Научная статья на тему 'Информационная картина мира как социокультурное явление'

Информационная картина мира как социокультурное явление Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5154
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гарипова Галия Ризвановна

В статье на основе социокультурного подхода рассматривается информационная картина мира, понимаемая как осознание человеком своего места и роли через информационные потоки и отношения. Отмечается, что информация играет важную роль в формировании мировоззрения современного человека. Становление информационной культуры индивида зависит не только от его связей и отношений в обществе, но и от информационных взаимодействий. Информационная картина мира является социокультурным феноменом, включающим в себя взаимодействие индивидов с помощью информации и информационных технологий. Автор отмечает, что система ценностей сегодня переживает период перестановки в связи с глубоким проникновением в реальный мир культурных аспектов мирового многообразия. И это имеет как негативные, так и позитивные последствия. Мы можем сказать, что, с одной стороны, человек все больше вовлекается в процесс информатизации общества, это влияет несомненно на его мировоззрение; с другой стороны, национальные интересы государств по-прежнему охраняются и оформляются в виде официального потока информации с помощью СМИ. Поэтому культурные ценности в российском обществе сегодня представляют сложный симбиоз национального, общекультурного и индивидуального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная картина мира как социокультурное явление»

УДК 141.2

Гарипова Галия Ризвановна

кандидат философских наук,

доцент кафедры связей с общественностью

факультета философии и социологии

Башкирского государственного

университета

gali@mail.ru

Информационная

КАРТИНА МИРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Galiya R. Garipova

candidate of philosophical Sciences, associate professor at the Department of public relations, Faculty of philosophy and sociology, Bashkir State University gali@mail.ru

Informational picture of

THE WORLD AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

Аннотация. В статье на основе социокультурного подхода рассматривается информационная картина мира, понимаемая как осознание человеком своего места и роли через информационные потоки и отношения. Отмечается, что информация играет важную роль в формировании мировоззрения современного человека. Становление информационной культуры индивида зависит не только от его связей и отношений в обществе, но и от информационных взаимодействий. Информационная картина мира является социокультурным феноменом, включающим в себя взаимодействие индивидов с помощью информации и информационных технологий.

Автор отмечает, что система ценностей сегодня переживает период перестановки в связи с глубоким проникновением в реальный мир культурных аспектов мирового многообразия. И это имеет как негативные, так и позитивные последствия. Мы можем сказать, что, с одной стороны, человек все больше вовлекается в процесс информатизации общества, это влияет несомненно на его мировоззрение; с другой стороны, национальные интересы государств по-прежнему охраняются и оформляются в виде официального потока информации с помощью СМИ. Поэтому культурные ценности в российском обществе сегодня представляют сложный симбиоз национального, общекультурного и индивидуального.

Ключевые слова: информационная картина мира, социокультурный подход, информационный человек, информация, информационные технологии, информационная культура, мировоззрение.

Annotation. Being based on sociocultural approach, this article considers informational picture of the world, understood as awareness of the man's place and role through information stream and relationships.

It is noted that information plays an important role in formation of the worldview of modern man. Formation of informational culture of the individual depends not only on relationships in society, but also on informational interactions. Informational picture of the world is a sociocultural phenomenon which involves interaction of individuals with information and informational technology.

The author points to the fact that the value system is going through a period of rearrangement due to deep penetration of cultural aspects of global diversity into the real world, which has both negative and positive effects. We can say that, on the one hand, people are increasingly involved in the process of informatization of society; on the other hand, national interests are still protected and formed as the official flow of information through mass media. Therefore, today cultural values in Russian society are complex symbiosis of the national, western and individual.

Keywords: informational picture of the world, socio-cultural approach, information, information technology, information culture, worldview.

В этом исследовании мы рассмотрим понятие информационной картины мира с точки зрения социокультурного подхода, так как рассмотрение общества немыслимо без единства культурного и социального, а информационные технологии отражают системную целостность современного мира, его информатизацию. «Информация стала «фактором создания общества

нового типа» - пишет Т. Уэбстер [13, с. 14].

Социокультурное явление, по мнению П.А. Сорокина - это «значимое взаимодействие двух или более индивидов. Под «взаимодействием» понимается любое событие, с помощью которого один человек полуосязаемым путем влияет на открытые действия или состояние ума другого ...

20

Под «значением» нужно понимать «все то, что для одного сознания выступает как знак чего-то иного» [11]. В современной картине мира информационные единицы взаимодействия (бит, слово, значение, сообщение и т.п.) выступают как «знаки». Значимое взаимодействие человека и информации отражается, например, в коммуникации как передаче сообщения от одного адресата другому, и, исходя из этого, допустимо рассмотрение современного общества как социокультурного феномена, основанного на информационных технологиях. В определении коммуникации также особо выделяется роль «значимости», необходимости, потребности.

Как отмечает Р.Ф. Абдеев, «никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса, а также в качестве узлового пункта познания, выявляя всеобщие и конкретные, многогранные связи с действительностью как отражение этой действительности» [1, с. 152]. И даже более того, сегодня человек стал «информационным», мы можем говорить о «Человеке информационном» как субъекте и объекте информационных отношений. «Природа человека, таким образом, прежде всего, информационна, и это исходная характеристика, а не биологические и социальные аспекты, следовательно, влияние информации на развитие человека более сущностно. Открытость человека находит свое выражение в представлении о нем, как о природном существе, в котором на макроуровне проявляются сущностные основы мира. Информационный человек в его общественных связях представляет собой открытое информационное общество» [9].

Исходя из вышесказанного, информационная картина мира является социокультурным феноменом, включающим в себя взаимодействие индивидов с помощью информации и информационных технологий.

Как отмечает В.В. Марычев, информационная картина мира сегодня - это: «во-первых, образ мира, основанный на некоторых замещениях, полученных в результате снятия в модели или образе отношений «субъект-мир» при использовании субъектом информации и информационных технологий; во-вторых, общее замещение картины мира, созданное в ходе функционирования специальной научной дисциплины, отрасли производства знания, объектом которой является собственно информация, информационный процесс и т.д.; в-третьих, социокультурная реальность, транслируемая современному человеку информационной культурой и информационной цивилизацией» [6, с. 17]. Замещение в данном случае означает формирование мировоззрения человека на основе образов нового мира, основанного под сильнейшим влиянием и проникновением информационных технологий в повседневную жизнь - электронные очереди, идентификационные карты, электронные деньги, сетевое общение - все это уже становится не чем-то чуждым природе человека, а скорее необходимостью, данностью. Также можно отме-

тить, что иногда это замещение доходит до полной или частичной изоляции индивида от реальной жизни, она переходит в «виртуальный» режим. «Мир в сознании современного человека постепенно начинает делиться на две части: сетевую и несетевую. Первая часть направляет развитие второй, преобразует её в соответствии со своей структурой» [5, с. 112]. Отмечается, что «постоянное взаимодействие с компьютером несет также угрозу повышения социальной отчужденности и одиночества в период персонализации за счет вытеснения личных контактов» [8].

Информатизация проникла также и в науку. Научные направления, в основе которых лежит изучение информации (кибернетика, статистика, информатика) сейчас проникли во все области знаний - от гуманитарных до технических в качестве методологической, вспомогательной базы. Ну и, конечно, снова отметим, что человек задействован во множестве информационных потоков, «окутан» ими как осознанно, так и неосознанно.

Говоря об информационной картине мира, многие исследователи отмечают такие негативные характеристики, как манипуляция сознанием с помощью СМИ, оторванность от мира из-за сетевого общения, всеобщий контроль с помощью системы идентификации и пр. Можно ли говорить о новой культурной реальности сегодня? И каковы ее ценности? По мнению С.Г. Азаряна, «конструирование социокультурной целостности этого пространства возможно лишь путем формирования его функционального многообразия, персонификации, самобытности культуры» [2, с. 11]. Относительно формирования культурной реальности современного общества осмелимся заметить, что скорее это хаотичный, спонтанный процесс. Здесь сложно выделить ценностное ядро, однонаправленность. Многообразие культурных, социальных связей образует также и многообразие информационных отношений. В результате этих взаимодействий рождаются новые структурные элементы, имеющие зачастую временный характер (сообщества по интересам, социальные сети, научные ресурсы, государственные каналы и пр.). Иерархичность построения общества остается прерогативой только государственных структур, а человек является одновременно частью множества подобных систем. Ценностное поле рассеивается в зависимости от вида коммуникации. Хотя и рано говорить об оторванности человека от общества как социальной, культурной основы, так как сами же эти потоки информации формируются и инициируются в этих же системах. Государство еще может контролировать и корректировать содержание новостных каналов, например, само проводить идеологическую работу в тех же сетях, привлекать внимание общества с помощью пропаганды и рекламы. Таким образом, мы можем сказать, что, с одной стороны, человек все больше вовлекается в процесс информатизации общества, это влияет несомненно на его мировоззрение; с другой стороны, национальные интересы государств по-прежнему охраняются и оформляются в виде официального потока информации с помощью СМИ. Поэтому культурные ценности в российском обществе сегодня представляют сложный симбиоз национального, запад-

21

ного и индивидуального. Под «западным» мы понимаем информационный поток со стороны наиболее технически оснащенных источников, а это, несомненно, СМИ США и Европы.

Нельзя обойти вниманием такой аспект культуры как - влияние СМИ на формирование мировоззрения современного человека. «Современному человеку уже недостаточно умения оперировать информацией: у него должно сложиться информационное мировоззрение, осознание своего места и задач в формирующемся информационном обществе» [3, с. 74]. А самый мощный канал информирования - это, конечно, СМИ. «Телевидение как смыслопроизводящий социокультурный институт вносит свой вклад в формирование информационной картины мира ... Магия телевидения рождает новую мифологию, с помощью которой происходит утверждение моделей человеческого поведения в культуре, помещение индивидуального бытия в новую систему социальных и культурных координат» [2, с. 13].

Нельзя однозначно критично относиться к проявлениям информатизации в обществе. Человек может неосознанно или осознанно «фильтровать» свои предпочтения, имеет свободу выбора в отношении взаимодействий, общения. Свобода выбора, в конечном счете, за самим индивидом. Другой вопрос - к чему приведет этот глобальный процесс информатизации? Вряд ли к мистическому Концу Света, скорее, общество будет двигаться дальше в направлении новых перспектив. «М.Кастельс утверждал в 1996 году, что ... в информационную эру мы можем ожидать появления радикально новых форм социального контроля и социальных изменений» [12, с. 391]. Контроль и изменения мы наблюдаем и ощущаем сейчас. Несет ли это катастрофические для индивидуальности последствия? Вряд ли - открытость и доступность информации дают возможность раскрыть человеку свои возможности, делать выбор из множества альтернатив, рас-

Литература:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М. : ВЛАДОС, 1994. 336 с.

2. Азарян С.Г. Философия телевидения : авто-реф. дис. ... д-р. филос. наук. Краснодар, 2011. 20 с.

3. Басалаева О.Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества. Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1 (182). Философия. Социология. Вып. 16. С. 73-76.

4. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., ЦАГИ, 1995. 110 с.

5. Данилова В.С. Этапы становления информационной картины мира / В.С. Данилова, Н.Н. Кожевников // Вестник ЯГУ. 2009. том 6. № 4 (11/14). С. 109-112. URL: http://lib.csu.ru (дата обращения 10.04.2015).

6. Марычев В.В. Научная картина мира в куль-

ширять свой кругозор. Появление новых форм общения и взаимодействия рождают новые социальные структуры в обществе, делают его еще более гибким и многообразным. «Одной из важнейших характеристик информационного общества является трансформация социальных взаимодействий с переходом от жестких иерархических структур к более гибким - сетевым ... Современные коммуникации в рамках интернетсообществ и социальных сетей формируют особый тип личности, характеризирующийся расположением и готовностью к новым контактам, открытостью к диалогу с представителями других культурных кодов, более терпимому и толерантному отношению к восприятию элементов других и чуждых культур, с которыми взаимодействует индивид» [7, с. 305-308].

Мы согласимся с Т.П. Ворониной, которая раскрыла функции информации в обществе, как: социальные - в качестве стимулятора изменения качества жизни и формирования «информационного сознания»; экономические - как ресурса, услуги, товара, источника добавленной стоимости и занятости; политические - в виде свободы информации, вовлекающей большие массы людей к участию в политическом процессе; культурные - как утверждение информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом [4, с. 87-94]. И можно утверждать что «мир стоит на пороге очередных проблем в глобальном масштабе - выработки новой ценностной «революции сознания» [10, с.667].

Таким образом, информационная картина мира сегодня - это осознание человеком своего «Я» через многочисленные информационные потоки, через информационное взаимодействие, отношения. В перспективе общество нового типа стремится не к «Одномерности», а скорее к «Многомерности мира» в едином информационном пространстве.

Literature:

1. Abdeev R.F. Philosophy of Informational Civilization. M. : VLADOS, 1994. 336 p.

2. Azaryan S.G. Philosophy of Television : abstract dis. ... doct. philos. Krasnodar, 2011. 468 p.

3. Basalaeva O.G. Informational Outlook and Culture of Modern Society. Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2010. № 1 (182). Philosophy. Sociology. Vol. 16. Р. 73-76.

4. Voronina T.P. Informational Society: Nature, Characteristics, Problems. M., 1999, Р. 87-94.

5. Danilova V.S. Stages of Formation of the Informational Picture of the World / V.S. Danilova, N.N. Kozhevnikov // YaSU Bulletin. 2009. V. 6. № 4. Р. 109-112.

6. Marychev V.V. The Scientific Picture of the

22

туре современного общества : дис.. к. филос. н. Ставрополь, 2004. 200 с. URL: http://s-vfu.ru (дата обращения 10.04.2015).

7. Погорский Э.К. Человек в сетевом пространстве. Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 304-309.

8. Пронина Л.А. Информация, информационное общество и человек. Аналитика культурологии. 2008. № 11. URL: //http://www.analiculturolog.ru/ (дата обращения 10.04.2015).

9. Пузикова В.С. Информация и научная картина мира: дис ... канд. филос. н. Самара, 2005. 146с. URL: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.-com/content/informatsiya-i-nauchnaya-kartina-mira-#ixzz3SAG7B5QX (дата обращения 10.04.2015).

10. Салихов Г.Г. Глобальные проблемы современности и «революция сознания». Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 1(1). С. 667-671.

11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. ; Политиздат, 1992. 543 с.

12. Уолтерс Г.Дж. Информационная революция. Глобалистика: энциклопедия. М. : Радуга, 2003. С. 389-393.

13. Уэбстер Т. Теории информационного общества. М., 2004. 400 с.

World in the Culture of Modern Society : abstract dis. ... doct. philos. Stavropol, 2004. 200 p. URL: http://s-vfu.ru (дата обращения 10.04.2015)

7. Pogorskii E.K. Man in the Network Space. Knowledge. Understanding. Ability. 2012. № 3. P. 304-309.

8. Pronina L.A. Information, Information Society and Man. Analytics of cultural studies. № 11. 2008. URL: //http://www.analiculturolog.ru/

9. Puzikova V.S. Informational and Scientific

World: abstract dis. ... cand. philos. Sciences. Samara, 2005. 146 p. Scientific Library of dissertations and abstracts www.dissercat.com/-

content/informatsiya-i-nauchnaya-kartina-mira#ixzz3SAG7B5QX

10. Salikhov G.G. Global problems and the «revolution of consciousness». Bulletin of Bashkir University. 2012. V. 17. № 1(I). Р. 667-671.

11. Sorokin P.A. Man. Civilization. Society. M. : Politizdat, 1992. 543 p.

12. Walters G.J. The Informational Revolution. Global Studies : encyclopedia. M. : Raduga, 2003, Р. 389-393.

13. Webster T. Theories of the Information Society. M., 2004. 400 p.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.