созданная Н. Бором, Э. Шрединге-ром и В. Гейзенбергом, показала, что вещество и поле состоят из своего рода частиц, проявляющих в различных опытах либо только корпускулярные, либо только волновые свойства, что нашло отражение в принципах неопределенности и дополнительности. Различная организация реальности должна найти свое выражение в ее информационном описании.

Возможно, что для описания и моделирования явлений квантовой физики вскоре будут использоваться квантовые компьютеры, в проектировании которых с 1982 года, когда Р. Фейн-ман впервые выдвинул идею квантовых вычислений, достигнуты несомненные успехи. Предполагается, что квантовые компьютеры будут использовать законы квантовой меха-

ники для обработки информации способами, не осуществимыми на обычных компьютерах. Часть задач, например разложение целых чисел на множители, они смогут решать намного быстрее, чем современные компьютеры. Главное достоинство квантовых компьютеров, как полагает С. Ааронсон, доцент электротехники и компьютерных наук Массачусетского технологического института, заключается не в том, что они совмещают многие технические особенности классических компьютеров и кванто-во-механические принципы обработки данных, а в том, что их аппаратная часть способна одновременно обрабатывать все возможные ответы на поставленные задачи [1, с. 46].

Фундаментальным отличием квантового компьютера является использование кубитов вместо битов. Кубитом может быть частица, например электрон, у которой положительный спин представляет единицу, а отрицательный — ноль. Квантовые состояния каждой такой частицы — суперпозиции — содержат одновременно и положительный, и отрицательный спины. Небольшое число частиц в квантовой системе может хранить огромный объем информации: так, всего 1000 частиц в суперпозиции может представлять любое число в диапазоне от 1 до 21ооо (что примерно составляет 10300), а квантовый компьютер позволяет обрабатывать все указанные числа одновременно, например облучая эти частицы лазерными импульсами. В процессе измерения случайным образом реализуется только одно из 10300 возможных состояний. Тем не менее Ааронсон уверен, что искусное управление частицами позволит быстро решать задачи, подобные разложению больших чисел на множители.

Являясь основным ресурсом, предметом и продуктом производства в постиндустриальном обществе, информация как абстрактная материальная структура не является субстанцией. Информация создается и воплощается в конкретных видах производства, порождается, хранится, обрабатывается и передается человеческим трудом. В этом смысле труд, как и в предшествующие эпохи, выступает фундаментом, образующим, словами Сэйерса, все стороны жизни общества, в том числе и информацию.

С точки зрения В.В. Орлова, важнейшая особенность высшей из существующих се-

годня форм всеобщего труда — производства информации как абстрактных материальных структур — принципиально новое, никогда ранее в истории не наблюдавшееся единство материального и интеллектуального труда. Эту особенность описывает и Э. Финберг (A. Feenberg), доктор философии из Университета им. С. Фрейзера (Канада). В статье «Противоречие компьютера» («The ambivalence of the computer») он исследует «размывание разделения умственного и материального труда» в современную эпоху. «Информационные технологии, — пишет Финберг, — не только создают продукт, как другие технологии, но также вновь представляют мир, „на базе" которого они созданы. Рабочий в процессе труда может сегодня взаимодействовать с ними таким образом, что разделение труда на интеллектуальный и материальный стремительно уничтожается» [14].

Данное обстоятельство уже само по себе позволяет характеризовать компьютер как универсальное средство труда. Однако Т. О'Доннелл (Th. O'Donnell), доктор философии из Мичиганского университета, обосновывает универсальность компьютера и в другой плоскости. Он показывает, что 240 лет развития философии и математической логики привели к созданию компьютерных технологий, революционизировавших производство и в глобальных масштабах реорганизовавших социально-экономическую жизнь. О'Доннелл считает универсальность основным качеством компьютера. «Универсальность, согласно определению Стэнфорд-ской Философской энциклопедии, означает: все, что вообще является счетным, можно посчитать с помощью одной универсальной вычислительной машины. В отличие от всех предыдущих вычислительных приборов и комплексных машин наши современные универсальные компьютеры — это особый вид «машин», которые можно внутренне перестроить (перепрограммировать) для подражания любому возможному счетному устройству, которые способны делать что угодно, если для этого существует «эффективная процедура», от решения физических дифференциальных уравнений до компьютерных игр» [16].

Универсальность компьютера доказывается еще в трех аспектах: во-первых, О'Доннелл вкратце описывает историю математики и физики, логическим завершением которой вы-

ступает вобравший в себя все достижения этих наук компьютер; во-вторых, он рассматривает историю машин как физических систем, в которой компьютер также является кульминацией развития; в-третьих, рисует социальные последствия появления компьютеров, такие как информационная революция, появление «информационного труда» как основы информационного общества, совпадение в конечном итоге процессов коммуникации с распространением универсальных вычислительных машин.

Предложенное нами выше понимание информации как многоуровневого образования позволяет в этой связи говорить об изоморфизме информации как абстрактных материальных структур и информации как интеллектуальном продукте как результате универсального компьютерного труда. Возникновение поразительного феномена — непосредственного единства материального и интеллектуального труда на базе универсального средства труда, компьютера, очевидно, должно иметь столь же фунда-

ментальные социальные последствия, которые мы можем лишь приблизительно представить. Наиболее серьезным последствием, очевидно, станет смена товарной стоимости «информационной» стоимостью [См.: 9], развитие непосредственно общественного характера труда, необходимость компьютеризированного стратегического планирования, ведущая роль информационно-коммуникационных технологий и фундаментальных и прикладных наук в развитии общества. Программирование и создание алгоритмов во многом определяет сегодня развитие информационных систем и коммуникационных средств, в том числе средств информационного поиска, запоминания и хранения информации, ее передачи в реальном времени и распределения прежде всего в хозяйственной, образовательной и культурной сферах; средств автоматизации управления и контроля, проектирования и производства; робототехники; средств математического моделирования и автоматизации экспериментов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ааронсон, С. На что способны квантовые компьютеры? [Текст] / С. Ааронсон // В мире науки. — 2008. - № 6. - С. 46-53.

2. Васильков, А.В. Актуализация информации как сущность управления знаниями [Текст] / А.В. Васильков // Библиотековеденье. — 2009. — № 2. — С. 32-36.

3. Винер, Н. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - М.: ИЛ, 1958. - 200 с.

4. Гриценко, С.В. Информационная культура личности и ее роль в современном обществе [Текст] / С.В. Гриценко. - Пермь: ПГСХА, 2005. - 126 с.

5. Еляков, А.Д. К понятию «информация» [Текст] / А.Д. Еляков // СОЦИС. - 2008. - № 4. -C. 144-146.

6. Зинов, В. Инновационное развитие экономики и управление им [Текст] / В. Зинов // Об-во и экономика. - 2006. - № 6. - С. 43-103.

7. Об информации, информатизации и защите информации [Текст]: федер. закон № 149 от 27 июля 2006 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2006).

8. Орлов, В.В. Материя, развитие, человек [Текст] / В.В. Орлов. - Пермь: Изд-во ПГУ, 1974. - 397 с.

9. Он же. Философия экономики [Текст] / В.В. Орлов, Т.С. Васильева. — Пермь: Изд-во ПГУ, 2006. - 266 с.

10. Тавокин, Е.П. Информация как научная категория [Текст] / Е.П. Тавокин // СОЦИС. - 2006. -№ 11. - С. 3-10.

11. Философия: всемирная энциклопедия [Текст] / под ред. А.А. Грицанова. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, Совр. литератор, 2001. - 1312 с.

12. Эшби, У.Р. Принципы самоорганизации [Текст] / У.Р. Эшби. - М.: Мир, 1966. - 621 с.

13. Gell-Mann, M. What is Complexity? [Eleotronio resource] / M. Gell-Mann. - Режим доступа: http:// www.springerlink.oom/oontent/u533051303k30047/ (дата обращения: 12.02.2008).

14. Feenberg, A. The amb^a^^e of the сот-puter [E^tron^ resource] / A. Feenberg. - Режим доступа: http://www.springerlink.oom/oontent/ u1427782h325h06q/ (дата обращения: 21.02.2009).

15. ISO портал ISO/IEC 17799. - Режим доступа: http://iso.staratel.oom/ISO17799/Doo/ISO17799/ iso1799.html (дата обращения: 12.02.2009).

16. O'Donnell, Th. Universal oomputation and the information age [Е^с^тс resource] / Th. O'Donnell. -Режим доступа: http://www.personal.umioh.edu (дата обращения: 21.02.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.