Научная статья на тему 'Феномен художественной формы современного российского телевидения'

Феномен художественной формы современного российского телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
518
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скляр А. И.

данная статья посвящена выяснению целостности художественной формы современного российского телевидения, которая, с точки зрения автора, рассматривается как феномен художественной повседневности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен художественной формы современного российского телевидения»

УДК 008 А. И. Скляр

ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Скляр Артем Игоревич - аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств

Аннотация: данная статья посвящена выяснению целостности художественной формы современного российского телевидения, которая, с точки зрения автора, рассматривается как феномен художественной повседневности.

Ключевые слова: телевидение, художественная форма, культурные ценности, социум.

Определить художественную форму и ее целостность современного российского телевидения - огромная научная задача. Возможно, даже для отдельного исследования. Тем не менее, накопленные факты, мнения ученых, собственные мысли и наблюдения позволяют нам провести вдумчивый анализ проблемы целостности художественной формы ТВ современной российской повседневности.

Учитывая широко принятое в гуманитарной сфере понимание формы как завершающей содержание, мы считаем наиболее точным в контексте нашей статьи концепцию М. М. Бахтина, рассматривающего форму в рамках соотношений: содержание - материал - форма. По представлениям ученого, художественноэстетическая форма имеет такие важные моменты: автор - творец, создающий форму, завершающую ценностное содержание творца. Анализируя то, о чем пишет М. М. Бахтин о форме, можно сказать, что через его модель творящего сознания, можно прийти к определению концепта художественной формы в других сферах культуры, в частности, телевидения. Найдем обоснование предложенного тезиса о происхождении и трансформаций художественной формы российского телевидения.

В контексте русского национального языкового сознания категории «содержание» и «форма» понимаются асимметрично. По мнению исследователя О. Г. Ревзиной «... "содержание" - слово исконное, в то время как "форма" - достаточно позднее заимствование, не имеющее собственно русского словарного синонима (разные значения слова передаются описательно: внешний вид, облик, внешние очертания, внешнее выражение, внешняя сторона чего-либо). Таким образом, соотношение содержания и формы включается в семиотическую оппозицию "свое" - "чужое", и русскому языковому сознанию близко "свое", то есть "содержание"»[1]. Многие исследователи доказали, что в российской культурной традиции богатое, пусть даже и плохо сформированное содержание всегда предпочитается отточенной, но пустой форме. Так было и в эпоху советского телевидения, и совсем наоборот сегодня, в XXI в.

Западная оппозиция «форма - содержание» - это современный приоритет телевизионной индустрии, которая все более и более приобретает рыночный блеск, затмевающий содержание телепрограмм.

Не смотря на идеологизацию советского телевидения, национальные культурные ценности сохранялись, в том числе и через форму подачи телевизионного материала, речь и поведение дикторов (телепередачи «А ну-ка, девушки!», «АБВГДейка», «Будильник», «Вокруг смеха», «Взгляд», «Здоровье», «Ленинский университет миллионов», «Международная панорама», «Музыкальный киоск», «Очевилное - невероятное», «Песня года» и др.). Сегодня уже трудно говорить о существовании национального телевещания

и его признаках. Европейский и американский менталитет искажают российскую телевизионную форму.

Рассматривая и изучая систему современных телевизионных приоритетов на российском ТВ, мы убеждаемся в том, что перед нами, во-первых, язык современного телевидения - нормативные аспекты формы, отвлечённые во множестве своем от конкретных художественных и творческих воплощений авторов. Например, популярное у российских телезрителей «Поле чудес» (российский аналог американской программы «Wheel of Fortune» / «Колесо фортуны»), форма которого не меняется вот уже более двадцати двух лет. Безусловно, определенные художественные нововведения привносились в телеигру: оформление студии, смена ведущего, некоторые дополнения в правила игры и другое не смогли кардинально изменить характерную форму. Во-вторых, даже совершенная художественная форма является достоянием российского художественного содержания. В частности, телевизионные соревнования «Большие гонки»: как бы европейская форма игры не прятала ее участников за костюмами и декорациями, мы всегда на телеэкране узнаем великолепные образцы российского содержания.

Широкая и содержательная русская душа, непременно, проявится всегда, может даже и в не лучшей своей форме: яркий пример ненормативных высказываний Алексея Воробьева на выступлении «Евровидения» в мае 2011 г. Телевизионная Европа не оценила эмоционального содержания россиянина и форму его подачи.

Форма современного российского телевидения относительно самостоятельна, однако имеет свои внутренние законы развития, на которые влияют социальные и культурные факторы. Социальный контекст зрительских потребностей, безусловно, также оказывает определенное воздействие на содержание и форму той или иной телепередачи. Художественная практика телевидения РФ показывает, что черпая свои творческие идеи в общественной жизни, культуре, истории, технике, природе, повседневности россиян, она дополняет, обогащает и развивает форму выражения, создавая специфическую отечественную художественную систему современного телевещания.

Мы полагаем, что средства художественного выражения современного телевидения РФ тяготеют к системности, внутренней обусловленности и в силу этого способны саморазвиваться и самосовершенствоваться. Во многих российских телеканалах присутствуют законы внутренней организации и развития. Поэтому одни и те же телепрограммы, несколько изменяя форму, продолжают жить: новостные - «Время», «Новости», спортивные - «Футбол», «Баскетбол», репортажи с Олимпийских игр, «Человек и закон», «Здоровье» («Жить здорово») и др.

Необходимо также заметить, что принципы формообразования одних телепрограмм воздействуют на другие. Например, долгое время на Первом канале была и есть популярная шоу-программа «Пусть говорят» с А. Малаховым, чуть позже, практически в таком же формате, выходят другие - «Говорим и показываем» с Л. Закошанским, «Прямой эфир» с М. Зеленским.

Если художественная форма - это понятие, «... обозначающее конструктивное единство художественного произведения» (И. В. Полозова), то несомненным завершением формы является ее целостность. Согласно М. М. Бахтину, форма является мостом, ведущим к содержанию. По нашему мнению, соответствие внутреннего содержания внешней форме и есть художественная целостность.

Телеиндустрия, телевидение, телеканал, телепередача могут представлять собой целое (целостность содержания и формы) лишь тогда, когда элементы творчества, мысли, дела получают свое значение в составе данной целостности, т. е. телевизионной информации: для кого, для какой цели и какими художественными средствами выразительности она создается.

Мы уверены, что культурный контекст любой телевизионной программы необходим потому, что только он может создавать новые ассоциативные связи, которые

приводят к появлению новых художественных форм. Современное российское телевидение находится в постоянном поиске нового содержания и новых форм, наиболее совершенных и более выразительных.

Телевидение, являясь средством организации художественного пространства современности, выступает как средство познания мира. Стремление завершить целостность телевизионного образа, сбалансировать художественное содержание с формой всегда создает телепередачи, в которых заключена колоссальная культурная информация. И важнейшим таким каналом на российском телевидении является «Россия К» - телевизионной канал о культуре, проводящий своеобразный и строгий культурный отбор наиболее универсальных телевизионных форм, ценных по целому ряду параметров - емкость информации, концентрированность на человеке / герое телепередачи, изящество телеведущих, отточенность русской речи, понимание и точность предмета диалога и т.д.

Содержание всегда имеет форму (совершенную или незавершенную), форма имеет смысл и значение лишь тогда, когда служит проявлением содержания.

Если нарушается этот принцип, то результат творческой деятельности будет неясным, расплывчатым, идею которой трудно будет понять непосвященным в процесс, в нашем случае - телезрителям. Вместе с тем, зависимость формы от содержания не может сделать ее вторичной по значению, содержание раскрывается только в форме, а в более качественном творческом проявлении - от степени соответствия формы содержанию.

Анализируя те или иные телевизионные передачи, нельзя рассматривать их идеи вне образной формы. Мысль телевизионных авторов и зрительское внимание выступают как единый процесс познания, постижения действительности, и не должен сводиться к определенным выводам, к программе каких-то конкретных действия, поскольку эмоции зрителя во многом могут не поддаваться здравой мысли, логике, смысловой ориентации. Это опасно для самого человека и общества. Целостный характер телеканалов придают не телевизионные герои и ведущие, а единство поставленных и раскрываемых в них проблем.

Целостность художественной формы мы видим в тех телевизионных передачах, где присутствуют смысловые и ценностные идейные нити программы, которые в качественном отношении определяются внутренней энергией авторов и завершенной формой создателей и организаторов. В качестве положительного примера можно привести программы Первого канала «Жди меня», «Минута славы», «Национальное достояние», «Голубой огонек», художественный язык которых, по нашему мнению, складывается под влиянием целого ряда социально-исторических и культурно-коммуникативных факторов, а опосредуются они логикой их внутреннего и системного развития.

Парадоксальным образом некоторым воплощением концепта современной российской телевизионной художественной формы становится антиформа таких программ российского телевидения как «Дом», «Дом 2» и других, где антиэстетичность и дисгармония - ведущие признаки популярности среди молодежного сегмента телезрителей.

Таким образом, завершая рассмотрение целостности художественной формы современного российского телевидения как феномен, можно сделать следующие выводы:

- содержание и форма - это установленные гуманитарной наукой категории, с помощью которых во всех аспектах жизни различаются две стороны существования -деятельность и ее строение;

- содержательно-стилевые тенденции времени на современном российском телевидении запечатлевают тот сложившийся образ, который можно соединить с концептом художественной формы, выраженной в активном художественном сознательном творении авторов того или иного телеканала, телепрограммы, телеведущего. В качестве главной культурной детерминанты на ТВ РФ сегодня выступает не только индивидуальное творчество, но и национальное сознание, позволяющее говорить на телеэкране кто мы, какие у нас помыслы и замысла, дела и поступки. В целом

формируется определенная шкала культурных ценностей индивидуального уровня (креативность, уверенность в себе, ориентация на будущее), межгрупповые (безопасность, комфортность, универсализм), национальные (самоопределение, сохранение, открытость к изменениям, традиции);

- и если сегодня в зрительных образах отечественного телевидения мы угадываем характеристики, которыми наделено российское национальное сознание - природность, стихийность, непредсказуемость, силу творчества - значит отечественное телевидение не может быть разрушено чужой формой и чужим содержанием.

Ссылки:

1. Ревзина, О. Г. О концепте собственно русской художественной формы Ц^: http://danefae.org/lib/ogrevzina/rusforma.htm (дата обращения: 11.01.2013).

2. Ромах О.В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРОЛОГИИ с. 6-10. Аналитика культурологии. 2004, № 1, с. 6-10

3. Ромах О.В. ИНФОРМАЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКОВ КУЛЬТУРЫ. Аналитика культурологии, 2005, № 1. с. 7.15

4. Ромах О.В. ВОЛЯ КАК ДОМИНАНТА КУЛЬТУРЫ Аналитика культурологии. 2006. №1 С. 11.

5. Лапина Т.С., Ромах О.В. Культурогенная энергетика: ее виды и их взаимосвязь. Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 48-53

6. Лапина Т.С., Ромах О.В. Культура в гуманизации цивилизации . Аналитика культурологии, 2007, № 1.с. 53-60

7. Ромах О.В. «Человек культуры» в социальном пространстве. . Аналитика культурологии, 2007, № 1. с. 96-100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.