Научная статья на тему 'Информационное мировоззрение и культура современного общества'

Информационное мировоззрение и культура современного общества Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
1250
145
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Басалаева Оксана Геннадьевна

В статье рассматривается структура информационного мировоззрения через формы отражения и соответствующие им объекты. При таком подходе информационное мировоззрение структурируется на обыденное и теоретическое, объясняющее человеческое бытие в мире информации на основе знания причин и закономерностей, основываясь на таких формах отражения, как понятия 'информация', 'информационная картина мира'; концепция информационного общества; теория информации.

Текст научной работы на тему «Информационное мировоззрение и культура современного общества»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1 (182).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. С. 73-76.

о. Г. Басалаева

информационное мировоззрение и культура современного общества

В статье рассматривается структура информационного мировоззрения через формы отражения и соответствующие им объекты. При таком подходе информационное мировоззрение структурируется на обыденное и теоретическое, объясняющее человеческое бытие в мире информации на основе знания причин и закономерностей, основываясь на таких формах отражения, как понятия ‘информация’, ‘информационная картина мира’; концепция информационного общества; теория информации.

Ключевые слова: информационное мировоззрение, информациология, информационная картина мира, информационное общество, информационная культура.

Современный период развития общества, с одной стороны, характеризуется тем, что информация становится главным ресурсом, который при потреблении не только не убывает, а, наоборот, возрастает, определяя уровень развития государств и отдельных личностей. С другой стороны, созданный человеком искусственный мир не лишен ряда негативных последствий, связанных с информационным кризисом, информационной изоляцией, информационным перенасыщением и пр. В этих условиях возникает потребность в новом сознании людей, в формировании нового информационного мировоззрения, главным признаком которого является ценностное отношение как к информации, создаваемым и используемым информационным продуктам, так и к техническим средствам и новым информационным технологиям. На сегодняшний день информационные технологии нельзя рассматривать исключительно с позиций техники, так как они настолько глубоко проникли в обыденную жизнь людей, что отделить их от информационного мировоззрения невозможно. Тем более что информационное мировоззрение особо актуализируется с появлением в конце XX в. информациологии (информационная наука или наука об информации), «которая за последнее десятилетие создала мощный научно-революционный резонанс во всем мире и стала одной из определяющих наук третьего тысячелетия»1.

Качественный скачок в информационной индустрии настоятельно указывает на необходимость анализа новейших технологий сквозь призму мировоззренческих изменений. Эти изменения наиболее адекватно отражены в постмодернистской философии,

задача которой заключается не только в деконструкции основных категорий предшествующей европейской философской мысли, но и в формировании основных мировоззренческих принципов, коррелирующих с типом мироощущения, распространяющимся в информационном обществе. Данный процесс не может не сопровождаться, а иногда и предваряться, утверждением постмодернистского мировоззрения, в связи с чем особенно важно выработать четкое представление о характере взаимозависимости технологических и мировоззренческих составляющих реальности информационного общества. Между мировоззренческими и информационнотехнологическими трансформациями, произошедшими в последние десятилетия в планетарном масштабе существует взаимосвязь и взаимозависимость, которая может быть дифференцирована таким образом: во-первых, возникновение постмодернистского мировоззрения не может иметь место вне информационного общества; во-вторых, технологии информационного общества онтологически базируются на постмодернистской мировоззренческой основе; в-третьих, идеи и категории постмодернистской философии наиболее адекватно раскрывают сущность новейших информационных технологий; и, наконец, без учета роли информационных технологий в формировании мировосприятия на рубеже третьего тысячелетия, не может быть четко сформулировано концептуальное содержание понятия ‘постмодернизм’2. Таким образом, прослеживая взаимосвязь и взаимозависимость постмодернистского мировоззрения и технологий информационного общества, постмодернистская философия, также ставит

вопрос о возможности совмещения новейших информационных технологий с общегуманистическими ценностями и идеалами.

Аргументы в пользу информационного мировоззрения, а, следовательно, и в пользу теории информации как основы нового мировоззрения, высказывает В. М. Петров3, разделяя их на два больших массива, использующих соответственно дедуктивную и индуктивную логику. В рамках дедуктивного подхода познавательный процесс рассматривается как последовательное углубление знания. Индуктивный подход обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям. В. М. Петров, опираясь на различные исходные предпосылки, достаточно аргументированно описывает картину эволюции познавательного процесса, в котором сосуществуют различные тенденции, но который в целом направлен к информационному мировоззрению.

Поскольку, мировоззрение - это совокупность взглядов людей на мир и представление

о собственном месте в мире, то и информационное мировоззрение также строится на субъект-объектном отношении, где субъектом выступает человек, а объектом - вся окружающая человека информация. Отсюда. структура информационного мировоззрения может быть рассмотрена через формы отражения и соответствующие им объекты. При таком подходе информационное мировоззрение структурируется на обыденное и теоретическое. Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей, основываясь на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.

В теоретическом информационном мировоззрении, по нашему мнению, отражается представление о таких понятиях, как картина мира и информационное общество. В обыденном понимании информационное мировоззрение связано с информационной культурой. Так как преодоление противоречивых последствий информатизации, поддержание знаний и умений личности на актуальном уровне, обретение целостности и полноты представлений об информационных технологиях, информационных потоках, информационные

продуктах, образы которых закладываются в сознание современного человека, связано с формированием у человека информационной культуры. Современному человеку уже недостаточно умения оперировать информацией: у него должно сложиться информационное мировоззрение, осознание своего места и задач в формирующемся информационном обществе. Такое понимание связано с тем, что в конце XX в. произошла смена мировоззренческих приоритетов в картине мира, что и сформировало более глубокое понимание механизмов развития культуры, человеческой цивилизации, в целом, через познание информационного общества и информационной культуры.

Роль информационного мировоззрения в становлении современной картины мира трудно переоценить. Именно на современном этапе происходит становлении системного научно-обоснованного мировоззрения, которое является картиной мира на информационной основе или информационной картиной мира. Информационную картину мира можно представить следующим образом: существует огромный материальный мир, а в нем есть тончайшая сфера живого, в этом живом мире есть человек, обладающий способностью мыслить, познавать мир, создавать искусственные объекты. Человек (с точки зрения человека) - главный элемент этого Мира и главный ресурс для улучшения качества жизни, продолжительности жизни своей и человечества. Человек несовершенен, его развитие связано с получением данных и формированием, на основе этих данных собственного понимания, собственной информации. Главное значение в накоплении информации и «передаче» накопленной информации, обучении и самообучении играет критическое мышление, язык и окружающая среда, естественная и общественная4.

Для нас более близко следующее определение информационной картины мира5: во-первых, образ мира, основанный на некоторых замещениях, полученных в результате снятия в модели или образе отношений «субъект - мир» при использовании субъектом информации и информационных технологий; во-вторых, общее замещение картины мира, созданное в ходе функционирования специальной научной дисциплины, отрасли производства знания (области науки или ряда дисциплин), объектом которой является

собственно информация, информационный процесс и т. д.; в-третьих, социокультурная реальность, транслируемая современному человеку информационной культурой и информационной цивилизацией.

Как известно, человек, как и все человечество, не располагает единым мировоззрением. Различные типы мировоззрения складываются, в том числе, в зависимости и от изменений в обществе. Информационное мировоззрение - это новый тип мировоззрения, появившийся в процессе информатизации общества. С конца XX в. становится очевидным, что информатизация - всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации, период осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации. Доминирующими факторами развития общества становятся знания, информация, информационные услуги и отрасли, связанные с их производством. Информационное общество - это новая постиндустриальная социально-экономическая организация социума с высокоразвитыми информационнотелекоммуникационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность эффективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации.

В условиях информационного общества востребован новый тип культуры личности -информационная культура, выступающая как часть общей культуры, как целостная готовность к освоению образа жизни, определяемого новыми ценностями информационного общества. Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Особое место в составе понятия ‘информационная культура личности’ занимает информационное мировоззрение, сутью которого является ценностное

(осмысленное, ответственное) отношение к информации, к создаваемым и используемым информационным продуктам, техническим средствам, информационным технологиям. Информационное мировоззрение - это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Связь мировоззренческих знаний с личной практикой - важное условие превращения простой осведомленности в убеждения. Как и любое другое мировоззрение, информационное мировоззрение нельзя «вложить (вбить) в голову», надо создать условия, чтобы человек сам пришел к своим убеждениям6. Информационная культура личности проявляется в информационном поведении, отражающем информационное мировоззрение субъекта. Информационное поведение характеризуется умениями и навыками осуществления информационных операций, оперирования информацией. Это во многом определяет ценность успешного преодоления барьера между миром человека и миром компьютеров, способствует формированию информационного мировоззрения, развитию системного мышления, способствующего развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов, базирующихся на информационных технологиях. Вместе с тем информационное мировоззрение связано с формированием новых информационных ценностей человека и общества, становлением нравственной, этической позиции личности по отношению к объектам, явлениям и процессам быстроменяющейся информационной среды; определением соотношения свободы, ответственности и самоограничения в сфере информационных взаимодействий и взаимоотношений как каждого человека, так и общества в целом. Информационное мировоззрение, меняя информационную культуру человека, особо актуализируется в процессе формирования и установления главной ценности - информации как основного продукта и ресурса в культуре современного общества.

Таким образом, информационное мировоззрение - это новый тип мировоззрения, появившийся в процессе информатизации общества, что в обыденном понимании привело к формированию новой информационной среды обитания людей и нового, информационного уклада их жизни. Поскольку современная информационная среда является но-

вой формой бытия человека и современному человеку уже недостаточно умения оперировать информацией, у него должно сложиться информационное мировоззрение, осознание своего места и задач в формирующемся информационном обществе. Теоретическое информационное мировоззрение связано с формированием информационной картины (современной картины мира на информационной основе) в условиях информатизации общества.

Примечания

1 Юзвишин, И. И. Основы информациологии. М., 2000. С. 36.

2 Емелин, В. А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1999. С. 9-10.

3 Петров, В. М. Информационное мировоззрение и парадигма ХХІ века // Информационное мировоззрение и эстетика. Таганрог, 1998. С.17-41.

4 Карпов, Е. Б. Уточнение понятий информатики / Е. Б. Карпов, А. Я. Фридланд, И. А. Фридланд // Телематика’2007 : тр. XIV Всерос. науч.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 18-21 июня 2007 г.). Т. I. СПб., 2007. С. 229230.

5 Марычев, В. В. Научная картина мира в культуре современного общества : дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. С. 177-178.

6 Гендина, Н. И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества // Информ. о-во. 2009. Вып. 1, ч. 2. С.57-63.