Информация, информационное общество и человек
Пронина Л.А.
ТГУ имени Г.Р. Державина
Аннотация. В статье обобщаются современные подходы к роли информации, информатизации и информационных технологий, раскрываются компоненты информационной картины мира и определяется роль информационной культуры личности и общества.
Ключевые слова: информация, информатизация, информационное общество,
информационная картина мира, информационная культура
Современное общество все чаще называют информационным или обществом знаний, где информация и информационные ресурсы занимают центральное место. Данное утверждение мы находим во множестве публикаций, да и в реальной жизни понятие «информационное» все чаще используется применительно к реальным секторам экономики, управления, аспектов различных наук: информационная экономика, информационный менеджмент, информационная педагогика, информационная культурология и т.д. Все чаще «информационные» проблемы становятся предметом специальных исследований в разных науках. Мы также предприняли такую попытку, исследуя проблемы информатизации культурно-образовательного пространства [7]. Многие ученые и практики пришли к выводу, что сегодня жизнедеятельность - это процесс, который может иметь место только тогда, когда человек располагает информацией, которая одновременно определяет и жизнеспособность общества. Данные тезисы воспринимаются как постулат, определенная данность, хотя, по мнению Ф. Уэбстер, «не удается установить, каким образом информация заняла центральное место в обществе, она настолько важна, что даже стала фактором создания общества нового типа» [8].
Мы используем информацию как атрибут развития живых систем, которые с помощью прямых и обратных потоков информации адаптируются, вписываются в окружающую среду и существуют как материальное явление. Информация, информатизация существенно изменила локус и законы его развития: современная информационная среда является качественно новой формой бытия человека. К концу ХХ века в рамках кибернетики, а позднее информатики стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающий мир под особым, информационным углом зрения, дополняя вещественно-энергетическую картину. Именно приток информационных импульсов самого разнообразного характера формирует человека как личность, а в качестве источников выступают как природа, так и социальная практика. Сознание и самосознание, мировоззрение, характер, система взглядов и ценностных ориентаций, совесть, духовный мир, потребность в самовыражении и творчестве, способность рефлексии не являются врожденными: они формируются и видоизменяются в ходе жизнедеятельности человека на базе определенных наследственных качеств. Данные процессы принципиально невозможны вне информационного пространства социума. Они, с одной стороны, требуют исходной информации, постоянно питаются ею, а с другой - непрерывно генерируют новую информацию. Благодаря этому реальная жизнь людей всегда представляет собой информационное взаимодействие. Любые изменения, коррективы в жизнедеятельности людей объективно требуют информационного обеспечения, так как информация имеет отношение ко всем без исключения стадиям и аспектам человеческой деятельности: это и замысел, и планирование, и реализация определенных действий, и прогнозирование, и оценка результатов и информационное содержание технологического аспекта деятельности. Внутренний, духовный мир человека невозможен без субъективного переживания деятельности, который формируется также на соответствующем информационном фундаменте. В связи с этим можно сделать следующий вывод: информация буквально пронизывает окружающее пространство, постоянно влияет на личностное содержание каждого из нас, мера соответствующих изменений, и их направления всегда конкретны и индивидуальны. Частично они определяются опытом жизнедеятельности, имеющимся уже личностным тезаурусом и другими сугубо внутренними, интимными для каждого человека факторами. Обогащая человека как личность и субъекта социального творчества, информация тем самым проявляет себя в качестве важнейшего фактора, способного влиять на устойчивость развития, причем и в индивидуальном плане, и в общесоциальном.
Сегодня мы имеет дела с качественно новой информацией и иным качеством информационного пространства. Информация обладает рядом удивительных свойств, которые человечество выделило за время многовекового освоения и использования: она неисчерпаема, никогда не исчезает, быстро тиражируется, особенно в условиях внедрения новых информационных технологий, обладает ресурсо-сберегающими признаками, так как использует высокие технологии, экономична (однажды появившись может многократно использоваться), независима от времени, обладает ценностью и полезностью, является экологически чистым продуктом и т.д.
Каждый человек существует одновременно в различных информационных (региональных, национальных, профессиональных и т.п.) пространствах, которые могут быть связаны или автономны. На пересечении этих пространств и находится человек, где формируется его личное информационное пространство. Среда обитания человека является следствием действия множества факторов: она создается и развивается в непосредственной зависимости от многих причин. Но среда и сама активно влияет на них, подготавливая соответствующие изменения. В настоящее время реально существующая среда представляет собой сложное многоаспектное образование, которое можно охарактеризовать как своеобразную результирующую всех информационных, культурных потоков, на пересечении которых находится человек.
В связи с этим можно утверждать, что благодаря информатизации складывается новая, информационная картина мира. Р. Абдеев утверждает, что информация стала объективной характеристикой материальных систем и их взаимодействия. Никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса, а также в качестве узлового пункта познания, выявляя всеобщие и конкретные, многогранные связи с действительностью как отражение этой действительности.
«Соответственно трем основным видам оперативной информации - элементарной, биологической и социальной - мы различаем три крупных класса информационных структур: 1. естественно возникшие информационные структуры неорганической природы; 2. естественно возникшие информационные структуры органической природы; 3. искусственные информационные структуры, созданные целенаправленной деятельностью человека (так называемая вторая природа или ноосфера). Информационная картина мира включает в себя и Человека, место которого - на границе между естественной и искусственной природой. Он олицетворяет собой начало интенсификации информационных процессов и ускорения научнотехнического и общественного развития» [1, с. 183-184]. Место личности в картине мира и процессах информатизации можно определить исходя из следующего положения: информационная система общества должна создавать контакты между людьми и интенсифицировать коммуникационные сети между пользователями, решающими аналогичные проблемы.
Усложняющийся мир требует все больше информации для своего функционирования. Такое положение привело первоначально к ситуации, которую называют «информационным взрывом». Но данное понятие сегодня используется только применительно к 60-70-м годам прошлого века, исключительно в историческом ракурсе. В настоящее время информационные потоки развиваются лавинообразно, количество документов увеличивается ежесекундно, и данный процесс носит устойчивый, стабильный характер. Проиллюстрируем данное утверждение. В настоящее время ежегодно появляется примерно 100 тысяч журналов на 60 языках, 5 миллионов научных книг и статей, 250 тысяч диссертаций и отчетов, всемирный книжный фонд насчитывает 1,5 миллиарда названий, количество публикаций удваивается каждые 10-15 лет, число баз данных вырастает за 10 лет в 10 раз, всемирный фонд описаний изобретений насчитывает примерно 500 миллионов страниц текста и ежегодно увеличивается примерно 1 миллион документов и т.д. [цит. по: 3, С.2]. Данные документы представляют собой информацию, которая генерируется и используется в социуме, следовательно, носит социальный характер. «Социальная информация - конкретный срез информации, которая представляет собой понятие для обозначения знания о человечестве и природе (в той степени, в какой она вовлечена в сферу действия людей), получаемого с помощью чувственного и логического познания, в процессе материальной и духовной деятельности служащего потребностям развития человека, общества»[3, С.2]. Информация как знание противостоит незнанию, именно так она становится фактором жизнедетельности человека и
развития общества. Поэтому меняется наша среда жизнедеятельности, меняется информационная оболочка Земли. Первое удвоение знаний произошло в 1750 году, второе - к началу 20 века, третье
- к 1950 году. С этого года объем знаний у человечества удваивался каждые 10 лет, а с 1970 -каждые 5 лет, с 1991 года - ежегодно [6, С.350]. Безусловно, такое положение меняет жизнедеятельность людей. Так, уже к 1962 году было выделено более 50 видов деятельности, связанных с информационным производством, появляется термин «отрасль знания», «работник отрасли знания». Позднее появляются термины «информационная экономика», «информационный работник» - человек, у которого в качестве начала и финала труда выступает информация. Во второй половине двадцатого века информационные работники превращаются в лидирующую группу. По мере развития и распространения новых информационно-компьютерных технологий объекты, субъекты, процессы, деятельность меняются стремительно. Происходят изменения общей структуры занятости: все большая часть работников занята не изготовлением стандартных материальных благ массового спроса, а оказанием информационных, инновационных и коммерческих услуг, обслуживанием сложной наукоемкой продукции, проектированием и т.д. Происходит сдвиг в профессиональной структуре занятости в сторону увеличения доли высококвалифицированных работников универсальной квалификации в сфере информационных, управленческих, финансовых и прочих услуг. Данные процессы стимулировали повышение уровня образования и квалификации. Все изменяется качественно и количественно: по мнению
Э.Тоффлера, появилась новая вместимость пространства, термины «информационные ресурсы, информационная революция, информатика» и т.п. мы слышим из уст политиков, ученых, специалистов, студентов, школьников...Самые значительные изменения принес Интернет, начинает разрабатываться безбумажная информатика. Последствия сегодня предопределить достаточно сложно, ибо человек не способен предусмотреть синергетический эффект одновременных совместных действий сотен миллионов (миллиардов) пользователей и такого же количества технических устройств различной степени сложности, связанных в единую систему. Таким образом, компьютеризация-медиатизация и интернетизация трансформировали глубинную структуру информационного пространства и информационной среды. Источник производительности уже заключается в технологиях генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Дальнейшее развитие информационных технологий привело к тому, что появились новые, мультимедийные средства, которые обладают большим эмоциональным зарядом, чем существовавшие до сих пор информационные ресурсы (в том числе и аудио, видео, текстовые документы и т.п.). Мультимедийные ресурсы позволили изменить качество коммуникаций в сетях и системах, мультимедиа преодолевает географические границы, пространство и способствует интенсификации обмена информацией. Это приводит к стиранию границ между центром и периферией (провинцией), а значит, человек имеет возможность интегрироваться в мировые процессы. Если раньше национальные культуры развивались параллельно, а взаимодействие было незначительным, то сегодня сетевое взаимодействие предполагает, что сообщества хотят поделиться своим культурным наследием. В связи с этим появляются сети культурного наследия, а парадигма «центр-периферия» приобретает новое звучание. Ранее новые художественные течения обычно начинались в центре (и их было относительно немного), и они активно притягивали к себе творческие личности, то есть «внешний мир» приходил сюда по собственному желанию для освоения новых техник и технологий. В качестве примера модели «центр-периферия» можно привести Рим, Париж, Флоренцию, Лондон, Пекин и т.д. Мультимедиа и сетевое взаимодействие приводят к появлению множества центров, к созданию самых разнообразных коллекций, которые становятся доступными в любое время, в любом месте, поэтому необходимо разрабатывать кооперативные подходы к описанию данных явлений. Сегодня целесообразнее говорить о том, что у нас есть общего и как адекватно отразить культурные различия.
Современные медиа предполагают легкую процедуру внесения изменений, а объединение электронных изданий в базы данных (знаний) позволяют проследить изменения в диахронных связях. Если ранее они развивались в одном направлении, то теперь в принципе они могут идти в обоих направлениях. Информация получает более гибкую форму: цифровая конфигурация позволяет получить и печатный текст, и устную речь и видео ряд. Мечта многих поколений собрать в одно место все существующее в мире знание (начиная с библиотеки Александрии, в 19 веке попытка предпринималась Британским музеем, Национальной библиотекой и Лувром во Франции и т.д.) в настоящее время реализуется на альтернативном подходе. Вместо централизованных коллекций организуются распределенные сети, которые делают оцифрованные
версии этих коллекций доступными всем. В качестве примера можно привести существующую в Европе E-Culture Net, которая начала свою деятельность как группа ученых и учреждений, предоставляющих доступ к электронным ресурсам для научных исследований и образования. В перспективе задача сети состоит в создании Распределенного Европейского Электронного Динамического Ресурса, и это будет первым шагом к созданию Всемирного распределенного электронного хранилища. Мультимедийные технологии изменили технологическую сущность функции создания культурного наследия и его продвижения. В современных условиях уже реально создание коллективной памяти, что позволит сформулировать новые модели глобальной истории культуры, выявить наши общие традиции, познакомиться с уникальными произведениями крупной и малораспространенной культуры.
Если бытие человека в социальном мире остается относительно структурированным, то его виртуальная жизнь, не имея привычных рамок для самокатегоризации, ставит необходимым условием существования решение задачи самоопределения, поиска идентичности. Мультимедийные технологии, как и синергетика, сделали возможным одновременное использование преимуществ «левополушарного» (логико-понятийного) и «правополушарного» (наглядно-образного) мышления. Тогда образное мышление предшествующих поколений возрождается на новой основе, а способности творческого воображения и интуиции получают новые импульсы для развития. Данные процессы, на наш взгляд, имеют ряд глобальных последствий. Необходимо отметить факт дальнейшего распространения виртуальной реальности совершенно нового качества. Понятие «виртуальное» становится ключевым при организации современного общества. Виртуализация реальности является амбивалентным процессом, обладает двойным назначением, то есть характеризуется не менее мощным социальным негативом. Благодаря новому информационному режиму современный социум становится не только проницаемым для любых информационных импульсов, но и уязвимым перед деструктивными факторами, получившие в глобальной системе новые стимулы и возможности: их диапазон простирается в границах от терроризма до хакерства, стандартизации культурных ценностей, распространения манипулятивных технологий и т.п.
К ключевым свойствам виртуальной реальности принадлежат темпоральность и каузальность. Время здесь обратимо: там нет «точки невозврата», любое действие можно отменить, вернуться «на несколько шагов» назад, «сохраниться» и начать все заново. Более того, обратимость и динамика приводят к возникновению новой каузальной логики виртуальной реальности: причина и следствие могут не только сливаться, но и меняться местами. Один из возможных положительных эффектов обратимости состоит в том, что человеческая деятельность приобретает более свободный, смелый, экспериментаторский характер. Однако отсутствие «особых точек» лишает пространство сакральности. Обратимость виртуального опыта может породить определенный сдвиг в аксиологических установках индивида, в частности - снизить ценность человеческой жизни. Виртуальная реальность все чаще становится средой коммуникаций, формой приобретения опыта и социализации индивида, поэтому мы можем ожидать прогрессирующее влияние указанных свойств на повседневность.
Следует отметить также, что при частом общении с компьютерными системами случается информационное заражение личности машинным видением мира: у личности формируется привыкание к машинной картинке сначала на уровне зрительного аппарата, затем на уровне логико-ментальных структур. Постоянное взаимодействие с компьютером несет также угрозу повышения социальной отчужденности и одиночества в период персонализации за счет вытеснения личных контактов. Личности становятся доступны все дела и интересы целого мирового сообщества и, в то же время он находится в социальной изоляции. И сегодня мы можем наблюдать парадокс «компьютерного одиночества», который выражается в том, что, общаясь со всем миром, в результате человек не общается «ни с кем».
Следует также отметить расширение процессов «информационной экспансии», распространение культурных кодов по готовым формулам, разработанным информационными технологиями. Влияние в обществе принадлежит тем, кто способен создавать новые культурные коды, используемые для отражения реальности и выработки решений. Для понимания механизмов информационного воздействия на сознание следует использовать информологическую категорию «инфологема» [4,5], которая представляет собой некачественную или ложную информацию. Они появляются в результате неосознаваемых заблуждений или сознательных, целенаправленных
манипулятивных воздействий. Они воздействуют на человека в течение неограниченного времени, так как попадают в инфопотоки, инфофонд и тезаурусы, становятся их элементами и участвуют в формирование искаженной картины мира в сознании людей.
Развитие человечества стимулирует процессы накопления, запоминания, передачи и обработки информации, увеличения ее объемов. Одновременно усиливается потребность в новых средствах коммуникации, что приводит к переизбытку информации и возникновению информационных барьеров. Поэтому в очередной раз совершенствуются информационные технологии, создаются новые механизмы. Информационные технологии всегда изменяли качество культуры, а в современных условиях являются основой качественных изменений культурноинформационного пространства. Они открывают простор для развития новых территорий знаний, ускоряют процесс смены одних художественных концепций другими, смену культурных парадигм, на их основе мы сегодня строим персональное культурно-информационное пространство, создаем ее собственный конструкт.
В современных условиях все более актуальным становится проблема взаимодействия с таким информационным пространством, с такой информационной средой, повышения эффективности информационных технологий, информационной деятельности и инфовзаимодействия в целом. На наш взгляд, многие проблемы могут решаться за счета развития информационной культуры, которую мы определяем как комплексную, целостную, системную характеристику, в которой психологические, когнитологические, процессуальные аспекты взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимоопределяемы. Она является одной из составляющих культуры, связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей. Концепция информационной культуры личности основана на трактовке человека как создающего, воспринимающего и продуцирующего информацию, в первую очередь культурную. В этом случае информационная культура выступает как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально-значимой информации. Человек, как личность, формируется путем целенаправленного и продуманного воспитания, а его развитие определяется внутренними и внешними условиями (средой). В условиях информатизации общества одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения становятся информационные технологии.
Информатизация разрушает традиционные циклы жизнедеятельности людей и сам ритм их жизни, вытесняет ценность межличностного общения, заменяет реальный мир виртуальным, усиливает возможности манипулирования индивидуальным и массовым сознанием. В связи с этим возникает проблема гуманизации как возврата человека к его естественному состоянию и гармоничному развитию. Тогда информационная культура выступает гуманитарной составляющей информатизации. Современное общество нацелено на развитие творчества субъектов, процесс его становления сопровождается возрождением высокой культуры. Качественные изменения в культуре информационного мира повышают ее роль в развитии и функционировании общества. Культура может рассматриваться как ключ к инновациям и общественному развитию. Взаимодействие культуры и информатики позволяет ей играть огромную роль в условиях глобализации человеческой жизнедеятельности.
Содержание информационной культуры личности (общества), ее сознательное и целенаправленное формирование может рассматриваться в разных плоскостях: мировоззренческой, психологической, социальной и технологической и т.п. В мировоззренческой плоскости информационная культура заключается в осознании человечеством сущности происходящих явлений, познании законов и закономерностей распространения информации в обществе и ее воздействия на личность. В психологической плоскости информационная культура
- это выработка оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватное поведение личности; это формирование умения действовать в условиях избыточной информации, правильно оценивать качественную сторону информации, отбирать достоверные сведения, критически мыслить, умение анализировать и синтезировать имеющуюся информацию; это выработка навыков защиты личности от информационного шума. В социальной плоскости информационная культура личности заключается в формировании у личности необходимого уровня информированности. И, наконец, в технологической плоскости информационная культура - это
овладение информационной технологией, знакомство с информационными ресурсами общества, овладение навыками поиска нужной информации, ее хранения и использования [2, С. 84].
Информационную культуру нельзя рассматривать отдельно от других типов культур, так как элементы, входящие в нее, присутствуют и в культуре труда, и в культуре общения, политической культуре и т.д. Общество с высоким уровнем информационной культуры предполагает толерантность, терпимость к мнению любой личности, ее поведению, информационному мировоззрению, лояльность к уровню информационной культуры личности, отношение к ней как к самоценному феномену. Информационная деятельность личности позволяет ей включиться в информационный процесс всемирно-исторического масштаба: освоение и развития
информационной базы - Культуры. Для вхождения в Культуру необходимы определенные информационные предпосылки: развитая инфопотребность как нужда в знаниях, наличие системы передачи и владение теми или иными языками как системами передачи. Информационная культура - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. Информационная культура является средством формирования мирового культурного сообщества, создания мирового культурного, информационного пространства. Она определяет уровень информационного общения - принципиально новые формы связей без личного присутствия индивидов в режиме диалога, представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой информационной картины мира и определение своего места в этом быстро изменяющимся мире. Информационная культура предстает как степень совершенства человека, общества в целом или определенной его части по использованию информации во всех возможных формах жизнедеятельности. Овладение информационной культурой есть путь универсализации качеств человека, которая находит свое конкретное выражение в различных формах духовного совершенствования, профессиональной и общественной деятельности.
Информационная культура общества и личности должна обеспечивать возможность непрерывного образования человека и повышения его ответственности за принимаемые решения. В первом случае информационная культура выступает средством социальной защиты личности, способной к постоянному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного поведения на основе всестороннего анализа ситуации. Во втором - информационная культура является средством защиты общества от непродуманных действий человека, гарантом того, что любой в сфере (социальной, экономической, технологической и т.д.) решения принимаются лишь после глубокого анализа всей имеющейся информации. Информационная культура может служить интегральным показателем уровня развития общества и индивида, является важнейшим движущим фактором этого развития, выступает как условие устойчивого и безопасного развития в принципиально новой среде и новом пространстве.
Литература:
1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: диалектика прогрессивной линии развития как гуманитарная общечеловеческая философия для ХХ века /Р.Ф. Абдеев. - М., 1994. -334 с.
2. Антонова, С.Г. Информационное мировоззрение (к вопросу об определения сущности понятия) /С.Г. Антонова //Проблемы информационной культуры Вы.3. Информационное мировоззрение и информационная культура. - М., 1996. - С.25-32.
3. Еляков, А.Д. Информационный фактор развития общества /А.Д.Еляков //НТИ. Сер. Организация и методика информационной работы. - 2008. - №2. - С.1-9.
4. Коган, В.З. Маршрут в страну информологию /В.З. Коган. - М.: Наука, 1985. - 161 с.
5. Коган, В.З. Человек в потоке информации /В.З. Коган. - Новосибирск, 1981. - 177 с.
6. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная инворматика /К.К. Колин. -Екатеринбург, 2002. - С.350
7. Пронина Л.А. Информатизация культурно-образовательного пространства: методологические аспекты исследования: автореф. дис. на соискание учен. степени доктора философских наук /Пронина Людмила Алексеевна. - Тамбов, 2007. - 47 с.
8. Уэбстер, Т. Теории информационного общества /Т. Уэбстер. - М., 2002. - С.14.