Научная статья на тему 'Проблема онтологического статуса информации'

Проблема онтологического статуса информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
541
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / СУБСТАНЦИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Отраднова О. А.

В статье анализируется проблема информации как онтологической категории, возможность ее определения как самостоятельной онтологической единицы, а также основные характеристики информации, подтверждающие ее субстанциональную суверенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема онтологического статуса информации»

УДК 111

ПРОБЛЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ИНФОРМАЦИИ

Отраднова Ольга Анатольевна,

кандидат философских наук, старший преподаватель Астраханского государственного университета Астрахань, Россия olgaotradnova@mail.ru

В статье анализируется проблема информации как онтологической категории, возможность ее определения как самостоятельной онтологической единицы, а также основные характеристики информации, подтверждающие ее субстанциональную суверенность.

Ключевые слова: информация; субстанция; современное общество; научная картина мира.

THE PROBLEM OF THE ONTOLOGICAL STATUS OF INFORMATION

Otradnova Olga Anatolyevna,

doctor of philosophy, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia olgaotradnova@mail.ru

In this article is analyses problem to information as ontological categories, possibility of its determination as independent ontological of the unit, as well as the main features to information, confirming its substantion independence.

Key words: Information; substance; modern society; scientific picture of the world.

Парадигмальные изменения постмодернистской картины мира затронули все сферы социума и поставили новые условия существования для индивида. Огромная роль в этом процессе принадлежит информационной революции, развитию коммуникаций и наукоемких технологий, внедрение которых в повседневность трансформирует основные категории понимания реальности, такие, как пространство и время, материя и дух, экзистенция и трансценденция и др. Исходя из этого, значительной представляется проблема определения онтологического статуса информации, выявления ее роли и значения для понимания современного общества.

К концу ХХ в. расширяются возможности и сферы использования информации в коммуникации, управлении, принятии реше-

ний и др., что порождает увеличение спроса на ее потребление. Перед обществом встает задача технического совершенствования коммуникационных каналов и координации постоянно увеличивающегося числа информационных потоков. Выполнение первой задачи, связанной с применением наукоемких технологий в сфере коммуникации, не затруднило современного человека однако задача, связанная с координацией потоков, оказалась невыполнимой в силу ограниченности его физических возможностей, в то же время было отмечено, что информация лежит в основе любого управления, что легло в основу кибернетики. Невозможность подконтрольности постоянно увеличивающихся информационных потоков человеку создала представление о независимости и самоорганизации информации, что свидетельствует о значительных онтологических подвижках в постмодернистской картине мире, признающих объективное существование информации наряду с материей и духом, т.е. современность обогатилась субстанциональной единицей, вплетающейся в «генокод» бытия. Необходимость вынесения информации в особую бытийную категорию заключается в несводимости ее к материи или духу, поскольку она одновременно содержит атрибуты как материи, так и духа, располагаясь в пространстве, имея энергетическую природу, а также являясь результатом мыслительной деятельности. Классическая наука понимает под информацией механический процесс передачи и получения каких-либо сведений, который, в силу своей ограниченной функциональности сводится к ее определению как свойства материальных систем, их отражения в человеческом сознании. Информация выступает как субъективная категория, основными характеристиками которой являются рефлексивность, семантическое и ценностное наполнение, т.е. информация понимается как смысловая единица. С появлением кибернетики и теории самоорганизации она приобретает самостоятельность и первичность, связанную с концепцией информационного влияния на процесс эволюции материи и сознания, т.е. информация не только не может быть сведена к двум классическим философским субстанциям, но и в какой-то мере она участвует в их появлении и развитии. Информация существует сама по себе, вне зависимости от сознания и материи, не нуждается в ее осмыслении и утрачивает семантическую основу. Перегрузка сознания человека потоками символов и их непре-кращающимся производством порождает потребность их количе-

ственного измерения в отрыве от смысла, который нейтрализуется [4], пишет Ф. Уэбстер, что ставит под сомнение теории, в которых смысловая нагрузка выступает основным атрибутом информации.

Признание субстанциональной независимости за информацией мы встречаем в работах таких специалистов, как Н. Винер, Т. Стониер, Р.Ф. Абдеев, В.А. Гадасин, Б.Б. Кадомцев, Н.Н. Моисеев, И.И. Юзвишин и др. Т. Стониер говорит об этом следующее: «Информация существует. Чтобы существовать, она не нуждается в том, чтобы ее воспринимали. Чтобы существовать, она не нуждается в том, чтобы ее понимали. Она не требует умственных усилий для своей интерпретации. Чтобы существовать, ей не требуется иметь смысл. Она существует» [5, с.21], подчеркивая ее независимость от субъекта, очищая от всех ценностно-семантических нагрузок, которые приписываются информации в качестве основных характеристик. В.А. Гадасин для обоснования информации как самостоятельной субстанции проводит аналогию с элементами математического моделирования, исходя из понятия «аксиома», которое может соответствовать философскому пониманию субстанции [2]. Автор доказывает онтологическую независимость информации, подчеркивая ограниченность множества дефиниций, сводящих ее или к материи или к духу. Опираясь на вышесказанное, мы можем рассматривать информацию как независимую онтологическую категорию. Суверенность информации подтверждается и некоторыми ее атрибутами:

- негэнтропийный характер, т.е. направленность на упорядочивание посредством информационного обмена с внешним миром; благодаря получению информации снимается неопределенность, или энтропия. Негэнтропийность информации подчеркивается Л. Бриллюэном, Р.Л. Стратоновичем, К. Шенноном, Г. Хакеном, В.Н. Андреевым, А.Н. Колмогоровым, Д.С. Чернавским, А.Д. Урсулом и др. «Информация, - пишет Л. Бриллюэн, - представляет собой отрицательный вклад в энтропию» [1,с.34]. Следует отметить, что уменьшение энтропии в одной системе может сопровождаться ее увеличением в другой, а если мы рассматриваем сложную, иерархически организованную диссипативную систему, то внутри нее могут одновременно происходить разнонаправленные процессы понижения и повышения энтропии в различных ее частях. Например, известным является факт, что чем больше мы узнаем о мире, тем больше вопросов у нас возникает. Таким образом, процесс по-

глощения информации и стремления к упорядоченности, с одной стороны, постоянно сопровождается увеличением энтропии, а с другой стремится к бесконечности, однако еще раз подчеркнем, что это касается сложносоставных систем;

- универсальность, которая понимается нами в двух основных аспектах: с одной стороны, всеобщность информации заключается в ее причастности ко всему миру, включая живую, неживую природу, духовную субстанцию и человека, т.е. любая материальная или идеальная частица содержит информацию. Данное положение отстаивают Р.Ф. Абдеев, Е.А. Седов, А.Д. Урсул, И.И. Юзвишин и др. Отметим, что вызывает некоторые споры положение, касающееся информации как свойства идеальных образований, а также информации как свойства неживой материи, однако нельзя отрицать, что если мы говорим об идеальных системах, то они явно содержат информацию. Так, мысль, сознание, память как пример идеальной системы, по сути, представляет собой вербально закодированную информацию. Очевидным является и положение о наличии информации в неживой материи (сломанная ветка несет информацию для путника, цвет горной породы сообщает о доминировании в нем определенных элементов и др.)

С другой стороны, об универсальности информации свидетельствует ее включенность в процесс эволюции. Увеличение количества информации вызывает качественные преобразования объекта, соответственно, рассматривая эволюцию как процесс преобразования природы, мы можем отметить ее тождественность процессу накопления, сохранения и передачи информации. А.Д. Урсул, на основании результатов исследований ученых С.М. Данкова и Г. Кастлера делает следующий вывод: «информационное содержание организма взрослого человека (на атомном и молекулярном уровнях) больше информационного содержания яйцеклетки, из которой он развивается. Таким образом, в процессе исторического развития живого вещества от одноклеточных к человеку произошло колоссальное накопление информации» [3, с.116].

Применение термина информации в математических, генетических, химических или социальных теориях используется в различных контекстах, обогащающих его новыми свойствами и атрибутами: целостность, системность, дискретность, независимость от источника, старение, ценность, семантический характер и др. Особенность и сложность «информации» заключается в ее приме-

нимости в различных, а порой даже полярных гипотезах, теориях и концепциях, что требует четкого разграничения и несводимости понимания информации как сообщения, имеющего определенный смысл, как ценностной компоненты, или как меры разнообразия. Что в одной концепции понимается как информация, в другой может интерпретироваться как избыточность (например, повторное признание в любви в математической интерпретации лишь избыток, но с антропологической точки зрения - экзистенциальное открытие).

Подводя некоторые итоги, мы можем определить информацию как философскую категорию, выступающую в качестве субстанции, осуществляющей связь между природой как материей и сознанием как идеальным началом. Главными атрибутами информации выступают негэнтропийный характер, т.е. направленность на упорядочивание посредством информационного обмена с внешним миром, универсальность как присущность всем процессам, а также ее роль в эволюции.

Библиографический список

1. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. М.: Мир, 1966.

2. Гадасин В.А. Концепция триад - понятие «информация» как субстанция / В. А. Гадасин // Ежегодник ВНИИПВТИ : сб. научных тр. -Минск, 2007. - С. 186-190.

3. Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. изд. 2-е Челябинск, 2010.

4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М., 2004.

5. Stonier T. Information and the Internal Structure of the Universe: An Exploration into Information Physics. - London: Springer-Verlag, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.