10. Тимофеев М. Т. Институт омбудсмана в Великобритании и Ирландии: контроль, основанный на сотрудничестве / АНО «Юристы за конституционные права и свободы». - М.: Новая юстиция, 2006. - 208 с.
Literatura
1. Vedomosti SND RSFSR i VS RSFSR. - 1991. - № 52. - 26 dec. - St. 1865.
2. Volkov V. N. Koncept «disriplinarnoj vlasti» v sovremennom kul'turologicheskom diskurse // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2012. - № 19, Л. 2. - S. 10-18.
3. Volkov N. A., Volkova T. A. Vozmozhnosti i mehanizmy genderno chuvstvitel'noj politiki // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2012. - № 19, Л 2. - S. 216-223.
4. Volkov N. A. Nauchno-pedagogicheskij potencial instituía upolnomochennyh po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://lib. herzen.spb.ru/text/ volkov_131_67_73.pdf
5. Volkova T. A., Markov V. I. Gumanizacija i gumanitarizacija voennogo obrazovanija // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2012. - № 19, Л 2. - S. 223.
6. Ziberova L. V. Sociokul'turnye aspekty modernizacii rossijskogo obrazovanija v kontekste evropejskoj integracii // Obshhestvo i pravo. - 2010. - № 5(32). - S. 241-244.
7. Konstitucija Rossijskoj federacii. Oficial'noe izdanie. - M.: Jurid. lit., 2000. - 64 s.
8. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere razvitija pravovoj gramotnosti i pravosoznanija grazhdan // Prava cheloveka v Kuzbasse. - 2011. - № 3(33). - S. 2-7.
9. Sungurov A. Ju. Grazhdanskoe obrazovanie i pravovoe prosveshhenie: modeli regional'nogo razvitija // Grazhdansko-pravovoe obrazovanie / pod obshh. red. A. Ju. Sunguroa. - SPb.: NORMA, 2009. - S. 7-18.
10. Timofeev M. T. Institut ombudsmana v Velikobritanii i Irlandii: kontrol', osnovannyj na sotrudnichestve / ANO «Juristy za konstitucionnye prava i svobody». - M.: Novaja justicija, 2006. - 208 s.
УДК 008.001
О. Г. Басалаева
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗ МИРА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
В статье анализируется феномен информационной картины мира. Рассматривается роль информационной картины мира как «посредника» между обществом и наукой. Выявляется сущность мировоззренческой, онтологической, методологической и эвристической функций информационной картины мира. Функции информационной картины мира обусловлены ее содержанием.
Ключевые слова: научная картина мира, информационная картина мира, мировоззренческая функция, онтологическая функция, методологическая функция, эвристическая функция.
O. G. Basalaeva
INFORMATION PICTURE OF THE WORLD: FUNCTIONAL APPROACH
Information in the second half of the XXth - beginning of the XXIst century is the condition for the effective functioning of society. One of the means which forms the world outlook of society and people's activity in this area is the scientific world-view, serving as a "mediator," a channel of communication between science, scientific community and public opinion, civil society and the state. It changes the world view as a whole. The result of the analysis of scientific papers in which the information world-view is the focus of
research has shown that they demonstrate different approaches and methodological bases of such writers as R. F. Abdeev, N. Wiener, V Z. Kogan, K. K. Kolin, V V Marychev. We have proposed an approach to understanding the information world view as a scientific world-view. Building on the model of the scientific world view, developed by Academician V. S. Stepin, we have identified features of the functioning of an information world view in the society. This article examines the ideological, ontological, methodological and heuristic functions of information world view. Functions of informational world view due to its content. Submitted characterological features information world view represent a way of including the subject in the area of social and cultural life of this stage in the cultural and historical development of humanity.
Keywords: scientific world view, information world view, ideological function, ontological function, methodological function, heuristic function.
Целевая причинность, присущая любому типу общества, заключается в создании условий для эффективного его функционирования. Информация во второй половине XX века становится таким условием. И, следовательно, требуется адекватное философское осмысление значения и роли информации в обществе. Все это приводит к изменению взгляда на мир в целом, требует его нового понимания в форме соответствующего научно-философского концепта [2, с. 216].
Впервые информационный образ мира, в виде картины информационного процесса, был представлен Н. Винером (см. [3, с. 284]). Информационное взаимодействие, в качестве фундаментальной основы информационной модели мира предполагает В. З. Коган, характеризуя ее следующим образом: «...Для начала представим себе, что информационная сфера, обтекающая планету, имеет форму глобуса и обретает вид карты. Эту плоскую модель назовем информационным полем. Индивиды и социальные структуры, ожидающие или потребляющие информацию, будут выглядеть на нашей карте как некие точки. Теперь представим, что на это поле кем-то "выпущено" некоторое количество информации» [4, с. 15]. В. В. Марычев считает, что информационная картина мира сегодня это: «.Во-первых, образ мира, основанный на некоторых замещениях, полученных в результате снятия в модели или образе отношений "субъект-мир" при использовании субъектом информации и информационных технологий; во-вторых, общее замещение картины мира, созданное в ходе функционирования специальной научной дисциплины, отрасли производства знания (области науки или ряда дисциплин), объектом которой является собственно информация, информационный процесс и т. д.; в-третьих, социокультурная реальность, транслируемая современному человеку информационной культурой и информационной цивилизацией» [7, с. 177-178]. В первом случае образ мира создается самим индивидом, его предметная практика связана с познавательной практикой. Во втором случае информационная картина мира создается в научном сообществе, которое институциализировано, объединено общим видом познавательной деятельности, совокупностью его целей и задач. В третьем случае информационная картина мира получается как культурная мозаика, в сложении которой принимает участие все общество - различные сообщества, индивиды - поскольку на данном историческом этапе господствует конкретный набор ценностей - информационных технологий, информационных продуктов и т. д. Информационная картина мира Р. Ф. Абдеева представляет собой модель-рисунок окружающего человека мира как схематически зафиксированную связанную совокупность различных по организации групп объектов. По определению автора, информационная картина мира «не что иное, как развитие объективного мира, как единый закономерный процесс зарожде-
ния и расцвета жизни и разума, необходимо "проходящий" всю последовательность ступеней (форм) материи, включая неорганическую природу, флору, фауну (представленные огромные множеством видов) и, наконец, Человека и человеческое общество» [1, с. 182]. Осмысление определяющей роли информации во всех эволюционных процессах природы и общества открывает, по мнению К. К. Колина, совершенно новую информационную картину мира, которая существенным образом отличается от традиционной вещественно-энергетической картины мироздания, доминировавшей в науке практически до конца XX века. Эта картина мира должна стать результатом формирования новой научной парадигмы, в которой информационным аспектам будет отведена существенно более важная роль по сравнению с тем положением, которое существует в настоящее время (см. [5, с. 2-16]).
Проведенный анализ авторских подходов к интерпретации исследуемой картины мира показал, что формирующаяся в последние годы информационная картина мира осваивается неравномерно: с ее идеями и образами активно работают специалисты в области философии, естественных и технических наук. В их трудах явно проступает ориентир на основные концепции информации: атрибутивную и функциональную. Информационная картина мира определяется через понятия модель-рисунок, модель, образ, инфовзаимодействие. По этому поводу совершенно справедливыми являются слова Л. А. Микешиной, которая отмечает, что «термин "картина" весьма антропоморфен, поскольку фиксирует, прежде всего, потребность человека в наглядности представлений о мире. В современном знании все чаще вместо термина "картина" начинают употреблять иные: "модель", "интегральный образ", "концепция", "теоретический аналог мира" и др. Представляется, что в этом факте находят отражения две существенные тенденции в развитии картины мира как формы знания. Во-первых, изменяются способы синтезирования, интерпретации научных знаний о мире, осуществляется переход от научной картины мира как образа, модели, наглядной картины, к научной картине мира как особой логической форме научного знания. Первая модификация представлена главным образом в обыденном сознании и на ранних этапах развития науки, вторая - в более развитой науке, и особенно современной. Во-вторых, речь должна идти, по-видимому, не столько об утрате наглядности, сколько об историческом изменении характера наглядности и смене объектов, выполняющих эту функцию: от наглядности, "картинности" образа, модели мира к наглядности чертежа, графика, затем формул и понятий, особых конструктов (по В. С. Сте-пину), получивших операциональную наглядность при обозначении определенного, зафиксированного движения понятийного аппарата» [8, с. 64-65].
Результат анализа научных работ, в которых информационное представление мира является основным предметом исследования, показал, что в них демонстрируются различные методологические основания и подходы у таких авторов, как Р. Ф. Абдеев, Н. Винер, В. З. Коган, В. В. Марычев.
Содержанием информационной картины мира обусловлены ее функции в обществе. К таковым относятся: мировоззренческая, онтологическая, методологическая, эвристическая функции.
Новое мировоззрение эпохи информатизации, безусловно, связано с информационной картиной мира, так как она служит «посредником», каналом коммуникации между наукой, научным сообществом и общественным сознанием, гражданским обществом, государством.
Мировоззренческая функция информационной картины мира в своем влиянии на социального субъекта, в общем случае, выражает конкретизацию философского содержания миро-
воззрения, как системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Конкретизация заключается в том, что окружающая действительность в философской интерпретации мировоззрения замещается на представление об окружающей человека информационной среде аналогично тому, как представление о мире в философском мировоззрении замещается представлениями о культуре. Представления об информационной среде имеют свою «социальную историю» в социально-историческом развитии человечества. «Информационная среда, в которой протекает деятельность отдельных людей и целых социальных общностей, разумеется, не возникает сама собой и не привносится кем-то извне, а формируется все той же человеческой деятельностью, прежде всего ее информационным содержанием. Среда, в свою очередь, непрерывно воздействует на характер и содержание самой деятельности, определенным образом направляя и видоизменяя ее. В результате реализации импульсов такой обратной связи имеет место постоянная взаимная детерминация этих двух срезов социального развития» [10, с. 33].
Замещение мира в информационной картине мира на информационную среду, фиксация в ее содержании таких фундаментальных характеристик, как искусственность, уникальность, глобальность, позволяет сформировать некий информационный образ действительности.
Данный информационный образ действительности имеет системную организацию, системообразующим признаком которой выступает понятие информации. Характер понятия «информация» выражает способ осознания и понимания действительности в информационной картине мира. Понятийное поле генезиса информации, представленное понятиями «комплексность», «глобальность», «фундаментальность», трансформировалось в важнейшие элементы содержания понятия «информация» и определило специфику осознания и понимания действительности посредством понятия информации. Мир становится резервуаром еще не освоенной информации. Субъект становится приемником и преобразователем информации. Результатом такой преобразовательной деятельности становятся технические объекты и процессы, а также развивается понимание того, что психические, биологические, социальные процессы следует интерпретировать как информационные.
Онтологическая функция информационной картины мира презентует себя специфическим образом. Информационная среда, характеризуемая искусственностью, уникальностью, глобальностью, представлена человеку через многообразие компьютеров, их систем, информационных технологий и пр. Глубинным слоем информационной среды выступают ее своеобразные «неделимые элементы» (атомы) и их взаимодействие, представленные дисциплинарной онтологией информатики. В качестве исторически первой онтологической схемы следует рассматривать абстрактную схему связи, предложенную в 1948 году Шенноном и У. Уивером. Представление о функционировании как указанных «атомов» информационной реальности информационной среды, так и самой информационной среды за последние полвека значительно расширилось. Расширение функционирования произошло: а) за счет технико-технологических новаций; б) за счет расширения социального опосредования, то есть осознания значения и роли информационных процессов в обществе и культуре. Как итог возникает представление о научном сопровождении информационных процессов - наука информатика; культурном сопровождении - представления об информационной культуре, роли личности в ней и т. п.; в) и наконец, за счет философско-теоретического сопровождения, например, представления о виртуальной реальности. Тем самым в дисциплинарной онтологии информатики складывается информационное пространство как ее необходимый элемент.
Становление информационного общества с присущими ему информационной средой и информационным пространством обусловливает возникновение интересного феномена социальной жизни. «Окружающая среда становится преимущественно искусственной, информационной и, соответственно, внутренняя духовная жизнь человека - тоже. Она рационализируется и технологизируется. Вера, надежда, любовь, честь, совесть, долг, прекрасное, трагическое и другие внерациональные, неисчисляемые проявления жизни вытесняются на периферию, а обозначающие их слова становятся странными и малопонятными» [6, с. 23-24]. Человек как личность превращается в актора - агента деятельности, личность за вычетом ненужной духовности. Сохраняя важнейшие сущностные черты человека - субъективность, самостоятельность и активность, актор - это существо, которое действует механически, все считая и продавая. Человек теряет самостоятельность, сливается с технической системой, к которой переходит инициатива. Возникает рационализированный техногенный человек (см. [9]). То есть человек создает виртуальную информационную реальность, в которой он представлен как виртуальный и техногенный человек.
Информационной картине мира присуща методологическая функция. Информатика -наука становящаяся. Являясь, по сути, синтезом естественно-научных, технических и социальных знаний, информатика к настоящему времени не приобрела общего метода. Поэтому она оперирует таким методологическим средством как подход. В общем плане в информатике сформировалось три подхода - атрибутивный, функциональный, семиотический. Опора на данные подходы дает общее виденье феномена информации. Они составляют философско-методологическую основу информационной картины мира.
Конкретизацией указанных подходов является статистический, семантический, прагматический, как наиболее существенные в информатике.
Статистический подход представлен в специальной теории информации, которая занимается математическим описанием и оценкой методов передачи, хранения, извлечения и классификации информации. Статистический подход в свое содержание включает методы теории вероятности, математической статистики, линейной алгебры и др.
Семантический подход базируется на смысловом содержании информации. В информатике под семантикой подразумевают совокупность правил соответствия между формальными выражениями и их интерпретацией по отношению к знаковым системам. Таковыми являются естественные языки и искусственные языки. В том числе алгоритмические языки, языки программирования, информационные языки и др.
Прагматический подход базируется на анализе ценности информации, которая связывается со временем, поскольку с течением времени она «стареет». Тем самым прагматический подход раскрывает содержательный аспект информации, что очень важно для разнообразных сфер общественной и индивидуальной жизни, делает актуальным взаимосвязь общества и личности.
«Подходовый» характер методологии информатики примечателен тем, что, с одной стороны, он фиксирует сложность феномена информации, а с другой - выражает растущую потребность современного общества в использовании этого феномена, обусловленную возрастающей динамикой субъектного поля в информатике. Поэтому неслучайно разворачиваются дискуссии об информационном обществе, информационной культуре, личности в информационном обществе и т. п.
С методологической точки зрения «целью информатики является изучение структуры и общих свойств научной информации с выявлением закономерностей процессов коммуни-
кации. ...Информатика - область науки и техники изучающая информационные процессы и методы их автоматизации. Пользователю она представляет методологические основы построения информационной модели объекта» [11, с. 41]. Эти методологические основы социальный субъект воспринимает через освоение основ информационной технологии, которые представляют собой «совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей» [11, с. 46].
Выделяют, как правило, три уровня в системной интерпретации информационных технологий.
Первый уровень - теоретический. Основная задача - создание комплекса взаимосвязанных моделей информационных процессов, совместимых параметрически и критериально.
Второй уровень - исследовательский. Основная задача - разработка методов, позволяющих автоматизированно конструировать оптимальные конкретные информационные технологии.
Третий уровень - прикладной, который целесообразно разделить на две страты: инструментальную и предметную. Первая определяет пути и средства реализации информационных технологий, которые делятся на методические, информационные, математические, алгоритмические, технические, программные, вторая связана со спецификой конкретной предметной области и находит отражение в специализированных информационных технологиях, например, организационное управление, автоматизированное проектирование и т. п. (см. [11, с. 46]).
Как видим из вышеприведенного, методологические и методические аспекты освоения информации в информатике разработаны достаточно конкретно по всей линии связи теории и практики. Любой пользователь сознательно усваивает методику и приемы работы, как с отдельным компьютером, так и работу, например, в сети Интернет, то есть пользователь уже методически оснащен, а профессионал - методологически. В общем плане это означает, что методологическое поле информационной картины мира имеет «сплошной», без разрывов характер.
Эвристическая функция информационной картины мира проявляет себя в форме научно-технического, интеллектуального творчества. В этой сфере ученые разработали ряд формально-творческих методов, содержание которых является попыткой перевести акты творческого прозрения, интуиции на формализованно-интеллектуальный уровень - метод морфологического анализа, метод ассоциаций, табличный метод и др. Но, пожалуй, самым интересным и плодотворным выступает метод компьютерного моделирования. Овладение этим методом осуществляется через образование. Это делает данный метод широкодоступным. Тем самым творчество в информатике приобретает социально-образовательный характер.
Представленные характерологические функции информационной картины мира представляют способы включенности субъекта в социокультурную область бытия настоящего этапа культурно-исторического развития человечества.
Литература
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994. - 336 с.
2. Басалаева О. Г. Функция понимания в частнонаучной картине мира // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - Вып. 1 (18). - С. 215-220.
3. Винер Н. Я - математик. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. - 336 с.
4. Коган В. 3. Человек в потоке информации. - Новосибирск: Наука, 1981. - 177 с.
5. Колин К. К. Эволюция информатики // Информационные технологии. - 2005. - № 1. - С. 2-16.
6. Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров. - М., 2001. - 240 с.
7. Марычев В. В. Научная картина мира в культуре современного общества: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. - Ставрополь, 2004. - 200 с.
8. Микешина Л. А. Научная картина мира как мировоззренческая форма знания // Научная картина мира. Логико-гносеологический аспект. - Киев, 1983. - С. 62-69.
9. Негодаев И. А. Информатизация культуры [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -[Р-на-Д., 2002]. - Режим доступа: http://www.irbip.ru/irbase/kulture/ negodaev_i_a_informatizacija_ kul'tury.html (дата обращения: 25.01.2010).
10. Семенюк Э. П. Информатика и современный мир: философские аспекты. - Львов, 2009. - 283 с.
11. Советов Б. Я. Информационные технологии. - М., 2005. - 263 с.
Literatura
1. Abdeev R. F. Filosofiya informacionnoyj civilizacii. - M.: Vlados, 1994. - 336 s.
2. Basalaeva O. G. Funkciya ponimaniya v chastnonauchnoyj kartine mira // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kuljturih i iskusstv. - 2012. - Vyp. 1 (18). - S. 215-220.
3. Viner N. Ya - matematik. - Izhevsk: NIC «Regulyarnaya i khaoticheskaya dinamika», 2001. - 336 s.
4. Kogan V. 3. Chelovek v potoke informacii. - Novosibirsk: Nauka, 1981. - 177 s.
5. Kolin K. K. Ehvolyuciya informatiki // Informacionnye tekhnologii. - 2005. - № 1. - S. 2-16.
6. Kutihrev V. A. Kuljtura i tekhnologiya: borjba mirov. - M., 2001. - 240 s.
7. Marihchev V V Nauchnaya kartina mira v kuljture sovremennogo obthestva: dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.13. - Stavropolj, 2004. - 200 s.
8. Mikeshina L. A. Nauchnaya kartina mira kak mirovozzrencheskaya forma znaniya // Nauchnaya kartina mira. Logiko-gnoseologicheskiyj aspekt. - Kiev, 1983. - S. 62-69.
9. Negodaev I. A. Informatizaciya kuljturih [Elektronnyj resurs]. - Elektron. dan. - [R-na-D., 2002]. -Rezhim dostupa: http://www.irbip.ru/irbase/kulture/negodaev_i_a_informatizacija_kul'tury.html (data obratshcheniya: 25.01.2010).
10. Semenyuk Eh. P. Informatika i sovremennihyj mir: filosofskie aspekty. - Ljvov, 2009. - 283 s.
11. Sovetov B. Ya. Informacionnihe tekhnologii. - M., 2005. - 263 s.
УДК 165.0
В. Е. Лякин
ПОИСКИ ПРАВДЫ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
В статье отмечается особая роль категории правды в русской культуре. Для возможности последующей концептуализации правды автор анализирует особенности трактовки правды в русской религиозной философии на рубеже XIX-XX веков. Производится краткое исследование этимологии и истории слова «правда» в русском языке. После рассмотрения воззрений на понятия «истина» и «правда» со стороны разных представителей философских течений сделан вывод об изменении в них взгляда на соотношение истины и правды.
Ключевые слова: правда, истина, русская религиозная философия, русская культура, нравственность, моральность, справедливость.