Научная статья на тему 'Концептуальная интерпретация информационной картины мира'

Концептуальная интерпретация информационной картины мира Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
292
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИЯ / КОНЦЕПТ / ГЕРМЕНЕВТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Басалаева О. Г.

Отмечается, что в структуру научной картины мира требуется введение специального элемента, который бы диалог между наукой и обществом сделал понятным и социально доступным. Таковым является герменевтический элемент. Его наличие позволяет более глубоко понять, оценить и воспринять научные результаты в изучении фрагментов социального бытия и ассимилировать их мировоззренческие системы социальным субъектам. Многообразие форм осмысления и осознания информационной реальности как части социальной реальности при-водит не только к созданию новых методов ее изучения, но и посредством их к уяснению ее специфических форм существования. Информационная картина мира характеризуется как форма систематизации знаний об информационной реальности. Это позволяет считать информационную картину мира за некий концепт, рожденный в процессе встречного движения: от информатики к философии и от философии к информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL INTERPRETATION OF THE INFORMATION WORLD PICTURE

In the article it is considered, that the structure of the scientific picture of the world requires the introduction of a special element that would make dialogue between science and society understandable and socially accessible. This is the hermeneutic element. Its presence allows to understand more deeply, evaluate and accept scientific results in the study of fragments of social life and assimilate their worldview systems to social actors. The variety of forms of comprehension and awareness of information reality as a part of social reality leads not only to the creation of new methods for its study, but also through their understanding of its specific forms of existence. The in-formation picture of the world, in the article, is characterized as a form of systematiza-tion of knowledge about information reality. What allows to consider the information picture of the world for a certain concept, born in the process of oncoming traffic: from computer science to philosophy and from philosophy to computer science.

Текст научной работы на тему «Концептуальная интерпретация информационной картины мира»

Гуманитарная информатика. 2017. № 13. С. 100-108

УДК 001.2:168.5

DOI: 10.17223/23046082/13/13

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТИНЫ МИРА

О.Г. Басалаева

Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово, Россия e-mail: [email protected]

Отмечается, что в структуру научной картины мира требуется введение специального элемента, который бы диалог между наукой и обществом сделал понятным и социально доступным. Таковым является герменевтический элемент. Его наличие позволяет более глубоко понять, оценить и воспринять научные результаты в изучении фрагментов социального бытия и ассимилировать их мировоззренческие системы социальным субъектам. Многообразие форм осмысления и осознания информационной реальности как части социальной реальности приводит не только к созданию новых методов ее изучения, но и посредством их -к уяснению ее специфических форм существования. Информационная картина мира характеризуется как форма систематизации знаний об информационной реальности. Это позволяет считать информационную картину мира за некий концепт, рожденный в процессе встречного движения: от информатики к философии и от философии к информатике.

Ключевые слова: картина мира, информатика, информация, концепт, герменевтика.

CONCEPTUAL INTERPRETATION OF THE INFORMATION WORLD PICTURE

Oksana G. Basalaeva

Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia e-mail: [email protected]

In the article it is considered, that the structure of the scientific picture of the world requires the introduction of a special element that would make dialogue between science and society understandable and socially accessible. This is the hermeneutic

element. Its presence allows to understand more deeply, evaluate and accept scientific results in the study of fragments of social life and assimilate their worldview systems to social actors. The variety of forms of comprehension and awareness of information reality as a part of social reality leads not only to the creation of new methods for its study, but also through their understanding of its specific forms of existence. The information picture of the world, in the article, is characterized as a form of systematiza-tion of knowledge about information reality. What allows to consider the information picture of the world for a certain concept, born in the process of oncoming traffic: from computer science to philosophy and from philosophy to computer science.

Key words: picture of the world, informatics, information, concept, hermeneutics.

Представление о концепте в круг философского обсуждения было введено Пьером Абеляром в XII в. В ХХ в. этот феномен обсуждался философами, лингвистами, культурологами. В дискуссиях ученых по данной проблеме выявлен ряд существенных черт феномена «концепт»:

- концепт - модель реальности;

- концепт представляет многозначную реальность;

- концепт обозначает не актуальное бытие мысли, а ее «возможное» бытие, актуализирующееся в понятии;

- концепт - это способ, посредством которого и благодаря его языковой форме мир открыт субъекту, или, по-иному, концепт - это вход в реальность (мир);

- концепт - смыслопорождающая единица;

- концепт - механизм означивания мира;

- концепт двусмыслен, выражает двойственность в своем единстве -реальность как таковую и реальность языка - это метафизика смысла и слова;

- концепт - это точка пересечения смыслов;

- концепт ориентирован на смысл, означивание, коммуникацию;

- концепт направлен на понимание;

- концепт связывает ценность и повседневность;

- концепт - результат «сворачивания» индивидуального опыта в «обобщенные» формулы;

- концепт - локальный результат превращения знания в социальный продукт, выражающий напряженность между наукой и обществом, наукой и культурой [1. С. 190-267].

В одной из дискуссий доктор философских наук О.К. Румянцев выражает важнейшую черту концепта, определяя, что «современное прочтение генома... состоит в том, что ДНК - это не столько проект строительства будущего организма, сколько то, каким образом среда дана организму (виду). То есть это тот способ, которым мир «мне» открыт. Вот эта

амбивалентность генома и составляет для нас главное в концепте. Тогда концепт - это в определенном смысле и есть вход в реальность (в мир)» [1. С. 210]. Но эта реальность не является в строгом смысле понятийно-однозначной, так как концепт обозначает не актуальное бытие мысли, а ее «возможное» бытие, которое в определенный, но уже прошедший момент актуализируется в понятии. В-третьих, концепт как смысло порождающая единица реализует механизм означивания мира и тем самым являет в своем существовании локальный результат превращения знания в социальный продукт, выражающий напряженность между наукой и обществом, наукой и культурой. В-четвертых, концепт связывает ценность и повседневность, он ориентирован на смысл, означивание и коммуникации, направлен на понимание, а не на познание. «Главное различие между концептом и понятием будет заключаться в том, что концепт предельно субъектен и в пределе стремится к личностному переходу (объективации необъективируемого), а поэтому он всегда адресован к другому субъекту или личности, даже если этим субъектом или личностью является сам творец или обладатель концепта. Концепт никогда не может избавиться от индивидуальной выразимости предмета своего выражения, для него чужда объективированная фиксированность понятия, собирающего в своем синтетическом единстве целостность понятийно воспроизводимой вещи. Концепт схватывает, но не фиксирует, потому что направлен на понимание, а не на познание. Он касается вещи, а не вскрывает ее как понятие. Поэтому концепт живет в стихии звучащей речи, а понятие локализовано в системе взаимосвязанных понятий. Можно сказать, что концепт - индивидуально длящаяся метафора, взламывающая любые ограничительные понятийные рамки, а понятие - застывшая метафора, несущая в себе скованный концепт. Трансформация понятия осуществима только через концепт, собранный воедино в субъекте как носителе языка и смысла, а кристаллизация концепта в понятие завершает объективирующий переход в состояние устойчивости смысловой выраженности» [Там же. С. 243].

Указанные существенные черты содержания концепта в применении к интерпретации картины мира позволяют обратить внимание на то, что выделение предметных знаний и блока регулятивных принципов научного познания для выявления специфичности картины мира и особенностей частнонаучной картины мира, в том числе информационной, в качестве посредников между наукой и обществом явно недостаточно. Для выполнения картиной мира функции понимания необходимо ввести в ее содержание социокультурный словарный блок (герменевтический блок), благодаря которому частнонаучная информационная картина мира успешно

выполняет в современных условиях функцию понимания между научным познанием и обществом. Иными словами, информационную картина мира следует интерпретировать как научно-философский концепт [2. С. 278].

Различные направления современных наук так или иначе учитывают информационный фактор. «В общем, - хотим ли мы того или нет, но приходится констатировать, что могучий "джинн информации" уже вылез на белый свет из откупоренной Шенноном бутылки и никакими заклинаниями или магическими словами загнать его обратно в бутылку уже нельзя. "Джинн информации" день ото дня продолжает увеличиваться в размерах и теперь стал уже огромным, как целый мир» [3, С. 25]. Наступило время господства информации, время ее изучения и систематизации знаний об этом явлении в социальном мире. Такой формой систематизации знаний об информационной реальности выступает информационная картина мира, что подтверждается целым рядом причин.

Во-первых, современный социальный мир переживает информационно-технический этап своего развития, он существует в форме информационной цивилизации. Общественное сознание нуждается в концептуальном характере осмысления происходящих перемен в связи с революционным характером использования компьютерной техники, «усиливающей» интеллект. С одной стороны, такая техника, становясь средством перехода человечества на новый уровень социального бытия, может развиваться только на основе полноценного, достоверного и исчерпывающего знания. С другой стороны, современные технологии во все возрастающей степени концентрируется вокруг и на основе производства, хранения и распространения информации, не довольствуясь их прежними формами и способами.

Во-вторых, картина мира отражает основные бытийные характеристики человека как субъекта, понимающего и познающего мир, поэтому и картина мира трансформируется в связи с изменением информационного окружения человека.

В-третьих, интенсивное исследование информации в 1970-1990-е гг. создало предпосылки к выделению информатики сначала в значительное дисциплинарное, а затем и интердисциплинарное научное направление. Именно развитие информационной области науки, начавшееся более полувека назад, привело сегодня к изменению многих видов предметной практики, деятельности, собственно человека, что обусловливает изменение понимания научного образа мира в его информационном аспекте.

В-четвертых, развитие информационной сферы общества актуализировало проблему взаимосвязи целей и задач, средств и инструментов, ценностей и норм научного исследования. Информационные технологии

в виде специальных вычислительных процедур и инструментов используются сегодня в большинстве научных направлений. Современный ученый выступает как потребителем информационных продуктов, так и организатором эксперимента, конструктором коммуникаций, оператором по обработке текстов и т.д. Для эффективного решения задач ему требуется не только освоение набора инструментов, но и понимание принципов, моделей, схем, опираясь на которые он сможет различать то, что является собственно объектом научных исследований, и то, что является инструментом для вычислений, моделирования и т.д. [4. С. 123-125].

Все это приводит к изменению взгляда на мир в целом, требует его нового осмысления.

Впервые информационный образ мира в виде картины информационного процесса был представлен Н. Винером. «Я никогда не представлял себе логику, знания и всю умственную деятельность как завершенную замкнутую картину; я мог понять эти явления только как процесс, с помощью которого человек организует свою жизнь таким образом, чтобы она протекала в соответствии с внешней средой. Важна битва за знание, а не победа» [5. С. 284]. Информационное взаимодействие в качестве фундаментальной основы информационной модели мира предполагает В.З. Коган, характеризуя ее следующим образом: «Для начала представим себе, что информационная сфера, обтекающая планету, имеет форму глобуса и обретает вид карты. Эту плоскую модель назовем информационным полем. Индивиды и социальные структуры, ожидающие или потребляющие информацию, будут выглядеть на нашей карте как некие точки. Теперь представим, что на это поле кем-то "выпущено" некоторое количество информации» [6. С. 15].

В.З. Коган рассматривает исторически сложившуюся гносеологическую ситуацию информационного взаимодействия как череду исследовательских ориентиров: «Что человек делает с информацией?»; «Что информация делает с человеком?»; «Зачем человеку информация?» и, наконец, «Как человек потребляет информацию и как он при этом к ней относится?» [Там же. С. 40-42]. Причем стремление индивида к поиску, селекции и потреблению информации постоянно и активно дает себя чувствовать независимо от того, осознает человек данную закономерность или нет. Момент взаимодействия характеризуется тем, что субъект, передавая прямую информацию объекту, одновременно выявляет и получает обратную информацию относительно объекта и его изменений в результате взаимодействия. Важно заметить, что, какой бы этап общего процесса производства, передачи и потребления информации мы ни рассматривали, - пишет В.З. Коган, - речь непременно должна идти именно о взаи-

модействии: и производство, и передача, и потребление информации были бы невозможны без отношений партнерства [6. С. 49].

Кроме того, В.З. Коган отмечает несомненную необходимость учета ситуации производства, передачи и потребления информации. Нужно учитывать состояние производящей структуры, характеристики канала передачи, уровень и подготовленность принимающего информацию и т.д. - словом, следует представлять себе четко и определенно ситуацию.

Таким образом, в качестве фундаментальной основы информационной модели мира В.З. Коган предполагает информационное взаимодействие.

Информационная картина мира, по мнению, В.А. Извозчикова, - это модель многомерного информационного пространства - совокупность информационных сфер, сред и потоков, систем, языков, символов и знаков, сигналов и информационных семантических связей, образующих инфоноосферу Земли и информационное пространство Космоса - миро-видение через призму информации; тезаурус окружающего человека мира, оформленный в знание - запас информации, накопленный на антропогенных технических носителях информации и информации, запечатленной в памяти человека в соответствующую языковую картину мира, которая, в свою очередь, строится посредством передачи информации как способа накопления знаний. В.А. Извозчиков выводит следующую формулу [7. С. 18-20]:

материя - дух - пространство - время информация (движение) - инфовзаимодействия - информационные процессы

В.А. Извозчиков считает, что «вся Вселенная при информационном подходе к ней с учетом принципа физикализации познания рассматривается как сверхсистема, способная к самоорганизации и к самоуправлению посредством обмена между ее частями информацией - информационному взаимодействию через информационные процессы» [7. С. 18-20].

С точки зрения И.И. Юзвишина, «информационная картина мироздания непосредственно вытекает из научно-технического прогресса и развития общества, адекватно отображает действительность, является генератором формирования единого мирового информациологического мировоззрения и таким образом - единого мирового локально-распределенного информационно-сотового сообщества и информационно-космической цивилизации в целом» [8. С. 59].

Информационная картина мира Р.Ф. Абдеева представляет собой модель-рисунок окружающего человека мира как схематически зафиксированную связанную совокупность различных по организации групп объектов.

У Р.Ф. Абдеева «информационная картина мира непременно включает в себя Человека, место которого - на "границе" между естественной и искусственной природой. Он олицетворяет собой начало интенсификации информационных процессов и ускорения научно-технического и общественного развития» [1. С. 183]. По определению автора, «информационная картина мира не что иное, как развитие объективного мира, как единый закономерный процесс зарождения и расцвета жизни и разума, необходимо "проходящий" всю последовательность ступеней (форм) материи, включая неорганическую природу, флору, фауну (представленные огромные множеством видов) и, наконец, Человека и человеческое общество» [9. С. 182]. Р.Ф. Абдеев строит масштабную информационную картину мира, которая подтверждает диалектику как процесс развития видов информации, с одной стороны, и как накопление разнообразия (зарождения и совершенствования информационных структур) - с другой. Несмотря на то, что она является лишь первым приближением к решению этой задачи, но уже позволяет наглядно и целостно представить всеобщие связи и взаимообусловленность явлений в процессе исторического развития (эволюции). «Информационная картина мира, - пишет автор, -особенно наглядно подтверждает последовательное развитие всей материи как преемственное накопление информации, разнообразия. Причем разные формы движения соотносятся друг с другом не только по степени иерархического усложнения, но и по порядку генетического порождения одних форм другими» [Там же С. 187]. Модель картины мира, по Р.Ф. Абдееву, наглядно демонстрируют доминирующее в традиционной науке дисциплинарное разделение сути окружающего мира.

Осмысление определяющей роли информации во всех эволюционных процессах природы и общества открывает, по мнению К.К. Колина, совершенно новую информационную картину мира, которая существенным образом отличается от традиционной вещественно-энергетической картины мироздания, доминировавшей в науке практически до конца XX в. Эта картина мира должна стать результатом формирования новой научной и философской парадигмы, в которой информационным аспектам будет отведена существенно более важная роль по сравнению с тем положением, которое существует в настоящее время. Исследователь считает, что «основной вопрос философии нуждается в новой постановке - как отношение материи и информации в структуре реальности». Все компоненты реальности обладают (одновременно) как материальными (физическими), так и нематериальными (информационными) свойствами [10. С. 186].

Особого внимания заслуживают работы Г.А. Голицына, в которых не только исследуются, но также предлагаются направления интеграции

естественнонаучного и гуманитарного знания [11]. Чрезвычайно важно, что исследования автора имеют солидное философско-мировоззренческое обоснование, благодаря которому отдельные разрозненные факты из различных областей науки слагаются в единую информационную картину мира.

Проведенный анализ авторских подходов к интерпретации исследуемой картины мира показал, что формирующаяся в последние годы информационная картина мира осваивается неравномерно: с ее идеями и образами активно работают специалисты в области философии, естественных и технических наук. В их трудах явно проступает ориентир на основные концепции информации: атрибутивную и функциональную. Информационная картина мира определяется через понятия «модель-рисунок», «модель», «образ», «инфовзаимодействие». По этому поводу совершенно справедливыми являются слова Л.А. Микешиной, которая отмечает, что «термин "картина" весьма антропоморфен, поскольку фиксирует прежде всего потребность человека в наглядности представлений о мире. В современном знании все чаще вместо термина "картина" начинают употреблять иные: "модель", "интегральный образ", "концепция", "теоретический аналог мира" и др. Представляется, что в этом факте находят отражения две существенные тенденции в развитии научной картины мира как формы знания. Во-первых, изменяются способы синтезирования, интерпретации научных знаний о мире, осуществляется переход от научной картины мира как образа, модели, наглядной картины к научной картине мира как особой логической форме научного знания. Первая модификация представлена главным образом в обыденном сознании и на ранних этапах развития науки, вторая - в более развитой науке, и особенно современной. Во-вторых, речь должна идти, по-видимому, не столько об утрате наглядности, сколько об историческом изменении характера наглядности и смене объектов, выполняющих эту функцию: от наглядности, "картинности" образа, модели мира к наглядности чертежа, графика, затем формул и понятий, особых конструктов (по В.С. Степину), получивших операциональную наглядность при обозначении определенного, зафиксированного движения понятийного аппарата» [12. С. 64-65].

Движение в осмыслении информационной картины мира от наглядности к особым конструктам, как видим из обзора представленных интерпретаций, далеко не завершено. В нашем случае более адекватно считать информационную картину мира за некий концепт, рожденный в процессе этого движения. Движения встречного: от информатики к философии и от философии к информатике. Иными словами, научная картина мира, в том числе и информационная, -это уже не представление, но еще и не понятие, а в реальном научном мышлении - это концепт.

Таким образом, изложенные представления об информационной картине мира весьма разнородны. Для приведения их в некий общий порядок необходимы некая идея, некий образец. Таким образцом в нашем случае может быть модель картины мира с учетом ее концептуального характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постижение культуры : ежегодник / отв. ред. О.К. Румянцев. М., 2001. Вып. 11. 360 с.

2. Басалаева О.Г. Информационный образ мира: функциональный подход // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 24. С. 274-280.

3. Седов Е. Одна формула и весь мир. М., 1982. 175 с.

4. Марычев В.В. Научная картина мира в культуре современного общества : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13. Ставрополь, 2004. 200 с.

5. Винер Н. Я - математик. Ижевск, 2001. 336 с.

6. Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск : Наука, 1981. 177 с.

7. Извозчиков В.А. Информационная парадигма науки // Человек и образование. 2005. № 1. С. 18-20.

8. Юзвишин И. И. Основы информациологии. М., 2000. 600 с.

9. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М. : Владос, 1994. 336 с.

10. Колин К.К. Информация в структуре реальности, научная картина мира и основной вопрос философии // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 4 (36). С. 185-187.

11. Голицын Г.А. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре. М., 1997. 260 с.

12. Микешина Л.А. Научная картина мира как мировоззренческая форма знания // Научная картина мира : логико-гносеологический аспект. Киев, 1983. С. 62-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.