Научная статья на тему 'Специфика информационной реальности в информационной картине мира'

Специфика информационной реальности в информационной картине мира Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
500
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВРЕМЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЛОБАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC WORLD-VIEW / INFORMATION WORLD-VIEW / INFORMATION REALITY / INFORMATION OBJECTS / COMMUNICATION / INFORMATION TIME / INFORMATION SPACE / GLOBALITY / POTENTIALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Басалаева Оксана Геннадьевна

В статье конкретизируется содержание научной картины мира, как частнонаучной информационной и эксплицируется сущность исследуемой картины мира как философско-мировоззренческого и методологического средства изучения информационной реальности, отражающий важный аспект социального бытия, а именно, как искусственной реальности II рода (искусственное в искусственном).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of Information Reality in Information World-View

Target causation inherent in any type of society is a creation of conditions for its effective functioning. Information in the second half of the XX century is in such a condition. The article specifies the content of a scientific world-view, as specially scientific information and explicated the essence of the studied world-view as the philosophical and methodological means of studying the information reality, reflecting an important aspect of social life. A person, perceiving the information, deploys in mind information world-view that he perceived as a reality. Information world-view expresses the following traits information reality, which is reflected in its substance: (1) information reality is artificial reality of the II kind (artificial in artificial); (2) the aggregate of the fundamental objects of computer science can be divided into three groups an attribute that captures information properties memory size, speed, methods of information presentation in the technical devices determined by the ability of technology or physical level computer science, logic and information technology and information ideology, pragmatic (utilitarian), expressed through the provision of users of information systems and information service, or application level computer science; (3) the general laws of functioning of objects of Informatics are the algorithms and software of information systems; (4) the specificity of the information space, the objects of which are the objects is its seriousness, virtuality, polylogues, accessibility (democracy).

Текст научной работы на тему «Специфика информационной реальности в информационной картине мира»

УДК 008.001

СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТИНЕ МИРА

Басалаева Оксана Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, права и социально-политических дисциплин, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: oksana_basalaeva@mail.ru

В статье конкретизируется содержание научной картины мира, как частнонаучной - информационной и эксплицируется сущность исследуемой картины мира как философско-мировоззренческого и методологического средства изучения информационной реальности, отражающий важный аспект социального бытия, а именно, как искусственной реальности II рода (искусственное в искусственном).

Ключевые слова: научная картина мира, информационная картина мира, информационная реальность, информационные объекты, информационное взаимодействие, информационное время, информационное пространство, глобальность, виртуальность.

SPECIFICITY OF INFORMATION REALITY IN INFORMATION WORLD-VIEW

Basalaeva Oksana Gennadievna, Candidate of Philosophical Sciences, Docent of Chair of Philosophy, Law and Socio-Political Disciplines, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: oksana_basalaeva@mail.ru

Target causation inherent in any type of society is a creation of conditions for its effective functioning. Information in the second half of the XX century is in such a condition. The article specifies the content of a scientific world-view, as specially scientific information and explicated the essence of the studied world-view as the philosophical and methodological means of studying the information reality, reflecting an important aspect of social life. A person, perceiving the information, deploys in mind information world-view that he perceived as a reality. Information world-view expresses the following traits information reality, which is reflected in its substance: (1) information reality is artificial reality of the II kind (artificial in artificial); (2) the aggregate of the fundamental objects of computer science can be divided into three groups - an attribute that captures information properties - memory size, speed, methods of information presentation in the technical devices determined by the ability of technology or physical level computer science, logic and information technology and information ideology, pragmatic (utilitarian), expressed through the provision of users of information systems and information service, or application level computer science; (3) the general laws of functioning of objects of Informatics are the algorithms and software of information systems; (4) the specificity of the information space, the objects of which are the objects is its seriousness, virtuality, polylogues, accessibility (democracy).

Keywords: scientific world-view, information world-view, information reality, information objects, communication, information time, information space, globality, potentiality.

В конце XX - начале XXI века наука, техника и технологии стали рассматриваться как источники порождения нового типа общества и культуры. Подобное гиперболизирование породило ответную реакцию. Появились исследования, в которых аргументировалась вписанность науки в широкий социальный и культурный контексты. Это привело

к пониманию того, что науку надо рассматривать с более широких позиций, с учетом социальных и культурных оснований. Встал вопрос о социальной и культурной детерминации научного знания и понимания того, что есть некий «посредник» между наукой и социокультурными процессами. Таким «посредником» является научная картина

мира в общем и частнонаучная информационная картина мира. Движение в осмыслении информационной картины мира от наглядности к особым конструктам далеко не завершено (см. подробнее [2, с. 275-276]). Более адекватно считать информационную картину мира за некий концепт, рожденный в процессе этого движения: «движения встречного: от информатики к философии и от философии к информатике. Иными словами информационная картина мира, это уже не представление, но еще и не понятие, а в реальном научном мышлении - это концепт» [1, с. 92].

Понятие «мир» имеет два основных значения - философское и естественно-научное. Мир в информационной картине мира выступает как процесс циркуляции информационных потоков. Задачами информационной картины мира являются: обеспечение синтеза всей информации, систематизация информации и распространение ее на мир в целом посредством информационного взаимодействия.

Применение уточненной модели научной картины мира [3, с. 216-217] в информатике не только конкретизирует содержание научной картины мира, превращая ее в частнонаучную картину мира - информационную, но и выявляет специфику информационной реальности. Если в теории информации абстрактным объектом является количество информации, содержащейся в сообщениях и сведениях, то в рамках информационной картины мира реально существующими материальными объектами являются информационные объекты: источник информации (субъект), потребитель информации (объект), информационные технологии, информационные ресурсы и информационная передающая среда, как материализованные формы сообщения и сведения. Человек, воспринимая информацию, разворачивает в своем сознании информационную картину мира, воспринимаемую им в качестве реальности. В «Новейшем философском словаре» читаем: «Для того чтобы правильно ориентироваться в мире, он запоминает полученные сведения (хранит информацию). В процессе достижения каких-либо целей человек принимает решения (обрабатывает информацию). Несущий информацию сигнал, передаваемый средой (каналом) и получаемый потребителем, имеет для последнего определенный смысл, отличный от самого

факта поступления этой информации (сообщения). Это достигается за счет извлечения из получаемого сигнала понятного потребителю смысла» [9, с. 433]. Для реализации информационного процесса необходима информационная система, в которой протекает процесс. Для работы информационной системы требуется использование соответствующих ресурсов, в том числе информационных ресурсов. Использование информационных ресурсов требует информационных технологий. В настоящее время информация, информационные процессы и технологии являются важнейшими составляющими жизни человека, что формирует новый информационный образ жизни, где практически все ее стороны в значительной степени пронизываются информационной деятельностью человека, базирующейся на современных информационных технологиях, а значит изменяется и сам человек - его потребности, интересы, взгляды, ценностные установки.

Общие закономерности взаимодействия обозначенных информационных объектов следующие: «информационное взаимодействие - это процесс взаимодействия между субъектом социальной деятельности (индивидами, группами, организациями и т. п.) и объектом, с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования и взаимодействия. Цель инфовзаимодействия - воздействие субъекта на объект для его преобразования посредством взаимодействия между информационным пространством и социумом, его создавшим, где целью функционирования информационного пространства является формирование среды обитания человека, наполненной культурным содержанием» [7, с. 64].

Информационное взаимодействие в виде следующих друг за другом фаз целиком укладывается в содержание информационной картины мира. Напомним их: предфаза (субъект сталкивается с базовым фактом, придает ему знаковую форму, базовый факт становиться информацией), фаза производства (процедуры, связанные с упорядочением информации и формированием массивов информации, придание сведениям знаковой формы), фаза передачи, фаза потребления, фаза использования информации, постфаза (длительное влияние информации на объект взаимодействия)

[8, с. 66-69]. Инфовзаимодействие осуществляется в определенной системе пространственно-временных координат.

Несущей конструкцией любой известной до сих пор картины мира, в том числе и информационной, являются пространство и время. Информационная картина мира включает временные характеристики, то есть может характеризоваться временем, необходимым для передачи информации, и возможным расстоянием (доступным для связи) между участниками коммуникации, обеспечивая доступ субъекта к информации. Информационное время, вслед за В. З. Коганом, можно определить как синхронное и диахронное. Синхронной является такая передача информации во времени, при которой субъект устанавливает или может установить обратную связь с объектом, то есть если субъект и объект живут одновременно. Если же речь идет о диахронном способе передачи информации в целом, то информация передается во времени, от поколения к поколению. Рост и распространение информации во времени обусловил все большую сложность информационного пространства. Ограничения в протяженности информационного пространства связаны со временем, необходимым для передачи информации, со скоростью продвижения информационного сообщения от индивида к индивиду.

Временное и пространственное измерение имеют прямое отношение к процессу. Во временном аспекте процесс обычно фиксируется как последовательность изменений, а в пространственном - как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие объектов, связанных с определенным местом. Эти родовые характеристики процесса неизбежно наследуются и информационным процессом. В определении понятия информационного пространства неизменным остается следующее: определяющим фактором, смыслообразующим явлением в нем оказывается информация; субъектом деятельности в его границах является личность; имеют место специфические носители информации; его регулирование, плотность, подвижность, мера доступности определяются социальной потребностью [13, с. 41-42].

Исходя из методологических соображений, М. С. Каган утверждает, что концептуальные структуры могут иметь не реально пространственную, а квазипространственную природу

и отражать «строение интеллектуального содержания различных духовных систем: научно-теоретических, идеологических, художественно-образных» [4, с. 5]. В зависимости от различной сложности А. И. Каптерев выделяет пять объектов информационного пространства, которые присутствуют в нем постоянно: образ, знак, концепт, текст, документ. То есть фиксирование образов в виде знаков на материальном носителе породило документ [6, с. 328].

К анализу информационного пространства возможны два подхода: ресурсный и коммуникационный. Ресурсный подход заключается в том, чтобы зафиксировать информацию, сохранить ее на носителях разного вида, научиться искать и передавать информацию по возможности оперативно, полно и точно. Ю. А. Шрейдер пишет, что «ресурсная концепция основана на представлении об информационной среде, прежде всего как о технической системе, позволяющей хранить информацию, дающую объективное (не зависящее от личных мнений) знание о мире, и с достаточным комфортом извлекать это знание и предоставлять его пользователям инфосреды. В противовес этому коммуникационная концепция рассматривает информационную среду и входящие в нее в качестве компонентов информационные системы как средство передачи знаний и, вообще, обмена сообщениями разного статуса, как средство, позволяющее осуществлять социокультурные функции» [12, с. 50-51]. В исследовании информационной картины мира необходимо использовать и коммуникационный и ресурсный подходы. Поскольку, при отсутствии информационных ресурсов становится бессмысленным само понятие «информационное пространство».

Информационная картина мира не статична, она изменялась с развитием общества. Каждая конкретно-историческая информационная картина мира реализовывалась в различных вариантах (вербальная, письменная, книгопечатная - это все виды донаучной информационной картины мира). Преемственность и конкуренция этих вариантов непременно приводили к изменениям информационной картины мира, и это изменения революционного характера. Речь идет об информационных революциях, связанных с количеством производимой информации и со сменой форм передачи и обработки информации. В 1928 году, американский ученый Ральф Винтон Лайон Хартли опубликовал

в журнале «Bell system» статью «Transmission of Information» («Передача информации»). Он ввёл понятие «информации» как случайной переменной и был первым, кто попытался определить «меру информации». В 1948 году К. Шенноном была опубликована статья «Mathematical Theory of Communication» («Математическая теория связи»), которая сделала его всемирно известным. В ней Шеннон изложил свои идеи, ставшие впоследствии основой современных теорий и технологий обработки передачи и хранения информации. Шеннон обобщил идеи Хартли и ввел понятие информации, содержащейся в передаваемых сообщениях. C конца 1940-х годов об информации как самостоятельной категории заговорили кибернетики. Книга «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» Н. Винера увидела свет в 1948 году. И с этого времени информация перешла в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития. Суть же революционного переворота в информационной картине мира заключалась в том, что только с этого периода было положено начало новой науки, основой которой является теория информации. Информационная картины мира стала дисциплинарной, то есть частнонаучной картиной мира. Противоречия, связанные с проблемами ориентации в информационном пространстве, сложностями доступа к необходимой информации, ограниченными возможностями ее усвоения и использования, дали основания в последней трети XX века говорить об очередном информационном кризисе. Очередная информационная революция частично разрешила ряд проблем за счет развития электронно-вычислительной техники, появление новых способов и каналов связи обеспечения перехода к машинным способам сбора, поиска, обработки, организации, хранения и передачи информации. Таким образом, электронная революция плавно перетекла в революцию компьютерную: микропроцессорная техника, персональные компьютеры и порожденная ими Всемирная сеть Интернет обрушили на человечество лавину информации, практически уничтожив пространственные преграды и расстояния. Объединение компьютеров в Глобальную сеть Интернет позволило обеспечить для каждого человека потенциальную возможность быстрого доступа ко всему объему информации, накопленному человечеством за всю его историю. Интернет в последние

несколько лет стал настолько значимым явлением действительности, что вполне обоснованно может рассматриваться как социокультурное явление. Необходимо определить в информационной картине мира соответствующее место и для этого явлений. Федеральная сетевая комиссия США (Federal Networking Council) утвердила следующее содержание термина «Интернет»: «Интернет является глобальной информационной системой, которая 1) логически связана воедино глобально уникальным адресным пространством, основанным на интернет-протоколе (Internet Prorocol, IP) или его расширениях/модернизациях; 2) способна поддерживать коммуникации на основе стека протоколов передачи данных (Transmission Control Protocol/Internet Protocol, TCP/IP) или его расширениях/модернизациях и/или других IP-совместимых протоколов; 3) предоставляет, использует или делает доступным, публично либо конфиденциально, высокоуровневые сервисы, располагающиеся над или интегрированные с коммуникациями и соответствующей описанной здесь инфраструктурой» [5, с. 73]. Как свидетельствуют данные Международного союза электросвязи, в нулевые годы мировая численность пользователей Интернета возросла более чем в 5 раз (от 400 до 2000 млн), а пользователей мобильных сетей - более чем семикратно (от 700 до 5000) [11, с. 18-19]. Настало время сетевой информационной картины мира.

На наших глазах происходят революционные изменения в информационной картине мира. Конструктами данной картины становятся: источник информации (человек, компьютер, электронный информационный ресурс), потребитель информации (человек), сетевые информационные технологии. Канал связи - компьютерная сеть Интернет. Информационное взаимодействие опосредованно Всемирной паутиной. Современные компьютерные технологии размывают границу между субъектом и объектом. Этот феномен интерпретируется как интерактивность. Реализация интерактивности осуществляется благодаря такому свойству Интернета, как гиперизмерение, то есть отсутствие таких характеристик, как конечность пространства и времени. Для данной картины мира характерно Глобальное информационное пространство, при этом компоненты исходного вербального информационного пространства подвергаются трансформации, но оста-

ются существовать в сетевом инфопроцессе не всегда в явном виде, исполняя свои сущностные функции (ресурсную - фаза производства; коммуникативную - фаза передачи, фаза потребления). Информация - способ связи индивида и среды его обитания. Информация существует благодаря коммуникации. Вследствие этого у информации первородно проявляется такая ее сущностная черта, как коммуникативность. Вначале информация появляется при прямом отражении явлений окружающего мира и обозначении их индивидом через слово при формировании смысла. Но чем интенсивнее развиваются коммуникационные процессы, тем большую роль начинает играть информация, передаваемая вербально от индивида к индивиду, а далее, при возникновении фиксированной информации, передаваемая от документа к индивиду. Технологические нововведения в области коммуникации исторически способствовали наращиванию информации в двух измерениях: дальности и площади охвата. Покорение дистанции качественно улучшило возможности диалога (двусторонней коммуникации). Наращивание площади охвата качественно улучшило информационный монолог (односторонняя коммуникация). Компьютерные сетевые технологии открыли пространство многосторонней коммуникации. Общедоступный характер Глобальной сети делает ее объективным зеркалом общества [10, с. 53].

Представленная таким образом информационная картина мира выразила следующие черты информационной реальности, которые отражены в ее содержании.

1. Информационная реальность - это искусственная реальность II рода (искусственное в искусственном).

2. Совокупность фундаментальных объектов информатики можно разделить на три группы: атрибутивная, которая фиксирует информационные свойства - объем памяти, быстродействие, способы представления информации в технических устройствах, которые определяются возможностями техники или физическим уровнем информатики; логическая - информационная технология и информационная идеология; прагматическая (утилитарная), выражающаяся в предоставлении пользователям информационных систем и информационных услуг или прикладной уровень информатики.

3. Общими закономерностями функционирования с объектами информатики выступают алгоритмы и программное обеспечение информационных систем.

4. Спецификой информационного пространства, объектами которого выступают указанные информационные объекты, является его глобальность, виртуальность, полилогия, доступность (демократичность).

Литература

1. Басалаев Ю. М., Басалаева О. Г. Формирование информационной картины мира как методологического средства изучения информационной реальности // Международный журнал экспериментального образования. -2014. - № 5 (2). - С. 90-92.

2. Басалаева О. Г. Информационный образ мира: функциональный подход // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 24. - С. 274-280.

3. Басалаева О. Г. Функция понимания в частнонаучной картине мира // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 18. - С. 215-220.

4. Каган М. С., Эткинд А. М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопр. психологии. - 1989. - № 4. - С. 4-15.

5. Кан Р. Роберт Кан: эксклюзивное интервью журналу «Информационное общество» // Информационное общество. - 2009. - № 4-5. - С. 68-75.

6. Каптерев А. И. Информатизация социокультурного пространства. - М., 2004. - 512 с.

7. Коган В. З. Теория информационного взаимодействия. Философско-социологические очерки. - Новосибирск, 1991. - 320 с.

8. Коган В. З. Человек в потоке информации. - Новосибирск, 1981. - 177 с.

9. Новейший философский словарь. - Минск, 2003. - 1280 с.

10. Туронок С. Г. Интернет и политический процесс // Общественные науки и современность. - 2001. - № 6. -С. 51-63.

11. Цапенко И. П. ИКТ и глобальная мобильность труда // Информационное общество. - 2011. - № 2. - С. 18-28.

12. Шрейдер Ю. А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды // Информатика и культура. - Новосибирск, 1990. - С. 50-51.

13. Яременко И. А. Организационно-педагогические условия формирования социальной активности личности средствами массовой информации: дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2000. - 190 с.

References

1. Basalaev Yu.M. and Basalaeva O.G. Formirovanie informacionnoy kartiny mira kak metodologicheskogo sredstva izucheniya informatsionnoy real'nosti [Formation of the information world-view as a methodology of studying the information reality]. Mezhdunarodnihyy zhurnal eksperiment'nogo obrazovaniya [International Journal of experimental education], 2014, no 5 (2), pp. 90-92. (In Russ.)

2. Basalaeva O.G. Informatsionnyy obraz mira: funktsional'nyy podkhod [Information picture of the world: functional approach]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no 24, pp. 274-280. (In Russ.)

3. Basalaeva O.G. Funktsiya ponimaniya v chastnonauchnoy kartine mira [Hermeneutic function of personal scientific world outlook]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2012, no 1, pp. 215-220. (In Russ.)

4. Kagan M.S., Etkind A.M. Individual'nost' kak ob'ektivnaya i sub'ektivnaya real'nost' [Identity as objective and subjective reality]. Voprosypsikhologii [Voprosy Psychologii], 1989, no 4, pp. 4-15. (In Russ.)

5. Kan R. Robert Kan: eksklyuzivnoe interv'yu zhurnalu "Informatsionnoe obshchestvo" [Robert Kan: exclusive interview to the Journal "Information society"]. Informacionnoe obshchestvo [Information society], 2009, no 4-5, pp. 68-75. (In Russ.)

6. Kapterev A.I. Informatizatsiya sotsiokul'turnogo [Informatization of sociocultural space]. Moscow, 2004. 512 p. (In Russ.)

7. Kogan V.Z. Teoriya informatsionnogo vzaimodeystviya. Filosofsko-sotsiologicheskie ocherki [Theory of information exchange. Philosophical and sociological sketches]. Novosibirsk, 1991. 320 p. (In Russ.)

8. Kogan V.Z. Chelovek v potoke informatsii [The person in a flow of information]. Novosibirsk, 1981. 177 p. (In Russ.)

9. Noveyshiy filosofskiy slovar' [The latest philosophical dictionary]. Minsk, 2003. 1280 p. (In Russ.)

10. Turonok S.G. Internet i politicheskiy protsess [Internet and political process]. Obshchestvenyye nauki i sovremennost' [Social sciences and present], 2001, no 6, pp. 51-63. (In Russ.)

11. Capenko I.P. IKT i global'naya mobil'nost' truda [ICT and global mobility of work]. Informatsionnoe obshchestvo [Information society], 2011, no 2, pp. 18-28. (In Russ.)

12. Shreyjder Yu.A. Sotsiokul'turnye i tekhniko-ekonomicheskie aspekty razvitiya informatsionnoy sredy [Sociocultural and technical and economic aspects of development of the information environment]. Informatika i kul'tura [Informatics and culture]. Novosibirsk, 1990, pp. 50-51. (In Russ.)

13. Yaremenko I.A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya sotsial'noy aktivnosti lichnosti sredstva-mi massovoy informatsii. Diss. kand. ped. nauk. [Organizational and pedagogical conditions of formation of social activity of the personality mass media. Ph.D. ped. sci. diss.]. Magnitogorsk, 2000. 190 p. (In Russ.)

УДК 316.16: 141.7

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ КАК НОРМООБРАЗУЮЩЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Жукова Ольга Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры философии, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: oizh@list.ru

Жуков Владимир Дмитриевич, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии, Кемеровская государственная медицинская академия (г. Кемерово, РФ). E-mail: oizh@list.ru

В статье рассматривается проблема идентичности как то, что позиционирует личность в качестве индивидуальной неповторимости и то, что позволяет ей формировать собственное «я»; подчеркивается,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.