Научная статья на тему 'Российское телевидение рубежа ХХ-ХХI веков: проблемные аспекты образования и культуры'

Российское телевидение рубежа ХХ-ХХI веков: проблемные аспекты образования и культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
357
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Азарян Самир Генрихович

В статье идет речь о формировании современной телевизионной культуры и информационного поля. Автор анализирует проблемы российской телеиндустрии, особенности отечественного TV и зрительского восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское телевидение рубежа ХХ-ХХI веков: проблемные аспекты образования и культуры»

увеличенную кварту g-cis в закрытых валторнах». 7. Березовчук Л. О зайцах, концептах и киному-

Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музы- зыке Сергея Курехина // Киноведческие записки. кальной жизни... С. 182. 1994. № 21. С. 142-143.

T. F. SHAK. METHODOLOGY OF THE ANALYSIS OF MUSIC MOVIE IN THE ASPECT OPERA DRAMATURGY (TO THE PROBLEM OF LATHARANI)

The article reveals the similarity and difference in the principles of the analysis of the dramatic process of musical themes in the opera music and cinema. Based on the system of latharani operas by Rimsky-Korsakov, the author draws Parallels with the adaptation of these methods in film music.

Key words: themes, latharani, drama, system leitmotif Islands, opera, media text.

С. Г. АЗАРЯН

РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ РУБЕЖА XX-XXI ВЕКОВ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

В статье идет речь о формировании современной телевизионной культуры и информационного поля. Автор анализирует проблемы российской телеиндустрии, особенности отечественного П и зрительского восприятия.

Ключевые слова: телевидение как феномен культуры, культурная целостность, информационное поле.

Телевизионная культура рубежа ХХ-ХХ1 веков - явление, которому дать характеристику довольно трудно. Границы между положительным и негативным достаточно размыты, вследствие чего однозначную оценку дать весьма проблематично.

Становление нового российского телевидения в обозначенный период шло активно, быстро и в особой художественной парадигме. Специфика постперестроечной идеологии, провозглашение свободы слова, демократии, гласности и новые конфигурации в культурной политике страны отразились и в сфере отечественной телеиндустрии.

Начав формировать рыночно ориентированную страну, Российская Федерация пыталась не только сформулировать новую национальную идею, но и создать рупор, посредством которого необходимо было донести ее до населения. Если в советскую эпоху из всех искусств важнейшим считалось кино, то на рубеже ХХ-ХХ1 веков -телевидение, ставшее информационным и доступным авангардом, демонстрирующим одно/ неоднозначную телезрительскую целостность. В результате появились разнообразные по жанрам, типам и видам передачи, каждая из которых пыталась занять ведущее положение.

Важнейшая проблема, вставшая перед новым российским телевидением, была связана с историческим и культурным наследием СССР. На рубеже ХХ-ХХ1 веков возникли острые дискуссии о том, что делать со старой структурой советского телевидения. Что необходимо сохранить, от чего избавиться? Или, как это бывало раньше, «все разрушить до основания, а потом...»? Такие вопросы встали перед руководством российского телевидения после 1991 года. Это был переходный, трудный период, важнейший этап, когда решались важнейшие философские и культурные

проблемы. Но эти проблемы требовали и времени для выработки новых ориентиров и для понимания сложившейся ситуации.

Почувствовать остроту проблемного поля можно через работы одного из серьезных ученых - философов нашего времени А. С. Запесоцкого, члена-корреспондента РАН, доктора культурологии, профессора, ректора Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. В частности, в статье «Философия и современные российские реформы» ученый выдвигает тезис: «телевидение в постсоветский период стало главным воспитателем масс. И оно пропагандирует, навязывает стране весьма убогую философию: "Деньги - главная ценность"» [1]. С такой позицией трудно не согласиться.

С точки зрения И. А. Полуэхтовой, «телевидение абсолютно доминирует в структуре досуга жителей страны как по затрачиваемому на просмотр телепередач времени, так и по числу людей, занимающих ежевечерне места перед экранами телевизоров. По данным различных исследований, величина среднесуточной аудитории телевидения (выраженная в показателях охвата - количество человек, включивших телевизор) колеблется в интервале 75-80% населения [2].

К. Эрнст, в настоящее время генеральный директор Первого канала, убежден, что «телевидение воспитывает, но косвенно. Это система пилюль. В определенной степени многие вещи выглядят гораздо более развлекательными, чем на самом деле являются. Люди не любят горькие таблетки. Облатка - веселенькая и сладкая - нужна для того, чтобы ты проглатывал такие вещи. Людям кажется, что они смотрят сериал для того, чтобы развлечься, просто провести время, похохотать или поужасаться <.> Почему в первые годы

"Культурная жизнь Юга России" № 1 (52), 2014

такая популярность была у русских сериалов про реальность? Потому что, когда глобально изменилась ценностная шкала, люди не знали, как себя вести в новой реальности. И они принимали это как модель поведения <.. .> В целом общество само выработать модели поведения не может. Основная суть телевидения - в том, чтобы проговаривать текущую ситуацию и правильные моральные модели поведения. Формировать модели поведения -ненавязчиво и опосредованно - это эффективнее, чем просто учить» [3].

Мы проследили позиции разных людей: теоретиков и практиков, выступающих, с одной стороны, консерваторами в хорошем смысле этого слова, с другой стороны - инициаторами активного и даже в какой-то степени революционного обновления в сфере отечественной телеиндустрии. Практика показала, что большинство каналов телевидения РФ на рубеже ХХ - ХХ1 вв. стало решающим и системообразующим фактором создания не только медиаинформационного поля, но и духовно-нравственного и художественно-эстетического облика российского социума. ТУ формирует мировоззренческую картину мира, систему культурных ценностей, человеческий багаж знаний и умений и другие аспекты жизни. А что остается родителям, образованию, культуре?

Актуальным в современной социокультурной сфере РФ становится общественное телевидение и интернет - телевидение для родителей.

Общественное телевидение России (ОТР) - это современная площадка для обсуждения самых актуальных проблем: национальных, политических, финансовых, образовательных, культурных и др. Созданное в мае 2013 года, ОТР поставило следующие задачи: развивать гражданское общество и религиозную толерантность в Российской Федерации, просвещать, воспитывать российских граждан, пропагандировать национальные исторические и культурные ценности. Сегодня телевещание ОТР - это прямой эфир как форма активного взаимодействия с телезрителями. Большинство телепрограмм создаются с участием корреспондентов-непрофессионалов, которые в новостных, просветительских, документальных и аналитических передачах, в дискуссионных и игровых формах рассказывают о жизни России и ее регионов.

Стоит также отметить, что Общественное телевидение России вошло в первый отечественный мультиплекс, который состоит из десяти федеральных телеканалов и трех федеральных радиоканалов: Первый канал, Россия-1, Россия-2, НТВ, Пятый канал, Россия-К, Россия-24, Карусель, Общественное телевидение России, ТВ Центр; радиоканалы - Вести ФМ, Радио Маяк и Радио России.

Если говорить о тематическом наполнении эфира ОТР, нужно отдать должное его структуре: общественно-политический, молодежно-подростковый, культурный и научный блоки. В контексте нашей статьи рассмотрим культурный блок. В частности,

телепроект «Культурный обмен» с Сергеем Николаевичем через идеи и взгляды известных и начинающих актеров и режиссеров, музыкантов и исполнителей, писателей и читателей, художников и кураторов выставок рассказывает о самых ярких культурных событиях в мире и России.

Примечательно, что на видеопортале «ТВ Центра» собраны практически все выпуски «Культурного обмена», более того - все они доступны совершенно бесплатно.

Если современное телевидение России каким-то образом все же утверждает системность и гармоничность окружающего мира, то современный интернет сформирован огромным количеством хаотического взаимодействия информационных медиа случайностей.

В контексте сказанного, в телепроекте ОТР -«Социальная сеть» - представляются особенно актуальными репортажи о важнейших событиях в социальной и культурной жизни России глазами молодежи. Со всей очевидностью можно сказать, что большинство телепередач «Социальной сети» демонстрируют необходимость пересмотра существующего отношения к Интернету как форме образовательной системы.

«Право на счастье» - еще один актуальный проект ОТР, посвященный проблеме взаимодействия особенных детей и особенных взрослых, причем в каждой программе участвуют два новых героя с одним и тем же заболеванием, которые, несмотря на свои болезни, смогли достичь успехов в спорте, творчестве, победить болезнь и просто радоваться жизни.

Мы считаем, что погружающие телезрителя Общественного российского телевидения в мир современной национальной культуры, связанное с необходимостью рефлексии и нравственного развития формирует образ жизни современного человека.

Качественно важным моментом деятельности ОТР является «содержательный мониторинг проблемных, форматных и жанровых предпочтений зрителей, корректировка программной политики, проведение социологических исследований с использованием сложных процедур и методик» [4]. С актуальным стимулирующим информационным фактором ОТР, с нашей точки зрения, ассоциируется работа интернет-вещания «Общественного телевидения России» на Интернет-сайте http://otr-online.ru/see-tv [5].

Инициатором формирования интернет - телевидения для российских родителей была Лига безопасного интернета совместно с российскими представителями Р08С0К и Ассоциации интернет-провайдеров [6]. Базовой основой стал ведущий европейский интернет - ресурс рагейЛаппе!

который в своей работе большое внимание уделяет нравственной и духовной безопасности детей в интернете. По словам исполнительного директора российского сегмента интернет-телевидения Д. Давыдова, «в России есть стремление

к тому, чтобы подобных раге^сЬаппе1!у ресурсов становилось как можно больше, особенно в Рунете, где пока, к сожалению, небезопасного и противоправного контента больше, чем полезных, просветительских источников информации» [7]. Родители, педагоги, психологи надеются, что в ресурсе, который назван как интернет - телевидение для родителей найдется много места и для родительских тем.

Несмотря на инновации и поиски разрешения актуальных проблем человека - телезрителя, современное телевидение редко информирует зрителей телевизионных экранов о реальности жизни, оно фактически создает иную производственную реальность - шоу, сериалы, авторские проекты -как производство фабрики чужих идей.

Телекомпании уже давно отвечают на запросы, которые сами же и формируют. Фактически имеет место производство духовного мира, системы потребностей, мотивов деятельности телезрителей.

Перефразируя западных ученых, утверждавших, что в ХХ1 веке отношение к искусству быстро и резко изменится - потеряется его значимость как высшего творения человеческого духа и превратится в товар, можно с уверенностью сказать, что современная телеиндустрия превратилась в индустрию потребления. Сегодня на телевизионном экране многие традиционные понятия культуры подвергаются эрозии, образование уступает место фрагментарности непонятных знаний, искусство заменяется нелепой шоу - подделкой.

Оппоненты в противоположность наших взглядов могут утверждать, что только телевизионное искусство будет тем «спасительным кругом», который даст российскому социуму возможность «держаться на плаву».

Однако, творческие практики российского телевидения рубежа ХХ - ХХ1 вв. показывают сложнейшие проблемы в становлении диалогической культуры отечественного телевидения, в понимании и принятии образцов телевизионного художественного творчества, в создании алгоритма анализа телепередач, созданных российской телеиндустрией.

К сожалению, мы на пороге потери культуры, созданной высоким творческим началом, смены системы ценностей, испытанной тысячелетиями развития мировой и отечественной культуры, утверждения потребления как вектора культуры ХХ1 веке.

Все вышеизложенное позволяет нам говорить о:

- необходимости выработки критериев оценки телевизионной культуры современности.

- соотношении и разведению понятий, способствующих конструктивному диалогу между создателями телепрограмм, руководством российского телевидения и телезрителем, все больше и больше потребляющего телевизионную продукцию.

- обосновании дальнейшего развития современной философии телевидения.

Поскольку все три положения фокусируются в одной точке - человеке на телеэкране, в целом мы можем сказать, что современное российское телевидение проходит этап своего взросления, эволюции и адаптации к новым мировым и российским реальностям, к пониманию своей исторической и культурной роли в условиях медиа информационной глобализации.

Литература и примечания

1. Запесоцкий А. С. Философия и современные российские реформы // Вестник Московского университета. 2013. № 2. С. 95 - 97.

2. Полуэхтова И. А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения: автореф. дисс. ... д-ра социол. наук. URL: http:// dibase.ru/ article/22092008_ poluekhtovaia.

3. Эрнст К. Телевидение и эволюция // Научные и учебные тетради Высшей школы телевидения МГУ имени М. В. Ломоносова. Тетрадь № 1. М., 2010. С. 27.

4. Общественное телевидение России. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. Интернет-вещание «Общественного телевидения России». URL: http://otr-online.ru/see-tv.

6. Лига безопасного интернета организация, созданная в 2011 г. при поддержке Минкомсвязи РФ и российского Благотворительного фонда Святителя Василия Великого для противодействия распространению опасного контента в интернете; POSCON - тематическая сеть Европы, вносящая существенный вклад в тему детской онлайн-без-опасности на европейском уровне; Ассоциации интернет-провайдеров - некоммерческая организация, объединяющая крупнейших игроков российской интернет-отрасли.

7. Интернет-вещание «Общественного телевидения России».

S. G. AZARYAN. RUSSIAN TV OF THE TURN OF XX-XXI CENTURIES: PROBLEMATIC ASPECTS OF EDUCATION AND CULTURE

The article talks about the formation of modern television culture and information fields. The author analyses the problems of the Russian industry, the specifics of the national TV and visual perception. Key words: television as a phenomenon of culture, cultural's entirety, information field.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.