УДК 008 А. И. Скляр
ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Скляр Артем Игоревич - аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств
Аннотация: данная статья посвящена выяснению целостности художественной формы современного российского телевидения, которая, с точки зрения автора, рассматривается как феномен художественной повседневности.
Ключевые слова: телевидение, художественная форма, культурные ценности, социум.
Определить художественную форму и ее целостность современного российского телевидения - огромная научная задача. Возможно, даже для отдельного исследования. Тем не менее, накопленные факты, мнения ученых, собственные мысли и наблюдения позволяют нам провести вдумчивый анализ проблемы целостности художественной формы ТВ современной российской повседневности.
Учитывая широко принятое в гуманитарной сфере понимание формы как завершающей содержание, мы считаем наиболее точным в контексте нашей статьи концепцию М. М. Бахтина, рассматривающего форму в рамках соотношений: содержание - материал - форма. По представлениям ученого, художественноэстетическая форма имеет такие важные моменты: автор - творец, создающий форму, завершающую ценностное содержание творца. Анализируя то, о чем пишет М. М. Бахтин о форме, можно сказать, что через его модель творящего сознания, можно прийти к определению концепта художественной формы в других сферах культуры, в частности, телевидения. Найдем обоснование предложенного тезиса о происхождении и трансформаций художественной формы российского телевидения.
В контексте русского национального языкового сознания категории «содержание» и «форма» понимаются асимметрично. По мнению исследователя О. Г. Ревзиной «... "содержание" - слово исконное, в то время как "форма" - достаточно позднее заимствование, не имеющее собственно русского словарного синонима (разные значения слова передаются описательно: внешний вид, облик, внешние очертания, внешнее выражение, внешняя сторона чего-либо). Таким образом, соотношение содержания и формы включается в семиотическую оппозицию "свое" - "чужое", и русскому языковому сознанию близко "свое", то есть "содержание"»[1]. Многие исследователи доказали, что в российской культурной традиции богатое, пусть даже и плохо сформированное содержание всегда предпочитается отточенной, но пустой форме. Так было и в эпоху советского телевидения, и совсем наоборот сегодня, в XXI в.
Западная оппозиция «форма - содержание» - это современный приоритет телевизионной индустрии, которая все более и более приобретает рыночный блеск, затмевающий содержание телепрограмм.
Не смотря на идеологизацию советского телевидения, национальные культурные ценности сохранялись, в том числе и через форму подачи телевизионного материала, речь и поведение дикторов (телепередачи «А ну-ка, девушки!», «АБВГДейка», «Будильник», «Вокруг смеха», «Взгляд», «Здоровье», «Ленинский университет миллионов», «Международная панорама», «Музыкальный киоск», «Очевилное - невероятное», «Песня года» и др.). Сегодня уже трудно говорить о существовании национального телевещания
и его признаках. Европейский и американский менталитет искажают российскую телевизионную форму.
Рассматривая и изучая систему современных телевизионных приоритетов на российском ТВ, мы убеждаемся в том, что перед нами, во-первых, язык современного телевидения - нормативные аспекты формы, отвлечённые во множестве своем от конкретных художественных и творческих воплощений авторов. Например, популярное у российских телезрителей «Поле чудес» (российский аналог американской программы «Wheel of Fortune» / «Колесо фортуны»), форма которого не меняется вот уже более двадцати двух лет. Безусловно, определенные художественные нововведения привносились в телеигру: оформление студии, смена ведущего, некоторые дополнения в правила игры и другое не смогли кардинально изменить характерную форму. Во-вторых, даже совершенная художественная форма является достоянием российского художественного содержания. В частности, телевизионные соревнования «Большие гонки»: как бы европейская форма игры не прятала ее участников за костюмами и декорациями, мы всегда на телеэкране узнаем великолепные образцы российского содержания.
Широкая и содержательная русская душа, непременно, проявится всегда, может даже и в не лучшей своей форме: яркий пример ненормативных высказываний Алексея Воробьева на выступлении «Евровидения» в мае 2011 г. Телевизионная Европа не оценила эмоционального содержания россиянина и форму его подачи.
Форма современного российского телевидения относительно самостоятельна, однако имеет свои внутренние законы развития, на которые влияют социальные и культурные факторы. Социальный контекст зрительских потребностей, безусловно, также оказывает определенное воздействие на содержание и форму той или иной телепередачи. Художественная практика телевидения РФ показывает, что черпая свои творческие идеи в общественной жизни, культуре, истории, технике, природе, повседневности россиян, она дополняет, обогащает и развивает форму выражения, создавая специфическую отечественную художественную систему современного телевещания.
Мы полагаем, что средства художественного выражения современного телевидения РФ тяготеют к системности, внутренней обусловленности и в силу этого способны саморазвиваться и самосовершенствоваться. Во многих российских телеканалах присутствуют законы внутренней организации и развития. Поэтому одни и те же телепрограммы, несколько изменяя форму, продолжают жить: новостные - «Время», «Новости», спортивные - «Футбол», «Баскетбол», репортажи с Олимпийских игр, «Человек и закон», «Здоровье» («Жить здорово») и др.
Необходимо также заметить, что принципы формообразования одних телепрограмм воздействуют на другие. Например, долгое время на Первом канале была и есть популярная шоу-программа «Пусть говорят» с А. Малаховым, чуть позже, практически в таком же формате, выходят другие - «Говорим и показываем» с Л. Закошанским, «Прямой эфир» с М. Зеленским.
Если художественная форма - это понятие, «... обозначающее конструктивное единство художественного произведения» (И. В. Полозова), то несомненным завершением формы является ее целостность. Согласно М. М. Бахтину, форма является мостом, ведущим к содержанию. По нашему мнению, соответствие внутреннего содержания внешней форме и есть художественная целостность.
Телеиндустрия, телевидение, телеканал, телепередача могут представлять собой целое (целостность содержания и формы) лишь тогда, когда элементы творчества, мысли, дела получают свое значение в составе данной целостности, т. е. телевизионной информации: для кого, для какой цели и какими художественными средствами выразительности она создается.
Мы уверены, что культурный контекст любой телевизионной программы необходим потому, что только он может создавать новые ассоциативные связи, которые
приводят к появлению новых художественных форм. Современное российское телевидение находится в постоянном поиске нового содержания и новых форм, наиболее совершенных и более выразительных.
Телевидение, являясь средством организации художественного пространства современности, выступает как средство познания мира. Стремление завершить целостность телевизионного образа, сбалансировать художественное содержание с формой всегда создает телепередачи, в которых заключена колоссальная культурная информация. И важнейшим таким каналом на российском телевидении является «Россия К» - телевизионной канал о культуре, проводящий своеобразный и строгий культурный отбор наиболее универсальных телевизионных форм, ценных по целому ряду параметров - емкость информации, концентрированность на человеке / герое телепередачи, изящество телеведущих, отточенность русской речи, понимание и точность предмета диалога и т.д.
Содержание всегда имеет форму (совершенную или незавершенную), форма имеет смысл и значение лишь тогда, когда служит проявлением содержания.
Если нарушается этот принцип, то результат творческой деятельности будет неясным, расплывчатым, идею которой трудно будет понять непосвященным в процесс, в нашем случае - телезрителям. Вместе с тем, зависимость формы от содержания не может сделать ее вторичной по значению, содержание раскрывается только в форме, а в более качественном творческом проявлении - от степени соответствия формы содержанию.
Анализируя те или иные телевизионные передачи, нельзя рассматривать их идеи вне образной формы. Мысль телевизионных авторов и зрительское внимание выступают как единый процесс познания, постижения действительности, и не должен сводиться к определенным выводам, к программе каких-то конкретных действия, поскольку эмоции зрителя во многом могут не поддаваться здравой мысли, логике, смысловой ориентации. Это опасно для самого человека и общества. Целостный характер телеканалов придают не телевизионные герои и ведущие, а единство поставленных и раскрываемых в них проблем.
Целостность художественной формы мы видим в тех телевизионных передачах, где присутствуют смысловые и ценностные идейные нити программы, которые в качественном отношении определяются внутренней энергией авторов и завершенной формой создателей и организаторов. В качестве положительного примера можно привести программы Первого канала «Жди меня», «Минута славы», «Национальное достояние», «Голубой огонек», художественный язык которых, по нашему мнению, складывается под влиянием целого ряда социально-исторических и культурно-коммуникативных факторов, а опосредуются они логикой их внутреннего и системного развития.
Парадоксальным образом некоторым воплощением концепта современной российской телевизионной художественной формы становится антиформа таких программ российского телевидения как «Дом», «Дом 2» и других, где антиэстетичность и дисгармония - ведущие признаки популярности среди молодежного сегмента телезрителей.
Таким образом, завершая рассмотрение целостности художественной формы современного российского телевидения как феномен, можно сделать следующие выводы:
- содержание и форма - это установленные гуманитарной наукой категории, с помощью которых во всех аспектах жизни различаются две стороны существования -деятельность и ее строение;
- содержательно-стилевые тенденции времени на современном российском телевидении запечатлевают тот сложившийся образ, который можно соединить с концептом художественной формы, выраженной в активном художественном сознательном творении авторов того или иного телеканала, телепрограммы, телеведущего. В качестве главной культурной детерминанты на ТВ РФ сегодня выступает не только индивидуальное творчество, но и национальное сознание, позволяющее говорить на телеэкране кто мы, какие у нас помыслы и замысла, дела и поступки. В целом
формируется определенная шкала культурных ценностей индивидуального уровня (креативность, уверенность в себе, ориентация на будущее), межгрупповые (безопасность, комфортность, универсализм), национальные (самоопределение, сохранение, открытость к изменениям, традиции);
- и если сегодня в зрительных образах отечественного телевидения мы угадываем характеристики, которыми наделено российское национальное сознание - природность, стихийность, непредсказуемость, силу творчества - значит отечественное телевидение не может быть разрушено чужой формой и чужим содержанием.
Ссылки:
1. Ревзина, О. Г. О концепте собственно русской художественной формы Ц^: http://danefae.org/lib/ogrevzina/rusforma.htm (дата обращения: 11.01.2013).
2. Ромах О.В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРОЛОГИИ с. 6-10. Аналитика культурологии. 2004, № 1, с. 6-10
3. Ромах О.В. ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКОВ КУЛЬТУРЫ. Аналитика культурологии, 2005, № 1. с. 7.15
4. Ромах О.В. ВОЛЯ КАК ДОМИНАНТА КУЛЬТУРЫ Аналитика культурологии. 2006. №1 С. 11.
5. Лапина Т.С., Ромах О.В. Культурогенная энергетика: ее виды и их взаимосвязь. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 48-53
6. Лапина Т.С., Ромах О.В. Культура в гуманизации цивилизации . Аналитика культурологии, 2007, № 1.с. 53-60
7. Ромах О.В. «Человек культуры» в социальном пространстве. . Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 96-100